мединский новый учебник истории
Новый учебник истории под редакцией Мединского: будет ли дно пробито?
РВИО обещает снабдить книгой школы по всей России
Министерство просвещения РФ одобрило учебник истории под редакцией Владимира Мединского, помощника президента РФ. Это тот самый Мединский, который был министром культуры и спонсировал через «Фонд Кино» пропагандистские кинофильмы, искажающие историю России. Тот самый Мединский, который сейчас возглавляет Российское военно-историческое общество (РВИО) и в этом качестве занимается грубой фальсификацией отечественной истории. Наконец, тот самый Мединский, чья докторская диссертация наполнена нелепыми историческими ошибками… Страшно представить, какой учебник мог подготовить этот человек.
Об одобрении учебника Мединского сообщил прессе научный директор РВИО Михаил Мягков. Он выразил надежду, что этим учебником снабдят школы не только в Москве, но и в остальных регионах России. Ранее сам Мединский объявил свои учебники «инновационными», поскольку «там большая культурная составляющая, большая историческая составляющая».
Своеобразный вклад Мединского в историческую науку лучше всего иллюстрируется цитатой из его докторской диссертации:
«Критерием положительной или отрицательной оценки, – по словам нашего современника – известного русского ученого и мыслителя О.А. Платонова, – могут быть только национальные интересы России».
Под «национальными интересами», как обычно, понимаются интересы правящего класса, который и формулирует их как бы от имени всей нации. Фактически вместо научного подхода к историческому процессу, вместо поиска причинно-следственных связей в общественных событиях Мединский возводит в добродетель интересы «начальства» и проповедует необходимость оценивать события по шкале «хорошо или плохо» с точки зрения власти. Протестуя, в том числе, и против этого явно антинаучного подхода, Экспертный совет Высшей аттестационной комиссии (ВАК) России рекомендовал в 2017 году лишить Мединского учёной степени доктора исторических наук. Правда, потом экспертам объяснили «политику партии», и чиновник остался при своей степени.
Но сам Мединский ревностно следовал собственной доктрине. Он стал одним из инициаторов российской «декоммунизации», в частности, предлагал переименовать улицы, названные именем «террористов-революционеров», выступал за перезахоронение тела Ленина, продвигал и содействовал выходу российских антисоветских кинофильмов, многие из которых подробно разобрал известный кинокритик Евгений Баженов («BadComedian»). И одновременно лоббировал установку в Санкт-Петербурге печально известной мемориальной доски Густаву Маннергейму, соратнику Адольфа Гитлера в войне против нашего народа.
У редакции ещё нет текста нового учебника, выпущенного под редакцией такого маститого историка как Владимир Мединский. Но мы постараемся отследить судьбу этой книги и дать ей соответствующую оценку.
«Из детей не надо делать патриотов»: учитель истории — о новом учебнике для 10-х классов под редакцией Мединского
С 1 сентября 2021 года десятиклассники начнут изучать историю России по учебнику под редакцией бывшего министра культуры Владимира Мединского. Мы попросили прокомментировать эту новость учителя истории школы-мастерской при Центре педагогического мастерства Владимира Максакова.
Сразу оговорюсь: моя реплика — это реакция на текст новости с комментариями, взятой с сайта Российского военно-исторического общества. Сами учебники по истории России под редакцией В. Р. Мединского я в руках пока не держал.
Начну с того, что, на мой взгляд, в представленном тексте есть существенные противоречия. Думается, что цель исторического образования не может состоять в том, чтобы «воспитать в российских школьниках чувство гордости за свою Родину, патриотизм, гражданскую ответственность, сопричастность к истории многонационального российского народа». Кажется всё-таки, что в школе лучше избегать таких словосочетаний, как «чувство гордости». Впрочем, это моё личное мнение.
Вопрос по существу: что такое «сопричастность к истории»? Какое отношение имеет современный российский школьник к событиям Великой Отечественной войны? Никакого — за исключением того, что, вполне возможно, его предки воевали на ней и, что ещё вероятней, были ранены или погибли. Но об этом ребёнку лучше всего расскажут в его собственной семье. Другой вопрос к этой фразе уже психолого-педагогический: почему школьник должен испытывать чувство гордости за то, чего он не делал?
Далее. Слова директора Центра общественных наук ГК «Просвещение» Сергея Тырина о том, что «история — это не набор фактов и имен, которые нужно вложить в головы учеников…», также требуют пояснения. Дело в том, что в таком виде они противоречат концепции ЕГЭ по истории, в котором как раз важна установка на объективность (при всей спорности этого подхода в целом).
Вслед за этим говорится, что «главное — научить его (ученика. — В. М.) понимать историю, понимать логику событий, делать выводы», но что стоит за этими красивыми словами? Понять историю можно только через исторический источник (и прежде всего через исторический текст), а не через авторский учебник, который может быть не только нагружен, но и перегружен субъективными мнениями и оценочными суждениями.
Фраза о том, что «комплекс из 11 учебников, начиная с 5 класса, воспитывает в российских школьниках чувство гордости за свою Родину, патриотизм, гражданскую ответственность, сопричастность к истории многонационального Российского народа» (орфография подлинника сохранена), вообще ставит в тупик: о какой истории России в 5-м классе (в котором, напомню, изучается история Древнего мира) идёт речь — непонятно.
Недоумение вызывает и такое предложение: «История России рассматривается как непрерывный процесс, когда все этапы становления и развития государства взаимосвязаны друг с другом». Представляется, что корректнее (прежде всего для школы) говорить не только о непрерывности, но и о дискретности исторического процесса. Это особенно важно для понимания того, какой исторический опыт (и историческое наследие — при всей условности этого понятия) мы всё-таки принимаем. Возможно, имеет смысл лишний раз чётко подчеркнуть, что, к примеру, между Россией до 1917-го и после 1917-го не было почти ничего общего?
«В учебниках представлен позитивный взгляд на нашу историю, в которой выделяется творческая энергия, взаимовыручка, потенциал нашего народа, его несгибаемость перед внешними угрозами, впитывать в свою культуру достижения различных цивилизаций, делясь при этом своими собственным опытом, способность к самопожертвованию во имя Родины и готовность прийти на помощь тем, кто подвергся агрессии» (особенности падежного согласования, орфография сохранены).
Описание нового учебника «История России» для 10-го класса с сайта Российского военно-исторического общества
Отмечу в этой фразе только одну деталь: «позитивный взгляд» фактически отменяет претензию на «объективность», которой раньше придерживались в школьных учебниках истории. Кроме того, нет и не может быть одинаково «позитивного взгляда», к примеру, на царствования Александра I, Александра II и Александра III — невольно надо выбрать, какое из них «позитивнее» для авторов учебника (а по их мнению, и для школьников). Иначе так недалеко и до двоемыслия. Целью исторического образования в школе, на мой взгляд, может быть развитие исторического мышления ребёнка.
Из детей не надо пытаться делать патриотов (тем паче средствами истории, в которой при желании и усердии можно найти и много «непатриотического»). Гораздо важнее научить школьника работе с историческими источниками, с «инструментами» их понимания, которые могут пригодиться ему и в дальнейшем. В этом смысле «умение читать текст, смотреть на изображения и карты, делать выводы» (как продолжает свою мысль Сергей Тырин) действительно очень важно — хотя и непонятно, как научить этому через текст учебника, который по определению представляет одну-единственную (а следовательно, верную) точку зрения: авторскую.
Школьник должен научиться делать это сам, работая в деятельностном залоге, а не читая уже готовое мнение профессионального историка, спущенное с академического олимпа, с которым он по определению не может не согласиться.
Подведу итог. В новом учебно-методическом комплексе по истории — как он представлен в новости, — кажется, есть важное противоречие. Базовые ценности, которые разделяют авторы, не возникают из ниоткуда (патриотами, уж простите, не рождаются), а создаются в итоге продолжительной и сложной работы такого когнитивного механизма, как понимание исторических фактов и их смыслового потенциала.
Но все имеющиеся на сегодняшний день образовательные практики показывают, что достигнуть этой цели можно только через представление истории в подлинных её свидетельствах — исторических источниках. Развивающая критическое мышление работа с ними может обеспечить различение фактического, мифологического и фальсификационного — то, к чему так стремятся авторы нового УМК.
И последнее. Воспитание историей, несомненно, есть. Но это не акцент на героико-патриотической тематике и сюжетах. Настоящее воспитание историей (в том числе и патриотическое) состоит, на мой взгляд, в том, что только эта область человеческого знания даёт ребёнку удивительную возможность примерить на себя различные исторические роли и модели поведения, соотнести себя с поступками, словами и жестами людей далёкого прошлого. Тем самым школьник получает уникальный шанс эмоционально прожить их экзистенциальный выбор, ход мысли, способ принятия решений. Но это возможно только в работе с оригинальными историческими источниками.
«Путинское время описывается как один сплошной успех»: эксперты оценили учебник истории под редакцией Мединского
Занятия по нему начнутся с 1 сентября 2021 года
Историки Олег Будницкий, Николай Сванидзе и Тамара Эйдельман по просьбе «Открытых медиа» ознакомились с учебником «История России» под редакцией бывшего министра культуры РФ Владимира Мединского. Десятиклассники начнут заниматься по этому учебнику уже в сентябре этого года.
