мариинский дворец история кратко
Тот самый, напротив Исаакиевского: Мариинский дворец
Мариинский дворец на Исаакиевской площади — одно из красивейших зданий Петербурга. Николай I подарил его дочери Марии и ее мужу герцогу Лейхтенбергскому. За долгую историю дворец успел побывать приютом семейной идиллии и светских интриг, местом сбора Государственного совета и Комитета министров, после Революции здесь заседало Временное правительство. А после 1918 и вовсе казармы Красной Армии. О знаменитом дворце на Синем мосту, сыгравшем важную роль в истории Российского государства, расскажет Екатерина Астафьева.
Особняк графа Чернышева
В 1761 году участок, на котором сейчас расположен Мариинский дворец, выкупил граф Чернышев. Он выстроил себе особняк, куда приглашал даже Екатерину II — здание считали одним из самых роскошных в Петербурге. После смерти графа его сын заложил дворец из-за долгов, затем его какое-то время арендовала из казны Адмиралтейств-коллегия, а в начале XIX века на его месте задумали построить новый особняк, на этот раз для великого князя Михаила Павловича, младшего брата Александра I.
На месте Мариинского дворца находился особняк графа Чернышева
Разработку проекта поручили великому Росси, который хотел расширить Синий мост до настоящей площади. На Мойке, правда, апартаменты князю так и не возвели — зато именно для него был построен Михайловский дворец, где сейчас находится главное здание Русского музея. Особняк Чернышева же передали Школе гвардейских прапорщиков — именно здесь учился Михаил Юрьевич Лермонтов, в ту пору юнкер лейб-гвардии Гусарского полка.
План дворца Чернышева
Мария Николаевна, для которой построили дворец, была девица своевольная, ни за что не хотела выходить замуж и покидать Петербург. И дочь императора можно понять: великих княжон в то время выдавали замуж чаще всего в небогатые немецкие княжества. В итоге удалось найти компромисс: Мария вышла замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского, который согласился принять российское подданство, жить в Петербурге и растить детей в православии. Оба супруга были неординарными личностями.
Максимилиана очень полюбили при дворе, император Николай считал его своим пятым сыном. Он наградил зятя всеми возможными русскими и польскими орденами, пожаловал ему титул императорского высочества и назначил президентом Академии художеств. Баварец занимался гальванопластикой, интересовался электрохимической металлургией и даже сам ездил на Урал, чтобы лучше исследовать состояние горных заводов. К тому же он был любителем искусства и не забывал о благотворительности.
Мария Николаевна Романова
Идиллия и мезальянс
Мария Николаевна блистала красотой на великосветских балах и занималась общественной деятельностью. Она стала членом Патриотического общества и устраивала его собрания в Зимнем дворце. Затем она занялась устройством Патриотического института благородных девиц. После смерти Максимилиана в 1852 году она заменила супруга на посту президента Академии художеств. Правда, брак великой княжны и баварского герцога вряд ли можно назвать удачным: идиллию омрачали любовные интриги, ставшие нормой в светском обществе Петербурга. по городу ходили слухи о романе Марии и графа Григория Строганова. После кончины герцога дочь императора вступила с графом в брак, который был очевидным мезальянсом. Император Николай, а позже и Александр II его принять не могли.
Проект знаменитого Штакеншнейдера
Но в 1839 году никто еще и предположить не мог, во что превратиться брак княжны и герцога, и супруги поселились в Зимнем дворце. Николай тут же приказал начать постройку особняка для любимой дочери. Росси был уже стар, так что проект поручили молодому талантливому архитектору Штакеншнейдеру. Именно он, например, построил дворец Белосельских-Белозерских на Фонтанке, Николаевский дворец и дворец Алфераки в Таганроге. Дом самого архитектора не был настоящим центром культурной жизни столицы.
Здание построили быстро, уже в 1845 Мария вместе с семьей поселилась во дворце на Мойке. Фасад здания довольно классический, но вот внутри расположились разностильные интерьеры. Ансамбль Мариинского дворца ознаменовал переход русской архитектуры от классицизма к эклектике.
