матисс танец история картины

«Танец»: почему картина Анри Матисса доводила публику до белого каления

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

матисс танец история картины. Смотреть фото матисс танец история картины. Смотреть картинку матисс танец история картины. Картинка про матисс танец история картины. Фото матисс танец история картины

матисс танец история картины. Смотреть фото матисс танец история картины. Смотреть картинку матисс танец история картины. Картинка про матисс танец история картины. Фото матисс танец история картины

В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул русский промышленник и коллекционер Сергей Щукин. Он сделал художнику заказ на несколько картин для украшения своего московского особняка. Щукину хотелось получить что-то эдакое на тему танца и музыки. Матисс с радостью согласился, ведь в его голове уже довольно долгое время зрела идея некой аллегории на танцы.

матисс танец история картины. Смотреть фото матисс танец история картины. Смотреть картинку матисс танец история картины. Картинка про матисс танец история картины. Фото матисс танец история картины

При написании картины художник вдохновлялся русскими сезонами популярного на тот момент Сергея Дягилева, раскрепощенными танцами Айседоры Дункан, греческой вазовой живописью. Почти 4-метровое полотно изображали танцующих в хороводе девушек. Несмотря на то, что мастер упростил их изображение почти что до схематизации, все равно он смог передать экспрессию через цвета (хоть их было все три). Красный символизировал собой внутренний жар человека, объединяющий собой небо и землю, представленных синим и зеленым оттенками. Сам же хоровод олицетворяет экспрессию безумного XX века.

матисс танец история картины. Смотреть фото матисс танец история картины. Смотреть картинку матисс танец история картины. Картинка про матисс танец история картины. Фото матисс танец история картины

Кроме «Танца», художник написал картину в том же стиле «Музыка». Третье полотно под название «Купание, или Медитация» осталось незаконченным.

Перед тем, как отправить два полотна в Москву, их выставили на всеобщее обозрение в Осеннем салоне в Гранд-Пале. Несмотря на то, что в начале XX века художники, скульпторы и прочие творческие личности позволяли себе экспериментировать и переходить рамки дозволенного, картины Матисса вызвали бурю эмоций и негодования у публики. Простые небрежные линии, всего лишь три доминирующих цвета и (верх неприличия!) неприкрытые гениталии.

матисс танец история картины. Смотреть фото матисс танец история картины. Смотреть картинку матисс танец история картины. Картинка про матисс танец история картины. Фото матисс танец история картины

Сергея Щукина обвинили в безвкусице, назвали его собирателем мусора и чуть ли не сумасшедшим. Коллекционер испугался такого натиска и отказался забирать картины. Но уже через несколько дней, будучи на полпути в Москву, Щукин прислал Матиссу телеграмму с просьбой все-таки выслать ему картины. Он просил у художника прощения за свою слабость и трусость, но «причинные» места нужно было все-таки зарисовать.

После наступления Октябрьской революции и прихода к власти большевиков Сергей Щукин в спешке покидает Россию, но картины пришлось оставить. Полотна коллекционера отправились в Эрмитаж.

матисс танец история картины. Смотреть фото матисс танец история картины. Смотреть картинку матисс танец история картины. Картинка про матисс танец история картины. Фото матисс танец история картины

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

«Танец» Матисса. Сложное в простом, простое в сложном

матисс танец история картины. Смотреть фото матисс танец история картины. Смотреть картинку матисс танец история картины. Картинка про матисс танец история картины. Фото матисс танец история картины

Картина Анри Матисса «Танец» из Эрмитажа огромна. 2,5 на 4 м. Потому что художник создавал ее, как настенное панно для особняка русского коллекционера Сергея Щукина.

И вот на этом огромном холсте Матисс изобразил крайне скупыми средствами некое действие. Танец. Ничего удивительного, что его современники были ошарашены. Ведь на таком пространстве столько всего можно было бы поместить!

Но нет. Перед нами лишь нечто, созданное с помощью линий и трёх цветов: красного, синего, зеленого. На этом все.

У нас может возникнуть подозрение, что фовисты* (коим являлся Матисс) и примитивисты просто не умеют по-другому рисовать.

Это не так. В большинстве случаев они все получали классическое художественное образование. И реалистичное изображение очень им даже по силам.

Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть их ранние, ученические работы. В том числе Матисса. Когда они ещё не выработали свой авторский стиль.

матисс танец история картины. Смотреть фото матисс танец история картины. Смотреть картинку матисс танец история картины. Картинка про матисс танец история картины. Фото матисс танец история картины Анри Матисс. Натюрморт с книгами и свечой. 1890 г. Частная коллекция. Artchive.ru.

«Танец» – уже зрелая работа Матисса. В ней ярко выражен стиль художника. И он намеренно упрощает все, что можно. Вопрос, зачем.

Все легко объясняется. Чтобы выразить что-то важное, отсекается все лишнее. А то, что остаётся, служит для того, чтобы замысел художника до нас четко донести.

К тому же, если приглядеться, то в картине не все так уж примитивно. Да, земля выражена лишь зелёным цветом. А небо – синим. Фигуры написаны очень условно, одним цветом – красным. Никакого объема. Никакого пространства в глубину.

Но движения этих фигур очень даже сложны. Особенно обратите внимание на левую, самую высокую фигуру.

Буквально несколькими точными и выверенными линиями Матисс изобразил эффектную, выразительную позу человека.

матисс танец история картины. Смотреть фото матисс танец история картины. Смотреть картинку матисс танец история картины. Картинка про матисс танец история картины. Фото матисс танец история картины Анри Матисс. Танец (фрагмент). 1910 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.

И ещё несколько деталей добавляет художник, дабы донести до нас свою мысль. Земля изображена в виде некоего возвышения, что усиливает иллюзию невесомости и скорости.

Фигуры справа расположены ниже, чем фигуры слева. Так круг из рук становится наклонённым. Это добавляет ощущения стремительности.

А ещё важен цвет танцоров. Он красный. Цвет страсти, энергии. Опять же в довесок к иллюзии движения.

Все эти немногочисленные, но такие важные детали Матисс добавляет лишь для одного. Чтобы наше внимание было сосредоточено на самом танце.

Не на фоне. Не на лицах персонажей. Не на их одежде. Их просто нет в картине. А лишь на самом танце.

Перед нами квинтэссенция танца. Его суть. И ничего больше.

Вот тут-то и понимаешь весь гений Матисса. Ведь упрощать сложное всегда тяжелее. Гораздо легче усложнять простое. Надеюсь, я вас не запутала.

Сравним Матисса и Рубенса

А чтобы ещё лучше понять замысел Матисса, представьте, если бы у персонажей были бы лица, одежда. На земле росли бы деревья, кусты. В небе летали птицы. Например, как у Рубенса.

матисс танец история картины. Смотреть фото матисс танец история картины. Смотреть картинку матисс танец история картины. Картинка про матисс танец история картины. Фото матисс танец история картины Питер Пауль Рубенс. Сельский танец. 1635 г. Музей Прадо, Мадрид

Это была бы уже совсем другая картина. Мы бы смотрели на людей, думали бы о их характерах, отношениях. Размышляли бы, где они танцуют. В какой стране, в какой местности. Какая погода при этом.

В общем, думали бы о чем угодно, только не о самом танце.

Сравним Матисса с самим Матиссом

Даже сам Матисс даёт нам возможность его замысел понять. Есть один вариант «Танца», хранящийся в Пушкинском музее в Москве. Там деталей чуть больше.

матисс танец история картины. Смотреть фото матисс танец история картины. Смотреть картинку матисс танец история картины. Картинка про матисс танец история картины. Фото матисс танец история картины Анри Матисс. Настурции. Панно Танец. 1912 г. Пушкинский музей, Москва. Artchive.ru.

Помимо самого «Танца», мы видим горшок с цветами, кресло и плинтус.

Добавив деталей, Матисс выразил совсем другую мысль. Не про танец как таковой, а про жизнь танца в некоем пространстве.

Возвращаясь к самому «Танцу». В картине важна не только лаконичность, но и цвет.

Были бы цвета другие, энергия картины была бы тоже иная. Опять же сам Матисс невольно даёт нам возможность это почувствовать.

Достаточно взглянуть на его работу Танец (I), что находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Эта работа была создана сразу после получения заказа от Сергея Щукина. Она была написана быстро, как эскиз.

В ней цвета более приглушённые. И мы сразу понимаем, насколько красный цвет фигур вносит существенную лепту в ощущения от картины.

матисс танец история картины. Смотреть фото матисс танец история картины. Смотреть картинку матисс танец история картины. Картинка про матисс танец история картины. Фото матисс танец история картины Анри Матисс. Танец (I). 1909 г. Музей современного искусства в Нью-Йорке (MOMA). Artchive.ru.

История создания «Танца»

Конечно, не отделима от картины ее история создания. К тому же эта история очень увлекательна. Как я уже упоминала, Сергей Щукин сделал заказ Матиссу в 1909 году. Причём на три панно. Ему хотелось видеть на одном полотне – танец, на другом – музыку, третьем – купание.

матисс танец история картины. Смотреть фото матисс танец история картины. Смотреть картинку матисс танец история картины. Картинка про матисс танец история картины. Фото матисс танец история картины

Третье так и не было исполнено. Два же других до того, как они были отправлены Щукину, выставлялись в Парижском салоне.

Публика к тому времени уже полюбила импрессионистов. И худо-бедно начала воспринимать постимпессионистов: Ван Гога, Сезанна и Гогена.

Но Матисс с его красными фигурами был слишком большим потрясением. Поэтому, конечно, работу ругали нещадно. Щукину тоже досталось. Его критиковали за то, что он покупает всякий хлам…

матисс танец история картины. Смотреть фото матисс танец история картины. Смотреть картинку матисс танец история картины. Картинка про матисс танец история картины. Фото матисс танец история картины Анри Матисс. Музыка. 1910 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.

Щукин был не из робкого десятка, но на этот раз дал слабину и … отказался от полотен. Но потом опомнился, извинился. И панно «Танец», а также парная к нему «Музыка», благополучно доехали до России.

Чему мы можем только порадоваться. Ведь один из самых известных шедевров мастера мы с вами можем посмотреть вживую в Эрмитаже.

* фовисты – художники, работающие в стиле «фовизм». Эмоции выражали на холсте с помощью цвета и формы. Яркие признаки: упрощённые формы, кричащие цвета, плоскостность изображения.

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Источник

Картина «Танец» Анри Матисса — как создавалась и почему она так раздражала зрителей

матисс танец история картины. Смотреть фото матисс танец история картины. Смотреть картинку матисс танец история картины. Картинка про матисс танец история картины. Фото матисс танец история картины

матисс танец история картины. Смотреть фото матисс танец история картины. Смотреть картинку матисс танец история картины. Картинка про матисс танец история картины. Фото матисс танец история картины

Но в связи с чем была написана эта огромная (2,6 х 3,61 м) картина? Неужели кто-то мог заказать такое «безобразие»? Мог, и заказал. Сергей Щукин, российский коллекционер и промышленник, будучи в Париже, сделал Матиссу в 1908 г. заказ на пару-тройку картин: хотел украсить парадную лестницу в своем новом московском доме. Щукину очень хотелось, чтобы сюжет полотен символизировал танец, музыку. Свои пожелания он озвучил художнику, и тот с радостью ухватился за заказ. Возможно ли отказаться, когда в твоей голове давным-давно зреет идея некоей аллегории на танец, а воплотить ее в жизнь возможности пока не представилось?

Муза посетила Матисса практически сразу: Париж рукоплескал русскому балету Сергея Дягилева. Какие-то мысли навевала и греческая вазопись. Матисс принялся за работу. Через два года «Танец» и еще одно полотно — «Музыка» — были готовы. Перед отправкой картин заказчику в царскую Россию автор решил выставить их в Осеннем салоне, во дворце Гран-Пале. Реакция зрителей оказалась предсказуемой: они не поняли и, как следствие, не приняли то, что видели впервые. Странный, небрежный стиль, далекий от общепринятых, классических стандартов живописи; непристойное содержание, яростно-яркие цвета. Зритель недоумевал, негодовал, раздражался на ничем не прикрытые телеса оранжевых фигур. Но, говоря современным языком, все равно «залипал», ведь экспрессию, умело переданную художником всего лишь тремя цветами, невозможно не ощутить.

матисс танец история картины. Смотреть фото матисс танец история картины. Смотреть картинку матисс танец история картины. Картинка про матисс танец история картины. Фото матисс танец история картины

Коллекционер же Щукин, заказавший картины, был записан возмущенными обывателями в сумасшедшие, обвинен в безвкусице и объявлен собирателем мусора. Расстроенный и напуганный психологическим давлением, он отказался забрать у Матисса свой заказ. Правда, спустя несколько дней, передумал. Щукин отправил художнику телеграмму с извинениями за проявленную слабость и просьбой прислать картины. Матисс выполнил просьбу.

Знал ли коллекционер, что через несколько лет он в спешке и навсегда покинет Россию и лишится всех картин, которые собирал много лет? «Помогла» ему в этом Октябрьская революция 1917 года. Его коллекция европейской авангардной живописи, куда входили полотна не только Анри Матисса, но и Клода Моне, Пабло Пикассо, Поля Гогена и других мастеров, была национализирована и отправлена в Эрмитаж. На сегодняшний день стоимость щукинской коллекции оценивается в более чем восемь миллиардов долларов.

Источник

«Танец» Матисса

На фоне синего неба 5 женщин, взявшись за руки, танцуют на холме. Вот и весь сюжет.

Анри Матисс очень любил танцы, очень. Но был художником. Такая незадача. Хорошо, что подвернулся заказ на тематическую серию от еще одного любителя танцев и музыки — коллекционера Сергея Щукина. Вот тут-то и разгулялся художник. Когда Щукин увидел свой заказ, он крайне обрадовался, но поначалу забирать отказался.

матисс танец история картины. Смотреть фото матисс танец история картины. Смотреть картинку матисс танец история картины. Картинка про матисс танец история картины. Фото матисс танец история картины

«Танец», 1910 г. Анри Матисс. Источник: Государственный Эрмитаж

Сюжет

На фоне синего неба 5 женщин, взявшись за руки, танцуют на холме. Вот и весь сюжет. Никакого фона, ни одной лишней детали, только процесс — Матисс старается зафиксировать мгновение. Не совсем пропорциональные тела, не прорисованные лица, развевающиеся волосы. Если вы посмотрите на живых женщин в хороводе, они будут выглядеть примерно так же: смазанные образы, перемешанные детали, экстаз, страсть.

Красный становится символом внутреннего жара. Через его сочетание с синим и зелёным художник объединил человека, небо и землю. И хоровод в данном контексте — это воплощение ритма и экспрессии 20-го века.

Контекст

Был прекрасный парижский день, Матисс работал в мастерской и никого не ждал. Внезапно к нему пришёл его старый знакомый Сергей Щукин, страстно любящий искусство и не жалеющий средств на пополнение коллекции. На дворе стоял 1908 год, и русский богач ещё не ощутил всех прелестей политических изменений на родине. Поэтому довольно решительно заказал у Матисса несколько панно для оформления своего московского особняка.

Щукину хотелось нечто аллегорическое на тему музыки и танца. Что не могло не обрадовать Матисса, которому эти темы были чрезвычайно по сердцу. «Я очень люблю танец. Удивительная вещь — танец: жизнь и ритм. Мне легко жить с танцем», — признавался мастер.

матисс танец история картины. Смотреть фото матисс танец история картины. Смотреть картинку матисс танец история картины. Картинка про матисс танец история картины. Фото матисс танец история картины

Надо сказать, что идея витала в мастерской Матисса уже несколько лет: года за 2 до заказа Щукина он написал картину «Счастье существования (Радость жизни)», на которой люди хороводят, а затем изготовил деревянный рельеф с пляшущими нимфами и несколько авторских ваз на тот же мотив.

«Когда мне нужно было сделать танец для Москвы, я просто отправился в воскресенье в Мулен де ла Галетт. Я смотрел, как танцуют. В особенности мне понравилась фарандола… Вернувшись к себе, я сочинил мой танец четырёхметровой длины, напевая тот же мотив», — рассказывал Матисс.

На полотне чувствуется влияние и Кранаха с его «Золотым веком», и греческой вазовой живописи, и «Русских сезонов» Сергея Дягилева.

По замыслу художника, человеку, входящему в дом с улицы, нужно сообщить чувство облегчения, поэтому для первого этажа был выбран сюжет с танцем, а для второго — с музыкой. Считается, что планировалось создать третье полотно — «Купание» (или «Медитация»), Но то ли дом Щукина был маловат (всего 2 этажа), то ли после разгоревшегося скандала заказчик решил притормозить художника. В итоге третье панно так и осталось в набросках.

матисс танец история картины. Смотреть фото матисс танец история картины. Смотреть картинку матисс танец история картины. Картинка про матисс танец история картины. Фото матисс танец история картины

Перед отправкой в Россию картины выставили на Осеннем салоне 1910 года в Гран-Пале. Что тут началось! Используя только 3 цвета и простые линии, Матисс сумел довести зрителей до белого каления. Мало того, что не потрудился прорисовать людей прилично, так ещё и не прикрыл ничем причинные места.

Все знали, кто платит за картину и в чьём доме она будет висеть. Щукина называли сумасшедшим, спонсором декадентов и собирателем хлама. Тут наш заказчик, надо признаться, струхнул… и отказался принимать работу. Милый Анри, прости-прощай. Вероятно, всё же танец полонил душу Щукина, потому что через несколько дней после отказа он отправил Матиссу телеграмму, в которой брал свои слова назад и просил всё же отправить панно в Москву.

«Я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться», — писал меценат художнику. Но гениталии всё же попросил закрыть как-нибудь изящно.

Наступил 1917 год. Таким людям, как Щукин, в новой России не было места. Ему повезло — успел уехать. Правда, за спасение жизни пришлось расплатиться своей коллекцией. Всё, что было нажито непосильным трудом, большевики конфисковали — полотна французских мастеров конца 19-го — начала 20-го века впоследствии поделили между собой Эрмитаж и ГМИИ им. Пушкина.

Судьба художника

«Он упростит живопись». Так о будущем новаторе говорил его наставник Густав Моро. И действительно, почерк Матисса несложно узнать: упрощение фигур до схематизации, яркие краски широкими мазками, нивелирование светотеней. Всё то, над чем кропотливо работали предшественники, Матисс отверг и начал с нуля.

Даже для своего времени — рубеж веков, когда художники экспериментировали, кто во что горазд, — Матисс был, как гром среди ясного неба. Всё это буйство красок, вызывающий примитивизм, экспрессия — за них художника окрестили «диким». Собственно, такую характеристику получил не только он, но и все участники того самого салона, где были представлены «Танец» и «Музыка». Острый на язык французский критик Луи Восель определил их как «fauve», что с французского и есть «дикий», а стиль получил название «фовизм».

матисс танец история картины. Смотреть фото матисс танец история картины. Смотреть картинку матисс танец история картины. Картинка про матисс танец история картины. Фото матисс танец история картины

Впрочем, несмотря на шок публики, Матисс стал легендой и признанным мастером ещё при жизни. Его любили, ценили, хорошо оплачивали и лишний раз умоляли взять заказик.

Кстати, на картинах 1910 года тема танца не была закрыта. Через 20 лет она вновь прозвучала в творчестве художника. На этот раз американский коллекционер Альберт Барнс заказал декоративное полотно, которое следовало разместить в арочных сводах над окнами. Специально для этого случая Матисс придумал технику декупажа: картина собиралась из отдельных фрагментов, раскрашенных заранее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *