мать водица всему царица
Беседа о воде, о бережном отношении к ней, об экологической проблеме, которая нависла по вине людей.
Содержимое разработки
Уральский институт повышения квалификации и переподготовки
Программа профессиональной переподготовки
«Современные образовательные технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО»
Дисциплина: Реализация воспитательной технологии в рамкахх ФГОС НОО
Практическое задание 3, модуль 3
слушатель Берестнева А.В.
«Мать–водица – всему царица»
Используемая образовательная технология: информационно-коммуникационная. Через презентацию дети закрепляют, в каком состоянии вода встречается в природе. Использование презентации придает занятию эмоциональную окрашенность, облегчает процесс усвоения, расширяет кругозор, возбуждает живой интерес к предмету познания.
Цель: расширить и углубить представление учеников о воде и её свойствах, закрепить знания о разных состояниях воды, воспитывать бережное отношение к воде.
-плакаты «Берегите воду!», «Вода-это драгоценный дар природы!» с изображением земного шара;
-пословицы про воду;
-аудиозапись «Живи родник», «Будет пусть всегда вода»;
-банка с чистой родниковой водой;
— презентация «Вода – красота всей природы».
Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня мы будем говорить о воде, о бережном отношении к ней, об экологической проблеме, которая нависла по вине людей.
Ученик: Не умыться, не напиться без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
Всем везде нужна вода.
Учитель: Тема нашей беседы «Мать-водица – всему царица» (показ презентации по ходу беседы). С момента зарождения человечества считалось, что жизнь состоит из четырех элементов: земли, воздуха, огня и воды. Первое из природных богатств, с которым встречается в своей жизни человек, это вода. Вода становится неразлучным спутником человека на всю жизнь с момента его появления на свет и до последнего дня. Люди обожествляли всегда воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой, источником плодородия, недаром говорят « Нет на земле напитка лучше, чем стакан холодной чистой воды». А Д. Менделеев говорил, что «Капля воды дороже золота». Без воды нет жизни.
Установлено, что тело взрослого человека на 70% состоит из воды. Если человек весит 70 кг, то воды в нем 45-50 кг или 4 ведра. Потеря 10-20% воды смертельна для человека. Люди могут прожить без пищи несколько недель, а без воды 5-6 дней, собака погибает на 3-4 день. Дожив до 60 лет человек выпивает более 50 т воды –целую цистерну.
С утра до ночи на протяжении всей жизни мы имеем дело с водой: используем для приготовления пищи, пьем, умываемся, стираем, моем, купаемся, обогреваемся батареями водяного отопления, любуемся узорами на окне. Вода нужна для современного производства транспорта, космических ракет. Вода – источник энергии. Она работает на атомных, тепловых и гидроэлектростанциях.
Водой заполнены океаны и моря. Но она соленая и человек использовать эту воду не может. Человеку нужна пресная вода, а ее в природе не так уж и много. Большая часть пресной воды находится в виде недоступных огромных ледников Антарктиды. Покрыта она километровой толщей льда. Они содержат две третьих запасов питьевой воды, оставшаяся одна третья часть воды в реках, озерах, болотах.
_ Ребята, а откуда берет свое начало река?
( с озера, болота, ручейка, родника)
Учитель: Родник – маленькое чудо природы. Родники называют алмазными бусинками, волшебными сказками природы.
Родничок пропах землей, травой и хвоей
В жаркий полдень холоден всегда.
А опустишь руку в голубое
Заласкает светлая вода.
У его задумчивого пенья
Я большой учился чистоте
Первым, самым робким вдохновеньем,
Первой, самой радостной мечте.
Пусть вдали от низенького дома
Я, мужая, сделаюсь седым,
Я еще приду к нему, живому,
И еще напьюсь его воды.
(звучит песня «Живи, родник, живи…»)
Учитель: если найдете в лесу родник, сохраните его. Может быть, это начало большой полноводной реки, такой как наша красавица Обь. Вслушайтесь в журчание реки. Может она просит помощи и ей нужны ваши заботливые руки.
(чтение сказки «Очень страшная сказка)
Обсуждение сказки о воде.
Почему добрый ручеек ушел от людей?
Представьте себе, что все реки обиделись на людей и убежали. Что случилось бы с нами? Смогли бы мы жить без воды?
А что вы можете сделать для родников, рек, озер, которые находятся рядом с вами?
Учитель: В каком виде и где встречается вода в природе? (ответы детей).
Физкультминутка «Вода – не вода»
Если названное слово обозначает то, что содержит воду, то встаем.
Если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба) поднимаем руки.
Загадки о трех состояниях воды.
Учитель: 22 марта объявлен Международным днем воды. Этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому, что она все чаще требует защиты. С приходом воды появляется жизнь. Вода пропала – жизнь невозможна. А чтобы у нас всегда была вода чистой и прозрачной давайте ее беречь и охранять.
Выступление подготовленных учеников.
Человек должен следить за чистотой всех водоемов. Чистая вода нужна для питья.
В загрязненной воде гибнет все живое. Попавшие в воду удобрения вызывают бурный рост сине-зеленых водорослей, которые поглощают из воды кислород, отчего другие растения и животные гибнут.
Вред водоемам приносит загрязнение нефтяными продуктами. Реки и озера сильно мелеют, когда вокруг них вырубают леса. Наша задача состоит в том, чтобы никогда не исчезла чистая вода, и будем ее беречь.
Пусть на земле не умирают реки.
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните, речку светлую мою!
Звучит песня «Будет пусть всегда вода!»
— Почему воду называют царицей?
— Что взяли для себя с занятия?
Все пробуют чистую родниковую воду.
Критерии оценивания эффективности мероприятия:
Активность каждого воспитанника в общении и взаимодействии между собой во время проведения мероприятия.
Познавательная ценность мероприятия.
Влияние мероприятия на позитивные изменения в поведении детей (наблюдение после проведения мероприятия)