мемфис стиль в интерьере история
Мемфис в дизайне интерьера: яркий и ироничный
«Новое – это хорошо забытое старое» – вряд ли найдется человек, который не слышал этой фразы хотя бы однажды. Особенно часто так происходит в мире дизайна, что доказывает цикличность явлений не только в природе, но и в социуме.
Стиль мемфис возник в 1980 году, его основоположником стал архитектор и дизайнер из Милана Этторе Соттсасс. Вместе со своими друзьями, дизайнерами Микеле де Лукки и Андреа Бранци, они создали группу «Мемфис» и новое дизайнерское направление с одноименным названием, главными особенностями которого стали смелые эксперименты и сочетание различных элементов. Создатели стиля черпали вдохновение в собственной фантазии и стиле поп-арт, для которого тоже характерны яркость, смелые решения, пренебрежение условностями.
Работа над новым направлением
Соттсасс и его друзья были постмодернистами. Работая над новым направлением в дизайне, они хотели уйти от традиций и стандартов, принятых в обществе, обходили ограничения, экспериментировали с разными материалами, цветами, фактурами и формами.
Снятие запрета на общепринятые каноны и ограничения позволило им сочетать любые цвета и орнаменты, использовать любые формы, смешивать, казалось бы, несочетаемые материалы. Результатом стал яркий, эксцентричный стиль, часто с нотками юмора, акцентирующий внимание на броских деталях, позволяющий воплощать в жизнь любые идеи и свободно выражать творческие фантазии.
Мемфис предполагает использование в интерьере геометрических форм, необычных орнаментов и ярких цветов. У этого стиля много общего с поп-артом, арт-деко, китчтем – внешний вид картин и панно, использование кадров из популярных фильмов, коллажей, сцен из комиксов, этно орнаментов.
Сегодня стиль переживает новую волну популярности. Хотя он уже не воспринимается так революционно и новаторски, как в 80-е годы прошлого века, он привлекает своей неординарностью и атмосферностью. Безликим и скучным этот стиль точно не назовешь.
Характерные особенности современного мемфиса
1. Широкое использование геометрии и цвета. При создании мебели дизайнеры используют геометрические формы, комбинации различных цветовых сочетаний по принципу «color block», всевозможные орнаменты и принты. Предпочтение отдается геометрическим формам, но также часто можно увидеть обтекаемые и плавные формы с целью создания сложного пространства.
Мебель в стиле мемфис от дизайнера Насти Ибрагимовой:
2. Декоративным деталям отводится важная роль в оформлении интерьера. Элементы декора в мемфисе имеют неординарные формы, для них характерна яркая цветовая палитра. Этторе Соттсасса вдохновляли тотемы, он создавал удивительные скульптуры, притягивающие взгляд, и сегодня светильник в стиле мемфис выполняет свою основную функцию и в то же время выглядит как предмет искусства.
3. Краски стиля – жизнерадостные, сочные. Если дополнить любые цвета и оттенки геометрией черного цвета, детали приобретут четкость, контрастность, поэтому экспериментировать с цветом в оформлении интерьеров можно смело.
4. Здесь нет готовых решений. При создании стиля мемфис главным является игровой принцип – дизайнер играет и экспериментирует с материалами, формами, фактурой и цветом. Для фонового оформления – потолка, стен, обычно используются светлые, спокойные тона, с которыми контрастируют яркие аксессуары, текстиль и мебель.
Заключение
Мемфис – стиль, который играет в интерьер
Последние несколько лет казалось, что в мире дизайна интерьеров существуют только три стиля: скандинавский, лофт и классика. Перед началом нового десятилетия интерьеры потребовали перемен. Сегодня чистые стили выходят из моды и смешиваются между собой. В тренде эклектика, индивидуализация пространства и смелые эксперименты. Всё это про стиль мемфис. Узнаем, откуда он взялся, как выглядит и с чем его «едят» в современных интерьерах.
Поп-арт + Боб Дилан
Большинство интерьерных стилей формирует эпоха и национальный колорит. Но только не мемфис. Этот стиль не исторический, а авторский. Он появился на свет в Милане, в 80-х годах прошлого столетия с легкой руки архитектора и дизайнера Этторе Соттсасса. Известна даже точная дата рождения. 11 декабря 1980-го года Соттсасс с друзьями слушали песню Боба Дилана «Stuck inside of Mobile with the Memphis blues again», которая подарила название группе «Мемфис».
Участники «Мемфис» — постмодернисты от мира дизайна, полностью отказались от интерьерных канонов и традиционного понимания хорошего вкуса. Взяв за основу дерзкий поп-арт, они создали стиль еще более экспериментальный, бесстрашный и неожиданный.
Уже в 88 году группа «Мемфис» прервала свое существование, подарив миру дизайна эксцентричный интерьерный стиль, который 30 лет спустя снова возвращается в моду.
Зонирование квартиры-студии 25–30 кв. м.
Квартиры евроформата, где гостиная объединена с кухней, сегодня одно из популярных предложений на рынке. Особенным спросом пользуются студии. При этом вопрос разделения пространства на функциональные зоны стоит довольно остро. Мы расскажем об основных принципах зонирования квартиры-студии 25–30 кв.м.
Ингредиенты стиля мемфис
Самый узнаваемый «рецепт» мемфиса: светлые стены, на фоне которых расцветают цветовые пятна. В пространстве обязательно присутствуют несколько активных цветов в самых смелых сочетаниях. Эту функцию могут взять на себя мебель и аксессуары, реже отделка. Доминировать могут первичные цвета (синий, красный, жёлтый), конфетные неоновые оттенки или сложные приглушенные тона.
Потолки в таком интерьере, как правило, белые минималистичные, без сложных конструкций. На полу может появиться как нейтральная отделка, так и контрастный геометрический принт, например, выложенная плиткой, шахматная доска в духе Андре Путман.
Мебель в стиле мемфис монохромная, обтекаемых форм с закругленными линиями. Именно такая интерьерная геометрия держится в тренде последние несколько сезонов.
Приветствуется свободное сочетание фактур. В пространстве могут появиться матовые и глянцевые поверхности, кожа и замша, стекло, керамика, металл, дерево и пробка. Дорогие натуральные материалы могут соседствовать с бюджетной синтетикой и акрилом. Ограничений нет.
В интерьере обязательно присутствует контрастный принт, один или несколько. Самые популярные геометрические: круги, треугольники, полосы, шеврон и горошек. Анималистичным, растительным, восточным и другим орнаментам здесь тоже рады. Принт, как правило, не отвоевывает много места и внедряется в пространство в качестве аксессуаров: ковров, декоративных подушек, постеров и скульптур. Мемфис особенно любит скульптуры. Чем авангарднее, тем лучше. Это могут быть не только статуэтки, но и функциональный декор: скульптурные вазы, светильники, держатели для книг.
К каждому объекту в таком пространстве можно добавить приставку «арт».
Мемфис играет не только с формами, но и с пропорциями. Гротескные декоративные объекты монументальных габаритов добавляют пространству театральности. Приветствуется асимметрия, но не творческий беспорядок. В таком интерьере у каждого предмета есть свое место.
Мемфис и ваш интерьер
Поклонники стиля мемфис видят в интерьере не столько пространство для жизни, сколько чистый холст для творца и повод для развлечения. К такому интерьеру нужно относиться с долей юмора. Мемфис подойдет смелым творческим натурам, ценящим свободу самовыражения и станет интересным конструктором для дизайнеров, которые ищут собственный стиль.
Контрастный, ироничный, постмодерновый мемфис сегодня снова возвращается в моду на волне популярности индивидуализации пространства.
7 идей новогодних подарков из ТК «Ланской»
Выбор новогодних подарков зачастую превращается в квест, особенно если откладывать его на последний момент. Мы подготовили для вас мини-гид по функциональным, стильным, а главное практически универсальным подаркам, которые можно найти в ТК «Ланской».
Достаточно взять отработанную схему: нейтральная отделка + мебель закругленных форм и несколько цветовых пятен. Можно выделить одну стену ярким цветом, выбрать необычной геометрический ковер, добавить контрастных принтов с привкусом 80-х и включить Боба Дилана.
Краткая история Мемфис: стиль 80-х в интерьере
Стиль 80-х в интерьере, образец Dixon Gallery
Пока вы размышляете об этом в хорошем или плохом свете, стиль 80-х в интерьере возвращается в мировые тренды. Поэтому сейчас самое время для того, чтобы глубоко погрузится в историю Memphis Design Group, итальянского дизайнерского и архитектурного коллектива, чей безумный, цветной, постмодерный стиль определил общий вид 80-х годов.
Большой сюрреалистический диван от Питера Шайра, спроектирован в 1986 и стал доступен на 1st Dibs
Группа Мемфис была создана итальянским архитектором и дизайнером Эттором Соттсасом в 1980 и названа в честь песни Боба Дилана «Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again», которая беспрерывно играла во время встречи, ознаменованной как день возникновения группы.
Римское кресло от Марко Занини для Memphis, представленное на 1st Dibs
Команда дизайнеров, которую собрал Соттсас, представили свою первую коллекцию в Миланском Салоне дель Мобайл в 1981 году и продолжали производить образцы в течение почти десяти лет до своего распада в 1988.
Тумбочка Фламинго от Майкла де Люччи
Как и большинство дизайнерских движений, группа Мемфис была реакцией на предшествующие события: Соттсассу и его коллегам надоели сдержанные линии и минимальная цветовая гамма модернистов, из-за чего они решили создать нечто совершенно новое.
Их разработки были безумными, часто состоящие из ярких геометрических фигур в двумерном виде, что вызывало игривые и даже детские ощущения.
Набор инструментов Мемфис, созданных Койо Сангйо и представленные на 1st Dibs
Хотя и не все из этих намеренно странных штук нашли своё место в домах обычных людей, но группа Мемфис оказала огромное влияние на стиль 80-х в интерьере. Их беззастенчивое изобилие и склонность к большим, обращающим на себя внимание конструкциям особенно хорошо подошли для «я-десятилетия».
Некоторые из их фирменных элементов – яркие цвета, необычные формы и своеобразная двумерность представляют отношение людей к тому, каким был для них период 80-х годов. Как доказательство, стиль одежды Стейси на обложке самой первой книги для нянь, которой Этторе Соттсасс мог бы гордится.
Пример дизайна интерьера Мемфис: шоурум спортивной одежды бренда Espirit
Не все были их фанатами. В то время критики высмеивали движение Мемфис и называли их шутниками, мелькающим изображением на экране радара, которое скоро вообще исчезнет. Даже современные критики не всегда понимают их. К примеру, Бертранд Пеллегрин в 2012 в статье для SFGate описал работы группы как «свадьбу по залёту между Баухаус и Фишер-Прайс».
Мемфис стали вдохновением для Камилы Велала и создания ее собственной выставки для Лондонской недели дизайна в 2015 году, особенностью которой стали собственные образцы Велалы, стоящие бок о бок с лампой «Таити» от Соттсасса.
Но, как и многие ранее оскорбленные дизайнерские движения, стиль Мемфис медленно отдаляется от центра своего внимания. The New York Times предсказал им возвращение в 2017 году, что стало своеобразным медленным возрождением.
Эти стулья в виде шахматных фигур от Анны Карлин являются результатом влияния Мемфис
Сложно сказать, почему именно это время стало моментом для возвращения стиля 80-х годов – возможно, это ностальгия или эпоха, в которую, не смотря на вездесущую иронию, дикий сам по себе дизайн воспринимается как что-то свежее. Любите вы это или ненавидите, но тем не менее: Мемфис вернулся.
20 предметов декора, идеально передающих концепцию стиля дизайна Мемфис
Предметы мебели в стиле дизайна Мемфис
Стиль дизайна Мемфис – запоминающееся направление в декоре интерьеров. Оно было создано группой молодых дизайнеров из Милана под руководством итальянского архитектора Этторе Сотцасса. Дебют состоялся в 1981 году. Мемфис оказал значимое влияние на дизайн интерьеров 80-х годов.
Стиль дизайна Мемфис в начале своего развития
Зарождение стиля
Происхождение названия «Мемфис» такое же странное, как и суть самого проекта. Этторе Сотцасс слушал пластинку Боба Дилана с песней «Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again». Неоднократное повторение фразы «Memphis Blues Again» имело решающее значение в выборе названия группы.
Необычный стеллаж в стиле Мемфис
Концепция Мемфис заключалась в отрицании четких установок относительно дизайна. Стиль пропагандировал свободу творчества. Мемфис нашел выражение в нетрадиционных формах, цветах и материалах. Кроме того, это направление не претендовало на долгую жизнь в мире дизайна.
Предметы декора передают концепцию стиля Мемфис
Выставка, посвященная стилю Мемфис, состоялась в музее Диксона, Теннесси, 2014 год. Дом Карла Лагерфельда в Монте-Карло Знаменитый дизайнер Карл Лагерфельд обставил свои апартаменты мебелью, спроектированной группой «Мемфис». Следующие изображения взяты из каталога Lagerfeld’s Memphis 1991 года.
Апартаменты Карла Лагерфельда в Монте-Карло
Необычные предметы мебели, спроектированные в стиле Мемфис 1980-х годов
Стиль Мемфис в дизайне современных интерьеров
На контрасте с функционализмом
По словам Этторе Сотцасса, одного функционализма в дизайне не достаточно. Дизайн должен быть чувственным и увлекательным. В отличие от других стилей эпохи постмодернизма, стиль Мемфис казался наименее озадаченным по поводу интеллектуальной составляющей своих работ. Стол спроектирован Этторе Сотцассом для испанской компании BD Barcelona Design.
Дизайн мебели в стиле Мемфис
Стеллажи под цвет панды
Дизайн стеллажа разработан одним из дизайнеров группы «Мемфис» Паолой Навоне. Серия открытых стеллажей стала появляться на выставке Salone del Mobile в Милане 2015 году.
Оригинальный стеллаж для гостиной в расцветке панды
Последователи стиля Мемфис
Группа дизайнеров «Мемфис» распалась в 1988 году. Сегодня можно найти много последователей этого эксцентричного стиля. Молодые дизайнеры очарованы его неординарностью.
Подставка под украшения
Кресло в стиле Мемфис
Диван, разработанный дизайнером группы «Мемфис»
Дизайн мебели, которую невозможно вписать ни в одни рамки
Kartell и Этторэ Сотцасс
Итальянский дом дизайна Kartell отдал дань Этторэ Сотцассу, организовав выставку работ стиля Мемфис в рамках Salone del Mobile. На мероприятии были представлены работы 10-летней давности, разработанные Сотцассом для Kartell – шесть ваз и два табурета. Кроме того, были выставлены уникальные кресла Мадемуазели Филиппа Старка.
Работы Этторэ Сотцасса, представленные на выставке Salone del Mobile в Милане в 2015 году
Безусловно, стиль Мемфис перевернул мир дизайна. Благодаря пропаганде смелых и ярких идей, этот стиль получил признание во многих странах.
Очень интересный стиль и запоминающийся дизайн. Работы кажутся простыми в исполнении, но цвета и материала добавляют им зрелищности. Такие предметы декора больше подойдут в квартиру для молодых людей. Не откажусь иметь у себя предмет декора в стиле Мемфис.
Я не очень люблю всякие такие абстрактные штучки из прошлого века, так что стиль дизайна «мемфис» остался для меня непонятым. В этих объектах слишком много ярких цветов, экспрессии, все они несут посыл, который я не могу расшифровать. Да и не хочу, если честно. Мне больше по душе классические стили, в которых существуют четкие каноны и все понятно.