Жемчужиной дворца был Зимний сад, посреди которого бил фонтан высотой почти в 8 метров. Интересной особенностью был пандус, расположенный в правом крыле. Это, возможно, связано с больными ногами Марии Николаевны: по наклонному проходу она могла передвигаться на коляске. Во время работы над зданием возникли проблемы: при проверке выяснилось, что толщина балок в перекрытиях гораздо меньше, чем необходимо. Каменные напольные плиты тоже оказались тоньше. Выяснилось, что подрядчики сэкономили на материалах, из-за чего с ними тут же расторгнули контракт и принялись в спешном порядке все переделывать.
Дети Марии Николаевны продали дворец в казну за долги. В 1884 году по указу императора Александра III Мариинский дворец объявили резиденцией Государственного совета, Государственной канцелярии и комитета министров.
Мариинский дворец, фото начала XX века
В 1917 дворец заняло Временное правительство, а затем Всероссийская комиссия по выборам в Учредительное собрание. Но удивительнее всего в стенах бывшего дворца великой княжны смотрелись казармы Красной армии, размещенные в нем в 1918. Потом было общежитие на 1000 коек, ленинградское отделение промакадемии и высшие курсы при ЦК ВКП (б).
Зал общих собраний Государственного совета в Мариинском дворце
Мариинский дворец, Санкт-Петербург: история, экскурсии, фото
Мариинский дворец (Санкт-Петербург) – один из трех «политических» дворцов Северной столицы России и важнейшая часть архитектурного ансамбля Исаакиевской площади. Кроме того, здание считается достоянием российской культуры и истории. Сегодня каждый желающий может посетить знаменитый Мариинский дворец (Санкт-Петербург). Отзывы туристов показывают, что это одно из обязательных мест для знакомства с городом. Давайте в этом убедимся! В данной статье будет рассмотрена история Мариинского дворца в Санкт-Петербурге, и порядок его посещений.
Участок
В 1761 году, участок земли в южной части теперешней Исаакиевской площади, на котором сегодня располагается Мариинский дворец, был приобретен генерал-поручиком, камергером, графом Иваном Григорьевичем Чернышевым. В следующем году по проекту Ж. Ю. Валлен-Деламота здесь началось возведение крупного особняка. Граф хотел, чтобы его имение получилось простым, без золота и серебра, но очень красивым, хорошо убранным и благородным. 4 октября 1765 года Чернышев заселился во дворец. В декабре следующего года он принимал в нем императрицу Екатерину II. На тот момент здание считалось одной из главных достопримечательностей Петербурга.
В 1797 году, когда Иван Григорьевич умер, дворец перешел в собственность его старшего сына Григория. Спустя некоторое время, из-за долгов здание было заложено и взято в казну. Часть помещений стали сдавать в аренду. Здесь торговали разными товарами, начиная от картин, и заканчивая колбасой. Второй этаж и сад заняло мещанское общество под названием «Шустер-клуб». Какое-то время во дворце жил Французский принц Конде.
Во время реконструкции Адмиралтейства по проекту Захарова дворец Чернышева был отдан в аренду коллегии Адмиралтейств. Захаров лично занимался приспособлением постройки для чиновничьих нужд. В 1810-х данный участок планировалось отдать под строительство дворца младшего брата Александра I – князя Михаила. Проект был поручен Карлу Росси. По задумке архитектора, здание должно было иметь трапециевидную форму с выходом главного фасада на площадь, и садом во дворе. Предполагалось, что перед дворцом будет снесено несколько частных домовладений, расширено Синий мост и увеличено площадь. Сославшись на дороговизну выкупа частных строений, находящихся около дворца, от проекта перестройки отказались.
В мае 1823 года Николаем I была учреждена Школа гвардейских прапорщиков. 10 августа 1825 года она была перенесена во дворец Чернышева. Здание надстроили третьим этажом и установили на его аттике герб. В 1826 году заведение переименовали в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. В ней обучение проходили М. Ю. Лермонтов и А. И. Барятинский.
Свадебный подарок Николая I
В период с 1839 по 1844 год на этом месте по проекту А. И. Штакеншнейдера был возведен легендарный Мариинский дворец (Санкт-Петербург). Фото современного здания очень схоже с постройкой тех лет. Здание стало свадебным подарком Николая I для его дочери Марии, в честь которой оно и получило свое название.
Начало стройки
Император хотел, чтобы у его дочери был самый удобный и уютный дом. Место для дворца он выбрал самостоятельно. Изначально он планировал поручить проект дворца Карлу Росси, но на тот момент архитектор в силу возраста отстранился от работы. В результате почетную миссию доверили А. И. Штакеншнейдеру. Архитектор Мариинского дворца в Санкт-Петербурге работал и ранее, но столь крупные проекты ему еще не доводилось реализовывать. В. П. Стасов и К. И. Росси составили комиссию по надсмотру за проектными и строительными работами.
1 октября 1839 года состоялась торжественная закладка постройки. Мариинский дворец (Санкт-Петербург) занял не только территорию дома Чернышева, но и еще три смежных здания. Рядом с образовавшимся участком проложили Новый переулок, который ныне называется переулком Антоненко. Чтобы здание гармонично вписалось в ансамбль Исаакиевской площади, Синий мост пришлось расширить. Так он стал самым широким в Северной столице. Правое крыло дворца включало в себя фундамент и некоторые стены старой постройки, а левое было возведено заново.
Дворец был построен весьма быстро. 25 января 1845 года его освятили и официально назвали в честь хозяйки. Есть легенда, согласно которой Мария Николаевна не хотела принимать подарок отца. Причиной тому стал тот факт, что после смерти Николая I на Исаакиевской площади в его честь установили памятник, на котором император был повернут спиной к дворцу.
Интерьер
Во избежание пожара, все перекрытия были выполнены из металла. А благодаря стенам из песчаника в помещениях здания всегда было тепло. Фасад был выполнен в классическом стиле, а вот внутренне убранство отошло от тогдашних традиций. Архитектор Мариинского дворца в Санкт-Петербурге сделал второй в России ансамбль интерьеров, знаменующий переход от классицизма к эклектике. Первым было здание Зимнего дворца.
Парадные анфилады были выполнены в форме позднего классицизма. Главная лестница располагалась слева от вестибюля, а не перпендикулярно главному фасаду, как в других дворцах. Это решение позволило уменьшить потери тепла. На втором этаже было расположено две анфилады, перпендикулярные друг другу. На месте их пересечения была организована зала-ротонда. За ней следовал Помпейский зал, окруженный овальной столовой и гостиной. После Помпейского зала шел Зимний сад, который являлся завершением центральной анфилады. По центру Зимнего сада был установлен фонтан с 8-метровой струей. Слева от Ротонды был расположен Танцевальный (Концертный) зал. Его окна выходили на внутренний двор. Библиотека и Помпейская галерея примыкали к центральной анфиладе.
В правом крыле постройки были расположены жилые покои. Комнаты Марии Николаевны располагались в таком порядке: приемная зала, гостиная (кабинет), спальня, будуар, туалетная, угловой (овальный) кабинет. Также в первом крыле был пандус. С его помощью хозяева могли попасть на любой этаж. Благодаря всевозможным растениям, украшающим наклонный проход, он напоминал горную тропу. Прогулки по пандусу благоприятно влияли на здоровье хозяев дворца. Согласно наиболее распространенной версии, строительство пандуса было вызвано болезнью ног Марии. По этому проходу она могла передвигаться на коляске.
Супруг Марии жил в комнатах с видом на Исаакиевскую площадь. В его распоряжении были: парадная приемная, гостиная, бильярдная, кабинет и турецкий кабинет. Специально для него на первом этаже сделали капеллу с витражом, привезенным с его родины – города Мюнхена. По окончании строительства Мариинский дворец (Санкт-Петербург) открыли для свободного посещения, что было весьма необычным явлением для того времени. На аттиковом этаже расположилась церковь Николая Чудотворца. Это объясняет укрупненный аттик.
На первом этаже дворца располагались детские комнаты и комнаты воспитателей. Самой крупной комнатой здания стал рекреационный зал, который был приспособлен для активных игр и занятий спортом. Придворные проживали на верхнем этаже и двух флигелях – Офицерском и Гофмейстерском.
Герцог Максимилиан ушел из жизни в 1852 году, а его супруга прожила до 1876 года. До самой смерти Мариинский дворец (Санкт-Петербург) был ее основным жилищем. После смерти Марии дворец перешел по наследству ее детям. Позже, из-за долгов, Георгий и Евгений Лейхтенбергские решили продать его.
Переход в казну
В 1884 году дворец за 3 миллиона рублей по условиям 30-летней рассрочки перешел в собственность государства. В июле 1884 года Александр III подписал указ о том, что дворец стал резиденцией Государственного Совета, Комитета министров, Государственной канцелярии, а также Канцелярии по принятию прошений. Все эти органы были перенесены в здание к началу 1885 года. Некоторые усадебные строения достались Военному министерству, для размещения 3-го батальона Стрелкового Финского полка. 11 февраля дворец торжественно освятили как центр российской государственности.
Переоборудование
Новоиспеченный зодчий Мариинского дворца в Санкт-Петербурге – Л. Л. Петерсон – переоборудовал здание, исходя из его новых функций. В 1893 году свечное освещение заменили электрическим. Каждый понедельник в Ротонде проводились заседания Госсовета. Кабинет герцога переоборудовали в кабинет председателя Государственного совета. В Концертном зале проводил свои заседания Кабинет министров, а в Овальном – Департамент гражданских и духовных дел. В 1901 году, в день столетия Госсовета, в Ротонде было организовано его торжественное заседание. Это событие было запечатлено на знаменитом полотне И. Е. Репина.
В 1905 году, когда была учреждена Государственная Дума, численность Госсовета значительно возросла. В здание дворца стали пускать журналистов и других заинтересованных гражданских лиц. В Ротонде перестали помешаться все участники заседаний. В 1908 году под руководством трех архитекторов: Бенуа, Перетятковича и Шретера, Зимний сад был перестроен для нужд Госсовета. 15 октября 1908 года последний начал работать уже в новом зале.
Отказ Матильды Кшесинской
В начале 1900-х годов император Николай II хотел предоставить Мариинский дворец своей фаворитке Матильде Кшесинской. Однако она, несмотря на отговорки императора, строила особняк на Петроградской стороне. Существует мнение, что танцовщица отказалась от подарка по той же причине, что и Мария – из-за того, что Николай I и Петр I стояли к дворцу спиной.
Послереволюционные события
Когда закончилась февральская революция, во дворце обосновалось Временное правительство. Оно проработало здесь до июня. 7 августа дворец стал местом деятельности Всероссийской комиссии по выборам в Учредительное собрание. По окончанию октябрьской революции Мариинский дворец (Санкт-Петербург), история которого не единожды рассказывала о смене владельцев и пользователей, достался Народному комиссариату имуществ и Высшему совету народного хозяйства. Когда в 1918 году правительство переехало в Москву, во дворце обустроили казармы Красной Армии.
Затем в здании размещались всяческие учреждения: Трансбалт, Дом Печати, Севзапвод и прочие. С 1928 по 1929 гг. здесь было устроено общежитие на 1000 коек, принадлежащее акционерному обществу «Советский турист». В конце 1929 года во дворце открылось отделение Промакадемии ВСНХ. Здесь находились аудитории, общежитие академии, а также помещения для персонала и кинотеатр. В 1940 году эти помещения перешли высшим курсам ЦК ВКП(б).
Реставрация
Уже в 1944 году в Мариинском дворце начались реставрационные работы. Согласно проекту Шепелевского была произведена реставрация и перепланировка помещений. В восточном крыле установили новую мраморную лестницу. На главном фасаде здания были размещены макеты пяти орденов и медалей, которых был удостоен Ленинград. 8 октября 1945 года в здании дворца поместили исполком Ленсовета трудящихся. В 60-х годах прошлого столетия было организовано восстановление росписей Помпейской галереи, а также реставрацию Красного (Приемного) и Белого (Танцевального) залов. В 1990 году восстановили и освятили церковь. Вот такую непростую историю пережил Мариинский дворец. Законодательное собрание Санкт-Петербурга здесь функционирует с 14 декабря 1994 года по сей день.
Мариинский дворец сегодня
На сегодняшний день каждый желающий может посетить Мариинский дворец (Санкт-Петербург). Режим работы достопримечательности: вторник с 10.00 до 17.30. Экскурсии нацелены на повышение уровня политической осведомленности граждан и знакомство с деятельностью Законодательного собрания. В экскурсионную программу входит также ознакомление с историей развития русского парламентаризма, историей здания, а также главными архитектурными особенностями, которыми обладает Мариинский дворец (Санкт-Петербург). Экскурсии организовываются и проводятся управлением по информации и связям с общественностью Аппарата Законодательного собрания. Заявку на проведение экскурсии подают руководители групп не позднее, чем за две недели до дня мероприятия. Таким образом, простому туристу не так уж и просто попасть в Мариинский дворец (Санкт-Петербург). Адрес достопримечательности: Исаакиевская площадь, 6.
Мариинский дворец
в Санкт-Петербурге
Мариинский дворец в Санкт-Петербурге неразрывно связан с политической жизнью города. В свое время в нем заседали члены Государственного совета Российской империи, Временного комитета Госдумы, Высшего совета народного хозяйства СССР и Ленсовета. Короткий период здесь располагался ленинградский центр сопротивления ГКЧП и, наконец, дворец стал домом для депутатов Законодательного собрания СПб.
Дворцовый комплекс является объектом культурного наследия федерального значения. Он расположен в центре Северной столицы России, а его центральный фасад обращен к Синему мосту и Исаакиевской площади с конной статуей Николая I, за которой следуют Исаакиевский сквер и Исаакиевский собор.
История Мариинского дворца в Петербурге
Выдающийся архитектурно-исторический памятник был возведен в 1839–44 гг. на месте дворца графа И. Чернышева, построенного в 1763 г. и существенно реконструированного в 1828 г. в целях размещения школы Гвардейских прапорщиков. Николай I, задумавший снести старое здание и построить на его месте новую грандиозную резиденцию для своей дочери Марии, перевел военное училище в другой район города и расширил территорию, выкупив соседние участки земли.
За ходом строительства следила специально созданная комиссия, еженедельно докладывающая императору о ходе работ. Сам Николай I не раз наведывался на объект с инспекциями.
В 1845 г. в резиденцию заселились герцоги Лейхтенбергские — дочь и зять Николая I со своими детьми. Работы по дальнейшему обустройству дворцового комплекса велись до 1850-х гг.
Вскоре после смерти Марии Николаевны в 1876 г., Мариинский дворец был продан в государственную казну, и с тех пор в нем размещаются различные органы власти и ведомства, хотя и с небольшими перерывами. Так, например, в 1918 г. здание отдали под казармы, в 1920-х здесь было 60 квартир для служащих «Трансбалта». Чуть позже тут обосновались Дом печати, Промышленная академия, Высшие курсы при ЦК ВКП(б) и общежитие, а во время ВОВ во дворце находился реабилитационный госпиталь. Домовая церковь долгое время служила кинотеатром.
Архитектура
Проект Штакеншнейдера предполагал сохранение основного объема дворца Чернышева, но с усовершенствованием конструктивных элементов, изменением внутреннего пространства, использованием при строительстве новейших технологий и материалов. В итоге, прежние стены усилили дополнительной каменной кладкой, деревянные балки заменили металлическими, залы оборудовали системой централизованного отопления и вентиляцией, а ванные комнаты — водопроводом и канализацией. Электричество появилось позже — в 1893 г.
