медицина религия и право пути взаимодействия на благо пациента
Этика. Медицина, этика, право и религия формы взаимодействия. Медицина, этика, право и религия формы взаимодействия
МА имени С. И. Георгиевского
Медицина, этика, право и религия: формы взаимодействия
Студентка группы сл-со-201(1)
Абдураманова Реяна Эмилевна
1.1 Медицина между правом и моралью…………………… …………… …..5-6
2. Моральные принципы биомедицинской этики ………………………. 7
2.1 Модель Гиппократа ………………………. ……………………. 8-9
2.2 Модель Парацельса ……………………………. 10
2.3 Деотологическая модель…………………………………………………….11
Список литературы……. …. 15
Тысячелетиями в европейской культуре существовала тесная и прочная связь религии, этики и медицины. Заданная религиями смыслообразующая цель человеческого существования в мире наполнялась конкретными ориентациями, ценностями, нормами морали и реализовывалась в конкретной практической деятельности милосердия и врачевания. Традиционная профессиональная врачебная этика как никакая другая форма прикладной профессиональной этики обнаруживала эту связь.
Принудительный характер права сохраняется несмотря на то, что в современной культуре произошли серьезные изменения судебноправовой системы в сторону роста влияния охранительного правосудия. В рамках этого правосудия права и свободы личности признаются ценностями, охрана которых становится приоритетной задачей современных правовых государств.
Тенденция к всеохватывающему законодательному регулированию отношений между пациентом и медицинским работником соответствует курсу на создание в России правового государства, в рамках которого главным принципом в регулировании человеческих отношений провозглашается закон, а не те или иные интересы власти.
Секуляризированные ценности «естественных прав» и достоинства человека становятся «этическим минимумом» либерального права. Эти ценности отбирает и признает либерализм по критерию их естественной природности, который в свою очередь объявляется определяющим в условиях «этического плюрализма», т.е. разнообразия моральных регуляторов и их относительности. Именно «этический плюрализм» становится основанием претензий современного либерального права определять поведение людей, т.е. выполнять функции морали, а в перспективе выйти на уровень создания «новой» общечеловеческой морали. В качестве примера вытеснения морали
правом может быть рассмотрено отношение к абортам в России. Большая
Исторически первой формой врачебной этики были моральные принципы врачевания Гиппократа (460-377 гг. до н.э.), изложенные им в «Клятве», а также в книгах «О законе», «О врачах» и др. Гиппократа называют «отцом медицины». Эта характеристика не случайна. Она фиксирует рождение профессиональной врачебной этики.
Гиппократ писал: «Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никакому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду проводить я свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Нормы и принципы поведения врача, определенные Гиппократом, являются не просто отражением специфических отношений в конкретно-исторической эпохе. Они наполнены содержанием, обусловленным целями и задачами врачевания, независимо от места и времени их реализации. В силу этого,
несколько изменяясь, они работают и сегодня, приобретая в том или ином этическом документе, будь то «Декларация», «Присяга» и т.п., свой стиль, особую форму выражения.
Примером документа, созданного в режиме «модели Гиппократа», является «Клятва российского врача», принятая 4-й Конференцией Ассоциации врачей России в ноябре 1994 г.:
«Добровольно вступая в медицинское сообщество, я торжественно клянусь и даю письменное обязательство посвятить себя служению жизни других людей, всеми профессиональными средствами стремясь продлить ее и сделать лучше; здоровье моего пациента всегда будет для меня высшей наградой.
Клянусь постоянно совершенствовать мои медицинские познания и врачебное мастерство, отдать все знания и силы охране здоровья человека, и ни при каких обстоятельствах я не только не использую сам, но и никому не позволю использовать их в ущерб нормам гуманности.
Я клянусь, что никогда не позволю соображениям личного, религиозного, национального, расового, этнического, политического, экономического, социального и иного немедицинского характера встать между мною и моим пациентом.
Клянусь безотлагательно оказывать неотложную медицинскую помощь любому, кто в ней нуждается, внимательно, заботливо, уважительно и беспристрастно относиться к своим пациентам, хранить секреты доверившихся мне людей даже после их смерти, обращаться, если этого требуют интересы врачевания, за советом к коллегам и самому никогда не отказывать им ни в совете, ни в бескорыстной помощи, беречь и развивать благородные традиции медицинского сообщества, на всю жизнь сохранить благодарность и уважение к тем, кто научил меня врачебному искусству.
Я обязуюсь во всех своих действиях руководствоваться этическим кодексом российского врача, этическими требованиями моей ассоциации, а также международными нормами профессиональной этики, исключая не признаваемое Ассоциацией врачей России положение о допустимости пассивной эвтаназии. Я даю эту клятву свободно и искренне. Я исполню врачебный долг по совести и с достоинством»[3].
2.2 Модель Парацельса
Второй исторической формой врачебной этики стало понимание взаимоотношения врача и пациента, сложившееся в Средние века. Выразить ее особенно четко удалось Парацельсу (1493-1341 гг.). К.Г. Юнг так писал о Парацельсе: «В Парацельсе мы видим родоначальника не только в области создания химических лекарств, но так же и в области эмпирического психического лечения»[4].
В терминологии современной психоаналитической медицины пациент, который верит, т.е. всецело расположен к своему терапевту, готов поделиться с ним своими секретами, находится в состоянии «позитивной трансференции».
«хирургия для больных, а не больные для хирургии»;
«делай и советуй делать больному только такую операцию, на которую ты согласился бы при наличной обстановке для самого себя или для самого близкого тебе человека»;
«для душевного покоя больных необходимы посещения хирурга накануне операции и несколько раз в самый день операции, как до нее, так и после»;
«идеалом большой хирургии является работа с действительно полным устранением не только всякой физической боли, но и всякого душевного волнения больного»;
«информирование больного», которое должно включать упоминание о риске, о возможности инфекции, побочных повреждений.
Симптоматично, что с точки зрения Н.Н. Петрова «информирование» должно включать не столько «адекватную информацию», сколько внушение «о незначительности риска в сравнении с вероятной пользой операции»[5].
В современной медицине речь идет уже не только о «помощи больному», но и о возможностях управления процессами патологии, зачатия и умирания с весьма проблематичными «физическими» и «метафизическими» (нравственными) последствиями этого для человеческой популяции в целом.
Прогностическую медицину еще можно определить как бессубъектную, безличностную, т.е. способную к диагностированию без субъективных показателей, жалоб и т.п. пациента. И это действительно реальный и беспрецедентный рычаг контроля и власти как над отдельным человеческим организмом, так и над человеческой популяцией в целом. Эти процессы высвечивают, почему в 60-70-х годах XX века формулируется такая форма медицинской этики как биоэтика, которая начинает рассматривать медицину в контексте прав человека.
Этика. Медицина, этика, право и религия формы взаимодействия. Медицина, этика, право и религия формы взаимодействия
МА имени С. И. Георгиевского
Медицина, этика, право и религия: формы взаимодействия
Студентка группы сл-со-201(1)
Абдураманова Реяна Эмилевна
1.1 Медицина между правом и моралью…………………… …………… …..5-6
2. Моральные принципы биомедицинской этики ………………………. 7
2.1 Модель Гиппократа ………………………. ……………………. 8-9
2.2 Модель Парацельса ……………………………. 10
2.3 Деотологическая модель…………………………………………………….11
Список литературы……. …. 15
Тысячелетиями в европейской культуре существовала тесная и прочная связь религии, этики и медицины. Заданная религиями смыслообразующая цель человеческого существования в мире наполнялась конкретными ориентациями, ценностями, нормами морали и реализовывалась в конкретной практической деятельности милосердия и врачевания. Традиционная профессиональная врачебная этика как никакая другая форма прикладной профессиональной этики обнаруживала эту связь.
Принудительный характер права сохраняется несмотря на то, что в современной культуре произошли серьезные изменения судебноправовой системы в сторону роста влияния охранительного правосудия. В рамках этого правосудия права и свободы личности признаются ценностями, охрана которых становится приоритетной задачей современных правовых государств.
Тенденция к всеохватывающему законодательному регулированию отношений между пациентом и медицинским работником соответствует курсу на создание в России правового государства, в рамках которого главным принципом в регулировании человеческих отношений провозглашается закон, а не те или иные интересы власти.
Секуляризированные ценности «естественных прав» и достоинства человека становятся «этическим минимумом» либерального права. Эти ценности отбирает и признает либерализм по критерию их естественной природности, который в свою очередь объявляется определяющим в условиях «этического плюрализма», т.е. разнообразия моральных регуляторов и их относительности. Именно «этический плюрализм» становится основанием претензий современного либерального права определять поведение людей, т.е. выполнять функции морали, а в перспективе выйти на уровень создания «новой» общечеловеческой морали. В качестве примера вытеснения морали
правом может быть рассмотрено отношение к абортам в России. Большая
Исторически первой формой врачебной этики были моральные принципы врачевания Гиппократа (460-377 гг. до н.э.), изложенные им в «Клятве», а также в книгах «О законе», «О врачах» и др. Гиппократа называют «отцом медицины». Эта характеристика не случайна. Она фиксирует рождение профессиональной врачебной этики.