Я не очень люблю всякие такие абстрактные штучки из прошлого века, так что стиль дизайна «мемфис» остался для меня непонятым. В этих объектах слишком много ярких цветов, экспрессии, все они несут посыл, который я не могу расшифровать. Да и не хочу, если честно. Мне больше по душе классические стили, в которых существуют четкие каноны и все понятно.
Отличная подборка. Стиль дизайна мемфис – яркий, неординарный. Такие предметы декора станут украшение почти любого интерьера.
Смотри видео о сайте
Группа Memphis: постмодернистский бунт в дизайне
Рассказываем о ярких цветах, необычных формах и смелых паттернах дизайна восьмидесятых годов.
Обложка: Colowgee для Skillbox Media
Memphis — миланская группа дизайнеров, основанная итальянцем Этторе Соттсассом. Она выпускала предметы интерьера под своим брендом в 1981–1988 годы и стала одним из наиболее ярких представителей постмодернизма в дизайне. Даже сейчас их работы удивляют своей странностью и напоминают: у творчества нет границ.
Из материала вы узнаете, как дизайнеры меняли привычный облик мебели и отношение к ней, как призывали к иронии над самими собой и над устоявшимися эстетическими канонами.
Искусствовед и автор. Пишет о дизайне, искусстве, истории компаний и не только. Любит сферу образования, пересечение культур и иностранные языки. Ходит в музеи, чтобы отдохнуть от рутины. Живёт между Москвой и Парижем.
Как назревал бунт в среде дизайнеров
Начиная с двадцатых годов, после Первой мировой войны, в дизайне утвердился и развивался модернизм. На смену декоративности и ручному производству пришли скромные и геометричные формы, функциональность и массовое производство.
Начиная с шестидесятых годов в архитектуре и дизайне в противовес этому формировалось новое направление — постмодернизм. Объединения дизайнеров в Англии, Германии и Италии стремились преодолеть функционализм, единообразие и предсказуемость промышленного дизайна. Они искали альтернативный путь, хотели противопоставить минимализму декоративность, поменять потребительское отношение людей к вещам. Они призывали к иронии, возвращали предметам смысловое наполнение.
В русле таких настроений дизайнеры Memphis предложили яркую мебель, где неожиданно сочеталось всё: формы, цвета и материалы. Они цитировали яркие неоновые цвета поп-арта и китча, использовали отсылки к разным культурам и играли в ассоциации.
Memphis заявляет о себе
Первую коллекцию группа представила в 1981 году в галерее Arc’74 на Миланском мебельном салоне. В день открытия перед входом собралось две тысячи посетителей. Все 55 предметов были произведены в одном экземпляре, а некоторые были частично сделаны вручную. Так группа противопоставляла себя промышленному дизайну.
Благодаря выставке главным акционером Memphis стал Эрнесто Жисмонди — президент производителя светильников Artemide, который продвигал группу на международном рынке. Первая коллекция имела успех, модельер Карл Лагерфельд даже обставил свою квартиру в Монте-Карло предметами Memphis.
Несмотря на ряд негативных отзывов, Memphis поддержали фабрики, заключившие с группой контракты на производство, ведущие журналы о дизайне и мебельные магазины. Большую роль в продвижении Memphis сыграла журналист и арт-критик Барбара Радиче. В 1984 году она выпустила книгу — манифест объединения.
Как Memphis меняла отношение к интерьеру
Ценность мебели Memphis заключалась не в функциональности, а в диалоге, который она провоцировала. У всех объектов есть названия, которые побуждают к ассоциациям, что особенно усиливается на фоне контрастов форм, цвета и материалов. Как говорил Этторе Соттсасс: «Вы должны жить с мебелью. Она не должна просто окружать вас».
Дизайнеры предлагали в первую очередь иронизировать над привычными предметами и над собой. Они переворачивали понятие «статусности» гостиной: за счёт необычных форм и цветов мебель напоминала игрушки. И это подрывало серьёзное отношение хозяев дома к самим себе, к своему вкусу и достатку.
Участники Memphis пересматривали иерархию материалов и привычные парадигмы «богато — бедно», «лучше —хуже». В одном предмете мебели они могли использовать благородные породы дерева, пластиковый ламинат и цветные лампочки. Или просто создавали дорогостоящие предметы из шпона и металла.
Например, для первой выставки Соттсасс создал комнатную перегородку Carlton, которая стала символом группы. Первое, что непривычно, — функционал: это не только перегородка, но и книжный шкаф и комод, при этом все представления о каждом из этих объектов нарушены. Второе: форма перегородки напоминает игрушку или тотемную скульптуру. Соттсасс действительно увлекался племенными культурами. Наконец, предмет рассчитан на обеспеченных покупателей, но покрыт пластиковым ламинатом. Ламинат был привычнее в отделке пола, в кухне и ванной и в сетях фастфуда. Использованный для дорогостоящих столов, диванов и стульев, он создавал эффект китча, призывал к иронии.
Memphis выпустила много мебели для хранения, конфигурация которых нарушала привычные представления о том, как должны выглядеть книжный шкаф, тумбочка или буфет для посуды. Полки часто располагались диагонально или вообще имели криволинейную форму. А некоторые элементы и вовсе ставили в тупик.
Второй материал, нетипичный для мебели, который использовали в Memphis, — терраццо. Это смесь извести или цемента с кусочками камней, мрамора или стекла. Обычно его применяли для покрытия полов.
Члены Memphis покрывали предметы мебели не просто ламинатом, а ламинатом с разнообразными паттернами с броскими узорами контрастных цветов. Визуально такая мебель не давала обитателям покой, она напоминала о том, что дом — не тихая гавань, впускала в него пестроту окружающей рекламы, неоновых вывесок, афиш.
Вдохновение дизайнеры черпали из разных источников. Это могли быть чёрно-белые узоры, напоминающие оптические иллюзии. Или совсем не художественные мотивы, как, например, рисунок проволочной корзины для мусора.
Помимо ламината в Memphis создавали паттерны и для текстиля.
То же относится и к диванам. Дизайнеры Memphis как будто шутят над их будущими обладателями. Диван — одно из наиболее уютных мест в гостиной, где можно удобно сесть, лечь, отдохнуть. Но часто формы «мемфисских» диванов неудобные, нелогичные, они снова заставляют задуматься о функции привычных предметов.
Современные лампы были гладкими, с белыми, чёрными или неокрашенными металлическими поверхностями. Главное — они были функциональными.
Многие лампы Memphis — скорее светящиеся скульптуры причудливой формы, независимо от того, какую функцию они могут выполнять. А если лампы конструктивно и похожи на типичные современные настольную лампу или торшер, то окрашены в яркие цвета и содержат непривычные элементы.
Memphis после Memphis
Международный состав группы способствовал тому, чтобы стиль Memphis распространился во Франции, Испании, Австрии, Японии, США. Этторе Соттсасс покинул Memphis в 1985 году, но объединение продолжало существовать до 1988-го. Когда оно распалось, его участники перестали выпускать мебель под одним брендом, но не оставили эту эстетику.
В 2011 году модный дом Dior выпустил коллекцию, вдохновлённую эстетикой Memphis. А в 2013-м дизайнер и художница Натали дю Паскье создала сумки и подушки в стилистике Memphis для датского бренда Wrong for Hay. Год спустя она разработала коллекцию для модной компании American Apparel.
Компания Memphis существует до сих пор. Мебель оригинального бренда производится под брендом Memphis-Milano в неограниченных сериях. Новый бренд Post Design заработал с 1997 года, и некоторые бывшие участники Memphis — Этторе Соттсасс, Натали дю Паскье, Джордж Соуден — создают для него предметы интерьера. Правда, теперь каждый придерживается собственного выразительного языка.