мечеть святой софии в стамбуле история
История Святой Софии — от храма Юстиниана до мечети Эрдогана. Фотогалерея
Собор Святой Софии в Стамбуле станет мечетью. Он находился в статусе музея с 1934 года. Решение турецких властей вызвало негативную реакцию на Западе, обеспокоенность высказали в ЮНЕСКО. История собора — в материале РБК
История собора Святой Софии насчитывает полтора тысячелетия. Строительство началось в VI веке по распоряжению византийского императора Юстиниана I на месте прежнего сгоревшего храма. В работах использовали в том числе готовые античные архитектурные элементы: несколько колонн доставили из Рима и Эфеса (этот город сейчас находится на территории Турции).
Здание неоднократно страдало от землетрясений: к примеру, в X веке пришлось перестраивать купол.
На фото: одна из мозаик в храме изображает императора Юстиниана с моделью собора Святой Софии (слева) и императора Константина с макетом Константинополя (справа)
Именно в этом соборе в 1054 году началась история католической и православной церквей. Кардинал Гумберт вручил константинопольскому патриарху Керулларию грамоту об отлучении. Это стало итогом продолжавшихся разногласий между западной и восточной частями христианской церкви
В XV веке собор перестал быть главным храмом Византийской империи и местом коронации ее правителей. Константинополь захватили османы, храм стал мечетью Айя-София. Внешний облик собора претерпел изменения: к нему пристроили четыре минарета. Считается, что византийские мозаики в интерьере сохранились, потому что при устройстве в здании мечети их замазали штукатуркой
Музеем Айя-София стала в 1934 году во время правления Кемаля Ататюрка (после падения Османской империи и установления Турецкой Республики он провел масштабные реформы, в том числе направленные на придание большей светскости обществу. — РБК). Собор стал музеем, в котором можно было увидеть как христианские, так и мусульманские элементы интерьера.
На фото: американский профессор Томас Уитмор (слева) возглавлял работу по реставрации мозаик собора в 1930-е годы
Спустя почти 90 лет Айя-София перестанет быть нейтральным зданием и снова откроется как мечеть: суд отменил решение правительства Ататюрка, а президент Турции Реджеп Эрдоган подписал соответствующий указ. Он предложил подумать о превращении здания в мечеть еще в прошлом году (Коран там начали читать еще в 2016-м). При этом он заявил, что Айя-София должна остаться открытой для туристов.
В ЮНЕСКО (собор Святой Софии внесен в Список всемирного наследия организации как музей. — РБК) подчеркнули: «Государство должно обеспечить, чтобы никакие изменения не влияли на исключительную универсальную ценность объекта». Против изменения статуса здания высказывались во Франции, США и Греции. В российской Госдуме заявили о необходимости предотвратить возможный ущерб, который может повлечь такое решение.
В прошлом году Айя-София была самым популярным музеем Турции: за 2019-й ее посетили 3,7 млн человек.
Святая София в Стамбуле снова стала мечетью. Рассказываем историю важнейшего памятника культуры, в разные годы побывавшего храмом, музеем и мечетью
Поле чудес
В начале XV века испанский дипломат и путешественник Руй Гонсалес де Клавихо более всего в Святой Софии был поражен мраморной плитой с изображением Богоматери, младенца и Иоанна Крестителя прямо в прожилках камня. В османские времена навязчивые местные гиды в тюрбанах демонстрировали путешественникам знак ладони на одной из колонн, на уровне пять метров от пола, — по легенде, сам Мехмед II Завоеватель в день взятия Константинополя 29 мая 1453 года въехал в храм на коне, конь встал на дыбы на горе трупов и Мехмед оперся о мрамор кровавой рукой. А если до превращения Святой Софии в мечеть вы отправились бы в музей с турецким гидом, он, ракетой проведя вас мимо византийских древностей, показал бы вам в разводах яшмовой стены, у самого нефа, нерукотворный профиль Ататюрка.
Путешественники прошлого оставили нам немало описаний Софии. Но в центре ее мифа всегда были чудеса. Они и по сей день нагромождены в Софии, как в историческом аттракционе. Вот след в стене, в которой скрылся священник, служивший последнюю службу в день завоевания Константинополя. «Когда святая София опять станет христианской, стена раскроется, священник, выйдя из своего убежища, вернется к алтарю, чтобы докончить службу, начатую 400 лет назад» (Теофиль Готье, «Константинополь», 1853). Вот колонна Святого Григория, влажная изнутри, прикоснуться к которой для излечения приходили паломники еще в византийские времена. «Трутся персьми и плещами около столпа на исцеление болезнем», — писал русский паломник Антоний Новгородец в 1200 году. Вот столб, где, как известно любому жителю Константинополя, обитал ангел храма — в ночь завоевания ангел, по свидетельству Нестора Искандера, христианина в османском войске, ушел в небо огненным столпом «бысть яко свет неизреченны».
Фабрика мифов
При любой власти София становилась важным символом. Для ее строителя императора Юстиниана это был символ величия его правления — он воздвиг памятник, благодаря которому его имя запомнится в веках. Султан Мехмед II видел себя султаном нового, мусульманского Рима, и храм для него был символом преемственности власти, а еще поворота на Запад, куда, к большому недовольству многих его мусульманских соратников, отныне будет смотреть его империя. Для Ататюрка София тоже стала символом — новой секулярной просвещенной Турции, источника знаний для человечества. Ну а для Эрдогана — символом того, что с Турцией в мире вынуждены считаться, в частности потому, что сказать миру против очередного превращения Софии по букве турецкого закона в общем-то нечего.
История той Софии, по поводу которой сегодня бьют копья, началась в 532 году нашей эры, когда император Юстиниан задумал перестроить константинопольский храм Святой Софии, разрушенный во время восстания «Ника», так, чтобы равных ему не было в мире. Два грека — математик Анфимий из Тралл и архитектор Исидор из Милета — придумали грандиозное сооружение, огромный купол которого так изящно покоился на двух полукуполах, что здание, несмотря на гигантский объем, казалось невесомым.
София предназначена была поражать не снаружи, а изнутри, сияя золотым убранством и светом тысяч золотых светильников. Она так впечатлила крестоносцев, что 12 апреля 1204 года они захватили Константинополь и всё из нее вынесли.
Золотые купола
Мехмеду Завоевателю город и храм достались в весьма плачевном виде. Зато он его почти и не трогал: переделал михраб, чтобы перенаправить молящихся с востока (Иерусалим) на юго-восток (Мекка), пристроил минарет, еще один минарет пристроил его сын, Баязид II.
В 70-е годы XVI века султан Селим II, сын Сулеймана Великолепного, затеял массовую реконструкцию трофейного храма. Возможно, эта реконструкция и спасла Святую Софию, и благодаря ей здание достояло до наших дней. Архитектор Синан по его приказу воздвиг еще два минарета и укрепил здание массивными контрфорсами, а вместо лепившихся к мечети домиков воздвиг султану мавзолей, где тот до сих пор и лежит. На рисунках тех времен, авторства французского художника Гийома Грело (1680) и шведского дипломата Корнелия Лооса (1710), видно множество мозаик, не сохранившихся до наших дней — грозила им не столько штукатурка, сколько стамбульские землетрясения.
Только в XVII веке турки озаботились соответствием внутренней части храма мусульманской традиции и замазали изображения штукатуркой. Восьмиметровые деревянные щиты с каллиграфическими надписями появились в храме еще позже. Их нарисовал по заказу султана Абдул-Меджида I знаменитый османский каллиграф Казаскер Эфенди. Одновременно с этим султан позвал швейцарца Гаспаре Фоссати, прибывшего в 1847 году строить новое здание российского посольства (оно и по сей день стоит на Истикляль), отремонтировать осыпающийся мозаичный узор храма. Фоссати, не мудрствуя, прошелся поверх краской, а заодно зарисовал мозаичные иконы, которые он видел во время реставрации. Многие из них осыпались при следующем большом землетрясении и сохранились до наших дней только на этих рисунках.
Впрочем, по свидетельству Жерара де Нерваля, побывавшего в Константинополе в начале XIX века, мозаики оказались «замазаны слегка»; Николай Гумилев в 1913 году видел на стенах Софии просвечивающие сквозь штукатурку тени ангелов; «призраки мертвых византийских мозаик, просвечивающих сквозь белила» разглядел в 1907 году и Иван Бунин.
В общем, София требовала непрестанного ремонта, и турки ей в нем не отказывали. Более того, завоеватели были очарованы Софией настолько, что и стамбульские мечети строили по ее подобию. В этом, несомненно, заслуга великого архитектора Синана, в своих величественных имперских мечетях вновь и вновь повторявшего образ Софии — тот же купол, лежащий на двух полукуполах, то же чувство наполняющего храм изнутри света. Голубая мечеть напротив Айи-Софии была закончена уже после Синана, в 1616 году, — теперь они смотрят друг на друга, и новый стамбульский турист не сразу сможет отличить один купол от другого.
София для русских
Мусульманам города понадобилось несколько столетий, чтобы принять Софию-мечеть как свою. Расстаться с идеей Софии-храма оказалось сложнее. К ней регулярно возвращаются не только греки, считающие Софию своей, но и русские, тоже так считающие. Не совсем безосновательно, конечно, — все-таки и христианство наше византийское, и именно внутреннее золото Софии повлияло на выбор религии послами князя Владимира, и Софию вполне можно считать прообразом многих русских храмов (Софии Киевской и Новгородской, чтобы далеко не ходить), и довольно многое о том, какой была София до завоевания, мы знаем из записей русских паломников из Царьграда.
Мечты о возрождении Царьграда начинаются с «греческого проекта» Екатерины II — она мечтала покорить Константинополь и сделать столицей нового православного государства, где правил бы ее внук, которого она стратегически назвала Константином. И хотя греческий проект воплотить не удалось, Екатерина все-таки построила свой маленький Царьград, Царское Село, со своей маленькой Софией.
Несколько раз казалось, что мечты эти исполнятся: в 1829 году, когда русские войска стояли у Эдирне; в 1878-м, когда русская армия дошла до Ешилькея, района Константинополя, но отступила под давлением Великобритании. Ну а реальнее всего казались эти чаяния в Первую мировую войну. «Она не смыта, нет, о, турки, / Нагляднейшая из улик, / Что снова из-под штукатурки / Нам засияет Спасов лик» (Михаил Кузьмин, «Царьград», 1915).
Превращая Софию в музей, Ататюрк символически забрал ее не только у мусульман, но и у православных — 86 лет она была общим памятником, а не источником межконфессиональных распрей. Такого больше не будет.
Nobody’s business but the Turks
Софию погубил коронавирус. Печатный станок остановился, рейтинг президента и его партии стремительно полетел вниз, и надо было срочно объединить раскалывающееся и стремительно разбегающееся общество вокруг какой-то национальной идеи. Мечтали ли все турки о Софии-мечети? Большая часть их и вовсе никогда ее не видела и не подозревала о ее сложной истории. Но сами разговоры о возможном переходе смогли отвлечь народ от коронавирусных сводок и экономических бед. Когда опросы показали, что 70 процентов турок одобряют переход Софии в статус мечети, судьба ее была решена. Символическая выгода — сплочение турецкого общества — оказалась выше материальной.
И не последнюю роль в этом вопросе сыграли возражения Греции, протесты России и прочие международные попытки остановить процесс. Каждая нота протеста воспринималась в штыки — и укрепляла желание показать миру, кто в этом доме хозяин. «Возражения относительно статуса Святой Софии являются прямым вмешательством в суверенные дела Турции», — заявил президент Эрдоган; в конце концов, мы же не церковь переделываем, а музей.
Но пока еще победа приносит плоды — турецкое общество сплоченно ликует, что все кругом так раздражены. Хватит ли этого ликования, чтобы привести партию Эрдогана к победе на следующих выборах? Чтобы хватило, эти выборы должны состояться гораздо раньше 2023 года.
Лазерное шоу по расписанию намазов
Из западных путешественников, посетивших Софию в бытность ее мечетью, был один, которому она в этом состоянии нравилась даже больше, — Иван Бунин, видевший в ее первобытной простоте и наготе возвращение к «началу ислама, рожденного в пустыне»: «Когда я вступаю в храм, пигмеями кажутся среди его необъятного простора и необъятной высоты фигурки молящихся — сидящих на огромной площади ухабистого от землетрясений мраморного пола, сплошь покрытого золотистыми скользкими циновками из тростника. (…) И светлая, безмятежная тишина, чуждая всему миру, царит кругом, тишина, нарушаемая только плеском и свистом голубиных крыльев в куполе, да певучими, печально-задумчивыми возгласами молящихся, гулко и музыкально замирающими среди высоты и простора» («Тень птицы», 1907).
Бунинскую тишину нам в Софии уже не услышать — он-то видел храм почти пустым. C путешественником XXI века такого наверняка не случится. В дни туристического пика простоять в очереди в Софию можно было несколько часов. Страшно представить, как увеличится это время, если из храма будут выгонять всех туристов на время намазов. Да и провести в ней, как раньше, несколько часов с путеводителем, вычитывая, где какие колонны, где сохранились надписи, выцарапанные паломниками много лет назад, почти наверняка не удастся. Очень может быть, что вы достоите до конца своей очереди, только чтобы услышать, что через пятнадцать минут вам пора выметаться.
Эти коврики, к сожалению, уже не вынесешь обратно. Вокруг Софии все всегда останется сложно, и тем сложнее, чем больше разнообразных чувств мы испытываем по ее поводу. В каком-то смысле и сами турки остаются ее заложниками. Это здание не разрушишь, не перенесешь, оно требует сложного ухода, и любой его статус будет символическим проигрышем. София продолжит стоять, о ней продолжат спорить, но одно точно: если вы до всего этого успели обойти Софию, как хотели, и осмотреть, что смогли, — вам очень повезло. Новые времена и новые правила не закроют нам доступ к Святой Софии, но наверняка закроют возможность видеть ее такой, какой нам хочется.
Собор (мечеть) Святой Софии в Стамбуле: тайны, мистика, история (Ayasofya-ı Kebir Camii)
Собор Святой Софии в Стамбуле это выдающийся памятник византийской и мировой архитектуры, символ «золотого века» Византии, который иногда называют «восьмым чудом света».
Собор назван в честь мудрости Божьей (от греческого sofia — мудрость).
Собор (Мечеть) Святой Софии включает в себя две религии: христианскую и мусульманскую. Построенный в 537 году, собор много раз подлежал ремонту и восстановлению, а до 2020 года являлся музеем. Его официальное название звучало, как «Музей Айя-Софья».
Буквально недавно, в июне 2020 г., был поднят вопрос о том, чтобы снова сменить статус Айя Софии на мечеть. Государственный совет Турции аннулировал решение от 1934 года, в котором Святая София становилась музеем. Уже 10 июля, статус собора был изменен, и с июля 2020 года — Собор Святой Софии стал мечетью.
Официально, новое название собора, теперь звучит как Ayasofya-ı Kebir Camii (Мечеть Айя Софья-и Кебир).
Уникальный собор величественно возвышается над площадью Ипподром. Ощутить многовековую атмосферу этого места и увидеть великолепный интерьер, сохранившийся до наших дней, стоит каждому.
Собор Святой Софии: история возведения
Собор Святой Софии
В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя.
Для строительства этого уникального храма византийский правитель Юстиниан нанял двух великих зодчих того времени – Исидора из Милета и Анфимия из Тралл. На помощь этим талантливым мастерам была привлечена еще сотня архитекторов, под управлением каждого из которых было по 100 каменщиков. Всего строительством собора занимались 10 000 рабочих (по 5000 человек на каждой стороне). Юстиниан не жалел средств на возведение храма. Он ежедневно облачался в простое полотняное одеяние и лично контролировал ход стройки. Работники получали жалованье каждый день.
Чтобы строительство святыни не останавливалось, денежную дань собирали со всех византийских сословий. Вся казна империи, собранная за 5 лет, не смогла покрыть затраты. Известно, что лишь на хоры и амвон потратили бюджет Египта за год! Император приказал поставлять в столицу мрамор и каменные развалины разнообразных построек со всех концов страны. Например, из Рима, Афин и Эфеса были привезены уникальные колонны, по сей день восхищающие своим величием и статью. Белоснежные мраморные плиты были присланы из Проконеса. Из Фригии привозили розовый мрамор, из Ясоса – красно-белый, из Каристора – нежно-зеленый. Огромные мраморные камни распиливали так, чтобы из прожилок получались различные изображения – фигурки животных, людей, деревья, растения, фонтаны и т.д.
Собор Святой Софии
Это была, наверное, самая необычная стройка за всю истории Византийской империи. Большую часть строительных материалов привозили из святынь, относящихся практически ко всем языческим религиям. К примеру, порфировые колонны нижнего яруса собора доставили из храма Артемиды в Эфесе и храма Солнца в Баальбеке. Известковый состав готовили с использованием ячменной воды, а цементный раствор замешивали с добавлением масла. Верхнюю престольную доску вообще изготовили из вновь изобретенного состава – смеси золота и драгоценных камней.
Чего стоила одна задумка строительства — храм Святой Софии в Константинополе должен был превосходить известный храм царя Соломона в Иерусалиме.
Большая часть мрамора, использованного при возведении храма, привезли в Константинополь из анатолийских месторождений, бассейна Средиземноморья, еще нескольких древнейших каменоломен, а также со знаменитейшей афинской горы Пентеликон, из мраморных плит которой за 10 столетий до появления церкви Святой Софии строили акропольский Парфенон в честь Богини Афины.
Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе.
По историческим сведениям, на строительство было потрачено около 130 тонн золота (320 000 фунтов). Таким образом, храм Святой Софии стал самым дорогостоящим проектом за все время существования Византийской Империи.
Строительство храма Святой Софии было осуществлено при одном из самых известных правителей Византии — Юстиниане. Именно с его деятельностью связывают усиление могущества Византийской империи.
Храм строился, приблизительно в течение пяти лет, над ним трудилось порядка десяти тысяч рабочих и 27 декабря 537 года собор был торжественно открыт. Строительными материалами служили мрамор, камень и кирпич, также материал привозился и с далеких церквей, которые были по всей Византии. При строительстве собора особое внимание было уделено куполу — для того, чтобы он не разрушался при землетрясениях, был использован специальный кирпич, легкий и прочный, который изготавливался из материалов на острове Родос. Внутри собор украшался дорогими камнями. С течением времени собор Святой Софии несколько раз был разрушен и затем восстановлен.
Интерьер собора Святой Софии
Когда в 1204 году Константинополь захватили крестоносцы, они сделали храм католическим и выгнали православных священников. В то время из храма варварски было вывезено большое количество сокровищ.
В 1453 году Византийскую империю захватили турки — османы. Именно в этот период, Фатих Султан Мехмет (1451-1481) сделал из собора мечеть для мусульман, которая была основной мечетью до 1935 года.
1 февраля 1935 года Мустафа Кемаль Ататюрк и совет министров приняли решение о переводе мечети в статус музея, открывшего свои двери для посещения местным и заграничным туристам.
15 июля 2020 года, статус музея был снова изменен на мечеть.
Во все времена, пока собор существует, он был всегда в центре внимания всех религий мира. Собор был и православным, и католическим, а потом стал и мусульманским. Собор до сегодняшнего времени является святыней для религиозных людей, но на данный момент он выступает как музей.
Айя-Софья: архитектура
Вход в собор Святой Софии осуществляется через просторный двор, в центре которого находится фонтан.
Купол собора Святой Софии
Всего в храм ведут девять дверей, через центральную дверь имел право входить только император или патриарх.
Когда-то внутри святыни было 214 оконных проемов, сегодня же их насчитывается всего 181 (недостающие были закрыты контрфорсами и более поздними постройками).
Кроме османской осады, Айя-София перенесла множество катаклизмов, в том числе 2 землетрясения, которые не прошли для церкви бесследно. Урон был настолько силен, что в 19 столетии возникла угроза полного разрушения. Несчастья удалось избежать только благодаря падишаху Абдул-Меджиду, который пригласил для восстановления святыни реставраторов из Италии.
Специалисты утверждают, что стены святыни обладают удивительными для того времени показателями прочности. По предположениям, строители смогли добиться такого результата благодаря тому, что к основному раствору подмешивали экстракт ясеневых листьев.
Мозаики в Соборе Святой Софии
В прошлое время стены храма, а точнее, их вершины, были украшены картинами различной тематики и мозаикой. В 726-843 годах, во время иконоборства, эти красоты были уничтожены, поэтому в наше время мы не можем полноценно оценить все великолепие внутреннего убранства собора.
Позднее, в храме продолжили создание новых художественных творений, а в 1935 году были начаты реставрационные работы по восстановлению старинных православных фресок и мозаик.
На сегодняшний день, один из ценнейших элементов внутреннего оформления собора, являются древние мозаики. Условно они поделены специалистами на три исторических периода:
Икона Девы Марии в соборе Святой Софии
Особенно ценным считается мозаичное изображение Божьей матери, в одеждах темно-синего цвета, выполненное на золотом фоне и расположенное на апсиде. Великолепное цветовое сочетание золотого с темно-синим подчеркивает дух византийского величия.
Даже по современным меркам здание храма имеет достаточно внушительные размеры — 75х68 метров.
Отличительной особенностью собора Святой Софии является его красивейший купол, диаметром 31 метр, высота купола равна 55,6 метров. Глядя на него, создается ощущение, что он парит в невесомости и свет солнца как будто идет от самого собора.
В середине центрального купола, находящегося в окружении 40 окон, некогда располагалось художественное изображение Иисуса Христа. Но после захвата Константинополя турками это изображение было закрашено, а поверх обновленного покрытия нанесли суру из Корана.
В апсиде можно увидеть изображение лика Богоматери. Именно ее считали покровительницей храма и ассоциировали с мудростью (Софией).
Легенды и интересные факты
В соборе есть некоторые необычные места с загадками. Одна из них — плачущая колонна, покрытая медью, которая, согласно поверью, способна исполнять желания. Так же, если к ней прислониться больным местом, произойдет исцеление. Еще одно загадочное место Собора — это прохладное окно, из которого в любую погоду идет холод и слышен небольшой шум.
Символом собора и местной знаменитостью стал кот по имени Гли (Gli), которого вы могли встретить во время посещения Святой Софии. Это один из самых известных котов Стамбула, поближе познакомиться с которым, можно было через его профиль в Инстаграм @hagiasophiacat. К сожалению, в ноябре 2020 года, кот умер.
В соборе до наших дней сохранился отпечаток руки султана, завоевавшего Константинополь. Есть легенда о том, что султан на коне въехал в собор, облокотился рукой на колону и там остался отпечаток его ладони. Отпечаток получился высоко, потому что его конь шел по большому количеству трупов.
Основная особенность храма состоит в том, что здесь сочетаются элементы православной и исламской культур (изображения Христа, Богоматери и выдержки из Корана). Особенное внимание стоит уделить надписи на каменных парапетах, история которых исчисляется несколькими столетиями. Древнейшими из надписей считаются руны, которые оставили в храме скандинавские воины-варяги. К настоящему моменту на них нанесено прочнейшее прозрачное покрытие, которое защищает историческое достояние от истирания.
Фото собора Святой Софии
Загадки подземелий собора Святой Софии
Мечеть Айя-София – это не только всем известное надземное строение, но и фантастически обширная подземная часть, которая изучена мало и окутана множеством тайн. Исторические документы гласят, что для закладки фундамента собора рабочим пришлось вырыть огромный 70-метровый котлован. Также некоторые летописцы утверждают, что подземная часть Айя-Софии испещрена десятками тоннелей и скрывает несколько цистерн, предназначенный для сбора и хранения пресной воды. Вероятно, конструировали их по образу и подобию знаменитой Цистерны Базилика, расположенной вблизи от собора.
С течением столетий подземелья Святой Софии заполнились водой, и добраться в них было очень сложно. Первую попытку совершили американские исследователи в 1945 году. Было решено поставить мощные глубинные насосы и выкачать воду из неизведанных тоннелей. Тщательно разработанный план с треском провалился. Оборудование работало на полную мощность, но уровень воды в подземелье оставался на прежнем уровне. Когда насосы не выдержали и перегорели, американцы свернули неудавшуюся операцию.
Более внушительных успехов удалось добиться турецким исследователям, которые не стали заниматься откачиванием воды, а организовали несколько подводных экспедиций с аквалангами. Последнее погружение специалистов было совершено в 2013 году. Часть информации, полученной из древних летописей, подтвердилась, а часть оказалась преувеличением.
В частности, во время исследования была обнаружена территория, предназначенная для захоронения. Удалось неплохо изучить колодец, расположенный рядом с главным входом в собор, глубина которого составляет 12 метров. Из колодезных недр извлекли фрагменты огромной старинной люстры. В каменных стенах нашли крепкие, плотно закрытые двери. Конечно, отворить их не представлялось возможным. Но существует предположение, что эти двери открывают доступ к цистернам для воды. Подтверждением этой теории служат данные, полученные с мощных сканеров: приборы показали, что под полом колодца и за стенами имеются огромные пустоты.
Еще был тщательно обследован сухой каменный тоннель, который разделяется на две части: первая часть тоннеля – это проход к площади Ипподром, а вторая – ко дворцовому комплексу Топкапы. Подземные коридоры имеют ответвления. Некоторые из них ведут наружу, а некоторые способны завести в тупик.
Собор Святой Софии: видео
Совершить онлайн-прогулку по Собороу Святой Софии вы можете прямо сейчас, вместе с Travel Forever
Собор Святой Софии (Мечеть Святой Софии): как добраться, часы работы и стоимость посещения в 2021 году
С террасы ресторана Four Seasons открывается великолепный вид на Святую Софию
В связи с тем, что с 10.07.20 статус Святой Софии был изменен на мечеть, поменялись и условия ее посещения.
Часы для посещения: доступно для посещения постоянно, кроме часов молитвы (Намаза). Для посещения, как и любой мечети, женщинам необходимо прикрыть голову платком.
Собор Святой Софии можно легко найти, стоя на площади Ипподром (остановка трамвая Т1 Султанахмет). В собор можно попасть при помощи групповой экскурсии или самостоятельно.
Если вы предпочитаете гулять самостоятельно, тогда наш нескучный аудиогид на русском языке, который включает все основные исторические памятники Султанахмет отлично подойдет для обзорной экскурсии. Это не только экономия времени, в отличие от экскурсии с группой, но и денежная выгода. Доступен для андроид и iOS.
К Собору Святой Софии также можно доехать на скоростном трамвае линии Т1, который проходит через Султанахмет. Собор видно издалека по его куполу.