Гиппократ писал: «Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никакому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду проводить я свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Нормы и принципы поведения врача, определенные Гиппократом, являются не просто отражением специфических отношений в конкретно-исторической эпохе. Они наполнены содержанием, обусловленным целями и задачами врачевания, независимо от места и времени их реализации. В силу этого,
несколько изменяясь, они работают и сегодня, приобретая в том или ином этическом документе, будь то «Декларация», «Присяга» и т.п., свой стиль, особую форму выражения.
Примером документа, созданного в режиме «модели Гиппократа», является «Клятва российского врача», принятая 4-й Конференцией Ассоциации врачей России в ноябре 1994 г.:
«Добровольно вступая в медицинское сообщество, я торжественно клянусь и даю письменное обязательство посвятить себя служению жизни других людей, всеми профессиональными средствами стремясь продлить ее и сделать лучше; здоровье моего пациента всегда будет для меня высшей наградой.
Клянусь постоянно совершенствовать мои медицинские познания и врачебное мастерство, отдать все знания и силы охране здоровья человека, и ни при каких обстоятельствах я не только не использую сам, но и никому не позволю использовать их в ущерб нормам гуманности.
Я клянусь, что никогда не позволю соображениям личного, религиозного, национального, расового, этнического, политического, экономического, социального и иного немедицинского характера встать между мною и моим пациентом.
Клянусь безотлагательно оказывать неотложную медицинскую помощь любому, кто в ней нуждается, внимательно, заботливо, уважительно и беспристрастно относиться к своим пациентам, хранить секреты доверившихся мне людей даже после их смерти, обращаться, если этого требуют интересы врачевания, за советом к коллегам и самому никогда не отказывать им ни в совете, ни в бескорыстной помощи, беречь и развивать благородные традиции медицинского сообщества, на всю жизнь сохранить благодарность и уважение к тем, кто научил меня врачебному искусству.
Я обязуюсь во всех своих действиях руководствоваться этическим кодексом российского врача, этическими требованиями моей ассоциации, а также международными нормами профессиональной этики, исключая не признаваемое Ассоциацией врачей России положение о допустимости пассивной эвтаназии. Я даю эту клятву свободно и искренне. Я исполню врачебный долг по совести и с достоинством»[3].
2.2 Модель Парацельса
Второй исторической формой врачебной этики стало понимание взаимоотношения врача и пациента, сложившееся в Средние века. Выразить ее особенно четко удалось Парацельсу (1493-1341 гг.). К.Г. Юнг так писал о Парацельсе: «В Парацельсе мы видим родоначальника не только в области создания химических лекарств, но так же и в области эмпирического психического лечения»[4].
В терминологии современной психоаналитической медицины пациент, который верит, т.е. всецело расположен к своему терапевту, готов поделиться с ним своими секретами, находится в состоянии «позитивной трансференции».
«хирургия для больных, а не больные для хирургии»;
«делай и советуй делать больному только такую операцию, на которую ты согласился бы при наличной обстановке для самого себя или для самого близкого тебе человека»;
«для душевного покоя больных необходимы посещения хирурга накануне операции и несколько раз в самый день операции, как до нее, так и после»;
«идеалом большой хирургии является работа с действительно полным устранением не только всякой физической боли, но и всякого душевного волнения больного»;
«информирование больного», которое должно включать упоминание о риске, о возможности инфекции, побочных повреждений.
Симптоматично, что с точки зрения Н.Н. Петрова «информирование» должно включать не столько «адекватную информацию», сколько внушение «о незначительности риска в сравнении с вероятной пользой операции»[5].
В современной медицине речь идет уже не только о «помощи больному», но и о возможностях управления процессами патологии, зачатия и умирания с весьма проблематичными «физическими» и «метафизическими» (нравственными) последствиями этого для человеческой популяции в целом.
Прогностическую медицину еще можно определить как бессубъектную, безличностную, т.е. способную к диагностированию без субъективных показателей, жалоб и т.п. пациента. И это действительно реальный и беспрецедентный рычаг контроля и власти как над отдельным человеческим организмом, так и над человеческой популяцией в целом. Эти процессы высвечивают, почему в 60-70-х годах XX века формулируется такая форма медицинской этики как биоэтика, которая начинает рассматривать медицину в контексте прав человека.
Религия и медицина
Классификация религий.
Учитывая огромное количество религий, возникает потребность в их упорядочении, типологизации. Существуют различные принципы и критерии классификации религий:
— географический по регионам распространения тех или иных религий, например, африканские, индийские, дальневосточные, американские и т.п.;
— этнолингвистический, по связям между языком и этносом (М.Мюллер), три семьи языков – тюркские, семитские, арийские, в соответствии с которыми квалифицируются религии;
— морфологический по стадиям, которые проходит религия в своём развитии (Э.Тайлор) – анимизм, фетишизм, тотемизм, политеизм, монотеизм;
— по уровню организации выделяют жёстко централизованные и децентрализованные религии.
Также можно говорить о религиях живых и мёртвых. Мёртвые религии – это те, которые когда-то существовали, но со временем исчезли (древнеегипетская, религии ацтеков, майя, греко-римская и т.д.). Многие из них оставили после себя много святынь, памятников, гробниц, легенды и мифы. Живые религии – это ныне существующие, оказывающие влияние на сознание и поведение людей.
Разделение религий на естественные и религии откровения опирается на принцип происхождения. Естественные религии возникли непосредственно в той или иной социально-экономической системе, например, родоплеменные религии, индуизм, синтоизм и т.п. Религии откровения связаны с личностью основателя, с фактом его сверхъестественного озарения, например, зороастризм, буддизм, христианство, ислам.
Из множества возможных критериев классификации религий чаще всего используется деление на первобытные, национально-государственные, мировые и нетрадиционные. Этот подход сочетает в себе несколько принципов классификации.
В древних культурах – египетской, вавилонской, шумерской, греческой – способность врачевать свидетельствовала о «божественной» избранности человека и определяла его, как правило, жреческое положение в обществе. Например, первый египетский целитель Имхотеп был жрецом, а впоследствии был обожествлён. Храм в его честь был одновременно и госпиталем и медицинской школой. Медицинская практика была исключительным правом магов Персии и брахманов Древней Индии. Исследователи полагают, что отец Гиппократа был одним из жрецов храма Асклепия – бога врачевания у древних греков. Обряд жертвоприношения давал некоторые представления об анатомии животных: анатомия человека не существовала как наука, принимая во внимание обрядовые запреты- притрагиваться к мертвецу, не говоря уже о вскрытии трупа.
В Библии очень мало ссылок на анатомические и физиологические факты. В библейские времена естественных причин болезни даже не ищут, кроме тех, которые очевидны: ранения, падения, одряхление и слепота при старости. Однако в любом случае считается, что болезнь ниспослана Богом за грехи или как испытание и исцелять сначала нужно душу.
Так, Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но и о душе, а в итоге о целостном составе личности. По слову Спасителя, он врачевал «всего человека». Исцеления сопровождали проповедь Евангелия как знак власти Господа прощать грехи.
Изучать медицину полезно и похвально и перед Аллахом. Ведь когда человек болен он не в состоянии должным образом выполнять возложенные на него Аллахом обязанности, и не может принести пользу ни самому себе, ни окружающим его людям. Конечно, в Коране нельзя найти подробное освещение медицинских тем, но там содержаться сведения о строении человека, продолжении рода, анатомии, физических и психических заболеваниях.
Некоторые исследователи установили, что в Коране содержится боле 40 аятов, связанных с медициной. Коран несёт информацию о беременности и бесплодии, грудном вскармливании детей, причинах и протекании болезни. Коран предостерегает от переедания и несбалансированного питания.
Физическое исцеление невозможно без исцеления духовного. Пророк Мухаммад совершал «рукья» (исцеление молитвой) с помощью Корана.
Многие религиозные культовые предписания также способствуют сохранению здоровья человека. В большинстве религий разрешается воздержание от поста больным и ослабленным людям. Запрещается употребление в пищу мяса с кровью, свинины. Ритуальные омовения способствуют гигиене и профилактике инфекционных заболеваний.
Ритуальные телодвижения укрепляют сердечную мышцу и улучшают циркуляцию крови, эластичность сухожилий и связок.
Медицинские исследования последнего времени свидетельствуют о благотворном влиянии молитвы на излечение больного. Лауреат Нобелевской премии в области медицины французский профессор Алексис Каррель писал:» Внутренние органы человека лучше всего работают во время молитвы и совершения религиозных обрядов. Мои оппоненты могут опровергать это столько, сколько им заблагорассудиться. Но я был свидетелем того, как много больных, которых нельзя было вылечить привычными медицинскими средствами, выздоравливали при помощи молитвы». (Гаджиев М. Ислам и здоровье // Ислам. 2003.№5.С.7.)
