мебель 10 века на руси
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Цитатник
Шьем текстильную куклу. МК в двух частях Как сшить текстильную интерьерную куклу. В первом вид.
КТО В КУКЛЫ НЕ ИГРАЛ, ТОТ СЧАСТЬЯ НЕ ВИДАЛ Русская традиционная кукла считается одним из са.
Загадочная вещь из СССР, о назначении которой мало кто помнит В советское время использовалось бо.
Элегантная тканевая сумочка. Мастер-класс Огромная благодарность автору: Светлана Должина (Scrap.
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Статистика
ИСТОРИЯ РУССКОГО ИНТЕРЬЕРА
ИСТОРИЯ РУССКОГО ИНТЕРЬЕРА
Что такое исконный русский интерьер — пожалуй, не знает никто. Слишком много в нашей истории было набегов, пожаров, войн, революций. Практически нет ни одной семьи, которая из поколения в поколение передавала бы родовое гнездо со всеми ценностями, как это происходит, например, в Англии, Франции, Италии.
В Британии, к примеру, если речь заходит о реконструкции фамильного особняка, поднимаются домовые книги не за одну сотню лет — с чертежами и перечнем использованных материалов, включая артикулы и фабрики. Мы же только сейчас, постепенно начинаем возвращаться к своим истокам, к своему богатому культурному наследию.
Древнейшее наследие
У древних славян жилища были достаточно аскетичны. Строили из дерева сначала основной дом, а затем вокруг него — все хозяйственные постройки. В доме только необходимое: печь, стол, лавки, сундуки.
Ни один славянский интерьер не обходился без «защиты». Обязательны были обереги, защищающие хозяев и скот от злых духов, приносящие благополучие и процветание. Это могли быть как обрядовые куклы, так и различные символы и знаки, украшающие окна и двери. Место для Домового было обязательным. По древним поверьям, хранитель дома жил за печкой. Именно поэтому печь в славянском доме всегда заботливо украшали и держали в чистоте. Натуральность присутствовала и в материалах и в цветах.
Исследователь быта русских царей Иван Забелин пишет, что основой жилища была клеть — связь бревен в четыре угла. Стены и потолки обшивали тесом, настилали деревянные полы. Мебель была деревянной, резной и крашеной. Освещали все лучинами в высоких кованых подставках, позднее освещение стало cвечным.
Мебель на Руси
Раскопки, производимые на территории Древней Руси, несмотря на большое количество находок, не дают полного представления о мебели того времени. Деревянная мебель того времени не сохранилась до наших дней.
Представление о том, какие в Древней Руси применялись предметы мебели, можно получить, изучая картины, письменные источники. Естественно, про всякие там кухни, диваны, да шкафы-купе не могло быть и речи – все было гораздо скромнее.
Деревянные дома русичей из-за частых набегов врагов на поселения часто уничтожались пожарами. Все ценности нужно было собрать и легко вынести, мебель в их число не входила. Большинство домов того времени отапливалось по-черному, печи не имели дымохода, вся копоть оседала на стенах и немногочисленной мебели. Вечерами для освещения домов использовали лучину, в семьях побогаче можно было увидеть сальные свечи.
Для крестьянского дома характерными предметами мебели были стол и лавки, или просто чурбаны. Стулья в крестьянских домах были большой редкостью, не говоря уж о креслах. Спали на высоких деревянных полатях (настил из досок, крепящийся к стене). Самым излюбленным местом для сна была русская печь. Из-за ее всем известного свойства долго сохранять тепло, на печь укладывали спать детей и стариков. Как это не удивительно, но такой уклад русских семей – спать на печи и полатях, сохранился вплоть до XXI в.
Для хранения одежды пользовались сундуками или коробами. Удобные шкафы для одежды появились значительно позднее. Мебель того времени изготавливали из крепких пород древесины, преимущественно из липы или дуба.
Городские дома на Руси мало чем отличались от деревенских, да и мебель была такой же. Разве что отделка мебели чуть красивее — ажурные ножки столов и лавок, да некоторые дома побогаче могли похвастаться наличием стульев и кресел.
С приходом христианства на Руси стала меняться и мебель. Сказывалось влияние Византийской культуры — появились художественные узоры, ажурная резьба по дереву, живописная роспись предметов мебели, обилие восточных мотивов.
В XVI веке в оформление мебели появились лакированные детали, инкрустации золотом и художественную роспись по дереву. Не особо выделялись обилием мебели и царские палаты того времени. Разве что скамьи в палатах для приема имели более богатую резьбу, а царский трон отделан золотом и каменьями. В оформление других помещений использовались изящные стулья, столы, кровати.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
2. Жилища и мебель
Суровость русской зимы, особенно на севере, заставляла русских людей обращать больше внимания на прочность своих домов, чем это было необходимо жителям Южной или Западной Европы. Основным назначением дома на Руси было обеспечить человека теплом зимой, а не что?либо иное. И тем не менее в эпоху Киевской Руси не строили ни каменных, ни кирпичных зданий, за исключением церквей и княжеских дворцов. Двумя основными типами русского жилья являются бревенчатая постройка на севере и каркасный дом на юге, которые соответственно назывались избой и хатой. Поскольку дерево менее долговечный материал, чем камень, до нас не дошло ни одного образца деревянных домов Древней Руси, но мы можем получить о них представление по бревенчатым избам русских крестьян северной части страны, построенным в XVIII и XIX веках. В отличие от жалких хат Белоруссии и Центральной России, северная русская изба обычно представляет собой просторный дом, добротно построенный, и теплый, и чаще всего украшенный снаружи деревянной резьбой. Именно таким, видимо, был древний новгородский дом, в то время как в Центральной России и Белоруссии уже тогда бревенчатые избы, судя по всему, были меньшего размера. На севере даже небольшая изба обычно состояла из трех частей: основной комнаты с печью, коридора и неотапливаемой комнаты рядом с коридором, которую использовали как дополнительную комнату летом или как кладовую (клеть) 285. Дом, состоящий из нескольких комнат, назывался хоромы. Рядом с домом строили амбары, хлевы, конюшни, а также бани. Двор огораживали частоколом. Боярская усадьба, по?видимому, отличалась от жилища простолюдина только размерами. Княжеский дворец, разумеется, был намного просторнее и более искусно построен. Его двумя характерными чертами были гридница и терем. В киевском дворце эти два здания были каменными уже в десятом веке. Гридница служила штаб-квартирой княжеской дружины. В тереме жила женская половина княжеской семьи. Слово «терем», вероятно, происходит от греческого room (комната); сравните с персидским tarem (шатер, галерея) 286.
Теперь спустимся вниз по социальной лестнице. Смерды жили в меньших бревенчатых избах или, на юге, в хатах. Печки изначально делались из обожженной глины, позднее их стали класть из кирпича. Зачастую печь была довольно обширной. В доме она служила для обогрева, кипячения воды, приготовления пищи и других целей. В Центральной России крестьяне использовали ее иногда для мытья, как своего рода маленькую баню.
Вместо стекла в окна вставляли слюду. Для освещения использовали глиняные светильники, в которых горел жир или какое?нибудь растительное масло. Использовали также медные подсвечники с восковыми свечами. В более бедных домах лучина, вероятно, была популярным средством освещения, как это было в крестьянских домах и в царскую эпоху до появления керосина. Мебель состояла из кроватей, столов, скамей и стульев, изготовленных из дерева. В боярских и купеческих домах часть мебели, особенно кресла, была украшена искусной резьбой. Столы покрывали домоткаными или кружевными скатертями ручной работы. К умывальникам прилагались кувшины и тазы, сделанные из меди. Именно в таком кувшине епископ Новгородский Иоанн поймал однажды дьявола, если верить его «Жизнеописанию».
Читайте также
VIII Домашняя мебель и утварь
VIII Домашняя мебель и утварь Главное украшение домов составляли образа: не было в доме покоя, где бы их не висело несколько, и чем хозяин был зажиточнее, тем более это выказывалось множеством образов; их ставили не только в жилых покоях, но в сенях, лавках и амбарах. Большому
2. Жилища и мебель
2. Жилища и мебель Суровость русской зимы, особенно на севере, заставляла русских людей обращать больше внимания на прочность своих домов, чем это было необходимо жителям южной или западной Европы. Основным назначением дома на Руси было обеспечить человека теплом зимой, а
Мебель
Мебель Мебель называют «малой архитектурой», потому что основные закономерности формообразования в мебели и архитектуре идентичны, разница заключается в масштабе. Стиль мебели определяется потребностями и вкусами людей той или иной исторической эпохи, а потому ее
Мебель из усадьбы Фонвизиных-Пущиных в Марьине
Мебель из усадьбы Фонвизиных-Пущиных в Марьине Мебель из усадьбы Фонвизиных-Пущиных в Марьине Первая четверть XIX
Донжон: внутреннее убранство и мебель
Донжон: внутреннее убранство и мебель Интерьер жилища сеньора можно охарактеризовать тремя чертами: простота, скромность убранства, малое количество мебели. Мы уже описали расположение комнат внутри донжона. Добавим, что аналогичная планировка была и в городском доме
VIII Домашняя мебель и утварь
VIII Домашняя мебель и утварь Главное украшение домов составляли образа: не было в доме покоя, где бы их не висело несколько, и чем хозяин был зажиточнее, тем более это выказывалось множеством образов; их ставили не только в жилых покоях, но в сенях, лавках и амбарах. Большому
Жилища
Жилища Простые майя очень скромно. Хижины майя – прямоугольные, квадратные или овальные, имели деревянный каркас из легких балок, связанных лианами. Стены делали из прутьев тростника и обмазывали глиной. Стены окрашивали снаружи в красный цвет. Островерхные крыши
Жилища
Жилища Летний дворец Петра I в Летнем саду был образцом комфорта XVIII века. Здесь был водопровод, соединенный с фонтанной системой. Вода поступала в нижнюю поварню. Столовая и нижняя поварня соединялись через окно для ускорения подачи блюд на стол. «То, что составляет
IV. Мебель
IV. Мебель В приемных залах дворцов и в домах богачей мебель была представлена в основном различными креслами, например очень простыми вроде квадратного ящика со спин-кок высотой всего в ладонь. По бокам такое кресло украшал узор в виде чешуи, обрамленный египетским
ЖИЛИЩА
ЖИЛИЩА Хоромы, храм, клети, дом, двор, истопка, истба-изба, терем, двор княж, сени, — вот названия, относящиеся к жилищам.Двор княж, в Киеве (1067, 1096, 1097), в Переяславле (1098), двор Брячиславль, двор Коснячков (1067), Мстиславль двор, Глебов двор (1147).Дворы огораживались тыном (забором).
МЕБЕЛЬ
МЕБЕЛЬ Наши знания о внутреннем убранстве и мебели в германских домах, безусловно, ограничены: отдельные вещи сохраняются редко, и ни один римский автор не озаботился тем, чтобы описать такие детали повседневной жизни варваров. Большинство авторов, чьи работы дошли до
Глава III ДОМА И МЕБЕЛЬ
Глава III ДОМА И МЕБЕЛЬ До сих пор я пытался дать читателю представление о таком Египте, каким его знал высокопоставленный чиновник XVIII династии. Однако сейчас я хочу сделать небольшой экскурс в более раннюю историю Египта. Конечно, было бы очень заманчиво немедленно
Для начала – жилища
Для начала – жилища Сотни тысяч лет люди жили в природных ландшафтах; лес или степь начинались сразу за порогом их дома.Бродячий охотник сам не знал сегодня, где он окажется завтра. Он вел себя легко и бездумно: природа не только сама его кормит, она сама за ним и убирает.
Русская мебель
Этой статьей мы открываем цикл посвященный истории мебели разных стран и народов мира, ее развитию и роли в истории человечества.
Поэтапное развитие
Развитие русской мебели в основе своей прошла все те же стили, что исторически сложились и в европейской мебели.
В образцах русских предметов мебели постоянно присутствует самобытность, оригинальная отделка и трактовка форм показывает особенности национального характера.
От народных мастеров
Со времен Древней Руси и вплоть до 19-го века мебель купить можно было у народных мастеров-умельцев, которые на протяжении столетий наработали огромный опыт и с развитием пришли к очень удобным конструкциям и формам.
Свой опыт мастера передавали из поколение в поколение и их наработки прочно сохранились в быту, особенно это касается мебели крестьянских домов.
Чувствовалась связь мебели и помещений, их архитектурной планировкой, очень часто в русских домах наблюдалась встроенная мебель и заказать ее считали необходимым уже в процессе строительства.
Основная мебель
Для хранения посуды использовали открытые полки, напольные или подвесные шкафы, обладающие большой массой столы, со встроенными в них ящиками или шкафчиками.
Такой предмет мебели, как стул и кресло купить могли не все и поэтому они встречались редко в русских интерьерах до 19-го столетия.
Скамьи и лавки были предназначены не только для того, чтобы сидеть на них, но еще и в качестве спальных мест. Их закрепляли вдоль стен, но были и переносные.
Скамьи делались как со спинками, так и без них. Переметные скамьи назывались те, которые обладали перекидными спинками.
Сундук — в прообразе современный комод купить который можно с доставкой в Сочи в магазине «Мебель на Мацесте», в русском обиходе появился позднее.
При изготовлении мебель украшали различной резьбой, пропиливали узоры, добавляли профили, точеные колонки — все это повторяло архитектурные формы, свойственные тому или иному региону Древней Руси. При покрытии мебели росписью использовали орнаменты с изображением животных, растений и славянских узоров с характерной геометрией.
Рококо и барокко
Знаменитый архитектор Растрелли своим творчеством при строительстве зданий внес свежие идеи и в производство мебели. Отделка мебели стала повторять богатые формы зданий этого архитектора.
В 18-м веке в России стали изготавливать мебель из железа, производство такой мебели основали в Туле, но его объемы были малы и делали эту мебель на заказ, образцы которой попадали во дворцы и богатые усадьбы.
Началось производство, достаточно тяжелых и простых по формам, кресел и стульев.
Эти предметы отличала филигранная, крайне тонкая обработка каждой детали, золотыми и серебряными насечками на сквозном орнаменте, сделанными «под алмаз» блестящим огранением, с виртуозной кружевной металлической ковкой. Все это делало мебель не просто предметами интерьера, а настоящими произведениями искусств.
Во второй половине 18-го и начале 19-го веков русская мебель продолжила традиции сязывания с интерьерной архитектурой, она словно копировала основные архитектурные элементы эпохи классицизма, с творческим использованием античных форм в архитектуре.
Предметы интерьера стали отличаться простотой и строгостью, но в тоже время легкостью.
Их перестали нагружать украшениями, делая немного скудными, но с хорошо проработанными профилями, повторяя орнаменты росписи потолков, стен и лепки.
Кресла и стулья эпохи классицизма обладают великолепными округлыми линиями и профилями, похожие на античные образы. Их формы обладали анатомичностью.
Русский классицизм
Мебель этой эпохи делится на две условные группы, отличающих их характером отделки материалом и формой.
Дворцам
В первую группу входит парадная, дворцовая мебель, созданная по проектам ведущих архитекторов того времени: В.П. Стасова, К.И. Росси, Доменико Жилярди, А.Н. Воронихина, Дж. Кварнеги.
Эта мебель изготавливалась в престижных мастерских Санкт-Петербурга с использованием дорогих материалов, знаменитыми в то время мастерами производства мебели, которыми были Гамбс и Тур.
Знаменитый столичный мастер Гамбс начал свою работу в России в 1790 году и продолжал свою деятельность в Санкт-Петербурге до 60-х годов 19-го столетия. Мастер Гамбс являлся официальным мебельщиком российского царского дворца. Мастер Тур работал по красному дереву и был партнером Гамбса.
Хижинам
Ко второй группе можно причислить бытовую мебель. Она изготовлялась, как правило, по проектам мастеров из числа крепостных, но с соблюдением строгих и высокохудожественных канонов архитектуры классицизма.
При усадьбах таких как: Царицино, Коломенской и других, а в крупных городах вроде Санкт-Петербурга, Москвы, Вятки — находились небольшие мастерские по производящие мебель на заказ и продажу.
Талантливые мастера, среди которых были: московские — Нащекин, Сидоров, Зенин, Утоскин; вятские — Иван Руднин и Андрей Федоров, воплощали свои оригинальные идеи в многочисленных предметах интерьера, ориентируясь на вкус и запросы заказчиков, используя свой накопленный опыт, добавляя все больше в свои работы элементы народного искусства.
Материалы
Отделанные под красное дерево орех, тополь, ясень и береза — были на то время самыми популярными материалами для производства мебели.
В 70-х годах 18-го столетия русские мебельщики внесли огромный вклад в мировое мебельное искусство, начав использовать в качестве материала карельскую березу.
Мебель с секретами
Потайные ящики со скрытыми пружинами, различные механические устройства, выдвигающиеся с поворотами и складывающиеся, со встроенными музыкальными шкатулками и целыми системами запоров — такая мебель была характерной для эпохи конца 18-го, начала 19-го веков. На изготовление таких предметов зачастую уходило много времени и сил, но никто с этим не считался в условиях крепостного права.
От классицизма к ампиру
Павловский — такое название дали стилю в период перехода от классицизма к ампиру, хотя время царствования императора Пала первого было намного меньше эпохи этого стиля.
Крупные и массивные формы — отличительная особенность павловской мебели.
В декоративной отделке бросались в глаза пятна орнаментов, проводилась она на гладком фоне карельской березы или красного дерева, что только подчеркивало массивность предмета.
Орнаменту мебели той эпохи характерны утрированные театральные формы: орлы, сфинксы, грифоны и другие мистические животные оформляли тяжелые и массивные комоды, столы и секретеры.
В изготовлении мебели эпохи Павла первого, а затем и Александра первого, ощущается сильное влияние французского стиля — ампир.
Влияние Франции
Красное дерево с большими плоскостями, прямые и четкие формы с окаймлением из медных полосок, которые подчеркивали их. Законодателем моды на такую мебель стал знаменитый французский мебельщик Жакоб, его именем и назвали этот стиль.
Русский ампир
В отличии от европейского имеет свои самобытные черты. В русской мебели в первую очередь наблюдается монументальность. Её декорирование подразумевает использование мотивов русских и славянских орнаментов. Построение мебели происходит в строгом соответствии с архитектурой того времени.
Орнаменты и украшения не наносят по всей поверхности, а собирают в отдельных местах с определенной последовательностью, открытыми остаются большие участки полированного дерева.
Золоченая резьба по дереву, левкаса и гипсовая лепка — заменили собой бронзу.
Многообразие предметов мебели в стиле ампир размещались в помещичьих усадьбах и дворцах титульных особ.
В то время широко в обиход стали входить такие предметы как: диван и туалетный столик купить их сейчас легко можно в магазине «Мебель на Мацесте», а в ту эпоху только заказать.
Кресла с глухой спинкой больше похожин на корыто или бочку, горки, секретеры и комоды, а так же новинка того времени — зеркала больших размеров, которые встечались только в домах богатых семей.
Мебель в стиле ампир отличалась красотой форм ипропорций и замечательным качеством отделки. Но она была немного неудобная и очень строгая.
В 19-м веке, в его 20-х годах интерьеры начинают меняться в характере. Парадные анфилады огромных залов уступают место небольшим кабинетам, чайным, курительным и диванным комнатам.
Кретоновая мягкая мебель
Была на пике своей популярности в период 75-х — 80-х годов 19-го столетия.
Диваны и кресла имели сложную систему обивки: бархат с бахромой, пуговицы и кисеи, кружева, помпоны и висюлки и все это при большом разнообразии форм. Из-за своей огромной тяжести, непрочности неудобства в уходе за ней — такая мебель не имела дальнейшего развития.
В конце 19-го века в мебели наблюдается повторение стиля роккоко, но в виде тяжелых и простых форм.
Ореховую мебель с простыми и общими орнаментами этого стиля вводит в моду мебельная компания Гамбса.
Позднее можно наблюдать вещи со смешением различных стилей. В комнатах начинают преобладать тяжелые бархатные драпировки и большое количество мелких предметов: портреты и картины в массивных позолоченных рамках, сувениры и безделушки.
По своим формам мельчает мебель и в ее окраске преобладает черный цвет с точечными украшениями.
Мода на ренессанс
Мебельные фабрики стали массово производить мебель в этом стиле, но к настоящему ренессансу эпохи возрождения это не имело никакого отношения.
Новый век
Начало 20-го столетия отмечается увлечением купечества и буржуазии старинной мебелью. Заказы на изготовление высококачественной, соответствующей стилю той или иной эпохи, мебели принимали крупные производители мебели в Санкт-Петербурге и Москве.
Модерн
Этот стиль в своем появлении не обозначился дополнением национальных русских мотивов, а был в основе своей европейским, без каких-либо изменений.
Новые материалы — новые формы.
Быстрое и сильное развитие химической промышленности в 20-м веке, привели к революции в мебельном производстве, появление пластмассы и других синтетических материалов дало старт многим новым предметам интерьера и многообразию форм.
60-годы стали началом эпохи минимализма, мебель перестала быть штучным товарам и стпла производится на поток.
Позже появились мебельные гарнитуры, очень удобное средство чтобы без особых хлопот сразу обставить всю комнату.
Поточное производство в СССР не предусматривало большого выбора и закономерным итогом стала типовая мебель в типовых квартирах для среднестатистического гражданина.
В наше время все стоит на своих местах: разнообразие стилей, форм и назначения мебели позволяет проявить фантазию в вопросе обустройства жилища. Не искушенные, но желающие жить не по образцу люди, обращаются к услугам профессиональных дизайнеров и ограничиваются лишь своими желаниями и платежеспособностью.
Современную стильную и красивую мебель купить можно с доставкой в магазине «Мебель на Мацесте», также к вашим услугам наши дизайнеры, которые помогут подобрать вам спальню, кухню и все что купить можно у нас.