материнский плач всея руси

Материнский Плач Святой Руси — Урусова Н.В.

Свет­лой памяти Архи­епи­скоп Авер­кий, духов­ник Пра­вед­ной сестры Ната­лии Уру­со­вой, бла­го­сло­вил наше Брат­ство Пре­по­доб­ного Гер­мана Аляс­кин­ского опуб­ли­ко­вать «Вос­по­ми­на­ния Сестры Ната­лии» с надеж­дой, что со вре­ме­нем воз­можно будет рас­шиф­ро­вать имена дей­ству­ю­щих лиц, скры­тых от про­ныр­ли­вых сыщи­ков НКВД под не все­гда точ­ными ини­ци­а­лами. Увы это сде­лать не уда­лось и мы печа­таем как есть. Покой­ная пра­вед­ница сде­лала несколько попы­ток поступ­ле­ния в мона­стырь. Жизнь она вела ино­че­скую. Не лишена она была и поэ­ти­че­ского дара. Вос­по­ми­на­ния ее — это заме­ча­тель­ный доку­мент жизни под­лин­ных хри­стиан под лютым игом без­бож­ной сата­нин­ской вла­сти. Новое поко­ле­ние рос­сиян не имеет права не знать и не ценить какой ценой сохра­ни­лась Пра­во­слав­ная Вера на Руси! В этом сила ее писа­ний. В виде крат­кого вве­де­ния поме­щаем несколько слов некро­лога Архи­манд­рита Кон­стан­тина Зай­цева, частично печа­тав­шего ее поэ­зию, сохра­нив­шу­юся пол­но­стью и нам пере­дан­ную ее дол­го­лет­ним дру­гом, Еле­ной Юрьев­ной Кон­це­вич, счи­тав­шей Ната­лию Вла­ди­ми­ровну святой.

Княгиня Наталия Владимировна Урусова

Тихо ото­шла на 90‑м году жизни в веч­ность, почтен­ная ста­рица, кня­гиня Ната­лия Вла­ди­ми­ровна Уру­сова, кон­чав­шая свои дни, в одном из пред­ме­стий Нью-Йорка, Си-Клиффе в Октябре 1963 г. Была она там окру­жена забо­тами при­вя­зав­шихся к ней рус­ских людей и была любовно окорм­ля­ема прот. Мит­ро­фа­ном Зноско. Близ­ких поте­ряла она, и про­вож­дала свою зару­беж­ную жизнь в оди­но­че­стве, находя уте­ше­ние в бли­зо­сти к Церкви, к Кото­рой всей душой при­над­ле­жала. Пере­жито много было ею в Рос­сии, где от высо­кого поло­же­ния в обще­стве пере­ве­дена была она собы­ти­ями… в Ката­комб­ную Цер­ковь. Ска­зался в ней высо­кий дух, не остав­ляв­ший ее до послед­них дней и выра­жав­ший себя в зву­ках ее песен, хра­ни­мых ею в своем сердце и отра­зив­ших всю ее жизнь. Они в тече­ние ряда послед­них лет то и дело появ­ля­лись на столб­цах наших повре­мен­ных изда­ний, но не под ее фами­лией, а под­пи­сан­ные: Н. Туре­нина… Покой­ная была отпета в Си-Клиффе, после совер­ше­ния мно­го­чис­лен­ных пани­хид, ее духов­ным отцом при боль­шом сте­че­нии моля­щихся. Им же была при­ве­зена она в мона­стырь, где она должна была поко­иться согласно давно ею выра­жен­ному и посто­янно повто­ря­е­мому жела­нию. С его уча­стием отслу­жена была лития Вла­ды­кой Авер­кием в храме, а потом пре­дана земле усоп­шая, про­во­жа­е­мая молит­вами бра­тии, во главе с Вла­ды­кой, и тех осо­бенно близ­ких к ней людей, кото­рые при­были с ее гро­бом. Да упо­коит Гос­подь в селе­ниях пра­вед­ных ее душу, столь много испы­тав­шую и так много сумев­шую пере­дать нам из сво­его духов­ного и молит­вен­ного опыта.

Архи­манд­рит Кон­стан­тин (Зай­цев).

Материнский Плач Святой Руси

Авто­био­гра­фия кня­гини Ната­лии Вла­ди­ми­ровны Уру­со­вой (1874–1963)

1. До революции

Как, и с чего начать не знаю. Я не обла­даю лите­ра­тур­ным талан­том, а хоте­лось бы опи­сать свою жизнь, за время с 1917 по 1941 г. Время бес­ко­неч­ных скор­бей и стра­да­ний, о кото­рых, жив­шие в эти годы не в Рос­сии, себе не могут пред­ста­вить в истин­ном свете. У меня было семь чело­век детей. Стар­шему Сер­гею в момент рево­лю­ции было 21 г. Неза­долго перед тем, он при­е­хал домой в Яро­славль, окон­чив выс­шие курсы в Паже­ском кор­пусе, про­из­ве­ден­ным в офи­церы Пре­об­ра­жен­ского полка. По мне­нию людей, не только кра­си­вый, но высо­кий, строй­ный в воен­ной форме, он был кра­са­вец. Очень богато ода­рен­ный музы­кально, он по экза­мену после домаш­него обу­че­ния, был при­нят сразу на 5‑ый курс Мос­ков­ской кон­сер­ва­то­рии, обла­дал хоро­шим голо­сом и по при­род­ному таланту, пре­красно, легко и сво­бодно писал мас­ля­ными крас­ками. Каза­лось все в жизни обе­щало ему радость созна­ния сво­его бытия и широ­кую воз­мож­ность при­ме­не­ния своих талан­тов. Вто­рой сын Нико­лай, на один год моложе его, будучи всего 17-ти лет, немед­ленно, по окон­ча­нии с золо­той меда­лью, клас­си­че­ской гим­на­зии, по объ­яв­ле­нии в 1914 г. войны с Гер­ма­нией, полу­чив бла­го­сло­ве­ние от отца и от меня, уехал доб­ро­воль­цем в Двин­ский район воен­ных дей­ствий, и избрал на защиту родины, труд­ную работу сани­тара, в лету­чем отряде Крас­ного Кре­ста, на самых пере­до­вых пози­циях. Вскоре, бла­го­даря само­от­вер­жен­ной работе, такту и испол­не­нию долга, он был уже началь­ни­ком отряда. В 1916‑м году, ему уда­лось герой­ски спа­сти всех ране­ных отряда, от надви­га­ю­щейся газо­вой волны. Это не было его обя­зан­но­стью, но команд­ный состав рас­те­рялся, и все стали спа­сать свою лич­ную жизнь; он само­лично взял на себя коман­до­ва­ние и не погиб ни один чело­век. Как это было сде­лано и как воз­можно, я не берусь опи­сать, но за это свя­тое дело, он полу­чил рескрипт и бла­го­дар­ность за под­пи­сью Госу­даря и Крест Св. Геор­гия. Вскоре он сдал экза­мен на пра­пор­щика и рабо­тал при зенит­ной бата­рее. Сол­даты, каза­лось, все его любили за спра­вед­ли­вое отно­ше­ние, но вот пер­вый при­мер тому, как под вли­я­нием рево­лю­ци­он­ных масс, люди зве­рели, теряя совер­шенно свой внеш­ний и внут­рен­ний образ Божий.

Когда нача­лось сперва сры­ва­ние погон, а затем жесто­кое изде­ва­тель­ство над офи­це­рами и изби­е­ние их, те самые сол­даты, что слу­жили ему, как млад­шие бра­тья, схва­тили его и с кри­ком «уто­пить его» пово­локли к Двине. Он не узна­вал в этих озве­ре­лых лицах, преж­них своих сол­дат; помимо ужаса, пред­сто­я­щей, страш­ной смерти, его пора­зило, что люби­мый его ефрей­тор, казав­шийся пре­дан­ным дру­гом ему, и тоже нахо­див­шийся среди этой толпы, вдруг обра­тился к ней со сло­вами: «Ребята! Уто­пить то этого него­дяя не трудно, это мы и зав­тра успеем. Нет, его нужно сперва хоро­шенько допро­сить, а тогда и рас­пра­виться» Толпа оста­но­ви­лась. «Дайте его мне, я его посажу в холод­ную до зав­тра». Все послу­ша­лись и стали рас­хо­диться, он грубо, как гово­рил мой сын, велел ему идти впе­ред и куда-то повел. Шли долго, он не про­ро­нил ни слова. Что пере­жи­вал мой бед­ный Нико­лай, себе может вся­кий представить.

Подо­шли к полотну желез­ной дороги идет товар­ный поезд с пустыми ваго­нами. Вдруг лицо ефрей­тора осве­ти­лось улыб­кой, и Коля узнал в нем преж­него сво­его това­рища. Он его под­вел к самому поезду, кото­рый шел на подъем очень мед­ленно и гово­рит: «Пры­гай Ваше бла­го­ро­дие, спа­сайся» и схва­тив его, помог ему вско­чить в вагон и уехать. Как сумел после оправ­даться ефрей­тор, конечно не было известно, но я верю, что Гос­подь и его спас, за спа­се­ние моего сына, кото­рый смог бла­го­по­лучно добраться до семьи. О всех исто­ри­че­ских собы­тиях этого вре­мени я не берусь писать, и это не цель моих воспоминаний.

2. Отречение Николая IІ-го

Горько опла­ки­вали мы, отре­че­ние Госу­даря и были на удив­ле­ние у боль­шин­ства, ожи­да­ю­щего каких-то новых, неслы­хан­ных зем­ных благь. Помню, как в церкви, хорошо зна­ко­мый мне, сред­них лет свя­щен­ник, казав­шийся все­гда весьма бла­го­че­сти­вым и духов­ным, читал акт об отре­че­нии. Цер­ковь была полна, все при­шли наряд­ные и с ожив­лен­ными лицами. Начи­ная со свя­щен­ника все тор­же­ство­вали, радо­ва­лись и при­вет­ство­вали этот при­го­вор Рос­сии, поздрав­ляя друг друга. Я же горько плакала.

Источник

Материнский Плач Святой Руси — Урусова Н.В.

Про­шел после этого один год. Встре­ча­юсь я с этим батюш­кой и он мне гово­рит: «Зна­ете, когда я читал акт об отре­че­нии Госу­даря, то уви­дев Вас пла­чу­щую, я пора­зился и поду­мал: «Вот стран­ный чело­век, не только не отда­ется общей радо­сти, а еще зали­ва­ется сле­зами. Теперь я понял Вас и как запла­кал бы вме­сте с Вами», на что я ему отве­тила: «Эх батюшка, снявши голову, по воло­сам не пла­чут. Теперь Вы оду­ма­лись, а про­шел всего один год; уви­дите, как будете пла­кать дальше.

Со дня отре­че­ния нача­лись без­об­раз­ные экс­цессы в городе. Пья­ные сол­даты, стали хозя­е­вами поло­же­ния: они били бес­по­ря­дочно во все коло­кола, а в Яро­славле церк­вей было много и коло­ко­лов много. Стали являться в квар­тиры, тре­буя про­дук­тов и безобразничая.

