мать шри ауробиндо биография
Шри Ауробиндо
Биография
Шри Ауробиндо называют Гегелем Востока. Философ, в совершенстве знавший индуизм и западное христианство, в молодости был атеистом, а в зрелости — агностиком. Делом своей жизни индус считал поэму «Савитри» — самое большое произведение в мире, написанное на английском языке.
Детство и юность
Ауробиндо Гхош, известный как Шри Ауробиндо, родился в августе 1872 года в Калькутте в семье ассистента хирурга. Слово «Шри» означает «святой». У мальчика было 2 старших брата, младшая сестра и младший брат. Разговорным языком в семье был английский, на хиндустани (смеси хинди и урду) в доме общались с прислугой.
Чтобы оградить детей от матери, у которой прогрессировало психическое заболевание, отец отдал их в англоязычный интернат в городе Дарджилинг. Учреждением руководили ирландские монахини, и Ауробиндо в детстве познакомился с постулатами христианства.
Отец мечтал, чтобы сыновья, повзрослев, стали сотрудниками Индийской гражданской службы — элитного подразделения Британской империи в Индии, которое насчитывало тысячу человек. Туда принимали только индусов, окончивших английские учебные заведения. В 1879 году семья приехала жить в Великобританию.
Однако чаяниям отца было не суждено сбыться. Один из сыновей выбрал литературную карьеру, поведение другого не соответствовало требованиям элитной службы. Ауробиндо дисквалифицировали из-за опоздания на экзамен по верховой езде, и отец договорился о трудоустройстве отпрыска в администрацию города Барода, сейчас называющегося Вадодара.
В 1893 году юноша вернулся в Индию. Но пока Ауробиндо плыл на корабле, отцу сообщили, что судно затонуло у берегов Португалии, и мужчина умер от горя.
В течение следующих 13 лет будущий философ работал чиновником и преподавателем, дослужившись до должности ректора Национального колледжа в Калькутте. Затем Ауробиндо присоединился к индийскому национально-освободительному движению и дважды побывал за решеткой.
Личная жизнь
О личной жизни мужчины известно мало. По воспоминанию его ученика, Шри Хар Кишен Сингха, философ был тихим, застенчивым и никогда не шутившим преподавателем.
В 28 лет мужчина женился на дочери высокопоставленного чиновника — Мриналини. Любопытно, что Ауробиндо, знавший 7 европейских языков и считавший себя атеистом, хотел сочетаться браком только с индианкой, ему было важно соблюсти национальные свадебные обряды. Невеста была в 2 раза младше жениха. Друзья и родственники Мриналини называли руки девушки сделанными из хлопка — такими мягкими, нежными и не знавшими работы они были.
После свадьбы молодые уехали в загородный дом дяди Ауробиндо по материнской линии. Сохранилось фото философа с женой. Но совместная жизнь продлилась лишь год. В дальнейшем супруги жили порознь, работа и духовные искания слишком занимали мужчину.
Embed from Getty Images Шри Ауробиндо и Мать (Мирра Альфасса)
Духовно близким человеком для писателя стала французская еврейка Мирра Альфасса, которую гуру называл Мать. Впервые о философе женщина узнала от своего 2-го мужа Поля Ришара, который познакомился с индусом во время поездки в Индию. 4 года Мирра и Ауробиндо обменивались мыслями в письмах.
При встрече в конце марта 1914 года Альфасса узнала в мужчине духовного наставника, который руководил ее помыслами с детства. Если бы Мирра читала «Евгения Онегина», то воскликнула бы:
«Ты в сновиденьях мне являлся,
Незримый ты мне был уж мил».
В 1915-м из-за начавшейся Первой мировой войны женщина и ее супруг покинули Индию, но через 5 лет вернулись. Поль вскоре уехал во Францию, а Мирра, сменив несколько гостиниц, переселилась в дом своего наставника.
Единомышленники создали ашрам — своеобразный центр йоги, руководство которым после полного ухода мужчины в медитацию (с ноября 1926-го) перешло к Мирре. В 1968 году женщина основала международный город Ауровиль, в котором в 2019-м проживало свыше 3 тыс. человек, граждан 58 государств.
Учение и книги
В 1910 году Ауробиндо расстался с общественно-политической жизнью и сосредоточился на интегральной йоге. Для этого он переселился в Пондишерри — французскую колонию на юге Индии.
Учение Шри Ауробиндо — это синтез индийской и европейской философии. Стремление к объединению накопленной человечеством теории и практики видно и в афоризме автора о России:
«Жизненный опыт человечества был бы неполным без опыта России»
Согласно учению, появление человека не есть конечный пункт эволюции. На следующей ступеньке наступит интеграция человека и Бога, станут возможны путешествия сознания и преобразование материи при помощи божественной энергии.
Перу философа принадлежат мантры исцеления, устранения препятствий. Известна цитата Шри Ауробиндо о вирусах и заболеваниях:
«Когда мы очищены, прозрачны, никакие бактерии не могут с нами ничего сделать».
Основные труды мыслителя — «Тайна Веды» (Веды — священные писания Древней Индии, включающие гимны Богам), «Жизнь божественная», «Письма о йоге» и поэма «Савитри», центральная тема которой — диалог Любви и Смерти. Произведение писалось в течение 35 лет и имеет 10 рукописных вариантов.
Стихи из «Савитри» стали эпиграфом к книге Матери «Цветы и их духовное значение», в которой Мирра объединила понимание цветов в индуизме, буддизме и синтоизме и приписала каждому определенное человеческое качество. Так, георгин олицетворяет тщеславие, а гладиолус — суперментальную восприимчивость.
Смерть
Шри Ауробиндо скончался в декабре 1950 года. Проститься с философом и поэтом пришли 60 тыс. человек. Через 23 года за учителем последовала 95-летняя Мирра Альфасса.
Мать и Шри Ауробиндо
В эти годы Ауробиндо посвящает много времени изучению индийской философии, литературы и языков (санскрита, марати, гуджерати и бенгали). Одновременно он продолжает изучать английских классиков, а также Гомера, Данте и Горация. Таким образом, он подготавливает почву для будущего синтеза западной и восточной мысли и культуры, что и станет одной из основных черт его учения.
Ауробиндо всегда стоял за полную самостоятельность Индии (Пурна Свараж), что ярко выражено в его статьях в «Банде Матарам » (Bande Mataram, 1906-08) и «Кармайогин» (Karmayogin, 1909-10).
В 1908 году Шри Ауробиндо был арестован с группой революционеров-националистов и заключен в Алипорскую тюрьму в Калькутте, где он пробыл один год. Его обвиняли в террористической деятельности, в чем он лично не был виновен. Английский судья вынес вердикт: «не виновен». В Алипорской тюрьме Ауробиндо, благодаря внутренним переживаниям, осознал, что его миссия не только освобождение Индии, но и духовная помощь всему человечеству.
Между тем Британское правительство продолжало слежку за Ауробиндо и угрожало ему ссылкой. Чтобы избежать неминуемого ареста, Шри Ауробиндо принимает решение уехать в Пондичерри, французскую колонию в Южной Индии. По прибытии туда Ауробиндо прекращает все публичные выступления и свою политическую деятельность и всецело сосредотачивается на практике моги. Но его главная работа еще впереди и ожидает прибытия его сотрудницы.
Молодая француженка, Мирра Ришар (1878-1973), впоследствии известная как «Мать», в первый раз встретила Шри Ауробиндо в Пондичерри 29-го марта 1914 года. С момента этой встречи стало ясно, что они оба предназначены вести человечество к высшему сознанию.
Опыт Шри Ауробиндо и Матери
Предисловие. Не ставя целью знакомить, кто такие Шри Ауробиндо и Мать, чем они занимались, я начинаю сразу описывать свою работу с их каналом.
1. Лаборатория для исследований.
Описывая Зодиакальное кольцо в прошлой работе, я отправилась на поиски соответствующих картинок в интернете, а в результате наткнулась на символ гуру Индии Шри Ауробинды и Матери – его спутницы. Символ Матери, имеющий 12 делений, очень напоминает зодиакальный круг, и я остановила свое внимание на данной теме, не зная, что выйдет очень глубокое посвящение.
Вообще Индия мне близка по опыту жизни пары Елены и Николая Рерихов. Сейчас акцент на Индию пошел, когда я увидела в социальной сети, что моя знакомая поехала в турне по Гималаям. Кроме того, мне снова стал приходить в медитациях Саи Баба, но он ничего мне не сообщал. Таким образом в течение недели шла настройка с индийской стороной.
Символ Матери расшифровывается так:
«Центральный круг представляет Божественное Сознание.
Четыре лепестка представляют четыре силы Матери.
Двенадцать лепестков представляют двенадцать сил Матери, представленные для Ее работы».
Когда я легла в кровать для ночного сна, состоялась глубокая настройка. Шри Ауробиндо и Мать пришли ко мне в Едином Пламени Творца, коим они являлись и на земле в материи. Они окружили меня, и в мое световое тело стала загружаться та информация об их опыте, которую они нашли нужным передать мне. Начались подвижки, переставления по всему световому телу, но вполне мягкие, не больные. Немного заболел желудок. А так было чувство, что изнутри меня развернулось то, что лежало в свернутом виде. Больше это походило на лабораторию, в которой они вместе работали. Несколько десятилетий назад она свернулась у них в Индии, а сейчас развернулась во мне. Насколько я знаю, как таковой лаборатории для изучения физического тела у них не было, но по сути то, что они делали, было лабораторией. Это самое точное слово для отображения того, что пришло ко мне.
Самое первое, что я ощутила в себе, было практическое применение их знаний и открытий в области человеческого тела. Само мое тело стало словно живой и ходячей лабораторией, вмещающей в себя наработки над телом людей. Вдоль моего позвоночника включились три круглых матрицы. Они были похожи на символ Матери – круг, внутри еще круг, а круги поделены на секции – ячейки. Эти ячейки напомнили мне календарь Цолькин майя, т.к. он тоже имеет ячеистую структуру. Эти ячейки – способы для сотворения человека. Люди творятся по неким шаблонам, поэтому мы видим, что похожи друг на друга, сейчас учеными разработано много разных классификаций людей, где мы типизированы. Ячеек-эталонов в матрицах много, поэтому их определенный набор позволяет существовать разнообразию и неповторимости каждого живущего на земле.
От Шри Ауробиндо и Матери шел сильный поток любви и уважения друг к другу, благородного взаимопочитания и благоговения, а также поток высокой любви к людям, и я прониклась этой любовью. Меня тоже потянуло к телу людей. В силу своей «рыбьей» природы Луны я больше тяготею к эмоциям, чувствам людей, их переживаниям, но к телу достаточно холодна. Но Шри Ауробиндо занимался привнесением Духа в Материю, и я ясно это ощутила. Мне передалось его чувство любви к физическому телу, и я ощутила через него свою тягу к телу людей.
Когда произошла настройка на опыт Шри Ауробиндо, меня окружили энергии слова «СЛУЖЕНИЕ». Я впитывала его в себя, и потом к нему добавилась фраза «СЛУЖЕНИЕ ТЕЛУ ЛЮДЕЙ».
Служение = 98 = Смирение = Воля Древа
Служение телу людей = 225 = Путь к телу людей = Обретённый Путь = Формула Богочеловека
В этой лаборатории меня пригласили к врачебной кушетке. На ней лежал человек. Когда я подошла к нему, то словно сканировала его взглядом. Его тело было мне видно насквозь от и до, а болячки и места заторов энергии светились для меня. Мои обновленные руки сами потянулись к нему, и я знала что делать. Мною управляло не только гуманное отношение к человеку, желание помочь телу.
Во мне были включены три матрицы, и определенные ячейки этой матрицы ярко горели светом. Через матрицы я знала, как именно воздействовать на больные участки тела пациента. У него был сбой с эталоном определенных ячеек (это выражалось в конкретной болезни тела), а мне нужно было сонастроить его тело с этими ячейками. Потом таких пациентов для тренировки мне дали несколько, и я поняла этот принцип работы.
Например, пациент говорит, что у него плохо с дыханием, сдавливает сердце. Я смотрела в матрицу внутри себя, там загорались определенные ячейки. Они отвечают за такие-то такие-то точки и органы в теле. Я стояла рядом с кушеткой и через пальцы контактировала с его телом, с разными участками, которые высвечивались внутри меня в матрице. Руки соединяли разные точки на теле, тем самым налаживалось нормальное энергоснабжение в теле пациента. Его тело и клетки как бы вспоминали эталон, как правильно они должны работать.
