марина летчик биография попович
Летчица Марина Попович и ее дети. Какая мамой была Марина Попович?
На счету лётчицы Марины Попович – 102 мировых авиарекорда. 10 из них были поставлены на огромном АН-22 («Антей»). Ни одна женщина в мире не летала на самолете такого класса, тем более в качестве командира экипажа. Марина первой в мире из женщин преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21. За свои достижения она награждена многочисленными орденами и медалями.
Заслуженный мастер спорта СССР, доктор технических наук, профессор, член Союза писателей РФ – это всё она, Марина Попович. А ещё – жена и мама двух дочерей.
20 июля 1931 года на хуторе в Смоленской области в семье Лаврентия и Ксении Васильевых родилась вторая дочь, которую назвали Мариной. Отец Марины не чурался никакой работы, вплоть до сплавления плотов по реке Двина, но главным в его жизни была музыка. Он в совершенстве владел скрипкой. Марина ему аккомпанировала на цимбалах, причем довольно умело.
» Двое братьев матери Марины были лётчиками, и, возможно, это стало причиной того, что девочка начала мечтать о небе.
«Конечно, это было по-детски наивно, но мечта стать летчиком меня не оставляла. Правда, все оказалось не так просто. После школы поступила в Новосибирский авиационный техникум. Экзамены сдала хорошо, но меня зачислили на сварочное отделение. Однако позже все равно перевели на самолетное. Была такая проблема: я невысокого роста, не доставала в самолёте до педалей. Пришлось заниматься специальной гимнастикой, для вытягивания ног подолгу висела вниз головой на турнике. Я нашла альпинистские цапли и просила, чтобы меня подвешивали вниз головой. То ли действительно упражнения помогли, то ли я просто сама по себе выросла, но рост увеличился до 160 см, и путь в аэроклуб открылся.
Сначала я прыгала с парашютом, а потом стала летать. На всю жизнь запомнила свой первый полёт. Когда чувствуешь, как самолёт подчиняется твоей воле, – это ни с чем не сравнимо. После аэроклуба я стала летчицей-спортсменкой ДОСААФ. Но хотелось стать профессионалом, военным летчиком. А все говорили: это не женское дело. Куда бы ни обращалась – отказы».
Летать на спортивных самолётах Марина Васильева начала в 1948 году. В 1951 году она окончила авиационный техникум в Новосибирске, после чего работала инженером-конструктором на заводе имени Коминтерна (1951-1953).
Марина закончила обучение с красным дипломом. После окончания училища её оставили работать там летчиком-инструктором. Три года спустя, с 1958 г, она уже летала в Центральном аэроклубе им. В. П. Чкалова в парадном расчете.
» В Новосибирске же Марина познакомилась со своим первым мужем, знаменитым космонавтом первого, «гагаринского» набора Павлом Поповичем, когда оба они были курсантами.
«На первое свидание Павел не догадался купить цветы. А может, просто не подумал, или некогда было, – рассказывала Марина Попович. – А я накануне летала, у нас на аэродроме росло много ромашек – собрала букет и ему подарила. Он был крайне смущен, взял цветы, покрутил, потом прижал к груди. Прошло много лет, и оказалось, что эти ромашки он засушил и, когда летел в космос, взял их с собой».
После училища жизнь развела влюбленных по разным городам, но они долго переписывались. Наконец, в 1955 году, встретились и поженились. Их брак стал ареной для столкновения нешуточных страстей и амбиций.
» Оба страстно любили летать, и ни один не смог пожертвовать небом ради семьи. Ещё до свадьбы оба поклялись никогда «не подрезать крылья» друг другу.
Два года молодожёны вообще жили за тысячу километров друг от друга: он в Заполярье, она в Саранске, встречаясь изредка, когда позволяла служба. В апреле 1956 года у них родилась дочь, Наташа. Лишь после её рождения семья смогла воссоединиться в Подмосковье.
С 1960 года Марина Попович овладевала техникой пилотирования на реактивных самолётах, а вскоре стала единственной в стране военной лётчицей-испытателем 1-го класса.
В 1963 году Марина Попович решила стать летчиком-испытателем. К тому времени она налетала 530 часов как инструктор, освоила пять типов самолетов, имела звание старшего лейтенанта запаса. Тем не менее, чтобы добиться разрешения, ей пришлось в самых высоких инстанциях доказывать свою состоятельность. Одной из преград на пути к освоению самолетов-истребителей стали отношения с командиром, полковником Виктором Ивановым. Мастер высшего класса, Герой Советского Союза, лётчик-испытатель, он был строгим порой до жесткости, но одновременно честным и справедливым человеком. Полковник делал всё, чтобы отбить у Марины Попович желание летать, заставить разлюбить авиацию и обратиться к обязанностям жены и матери. В то время у летчицы уже была маленькая дочка, Наташа. Она втайне от мамы каждый день прибегала на аэродром, садилась на забор и часами наблюдала за полетами.
» Однажды Виктор Алексеевич ее заметил и спросил, чья же это девочка. На что та грустно ответила: «Я Наташа Попович, маму жду. Вон она летит» – и показала пальчиком на летящий самолет. Души не чаявший в детях, полковник с тех пор изо всех сил старался вернуть девочке маму.
Но попытки разуверить летчицу в ее стремлении наталкивались на стойкое сопротивление. Марина Попович без полетов и аэродрома уже не могла представить своей жизни. В конце концов Виктор Алексеевич сдался и даже написал блестящую характеристику, с которой Марину Лаврентьевну легко зачислили на лётно-испытательную работу.
Чуть раньше, в 1962 году, Попович была приглашена в качестве кандидата в космонавты и проходила медицинское обследование в составе второй группы космонавтов, но в отряд взята не была. После успешного прохождения всех испытаний врачи огласили свой приговор: «Не годна. Повышенный кислородный обмен». Марина, конечно, не поверила: откуда у неё, летчицы, летавшей на высоте в 18 тысяч метров, такой диагноз?
» Но дорога к звездам была закрыта навсегда, и мечта о космосе так и осталась мечтой.
В 1964 году Попович установила свой первый мировой рекорд скорости и получила звание мастера спорта. Но главное, был открыт путь к самой заветной мечте: стать лётчиком-испытателем. Для этого старшему лейтенанту Попович опять пришлось пройти множество инстанций, вплоть до главнокомандующего ВВС. Но своего она добилась. В 1964 году М. Л. Попович стала лётчиком-испытателем, командиром корабля Ан-12 в ГНИКИ ВВС. Именно она первой из женщин преодолела звуковой барьер (за что в западной прессе получила прозвище «мадам МиГ») В течение следующих нескольких лет она установила 102 мировых рекорда, в частности, на самолёте «РВ» (Як-25РВ). При этом она оставалась женой и матерью.
» В октябре 1968 года семья Поповичей пополнилась дочерью Оксаной. Марина до восьми месяцев беременности летала, и никто не догадывался о её положении, только замечали, что летная форма была надета не совсем по уставу.
Конечно, совмещать профессию летчика и материнство было очень непросто. Марина Лаврентьевна рассказывала: «У меня был составлен четкий распорядок дел. В пятницу, например, я убирала квартиру, стирала. Конечно, каждый вечер готовила еду. Моя первая девочка, Наташа, с 6 лет до 11 находилась в интернате. Я четыре раза в неделю приезжала к ней. Но тогда у меня было забот, что называется, полон рот: помимо летной работы училась в вечернем институте. Поэтому её одну дома нельзя было оставлять. А вот когда вторая дочка родилась, помогали все – и подруги, и лифтерша. Виделись редко, прихожу с работы – няня девочек уже уложила, только пяточки поцелую тихонько, чтоб не разбудить. Утром ухожу – они ещё спят».
Марина Лаврентьевна честно признавалась, что уделяла воспитанию детей немного времени: «Я дочерей практически не воспитывала. Была у меня одна женщина в нянях, которая жила у нас два года, потом дети ходили в ясли, садик.
» Нельзя было объять необъятное. Я не успевала. Когда они стали подрастать, я сказала: дети, делайте, как я, и прочтите десять заповедей.
Просто выписала им десять заповедей, они ещё со времен Моисея известны. Но Иисус Христос их поддержал. И больше ничего».
Но, несмотря на это, по словам Попович, «дети неплохие выросли. Конечно, хотелось бы, чтобы послушание было. Но они самостоятельные выросли, ведут совершенно независимый образ жизни, консультируются, только если что-то происходит. Советуются, но не всегда. «Мама, ты ничего не понимаешь!» А мама прожила жизнь! И теперь значит, что в семейных отношениях я ничего не понимаю?!».
По стопам матери, великой лётчицы, дочери не пошли. Дело в том, что полёты мамы были «наказанием» для них. Попович рассказывала: «Вот сейчас я книгу писала. Я попросила, чтобы они высказались: как они нашу жизнь воспринимали. Дочка вспомнила: «Когда мама приходила с полетов, где у неё всё получалось, у нас был великий праздник. Она нас угощала, всё рассказывала, какие-то задавала нам загадки. Как только у неё что-то на полётах не получалось, мы все прятались»».
» Обе дочери Марины Попович закончили МГИМО, Наталия работает в крупном банке, Оксана – домохозяйка.
Но дочери Марины Попович очень на неё похожи внешне. Возможно, от матери и отца младшей досталась и стремление к покорению высоты. В свои пять или шесть лет Оксана собрала таких же ребятишек. Она забралась на крышу пятиэтажного дома и объясняла, как будет прыгать на козырёк подъезда. Марина Лаврентьевна, когда увидела эту картину, чуть не умерла от страха. «Доченька, что ты хочешь делать?» – осторожно спросила она. Дочь ей смело сообщила, что именно. Тогда мать, взяв себя в руки, пошла на хитрость: «Доченька, ты не так прыгаешь, ты собираешься оттолкнуться правой ногой, а надо левой». В общем, прыжок решили отложить до лучших времён.
Семья и воспитание детей были у Марины Леонтьевны на втором месте после полётов. Десять мировых рекордов на счету Марины Попович, командира воздушного корабля-гиганта «Антей» (Ан-22; она стала единственной в мире женщиной-лётчицей, пилотировавшей самолёт такого класса). В последнем рекордном полёте экипаж, возглавляемый Попович, преодолел расстояние в 1000 км со скоростью, превышающей 600 км/ч, с грузом 50 тонн.
В 1979-1984 годах М. Л. Попович работала ведущим лётчиком-испытателем в ОКБ Антонова в Киеве.
Ещё будучи летчицей, она начала в перерывах между полётами и тренировками писать книги. А позже это стало её главным делом. Всего перу лётчицы принадлежит 15 книг, вышедших общим тиражом в 1,5 миллиона экземпляров. По её сценариям были поставлены художественные фильмы «Небо со мной» и «Букет фиалок».
Марина и Павел Поповичи прожили вместе 30 лет. Когда же Павел все-таки ушёл из семьи, Марина не отчаялась и смогла найти в себе силы жить дальше. И судьба отблагодарила её за это, подарив новую жизнь.
«С Борисом Александровичем Жихоревым мы вместе работали в Тушино. Он был заместителем начальника штаба авиации сухопутных войск. Я ему очень сильно симпатизировала. После смерти жены он уехал куда-то далеко к родным, долго его не было, а я перешла на другую работу. Потом он вернулся в Москву, и мы поженились. Мне было пятьдесят пять лет», – с теплой улыбкой вспоминала Марина Лаврентьевна.
О легендарном прошлом новой жительницы в крае знали и постоянно приглашали летчицу на лекции и уроки мужества. Она с удовольствием их посещала и отвечала на расспросы школьников. Умерла Марина Попович 30 ноября 2017 года, в 86 лет.
Биография Марины Попович
Летчик-испытатель Марина Лаврентьевна Попович (девичья фамилия — Васильева) родилась, по официальным данным, 20 июля 1931 года (по другой версии, 12 июля 1937 года) на хуторе Леоненки Велижского района Западной (ныне – Смоленской) области в семье Лаврентия Федосовича Коровкина-Васильева и Ксении Логиновны Щербаковой. В семье было пятеро детей.
В 1948 году Марина совершила свой первый полет как курсант аэроклуба на самолете Ут-2.
В 1951 году окончила авиационный техникум в Новосибирске, в 1951 – 1953 годах работала на заводе «Имени Коминтерна» по специальности технолога по сварочному производству.
В 1954 году окончила Саранскую лётно-техническую школу ДОСААФ (позже — Московский филиал Киевского авиационного института) по специальности «инструктор-лётчик». Некоторое время работала здесь инструктором, с 1958 года стала летчиком-инструктором в Центральном аэроклубе им. В.П.Чкалова.
В 1966 году закончила Высшее авиационное училище гражданской авиации (впоследствии – Ордена Ленина академия гражданской авиации).
С 1960 года Марина Попович стала овладевать техникой пилотирования на реактивных самолетах, а вскоре стала единственной в стране военной летчицей-испытателем 1-го класса.
Марина Лаврентьевна участвовала в первом отборе женщин-кандидатов в космонавты. В 1962 году она проходила стационарное медицинское обследование в ЦВНИАГ в составе второй группы из 8 человек, но в отряд взята не была.
В 1963 году была принята в ряды Вооруженных сил в качестве летчика транспортного звена.
В 1964 году стала летчиком-испытателем. Работала командиром корабля Ан-12 в ГНИКИ ВВС.
Марина Попович первой из летчиков-испытателей женщин преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21, за что получила прозвище «мадам МиГ» в зарубежных СМИ.
Летом 1965 года на самолете «РВ» с двумя турбореактивными двигателями установила мировой рекорд скорости полетов самолетов данного класса, пройдя замкнутый двухтысячекилометровый маршрут со средней скоростью 737,28 км/ч.
20 сентября 1967 года побила мировой рекорд американки Жаклин Кокран, пролетев на самолете «РВ» по маршруту Волгоград – Москва – Астрахань – Волгоград 2510 км и превысив рекорд на 344 км.
10 мировых рекордов завоевано ею в качестве командира воздушного корабля-гиганта «Антей» (АН-22).
В последнем рекордном полете возглавляемый ей экипаж преодолел расстояние в 1000 км со скоростью, превышающей 600 км/ч, с грузом 50 тонн.
Марина Попович — летчик-испытатель 1 класса, обладательница 101 мирового рекорда на различных типах машин. 13 из них зарегистрированы в международной авиационной ассоциации (FAI). Общий налёт составляет около 6 тысяч часов на 40 типах и модификациях самолётов.
До 1978 года служила военным летчиком-испытателем в авиационном НИИ во Владимирске Астраханской области.
В 1979 —1984 годах Марина Попович работала ведущим летчиком-испытателем в ОКБ Антонова в Киеве.
С 1984 года занимала пост президента лётной ассоциации «ВЕРСТО» в Тушино, возглавляла авиакомпанию «Конверс Авиа» при Министерстве авиационной промышленности, работала в центре А.Е.Акимова, занимающемся изучением торсионных полей.
Активистка КПРФ, участница женского движения «Надежда России».
Марина Попович была проректором Международного института управления по патриотической работе, являлась вице-президентом Международного Центра Рерихов (с 2007 года), президентом Международной академии энергетических инверсий им. П.К. Ощепкова, профессором Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта.
30 ноября 2017 года Марина Лаврентьевна Попович скончалась.
Марина Лаврентьевна Попович — член Союза писателей России, автор и соавтор около 10 книг, в том числе сборника стихов «Жизнь — вечный взлет» (в соавторстве с Т.Кожевниковой), книг «Хождение за два маха», «Сестры Икара», «Старт над облаками», «Автограф в небе», «НЛО над планетой Земля», «Магия неба». Автор киносценариев к двум фильмам: «Букет фиалок» и «Небо со мной».
Марина Попович — Герой Социалистического Труда, награждена орденами Красной Звезды, «Знак Почёта» (1961), Трудового Красного Знамени (1985), «За службу России», «Трудовая доблесть России», «За честь и доблесть», «Крылатый Лев», Петра Великого I степени, «За веру и верность»; золотой медалью Международной авиационной федерации (FAI), медалью «За ратную доблесть», Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, золотой и серебряной медалями имени С.П. Королёва.
На счету Попович — многочисленные награды Казачьих войск, диплом Поля Тиссандье (FAI), диплом имени Ю.А. Гагарина, диплом премии «Российский национальный олимп» о присвоении титула «Национальный герой».
Марина Попович — лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин России «Олимпия» в номинации «Женщина-легенда», лауреат Международной премии им. М.В. Ломоносова за научные достижения в области авиации, лауреат премии им. А.В. Суворова за вклад в литературу и культурное наследие.
Попович — действительный член Платоновской Академии наук (Франция), действительный член Петровской Академии наук и искусств (Санкт-Петербург), действительный член Международной Духовной Академии, член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка
Первый супруг – лётчик-космонавт Павел Попович, супруг — Борис Александрович Жихорев, две дочери.
Марина Попович: причина смерти. Личная жизнь и краткая биография
Марина Попович (в девичестве Васильева) родилась в Смоленской области, в семье сплавщика и большого любителя музыки Лаврентия Федосовича и Ксении Логиновны 20 июля 1931 г.
Биография Марины Попович
Марина с детства играла на цимбалах — отец научил, и все были уверены, что она свяжет жизнь с музыкой. Попович вспоминала:
«Мы с отцом по деревенским клубам гастролировали, имели невероятный успех: я, маленькая кнопка, дергала за 78 струн, а он рядом стоял и пиликал на своей скрипке. Так что перед войной, мне и 10 лет не исполнилось, уже практически звездой стала на родной Смоленщине».
Коллаж из фото Марины Попович
Без вести пропал на фронте любимый отец, двоюродные браться 9 и 12 лет ушли в партизаны, и Марина решила тоже бить фашистов.
Марина Попович на летном поле
Но не успела — к моменту ее взросления война закончилась, однако желание летать осталось. Семья эвакуировалась в Новосибирск, Марина там окончила школу и поступила на сварочное отделение в Новосибирский авиационный техникум, а потом перевелась на самолетное отделение.
Но в аэроклубе заниматься Марине не дали — она была слишком маленького роста, всего 145 см., ноги не доставали до педалей в самолете.
Начала с прыжков с парашютом, потом, в 1948 г., совершила первый полет на УТ-2, который запомнила на всю жизнь.
102 рекорда в небе
По окончании техникума она работает инженером-конструктором на заводе, затем Марина становится летчицей-спортсменкой, но мечтает о карьере военного летчика. И тут загвоздка — после войны главной обязанностью женщин стало деторождение, слабый пол в небо не пускали. Марина Васильева с трудом добилась аудиенции Климента Ворошилова, и тот дал согласие.
Попович в кабине истребителя
Новый поворот в биографии — с 1960-х годов Попович осваивает реактивные самолеты, в 1964 г. становится единственной в СССР женщиной — военным летчиком-испытателем 1-го класса. В течение нескольких лет она установила более сотни мировых рекордов в авиации, причем несколько — на самолете Ан-22 «Антей», на котором не летала ни одна женщина.
Могла бы стать и космонавтом
В 1962 г. Марина Попович проходит медкомиссию для зачисления во II отряд космонавтов, но ее кандидатуру не согласовывают — вроде как обнаруживается повышенный кислородный обмен, что странно для летчицы, преодолевавшей 18 км. высоты и сверхзвуковые скорости. Она продолжает испытывать самолеты, причем ее не отвращают от неба даже внештатные ситуации: в время одного из полетов у самолета загорелся двигатель, машина упала, замок кабины заклинило, и только чудом ей удалось выбраться из горящего самолета. В другой раз отказала система кислородного обеспечения на ЯК-25РВ, Марина Попович подключила аварийную и потеряла сознание, падая с 17 тысяч метров. На высоте 8000 м. Марина очнулась и выровняла машину, практически благополучно приземлившись. Попович представили к званию Героя Советского Союза, но главком ВВС Кутахов был против:
«Еще чего не хватало – уже и бабы у нас летают!»
В 1969 г. Попович защитила кандидатскую диссертацию «Увеличение дальности полета за счет ламинаризации и методика летных испытаний самолетов с управлением ламинированным обтеканием».
Марина Попович — преподаватель
У нее был 2-х летний перерыв в летной карьере, вернуться в небо помог Олег Антонов, генеральный конструктор ОКБ, и она незамедлительно согласилась.
У Антонова Попович работала в 1979—1984 гг., подбирала девушек-авиаторов специально для полетов на рекорды, и женский экипаж под руководством Попович установил 71 мировой рекорд в небе. В 53 года Марина Попович завершила лётную карьеру.
Награды, общественная деятельность
За свою жизнь Марина Попович написала 14 книг, из которых наиболее значимы «НЛО над планетой Земля» (удостоена премии М.В.Ломоносова) и «Я — лётчик. Воспоминания и размышления», она член Союза писателей России, а также является автором сценариев к фильмам «Букет фиалок» и «Небо со мной».
Книга Марины Попович с автографом
Попович награждена орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», Золотой авиационной медалью ФАИ, является Заслуженным мастером спорта СССР, лауреатом Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия».
Марина Попович — обладатель множества наград
Попович являлась участницей женского движения « Надежда России» и была активисткой КПРФ. В интервью «Советской России» в 2010 г. Попова объяснила свою деятельность такой причиной:
«Сейчас быть в КПРФ — это как в партизанском отряде. Моя цель — отстоять отечественную авиацию. Эти же цели у коммунистов. Нынешнее время — бесплодно, его символ — уничтоженный Буран».
Также Марина Лаврентьевна была вице-президентом Международного Центра Рерихов, занимала пост проректора НОУ ВПО «Институт управления», являлась действительным членом нескольких академий наук.
Кстати, Попович увлекалась уфологией, утверждала, что трижды сама встречалась с НЛО, всерьез изучала эту тему.
Личная жизнь Марины Поповой
Во время учебы в Новосибирске Марина знакомится с курсантом Павлом Поповичем, будущим космонавтом и своим мужем.
«На первое свидание Павел не догадался купить цветы. А может, просто не подумал или некогда было. А я накануне летала, у нас на аэродроме росло много ромашек – собрала букет и ему подарила. Он был крайне смущен, взял цветы, покрутил, потом прижал к груди. Прошло много лет, и оказалось, что эти ромашки он засушил и, когда летел в космос, взял их с собой».
Поженились они только в 1955 году, через год родилась дочь Наташа, в 1967 г. — Оксана.
Интересно, что Попович вплоть до четвертого месяца беременности не прекращала полетов. С первым мужем Марина прожила 30 с лишним лет и развелась. Он ревновал ее к успеху, хотя сам был Героем Советского Союза, конечно, это не могло не сказаться отрицательно на личной жизни. Две эти сильные и амбициозные личности, хотя договорились не мешать друг другу, все же расстались.
Их дочери Наталья и Оксана обе окончили МГИМО, Попович бабушка двух внучек и внука. Марина охарактеризовала себя как мать так:
«Я дочерей практически не воспитывала. Была у меня одна женщина в нянях, которая жила у нас два года, потом дети ходили в ясли, садик. Нельзя было объять необъятное. Я не успевала. Когда они стали подрастать, я сказала: дети, делайте, как я, и прочтите десять заповедей. Просто выписала им десять заповедей, они ещё со времен Моисея известны. Но Иисус Христос их поддержал. И больше ничего».
Второй муж, Борис Александрович Жихорев, тоже летчик, генерал авиации в отставке, начальник разведки армии, вдовец, добивался брака с Мариной довольно долго, он был моложе Попович на 17 лет.
В предисловии к книге Марины «Я-летчик» Б. Жихорев написал:
«Пройдет время, люди забудут имена тех, кто сегодня не сходит с экранов и страниц средств массовой информации. И потомки свяжут наше время с именами Ю. А. Гагарина, С. П. Королева и других настоящих Героев. Среди этих имен навсегда сохранится и имя великой женщины XX века – Марины Попович. Я глубоко убежден в этом».
Они поженились, когда Попович было 55, это был счастливый брак.
Причина смерти Марины Попович
Марина Лаврентьевна в последнее время жила в пос. Мостовском Краснодарского края, в собственном доме.
Марина Попович на кухне
Умерла Марина Попович 30 ноября 2017 года, в 86 лет, похороны состоялись на Федеральном военном мемориальном кладбище в Мытищах Московской области, на могиле ее была установлена мраморная табличка с именем, отчеством, фамилией и датами жизни. Похороны прошли с отданием всех армейских почестей.
Причины смерти Попович не были названы, как сообщили СМИ, но они носили естественный характер. Именем этой великой женщины названы улица в Мостовском, звезда в созвездии Рака, открыт памятник на аэродроме «Чкаловский». Марина Попович — легенда авиации, вписавшая золотом свое имя в историю России.