материалы для стенда в кабинет истории и обществознания
Материалы для стенда в кабинет истории и обществознания
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ПАМЯТКА: ПРАВИЛА КОНСПЕКТИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ТЕКСТА
Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.
Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.
При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основное положение текста, отметив аргументацию автора.
Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.
При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.
Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская).
Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.
Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого – либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).
Структура органов власти:
— глава государства, его полномочия,
— законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия),
— исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость),
— соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти,
— местные органы власти.
Прав граждан (подданных):
— избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. п.),
— политические права и свободы,
— личные права и свободы,
— возможность использования провозглашенных законом прав.
Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).
Понимать, как построена книга.
Отобрать важное, основное.
Ведение записей: это зависит от особенностей мышления, запоминания.
План – перечисление основных событий, вопросов (по какому принципу надо делить целое на части).
Процесс составления плана: чтение, деление на части, краткое наименование каждой части.
Простой план – выделение и наименование главных частей.
В сложном плане главные части делятся на дополнительные.
Ценность плана заключается в том, что он раскрывает построение произведения, позволяет проследить за ходом мыслей автора, помогает выработать умение сжато записывать, последовательно излагать свои мысли, помогает быстро восстановить в памяти прочитанное, мобилизует память, внимание.
Тезисы – прочитать, продумать основные идеи, изложить их в виде последовательных пунктов. Особое внимание сосредоточить на выводах автора.
Различают два вида тезирования (составления тезисов): извлечение авторских тезисов из текста и формулирование основных положений своими словами. Иногда рядом с тезисами записывают и часть фактического материала.
Выписки: выписывают факты, цифры, схемы, таблицы, цитаты (можно своими словами). В отличие от плана, тезисов, выписки можно делать одновременно с чтением.
Причина и характер войны:
— основные противоречия, приведшие к войне;
— подготовка к войне, соотношение сил;
Ход войны (основные этапы):
— повод к войне и ее начало;
— основные этапы и главные сражения;
— окончание войны, условия мира, итоги.
Значение войны (экономические, политические, социальные и другие последствия войны).
Время и место выступления.
Связь с другими событиями.
Социальный состав участников.
Требования, лозунги, цели.
Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акция протеста, или гражданского неповиновения и т. д.).
Имена участников, руководителей.
Развитие событий, основные этапы.
Значение выступления, его результаты.
Проанализируй событие или явление, выдели линии сравнения.
Определи черты сходства и различия.
Если возможно, выдели этапы в явлении, определи, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений.
Сделай все необходимые выводы из произведенного сравнения.
Свои действия оформить в текстовую таблицу:
Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки для формулировки ответов содержатся в тексте. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом и определите, с какой содержательной линией связан данный текст. Это поможет опереться на изученный материал при выполнении заданий к тексту.
Дайте ответ на вопрос: «О чем данный текст?» – и определите его основную идею.
Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как они чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания.
Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задание полностью. Отвечайте точно на поставленные вопросы. Не упустите из виду, на что требует опираться при ответе: текст, личный опыт, материал, изученный в курсе. Старайтесь давать логически связанный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.
Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.
Каковы причины события или явления?
Кто заинтересован в данном политическом событии или явлении?
Какую цель преследовали участники в ходе данного события или явления?
Какими способами участники событий добивались поставленных целей?
Каковы положительные и отрицательные последствия данного события или явления?
Как можно в целом оценить данное событие (явление)?
Способствует ли данное событие (явление) развитию свободы и демократии? Какие исторические уроки можно извлечь из данного события (явления)?
Алгоритм комментирования политического высказывания
Изложить высказывание своими словами.
Выразить свое отношение к высказыванию, пояснить свою точку зрения.
Дополнить высказывание, если это необходимо.
Оценить высказывание с моральной точки зрения.
Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода.
Проанализируй задание, проясни, что требуется доказать
Определи вывод, который будешь доказывать.
Определи источники, какими будешь пользоваться для аргументации своих выводов.
Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.
Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом. Выясни, все ли аргументы исчерпаны.
Задачи революции («зеркально» причинам).
Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).
Класс-гегемон (класс-руководитель данной революции).
Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил).
Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика).
Значение революции: 1) международное; 2) внутреннее.
Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.
Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.
Интересы какого класса выражает исторический деятель?
Значение его личных качеств.
Оценка результатов деятельности исторической личности.
Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?
Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?
Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).
Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания.
Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества).
Годы жизни или (и) правления.
Этапы жизни и деятельности (краткая биография).
Основные действия, взгляды, решаемые проблемы.
Предшественники и последователи; положения, которые показывают сходство и различие взглядов нескольких исторических лиц.
Историческое значение данной личности.
Разделите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в левой графе укажите века.
По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.
Вспомните основные события, процессы, происходившие в определённое время.
Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты.
При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне.
Алгоритм написания синквейна
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях
1 строка – ключевое слово, понятие, определяющее содержание синквейна.
2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
3 строка – три глагола, показывающих действие понятия.
4 строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
5 строка – одно слово, обычно существительное, через которое выражаются чувства, ассоциации связанные с данным понятием.
Наследие.
Материальная. Духовная.
Творить. Создавать. Сохранять.
Без прошлого нет будущего.
Цивилизация.
Предметно-пространственная среда кабинета истории
Введение
Настоящее методическое пособие предлагается в качестве практических материалов учителям истории, студентам исторических факультетов по созданию предметно-пространственной среды кабинета истории.
Автор методического пособия: Вышинская Ольга Алексеевна, учитель истории и обществознания Государственного общеобразовательного казенного учреждения “Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания”, высшей квалификационной категории.
Ограничить рамками применение данных методических рекомендаций сложно. Предложенные варианты по оформлению кабинета истории будут полезны как начинающему педагогу, так и педагогу со стажем.
Оснащение предметных кабинетов техническими, наглядными средствами обучения и информационно-методическая поддержка педагогов важны были в разные периоды развития образования, но особенно актуальны стали в связи с введением новых Стандартов. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы. В данном пособии предлагается рассмотреть варианты реализации одного из требований – создание предметно-пространственной среды кабинета истории.
По оформлению и оборудованию предметного кабинета написано много методических пособий и рекомендаций. Но обобщение данного опыта может быть интересным и полезным как реализованного.
Создание предметно-пространственной среды кабинета истории для формирования целостного и системного восприятия курсов обществоведческих наук – цель, которую ставит перед собой автор методических рекомендаций.
Форма написания: вопрос – ответ, что дает основание для продолжения диалога по данной теме.
I. Для чего нужен кабинет истории в школе?
II. Когда и с чего начать создание кабинета истории?
Каждый учитель, начиная свою трудовую деятельность, нарабатывает так называемую “педагогическую копилку”.
В процессе подготовки уроков учитель “переворачивает гору” художественной, методической литературы, периодической печати, энциклопедий, справочников и накапливает много учебного материала.
Создавать кабинет надо с первых дней своей педагогической деятельности, привлекая коллег, родителей и обучающихся.
III. Какую классификацию материала выбрать?
Многообразие учебного материала, наглядных пособий в кабинете истории вызывает необходимость их классификации. Отсутствие такой классификации приведет к путанице, потери времени на поиски материала.
Каждый учитель выбирает свой способ классификации.
Автор предлагает распределять по разделам:
2. Наглядные пособия.
По содержанию различают изобразительные и условные наглядные пособия.
К изобразительным наглядным пособиям относятся: репродукции исторических памятников, памятники письменности, живописные миниатюры, портреты исторических деятелей, карикатуры.
Изображения исторических памятников являются убедительными наглядными пособиями в силу того, что памятники непосредственные свидетели отдаленных эпох.
По форме (по технике выполнения) есть печатные, экранные и самодельные наглядные пособия.
Вторую группу составляют экранные наглядные пособия. К ним относятся учебные, научные и художественные исторические фильмы.
6. Учебно-методический комплекс.
УМК по теме: “Отечественная война 1812 года” класс 8, 10
III. Роль УМК в учебном процессе.
Учебно-методический комплект (УМК) позволяет на более высоком уровне активизировать познавательную деятельность обучающихся через:
УМК позволяет осуществлять тематический контроль за ЗУН обучающихся. Распределение тестов, рабочих листов, разноуровневых заданий с поэтапной дифференцированной оценкой по основным темам, блокам, позволяют обучающимся и учителю планировать результаты учебной деятельности.
Значимость УМК переоценить сложно. При различной классификации имеющегося материала есть возможность быстро найти и применить нужный материал по изучаемой теме.
IV. Стенды, их оформление и использование в учебной деятельности.
Синхроническая таблица “Галерея истории человечества”.
Таблица-бордюр по периметру классной комнаты (0,5 х 30 м.).
В основу таблицы положены факты и события, происходящие одновременно в различных частях света, регионах и странах.
Синхроническая таблица важна при цивилизационном подходе к изучению истории, с целью понимания исторических закономерностей мировых цивилизаций.
Синхроническая таблица может быть дополнена приложением в виде набора папок – хроник по определенным периодам.
Например: Фрагмент синхронической таблицы отражает отрезок времени с 1345 года по 1365 год, следовательно, в папке-хронике собирается соответствующее описание фактов, событий, персоналий этого периода.
Стенд “Период в истории”
Материал используется как предвещающий изучение новой темы, так и закрепляющий ее этап.
Календарь с днями именин, народными приметами, историческими событиями, которые произошли в различное время, но именно в этот день. Хронограф помогает учителю и обучающимся прослеживать событийность, выделять закономерности исторического процесса.
Стенд “Экран результативности”
Раскрывает потемный, итоговый контроль за знаниями обучающихся.
Стенд “Победные дни России”
Перечислены дни воинской славы России. Приближающаяся памятная дата по календарю представлена в виде красочно оформленного коллажа с описанием события, исторической обстановкой, портретами участников тех великих битв и наградами.
Стенд “Панорама культуры”
Представляет шедевры искусства, архитектуры, живописи и др., позволяет понять и осознать значимость культурного наследия той или иной эпохи
Стенд “Мудрые мысли
Настраивает обучающихся на философское осмысление бытия, является основой для беседы, диспута.
Стенд “Рекомендации для обучающихся”
Здесь даны алгоритмы, необходимые для организации учебной деятельности (памятка докладчика, требование к написанию реферата, подготовка к семинару и др.).
Стенд “Исторический портрет”
Это стенд с краеведческим материалом об истории Дальнего Востока (путешественники, исследователи, первооткрыватели, история нашей области, края и села).
Стенд “Статистические данные”
Позволяет обучающимся самостоятельно анализировать, сравнивать те или иные факты, цифры и показатели экономического, политического и социального развития общества.
Стенд “Словарь исторических терминов”
Материалы стенда способствуют лучшему запоминанию исторических понятий и терминов, развитию зрительной памяти.
Стенд “Хроника человечества”
Информационный стенд из приложения к “Хронологической ленте”, где отражены события изучаемой темы. Материалы данного стенда используются для написания рефератов и сообщений.
Если создать предметно-пространственную среду кабинета истории соответствующую современным требованиям, обучающиеся целостно, системно будут воспринимать исторический процесс.
V. Передняя стена кабинета, ее функциональная нагрузка.
Передняя стена кабинета всегда находится перед взором обучающихся, и перегружать ее оформлением, информацией, высказываниями, портретами нельзя.
В то же время дизайн стены должен носить смысловой сюжет. Данная стена оформлена в виде участка крепостной стены с летописными стендами для информации, используемой на уроке (карта, опорный конспект, схема, древо русских князей и др.).
VI. Как использовать портреты для оформления кабинета?
Портреты исторических деятелей, историков, путешественников, героев войн в кабинете необходимы.
Но интерес к ним теряется, если они висят в одну линию и довольно продолжительное время.
Давайте начнем с содержания портретов: желательно, чтобы они не только имели изображение того или иного исторического деятеля, но и чтобы их одежда, украшения, окружение (интерьер, природа) соответствовали той эпохи.
И в зависимости от темы эти портреты были бы представлены обучающимся.
Для того чтобы они вписались в интерьер кабинета, обратите внимание на рамку(она может быть оформлена под бронзу, золото, серебро, изготовленной из потолочной плитки или плинтусов к ней).
А представленные образцы подсказывают еще один вариант – портреты окаймляют рамки из необработанной древесины березы и тополя.
VII. Необходима ли в кабинете истории Музейная комната (уголок, музей)?
Занимаясь вплотную краеведением, приходишь к мысли, что рано или поздно, эту комнату создать надо.
Материалы, собранные в музейной комнате помогают проводить уроки по краеведению, олимпиады, викторины, декады и другие внеклассные мероприятия.
VIII. Как размещать и хранить учебные материалы в кабинете истории?
Для поддержания учебного материала в рабочем состоянии, учета и своевременного использования на уроках, необходимо организовать его рациональное размещение и правильное хранение.
Каждый предмет (папка, пособие и др.) должен иметь свое постоянное место (можно исходить из способов классификации материала).
Шкафы-стенды очень удобны в эксплуатации. В закрытом виде они являются информационными стендами, а внутри них можно хранить учебный материал. В моем кабинете шкафы отделяют музей от класса.
Столик под телевизор, компьютер лучше сделать легким, удобным для передвижения (на колесиках).
Тумбы на колесиках предназначены для хранения таблиц, опорных конспектов и др. материала.
IX. Как сделать шторы затемнения для кабинета истории?
Оформление кабинета истории и обществознания в школе
Как именно оформить тот или иной школьный класс, главным образом зависит от предмета, который будут в нем преподавать. В этой статье речь пойдет про кабинет истории : как оформить, какое оборудование необходимо, что и где разместить.
В большинстве школ принято закреплять за учителями определенные классные комнаты. Такая документально закрепленная ответственность педагога за вверенную ему территорию предполагает, что он не только будет следить за чистотой и порядком в этой комнате, но и поспособствует ее облагораживанию, по мере сил и возможностей, конечно.
Несомненно, каждый преподаватель-историк, начиная работу в школе, мечтает о своем «царстве», где он сможет воплотить все свои мечты в реальность. Но оказывается, наша бурная фантазия должна иметь определенные рамки, которые предусмотрены министерствами и ведомствами.
Начальное оформление школьного класса любого учебного предмета
Стоит ли говорить, что ежегодно в летний период неплохо было бы проводить косметический ремонт. Естественно, подобного отношения к себе требуют все классы любой школы.
Далее в кабинете следует продумать расположение функциональных зон:
Совет. Проводя косметический ремонт, наибольшее внимание уделите выбору цвета стен. Учтите, что пастельные тона утомляют глаза в наименьшей степени, а яркие краски могут способствовать не только быстрому утомлению, но и отвлечению от учебного материала.
Оборудование кабинета истории и обществознания
Существует два наиболее часто применяемых на практике варианта оформления кабинета истории и обществознания (скорее всего, оба эти предмета будут преподаваться в одном классе).
Первый вариант предусматривает строгий деловой стиль:
Такой стиль вполне приемлем для классной комнаты, где будут обучаться старшеклассники или учащиеся специализированных классов. И если возможности вашей школы позволяют иметь два кабинета истории, то один из них можно оформить именно так.
Презентация кабинета истории
Второй вариант оформления:
Качественное оформление поспособствует заинтересованности учащихся и улучшит восприятие излагаемого вами на уроке материала. Кроме того портреты и иллюстрации стимулируют творческую активность учащихся и помогают заинтересовать их в работе с дополнительным материалом.
Ещё одна презентация
Примерный план оформления кабинета истории (истории и обществознания)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Примерный план оформления кабинета истории (истории и обществознания).
Важенин Сергей Валерьевич, учитель истории и обществознания Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с.Закаринье Слободского района Кировской области (МКОУ ООШ с.Закаринье Слободского района Кировской области)
Новые федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют требования не только к качеству образования, но и к условиям, которые необходимо создать в школе, техническому оснащению кабинетов. Но кроме технического оснащения важным по моему мнению является и внешний вид кабинета, его оформление именно об этом автор и будет говорить в своей статье.
Нет необходимости подробно расписывать достоинства кабинетной системы обучения. Достаточно просто перечислить основные из них: сама атмосфера кабинета, его внешний вид, оформление уже подготавливают учащихся к восприятию материала; наличие в кабинете необходимого демонстрационного и лабораторного оборудования, наглядных пособий позволяют учителю более качественно и эффектино подготавливать и проводить урок.
В свою очередь, по моему мнению, именно оформление кабинета в наибольшей степени является визитной карточкой кабинета и учителя проводящего в нем занятия. Однако с сожалением следует отметить, что в некоторых школах (особенно крупных) оформлению кабинета не придается достаточного занчения: оно либо крайне ограничено, либо находящиеся на стендах материалы «покрыты», если так можно выразиться, «пылью веков». Именно поэтому я решил остановиться на данном вопросе и предложить свои рекомендации по примерному оформлению кабинета истории (истории и обществознания).
Общие рекомендации для оформления общеизвестны:
Оно должно быть функциональным;
Сменяемым с необходимой частотой;
В меру ярким, дабы с одной стороны привлекать внимание, а с другой не отвлекать ученика от восприятия знаний;
Удобным для восприятия (размер и читаемость шрифта, размер и яркость рисунков и т.д.);
Исходя из них рассмотрим, каким образом можно оформить кабинет из чего должно состоять оформление.
1. Расположение оформления в кабинете. Оно зависит от размера и особенностей кабинета, расстановки мебели и т.д.. На прилагаемом ниже плане шкафы с наглядными побиями, литературой, учебниками расположены вдоль дальней стены кабинета, что дает возможность использовать переднюю (1) и длинную боковую (2) стены.
В свою очередь подобное расположение оформления дает возможность в полной мере обращаться к нему учащимся и учителю во время урока (в ряде известных мне кабинетов портреты историков помещались на заднюю стену, а лента времени на боковую).
3. Обязательное оформление. К таковому относятся: портреты историков, лента времени, государственная символика. Целесообразнее всего, по моему мнению, разместить ленту времени по верху доски (1), по бокам от нее – портреты основных российских историков в количестве 6-8. По боковой стене (2), раполагается государственная сивволика: герб, флаг, гимн, портрет президента, преамбула конституции. Данные элементы оформления можно поместить на одноцветные потолочные панели размером 50 х 50 см.: ленту времени на «гладкие», а портреты и символику – на «фигурные» (с «рамкой»), приклеенные или иным образом прикрепленные к стене.
4. Цитаты. Возможно поместить над дверью на вырезанных в виде раскрытой книги потолочных панелях (1 панель на «страницу»).