Первые лечебницы открывались при храмах и монастырях. Даже слово «лазарет» обязано своим происхождением религии – ведь так назывались убежища для прокажённых, которые создавались по инициативе монашеского ордена святого Лазаря, учреждённого крестоносцами. Но в средние века церковь мешала развитию медицины. Апологеты религии противодействовали внедрению в практику таких открытий как вакцинация против оспы, переливание крови, наркоз.
Православная церковь с неизменно высоким почтением относилась и относится к врачебной деятельности, в основе которой лежит служение любви, направленной на предотвращение и облегчение человеческих страданий. Можно выделить четыре периода взаимодействия религии и медицины сначала на Руси, потом и в России.
Во время первого периода основной организационной формой взаимодействия медицины и религии были больницы при монастырях, например, при Киево-Печерском, Ново-Девичьем, Пафнутиево-Боровском и многих других.
Позже развились несколько форм сотрудничества, в котором ведущее место принадлежало общинам сестёр милосердия. Также сохраняются больницы при монастырях, появляются храмы при лечебных учреждениях, священнослужители занимались пастырским душепопечением в госпиталях действующей армии.
В советское время не было внешних проявлений взаимодействия, но наверняка священники посещали в больницах своих болеющих чад, а люди молились о здоровье для себя и своих близких.
И, наконец, в 1988 г. активные отношения между медициной и религией возобновились. В современной России можно выделить следующие основные направления взаимодействия:
— сотрудничество лечебно-профилактических учреждений с храмами;
— борьба с алкоголизмом и наркоманией;
— взаимодействие в сфере помощи инвалидам и терминальным больным;
— реабилитация лиц, пострадавших в тоталитарных сектах (православная психотерапия).
Особую актуальность представляет позиция Русской Православной Церкви по отношению к проблемам, порождённым бурным развитием биомедицинских технологий. Их развитие значительно опережает осмысление возможных духовно-нравственных и социальных последствий их бесконтрольного применения, что не может не вызывать у Церкви глубокой озабоченности. Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации. Нравственно недопустимым являются также «суррогатное материнство» и все разновидности экстракорпорального оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Священное Писание и Церковь не может признать нравственно приемлемой эвтаназию. Привлекая внимание к нравственным причинам недугов, Церковь, вместе с тем, приветствует усилия медиков, направленные на лечение наследственных болезней. Однако целью генетического вмешательства не должно быть искусственное «усовершенствование» человеческого рода и вторжение в Божий промысел. Новые возможности медицины, связанные не столько с лечением, сколько с управлением человеческой жизнью (например, генетическая коррекция особенностей человека, прекращение медицинской помощи безнадёжному больному), вступают в противоречие с установившимися моральными ценностями и принципами. Религиозные убеждения людей сегодня остаются одним из основных способов защиты общества от разрушительных последствий использования новых биомедицинских технологий.
2. Гаджиев М. Ислам и здоровье. // Ислам. 2003. №5.С.7
4. Кураев А. Традиция. Догмат. Обряд. – М., 1995.
5. Кислюк. К.В. Религиоведение: учеб. Пособие для высш. учеб. заведений / К.В.Кислюк, О.И.Кучер. – Ростов н/Д., 2003.
6. История религии: учебник. / Ф.М. Ацамба (и др.); под общ. Ред. И.И. Яблокова. – 3-е изд., испр. и доп. Т.1. – М., 2007.
7. Религиоведение. Хрестоматия. / Под ред. Красникова. – М., 2001.
Введение в общее религиоведение: учебник / под ред. И.Н.Яблокова. – М., 2001.
8. Радугин А.А. Введение в религиоведение: курс лекций / А.А.Радугин. – 2-е изд. – М., 1999.
9. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Православное слово. – 2000. – 18 сентября.
10. Тайлор Э. Первобытная культура: пер. с англ. / Э. Тайлор. – М., 1989.
11. Богословы и естествоиспытатели на пути к мудрости // Наука и религия. 2010. №12.
12. Аксючиц, В. Светское не значит атеистическое. // Наука и религия. 2010. №4.
13. Семёнов, В.С. Наука и религия: взаимоотношения, противоборство, перспективы / В.С. Семёнов // Вопросы философии. – 2006.- №12.