В тот день, 16 июля 1676 года, весь Париж гудел, как растревоженный улей. Ещё бы, ведь не каждый день казнят такого опасного преступника, да к тому же ещё и женщину. И не просто женщину, а одну из первых красавиц Французского королевства.
Казнь
С самого утра знатные дамы и господа, надев свои лучшие наряды и напудрив парики, суетились, словно простолюдины, стараясь занять лучшие места поближе к эшафоту. Они желали своими глазами увидеть, как прекрасная головка маркизы Мари де Бренвилье покатится по деревянному настилу. Места на балконах и у окон в квартирах близлежащих домов были давно раскуплены. В ожидании зрелища знать неторопливо потягивала вино и вела непринужденные беседы. Народу собралось так много, что когда к месту казни привезли на повозке осуждённую маркизу, потребовалось немало времени, чтобы проехать к эшафоту. О чем думала и что чувствовала в эти минуты женщина, совершившая столько убийств, остаётся только догадываться. Преступнице зачитали приговор, священник предложил осуждённой помолиться. Вознеся молитву, Мари де Бренвилье положила голову на колоду, и палач одним ударом избавил Францию от безжалостной отравительницы. Многие высокопоставленные французы, которые некогда обращались к ней за «помощью», вздохнули свободно — исполнительница их «заказов» замолчала навеки.
Счастливое семейство
Мари Мадлена де Бренвилье (урождённая д’Обре) появилась на свет в 1630 году. Её отец Дре д’Обре, очень состоятельный и уважаемый человек, занимал в Париже пост помощника судьи. Семья считалась немаленькой: у Мари было два брата и две сестры. Её детство прошло без каких-либо выдающихся событий. Особыми талантами будущая маркиза не блистала, разве что была необыкновенно хороша собой. Отлично зная нравы парижского двора, господин д’Обре опасался, что его красавица дочь погрязнет в пучине разврата, поэтому, едва она подросла, поспешил выдать её замуж за маркиза де Бренвилье, который годился ей если не в дедушки, то уж в отцы — точно.
Любовь и преступления
Его величество случай
Башня Монтгомери
Журнал: Тайны 20-го века №44, ноябрь 2010 года Рубрика: Дела давно минувших дней Автор: Ольга Ермакова
Париж во воремени и пространстве | Уникальные моменты истории и архитектуры Парижа
Маркиза Мария-Мадлена де Бренвилье Marie Madeleine, marquise de Brinvilliers Много есть звезд, о которых стоит вспомнить, но эта оказалась черной дырой, и имя ее не забыто.
В июле 1672 года Сант Круа внезапно и совершенно натурально скончался. Де Бренвилье любыми способами пыталась достать из его дома некую коробку. Это насторожило полицию – в коробке были найдены 34 письма маркизы, проливающие свет на ее хобби, 27 рецептов зелий и их образцы. Маркизе пришлось сбежать в Англию. Кольбер, бывший в то время спикером короля, потребовал ее выдачи, она спряталась в одном из монастырей в Голландии, где один из полицейских умудрился ее выманить. Наверное блудная натура дала о себе знать. Весной 1676 года беглянку привезли в Париж и в июле того же года после месяцев дознания ее судили. Поняв, что это конец, она при первых же пытках сказала, что ни к чему заставлять ее страдать от боли, и все сама рассказала. К ее преступлениям добавились герцогиня де Буйон, племянницы Мазарини, композитор Расин. Хотя, каким образом она хотела завладеть их имуществом? А может это была жажда убивать и ничего материального?