В учебнике рассказывается об истории страны с 1914 года и до начала XXI века. Будницкий заявил, что авторы не привели достоверную статистику по числу жертв сталинских репрессий, занизив цифры. Также его и Сванидзе смутили абзацы про подвиг панфиловцев. По их мнению, не стоило выдавать эту историю за правду.
Учебно-методический комплекс под редакцией Мединского был создан в сотрудничестве с Российским военно-историческим обществом (РВИО). Он состоит из 11 учебников, которые предназначены для занятий, начиная с пятого класса. На сайте РВИО написано, что учебник дает объемную картину отечественной и всеобщей истории, а также воспитывает в школьниках патриотизм.
Один из авторов учебника для десятого класса Михаил Мягков сказал: «Мы попытались представить Россию во всемирном историческом процессе, показать неразрывную связь России и ее истории с тем, что происходило в мире на различных этапах».
Учебники истории под редакцией Мединского были одобрены министерством просвещения в марте этого года и представлены на книжной ярмарке non/fiction№22.
Новые учебники по истории для школьников под редакцией Мединского представлены в Москве
Новые учебники по отечественной и мировой истории для учащихся 5-10 классов под редакцией помощника президента РФ, председателя Российского военно-исторического общества (РВИО), бывшего министра культуры Владимира Мединского представили в понедельник в Москве.
Советник председателя РВИО Андрей Назаров на презентации учебников по истории рассказал, что около 10 лет назад в переговорах с издательствами, с учёными, академиками Владимир Мединский начал поднимать тему необходимости создания принципиально нового учебника, в котором были бы заложены две основные идеи.
Многодетная мама из Магнитогорска написала программу для «Яндекса»
Смерть под грифом «Совершенно секретно»
Кто входит в «лагерь» антипрививочников в шоубизе
Борщ стал заметной частью русскоязычной литературы при СССР
Военные историки обратились в прокуратуру из-за высказывания Невзорова о подвиге Космодемьянской
Опубликовано видео удара фосфорными боеприпасами ВСУ по военным ДНР на юге республики
Зачем Россия отдала «пьяные деньги» в частные руки
Коли из Уренгоя вырастают не на пустом месте
Читать Вересаева – не только нужно, но и строго обязательно для всех неравнодушных к истории
К чему ведет либерализация миграционного законодательства
Яровая предложила ввести в начальной школе новый предмет
Фурсенко обсудил с молодёжью учебники истории
Латвийский врач Янис Петронис: коронавирус «боится» движений
Мединский в ответ на сюжет о «советских оккупантах» посоветовал немцам учить историю
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
Новый УМК по истории России под редакцией Владимира Мединского стал доступен в полном объеме
Издательство «Просвещение» выпустило учебник «История России» для 10 класса. Он завершил собой выпуск нового учебно-методического комплекса по истории под редакцией Владимира Мединского. Теперь этот комплекс существует в полном объеме
Фото: РВИО
Это издание создано в сотрудничестве с Российским военно-историческим обществом. С начала нового учебного года по этому УМК в школах будут преподавать историю России.
Комплекс состоит из 11 учебников, которые предназначены для школьников, начиная с 5 класса. Они призваны воспитать чувство гордости за свою страну и гражданскую ответственность. В комплексе прошлое России представлено в контексте мировой истории. История страны показана в качестве непрерывного процесса, с учетом взаимной связи всех этапов становления государства.
Взгляд на историю в этих пособиях, как пишет сайт Военно-исторического общества, позитивен. Здесь показаны творческие возможности народа, его сила духа, несгибаемость перед внешней угрозой, готовность прийти на помощь. В учебниках также прослеживается особенная роль Русской Православной церкви в становлении духовных ценностей России.
Авторы учебно-методических пособий старались показать Россию на фоне всемирного исторического процесса. Пособия одобрило Министерство просвещения России. Новый учебник для 10 класса соответствует историко-культурным стандартам. Он охватывает период с 1914 года до начала настоящего века. Методика рассчитана на то, чтобы школьники учились самостоятельной работе с информацией.
В учебниках в конце каждой главы приводится список художественных и научно-популярных произведений, кинофильмов по теме, а также – ссылки на интернет-ресурсы.
Авторами учебника для 10 класса выступили ученые-историки РГГУ, МГИМО, МПГУ, ИРИ РАН.
Ранее сайт «Учительская газета» писал о подготовке учебников по истории России под редакцией Владимира Мединского. А также – о том, что новые пособия появляются в магазинах.