У меня была пре­крас­ная кар­тина ита­льян­ской Мадонны, куп­лен­ная мной у анти­квара. Была ли это копия, или ори­ги­нал я не могла еще уста­но­вить, но живо­пись была уди­ви­тель­ная, и я очень любила эту Мадонну. Она была так духовно хороша, что рас­по­ла­гала к молитве, но не будучи ико­ной, висела в гости­ной. Один из гру­бых сол­дат шты­ком уда­рил в полотно и к удо­воль­ствию сво­ему и своих това­ри­щей, про­ткнул в самую грудь изоб­ра­же­ния. Муж мой, был выбран от нашей губер­нии чле­ном Все­рос­сий­ского Цер­ков­ного Собора и я одна с детьми пере­жи­вала это ужас­ное время. До сере­дины 18-го года, мои два стар­шие сына, были еще при мне и конечо были источ­ни­ком моего страха и муче­ний за них, но несмотря на, каза­лось бы неми­ну­е­мый арест, они не были аре­сто­ваны и смогли при­нять уча­стие в защите Рос­сии, в Белой Армии, и при отступ­ле­нии ее спа­стись заграницу.

Про­шло немного вре­мени и обыски начали при­ни­мать дру­гую форму. Руко­во­ди­тели стали при­би­рать к рукам эти пья­ные и раз­нуз­дан­ные банды, и обыски с гра­бе­жами, под­во­дить под форму закон­ных поста­нов­ле­ний, начав­шей, по всей Рос­сии, функ­ци­о­ни­ро­вать ЧЕКА. Спо­кой­ной нельзя было оста­ваться ни минуты. После рез­кого, про­дол­жи­тель­ного звонка, по кото­рому мы уже пони­мали в чем дело, и кто так зво­нит, явля­лось несколько чело­век крас­но­ар­мей­цев во главе с так назы­ва­е­мым комис­са­ром, кото­рый не предъ­яв­ляя пись­мен­ного ман­дата, про­сто заяв­лял: «Име­нем закона, я дол­жен про­из­ве­сти обыск». Тут они обша­ри­вали все, пере­во­ра­чи­вая диваны и ото­дви­гая шкапы, ища ору­жия и спря­тан­ных про­дук­тов, заби­рая попутно все, что пре­льщало их алч­ной потреб­но­сти пожи­виться чужим добром.

3. Ярославское чудо

В июне 1917 г. стало известно всем жите­лям, что на сле­ду­ю­щий день будет изби­е­ние всей интел­ли­ген­ции, при­чем цинизм этих, обе­зу­мев­ших оть злобы людей, дошел до того, что об этом по всему городу выве­шены были без­гра­мот­ные объ­яв­ле­ния: «Зав­тра днем, при­каз, собраться всем в 12 ч. в доме быв­шем губер­на­тор­ском, для Вар­фо­ло­ме­ев­ской ночи, чтоб избить до послед­него, всех бур­жуев». Пер­спек­тива была не из осо­бенно при­ят­ных. Все, кто мог, стали спа­саться на поез­дах, паро­хо­дах и пеш­ком. К удив­ле­нию боль­ше­вики не дога­да­лись этому пре­пят­ство­вать. Муж мой в этот день, был дома и объ­явил мне, что раз он управ­ля­ю­щий бан­ком, то не имеет права его бро­сить и дол­жен остаться. Все слу­жа­щие, до послед­него бежали. Моя жизнь была вся, в моих семе­рых детях, дороже кото­рых не было у меня никого, но я думала, что если убьют моего мужа; мой долг быть при нем.

Рано утром, на рас­свете этого дня я про­во­дила детей на паро­ход в Николо-Баба­ев­ский мона­стырь за 25 верст. В то время у нас спа­са­лась гра­финя Т., бежав­шая со всеми детьми из Цар­ского Села. Ей я дове­рила все свое сча­стье в жизни и бла­го­сло­вив детей, с мыс­лью нико­гда их больше не уви­деть. Уехала также вся наша при­слуга, кроме одного лакея Нико­лая, кото­рый был тро­га­тельно при­вя­зан ко мне и кото­рый несмотря, на все мои уве­ща­ния и просьбы, не поехал и остался, думая, что может, как-нибудь охра­нить меня. У него в дру­гой губер­нии была жена и дочь, но он гово­рил, что если нужно, то умреть, как пре­дан­ный слуга. И так мы остались.

Дом банка, был во дворе, а наша двух­этаж­ная квар­тира выхо­дила на набе­реж­ную Волги. В городе была зло­ве­щая тишина. День был ясный, жар­кий, без­об­лач­ный. Я смот­рела на синее небо, такое Боже­ственно чистое, и мыс­ленно про­ща­лась с небом, с детьми и с Вол­гой, по кото­рой утром увез их паро­ход в мона­стырь для спасения.

Чем ближе к 12-ти часам под­хо­дило время, тем тяже­лее и тре­вож­нее ста­но­ви­лось на душе. Губер­на­тор­ский дом был тоже на набе­реж­ной в пяти мину­тах рас­сто­я­ния. Я поста­вила на окне гости­ной образ Св. Нико­лая, полу­чен­ный мною при осо­бых мисти­че­ских обсто­я­тель­ствах (о чем напишу дальше) и кото­рый неод­но­кратно спа­сал меня и детей, от неми­ну­е­мой, каза­лось смерти или несча­стья. Лицом я его поста­вила, обра­щен­ным в ту сто­рону, откуда должна была дви­нуться толпа убийц, зажгла перед Ним лам­паду. Никто из нас троих не гово­рил ни слова. Что можно было ска­зать? «Гос­поди, спаси и поми­луй». Минут за десять до две­на­дцати, начался без­об­раз­ный тре­звон во все коло­кола, и стали доно­ситься, даже не крики, а какой-то вой, обе­зу­мев­ших от жажды крови, людей.

Мы про­сти­лись. Рев при­бли­жался и пока­за­лась толпа в несколько сот чело­век, но что это было, невоз­можно опи­сать. Про­шло 28 лет, и не могу писать, так бьется сердце, словно вновь я все переживаю.

Оде­тые, боль­шею частью, в крас­ные рубашки, с засу­чен­ными рука­вами и крас­ной крас­кой выкра­шен­ными руками, чтоб напо­ми­нало кровь, с ружьями, топо­рами, ножами они бежали к нашему дому, т. к. из тех домов, что отде­ляли нас от губер­на­тор­ского дома, все скры­лись из города. С утра, муж мой запер тяже­лые, чугун­ные ворота, но что это могло помочь!

Небо было все также пре­красно, сине и без­об­лачно! Один миг и ворота подав­шись, нава­лив­шейся на них массы людей, рас­кры­лись. До вход­ной, парад­ной двери несколько шагов. И вот, когда пер­вые из толпы с кри­ком «ломай двери», кос­ну­лись их, про­изо­шло непо­сти­жи­мое Божье чудо; Одному Мило­серд­ному Ему воз­мож­ное. Он, не дал нас этим людям. Но как! Все это, что слу­чи­лось, было тоже, одним мигом!

Уда­рил страш­ней­ший гром и хлы­нул такой ливень из мгно­венно почер­нев­шего неба, что обе­зу­мев­шие сперва от зве­ри­ной злобы люди, обе­зу­мели оть ужаса, и бро­си­лись в рас­сып­ную спа­саться по колена в воде. Нико­гда нельзя себе было пред­ста­вить подоб­ного ливня, это не был обыч­ный зем­ной дождь, это было Чудо Божие, повто­ряю, явлен­ное нам по молитве и пред­ста­тель­ству Св. Николая.

Раз­бе­жа­лись люди, рас­се­я­лись тучи, снова осве­тило мир яркое солнце, и новая кар­тина откры­лась нашим гла­зам: по набе­реж­ной текла река воды, и нигде ни звука; все опять погру­зи­лось в тишину, но уже не зло­ве­щую а испол­нив­шую наши, охва­чен­ные бла­го­дар­но­стью Богу сердца, вели­кою, непе­ре­да­ва­е­мою радо­стью. Гос­поди! Я не только жива, но увижу детей и буду опять с ними. Вот какую Милость Божию, мы греш­ные испы­тали и пере­жили. Ведь поду­мать только! Озве­ре­лые люди, настро­ен­ные на про­ли­тие крови, бежали в панике от дождя. Да! Дождя, состо­я­щего, как все­гда, из небес­ной воды, но в этой воде был гроз­ный для пре­ступ­ни­ков и все­ми­ло­сти­вый для нас, Дух Божий. Когда стекла вода, не медля ни минуты, пошли мы на при­стань и уехали в мона­стырь с пер­вым отхо­дя­щим паро­хо­дом. При­е­хали поздно вече­ром. Тро­га­тельна была встреча мона­хов. Весь мона­стырь был пере­пол­нен бежав­шими, но когда они узнали, кого мы ищем, то обра­до­ва­лись неска­занно, т. к. пере­жи­вали горе моих детей, кото­рые уби­ва­лись и пла­кали. Нас повели в верх­ний этаж гости­ницы, где на полу, на соломе, уже лежали мои доро­гие, устав­шие дети; но они не спали. Не забуду я, до смерти, крика радо­сти, вско­чив­ших и бро­сив­шихся к нам детей. Как стар­шие, так и самые малень­кие, не могли ото­рваться и пла­кали, а обо мне, и гово­рить не при­хо­дится. Утром мы вер­ну­лись в Яро­славль. О повто­ре­нии Вар­фо­ло­ме­ев­ского изби­е­ния, не было больше речи. Жизни спо­кой­ной, понятно не было, как и все два­дцать пять лет после­ду­ю­щих; ни минуты нельзя было забыться от страха и ожи­да­ния беды, для близ­ких и за себя.

4. Великая Княгиня Елисавета Феодоровна

В июне 1918 г. уехала Гра­финя Т. со всей семьей в Кис­ло­водск. Помню, как мы долго обсуж­дали с ней вопрос, куда бы зашить ее брил­ли­анты и вообще цен­но­сти, кото­рые ей уда­лось сохра­нить во время бег­ства из Цар­ского Села. Шан­сов на то, чтоб уда­лось их бла­го­по­лучно довезти было мало. По всем поез­дам шны­ряли гру­бые насиль­ники, кото­рые обыс­ки­вали везде, во всех вещах и даже раз­де­вали, чтоб найти золото и дра­го­цен­но­сти, но не бро­сать же было их, и хоть с боль­шим риском и малень­кой надеж­дой на успех, попы­таться их сохра­нить. Решили зашить их, спе­реди в ниж­нюю юбку. Я ей заши­вала. Два­дцать три года, я не знала ничего о ней и то, что при­шлось услы­шать было ужасно, но обычно в то время. У нее было пять детей: дочь 18-ти лет (в то время, что она у меня жила), кото­рая вскоре вышла замуж и уехала с мужем; самая стар­шая дочь Ели­са­вета, была фрей­ли­ной Импе­ра­трицы, еще в начале июня уехала в Ека­те­рин­бург, с наме­ре­нием про­браться к заклю­чен­ной Цар­ской Семье, чтоб послу­жить и уте­шить их в их скорби. Мать не одоб­ряла этой поездки. Будучи сама, не только вер­но­пре­дан­ной Госу­дарю и Госу­да­рыне, но поскольку это было воз­можно, и дру­гом их. Не одоб­ряла она потому, что не счи­тала воз­мож­ным, чтоб боль­ше­вики допу­стили дочь ее к Царю и в силу ее нерв­ного и экзаль­ти­ро­ван­ного харак­тера, она боя­лась, что она будет не успо­ка­и­вать, а наобо­рот нер­ви­ро­вать Их Вели­че­ства. Ника­кие уго­воры не помо­гали. Тогда, гра­финя попро­сила меня съез­дить в Москву к Вели­кой Кня­гине Ели­са­вете Фео­до­ровне, и спро­сить ее совета, как посту­пить. Я поехала. Вели­кая кня­гиня жила уже в Марфо-Мари­ин­ской общине. У нее было две ком­наты, скромно обстав­лен­ные, но со стро­гим вку­сом, гар­мо­ни­ру­ю­щим с ее оде­я­нием дья­ко­ниссы, полу мона­ше­ском. На объ­яс­не­ние мое по какому делу я при­е­хала, эта все­гда спо­кой­ная обво­ро­жи­тель­ная жен­щина, сильно взвол­но­ва­лась и даже несколько рас­сер­ди­лась… (про­пу­щено в оригинале)

Источник

Материнский Плач Святой Руси — Урусова Н.В.

Оду­хо­тво­ря­ю­щая и чуд­ная это была кар­тина. Крест­ные ходы соби­ра­лись со всех окрест­но­стей, люди шли пеш­ком, неся впе­реди икону: целый лес хоруг­вей, бле­стев­ших на солнце, и не одна тысяча кре­стьян в празд­нич­ных раз­но­цвет­ных, ярких пла­тьях. Все пели одним могу­чим хором.

Долго мы не знали, состо­ится ли в этом году этот Празд­ник Пере­не­се­ния Иконы и тор­же­ство веру­ю­щих. Боль­ше­вики раз­ре­шили, но тут же было пущено много сму­ща­ю­щих слу­хов, под­дав­шись кото­рым более мало­душ­ные решили воз­дер­жаться и не идти как обычно с крест­ным ходом из всех Яро­слав­ских церк­вей навстречу Иконе, чтоб вер­сты за две за горо­дом уже при­со­еди­ниться к общемѵ крест­ному ходу. Обычно у заставы с хоруг­вями из Спас­ского мона­стыря встре­чал общий крест­ный ход Яро­слав­ский епар­хи­аль­ный архи­ерей, како­вым в то время был епи­скоп Ага­фан­гел, буду­щий Мос­ков­ский Мит­ро­по­лит. Вол­ну­ясь, будет ли вообще крест­ный ход, подъ­е­хала я к заставе для встречи. Издали уже видна тем­ная масса, мед­ленно дви­га­ю­ща­яся по дороге. Епи­скопа нет… Думаю, что-нибудь его задер­жало, но нет… время идет; уже выри­со­вы­ва­ются и как звез­дочки дви­га­ются невы­соко над зем­лей, и бле­стят на солнце — хоругви. Епи­скопа нет… Уже видна Икона; но что это? Гла­зам не верю, а зре­ние абсо­лют­ное, не за одну вер­сту вижу вдаль: гро­мад­ный крас­ный бант спус­ка­ется кон­цами по всей длине Иконы. Несут мона­тей­ные монахи, и у каж­дого на левом плече боль­шой крас­ный бант. Народу, хоть и поря­дочно, но во много раз меньше, чем бывало прежде. В голове у меня как молот­ком засту­чало: монахи… мона­тей­ные монахи… и те защи­ща­ются крас­ными бан­тами, под­де­лы­ва­ясь к анти­хри­сто­вой силе. Я взяла пер­вого сто­яв­шего извоз­чика и ска­зала: «В Спас­ский мона­стырь к Епи­скопу и гони лошадь, что есть мочи». При­ез­жаю, звоню, отво­ряет келейник.

«Доло­жите Вла­дыке, что я его хочу видеть». Келей­ник хорошо знал меня, т. к. Епи­скоп Ага­фан­гел довольно часто при­ез­жал к нам про­ве­сти за чаем вече­рок, как гово­рится. «Вла­дыка нездо­ровы…» — «Мне все равно, доло­жите, если он правда болен, я все равно пройду и в спальню к нему». Пошел доло­жить. Воз­вра­ща­ется и гово­рить сму­щенно: «Вла­дыка про­сит Вас…» Вхожу, он сидит, как обычно, оде­тый на диване, совер­шенно здо­ро­вый. Я быстро, захле­бы­ва­ю­щимся голо­сом, говорю ему о крас­ных бан­тах, что еще можно успеть послать на лошади кого-нибудь и велеть снять этот сим­вол крови, как назы­ва­лись крас­ные банты, а он отве­чает: «Да, видите, это надо изви­нить, ведь это из чув­ства само­со­хра­не­ния дела­ется, а что на Иконе боль­шой бант, так это чтоб Ее не оскор­били и не забро­сали кам­нями». Я читала у одного архи­манд­рита, что зло все­гда бывает тем­ным, а него­до­ва­ние можеть быть исвет­лым. Я при­шла в неисто­вое него­до­ва­ние и, забыв, что передо мной Епи­скоп, выска­зала ему, что для меня ясно, что это не только грех вели­кий со сто­роны ман­тей­ных мона­хов, дав­ших Богу послед­ний обет отре­че­ния от мир­ской жизни, но и позор: «И не мне Вас учить, Вла­дыка, что Бог пору­гаем не бывает и Матерь Божия не может быть оскорб­лена, а посрам­лены будут те, кто бро­сит в Нее камень». С этими сло­вами я повер­ну­лась и быстро ушла домой, не пошла навстречу такому крест­ному ходу. Вот как с самого начала был велик страх перед сата­нин­ской боль­ше­вист­ской силой: ста­рые монахи не наде­я­лись на молитву, а на крас­ные банты! Епи­скоп Ага­фан­гел вскоре был посвя­щенъв Мит­ро­по­лита Москвы и, будучи заме­сти­те­лем Пат­ри­арха, был (но не знаю, или не помню как)уничтожен боль­ше­ви­ками. Знаю только, что он побо­рол страх, отрекся от вла­стей и созна­тель­но­от­дался мучениям.

15. Всероссийский Собор 1919 года

Я писала, что муж мой был чле­ном Цер­ков­ного Собора от Яро­слав­ской губер­нии. Я не берусь рас­смат­ри­вать дея­тель­ность Собора в подроб­но­стях — это дело буду­шей исто­рии, а только скажу в несколь­ких сло­вах о своем лич­ном впе­чат­ле­нии. Так как муж мой был к этому при­ча­стен, то я болез­ненно пере­жи­вала все то слы­шала и видела. К сожа­ле­нию, в собра­нии всех выс­ших сил пра­во­слав­ного рус­ского духо­вен­ства (в боль­шин­стве выс­ших не в силе Духа, а только вт чинах иерар­хии, к вели­кому горю и гибели Рос­сии) царил все тот страх: страх перед надви­га­ю­щейся страш­ной ката­стро­фой. немно­гими исклю­че­ни­ями,. боя­лись открыто испо­ве­до­вать свое мне­ние по тем вопро­сам нужно было гро­мить, пре­ду­пре­ждать и откры­вать глаза в то время еще в боль­шин­стве веру­ю­щем Бога и любив­шему сво­его зем­ного царя, — народу. Собор этого не сде­лал. Воз­зва­ние Пат­ри­арха, напи­сано бого­сло­вом, кня­зем Евгени Тру­бец­ким, если и было напе­ча­тано, то раз­да­ва­лось тайно, из-под полы, опять-таки из-за того зем­ного страха. Муж мой при­вез мне пору­чен­ные ему для раз­дачи мно­гие. экзем­пляры воз­зва­ния. Он пере­дал их мне со сло­вами: «Пожа­луй­ста, поста­райся раз­дать, но только так, чтоб с этим не попасться Я отдала ему их обратно, напом­нив сл Спа­си­теля, что зажегши Свечу, ее не ста­вят под кро­вать, она должна открыто све­тить всем: Эти воз­зва­ния должны быть рас­кле­ены на всех две­рях хра­мов и на углах улиц, и если я пер­вому кре­стья­нину, отда­вая тайно воз­зва­ние, скажу: «Смотри, только не попа­дись», то я сразу отниму у него веру в Собор и упо­ва­ние на его силу». А на него то время были устрем­лены глаза всех веру­ю­щих надежде на спа­се­ние, да и сама я счи­тала подоб­ный риск этот неосно­ва­тель­ным и без­смыс­леннь ору­дием борьбы с наг­ле­ю­щей силой сатаны.

На Соборе поста­нов­лено было не гово­рит поли­тике. Все вопросы, по кото­рым подолгу гово­рили цер­ков­ные ора­торы, сво­ди­лись только обра­зо­ва­нию буду­щей Церкви, могу­ще­ствени сво­ими капи­та­лами, для чего должны были быть куп­лены два гро­мад­ных име­ния: одно вино­град­ное в Крыму, для моно­по­лии цер­ков­ного вина, а дру­гое на Кав­казе, с посе­вами пше­ницы для монопо муки на просфоры и надоб­но­сти Церкви, при­чем от про­дажи излиш­ков пред­ви­де­лись неис­чер­па­е­мые богат­ства. Мужу моему было дано зада­ние раз­ра­бо­тать устав буду­щего цер­ков­ного банка, обе­ща­нием поста­вить его не только дирек­то­ром этого банка. но и глав­но­управ­ля­ю­щим обоих име­ний. Муж не был богат и пер­спек­тивы эти его радо­вали, он дни и ночи рабо­тал над этим. Я пла­кала, видя гибель Рос­сии бла­го­даря такой дея­тель­но­сти Собора. Он уго­во­рил меня поехать в Москву хоть на одно засе­да­ние, и я нехотя согла­си­лась, все же думая найти, может быть, твер­дую почву под ногами, чтоб не уто­нуть в тря­сине болота. Пер­вое, куда про­вел меня муж, это пора­зив­ший меня бога­тый буфет, где можно было иметь что угодно, когда общей массе народа было очень трудно с пита­нием. В то время много было раз­го­во­ров о том, что на Собор из Зоси­мо­вой Пустыни при­е­хал иерос­хи­мо­нах Алек­сий, много лет про­вед­ший в затворе и теперь поки­нув­ший его. Мы его встре­тили в две­рях, когда выхо­дили из буфета. Я была названа по имени и полу­чила бла­го­сло­ве­ние. Луч надежды осе­нил меня! Может, этот ста­рец-отшель­ник, худой, высо­кий аскет в обла­че­нии схим­ника, ска­жет свое свя­тое, могу­чее слово, кото­рое сокру­шит силу дья­вола, дерзко наде­ю­ще­гося овла­деть Рос­сией с ее пра­во­слав­ной верой. Ведь неда­ром же вышел из затвора. Так думали мно­гие, но он ни разу до закры­тия Собора не про­ро­нил ни слова, а по окон­ча­нии его не вер­нулся к себе в мона­стырь, а дол­гое время тайно жил в Тро­ицко-Сер­ги­е­вой Лавре у жены уби­того мини­стра Хво­стова. Конеч­ной его судьбы я не знаю, т. к. уехала из Лавры. Был ли это страх — Гос­подь будет Судьей всем и всему. Все про­ис­хо­дило в Сино­даль­ном доме. Мы с мужем про­шли в гро­мад­ный зал со сце­ной. На ней, во всю длину покры­тый сук­ном, — стол. В пер­вых рядах кре­сел пар­тера сидело много духо­вен­ства и граж­дан­ские члены Собора от всех обла­стей и губер­ний Рос­сии, там же сел и мой муж, я села сзади среди мно­го­чис­лен­ной пуб­лики, кото­рой раз­ре­шен был сво­бод­ный доступ.