Мариинский дворец на google.maps
Трехэтажное здание в плане имеет явную асимметрию. Его архитектурный облик выполнен в эклектичном стиле, основанном на классицизме в общем объеме и барокко в скульптурных элементах. Фасад украшен пилястрами с капителями и балюстрадами. Он подчеркнут двумя крайними ризалитами с треугольными фронтонами и центральным ризалитом, увенчанным аттиком. Первый уровень дворца отделан рустовкой, а входная группа выделена портиком с арочными проходами. Его завершает открытая террасная площадка, огражденная балюстрадой с вазонами. Оконные проемы каждого этажа имеют собственные размеры.
Изначальная планировка предусматривала виды из жилых комнат на внутренние дворы, а из служебных помещений — на внешние улицы.
Архитекторы
Автором проекта Мариинского дворца является русский архитектор Андрей Штакеншнейдер. Этот комплекс считается его лучшей работой. Он привлекал к сотрудничеству профессоров и бывших студентов Академии художеств, которые занимались второстепенными корпусами и помещениями.
В 1890-х гг. здание капитально ремонтировалось и частично реконструировалось под руководством академика Императорской Академии художеств, архитектора Людвига Петерсона. В 1906-м по проекту русского зодчего Леонтия Бенуа Зимний сад был перестроен под Большой зал заседаний.
Во время ВОВ Мариинский дворец серьезно пострадал от бомбежек. Восстановительные работы проводились под руководством архитектора М. Шепелевского.
Ордена на фасаде
В 2005–06 гг., в ходе масштабной 9-месячной реставрации экстерьера Мариинского дворца, на аттике были воссозданы лепнина и городской герб, удаленный с фасада в 1960-х гг. Гипсовые слепки наград Ленинграда на центральном ризалите заменили укрупненными металлическими копиями:
Дворец на Исаакиевской площади: название
Мариинский дворец носит имя великой княжны Марии Николаевны Романовой, дочери императора Николая I и сестры Александра II. Щедрый подарок отца был приурочен к ее свадьбе в 1839 г. с Максимилианом, герцогом Лейхтенбергским, младшим сыном Эжена де Богарне и внуком первой жены Наполеона I Жозефины. Название было закреплено специальным императорским указом.
Мария Николаевна организовывала в своей резиденции спектакли, концерты, рождественские елки для детей, благотворительные вечера и веселые маскарады. Она и ее первый супруг являлись большими ценителями искусств и сумели собрать одну из лучших частных коллекций с полотнами известных итальянских, голландских, испанских и русских мастеров, а также нумизматические, минералогические и книжные собрания.
Залы Мариинского дворца и интерьеры
К созданию внутреннего убранства дворца были привлечены профессора Императорской Академии художеств и именитые мастера того времени — лепщики, художники, скульпторы, мебельщики. Штакеншнейдер лично курировал создание стилевых решений и даже лично подготавливал эскизы декоративных украшений. В отделке интерьеров использовались самые лучшие материалы.
Парадный вестибюль
Посетителей встречают колонны и пилоны из розового мрамора, поддерживающие потолочные своды, и бронзовые канделябры с ангелами, бюст Марии Николаевны, установленный в 2007 г., и стилизованная лепнина с золочеными буквами, составляющими имя «Мария». Далее идет Парадная лестница со статуями античных воинов в нишах, бюстами и нежными арабесками на стенах и сводах. Ее верхняя часть ограждена перилами из чугуна с позолоченным орнаментом.
Ротонда
Двухъярусный круглый зал, ограниченный по периметру беломраморной колоннадой, является центром дворцовой композиции. На 17-метровой высоте Ротонда накрыта куполом со стеклянным фонарем, освещающим помещение в дневное время. Декор выполнен в духе античной Греции, на фризах изображены крылатые грифоны. До 1907 г. в зале проводились заседания Законодательного собрания. Сегодня в Ротонде, как и при Марии Николаевне, устраиваются новогодние праздники для детей и, благодаря великолепной акустике, организовываются концерты.
Танцевальный, или Белый зал
Настоящая жемчужина Мариинского дворца, нарядная красавица в белоснежном одеянии. Сегодня стены украшены созданным Антонио Виги фризом со сценами из античной мифологии и золоченым орнаментом, а во времена Марии Николаевны здесь располагалась картинная галерея из 300 полотен. Кессонный потолок декорирован лепниной, помещение освещается многоярусными люстрами и аналогичными по форме бра. Белый зал предназначен для круглых столов, конференций, депутатских и общественных слушаний.
Красный зал
Бывшая приемная Максимилиана Лейхтенбергского считается одним из красивейших залов Мариинского дворца. Белые стены оттеняют детали темно-красного цвета — пилястры и инкрустированные двери. Лепнина украшена позолотой, наборный паркет отличается сложным рисунком. Сегодня здесь проводятся протокольные встречи с зарубежными делегациями.
Помпейская галерея и Помпейский зал
Название помещений связано с их оформлением в помпейском, как казалось авторам, стиле. Две стены Помпейского зала, называемого Темным из-за отсутствия окон, расписаны яркими красками, а две другие ограничены колоннадами, одна из которых выводит к Ротонде. Помпейская галерея отличается разнообразием узоров — гротескная живопись, орнаменты-канделябры, ковровые орнаменты.
Овальный кабинет
Этот зал, как и опочивальня, шикарный будуар с красивейшим камином, туалетная комната и ванная Марии Николаевны, располагается в западном ризалите, где был старый дворец Чернышева. Главные украшения кабинета великой княгини — многоярусный камин с полихромным мраморным панно и потолочная роспись Дроллингера и Вундерлиха.
В этой части Мариинского дворца для дочери Николая I, страдающей от суставных болей в ногах, была построена специальная лестница без ступеней. Спиральный пандус овальной формы был огражден чугунными перилами с деревянными поручнями, по нему можно было спускаться и подниматься на коляске.
Голубая гостиная
Огромное помещение, разделенное надвое парными пилонами с вязью, служило когда-то Марии Николаевне гостиной-кабинетом. Части зала визуально разграничивались тяжелым занавесом, который в любой момент можно было раздвинуть. У окон расположены камины. В Голубом зале в настоящее время установлены витрины, где хранятся многочисленные высокохудожественные предметы, подаренные городу по случаю торжественных событий.
Домовая церковь
Дворцовый храм во имя Николая Чудотворца расположен выше других помещений, к нему ведет отдельная лестница. Он был освящен в 1845 г., но только в 1856-м по просьбе Марии Николаевны на стенах появились росписи Г. Гагарина с библейскими сюжетами. Тогда же сосновый иконостас заменили мраморным. Росписи и внутреннее убранство церкви были полностью воссозданы к 2018 г. С 1991 г. здесь проводятся службы.
Большой зал заседаний
Комплекс Мариинского дворца ранее включал отапливаемый Зимний сад, где росли экзотические растения, журчал фонтан и обитали тропические птицы. Он был перестроен по проекту Леонтия Бенуа в 1907–08 гг. для Государственного совета. Сегодня в зале заседает Законодательное Собрание СПб.
Информационный центр
В 2014 г. на 1 этаже дворца выделили помещение для экспозиций, связанных с историей строительства Мариинского дворца и становления Законодательного Собрания СПб. Здесь же представлен макет здания.
Экскурсии
Ознакомительные посещения проводятся организованными группами по предварительным заявкам организаций. Частные лица могут сделать запрос, обратившись к депутатам Законодательного Собрания по форме обратной связи.
Экскурсия по Мариинскому дворцу: видео
Как добраться до Мариинского дворца
До остановки «Исаакиевская площадь» можно доехать на автобусах № 3, 22, 27, 10, 70, 71 и маршрутке № 169.
Ближайшие станции метро — Садовая, Спасская, Сенная площадь, Адмиралтейская.
Вызывать такси в городе удобно с помощью мобильных приложений Везёт (Рутакси), Bolt, Maxim, Gett, Яндекс Go. Для составления собственного маршрута можно воспользоваться опциями удобного сайта.