маркиз де сад биография творчество
Треш во имя гуманизма. О чем на самом деле писал маркиз де Сад
Этого человека пытались казнить, а его книги запрещали и жгли. Он вдохновлял французских поэтов, психоаналитиков и философов-постмодернистов. Его экранизировали и мастер треша Хесус Франко, и признанный классик Пьер Паоло Пазолини. «Нож» предпринимает отчаянную попытку рассказать, о чем на самом деле писал скандально известный аристократ и чем же он так взбесил своих современников.
Обезглавить, обоссать и сжечь
Биография де Сада — это настоящая летопись наказаний и властного произвола XVIII–XIX веков. Первый скандал с участием маркиза — изнасилование простолюдинки Розы Келлер. Согласно материалам дела, де Сад пригрозил, что убьет ее и закопает, если та не согласится заняться с ним сексом. Девушке чудом удалось сбежать через окно, скрутив из простыней веревку. За такие проступки де Сада недолго подержали в тюрьме и присудили солидный штраф. Дворянам очень многое сходило с рук в те времена.
Обезглавленное тело любителя пикантных практик предписывалось сжечь, а прах развеять по ветру. Маркиз не стал дожидаться казни и сбежал из-под стражи.
Третье происшествие служит прекрасной иллюстрацией картины нравов того времени. После Великой французской революции дворян махом лишили всех бонусов, полагавшихся им по праву рождения. Наш герой ловко адаптировался к новым порядкам и превратился из «маркиза де Сада» в «гражданина Сада» — видного комиссара революции.
Люди тогда стояли в очередях не только за едой, но и на гильотину. Экс-дворянин изо всех сил пытался сократить число приговоренных, за что и поплатился.
Революционный трибунал приговорил гражданина Сада к гильотинированию за «излишнюю умеренность». Но ему удалось избежать казни из-за бюрократических проволочек.
Наконец, четвертый скандал произошел уже при Наполеоне. Маркиз счел хорошей идеей написать про новоиспеченного императора и его любовницу сатирический памфлет. Власть остроумия не оценила и упекла уже престарелого де Сада в психиатрическую лечебницу Шарантон, где маркиз в итоге и умер.
Спустя более полутора веков философ Мишель Фуко напишет труд «Надзирать и наказывать», где без упоминания де Сада расскажет, как эволюционировали экзекуции. Сначала в ходу были казни с размахом — публичное покаяние с публичным же умерщвлением. Власть превращала уничтожение преступников в шоу с кострами и криками. Затем вся движуха свелась к простому и экономичному убийству: раз — и нет человека. Палача, который мог часами препарировать жертву, сменила гильотина — теперь нужно было просто сдвинуть рычаг, чтобы лезвие со свистом отсекло голову. Наконец пришло время карательной психиатрии. Преступники из легиона богомерзкого зла переместились в категорию больных девиантов, которых нужно просто как следует пролечить.
Де Сад прошел все этапы этого тернистого пути.
Вы только вдумайтесь: Достоевский пережил всего одну казнь (бутафорскую и через расстрел) и одно тюремное заключение (в остроге), однако его впечатлений хватило на «Идиота» и «Бесов». Что уж говорить о человеке, который суммарно отсидел около тридцати лет и был приговорен к сожжению и декапитации (дважды).
На протяжении всей жизни де Сад постоянно контактировал с карающими институтами государства и фактически никогда не принадлежал самому себе: его то направляли на эшафот, то сажали за решетку, то запирали в палате. Это ключ к пониманию творчества маркиза.
Садизм исходит не от извращенцев и психопатов, но от власти как таковой: тот, кто стоит у руля, в любой момент может позволить себе обезглавить и сжечь каждого неугодного.
Садизм порождает власть.
Де Сад против Иисуса Христа
Лучшую рецензию на труды маркиза написал не литературный критик, а префект полиции. Она довольно лаконична, и точнее просто не скажешь:
«Невозможно читать подряд все эти десять томов, наполненных жестокостями, богохульствами и нечестивыми речами. В них царят непристойность и самый утонченный разврат, любая выходка персонажей находит себе обоснование, но, к счастью, мало кто из людей способен на подобные поступки».
Какой бы темы ни касались развратники, главный тезис неизменен: религия, политика, благотворительность и прочие достижения цивилизации суть лишь ширма для закабаления одного индивида другим.
Все зиждется на власти сильного над слабым, однако роли постоянно меняются — вчера ты могущественный монарх, а завтра твоя голова уже лежит на плахе, поскольку какой-нибудь народный мститель воспылал праведным гневом и взял верх над тобой.
Читатель, хотя бы мало-мальски разбирающийся в философии, приметит, что маркиз писал не порнуху средней руки, но многостраничное разоблачение эпохи Просвещения и идей ее главных мыслителей. Во многом садизм стал ответочкой Жан-Жаку Руссо, который всерьез полагал, что человек от природы прекрасен, а портит его исключительно дурное воспитание. Дескать, на свет мы появляемся с полным пакетом добродетелей, но, оказавшись в обществе, стремительно начинаем их терять и становимся заложниками системы, где процветают неравенство, нищета и угнетение.
Де Сад возражает: изначально люди как раз неравны и оттого по натуре своей жестоки. Более того, учиться нравственности у природы, где сильный пожирает слабого, а выживает самый изворотливый, та еще глупость.
Да и вообще, мораль выдумал человек, она относительна и меняется в зависимости от страны, погодных условий и количества выпитого. Это также касается веры, политики и других «достижений цивилизации».
Больше всего маркиз оттягивается на религии, а конкретно на «золотом правиле нравственности» (относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе) в его христианском изводе (люби ближнего, как самого себя). Садисты взламывают этот постулат изнутри: они пытают «ближних» по праву сильного, но также признают, что с ними в будущем может произойти ровно то же.
Садизм породила природа. А от природы не сбежать.
Когда нет сил это читать, но есть силы смотреть
Если бы мы предложили вам прочесть хотя бы одну книгу де Сада — это тянуло бы на преступление против человечества.
Кто-то скажет, что они плохо написаны (и будет прав), однако проблема в другом: маркиз всеми силами и средствами французского языка пытается вызвать у читателя максимальное отвращение.
Потоки испражнений, крови и спермы, калейдоскоп изнасилований и расчленений (иногда в обратном порядке) и практически полный перечень сексуальных девиаций, где садомазохизм занимает далеко не первое место.
Если хотите понять, о чем писал де Сад, всего за два часа — посмотрите «Перья», лучше ничего не найдете.
Но вернемся к реальной биографии де Сада — именно в ней можно найти ответ на все заданные им в книгах вопросы.
Аристократ по происхождению, Донасьен воспитывался при дворе. Обретавшийся там же граф де Шароле (о котором, правда, в учебниках истории предусмотрительно не пишут) был личностью незаурядной. Про него ходило множество интересных баек. По слухам, ему ничего не стоило подстрелить средь бела дня кровельщика, чинящего черепицу, — для тренировки меткости.
А еще поговаривали, что, когда любовница Шароле принесла ему новорожденного сына, тот взял и напоил его водкой, после чего ребенок скончался. «Не мой, значит», — резюмировал граф.
Когда же органы власти пытались завернуть Шароле за его бесчинства, он сразу бежал к королю за прощением. Монарх демонстрировал свое великодушие, но с оговоркой: если кто вздумает учинить над графом самосуд, этого человека тоже помилуют. Донасьену тогда было восемь лет.
Потом де Сада ждала Семилетняя война (сотни тысяч жертв) и Великая французская революция (сотни тысяч жертв). Наполеоновские кампании (сотни тысяч жертв) маркиз в полном объеме не застал — он к тому моменту уже сидел в психиатрической лечебнице.
Людовик XVI, Робеспьер, Наполеон — де Сад видел каждого из них, но гораздо чаще — трупы: разорванные в клочья, обезглавленные, насаженные на колья и просто раскиданные по парижским улицам. И за всяким убийством стоял властитель, чей портрет можно найти в учебнике истории. Чье имя красуется на десятках улиц и чье тело покоится если и не в парижском Пантеоне, то как минимум на элитном кладбище. Что же до их жертв, то им повезло меньше: никаких табличек и место в братской могиле.
Где похоронен Донасьен Альфонс Франсуа де Сад, достоверно не знает никто.
Маркиз де Сад
Донасьен Альфонс Франсуа де Сад (фр. Donatien Alphonse François de Sade). Более известен как Маркиз де Сад (фр. marquis de Sade). Родился 2 июня 1740 года в Париже — умер 2 декабря 1814 года в психбольнице Шарантон в Валь-де-Марн. Французский аристократ, политик, писатель и философ.
Маркиз де Сад родился 2 июня 1740 года в замке Конде в Париже.
Предки де Сада носили графский титул (comte). Дед Донасьена был первым из этой фамилии, кто получил титул маркиза и стал именоваться «маркиз де Сад», хотя в официальных документах он чаще упоминается как маркиз де Мазан (marquis de Mazan).
Отец писателя титуловался «граф де Сад», к графскому роду де Садов по браку принадлежала муза Петрарки Лаура.
Известно, что род де Садов относится к «дворянству шпаги» (noblesse d’épée), что позволяло передавать титул отца сыну по наследству. Несмотря на этот факт, передача титула маркиза к отцу де Сада и ему самому не была никак зафиксирована, что ставит его титул именно маркиза, а не графа, под вопрос.
Споры о том, был ли Донасьен именно маркизом, не утихают до сих пор. В некоторых прижизненных документах он называется маркизом де Садом, в том числе в приговоре парламента 1772 года и ряде писем. В некоторых документах его именуют графом, например в акте о кончине.
Мать де Сада надеялась на то, что у её сына и юного наследника принца де Конде завяжутся тесные дружеские отношения, которые помогут Донасьену устроиться в жизни. Находясь при дворе, Мари-Элеонор смогла добиться разрешения принцессы играть её сыну с принцем. Но маленький де Сад не проявлял абсолютно никакого интереса к своему другу, а однажды даже подрался с ним, после чего был выслан из дворца и отправился жить к своим родственникам в Прованс.
В 1745 году де Сада отправили жить к его дяде, аббату де Сад (аббат д’Эбрей), который должен был заниматься его воспитанием. Донасьен поселился в старинном замке, огражденном массивными каменными стенами. В нём находился большой подвал, в котором Донасьен любил оставаться на долгое время один. Память об этом месте де Сад сохранил на всю жизнь.
Аббат де Сад помог мальчику познакомиться с мадам де Сен-Жермен, которая стала для последнего второй матерью, а также с Жаком-Франсуа Абле, который помогал Донасьену в учёбе, а впоследствии стал управляющим в его доме.
В 1750 году де Сад вместе со своим учителем, Жаком Абле, вернулся в Париж, чтобы продолжить обучение в знаменитом Иезуитском корпусе (колледже д’Аркур). Донасьену приходилось жить в апартаментах Абле из-за того, что к моменту его возвращения в столицу мать де Сада развелась с отцом, переехав в принадлежавшую ей резиденцию Кармелит, где и умерла в одиночестве в 1777 году.
В 1754 году Донасьен поступил в кавалерийское училище в надежде сделать военную карьеру. В 1755 году он получил звание младшего лейтенанта королевского пехотного полка. В это время в Европе разгорелась Семилетняя война, в которой маркиз де Сад принял активное участие. За заслуги в боях 14 января 1757 года он получил звание корнета карабинеров, а 21 апреля 1759 года — звание капитана кавалерии Бургонского полка.
В 1763 году де Сад ушёл в отставку в звании капитана кавалерии.
Маркиз де Сад
Рост Маркиза де Сада: 157 сантиметров.
Личная жизнь Маркиза де Сада:
По возвращении со службы в Париж Донасьен начал вести активную светскую жизнь.
Он стал ухаживать за младшей дочерью господина де Монтрей, президента налоговой палаты Франции. Но господин Монтрей был против этой свадьбы, зато он смог организовать свадьбу де Сада со своей старшей дочерью Рене-Пелажи Кордье де Монтрей. 17 мая 1763 года с благословения короля Людовика XV и королевы они поженились.
Однако, имея буйный характер, де Сад не мог сидеть в новом доме и поэтому посещал разные увеселительные заведения. 29 октября он был заключён в башню Венсенского замока за скандальное поведение в доме свиданий, откуда был выпущен 13 ноября и сослан в Нормандию, в поместье Эшофур, принадлежащее родителям жены.
11 сентября 1764 года получает разрешение вернуться в Париж.
В 1764 году Донасьен де Сад занял пост своего отца, став королевским генеральным наместником в провинциях Брессе, Бюже, Вальроме и Же. В 1767 году 24 января умер граф де Сад. Донасьен Альфонс Франсуа унаследовал сеньориальные права в Лакосте, Мазане, Сомане и земли Ма-де-Кабак поблизости от Арля.
27 апреля в Париже родился Луи-Мари, первый сын маркиза.
Предполагаемой ветвью потомков Маркиза де Сада считается семья Ле Топальезе (Le Topalese), мигрировашая в восточную Европу во второй половине XIX века. Но действительно подтвержденных данных о потомках маркиза нет.
Скандалы Маркиза де Сада
16 октября 1767 года в донесении бургундского инспектора Марэ появилась запись: «Вскоре мы снова услышим об ужасных поступках де Сада, который ныне старается уговорить девицу Ривьер из Оперы стать его любовницей, предлагая ей за это по двадцать пять луидоров в месяц. В свободные от спектаклей дни девица обязана будет проводить время с де Садом на вилле д’Арней. Девица, тем не менее, ответила отказом».
В 1768 году де Сад был привлечён к суду и заключён в замок Сомюр за изнасилование француженки Розы Келлер.
Некоторое время де Сад находился в замке под стражей. Затем инспектор бургундский Марэ, выполняя постановление суда Ла Турнель, забрал де Сада из замка Сомюр с заданием поместить задержанного в крепость Пьерре-Ансиз, недалеко от Лиона. 2 июня его перевели в тюрьму Консьержери в Париж, а через неделю по решению Людовика XV преследование было прекращено и де Сада обязали выплатить штраф в размере 100 луидоров.
23 августа 1770 года маркиз де Сад вновь поступил на военную службу в чине майора, а 13 марта 1771 года он получил звание полковника кавалерии.
5 января 1772 года маркиз де Сад пригласил знакомых дворян на премьеру комедии собственного сочинения, которую он поставил своими силами в родовом поместье Лакост.
В 9 часов утра 6 января де Сад навестил Маргариту Кост. По документам, маркиз предложил девушке заняться содомией, от чего та отказалась. Затем маркиз угостил Маргариту теми же самыми конфетами. Через несколько дней, с жалобами на боль в желудке, все девушки подали в полицию жалобу на маркиза.
4 июля французский суд вынес указ об аресте де Сада и его пажа. В замке Лакост был проведен обыск, но ничего запрещённого не было найдено.
11 сентября того же года Прованский парламент постановил привести в исполнение решение суда от 3 сентября. На следующий день 12 сентября на одной из центральных площадей Эксе сожгли чучела де Сада и его лакея. Но настоящая казнь так и не состоялась.
Несколько дней спустя Де Саду и Латуру удалось сбежать из крепости, и они отправились в Италию, в Шамбери. После побега и ещё до отъезда Донасьен уговорил сестру своей жены поехать. Последняя согласилась и отправилась вместе с ним в Италию, где у них завязался бурный роман. Узнав об этом, тёща де Сада мадам де Монтрей добилась у французского короля так называемого Lettre de cachet — королевское разрешение на арест и заточение под стражу любого лица без объяснения причин. 8 декабря по приказу короля Сардинии де Сада вместе со слугой арестовали в Шамбери и поместили в крепость Миолан, где они провели около пяти месяцев.
В 1773 году в ночь с 30 апреля на 1 мая де Сад, Латур и барон Алле де Сонжи совершили побег из этой крепости. В осуществлении этого им помогла мадам де Сад. После этого Донасьен перебрался в своё родовое имение в Лакосте, где безвылазно жил весь 1774 год, опасаясь очередного ареста, угроза которого постоянно висела над ним. В момент пребывания маркиза в замке его жена, мадам де Сад, собрала группу недовольных сексуальными извращениями своего хозяина и тайно покинула вместе с ними имение.
В феврале 1775 года де Сад, устав от затворнической жизни, похитил трёх местных девушек с целью изнасилования.
История о пропаже девушек быстро обошла всю местность, и расследование этого дела быстро завершилось. Де Сада обвинили в похищении девушек с целью совращения. Очередной скандал ещё более усугубил и без того незавидное положение Донасьена.
Не желая больше находиться в пустом замке и ожидать ареста, он в июле—декабре того же года под именем графа де Мазан побывал в Италии, где занимался изучением оккультных наук, а также записал ряд своих мировоззрений о науке и искусстве.
В 1776 году де Сад вернулся в Лакост. В октябре того же года Донасьен нанял в свой дом несколько молодых служанок, которые вскоре бежали, за исключением одной девушки — Катерины Триле (Catherine Trillet), которую Донасьен любил называть Жюстиной.
В начале 1777 года из Парижа пришла весть о том, что умирает мать де Сада Мари-Элеонор де Майе-Брезе де Карман. Несмотря на то, что он всегда относился к ней весьма равнодушно, де Сад отправился в Париж. В то же время 17 января отец Катерины Триле, узнав чем может заниматься его дочь в замке маркиза, публично потребовал де Сада отпустить его дочь домой. Маркиз отказался, после чего разгневанный отец пробрался в Лакост и выстрелил в де Сада, но промахнулся и был схвачен стражей.
30 января Донасьен вместе с женой прибыл в Париж, чтобы повидать свою больную маму. Вскоре он получил известие о её смерти 14 января. 13 февраля инспектор Марэ арестовал де Сада, исполняя предписания lettre de cachet. Донасьен был заключен в Венсенский замок. 31 декабря дядя де Сада, аббат де Сад, скончался в своём замке.
27 мая 1778 года французский король выдал разрешение де Саду обжаловать постановление от 11 сентября 1772 года. 14 июня Донасьен в сопровождении инспектора Марэ прибыл в Экс. 30 июня прованский парламент отменил решение марсельского суда, но приговорил маркиза к заточению в Венсенском замке.
16 июля по пути в замок де Саду удалось бежать из рук эскорта, и он укрылся в замке Лакост, но вскоре госпожа де Монтрей сообщила в полицию о местонахождении Донасьена, и инспектор арестовал его вновь. В тюрьме с ним обходились жестоко, и он часто писал своей жене письма с просьбами помочь ему с едой, одеждой и особенно с книгами. Тогда же де Сад начал писать свои первые пьесы, рассказы и новеллы.
В январе 1779 года были упрощены условия заключения. Ему предоставили перо и чернила, а также разрешили изредка ходить на прогулки. 13 июля 1781 года мадам де Сад впервые получила разрешение на встречи с мужем, но из-за приступов агрессии и ревности, которые одолевали Донасьена каждый раз при виде жены, посещения прекратились, а мадам постриглась в монахини.
В 1782 году де Сад закончил работу над своим первым сборником литературных произведений. Самое известное произведение этого сборника — «Диалог между священником и умирающим» — будет неоднократно переиздан и станет первым знаменитым творением Маркиза.
29 февраля 1782 года де Сада перевели в Бастилию, а Венсенский замок закрыли по экономическим причинам.
22 октября 1785 года Донасьен начал работу над романом «120 дней Содома». Через 37 дней де Сад закончил работу над манускриптом, который был написан на рулоне бумаги длиной около 12-20 метров. Маркиз попытался спрятать его у себя в камере, но в 1789 году, когда Донасьена уже не было в Бастилии, охранник нашёл эту рукопись и вынес её ещё до штурма крепости.
8 июля 1787 года Донасьен закончил работу над повестью «Несчастья добродетели». 7 марта 1788 года де Сад завершил свою очередную работу — один из шедевров французской новеллистики — «Евгению де Франваль».
Философия Маркиза де Сада:
1. Отрицание традиционного для его времени деления общества на дворянство, духовенство и третье сословие. У де Сада существуют лишь сословие властителей и сословие рабов;
2. Идея о том, что убийство является благом для общества, иначе народы погибнут целиком и полностью от перенаселения и нехватки ресурсов. Аналогичные идеи были у Томаса Мальтуса;
3. Интерес к поведению человека, с которого сняты все ограничения, начиная от социальных и заканчивая религиозными;
4. Отрицание самого существования Бога, а также всех моральных норм и правил, как предписанных церковными канонами, так и общечеловеческих принципов поведения в семье и обществе. В качестве доказательства можно привести многочисленные описания сцен инцеста, сопровождающегося особой жестокостью и заканчивающихся убийством жертвы, подвергаемой насилию;
5. Либертинаж (нигилистическая философия, отрицающая принятые в обществе нормы, прежде всего моральные);
6. В «Жюстине» де Сада сформулирован революционный для его времени принцип относительности морали.
27 апреля 1789 года вспыхнули народные беспорядки. Руководство тюрьмы решило усилить охрану. 2 июля де Сад прокричал из окна своей камеры, что в Бастилии избивают арестантов, и призвал народ прийти и освободить их. 4 июля за скандальную выходку Донасьена перевели в лечебницу Шарантон, запретив ему забрать книги и рукописи, среди которых находилась рукопись «120 дней Содома».
14 июля Бастилию заняли народные толпы, началась Великая французская революция. При взятии Бастилии камера де Сада была разграблена и многие рукописи были сожжены.
Маркиз де Сад и Великая французская революция
В 1792 году де Сад продолжал писать пьесы и успешно показывать их во французских театрах. 5 марта группа якобинцев, так называемая «Якобинская клика», освистала комедию маркиза «Соблазнитель», которая была поставлена в Театре итальянской комедии.
10 августа во Франции произошло свержение монархии и установление «Первой республики». В этот же день французскими властями был убит друг и соратник де Сада Станислас де Клермон-Тоннер.
17 октября Донасьена назначили комиссаром по формированию кавалерии, впредь он был обязан посещать все заседания его комитета, писать политические заметки и памфлеты. В этот же день группа неизвестных бунтовщиков ворвалась в родовой замок де Сада Лакост и полностью разграбила его. 30 октября де Сад был назначен комиссаром государственного Совета по здравоохранению. Его коллегами стали комиссары Карре и Дезормо.
1793 год начался с казни короля Людовика XVI, которому 21 января отрубили голову с помощью гильотины.
13 января маркиза назначили присяжным революционного трибунала.
12 мая де Сад стал председателем революционной секции «Пик», но вскоре отказался от должности, передав её своему заместителю.
Благодаря своему положению 23 мая Донасьен смог добиться, чтобы все имена его родственников были внесены в список невиновных лиц (к тому времени на семью де Сада и семью его жены начались гонения).
9 октября на церемонии, посвящённой памяти «мучеников свободы», де Сад публично зачитывает своё «Воззвание к душам Марата и Лепелетье». 15 ноября в Конвенте зачитал свой памфлет «Прошение секции Пик, адресованное представителям французского народа», в котором члены секции отрекаются от всех культов, кроме культа Разума.
8 декабря по приказу полицейского департамента Парижа де Сада арестовали в его собственном доме и отправили в тюрьму Мадлонетт. В январе 1794 года его переводят в тюрьму монастыря кармелитов, затем в Сен-Лазар, а 27 марта в Пикпюс. 27 июля (8 термидора) революционный трибунал приговорил его к смертной казни. Но на другой день произошёл переворот 9 термидора и приговор не был приведён в исполнение. 15 октября освобождён.
Смерть Маркиза де Сада
В последние годы де Сад влачил жалкое существование в нищете и болезнях и работал в версальском театре за 40 су в день. Декрет от 28 июня 1799 года, причислил его имя к списку аристократов, подлежащих изгнанию.
К началу 1800 года он всё же получил право гражданства, но вскоре оказался в версальской больнице, «умирающий от голода и холода», под угрозой нового тюремного заключения за долги.
6 марта 1801 года арестован как автор порнографических сочинений и заключен в тюрьму Сент-Пелажи. 14 марта 1803 года, по обвинению в развращении заключённых, переведён в тюрьму Бисетр, а 27 апреля — в лечебницу для душевнобольных Шарантон, куда за ним едет мадам Мари Констанс Кене (в девичестве Ренель) — единственная привязанность его последних лет. Там он снова смог полностью посвятить себя написанию комедий и даже ставит их на сцене для обитателей приюта.
Маркиз де Сад умер в Шарантоне 2 декабря 1814 года от астматического приступа. Его предсмертная воля была нарушена: тело Донасьена было вскрыто. Ленорман, по всей видимости местный священник, не был предупреждён, и де Сада по христианскому обычаю похоронили на кладбище в Сен-Морис.
Погребение состоялось 4 или 5 декабря 1814 года. По другой версии, его похоронили в глухом углу его собственного поместья.
Экранизации Маркиза де Сада:
кадры из фильма «Музей восковых фигур»
кадры из фильма «Перо Маркиза де Сада»
Библиография Маркиза де Сада:
120 дней Содома, или Школа разврата (Les 120 journées de Sodome, ou l’École du libertinage, роман, 1785);
Жюстина, или Злоключения добродетели (Les Infortunes de la vertu, роман, первая редакция «Жюстины», 1787);
Жюстина, или Несчастная судьба добродетели (Justine ou les Malheurs de la vertu, роман, 1791);
Алин и Валькур, или Философский роман (Aline et Valcour, ou le Roman philosophique, роман, 1795);
Дорси, или Насмешка судьбы (Dorci, ou la Bizarrerie du sort, новелла, 1788);
Сказки, басни и фаблио (Historiettes, Contes et Fabliaux, 1788) Змей (Le Serpent);
Гасконское остроумие (La Saillie Gasconne);
Удачное притворство (L’Heureuse Feinte);
Наказанный сводник (Le M. puni);
Застрявший епископ (L’Évêque embourbé);
Привидение (Le Revenant);
Провансальские ораторы (Les Harangueurs Provençaux);
Пусть меня всегда так надувают (Attrapez-moi toujours de même);
Угодливый супруг (L’Époux complaisant);
Непонятное событие, засвидетельствованное всей провинцией (Aventure incompréhensible);
Цветок каштана (La Fleur de châtaignier);
Учитель-философ (L’Instituteur philosophe);
Недотрога, или нежданная встреча (La Prude, ou la Rencontre imprévue);
Эмилия де Турвиль, или жестокосердие братьев (Émilie de Tourville, ou la Cruauté fraternelle);
Огюстина де Вильбланш, или любовная уловка (Augustine de Villeblanche, ou le Stratagème de l’amour);
Будет сделано, как потребовано (Soit fait ainsi qu’il est requis);
Одураченный президент (Le Président mystifié);
Маркиз де Телем, или последствия либертинажа (La Marquise de Thélème, ou les Effets du libertinage);
Возмездие (Le Talion);
Сам себе наставивший рога, или непредвиденное примирение (Le Cocu de lui-même, ou le Raccommodement imprévu);
Хватит места для обоих (Il y a place pour deux);
Исправившийся супруг (L’Époux corrigé);
Муж-священник (Le Mari prêtre);
Сеньора де Лонжевиль, или отмщенная женщина (La Châtelaine de Longeville, ou la Femme vengée);
Плуты (Les Filous);
Философия в будуаре (La Philosophie dans le boudoir, роман в диалогах, 1795);
Новая Жюстина, или Несчастная судьба добродетели (La Nouvelle Justine, ou les Malheurs de la vertu, роман, третья редакция, 1799);
Преступления любви, героические и трагические новеллы (Les Crimes de l’amour, Nouvelles héroïques et tragiques, 1800) Мысли о романе (Une Idée sur les romans);
«Жюльетта и Роне, или заговор в Амбуазе» (Juliette et Raunai, ou la Conspiration d’Amboise);
Двойное испытание (La Double Épreuve);
«Мисс Генриетта Штральзон, или последствия отчаяния» (Miss Henriette Stralson, ou les Effets du désespoir);
‘«Факселанж, или заблуждения честолюбия» (‘Faxelange, ou les Torts de l’ambition);
Флорвиль и Курваль, или Неотвратимость судьбы (Florville et Courval, ou le Fatalisme);
Родриго, или заколдованная башня (Rodrigue, ou la Tour enchantée);
Лауренция и Антонио (Laurence et Antonio);
Эрнестина (Ernestine);
«Доржевиль, или преступная добродетель» (Dorgeville, ou le Criminel par vertu);
«Графиня де Сансерр, или соперница собственной дочери» (La Comtesse de Sancerre, ou la Rivalle de sa fille);
Эжени де Франваль (Eugénie de Franval);
История Жюльетты, или Успехи порока (Histoire de Juliette, ou les Prospérités du vice, роман, продолжение «Новой Жюстины», 1801);
«Дни в замке Флорбель, или разоблачённая природа» (Les Journees de Florbelle, ou la Nature devoilee, suivies des Memoires de l’abbe de Modose et des Adventures d’Emilie de Volnange servant de preuves aux assertions, роман, 1806, утерян);
Маркиза де Ганж (La Marquise de Gange, исторический роман, 1807—1812);
Аделаида Брауншвейгская, принцесса Саксонская (Adélaïde de Brunswick, princesse de Saxe, исторический роман, 1812);
Тайная история Изабеллы Баварской, королевы Франции, содержащая редкие, прежде неизвестные, а также давно забытые факты, тщательно собранные автором на основании подлинных рукописей на языках немецком, английском и латинском (Histoire secrète d’Isabelle de Bavière, reine de France, dans laquelle se trouvent des faits rares, inconnus ou restés dans l’oubli jusqu’à ce jour, et soigneusement étayés de manuscrits authentiques allemands, anglais et latins, исторический роман, 1814)
La Liste du Suisse (утеряна);
La Messe trop chere (утеряна);
L’Honnete Ivrogne (утеряна);
N’y allez jamais sans lumiere (утеряна);
La justice venitienne (утеряна);
Adelaide de Miramas, ou le Fanatisme protestan (утеряна)
Idee sur les romans, introductory text to Les Crimes de l’Amour;
L’Auteur de «Les Crimes de l’Amour» a Villeterque, folliculaire
Диалог между священником и умирающим (Dialogue entre un pretre et un moribond);
Философия в будуаре (La Philosophie dans le boudoir);
Окстьерн, или несчастья либертинажа (Le Comte Oxtiern ou les Effets du Libertinage);
Les Jumelles ou le /choix difficile;
Le Prevaricateur ou le Magistrat du temps passe;
Jeanne Laisne, ou le Siege de Beauvais;
L’Ecole des jaloux ou la Folle Epreuve;
Le Misanthrope par amour ou Sophie et Desfrancs;
Le Capricieux, ou l’Homme inegal;
Les Antiquaires;
Henriette et Saint-Clair, ou la Force du Sang (утеряна);
Franchise et Trahison;
Fanny, ou les Effets du desespoir;
La Tour mysterieuse;
L’Union des arts ou les Ruses de l’amour;
Les Fetes de l’amitie;
L’Egarement de l’infortune (утеряна);
Tancrede (утеряна)
Adresse d’un citoyen de Paris, au roi des Français (1791);
Section des Piques. Observations presentées à l’Assemblee administrative des hopitaux (28 octobre 1792);
Section des Piques. Idée sur le mode de la sanction des Lois; par un citoyen de cette Section (2 novembre 1792);
Pétition des Sections de Paris à la Convention nationale (1793);
Section des Piques. Extraits des Registres des déliberations de l’Assemblée générale et permanente de la Section des Piques (1793);
La Section des Piques à ses Frères et Amis de la Société de la Liberté et de l’Égalite, à Saintes, departement de la Charente-Inferieure (1793);
Section des Piques. Discours prononcé par la Section des Piques, aux manes de Marat et de Le Pelletier, par Sade, citoyen de cette section et membre de la Société populaire (1793);
Petition de la Section des Piques, aux representants de peuple français (1793);
Les Caprices, ou un peu de tout (утеряна)