16. Патриарх Тихон

Тре­пет про­шел по телу, когда на сцену вышел Пат­ри­арх Тихон и занял сред­нее место, за ним — мит­ро­по­литы, епи­скопы, почтен­ные старцы, монахи, и иерос­хи­мо­нах Алек­сий. Хотело пла­кать и закри­чать: «Спа­сите Рос­сию и Цер­ковь нашу, на вас смотря почти 200 мил­ли­о­нов людей». На кафедру, кото­рая была между пу ликой и сце­ной, начали выхо­дить попе­ре­менно духов­ные и граж­дан­ские ора­торы. Чем дальше тем более и моей душой овла­де­вал страхи тре­вога: ни еди­ного слова в защиту Веры, защиту Пра­во­сла­вия, защиту надежды на Бога, дабы побе­дить н дви­га­ю­щу­юся жут­кую опас­ность, не было ска­зано! Вычис­ля­лись цифры, гово­ри­лось о созда­нии гро­мад­ных зда­ний для буду­щих цер­ковно при­ход­ских школ, покупке име­ний и т. д. вот объ­яв­ляют: сей­час будет говори про­фес­сор из Бело­рус­сии (фами­лию я е забыла). Вышел малень­кого роста, скром­ного вида, невзрач­ный чело­век, и этот малень­кий чело­век ска­зал не много, но силь­ных и боль­ших слов. Я, конечно, не помню их бук­вально, хоть и было мало, ему не дали гово­рить, и кто не дал? Со сцены под­ня­лось шика­нье, и его заста­вили сойти с кафедры. Ска­зал он, обра­ща­ясь к Пат­ри­арху всему пра­вя­щему духо­вен­ству: «Не этими вопроса: должны мы сей­час зани­маться! Рос­сия гиб­нет трон пору­ган. Без Пома­зан­ника Божия, Пра­во­слав­ного Царя, она скоро под­па­дет под власть тьмы». Он сошел с кафедры за то, что кос­нулся «поли­тики», когда поста­нов­лено было ее не касаться Я встала и вышла из собра­ния. Ничего больше могу напи­сать ни о Соборе, ни о Церкви вообще т. к. бла­го­даря без­вы­ход­ной нужде поки­нула Лавру пере­ехала на Кав­каз, и только ино­гда узна­вала что нибудь от при­ез­жав­ших людей. С Пат­ри­ар­хом я была лично очень хорошо зна­кома, это был доб­рый, умный, но не силь­ного духа Глава Церкви. Он сам не чув­ство­вал себя спо­соб­ным к такому ответ­ствен­ному делу, о чем не раз гово­рил, и если б была его воля и он не про­шел бы по жре­бию, он нико­гда доб­ро­вольно не взял бы этого кре­ста на себя, т. к. бла­го­даря сла­бо­во­лию мог быть при­чи­ной несе­ния кре­ста дру­гими. Так и слу­чи­лось в вопросе по изъ­я­тию цер­ков­ных цен­но­стей. Он не взял на себя декре­том отка­зать в свя­тых цен­но­стях боль­ше­ви­кам, а ука­зом дал каж­дому свя­щен­нику право — дей­ство­вать по лич­ному усмот­ре­нию. И вот тех, кому Свя­тые Чаши были дороже жизни, погнали тыся­чами на муче­ние в Сибирь, эти люди стали пер­во­му­чен­ни­ками во вто­рой эре хри­сти­ан­ского муче­ни­че­ства в мире. О судьбе Пат­ри­арха Тихона и его муче­ни­че­ской кон­чине, и изде­ва­тель­ствах, и пору­га­ниях над ним я узнала только за гра­ни­цей из издан­ных запи­сок и вос­по­ми­на­ний оче­вид­цев. Мне посчаст­ли­ви­лось быть и видеть посвя­ще­ние Пат­ри­арха в Успен­ском соборе в Кремле. Про­пуск был по биле­там, и в то время еще можно было через связи достать это право. Боль­ше­вики еще не вполне овла­дели вла­стью. С вечера сто­яли мы (чело­век три­ста) у закры­тых Боро­виц­ких ворот. Ночь была холод­ная. За сте­нами Кремля все время жгли крас­ные бен­галь­ские огни и стре­ляли из вин­то­вок. Кар­тина была мрач­ная и жут­кая, три кон­ных мили­ци­о­нера забав­ля­лись тем, что вплот­ную давили нас кру­пами лоша­дей. Раз­да­лись голоса: «Про­пу­стите Мит­ро­по­лита Вла­ди­мира, про­пу­стите Мит­ро­по­лита!» Он шел вели­че­ственно, спо­койно, в белом кло­буке, опи­ра­ясь на посох. Мили­ци­о­неры со сме­хом тол­кали его лошадьми. Кто видел когда-нибудь этого сми­рен­ного, стро­гого аскета, монаха, кото­рый своей свя­той и муд­рой жиз­нью при­об­рел почи­та­ние всех истинно веру­ю­щих, тот в те минуты с радо­стью упал бы перед ним на колени, но и этого сде­лать было немыс­лимо. Вскоре он был рас­стре­лян. Ему открыли калитку в боль­ших чугун­ных ворот но пройти в нее было нелегко, как и всем позд­нее, когда и для нас открыли вход. Снизу была заго­ро­жена дос­ками, так что при­хо­ди­лось очень высоко под­ни­мать ногу, чтоб пере­ша­ги­вать. Когда нас впу­стили, то от самых ворот вплоть до собора нужно было про­хо­дить при крас­ном осве­ще­нии между двумя рядами сол­дат, с направ­лен­ными на про­хо­дя­щих ружьями. Чего они боя­лись? Непо­нятно! Когда я вошла в собор, то уви­дела сто­я­щую сзади всех Вели­кую Кня­гиню Ели­сату Фео­до­ровну. Я хотела подойти, но уло­вив мое дви­же­ние, зна­ком пальца ука­зала мне это не делать. Я поняла что она не хотела быть узнан­ной, и одета была не форме своей общины. Керен­ский был в соборе, и она мне после ска­зала: «Я наблю­дала за ним, он не мог выно­сить Боже­ствен­ной службы, его про­сто кор­чило». При посвя­ще­нии Пат­ри­арх был белее снега опав­шим и исху­дав­шим за несколько часов цом. Мне при­шлось видеться с ним не один раз и после посвя­ще­ния. Он стал спо­кой­нее, как и ранее, отли­чался в бесе­дах доб­ро­душ­ным юмо­ром. Ко мне был все­гда крайне при­вет­лив, давно знал меня и посе­щал еще задолго до рево­лю­ции. При­ни­мал сер­деч­ное уча­стие в моем труд­ном мате­ри­аль­ном поло­же­нии, выру­чал денеж­ной помо­щью, очень дели­катно застав­ляя меня ее взять Между про­чим, рас­скажу один факт о Керен­ском, харак­те­ри­зу­ю­щим этого якобы идей­ного вре­мен­ного пра­ви­теля Рос­сии, на кото­рого даже мно­гие не глу­пые, но недаль­но­вид­ные люди воз­ла­гали надежды. Вот неопро­вер­жи­мый посту­пок про­тив его идей­но­сти и чест­но­сти. В Ниж­нем Нов­го­роде началь­ни­ком реч­ной поли­ции был некто П. А. Ресин, Контр Адми­рал в отставке Был он на этой долж­но­сти не менее 15 лет. Он его жена были дру­зьями нашей семьи, и вот что он нам рас­ска­зал: «Вскоре после при­хода Керенск к вла­сти, одной тем­ной ночью мне докла­ды­вают что вниз по Волге быстро идет неосве­щен­ный бук­сир. Я велел дать сиг­нал к оста­новке, он уско­рил ход, после тре­тьего сиг­нала, взяв несколько реч­ных мат­ро­сов, я на мотор­ном катере пошел ему напе­ре­рез и осве­тил его. Он дол­жен был оста­но­вить ход. Я под­нялся на его палубу и потре­бо­вал капи­тана, спро­сил у него ман­дат на направ­ле­ние и назна­че­ние паро­хода. Он не хотел давать. Я про­из­вел обыск и нашел у него письмо Керен­ского к сво­ему управ­ля­ю­щему в име­нье Сим­бир­ской губер­нии, где ука­зано было место, куда он дол­жен был тайно зарыть 14-ть золо­тых блюд, взя­тых (укра­ден­ных) Керен­ским из Зим­него дворца в Петер­бурге. Блюда ока­за­лись в трюме под углем. Они были воз­вра­щены мной во дво­рец, но огласке дело пре­дано не было!».

17. Муж

Пере­хожу снова к своей жизни в Лавре. Ста­но­ви­лось все труд­нее и труд­нее. Летом я с детьми ухо­дила еже­дневно в лес за гри­бами. Мы наби­рали их много, сушили, солили и зимой меняли на что-нибудь съест­ное, но это были лишь крохи пита­ния. Нужно было ездить, как я раньше писала, по дерев­ням и менять свои работы. Когда же не оста­лось мате­рьяла на теп­лую обувь, я решила лишиться сво­его оде­яла. Скро­ила из него два­дцать дет­ских чеп­чи­ков, сшила и наде­я­лась на что-нибудь обме­нять, когда неожи­данно ГПУ при­шло с обыс­ком. Чеп­чики сло­жены были по нескольку на столе. «Это что такое? Тай­ное про­из­вод­ство у Вас?» Грозно закри­чал на меня про­из­во­див­ший обыск. Я объ­яс­нила, что должна была пожерт­во­вать оде­я­лом ради голод­ных детей. На корот­кое рас­по­ря­же­ние — «забрать», крас­но­ар­меец из ГПУ взял и унес мои чеп­чики. Через день я уви­дела их на при­ют­ских детях в город­ском саду. Ъзда по доро­гам была кош­мар­ная. Люди ста­но­ви­лись зве­рями в борьбе за место в товар­ном нетоп­лен­ном вагоне, куда наби­ва­лись до ста чело­век, с меш­ками, кор­зи­нами и сум­ками. На моих гла­зах был задав­лен насмерть ста­рик. Он пер­вый пытался влезть в вагон, а вле­зать было очень высоко и моло­дому-то трудно. На него сзади нава­ли­лась толпа, не дав ему влезть и под­няться. Он до поло­вины был лежа на животе в вагоне, а ноги висели наружу. По нему с дикой бра­нью и кри­ком стали вле­зать люди.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *