мавзолей турахана в башкирии история
Мавзолей Тура-хана хранит великую загадку
Такой тайной, к примеру, обладает и мавзолей Тура-хана, о котором мы расскажем ниже.
Поселок Чишмы, располагающийся в сорока километрах от Уфы, не привлекает особого внимания. Но именно здесь находятся исторические достопримечательности, сохранившиеся с эпохи Золотой Орды. Основной памятник этого поселения – мавзолей Тура-хана. Он расположился между двумя поселками на небольшом холме.
У этого памятника есть собственная история. Великий завоеватель Тамерлан еще в 1393 году в походе на московскую землю сделал остановку в Башкортостане. Здесь воин получил добродушное гостеприимство. Благодаря этому Тамерлан дал обещание после смерти хозяина земель поставить тут мавзолей.
По легенде данный мавзолей стал пристанищем правосудия. Здесь в четырнадцатом и пятнадцатом веках вели судебные процессы. Недалеко отсюда находилась и каменная мечеть. Вместе с мавзолеем она создавала целостный ансамбль. Но, к сожалению, точной информации о Тура-хане почти не осталось. Мы лишь знаем, что он был родственником Чингис-хана. По другой, менее популярной легенде Тура-хан был родным братом башкирского царя Басмана.
Данная постройка сделана из грубейшего камня, который не был отесан. У мавзолея имеется прямоугольное основание, которое переходит в пирамиду, содержащую восемь углов, и далее заканчивается красивейшим куполом. Вход построен в виде небольшой пристройки. Стены мавзолея имеют толщину в метр, а его высота равняется восьми метрам.
Сейчас любой турист может быстро и легко доехать до этого великого памятника. От Чишмы до Нижней Термы есть асфальтированная дорога. По ней путешественники и отдыхающие в Башкирии могут добраться до мавзолея как в летнее, так и в зимнее время. Если у вас будет возможность посетить эту достопримечательность, то непременно сделайте это. Это не только интересная старинная архитектура, а часть великой истории. Мавзолей хранит, и правда, великую загадку.
Чишмы. Мавзолей Турахана.
И в общем, на вершину холма я взошёл просто на удивление легко. То ли дело было в том, что я еще не израсходовал силы, то ли в том, что ветер был попутным. Как бы то ни было, минут через 10 я уже бродил вокруг этого очень маленького (6,8м в длину) и очень древнего сооружения:
Но как бы то ни было, сами башкиры испокон веков считали эту постройку мавзолеем и вообще святым местом.
В общем, даже заглянуть в мавзолей мне не удалось, я ограничился парой кадров через окна. В другое окно хорошо видно, что стены исписаны в духе «Сдесь был Вася» (кадр не удался из-за снега, похожего на телевизионные помехи).
Выбравшись из снегов, перевалив через двухметровый сугроб у дороги, несколько минут я просто лежал на обочине, приходя в себя. У одного из ботинок треснула пятка, и внутри намерз лед сантиметровой толщины, который, чтобы вытряхнуть, пришлось разломать ключом. Однако меня подобрала первая же попутка и через пятнадцать минут я был на окраине Чишмов.
Местный парк Победы:
Вот только мечеть напоминает, что мы в на 2/3 мусульманской Башкирии:
БАШКИРИЯ-2008/2011
Обзор поездки.
Башкирия. История и современность.
Уфа.
По городу. (2008/2011)
Современная архитектура и не только. (2008/2011)
Дёма. Дальняя окраина Уфы. (2011)
Северная Башкирия
Чишмы. Мавзолей Хусейнбека. (2008)
Чишмы. Мавзолей Турахана. (2011)
Килимово. Усадьба татарского мурзы. (2011)
Речная Башкирия
Стерлитамак. (2011)
Шиханы и сода. (2011)
Салават и окрестности. (2011)
Горная Башкирия
Из Уфы в Белорецк. (2008)
Белорецк. (2011)
Бывшие заводы: Тирлян (2011) и Кага (2008).
Из Каги в Шульган-Таш (2008).
Шульган-Таш (2008).
Зауральская Башкирия
Из Белорецка в Сибай. Лето (2008).
Из Белорецка в Магнитогорск. Зима (2011).
Чишминские мавзолеи. Мавзолей Хусейн-бека и Тура-хана
Близ поселка Чишмы находятся два интересных древних архитектурных памятника башкирской культуры – мавзолеи (башкиры называют их кэшэнэ).
Мавзолей Хусейн-бека
Это ближайший к Уфе мавзолей, самый легкодоступный. Находится на особо почитаемом священном ханском кладбище «Ак-зиярат». Считается, что он был одним из самых ранних мавзолеев Башкирии.
По легенде, Хусейн-бек был основоположником мусульманства в Башкирии. Процитирую предание по книге Н.А. Мажитова и А.Н. Султановой «История Башкортостана. Древность. Средневековье»:
По легенде в 1393-94 годах Тамерлан встал на зимовку рядом с будущим поселком Чишмы и от местных жителей узнал, что здесь покоится его уважаемый земляк. Тамерлан велел построить над могилой Хусейн-бека величественную гробницу. Надгробную плиту привезли из Туркестана, по преданию, на 12 волах. Текст этой плиты гласит:
«Справедливый в своих решениях Хусейн-бек сын Омар-бека …рсасского из Туркестана, покойного, боже мой, помилуй милостью обширною, чти же его своим благодетелем. Скончался (девятого) дня благословенного богом месяца четвертого, года семьсот сорокового».
Если перевести дату на христианское летоисчисление, то получается, что он умер 15 сентября 1339 года. Хусейн-бека называют первым имамом на территории современного Башкортостана.
По описанию В.В. Вельяминова-Зернова середины XIX века, мавзолей представлял белокаменное квадратное здание размером 8х8 м и с толщиной стен 1,5 м. Высота стен составляла 4 м. В помещение вел дверной проем высотой 2,5 м и шириной около 1 м. В северной, восточной и западной стенах имелись сводчатые окна.
Со временем старинный мавзолей разрушился. Побывавший тут в 1910 году фотограф С.М. Прокудин-Горский запечатлел уже бесформенные руины и стоявший в них надгробный камень зеленого цвета.
Мавзолей Хусейн-бека. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1910 г.
В 1911 году по инициативе уфимского муфтия М. Султанова мавзолей был заново отстроен, но при этом он изменил первоначальную форму. Мавзолей утратил свои портально-купольные формы и стал центрическим. Граненый купол был заменен полушаровидным.
Надгробный камень Хусейн-бека. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1910 г.
В 1985 году Г.Н. Гарустович проводил археологическое исследование мавзолея. В ходе раскопок внутри мавзолея Хесейн-бека обнаружили девять захоронений. В трех из них были взрослые, а в шести – дети. Все они размещались в гробу-табуте головой на запад, лицом на юг – в Мекку. В одном из детских погребений найдены зубы лошади. В центре, судя по всему, лежал сам Хусейн-бек. Рост Хусейн-бека оказался 160 см, возраст 25-30 лет. На останках не отмечено следов заболеваний, которые могли бы вызвать изменения костной системы. На основе черепа был восстановлен портрет этого человека. Кем были похороненные рядом с ним – неизвестно. Возможно, они были родственниками Хусейн-беку. Материалы памятника хранятся в Музее археологии и этнографии в Уфе.
В 2016 году останки Хусейн-бека были перезахоронены после изъятия их в 1980-е годы для изучения. Мавзолей является почитаемой мусульманской святыней.
Неподалеку от мавзолея сохранилось шесть старинных каменных могильных плит с надписями на арабском. Народная молва приписывает их к военачальникам Тамерлана, которые будто умерли во время его зимовки в Башкирии из-за случившегося по неизвестной причине мора. Отсюда и начиналось древнее мусульманское кладбище, со временем оказавшееся в черте поселка Чишмы.
Мавзолей Тура-хана
Второй мавзолей, Тура-хана, расположенный примерно в 10 км, более молодой – начала XVI века (также встречается датировка XIV или вовсе XII век). Описан в 1845 году В.С. Юматовым, исследован в 1976 году Е.Л. Хворостовой и в 1988 году Г.Н. Гарустовичем.
Мавзолей был построен из грубо обработанных известняковых и песчаниковых плит. Размеры квадратного основания 6,6х6 м, толщина стен более 1 м. На высоте 1,8 м стены переходят в восьмигранную пирамиду и заканчиваются сводчатым куполом. Высота – 5,4 м. Имеет небольшой прямоугольный пристрой, который служил входом. Высота входа 2,5 м, ширина 1,5 м. По описанию В.С. Юматова 1845 года, в кровле была дубовая дверь с выступающей пяткой и штырем для укрепления в вырезах камня. В западной и южной стенах имеются арочные оконные проемы.
В шежере бурзянских, кыпчакских, усерганских и тамьянских башкир повествуется о том, что на горе Туратау на реке Белой находилась ставка Тура-хана. Документальных сведений о его личности не сохранилось, что дает богатую пищу для домыслов – вплоть до того, что он был потомком Чингисхана. Тура-хан был убит вместе с братом Басманом своим соперником – ногаем Алтакаром.
Мавзолей Тура-хана. Фото барона де Бая, 1897 г.
Археологами было выявлено два захоронения. Один из умерших лежал в деревянном гробу на спине, головой на запад. Сохранились остатки нижней части длинной рубахи, орнаментированной вышивкой в виде кругов. Также найдены кости животных. Захоронение относится к раннемусульманским погребальным памятникам булгарского типа. Рядом были найдены следы фундамента – подобного мавзолея или мечети.
В наши дни мавзолей обнесли металлической решеткой. Обычно и вход в ограду, и сам мавзолей закрыты на замки.
Этот мавзолей находится рядом с дорогой от поселка Чишмы к деревне Нижние Термы, на холме в 100 м от трассы. Если предыдущий мавзолей стоит на кладбище, то этот – в чистом поле, что усиливает впечатление. Благодаря рельефу, его видно издалека.
Оба мавзолея имеют статус памятников архитектуры федерального значения. Еще один известный мавзолей есть в Челябинской области – это мавзолей Кисяне в окрестностях Варны. Также известно кэшэнэ Бэндэбикэ в Максютово и мавзолей в Оренбургской области.
Поселок Чишмы
Чишмы – крупный поселок городского типа. По данным Википедии, находится на 15 месте в России по численности населения среди поселков городского типа. В нем проживает более 22 тысяч человек – больше, чем во многих уральских городах! Основан в 1888 году в связи со строительством Самаро-Златоустовской железной дороги. 15 августа 1914 года в Чишмах были соединены Самаро-Златоустовская и Волго-Бугульминская железные дороги. В наши дни здесь действует крупная узловая железнодорожная станция Куйбышевской железной дороги. Сам поселок мало чем примечателен. Главная достопримечательность – мавзолеи. Но также могут представлять интерес историко-краеведческий музей и памятник В.И. Чапаеву.
Окрестности
Если ехать из Уфы в Чишму по исторической Старочишминской дороге (она шла в направлении Самары), то можно завернуть в еще одно интересное место. Для этого нужно ехать по трассе в сторону аэропорта, повернуть в направлении Зубово, а вскоре – на Березовку. Здесь сохранилась одна из старейших церквей Башкортостана. Церковь Рождества Христова была построена помещиком Федором Третьяковым в 1780 году.
Если поехать дальше Чишмов, то в 22 км в селе Дурасово на берегу реки Демы можно найти водяную мельницу братьев Бушмариных. Дурасово было основано в конце XVIII века, получило название по фамилии владельцев. Впоследствии перешло к дворянам Блударёвым. До революции сюда приезжали на лечение кумысом.
В Уфе у Бушмариных были лавки и дома. Мельница находится между рекой Демой и деревней, от которой ее отделяет озеро-старица. Это деревянное трехэтажное строение в готическом стиле. Сейчас здание заброшено и постепенно разрушается.
Как добраться до Чишминских мавзолеев?
Чтобы попасть к мавзолеям, нужно выехать на трассу М5 и ехать в сторону Москвы, повернув по указателю на Чишмы. Кладбище с мавзолеем Хусейн-бека расположено к югу от этого поселка. Попав к кладбищу, нужно двигаться дальше по дороге до второго входа. Оттуда до мавзолея 200 метров. Расстояние от Уфы – 60 км. Сориентироваться поможет расположенная ниже карта.
До Чишмов можно легко доехать на электричке или автобусе из Уфы. В Чишме останавливается большинство поездов, идущих по этой железной дороге.
GPS-координаты мавзолея Хусейн-бека: N 54° 34.862´; E 55° 25.018´ (или 54.581033°, 55.416967°).
От Чишмов до мавзолея Тура-хана примерно 12 км. Он расположен между деревнями Нижние и Верхние Термы на холме справа от дороги (есть указатель).
GPS-координаты мавзолея Тура-хана: N 54° 36.301´; E 55° 13.099´ (или 54.605017°, 55.218317°).
Мавзолей Тура-хана
Вторым хорошо сохранившимся мавзолеем является мавзолей Тура-хана возле деревни Верхние Термы, недалеко от Чишмов, в 50 километрах от Уфы.
Вторым хорошо сохранившимся мавзолеем является мавзолей Тура-хана возле деревни Верхние Термы, недалеко от Чишмов, в 50 километрах от Уфы.
Координаты для GPS-навигатора
Мавзолей Тура-хана на карте
По преданиям, сооружение Турахана, построенное в XIV-XV веках, являлось «Домом суда», где проходили судебные процессы. Рядом находилась каменная мечеть, входившая с мавзолеем в единый ритуально-архитектурный ансамбль.
Жил Тура-хан столь давно, что информация о нём весьма незначительна: «Тура-хан – по преданиям потомок Чингис-хана, кочевал в районе Тобольска в XIV веке, затем, из-за распрей с родственниками, откочевал с 8000 кибиток в пределы башкирских земель на реке Слак. Здесь же находятся развалины его резиденции». По другой версии, «Тура-хан был родным братом другого, более грозного башкирского хана Басмана, орда которого состояла из 17 тысяч кибиток. Под его властью были все земли по обоим склонам Уральского хребта. Тура-хан был вовлечен в междоусобную войну между предводителями двух враждующих орд — Би-Тюряком и Алтакаром, в ходе которой он погиб».
В современных учебниках по истории встречается информация, что Тура-хан правил в Башкортостане в начале XVI века. В шежере бурзянских, кыпчакских, усерганских и тамьянских башкир повествуется о том, что на горе Туратау на реке Белой находилась ставка Тура-хана. «Он был самовластным ханом башкирского народа. Его сыном был Кусем-хан. В те времена была битва хана Бурака из Сарайчика, события были из-за земли и воды». Тура-хан был убит вместе со своим братом Басманом, соперником – ногаем Алтакаром.
С именем Тура-хана также связывают такую легенду: сказывали, что, переселившись в землю башкирскую, поначалу он жил на территории нынешней Уфы в «чёртовом городище» (теперь там санаторий «Зелёная Роща»). Но соседство у него было незавидное – ниже по горе, в пещере, на берегу Караидели («чёрная река» по-русски) жил дракон, которого называли Зиланд, пожиравший людей. Из-за этого Тура-хану пришлось поднять свою Орду и уйти в те места, где и находится ныне его мавзолей. О том, что стало потом с драконом, история умалчивает. Но поговаривают, что пещеру ту, в которой он жил, затопила поднявшаяся в уровне река…
Мавзолей Тура-хана построен из грубо обработанных камней. Основу его составляет прямоугольник размером 6,6х6 метров. На высоте 1,8 метра стены переходят в восьмигранную пирамиду и заканчиваются сводчатым куполом. У мавзолея есть небольшой прямоугольный пристрой, служивший входом. Толщина стен – более 1 метра, а высота до купола – 8 метров. По описанию В.С. Юматова (1845), в кровле была дубовая дверь с выступающей пяткой и штырем для укрепления в вырезах камня.
Добраться до мавзолея Тура-хана очень просто: от Чишмов к деревням Верхние и Нижние Термы проложена асфальтовая дорога. Мавзолей находится в 100 метрах от дороги на холме, добраться до него можно зимой и летом.
Древние мавзолеи Башкирии
Тайна тайн, древность древностей, в которых еще предстоит разобраться… Есть у нас и такое.
Памятников времен Золотой Орды на территории Южного Урала в первозданном виде описано немного. В числе хорошо сохранившихся – мавзолеи Хусейнбека и Турахана в 50 км от Уфы, избежавшие полного разрушения благодаря реконструкции, произведенной около ста лет назад.
Мавзолей Турахана
mausoleum_of_turahan.jpg
Мавзолей Турахана – мавзолей (кэшэнэ) XIV—XV веков в Чишминском районе республики. Находится он в 12 километрах на юго-запад от районного центра рядом с дорогой, ведущей от посёлка Чишмы в деревню Нижние Термы.
Надмогильный памятник построен из грубо обработанных камней. Основу его составляет прямоугольник размером 6,6х6 метров. На высоте 1,8 метра стены переходят в восьмигранную пирамиду и заканчиваются сводчатым куполом. У мавзолея есть небольшой прямоугольный пристрой, служивший входом. Толщина стен более метра, а высота до купола — восемь метров.
Предполагается, что некогда рядом стояла каменная мечеть, входившая с мавзолеем в единый ритуально-архитектурный ансамбль. Также по преданию, кэшэнэ служил «домом суда», где проходили судебные процессы.
Мавзолей Турахана — настоящий кладезь тайн и домыслов. Часть историков склоняются к тому, что мавзолей был возведен в 11-12 веках. Об этом гласит даже табличка на входе в кешенэ, но это еще требует научного подтверждения. Ну, а кем был сам Турахан, остается только догадываться.
Никаких документальных сведений о Турахане (Турухане) история не сохранила. Всё, что о нём рассказывают, не основано на исторических источниках. Некоторые считают, что это был чингизид (прямой потомок Чингисхана), который кочевал по Иртышу. Из-за распрей с родственниками он покинул Западную Сибирь и пришел в башкирские земли. Стоит заметить, что в те далекие времена башкиры селились гораздо шире, и в районе нынешнего Тобольска тоже кочевали представители этого народа.
По другой версии, Турахан был братом могущественного хана Басмана, власть которого распространялась на оба склона Южного Урала. Тура-хан жил зимой в Чертовом городище (ныне — район санатория «Зеленая роща» в Уфе) на берегу реки Караидель. А летом Турахан перебирался в район деревень Термы, где, собственно, и находится его мавзолей.
В современных публикациях также можно встретить утверждения, что Турахан правил в Башкортостане в начале XVI века. В шежере бурзянских, кыпчакских, усерганских и тамьянских башкир повествуется о том, что на горе Туратау на реке Белой находилась ставка Турахана. «Он был самовластным ханом башкирского народа. Его сыном был Кусемхан. В те времена была битва хана Бурака из Сарайчика, события были из-за земли и воды». Турахан был, якобы, убит вместе со своим братом Басманом, соперником-ногаем Алтакаром.
Мнения сходятся лишь в том, что убит был Турахан во время междоусобных войн, коих в те времена было немало.
Добраться до мавзолея Турахана очень просто: от Чишмов к деревням Верхние и Нижние Термы идет асфальтовая дорога. Мавзолей находится в 100 метрах от дороги, на холме, добраться до него можно зимой и летом.
Мавзолей Хусейнбека
mavzolej-husejnbeka.jpg
Этот памятник древнейшей истории расположен в каких-то 50 километрах от Уфы, в Чишминском районе. Он находится недалеко от станции Чишмы на старом мусульманском кладбище Акзират. Квадратное строение из крупных тесаных глыб известняка, увенчанное сферическим куполом, называется мавзолей Хусейнбека и сохранилось со времен средневековья.
Одно из преданий гласит, что камень для надгробия прислал бухарский хан Темир-Ленг на двенадцати волах. Рядом с захоронением Хусейнбека – еще несколько могил.
Традиционно распространение ислама на обширной территории Южного Приуралья, заселенного кыпчакоязычными племенами башкир, связывается с именем хана Золотой орды Узбеком. Он в 1312 году, узурпировав власть в орде, придал исламу, как сейчас бы мы выразились, статус государственной религии. Предположительно, Хусейнбек был посланником этого золотоордынского хана для пропаганды ислама в пределах Волжской Булгарии.
Кого похоронили вместе с миссионером?
Погребенные лежали на спине в гробах-табутах головами строго на запад. Лица, по мусульманскому обряду, были повернуты в сторону Мекки. Вокруг могилы Хусейнбека, располагавшейся в центре усыпальницы напротив входа, археологи обнаружили следы оградки овальной формы, сложенной из каменных плиток без раствора.
Над могилой женщины были обнаружены фрагменты ступенчатого гипсового надгробия, уложенного по всей длине могилы. Погребение женщины, отмеченное столь сложным, оригинальным надгробием, свидетельствует, вероятно, о ее высоком социальном статусе.
Неизвестно, почему этих людей похоронили с миссионером. Наверняка их погребли здесь позже. Во всяком случае, мавзолей похож на семейно-родовую усыпальницу. Возможно, они состояли в родственной связи с Хусейнбеком. Но об этом могут сказать только генетики.
Надпись на могильном камне позволяет установить лишь дату смерти Хусейнбека — 1339 год и узнать некоторые обстоятельства его биографии — хаджи, сын Омарбека, родом из Туркестана.
Кто же ты, Хусейнбек? Неужели неумолимый бег времени отнял у нас возможность вглядеться в твое лицо? Нет, мы даже знаем, как он выглядел. Потому что хорошо сохранился череп Хусейнбека, и лицо было восстановлено по методу Герасимова.
Возраст — в пределах 25-30 лет. Высокий лоб. Изящная, средних размеров нижняя челюсть. Обращает на себя внимание среднеазиатский тип лица, характерный для большей части таджиков и узбеков. К сожалению, никаких остатков волос в погребении не сохранилось, что лишает нас возможности воспроизвести прическу мусульманского миссионера. Традиционно мусульмане бреют голову.
Рост средний, в пределах 160 сантиметров. Скелет обычного нормального человека среднего роста, без видимых старческих изменений.
Кстати, это первый восстановленный портрет исторического лица в Башкортостане.