маркиз де сад биография кратко
Маркиз де Сад — краткая биография
Полное имя: | Донасьен Альфонс Франсуа де Сад |
Дата рождения: | 2 июня 1740 г. |
Место рождения: | Париж, Франция |
Знак зодиака: | Близнецы |
Деятельность: | Писатель, философ, политик |
Дата смерти: | 2 декабря 1814 г. (74 года) |
Детство и юность
Донасьен Альфонс Франсуа де Сад родился 2 июня 1740 г. в Париже в аристократической семье.
Отцом мальчика был Жан-Батист Жозеф Франсуа граф де Сад, потомственный наместник 4-х французских провинций (Бресс, Бюже, Вальроме, Жекс).
Его женой была Мари-Элеонор де Майе-Брезе де Карман, фрейлина принцессы де Конде. Она добилась того, чтобы сын мог играть с юным наследником Луи-Жозефом де Бурбоном, надеясь на то, что мальчики подружатся. Однако Донасьен не хотел дружить с принцем, а однажды и вовсе подрался с ним. Из-за этого происшествия пятилетнего де Сада отослали к дяде, который был аббатом и проживал в старинном замке в Провансе. Мальчик обучался на дому, в чём ему помогал священник Жак Абле.
Родители — Жан-Батист Жозеф Франсуа граф де Сад и Мари-Элеонор де Майе-Брезе де Карман
В 1750 г. Донасьен со своим наставником приехал в Париж. К тому моменту его родители успели развестись, и он остался на попечении дяди.
Юноша поступил в Иезуитский корпус (колледж д’Аркур). Учился он не слишком хорошо и часто подвергался наказаниям, в том числе и порке. Окончив колледж в 1754 г., молодой человек решил стать военным и поступил в кавалерийское училище.
Краткая биография
Личная жизнь
Женой философа была Рене-Пелажи Кордье де Монтрей, старшая дочь президента налоговой палаты. Изначально де Сад ухаживал за её младшей сестрой, но отец девушек был против и предложил маркизу жениться на старшей.
Жена — Рене-Пелажи Кордье де Монтрей
Пара обвенчалась 17 мая 1763 г. Этот брак не был счастливым. Рене была скромной и благочестивой девушкой, а Донасьен, несмотря на женитьбу, вёл развратный образ жизни, посещал бордели, приводил в дом любовниц.
27 апреля 1767 г. у супругов родился первенец Луи-Мари. После заключения де Сада в тюрьму в 1778 г. Рене постриглась в монахини. В 1790 г. она добилась развода с мужем и получила через суд денежную компенсацию.
В том же году освободившийся маркиз познакомился с начинающей актрисой Мари Констанс Ренель, ставшей его любовницей. Мари оставалась с Донасьеном до последних дней.
Вывод
Маркиз де Сад был французским аристократом, писателем, философом, а также одним из самых скандальных и неоднозначных деятелей XVIII века.
Его несколько раз заключали под стражу и приговаривали к смертной казни за аморальное поведение, но всякий раз ему удавалось избежать смерти. В тюрьме он начал писать книги с шокирующими публику сюжетами, содержащими многочисленные описания порнографических сцен и сцен насилия.
Благодаря сексологу Рихарду фон Крафт-Эбингу именем философа стало называться сексуальное удовлетворение, получаемое через боль и унижение другого человека – «садизм».
Влияние идей де Сада испытали многие писатели, поэты и философы (Бодлер, Аполлинер, Фрейд, Камю и др.) не только эпохи Просвещения, но и последующих.
Треш во имя гуманизма. О чем на самом деле писал маркиз де Сад
Этого человека пытались казнить, а его книги запрещали и жгли. Он вдохновлял французских поэтов, психоаналитиков и философов-постмодернистов. Его экранизировали и мастер треша Хесус Франко, и признанный классик Пьер Паоло Пазолини. «Нож» предпринимает отчаянную попытку рассказать, о чем на самом деле писал скандально известный аристократ и чем же он так взбесил своих современников.
Обезглавить, обоссать и сжечь
Биография де Сада — это настоящая летопись наказаний и властного произвола XVIII–XIX веков. Первый скандал с участием маркиза — изнасилование простолюдинки Розы Келлер. Согласно материалам дела, де Сад пригрозил, что убьет ее и закопает, если та не согласится заняться с ним сексом. Девушке чудом удалось сбежать через окно, скрутив из простыней веревку. За такие проступки де Сада недолго подержали в тюрьме и присудили солидный штраф. Дворянам очень многое сходило с рук в те времена.
Обезглавленное тело любителя пикантных практик предписывалось сжечь, а прах развеять по ветру. Маркиз не стал дожидаться казни и сбежал из-под стражи.
Третье происшествие служит прекрасной иллюстрацией картины нравов того времени. После Великой французской революции дворян махом лишили всех бонусов, полагавшихся им по праву рождения. Наш герой ловко адаптировался к новым порядкам и превратился из «маркиза де Сада» в «гражданина Сада» — видного комиссара революции.
Люди тогда стояли в очередях не только за едой, но и на гильотину. Экс-дворянин изо всех сил пытался сократить число приговоренных, за что и поплатился.
Революционный трибунал приговорил гражданина Сада к гильотинированию за «излишнюю умеренность». Но ему удалось избежать казни из-за бюрократических проволочек.
Наконец, четвертый скандал произошел уже при Наполеоне. Маркиз счел хорошей идеей написать про новоиспеченного императора и его любовницу сатирический памфлет. Власть остроумия не оценила и упекла уже престарелого де Сада в психиатрическую лечебницу Шарантон, где маркиз в итоге и умер.
Спустя более полутора веков философ Мишель Фуко напишет труд «Надзирать и наказывать», где без упоминания де Сада расскажет, как эволюционировали экзекуции. Сначала в ходу были казни с размахом — публичное покаяние с публичным же умерщвлением. Власть превращала уничтожение преступников в шоу с кострами и криками. Затем вся движуха свелась к простому и экономичному убийству: раз — и нет человека. Палача, который мог часами препарировать жертву, сменила гильотина — теперь нужно было просто сдвинуть рычаг, чтобы лезвие со свистом отсекло голову. Наконец пришло время карательной психиатрии. Преступники из легиона богомерзкого зла переместились в категорию больных девиантов, которых нужно просто как следует пролечить.
Де Сад прошел все этапы этого тернистого пути.
Вы только вдумайтесь: Достоевский пережил всего одну казнь (бутафорскую и через расстрел) и одно тюремное заключение (в остроге), однако его впечатлений хватило на «Идиота» и «Бесов». Что уж говорить о человеке, который суммарно отсидел около тридцати лет и был приговорен к сожжению и декапитации (дважды).
На протяжении всей жизни де Сад постоянно контактировал с карающими институтами государства и фактически никогда не принадлежал самому себе: его то направляли на эшафот, то сажали за решетку, то запирали в палате. Это ключ к пониманию творчества маркиза.
Садизм исходит не от извращенцев и психопатов, но от власти как таковой: тот, кто стоит у руля, в любой момент может позволить себе обезглавить и сжечь каждого неугодного.
Садизм порождает власть.
Де Сад против Иисуса Христа
Лучшую рецензию на труды маркиза написал не литературный критик, а префект полиции. Она довольно лаконична, и точнее просто не скажешь:
«Невозможно читать подряд все эти десять томов, наполненных жестокостями, богохульствами и нечестивыми речами. В них царят непристойность и самый утонченный разврат, любая выходка персонажей находит себе обоснование, но, к счастью, мало кто из людей способен на подобные поступки».
Какой бы темы ни касались развратники, главный тезис неизменен: религия, политика, благотворительность и прочие достижения цивилизации суть лишь ширма для закабаления одного индивида другим.
Все зиждется на власти сильного над слабым, однако роли постоянно меняются — вчера ты могущественный монарх, а завтра твоя голова уже лежит на плахе, поскольку какой-нибудь народный мститель воспылал праведным гневом и взял верх над тобой.
Читатель, хотя бы мало-мальски разбирающийся в философии, приметит, что маркиз писал не порнуху средней руки, но многостраничное разоблачение эпохи Просвещения и идей ее главных мыслителей. Во многом садизм стал ответочкой Жан-Жаку Руссо, который всерьез полагал, что человек от природы прекрасен, а портит его исключительно дурное воспитание. Дескать, на свет мы появляемся с полным пакетом добродетелей, но, оказавшись в обществе, стремительно начинаем их терять и становимся заложниками системы, где процветают неравенство, нищета и угнетение.
Де Сад возражает: изначально люди как раз неравны и оттого по натуре своей жестоки. Более того, учиться нравственности у природы, где сильный пожирает слабого, а выживает самый изворотливый, та еще глупость.
Да и вообще, мораль выдумал человек, она относительна и меняется в зависимости от страны, погодных условий и количества выпитого. Это также касается веры, политики и других «достижений цивилизации».
Больше всего маркиз оттягивается на религии, а конкретно на «золотом правиле нравственности» (относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе) в его христианском изводе (люби ближнего, как самого себя). Садисты взламывают этот постулат изнутри: они пытают «ближних» по праву сильного, но также признают, что с ними в будущем может произойти ровно то же.
Садизм породила природа. А от природы не сбежать.
Когда нет сил это читать, но есть силы смотреть
Если бы мы предложили вам прочесть хотя бы одну книгу де Сада — это тянуло бы на преступление против человечества.
Кто-то скажет, что они плохо написаны (и будет прав), однако проблема в другом: маркиз всеми силами и средствами французского языка пытается вызвать у читателя максимальное отвращение.
Потоки испражнений, крови и спермы, калейдоскоп изнасилований и расчленений (иногда в обратном порядке) и практически полный перечень сексуальных девиаций, где садомазохизм занимает далеко не первое место.
Если хотите понять, о чем писал де Сад, всего за два часа — посмотрите «Перья», лучше ничего не найдете.
Но вернемся к реальной биографии де Сада — именно в ней можно найти ответ на все заданные им в книгах вопросы.
Аристократ по происхождению, Донасьен воспитывался при дворе. Обретавшийся там же граф де Шароле (о котором, правда, в учебниках истории предусмотрительно не пишут) был личностью незаурядной. Про него ходило множество интересных баек. По слухам, ему ничего не стоило подстрелить средь бела дня кровельщика, чинящего черепицу, — для тренировки меткости.
А еще поговаривали, что, когда любовница Шароле принесла ему новорожденного сына, тот взял и напоил его водкой, после чего ребенок скончался. «Не мой, значит», — резюмировал граф.
Когда же органы власти пытались завернуть Шароле за его бесчинства, он сразу бежал к королю за прощением. Монарх демонстрировал свое великодушие, но с оговоркой: если кто вздумает учинить над графом самосуд, этого человека тоже помилуют. Донасьену тогда было восемь лет.
Потом де Сада ждала Семилетняя война (сотни тысяч жертв) и Великая французская революция (сотни тысяч жертв). Наполеоновские кампании (сотни тысяч жертв) маркиз в полном объеме не застал — он к тому моменту уже сидел в психиатрической лечебнице.
Людовик XVI, Робеспьер, Наполеон — де Сад видел каждого из них, но гораздо чаще — трупы: разорванные в клочья, обезглавленные, насаженные на колья и просто раскиданные по парижским улицам. И за всяким убийством стоял властитель, чей портрет можно найти в учебнике истории. Чье имя красуется на десятках улиц и чье тело покоится если и не в парижском Пантеоне, то как минимум на элитном кладбище. Что же до их жертв, то им повезло меньше: никаких табличек и место в братской могиле.
Где похоронен Донасьен Альфонс Франсуа де Сад, достоверно не знает никто.
Маркиз де Сад: гений и злодейство
Маркиз де Сад, распутник-вольнодумец XVIII века, оставил заметный след в европейской культуре. Его до сих пор нередко вспоминают и даже побаиваются.
«Убейте меня или примите таким, как есть, ибо я не изменюсь», — написал в 1783 году маркиз де Сад из тюрьмы своей жене. Действительно, иных вариантов у одного из самых радикальных писателей XVIII века не существовало. Де Сад, необузданный развратник, отбывал тогда 11-летнее тюремное заключение, но не предал свои принципы и пристрастия, чтобы сократить срок. Любое отклонение от своих природных склонностей было для маркиза равносильно смерти.
Донасьен Альфонс Франсуа де Сад, родившийся в 1740 году, имел весьма противоречивую судьбу. По рождению аристократ, он тем не менее придерживался крайне левых взглядов и во время Французской революции был делегатом Национального конвента. Он отказался от своего титула во времена Террора, когда написал одни из самых провокационных романов, когда-либо выходивших из-под пера писателя, хотя в то же время сочинял и посредственные пьесы, лишенные какой-бы то ни было существенной оригинальности.
Слепок с черепа де Сада, сделанный в 1820 году. Источник: yimg.com
Само его имя напоминает о склонностях де Сада к жестким формам сексуальных отношений, хотя даже беглый взгляд на литературу XVIII века показывает, что маркиз был далеко не одинок в таких пристрастиях. Мишель Фуко, великий философ второй половины XX века, однажды заметил, что садизм — это не «практика древняя, как Эрос», а «крупный культурный факт, появившийся как раз в конце восемнадцатого столетия».
Как и его предшественники, Вольтер и Руссо, де Сад писал романы, которые поддаются двоякому прочтению: и в качестве простой беллетристики, и как философские трактаты. Даже самые жесткие сцены его книг, по сути, не являются порнографическими. Его ранний роман «120 дней Содома», с бесконечными описаниями порезов, переломов, жертвоприношений, кровопусканий и смерти, не вызывает никакого сексуального возбуждения. И даже его лучший роман, «Жюстина» (где фигурирует священник-либертин, растлевающий девушку облаткой для причастия), вызвал негодование во Франции не излишне откровенными описаниями, а крайним пренебрежением господствующей моралью, ведь в тексте не просто допускались, а восхвалялись издевательства над ближним.
«Люди осуждают страсти, — писал он, — забывая, что философия зажигает свой факел от их огня». С точки зрения де Сада, жестокие и гнусные желания — не отклонение, а базовые, основополагающие элементы человеческой природы. Более того, построения разума, столь уважаемые философами Просвещения, есть лишь побочный продукт глубоко укоренившихся низменных желаний: эти желания правят людьми в гораздо большей степени, чем любые рациональные мотивы. Благородство лицемерно, а жестокость естественна, потому единственная мораль — это отсутствие морали, а порок — единственная добродетель.
Де Сад предавался излишествам не только в своих романах, но и в реальности, за что и провел треть своей жизни в тюрьмах (в том числе в Бастилии в 1789 году) и психиатрических лечебницах. «Антракты в моей жизни были слишком длинны», — написал он в своих заметках.
Его книги запретили вскоре после смерти маркиза в 1814 году. Но пока рукописи де Сада пылились на полке, его жестокая философия распространялась среди почитателей. Знаменитая серия офортов Франсиско Гойи, «Капричос», «Бедствия войны», поздние «Притчи», — и здесь, и там жестокость одерживала верх над добродетелью, а иррациональное побеждало разум. «Сон разума рождает чудовищ» — называется его самая известная работа, где изображен спящий человек (возможно, сам художник), преследуемый кошмарными монстрами. Мишель Фуко считал офорты Гойи, в особенности мрачно-сатирические «Капричос», естественным дополнением сочинений де Сада. По его словам, в обоих случаях «западный мир увидел возможность преодоления разума посредством насилия», и после де Сада и Гойи «неразумие принадлежит к решающим моментам любого творчества». Садистское видение людей, вышедших за грань разумного, и человеческого тела в его экстремальных, неестественных состояниях нашло продолжение в работах многих художников начала XIX века, в особенности Эжена Делакруа и Теодора Жерико.
Следы творчества де Сада везде, но он по-прежнему остается пугающей фигурой. Ведь у него нет места холодному и объективному анализу; он задействует тело столь же активно, как мозг, а разум вынужден подчиняться более глубоким, животным инстинктам. В фильме Филипа Кауфмана «Перо маркиза де Сада» с Джеффри Рашем в главной роли маркиза выставили жертвой борьбы за либеральную, законопослушную свободу самовыражения, а заодно вставили полностью вымышленную сцену пыток — в реальной жизни де Сад умер вполне мирно.
Маркиз де Сад
Маркиз де Сад | |
Donatien Alphonse François, comte de Sade | |
Имя при рождении: |
---|