марсель марсо фото биография
Марсель Марсо (Marcel Marceau)
Марсель Марсо родился 22 марта 1923 года в городе Страсбург.
Рос в еврейской семье эмигрантов из Польши.
Интерес к актёрству появился у Марсо после знакомства с фильмами Чарли Чаплина в пятилетнем возрасте. Посещал Школу декоративных искусств в Лиможе, затем учился в парижском Театре Сары Бернар у режиссёра Шарля Дюллена и актёра Этьена Декру.
Его отец был выслан к Освенцим, где погиб в 1944 году.
Вскоре после этого союзники высадились на берегах Нормандии, освободив Францию в последующие месяцы. Марсель и его двоюродный брат Жорж присоединились к Свободным французским силам и пошли в наступление на Берлин. Позже мим назвал своим самым большим подвигом в качестве солдата случай, когда он вместе с несколькими другими французскими солдатами взял в плен целое немецкое подразделение, поскольку талантливый актер сумел убедить немцев, что его отряд является авангардом гораздо более крупных французских сил. На самом деле, никакого подкрепления не было, но немцы сочли, что лучше сдаться, чем столкнуться с целой французской дивизией в бою.
В 1947 году Марсо создал сценический образ клоуна Бипа: белолицего клоуна в полосатом свитере и потрёпанной шляпе, что принесло ему всемирную известность. Тогда же организовал труппу «Содружество мимов», которая просуществовала до 1960 года. Его постановки шли на лучших площадках, включая «Театр Сары Бернар» и «Театр Елисейских Полей».
На протяжении десятков лет выступал сольно. Неоднократно приезжал с гастролями в Советский Союз, впервые в 1961 году, ему в частности посвящен фильм Леонида Квинихидзе «Бип остается в Ленинграде» (1962).
Марсель Марсо в образе мима
Сниматься в кино начал с 1967 года. Дебютировал в фильме «Его звали Роберт».
В 1976 году выступил в картине «Шэнкс» в главной роли Малкольма Шэнкса.
В 1978 году Марсо создал Парижскую школу пантомимы.
В 1996 году основал фонд для поддержки искусства пантомимы в США.
Марсо прожил долгую жизнь, до конца своих дней он оставался в великолепной форме и активно выступал на сцене.
Упоминается в песне Владимира Высоцкого «Она была в Париже»: Но что ей до меня: она была в Париже / И сам Марсель Марсо ей что-то говорил.
Умер 22 сентября 2007 года на 85-м году жизни. Похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез. Во время прощания с великим мимом звучал концерт для фортепиано №21 Моцарта, который он часто использовал в своих выступлениях.
Личная жизнь Марселя Марсо:
Был женат на Югетт Маллетт до 1958 года.
С 1975 по 2007 год был в браке с Энн Сикко.
Дети: Аурелия Марсо, Мишель Марсо, Батист Марсо, Камил Марсо.
Пантомимы Марселя Марсо:
Фильмография Марселя Марсо:
последнее обновление информации: 26.04.2020
Как «белый клоун» Марсель Марсо спас сотни детей во время Второй мировой
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Марсо сам был выходцем из еврейской семьи и жил в Страсбурге, на границе между Францией и Германией. Марсель, которому на момент начала войны было 16 лет, был одним из первых, кто стал свидетелем всех ужасов немецкого вторжения. Вместе со своей семьей, Марсель был эвакуирован из Страсбурга, незадолго до того, как фашисты захватили город. Они направились на юг в Лимож, коммуну в центральной Франции.
С этого момента Марсель Манжель понял, что должен бороться за свое выживание. После того как французская армия капитулировала, Марсель сменил свою фамилию на Марсо в честь генерала французской революции Франсуа-Северена Марсо-Дегравье.
Вместе со своим двоюродным братом Жоржем Лоингером он присоединился к Сопротивлению, в рядах которого оставался до конца войны, даже несмотря на то, что его отца Шарля схватили и отправили в Освенцим, где он и умер. Его знание английского и немецкого языков (помимо родного французского), а также актерский талант, проявленный молодым Марселем в раннем возрасте, пригодились во время многочисленных диверсий и разведывательных миссий, проводимых Сопротивлением. Ареста Марселю удалось избегать с помощью поддельных документов.
Поскольку в 1944 году стало очевидно, что война близится к завершению, нацисты решили «избавиться» от оставшегося еврейского населения во Франции. В приюте, расположенном к западу от Парижа, жило было несколько сотен еврейских детей, эвакуация которых стала главным приоритетом Сопротивления. Марселю поручили каким-то образом вывести детей из детского дома, не попавшись на глаза нацистским властям, и доставить их в Швейцарию.
Он переоделся в бойскаута и сумел убедить сотрудников приюта, что забирает детей на экскурсию, организованную французскими скаутами. Сегодня, конечно, уже никто не скажет, поверило ли ему руководство приюта или согласилось, потому что знало, что ожидает детей, если их не эвакуировать. А теперь стоит на секундочку представить себя на месте Марселя и задуматься, как переправить сотни детей от детского дома в Париже до швейцарской границы. это был настоящий подвиг.
Рекламная фотография Марселя Марсо
С детства Марсель увлекался творчеством Чарли Чаплина. Фактически, послевоенная карьера Марсо в качестве мима была в значительной степени вдохновлена персонажем Чаплина «Маленький бродяга».
Но вернемся к эвакуации детей. Для начала Марселю нужно было успокоить еврейских сирот, чтобы те не выдали себя при перевозке к границе. Но как заставить сотни детей сохранять спокойствие, когда на каждом шагу вокруг оккупанты, которые могут схватить их. Здесь как раз пригодился талант Марселя Марсо, который развлекал детей пантомимой, когда те начинали капризничать или паниковать.
Марсо с американским президентом Джимми Картером, Розалин Картер и Эми Картер, июнь 1977 года
Джордж Лоингер также вспоминал впоследствии, как его двоюродный брат успокаивал детей и убеждал их молчать. После смерти Марселя в 2007 году он рассказал в интервью Еврейскому телеграфному агентству об этом:
«Дети любили Марселя и чувствовали себя с ним в безопасности. Первую сценку он показал им прямо в приюте, чтобы заинтересовать детей и отвлечь их от окружающих реалий. Дети должны были выглядеть так, будто едут на каникулы домой к швейцарской границе, и Марсель действительно успокоил их, чтобы малыши выглядели беззаботными».
Вскоре после этого союзники высадились на берегах Нормандии, освободив Францию в последующие месяцы. Марсель и его двоюродный брат Жорж присоединились к Свободным французским силам и пошли в наступление на Берлин. Позже мим назвал своим самым большим подвигом в качестве солдата случай, когда он вместе с несколькими другими французскими солдатами взял в плен целое немецкое подразделение, поскольку талантливый актер сумел убедить немцев, что его отряд является авангардом гораздо более крупных французских сил. На самом деле, никакого подкрепления не было, но немцы сочли, что лучше сдаться, чем столкнуться с целой французской дивизией в бою.
Марсель Марсо в 2004 году
Эта история впоследствии переросла в миф, в котором утверждалось, что Марсо использовал пантомиму, чтобы продемонстрировать немцам на расстоянии, что приближаются крупные французские силы, и это заставило их отступить. Но этот миф был опровергнут самим Марсо и Лоигнером.
Фактически служба в армии и подтолкнула молодого Марсо к тому, чтобы посвятить себя пантомиме после войны. После того, как его пригласили выступить перед 3000 американскими военнослужащими во Франкфурте сразу после окончания войны, Марсо прокомментировал это так: «Я выступил для Джи-Ай, и через два дня уже был на обложке «Звезд и полос».
О вкладе Марсо во французское Сопротивление никогда не забывали, а боль от смерти его отца в Освенциме стала причиной грусти, которая навсегда поселилась в пародиях мима. Марсель Марсо умер в 2007 году, оставив после себя наследие, которое определило развитие искусства пантомимы, в котором он был одним из первопроходцев.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Марсель Марсо — великий мим, боец Сопротивления, спаситель евреев
Марсель Марсо, 1974. Фото: AP
Марсель Манжель родился 22 марта 1923 года в Страсбурге в семье еврейского мясника, торговавшего в кошерной лавке. В пять лет мальчик увидел одну из комедий Чаплина — и на всю жизнь стал его страстным поклонником. Марсель развлекал своих друзей, подражая Чаплину, и мечтая сниматься в немых фильмах.
После вступления Франции во Вторую мировую войну 16-летний Марсель бежал с семьей в Лимож, где присоединился с младшим братом Аленом к Сопротивлению. Скрывая свое еврейское происхождение братья поменяли фамилию на Марсо — в честь генерала эпохи Французской революции Марсо-Дегравье.
С помощью пантомимы Марсель успокаивал еврейских детей, когда переправлял их из приюта в восточной Франции в нейтральную Швейцарию, уверяя, что они едут на каникулы в Альпы. Юноша трижды совершал это опасное путешествие и спас сотни еврейских сирот.
Режиссер-документалист Филипп Мора, чей отец сражался вместе с Марсо в Сопротивлении, рассказал: «Марсо стал мимом для того, чтобы дети молчали, когда он выводил их из приюта. Шоу-бизнес тут ни при чем. Это была пантомима ради спасения жизни. Будучи бойцом французского Сопротивления, он однажды наткнулся на отряд немецких солдат. Недолго думая, средствами пантомимы Марсель рассказал им о приближении крупных сил французской армии, и немцы ретировались»
В 1944 году отца Марселя депортировали в Освенцим, где он погиб. Мать (уроженка местечка Яблонов на Ивано-Франковщине) выжила.
Слухи о замечательном таланте мима распространились в рядах союзников. Свой первый большой спектакль после освобождения Парижа Марсо дал в августе 1944 года, выступив перед тремя тысячами американских военнослужащих. Он всегда гордился тем, что первый отзыв о его концерте появился в армейской газете «Звездно-полосатый флаг». Благодаря превосходному владению английским, французским и немецким языками, Марсо стал офицером связи в армии генерала Джорджа Паттона.
Артист вступил в театральную компанию Жана-Луи Барро и вскоре получил роль Арлекина в пантомиме «Креститель». Спектакль пользовался успехом и вскоре Марсо предложили поставить собственную «мимодраму». Так возник моноспектакль «Пракситель и Золотая рыбка», поставленный в театре Сары Бернар, после чего карьера мима пошла в гору.
В 1947 году Марсо создал своего клоуна Бипа, впервые представив его публике в «Карманном театре» в Париже. Он был одет в полосатый пуловер и потрепанную шелковую оперную шляпу с цветком. Этот костюм символизировал хрупкость жизни, и Бип стал «альтер эго» Марселя, подобно тому, как «Маленький бродяга» стал двойником Чарли Чаплина.
С президентом США Картером, 1977
Неудачным приключениям Бипа во всем, к чему он прикасался, будь то бабочки или львы, корабли или поезда, танцзалы или рестораны — не было конца.
В течение следующих шести десятилетий Марсо был главным мастером пантомимы в мире. Майкл Джексон утверждал, что на создание знаменитой скользящей «лунной походки» его вдохновил Марсо.
В 2001 году Марсель Марсо был награжден медалью Валленберга за мужество, проявленное во время Холокоста. Предполагалось, что лауреат выступит с речью, но артист ответил: «Никогда не разрешайте миму говорить: он не остановится».
Марсель Марсо скончался на ипподроме в Каоре (Франция) 22 сентября 2007 года — на этот день выпал Йом Кипур. Ему было 84 года. На его похоронах прозвучала вторая часть 21-го фортепьянного концерта Моцарта, которую артист часто использовал в своих спектаклях, и виолончельная сюита Баха № 5.
Великого мима похоронили на кладбище Пер-Лашез в Париже. А в 1999 году в Нью-Йорке 18 марта был объявлен Днем Марселя Марсо.
Фил Гольдфарб, The Librarians
Биография Марселя Марсо (Манжеля)
Французский актер-мим, создатель парижской школы мимов Марсель Марсо (Marcel Marceau, настоящее имя — Марсель Манжель, Marcel Mangel) родился 22 марта 1923 года в Страсбурге (Франция).
Во время нацистской оккупации его отца арестовали, и впоследствии он погиб в Освенциме в 1944 году. Во время Второй мировой войны Марсель был вынужден скрывать свое еврейское происхождение и изменил фамилию на Марсо. Участвовал в движении Сопротивления.
Интерес к актерскому искусству пробудился у Марселя после знакомства с фильмами Чаплина.
Первое крупное выступление состоялось в августе 1944 года, после освобождения Парижа, оно называлось «3000 трупов».
В 1946 году Марсо поступил в драматическую школу в Лиможе, а затем работал в театре Сары Бернар в Париже. Там его учителями были режиссер Джошуа Смит и актер Этьен Декру.
В 1947 создал образ клоуна Бипа (Bip) — белолицего клоуна в полосатом свитере и потрепанной шляпе.
В том же году организовал собственную труппу «Содружество мимов», где и состоялись его знаменитые спектакли – «Смерть перед зарей», «Отрочество. Зрелость. Старость. Смерть», «Париж смеется, Париж плачет», «Шинель», «Давид и Голиаф».
Гастрольное турне Марсо впервые совершил по Соединенным Штатам Америки в 1955-1956 годах, после чего стал там частым и любимым гостем. Он снимался в фильмах, среди которых — «Немое кино» (1976), «Барбарелла» (1968), «Его звали Роберт» (1967, Ленфильм), вел мастер классы.
В 1978 году создал Парижскую школу пантомимы.
Правительство Франции удостоило Марселя Марсо самых высоких званий: кавалера ордена Почетного легиона, кавалера ордена «За заслуги в искусстве и литературе» первой степени и кавалера национального ордена «За заслуги» второй степени. Он был избранным членом Берлинской академии изящных искусств и Мюнхенской академии изящных искусств, а также членом престижного Института Франции, ему присвоена степень почетного доктора наук Принстонского университета, Университета штата Огайо, колледжа Линфилда и Мичиганского университета. В 2002 году Марсо стал послом доброй воли ООН.
Умер Марсель Марсо 23 сентября 2007 года. Похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Марсель Марсо: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Содержание статьи
Марсель Марсо посвятил свою жизнь пантомиме. Его творчеством восхищались во всем мире. Во Франции в честь актера были названы многие учебные заведения, а публика считала его национальным достоянием. Актер, не произносивший на своих выступлениях ни одного слова, заставлял людей грустить, радоваться и восхищаться его творчеством.
Детство и юность
Мальчик родился в городе Страсбург, в 1923 году, 22 марта. Будущие родители Марселя бежали из Польши, спасаясь от преследования еврейских семей. Биография мальчика очень непростая. Отец был отправлен в концентрационный лагерь Аушвиц, где и погиб в конце войны.
В период оккупации Франции, мальчик вместе со своим братом примкнул к местному подполью и помогал в спасении детей из еврейских семей, переправляя их через границу, в Швейцарию. Его дар пантомимы проявился именно в этот период. Практически мгновенно меняя выражение лица, он мог прикинуться кем угодно, не вызывая подозрения у постовых, которые всегда думали, что видят этого человека впервые. Это помогло Марселю вывести из Франции несколько десятков детей.
Позже он вступил во французскую армию и там сменил свою фамилию на Марсо, взяв ее в честь одного из французских генералов, участвовавших в революции. Уже в это время он стал показывать свои первые пантомимы, выступая перед военными в короткие перерывы между боями.
Как только Франция была освобождена, Марсель вместе со своими друзьями дали на одной из площадей свой первый большой концерт.
Начало творческого пути
Увлекшись творчеством Чарли Чаплина и театром, Марсель поступил на обучение в школу искусств города Лиможа, а чуть позже – в Театр имени Сары Бернар, где и получил актерское образование. Его учителем стал знаменитый актер Этьен Декру, который первым рассмотрел в юноше его дар и талант. Марсель учился и у великого представителя искусства актера Жана-Луи Барро, сыгравшего в одной из кинолент мима 19 века – Дебюро.
Уже вскоре Марсель начал самостоятельно выступать на сценах театров Франции, и его удивительный дар был сразу принят французской публикой. Актер стал открытием и сенсацией в мире театра, тогда и началась его великолепная сценическая карьера. Марсель придумал себе образ клоуна Бипа, в котором и предстал перед французами. Помятая шляпа-котелок, свитер в полоску, взлохмаченные волосы пепельного цвета, покрытие пылью, белый грим на лице и грустный взгляд подведенных глаз – таким его и запомнили миллионы зрителей.
Не говоря ни одного слова, используя только собственное пластичное тело, он «разговаривал» с публикой на своем языке, и его понимали. Вместе с ним люди плакали от радости и рыдали от горя. Марсо говорил, что, владея каждой клеточкой тела, слова не нужны, они лишь создают помеху в общении со зрителями и нарушают тишину образа, созданную мимом. Только изредка актер использовал в своих театральных постановках музыку, которая могла дополнить образ грустного клоуна. Благодаря своему таланту и театральному мастерству Марсель был признан не только публикой, но и театральным сообществом, за что получил в 1948 году премию Дебюро.
Один из самых известных номеров Марсо стала пантомима «Против ветра». На протяжении номера человек в образе клоуна преодолевал расстояние от одного края сцены к другому, сопротивляясь силе ветра и медленно двигаясь вперед. Чтобы дойти, ему приходится бороться со стихией и из последних сил давать ей отпор. Актер заставлял зрителей восхищаться его героем, который обладал мужеством, волей к победе и достигал своей цели, несмотря ни на что. Интересно, что часть движений Марселя взял за основу своей «лунной походки» знаменитый певец Майкл Джексон, который восхищался пластикой Марсо и много раз пересматривал его номера.
Со своим кумиром – Чарли Чаплином, под влиянием образа которого был и создан клоун Бип, Марсо встретился лишь один раз, совершенно случайно, возвращаясь со съемок одного из своих фильмов. Они столкнулись в аэропорту и провели вместе около часа. В конце встречи актер, не зная, что сказать перед расставанием, поцеловал руку великого мастера немого кино, а тот лишь расплакался в ответ.
Гастроли и выступления
В середине 50-х годов Марселя приглашают в турне по Америке, где он производит настоящую сенсацию. Его талант был моментально замечен в Голливуде и актеру предложили контракт. Но Марсо снялся лишь в одной киноленте, режиссером которой стал Мел Брукс.
После посещения США актер стал постоянно гастролировать по всему миру. Он давал огромное количество спектаклей и каждый раз публика с восторгом принимала великого мастера пантомимы.
В СССР Марсо впервые приехал в 1957 году и так же, как и во всем мире, произвел неизгладимое впечатление на зрителей и коллег по театральной сцене. Он много раз бывал в гостях у Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича, которые стали для него близкими друзьями. Также часто Марсо общался с Аркадием Райкиным, с которым они тоже быстро подружились. Константин Райкин в своих интервью не раз говорил, что Марсо был и остается самым великим артистом жанра пантомимы и повторить то, что сделал он, или хотя бы приблизиться к его мастерству никому не удалось.
О прекращении своей творческой деятельности Марсо объявил в 2000 году, но со сцены не ушел, поставив через два года еще один свой спектакль «Руки».
Поклонники актера не переставали восхищаться его талантом и до сих пор этого великого актера вспоминают не только во Франции, но и во всем мире.
Марселя Марсо не стало в 2007 году, он немного не дожил до своего 85-летия. Его похоронили во Франции на кладбище Пер-Лашез.
Личная жизнь
Свою личную жизнь Марсель предпочитал не афишировать. Семья была для него таким же местом «тишины», как и все его творчество.
Известно, что он был трижды женат, но при жизни старался, чтобы имена его жен и детей тоже были никому не известны. Только после его смерти тайна была приоткрыта.
У Марсо было четверо детей. Его первая жена родила ему двоих сыновей – Батиста и Мишеля. А третья – двух дочерей – Камиллу и Аурелию.