Я прочитала, что Шри Ауробиндо умер при обострении предстательной железы и уремии. Он отказался от врачебной помощи и от самолечения. На вопрос ответил: «Не могу объяснить. Вы не поймете.» На мой взгляд, он принял в свое световое тело матрицы, а матрицы основаны на правильном использовании световой-духовной-сексуальной энергии. Чтобы ее преобразовать, трансформировать в себе, он пошел на болезнь соответствующих физических органов. Мочеполовая система – самая сложная для трансформации, т.к. касается деторождения – пришествия Духа в Материю. Без трансформации половых органов нечего и думать об эволюции человека как свето-духовной сущности.
Индийская кукуруза = 231 = Божественный человек = Это мощь материи = Поздравление Учителей
Я поняла, что кукуруза в моем случае – это эквивалент Древа Жизни, только на индийский манер. Древо приняло образ священной кукурузы, т.к. плод маиса в тех местах почитаем (впрочем, как и у майя). Кроме того, плотные зерна кукурузы четко соотнеслись во мне с ячейками матрицы, обнаруженной в моем световом теле. Они похожи на клетки, в которые проникал Свет Шри Ауробиндо.
Вслед за этим образом пришел энергетический словесный ряд, и я вбила 15 фраз в словарь, при этом 6 слов из 15 сразу образовали ярчайшие пары. Это очень высокий показатель настройки на пришедший канал. Канал Саи Баба вообще всегда очень точен. Я даже не буду загружать здесь место другими соответствиями из словаря:
Шри Ауробиндо = 158 = Путь к телу
Шри Ауробиндо + Мать = 221 = Ключ к телу людей
Ячейки кукурузы = 240 = Опыт Шри Ауробиндо
Заниматься схождением Духа в Материю с целью преобразования физического тела и его возможностей – сложная и тонкая работа, и бОльшая часть этой работы не может быть видна физическому глазу. Это работа вне времени и вне физики. 16 августа 1935 г. Шри Ауробиндо говорит, что нашел формулу низведения Суперразума. Если он ее нашел, то это можно вернуть к исследованию.
Когда Ауробиндо Гхоша и Мирру Альфасса стали называть «Шри Ауробиндо» и «Мать». Шри Раман Редди
Когда Ауробиндо Гхоша и Мирру Альфасса стали называть «Шри Ауробиндо» и «Мать».
Шри Раман Редди
Исследователь и архивист в департаменте Архива и Исследованиях Ашрама Шри Ауробиндо.
За исключением нескольких отдельных случаев только в конце 1926 года ученики в Пондичерри начали обращаться к Ауробиндо Гхошу и Мирре как к «Шри Ауробиндо» и «Матери» в своих ежедневных заметках и в других случаях.
Ауробиндо Гхоша стали называть «Шри Ауробиндо» еще до того, как Мирра стала известна как «Мать», и некоторым ученикам понадобился некий переходный период, прежде чем оба имени стали называться спонтанно (для «Матери» этот период оказался длиннее, чем для Шри Ауробиндо).
В записях Вечерних бесед с Шри Ауробиндо А.Б. Пурани отражено это изменение в обращении по имени. Но это незаметно ни в опубликованных текстах, ни в отпечатанных копиях с рукописных записей, потому что «А. Г.» и «Мирра» уже стали «Шри Ауробиндо» и «Матерью» к тому времени, как вышли изданные копии и была опубликована книга. И изначальные имена были заменены впоследствии для удобства.
В своих беглых заметках Вечерних бесед с Шри Ауробиндо Пурани впервые начал использовать аббревиатуру «Шри А.» в беседе от 16 сентября 1926 года, а до этого времени только «А. Г.».
Харадхан Бакши, другой садхак того времени, начал использовать имя «Шри Ауробиндо» в своем дневнике в записи от 19 сентября 1926 года. После чего оба автора прошли через некий переходный период, когда они периодически использовали «А. Г.» и «Шри Ауробиндо» в своих записях (иногда даже в один день), и к октябрю 1926 года уже окончательно перешли на «Шри Ауробиндо».
В случае с Матерью, Харадхан Бакши впервые сослался на Неё как на «Мать» в записи от 24 сентября 1926 года. До этого он называл Мать «Мирра» или «Мирра Дэви», после Дня Сиддхи он также использовал имя «Шри Мирра». Несмотря на то, что к началу 1927 года Харадхан в основном использовал имя «Мать», только в конце 1928 года он окончательно перестал использовать имя «Мирра».
А у Анилбарана Роя вообще не было переходного периода. После возвращения из Бенгалии 10 декабря 1926 года, он написал в своём дневнике: «Шри Ауробиндо удалился, а Мирра Дэви приняла на себя ответственность за сотворение нового мира». На следующий день во время встречи Шри Ауробиндо сообщил ему о том, что ему нужно сдать себя «Мирре Дэви». И на другой же день 12 декабря 1926 года Анилбаран стал обращаться к Матери как «Мать» и никогда уже не говорил «Мирра Дэви».
Другие документы отражают, как Барин, Амрита и Биджой тоже начали использовать имя «Мать» в начале 1927 года.
Когда Ауробиндо Гхош стал подписываться как «Шри Ауробиндо»?
22 марта 1926 года в своем письме, адресованном Тирупати, Шри Ауробиндо впервые подписался как «Шри Ауробиндо» (а не «Ауробиндо Гхош» или «Шри Ауробиндо Гхош»). Однако это произошло при исключительных обстоятельствах.
Следующее известное письмо, подписанное Им как «Шри Ауробиндо», датируется 1 августом 1927 года. Это письмо было позже опубликовано как Часть 3 книги «Мать».
Хотя существует еще несколько писем от 1927 года, подписанных подобным же образом после этого письма, но только после начала 1928 года Шри Ауробиндо стал постоянно подписываться в своих письмах как «Шри Ауробиндо», а себя Он стал упоминать в третьем лице.
Воспоминания Джайи Дэви
Обычно я посещала Его (Шри Ауробиндо) каждый день. Он позволял мне сесть рядом с Ним и внимательно всё слушать. Через четыре или пять дней я спросила Ауробиндо Гхоша: «Почему здесь стоят эти стулья?»
Почему-то мне не понравилась эта идея. Поэтому я сказала: «Господь, это выглядит неправильно. Это нехорошо, что садхаки, Твои ученики, сидят на стульях рядом с Тобой. Лучше положить маты или коврики на пол. Когда Ты сидишь на стуле, остальные должны сидеть внизу».
В те годы Ашрам был не такой многочисленный, и я могла приходить и встречаться с Ним каждый день.
Однажды я спросила Его: «Господь, почему они называют тебя Ауробиндо Гхош?».
На мой вопрос Он ответил вопросом: «Ауробиндо Гхош? Кто говорит Ауробиндо Гхош?».
Семь или восемь дней спустя, на доске объявлений я увидела надпись «Шри Ауробиндо». Мне сказали, что Мать дала это имя. Это обстоятельство сделало меня счастливым.
Через два дня я отправилась на встречу с Ним с двумя гирляндами цветов, которые я сплела своими руками и завернула в платок. Увидев спрятанный предмет у меня в руках, Он спросил: «Что ты там такое принесла?»
«Господь, где Мать? В какой комнате? Я ничего не знаю; пожалуйста, направь меня».
Тогда Он объяснил мне: «Если ты поднимешься по внутренней лестнице, ты увидишь напротив комнату. Там живёт Мать. Ты отдашь гирлянду Ей».
Я сказала: «Господь, позволь мне пойти туда».
Улыбаясь, Он согласился: «Да, теперь иди».
Я спустилась вниз, раздумывая о том, с кем пойти туда. Но я также подумала, о том, что меня беспокоит в том, чтобы отправиться к Матери? О, мой разум, отведи меня туда. Если Господь так сказал, то я обязательно смогу встретить Её. Спустившись вниз с этой мыслью, я встретила жену Пурани, Лилавати, которая стояла напротив меня.
Я сказала Лиле: «Дорогая сестра, пожалуйста, сопроводи меня немного».
Лила спросила: «Куда сопроводить?»
Я ответила: «Для начала давай поднимемся по внутренней лестнице. После чего я расскажу тебе».
После того, как мы поднялись по лестнице, мы увидели напротив комнату. Я вошла внутрь комнаты с гирляндой в руке. Тогда я увидела Мать, стоящую в комнате в сари с красной каймой. Она подошла ближе ко мне и тогда я предложила Ей цветы и сделала перед Ней пранам. На Матери была вуаль; когда я отдала Ей гирлянду, Она улыбалась, но так как я не знала английского языка, я ничего не смогла Ей сказать. Через некоторое время я вышла из комнаты. Лилавати повторила этот обряд. Когда она вышла из комнаты, мы обе вернулись к себе.
Шри Ауробиндо спросил: «Зачем? Здесь разве не будет пуджи?»
«Да, это возможно: поклонение Шива-Дурге. Если я могу совершить поклонение Тебе и Матери, тогда мне не нужно будет уезжать отсюда. Вот, почему я спрашиваю. »
«Хорошо, ты можешь сделать это».
В день Махаштами Шри Ауробиндо и Мать сели в два кресла, стоящие рядом. Я совершила пуджу с обычными ритуалами. Я возложила на Них гирлянды. О, это было так, как если бы сам Шима и Дурга спустились сюда, чтобы принять богослужение! Я не могу описать всё то, что я тогда ощутила. Это было неописуемо, за пределами всякой мысли».
Архивная запись
Первые две заметки в дневнике Нарадхана Бакши воспламеняют в памяти нечто особенное, что произошло, или скорее, начало происходить с ним с 15 августа 1926 года. Это совпало с поклоном Нарадхана перед Миррой Дэви в тот же самый день.
Хотя дневник Нарадхана отражает мягкий переход от восприятия Мирры как одного из учеников Шри Ауробиндо к восприятию Матери, как духовного руководителя, он не перестает использовать имя «Мирра» даже после того, как начал обращаться к Ней как к «Матери». Иногда он обращается к Ней как «Мирра» и «Мать» в один и тот же день в одном и том же параграфе своих ежедневных записей, не говоря уже о таких вариантах как «моя Мать», «Мирра Дэви», «Шри Мирра Дэви» и так далее.
После прочтения следующей цитаты Матери, в которой Она рассказала ему о своём имени, эта тема перестает быть такой запутанной, как может показаться на первый взгляд:
Шри Ауробиндо Открыл Тайны Путешествия по Сознанию
Шри Ауробиндо Гхош родился в Калькутте 15 августа 1872 года. Его отец доктор Кришнадхан Гхош изучал в Англии медицину и вернулся в Индию англоманом. Шри Ауробиндо получил не только английское имя Акройд, но и английское воспитание.
Пятилетним отец отдал его в ирландскую монастырскую школу в Дарджилинге, а через два года, вместе с двумя его братьями, отправил в Англию.
В двенадцать лет Шри Ауробиндо знал латынь и французский язык. Директора школы Святого Павла так поразили способности ученика, что он сам стал заниматься с ним греческим языком.
Мальчик много читал: Шелли, французских поэтов, Гомера, Аристофана, европейских мыслителей, причём в оригинале, так как быстро овладел немецким и итальянским языками. С 1890 года Шри Ауробиндо учился в Кембридже.
Школа Святого Павла предоставила ему стипендию, которая почти целиком уходила на содержание братьев. Он стал секретарём Индийского меджлиса — ассоциации индийских студентов Кембриджа, выступал с революционными воззваниями.
Шри Ауробиндо
Отказавшись от своего английского имени, молодой индиец вступил в тайное общество «Лотос и Кинжал», в результате чего попал в чёрный список Уайтхолла. Впрочем, это не помешало ему получить степень бакалавра.
В 1892 году Шри Ауробиндо вернулся в Индию. В Бомбее он нашёл место преподавателя французского языка у махараджи Бароды, затем преподавал английский в государственном колледже, где быстро дорос до заместителя директора. В 1901 году он женился на Мриналини Деви и пытался разделить с нею свою духовную жизнь. В 1906 году Шри Ауробиндо покинул Бароду и перебрался в Калькутту.
Грубые промахи лорда Керзона, губернатора Бенгалии, привели к студенческим волнениям. Вместе с Бепином Палом Шри Ауробиндо основал ежедневную газету, выходившую на английском языке, — «Банде Матарам» («Преклоняюсь перед Матерью-Индией»), которая впервые открыто провозгласила, что цель Индии — полная независимость, и стала мощным орудием пробуждения самосознания её народа.
Он стал директором первого Национального колледжа в Калькутте. Не прошло и года, как был выписан ордер на его арест.
Однако в статьях и речах Шри Ауробиндо не было ничего противозаконного: он не проповедовал расовой ненависти, не допускал нападок на правительство Её Величества, а просто провозглашал право наций на независимость. Возбуждённое против него дело было закрыто.
Шри Ауробиндо стал признанным лидером национальной партии. 30 декабря 1907 года Шри Ауробиндо встретил йогина по имени Вишну Бхаскар Леле. Они удалились вдвоём в тихую комнату, где пробыли три дня. С тех пор йога Шри Ауробиндо приняла иное направление.
Шри Ауробиндо достиг «освобождения» (мукти), которое считается «вершиной» духовной жизни. Шри Ауробиндо подтвердил на собственном опыте слова великого индийского мистика Шри Рамакришны:
«Если мы живём в Боге, мир исчезает; если мы живём в миру, то Бога уже не существует». 4 мая 1908 года, после неудавшегося покушения на судью в Калькутте, Шри Ауробиндо был арестован.
Он провёл целый год в Алипорской тюрьме в ожидании приговора, хотя не был причастен к заговору. Выйдя из тюрьмы, Шри Ауробиндо возобновил свою работу, начав издавать еженедельник на бенгали и ещё один — на английском.
В 1910 году в Пондишери прибыл французский писатель Поль Ришар и, познакомившись с Шри Ауробиндо, был настолько поражён широтой его познаний, что в 1914 году вернулся в Индию.
Так было основано обозрение на двух языках, «Арья», или «Обозрение Великого Синтеза», французскими выпусками которого заведовал Ришар. Но грянула война, Ришар был отозван во Францию.
Шри Ауробиндо остался один и должен был ежемесячно выпускать сборник, в котором на шестидесяти четырёх страницах раскрывались самые разнообразные философские темы.
В течение шести лет без перерыва, до 1920 года, Шри Ауробиндо публикует почти все свои сочинения.
Очень примечательно, что писал он не последовательно — одну книгу за другой, а четыре или даже шесть книг одновременно, причём на самые разные темы.
Это такие книги, как «Жизнь Божественная», фундаментальный «философский» труд, в котором представлено его духовное видение эволюции;
«Синтез Йоги», где он описывает различные стадии и переживания интегральной йоги и исследует все йогические учения прошлого и настоящего;
«Этюды о Гите» — изложение его философии действия;
«Тайна Вед» — исследования относительно происхождения языка, «Идеал человеческого единства» и «Человеческий цикл», в которых эволюция рассматривается с социологической и психологической точек зрения и исследуются грядущие возможности человеческих коллективов и объединений.
В 1920 году Шри Ауробиндо закончил работу в «Арье». Остальную часть его сочинений составляют письма. В 1920 году в Пондишери, где обосновался Шри Ауробиндо, приехала из Англии помощница, которую по традиции стали звать Мать. «Когда я прибыл в Пондишери, — говорил провидец своим первым ученикам, — программа для моей садханы „дисциплины“ диктовалась мне изнутри.
Я следовал ей и продвигался сам, но не мог оказать какой-нибудь значительной помощи другим. Затем приехала Мать, и с её помощью я нашёл необходимый метод».
Можно отметить три периода в этой работе, которые соответствуют собственному продвижению и открытиям Шри Ауробиндо и Матери. Первый этап — испытания, тестирования, исследования и проверки сил сознания. Этот период некоторые ученики называли «ярким периодом»; он продолжался с 1920 по 1926 год.
Второй период начался в 1926 году и продолжался до 1940 года. Это был период индивидуальной работы над телом и с подсознательным. В 1940 году, после четырнадцати лет индивидуальной концентрации, Шри Ауробиндо и Мать открыли двери своего Ашрама (йогической общины).
Начался третий период трансформации, период, который продолжается до сих пор. В последние годы увидеть Шри Ауробиндо было нелегко — только в исключительном случае, потому что он никого не принимал.
Лишь три или четыре дня в году его ученики и все желающие могли пройти перед ним и видеть его (в Индии такие дни называются «даршанами»). Умер великий индийский мыслитель в 1950 году.
Ауробиндо не просто создал эзотерическое учение, но и реализовал его в собственной жизни. Он перестроил не только свой ум и сознание, но и всё существо.
Используя технику йоги и собственные психотехнические находки, Ауробиндо, с одной стороны, уничтожает в себе те реальности, которые не отвечают его учению (ненужные желания, эгоистические устремления, мешающие представления), с другой — культивирует, развивает, укрепляет те «высшие реальности», которые отвечают его учению.
Шри Ауробиндо окончил жизнь в высших реальностях: растворился, слился с Божеством и Космосом и наслаждается своей Душой, переживает Бесконечность, Красоту, Свет, Силу, Любовь, Восторг.