17 июля состоялась казнь. В виду крайнего интереса к этой истории на Гревской площади яблоку негде было упасть. Все население города было на казни, так что все театры закрылись в виду отсутствия публики, да и самим актерам наверно тоже захотелось посмотреть. Маркиза с петлей на шее и факелом в руке «откупила» свои грехи и покаялась на паперти собора, который находится практически рядом через реку. Раскаялась она или нет, кто знает, но многие в ее поведении перед казнью видели святость. В одном из писем мадам Де Севине, которая была свидетельницей казни, подробно описала процедуру. Ей отрубили кулак как паррисидке, затем отрубили голову, тело сожгли, и пепел развеяли по ветру. Де Севине пишет, что теперь Ла Бренвилье в воздухе, мы ей дышим и впитываем горечь отравлений.
Неожиданное продолжение история получила позже при работах на территории Берси. Я не помню, где это вычитала, наверное в томе, посвященном 12 му округу. В XVII веке это местечко не было в черте города, а находилось за стенами, и там богатые имели «дачи», уезжали от городской пыли и суеты. Сейчас это практически центр. Так вот, Де Бренвилье имели в Берси загородный дом. При расчистке квартала в подвалах этого дома были найдены скелеты, вероятно, жертвы, о которых при расследовании не было упомянуто.
Вот так. Небольшая жадность это совсем не плохо, она стимулирует стремление не остаться в грязи, но… Господа, не будем слишком жадными, есть другие способы добиться желаемого. И все мы знаем поговорку про фраера.
Если уж говорить о женщинах-убийцах, нельзя не упомянуть знаменитую француженку Мари-Мадлен де Бренвилье, известную в народе как маркиза де Бренвилье, чёрствая отравительница 16-ого века (родилась в 1630-ом), долгое время скрывавшаяся под искусной маской добродетели.
Попробуем нарисовать психологический портрет этой женщины, чтобы прояснить мотивы её чудовищных действий.
Исходя из её поступков, начинаешь понимать, что девочку воспитали тёмной, необразованной эгоисткой, безразличной ко всем окружающим и их бедам. Будучи двадцати лет от роду, Мари-Мадлен по настоянию родителей вышла замуж за нелюбимого человека, Антуана Гобелена де Бренвилье. По всей видимости, замужество было для неё клеткой, поскольку, когда несколько лет спустя девушка встретила человека, позже ставшего её долговременным любовником, то сразу ухватилась за потенциальную возможность расправиться как с мужем, так и с семьёй.
Любовник, Годен де Сен-Круа, поделился с Мари-Мадлен секретом изготовления ядов, и новое знание, дававшее, по сути, безраздельную власть, повлияло на девушку губительно. Чувство безраздельного владения чужими судьбами вскружило ей голову. Если поначалу она была только помощницей Сен-Круа, то через некоторое некоторое время, памятуя о своих планах, стала проверять действие ядов на больных и нищих в парижских богадельнях, которые посещала под видом склонной к филантропии добродетельницы. Скорее всего, действия свои маркиза де Бренвилье воспринимала как некую игру, где себя считала кем-то вроде богини судьбы, а прочих людей – соответственно, — своими игрушками.
Женщине пришлось спешно бежать за границу. Несколько лет она небезуспешно скрывалась от французского правосудия в Голландии, но в 1676-ом её хитростью выманили обратно, схватили, несколько месяцев пытали (в числе истязаний были и пытки водой) и казнили через сожжение на костре. К слову, именно с показаний Мари-Мадлен де Бренвилье началось знаменитое Дело о ядах.
«Троллфейс» Генри Ли Лукас
Автор: admin · Published 10.07.2013 · Last modified 29.06.2021
План кастрации и убийства Бибера провалился (Г)
Автор: admin · Published 14.12.2012 · Last modified 29.06.2021
Королева Мария I, 1516-1558 (Мария Кровавая)
Автор: admin · Published 29.10.2013 · Last modified 29.06.2021
Marie Madeleine Dreux d’Aubray, marquise de Brinvilliers
Шарль Лебрен. Портрет маркизы де Бренвилье
Имя при рождении:
Мари Мадлен Дрё д’Обре
Содержание
Биография
Её попытка покончить с собой не удалась, и после долгого судебного процесса (29 апреля — 16 июля 1676), в ходе которого преступница сначала полностью отрицала свою вину, а затем из страха перед пытками призналась во всех злодеяниях, маркиза де Бренвилье была подвергнута пытке питьём, обезглавлена и сожжена.
Культурные аллюзии
Обстоятельства суда и казни маркизы переданы в письмах госпожи де Севинье, а позднее в очерке Александра Дюма Маркиза де Бренвилье из серии История знаменитых преступлений. Они отозвались в новелле Гофмана Мадемуазель Скюдери (1819), составили материал драмы Эжена Скриба Маркиза де Бренвилье и оперы Обера на ее основе (обе 1831), а также многих других произведений европейской литературы, музыки, кино (Роберт Браунинг, Эмиль Габорио, Артур Конан Дойль, Джон Диксон Карр и др.).
Маркиза де Бренвилье фигурирует в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — она появляется среди гостей на Великом балу у сатаны.
Знаменитая отравительница стала недавно героиней романа Елены Арсеньевой Обворожительная маркиза (Мари-Мадлен де Бренвилье, Франция) (М.: Эксмо, 2008).
Упомянута в книге Маркиза де Сада «Жюльетта». Герои восхищаются жизнью этой женщины, как она с большой ловкостью принимая на себя маску милосердия и добродетели, занималась распутством и травила людей.
Литература
Публикации на русском языке
Ссылки
Охота на ведьм — (Hunting for witches) Понятие охоты на ведьм, история охоты на ведьм Понятие охоты на ведьм, история охоты на ведьм, частные случаи Содержание Содержание Определение Дело о ядах о ведовстве в Древнем мире Средневековая и охота на ведем Молот… … Энциклопедия инвестора
Яды, или Всемирная история отравлений — Жанр комедия … Википедия
Список произведений Александра Дюма — Основная статья: Дюма, Александр Содержание 1 Историко приключенческие романы 1.1 Граф Монте Кристо … Википедия
Список серийных убийц, действовавших до 1900 года — В данном списке перечислены серийные убийцы, действовавшие до 1900 года. Термин «серийный убийца» впервые стал использоваться в XX веке и до 1900 года не применялся в судебных документах. Тем не менее с точки зрения современной криминалистики… … Википедия
Обер Д. Ф. Э. — (Auber) Даниель Франсуа Эспри (29 I 1782, Кан 12 V 1871, Париж) франц. композитор. Чл. Ин та Франции (1829). В детстве играл на скрипке, сочинял романсы (были изданы). Вопреки желанию родителей, готовивших его к коммерч. карьере, посвятил … Музыкальная энциклопедия
Керубини, Луиджи — Луиджи Керубини Основная информация Имя при рождении … Википедия
Порошок наследников: охота на отравительниц в эпоху Людовика XIV
Эпоха Людовика XIV — блестящая и пышная, как и сам «король-солнце», но под внешним блеском дворцов кипели страсти и лежал целый мир, где жены травили мужей, отцов и братьев, а «порошок наследника» был самым ходовым товаром у многочисленных ворожей и колдунов. Аббаты служили «черные мессы» над обнаженными женскими телами, а офицеры гвардии открывали алхимические лаборатории, продавая отраву всем желающим. Знаменитое «Дело о ядах» с 1675 по 1682 годы наделало столько шума, что даже Александр Дюма-отец напишет о нем в своем произведении «История знаменитых преступлений».
Маркиза-отравительница
«В этой женщине было одновременно нечто и от Локусты, и от Мессалины; даже в древности мы не находим ничего подобного». Так описывает Дюма маркизу де Бренвилье, с которой и началось «Дело о ядах».
Мари-Мадлен-Маргарита — так звали будущую маркизу — родилась в 1630 году в семье весьма влиятельного и богатого судьи. Как утверждает британская исследовательница Анна Сомерсет в своей книге «Дело о ядах: убийства, инфантицид и сатанизм при дворе Людовика XIV», детство у будущей маркизы не задалось.
В семилетнем возрасте она потеряла девственность, а позже, уже в возрасте десяти лет, сожительствовала со своими родными братьями, как она утверждала в своих воспоминаниях: «совершала инцест три раза в неделю, возможно, триста раз». Неизвестно, насколько об этом был осведомлен ее отец, но когда ее выдали за маркиза де Бренвилье, Мари продолжила вести распутный образ жизни, поощряемая супругом — таким же распутником и мотом.
Когда пошли слухи о том, что замужняя дочь в открытую появляется в обществе со своим новым любовником, гвардейским офицером, капитаном Жаном де Сент-Круа, ее отец решил устроить парочке размолвку, и посадил молодого человека в Бастилию. Там капитан познакомился с итальянским алхимиком по имени Антонио Экзили, также известныма как Николо Эгиджио, профессиональным отравителем, ранее служившим шведской королеве Кристине. Обучившись во время заключения мастерству изготовления ядов, после освобождения Жан собрал свою алхимическую лабораторию.
Правда, Анна Сомерсет в своей книге подвергает это сомнению: за шесть недель в тюрьме де Сент-Круа не овладел бы тонкостями такого искусства. В большей степени обучению мог способствовать придворный ученый Кристоф Глазер, с которым по службе мог пересекаться гвардейский офицер. Глазер был видным ученым своей эпохи. Он известен как автор книги с безобидным по нашим меркам названием «Справочник по химии» (1663), пережившей множество изданий. В ней он предлагал рецепты исцеляющего порошка из черепа человека, умершего от насильственной смерти, или мази из раствора, извлеченного из свежей мочи детей в возрасте от восьми до двенадцати лет. Также в его честь назван минерал глазерит.
Любовница Сент-Круа быстро прознала о его умениях, а по слухам, даже помогала в тестировании действия ядов, давая их своим слугам и пациентам городских лечебниц для бедняков. Позже мадам де Бренвилье утверждала, что Глазер разработал уникальную формулу, которая намного превосходит более легкодоступные яды и которую Сент-Круа приобрел у него.
Набравшись опыта, маркиза через своего доверенного слугу по имени Гаскон начала травить своего отца. Лакей подмешивал небольшие дозы яда в еду в течение восьми месяцев, а когда отец уже лежал на смертном одре, дочь сама ухаживала за больным, подмешивая последние дозы яда ему в бульон. Став наследницей немалого состояния и быстро его промотав, маркиза взялась за братьев, устроив к ним на службу другого доверенного слугу, Жана Амелена со странным прозвищем Лашоссе (фр. «тротуар»).
Маркиза травит отца
Тот отлично втерся в доверие, и совершал свою черную работу так, что в конце, последний из умирающих братьев, уже понимая, что его травят, все еще доверял Амелену. Когда оба брата скончались в мучениях, маркиза решила избавиться и от сестры-монахини, а заодно и от дочери. Но тут вмешалась случайность.
Дело в том, что ее любовник, де Сент-Круа уже давно побаивался своей возлюбленной, поэтому собирал на всякий случай доказательства ее дел. В небольшой шкатулке он хранил письма, где маркиза признавалась в убийстве отца, а также флаконы с ядом. По одной из версий, однажды в процессе очередного алхимического эксперимента капитан надышался испарений и умер; полиция обнаружила в его лаборатории доказательства преступлений, от которых вздрогнул весь Париж. Правда, Сомерсет утверждает, что все было гораздо прозаичней: горе-алхимик просто умер после болезни — а вот история со шкатулкой, кажется, правдивая.
Маркизу подвела её же собственная глупость. После смерти Сент-Круа никто не собирался проводить какое-либо расследование. В самом начале процесса в руке мертвого был обнаружен бумажный свиток с надписью «Мое признание». Поскольку капитана тогда не подозревали ни в каких преступлениях, было решено, что тот просто признается в мелких грешках — а значит, бумага попадает под тайну исповеди — и по общему согласию ее сожгли. И никто не стал бы интересоваться шкатулкой, если бы не пришел лакей маркизы, и не стал требовать ее, вызвав таким образом подозрение полицейских. Которое еще больше укрепилось, когда сама маркиза прибыла к начальнику полиции с требованием отдать ей эту самую шкатулку. После такого интереса маркизы, у которой недавно так удачно для нее скончался отец и два брата, полицейские решили проверить, что лежит в заветной шкатулке. И обнаружили там обличающие маркизу документы и некие вещества во флаконах. Решили проверить флаконы на животных. Кошка, собака и петух скончались в мучениях, подтвердив, что там были яды, и полиция, арестовав слугу и пытав его, выяснила про дела маркизы, а та, ударилась в бега.
Арест маркизы
Ее арестовали через некоторое время в монастыре, где она написала «Исповедь», в которой рассказала и о сексуальной связи с братьями, и об убийствах. Во время конвоирования до Парижа она много раз пыталась покончить с собой, неоднократно глотая стекло и булавки, а также, как пишет в своей книге Анна Сомерсет, пыталась пронзить себя острой палкой, вставленной во влагалище.
Пытка маркизы: отравительницу заставили выпить 16 пинт воды
После расследования и многочисленных пыток в июле 1676 года король приказал казнить маркизу, несмотря на ее высокое положение — и палач обезглавил ее на площади. После этого тело сожгли, а пепел развеяли над городом, и вроде бы все должно было успокоиться.
Париж сатанистов и отравителей
Перед тем как отправиться на эшафот, на суде маркиза де Бренвилье заявила следующее: «Половина тех, кого я знаю, — людей знатных — занята тем же, что и я… Я потяну их за собой, если решу заговорить». Она вполне могла это знать, так как вращалась в высоких кругах — среди этой самой знати. Король, взбудораженный этим заявлением, приказал генералу-лейтенанту парижской полиции Габриэлю Никола де ла Рейни вплотную заняться расследованием. Генерал занялся, раскопав немало любопытной информации.
Адвокат по фамилии Перрен донес генералу, что на одной из пирушек встретил гадалку по имени Мари Босс: та хвалилась, что к ней ходят многие знатные дамы за ядами. К ней была отправлена жена одного из полицейских. Та пожаловалась на мужа, и гадалка вручила ей баночку с ядом, после чего была арестована — и начала сдавать своих подельниц и соперниц по опасному бизнесу.
Страх перед отравителями был так велик, что как писал современник, в городе стояла атмосфера полного недоверия окружающим: «Каждый глаз не спускал с соседа, и даже члены одной семьи подозревали друг друга… Брат или сестра не решались есть или пить то, что им подавали другой брат или другая сестра».
Да и сами ворожеи друг друга отнюдь не жаловали. Например, когда гадалка по имени Монтиньи гостила у коллеги по имени Ла Шерон, она вытерла лицо платком, оставленным Мари Босс — и у нее начало резко опухать лицо. Колдуньи решили, что платок был пропитан токсичным веществом, и Ла Шерон спасла подругу, помочившись в туфлю, и заставив ее выпить, вызвав таким образом рвоту.
По приказу короля для расследования подобных преступлений была создана «Огненная палата». В 16-м веке аналогичный трибунал учреждали для рассмотрения дел о ереси. По традиции он заседал в Арсенале, в комнате, обтянутой черной тканью и освещенной факелами.
Людовик XIV
Гадалки и ворожеи занимались и другими услугами для знатных дам — изготавливали приворотные зелья и принимали караемые в то время смертной казнью аборты. Причем это не мешало им считать себя образцовыми христианками. Например, одна из них, мадам Лепер, заявляла, что она спасала души зародышей, так как крестила их и хоронила на освященном кладбище, хотя многие просто закапывали их в саду или сжигали в печи.
После ареста многих гадалок, вскрылись другие подробности их деятельности. Оказалось, что кроме простого отравления, знатные дамы иногда заказывали «черные мессы» — обряды сатанистов, в которых участвовали некоторые священники.
Арестовав одного из них, некоего аббата Гибура, полицейские узнали, как проходили такие мессы. Для этого нужна была девушка и часто это были сами гадалки, но иногда пользовались проституткой, а были случаи, когда сами благородные дамы участвовали в подобном ритуале.
Черная месса
Обнаженная женщина лежала на матрасе, опираясь на два стула, расположенных довольно близко друг к другу. Голова высовывалась назад через одну сторону, находясь на подушке, помещенной в другое немного более низкое кресло, в то время как на другом конце ноги оставались висящими. На ее живот клали крест и чашу и над ним читали заклинание, принося в жертву ребенка, которого обычно покупали у нищих. Кровь ребенка сливали в чашу, а из внутренностей и сердца делали магические эликсиры.
Рассказывая о «черных мессах», Гибур упомянул такие подробности, от которых уже сам король Луи пришел в замешательство.
Всесильная фаворитка
Как утверждал аббат-сатанист, в нескольких ритуалах участвовала мадам де Монтеспан, фаворитка Людовика-XIV, родившая ему семерых детей, и долгое время имевшая на него неограниченное влияние. При этом, Гибур утверждал, что дама во время ритуала была обнажена, и лишь лицо и одну грудь она закрыла вуалью. Целью же «черной мессы» было вернуть утраченное на короля влияние.
Тряхнув других арестованных ворожей, выяснили, что к одной из них, наиболее знаменитой Катри́н Монвуазе́н по прозвищу «Соседка», не раз приходила служанка фаворитки, мадемуазель Дэз-Ойе, и заказывала приворотные зелья.
После таких открытий король, не желавший выносить сор из избы, лично изъял и уничтожил все признания, бросавшие тень на его фаворитку, а все, кто давал показания против нее, были отправлены в дальние крепости, и так и сгнили там. Деятельность же «Огненной палаты» была постепенно свернута.
Самое же любопытное, что несмотря на то, что по делу отравителей проходили принцесса, три герцога, три маркиза, четыре герцогини, две графини, одна виконтесса и многочисленные нетитулованные дворяне, казнена была только маркиза де Бренвилье. Остальные либо получили штрафы, либо уехали на время из страны, либо вообще отделались легким испугом. Мадам де Монтеспан не получила никакого наказания, но король окончательно охладел к ней.
Мадам де Монтеспан с детьми от короля
А вот простонародье пострадало гораздо больше. Казнили тридцать шесть человек, в основном изготовителей ядов. В их числе на костер отправилась «Соседушка». Она до последнего отбивалась от охраны и даже пыталась затушить костер. На ее казнь привели посмотреть ее четырнадцатилетнюю дочь, чтобы она не повторила судьбу матери.
Гибур же, как и другие священники-сатанисты, которые были арестованы по этому делу, отправились в тюрьмы, где и умерли.
В 1682 году король объявил вне закона деятельность всех магов, колдунов и ворожей. И если это и дало какой-то эффект, то временный. Еще при жизни «короля-солнце», в 1702 году полиция разгромила новую сеть колдунов, ворожей и отравительниц, возглавляемую Марией-Анной де Ла Вилле. В детстве она увлекалась оккультизмом, и пыталась вызвать демонов. Затем создала команду из охотников на сокровища, которые пытались искать их с помощью заклинаний. Позже она открыла свои «салоны магии», где занималась тем же, за что в свое время казнили десятки человек. Во время расследования выяснилось, что частью высокопоставленных клиентов Ла Вилле были бывшие клиенты «Соседушки», все еще нуждавшиеся в черной магии и «порошке наследников».