ментальный подарок что это
Техника “Дарение подарков”- для улучшения отношений
Из недров нашего форума достала еще одну полезную и действенную технику. Применять ее следует к человеку, который к вам негативно настроен. Суть техники в том, что при мысленной передаче положительной энергии другому человеку начинает меняться неблагоприятная ситуация, сложившаяся между вами.
⚜ В каких ситуациях применять технику:
✅ получение справки/документа в гос.учреждении
✅ подписание важных документов
✅ при сдаче экзамена
✅ при отсутствии взаимопонимания
✅ для налаживания отношений и т.д.
⚜ Как применять технику:
➡️ Представьте человека, который фигурирует в данной ситуации. Мысленно обратитесь к нему по имени. Можете назвать его ласковым или приятным словом (особенно, если не знаете имени).
➡️ Подумайте, чего не хватает или хочется этому человеку: отпуска у моря, новой машины, шикарной шубы, здоровья, личного счастья, новой сумочки, букета любимых цветов?! Даже если вы не знаете о его предпочтениях, выберете подарок на свой вкус. Это может быть все, что угодно. Но не скупитесь и не скромничайте. Пусть ваш подарок будет шикарным. Станьте волшебником и представьте, что можете дать другому все, что он пожелает.
➡️ Мысленно подарите человеку, на чем остановился ваш выбор. Делайте это искренне, от души, желая сделать приятное. Представьте его восторженную реакцию в это момент, его улыбку, радость, возможно, вы даже увидите слезы счастья. Наблюдайте, как улучшается настроение этого человека.
❕Важное условие: в момент дарения подарка вы должны быть в хорошем настроении.
Невероятным образом отношение одариваемого человека по отношению к вам меняется в лучшую сторону, он становится расположен к вам и хочет помочь.
Также технику можно применять к человеку, которому вы завидуете; к своему близкому, который в плохом настроении и срывается на вас; даже к тому, кто сделал вам гадость.
Вот так легко, переключившись на положительную энергию, вы можете улучшить отношения с другим человеком и добиться от него нужного вам действия.
А___К___А___Д___Е___М___И___Я
В а ш е г о УСПЕХа
Ментальный подарок
Эта техника используется, если кто-то досаждает вам, создаёт для вас проблему. Для начала определите, чего в данный момент не хватает этому человеку. В чём он нуждается: внимании, любви или материальных благах? А затем вообразите, мысленно представьте картинку, что человек это уже имеет. Поясню на примере.
Я встретилась в транспорте со своей знакомой, кстати, её тоже зовут Ольгой. Весело разговариваем, т.к. давно не виделись. Вдруг чувствуем чей-то напряжённый взгляд в нашу сторону. Оказывается, недалеко сидящий от нас мужчина, оценив по достоинству грудь Ольги (которая, надо отметить справедливости ради, у неё замеча-а-ательных размеров), буквально эту выпуклость гипнотизирует. Аж, рот приоткрыл! Правда, слюна не капает. Я предложила Ольге мысленно представить, что дома на кровати этого мужчину нетерпеливо ждёт роскошная блондинка. Буквально через минуту мужчина заёрзал на своём сиденье, стал вытирать со лба внезапно выступивший пот и… вышел на ближайшей остановке. Мы сразу поняли, что он побежал к своей красавице. Мы, конечно, тогда долго смеялись и до сих пор, встречаясь, весело вспоминаем этот случай.
По опыту могу сказать, если в транспорте пьяный неприлично себя ведёт, кровать ему лучше не дарить (ментально, конечно). Уснёт сразу же, а потом бедному кондуктору катать его по городу, пока тот не проснётся.
Хотите попрактиковаться в этой энергозаряжающей технике? Вот вам задание.
Самостоятельное практическое задание
Придумайте ментальные (мысленные) подарки для:
— пьяного в общественном транспорте или другом общественном месте, орущего песни или пристающего к окружающим;
— расстроенному коллеге, которому строгий начальник устроил «разнос»;
— начальнику, которого вывел из рабочего ритма подчинённый-растяпа;
— соседу, который по выходным просто «достал» вас громкой полуночной музыкой;
— найдите другие причины для ментальных подарков и поделитесь вашими находками.
Примечание. Если Вы возьмёте себе за правило придумывать по 3-4 ментальных подарка к каждой ситуации, то отметите, что становитесь более креативным, творческим человеком. Почему? Да, потому что Ваше правое полушарие находится в постоянной работе. Так что, тренируйтесь с пользой и для себя, и для окружающих!
Блог Счастья!
Симоронская техника: дарим подарки!
Как иногда коварны стечения обстоятельств! Вроде такой прекрасный настрой, дело спорится, и тут на тебе – беда подкралась незаметно. Нет, я не о несчастных случаях и стихийных бедствиях, а об определенных людях, которые встают как скала между вами и заветной целью, и обойти ее нет никакой возможности.
Все мы рано или поздно оказываемся в таких ситуациях. Хочется взять и сказать: «Ну, что ты выделываешься! Что тебе стоит! Это твоя работа», но вместо этого глупо улыбаешься, и думаешь, и почему в школе не учат давать взятки…
Симоронская техника «Дарим подарки» работает именно над устранением такого плана проблем.
Начальник не подписывает вам аванс? В муниципальной службе отказываются давать справку? Или важная персона томно тянет: «Мы не можем (читай: не хотим) вам помочь»…
Здесь вашим спасением и симоронская техника «дарим подарки». Я уже давно и весьма успешно ей пользуюсь. И, надо сказать, в особенно критических ситуациях, она действует безотказно.
Итак, перед вами захлопнули дверь, и вы не можете достучаться до собеседника, что делать?
Потрясающий эффект этих даров заключается в том, что человек действительно начинает смягчаться и идти вам навстречу!
Однажды мне нужен был дубликат справки с госучреждения, однако женщина, дававшая разрешение на их выдачу была, мягко говоря, самодуром. В первый раз, когда я к ней пришла, даже не ожидала такой реакции. Нет и все. Хоть польку пляши, они дубликаты не выдают… но должны. Тогда, к сожалению, мне не удалось на нее повлиять: зазвонил телефон, и она кивнула в сторону двери типа «вы свободны». Конечно, немного понервничав и послушав советы бывалых, я вдруг поняла, что телефон – это собственно, т.е. повлиять на нее можно именно с его помощью. Понятно, было очень сложно – говорить и мысленно посылать подарки. Но часто мы себя просто недооцениваем… Признаюсь, получалось сбивчиво, но посыл звучал примерно так:
«Дорогая, Марусенька! Дарю шикарную розу на воротничок, золотые подстежки для наколенников, дачу с видом на океан, щедрых любовников, шаль теплую мойка керхер тебе еще пригодится …»
Использовала в данном случае «Марусеньку», потому что не помню настоящего имени.
В итоге – она согласилась! Даже помню, что дарила в этот момент брильянтовое колье. Разумеется, ответ «да» прозвучал немного сухо и деловито. Но ведь важен результат. Справку я получила на следующий день без разговоров и дополнительных воздействий.
И это далеко не единственный случай!
Симоронская техника «дарим подарки» замечательно справляется с разного рода отказами, особенно от незнакомых людей. Со знакомыми немного сложнее, потому что вы знаете их характер и уже подсознательно готовитесь к негативной реакции. Однако если вы убедите себя в блестящем результате, то и здесь справитесь!
Это не купишь в магазине: как правильно делать благотворительные подарки на Новый год
В канун Нового года благотворительность становится популярной как никогда — многие хотят закончить год добрым делом. Вот только формат и смысл добрых дел часто не имеют ничего общего с реальной эффективной помощью, а огромные бюджеты компаний и личные средства обычных людей направляются на проекты, которые не более долговечны, чем конфетти. Почему так происходит и как стоит поздравить благотворительные фонды, рассказывает Александра Бабкина, директор социальных проектов VK, руководитель «Добра Mail.ru».
Выбирать грамотные подарки
Люди эмоциональны, а частая мотивация участвовать в благотворительности — почувствовать себя хорошо, просто сделать что-то доброе. Поэтому даже очень рациональные люди дарят то, что кажется милым и поднимает настроение. Так набирают популярность бесконечные елки с детскими пожеланиями «хочу айфон» или «хочу куклу». Купить подарок, упаковать и отправить — порой даже не видя ребенка, который написал пожелание, — это просто и красиво: никаких лишних эмоций и переживаний, только «новогоднее волшебство». «Мы в фонде всегда говорим: желание помогать — бесценно. Но, когда вы кому-то помогаете, какого результата вы ждете? «Счастливых глаз детей»? Благодарности? Если так, то, к сожалению, вы просто хотите потешить свое самолюбие», — говорит Варвара Пензова, директор фонда «Дети наши», который занимается профилактикой социального сиротства и помогает детям, оставшимся без попечения родителей. По ее словам, это очень частая ошибка — собирать подарки в детские дома, чтобы внести «ощутимый вклад» и «порадовать бедного сиротку», у которого ничего нет. «Вот только у него нет семьи, любви, заботы, индивидуального внимания, а не игрушек или каких-то вещей. И простыми подарками вы этого никогда не исправите. Я не раз слышала от наших выпускников, что им не нужна жалость, не нужны поблажки, не нужно, чтобы их задаривали», — объясняет Пензова.
Что тогда можно сделать, если все-таки хочется помочь сиротам? Начать поддерживать системные благотворительные программы: например, «Шанс» фонда «Арифметика Добра» (помогает школьникам восполнить пробелы в знаниях и подготовиться к выпускным экзаменам) или проект «Дарите навыки вместо игрушек» фонда «Дети наши». «Представьте, что ваша помощь даст ребенку возможность определиться с профессией, успешно поступить в выбранное учебное заведение, завести друзей, построить доверительные отношения… Звучит гораздо лучше, чем «я подарил ребенку плюшевого мишку», правда?» — говорит Пензова.
Поддержать работу фонда — эффективный способ поздравить. В хорошо работающем фонде всегда подскажут, как сделать это удобным и приятным способом
Ребята, которые учатся в таких проектах, расширяют свои представления о мире и о профессии, которая может стать делом жизни, понимают ценность обучения, становятся более успешными и адаптированными к жизни в обществе взрослыми людьми. Стоимость таких инициатив может быть сравнима с ценой на новый смартфон или ноутбук. Например, фонд «Дети наши» организовал в Шаталовском детском доме швейную студию «Лоскуток» — работа кружка, в котором могут одновременно заниматься 11 детей, обходится фонду в 110 000 рублей в год.
При этом, как говорят представители некоммерческих организаций («Волонтеры в помощь детям-сиротам», «Арифметика добра», «Дети наши» и других), без праздничных подарков дети не останутся: их подарят волонтеры, которые общаются с мальчиками и девочками регулярно, становятся для них близкими взрослыми людьми.
Конечно, полезные подарки нужны не только сиротам. И тут важно, что по-настоящему важные желания и мечты — это не то, что можно купить в магазине. Например, когда у человека появляется шанс жить в семье или самостоятельно, а не в интернате. Или когда родные могут забрать ребенка с неизлечимым диагнозом домой и не переживать, что ему будет больно, а им — страшно. «Эти понятные человеческие желания можно исполнить, если грамотно организовать поддержку. В фонде «Дедморозим» в Пермском крае для этого работают службы помощи детям — команды профессионалов, которые оказываются рядом в трудной ситуации и помогают с ней справиться», — рассказывает Инна Бабина, член президиума фонда «Дедморозим». Например, Служба качества жизни сопровождает на дому неизлечимо больных детей, предоставляя их семьям медицинскую, психологическую и юридическую помощь, а Служба сохранения семей помогает детям не попасть в детский дом — психологи и юристы поддерживают мам, которые, оказавшись в кризисной ситуации, думают, что единственный выход — отказ от ребенка.
Свои системные проекты поддержки подопечных есть у фонда Spina Bifida (поддержка детей с патологией спинного мозга с 3 до 18 лет — регулярные онлайн-занятия для улучшения здоровья и оказание психологической поддержки), фонда по борьбе с инсультом «ОРБИ» (программа обучения медицинского персонала в регионах и создание эргокомнат в профильных ЛПУ), фонда «Старость в радость» (программа по внедрению системы долговременного ухода за пожилыми людьми на уровне государства) и других НКО.
«Помогать, предлагая поддержку профессионалов, действительно эффективнее, чем только купить и передать семье с больным ребенком медицинскую технику или маме в кризисе — продуктовый набор», — объясняет Бабина. Именно поэтому поддержать работу фонда — эффективный способ поздравить. В хорошо работающем фонде всегда подскажут, как сделать это удобным и приятным способом. Форматов, в том числе новогодних и приносящих чудесное настроение, множество — от обычных пожертвований и благотворительности вместо корпоративных сувениров до событий и акций, в которых можно вовлечь сотрудников и клиентов.
Хотите помочь бездомным животным? Тут как раз пригодятся подарки и ваше время — главное, выбрать проверенные фонды и приюты. «Вы можете съездить в приют, чтобы погулять с собаками, пообщаться с кошками, угостить всех хвостатых обитателей приюта лакомствами. Животным в приютах часто не хватает общения — как правило, они видят только своих волонтеров и постепенно забывают, как общаться с другими людьми. И кто знает, вдруг в такой поездке вы встретите собаку или кошку своей мечты — ту самую, которой не хватает у вас дома», — говорит Анастасия Попова, менеджер проектов фонда «Рэй». Попова отдельно отмечает, что решение взять к себе домой питомца из приюта должно быть взвешенным и что никогда не стоит дарить животных в качестве подарков: «Праздники кончатся, новогоднее настроение уйдет, а подаренный котенок, щенок или хомячок рискуют оказаться на улице».
Зато сами животные будут рады подаркам — корму, лакомствам, амуниции (поводки, ошейники, шлейки), мискам, чистым полотенцам и постельному белью (для подстилок). К индивидуальным просьбам относятся конкретные лекарства, лечебные корма, различные принадлежности для животных определенного размера или возраста. Узнать нужды конкретного приюта и его питомцев можно, позвонив или написав в приют — волонтеры подскажут, чего особенно не хватает здесь и сейчас. Можно также поучаствовать в новогодних акциях не вставая с дивана — например, фонд «Ника» запустил акцию «Санта для хвоста», чтобы собрать 30 тонн корма для бездомных собак и кошек Москвы и Московской области, чтобы они смогли пережить зиму.
Настроить автоплатежи в несколько фондов, ценности которых близки вам (а заодно написать пост о том, почему это важно), — отличный подарок для некоммерческих организаций
Начать помогать регулярно
Дарить деньги кажется не очень эмоциональным и лишенным флера чудес: никакой праздничной упаковки. Но настроить автоплатежи в несколько фондов, ценности которых близки вам (а заодно написать пост о том, почему это важно), — отличный подарок для некоммерческих организаций. Мало что может быть лучше, чем уверенность, что в следующем месяце фонд сможет продолжить свою работу, помогать срочно и большему числу нуждающихся: эта уверенность складывается не только из профессиональной ежедневной работы фонда, но и из регулярной поддержки обычных людей: даже маленькое, но регулярное пожертвование — большая помощь.
Купить в подарок мерч благотворительных организаций
Благотворительность может быть стильной и радостной. Крутой мерч, который захочется носить каждый день, экологичные шопперы или одежда из переработанных материалов — то, что может стать отличной альтернативой традиционным подарком. Найти такие можно на Lamoda в разделе «Хочу помочь» в магазине «Есть смысл», на сайтах многих благотворительных организаций (например, худи «Мечтай сейчас» можно купить на сайте фонда «Живи сейчас», который помогает людям с боковым амиотрофическим склерозом).
«Продажа мерча для НКО — возможность получить средства на развитие организации и помощь людям. Другие способы — пожертвовать в фонд напрямую, купить товары на благотворительной ярмарке или поучаствовать в предновогодних акциях, — говорит Наталья Луговая, директор фонда «Живи сейчас». Фонд выпустил к Новому году открытки из посевной бумаги: посадив их в землю, можно вырастить цветок василек — символ фонда. Собранные средства позволят помогать людям с БАС, боковым амиотрофическим склерозом. «Покупая такую открытку, вы сами «сеете добро», помогаете нам помогать людям с этой редкой болезнью», — объясняет Наталья.
А еще можно купить керамическую посуду и игрушки, созданные руками художников с ментальными нарушениями в творческом объединении «Круг»; порадовать друзей мерчем фонда «Антон тут рядом» с незабываемыми цитатами людей с аутизмом или отправиться в Новый год с «Бортовым журналом» вместо ежедневника из магазина «Легко-легко» (средства от продаж идут на развитие инклюзивных мастерских).
Вовлекать в поддержку как можно больше людей
Поздравить подопечных некоммерческой организации или ее сотрудников самому — это уже отличная идея. Но важно вовлечь в поддержку и поздравления как можно больше людей. Если вы владелец или руководитель компании (или просто специалист, готовый продвигать свои идеи), можно предложить сотрудникам самостоятельно распорядиться благотворительным бюджетом — средствами, сэкономленными в течение года, или бюджетом на новогодний корпоратив. Это гораздо лучше, чем классический формат «благотворительность вместо сувениров», когда сотрудник или партнер компании получает уведомление о том, что вместо подарка средства направлены в фонд: ведь у всех разные предпочтения.
Важно не решать за других, а дать людям возможность участвовать в выборе и объединяться, чтобы помогать
Кто-то любит помогать бездомным или редким животным, кто-то поддерживает одиноких стариков или людей с редкими заболеваниями. Поэтому важно не решать за других, а дать людям возможность участвовать в выборе и объединяться, чтобы помогать. Хороший пример в этом смысле — новогодний проект Райффайзенбанка для сотрудников компании: второй год подряд банк дает своим сотрудникам возможность распределить бюджет среди фондов, которые прошли поверку «Добра Mail.ru». В результате сотрудники вовлекаются в благотворительность, поддерживают фонды и своими личными пожертвованиями, а помощь банка и сотрудников помогает фондам целый год. Несмотря на то что вклад одного человека кажется незначительным, общая сумма пожертвований от компании внушительная: более 45 млн рублей в прошлом году и более 47 млн в этом.
Поддержать тех, кто помогает
Часто некоммерческие организации стараются максимум пожертвований направить на помощь подопечным. При этом сотрудники НКО — эксперты, которые накопили огромный опыт в решении социальных проблем, чей рабочий день не нормирован и требует большой эмоциональной вовлеченности, редко получают даже среднюю зарплату. Настроить автоплатеж на «уставную деятельность организации» — это значит сделать так, чтобы люди, которые помогают, могли чувствовать себя увереннее, проходить важное обучение, которое поможет помогать еще эффективнее, а также отдыхать и восполнять ресурс.
«Давайте будем честны: сотрудники (а чаще всего это сотрудницы) и волонтеры НКО весь год что-то изобретают на благо своей организации: на свой день рождения просят подарить им пожертвование в любимый фонд, сами дарят друг другу благотворительный мерч и так далее. Они мало думают о себе, а если вспоминают, то испытывают от этого чувство неловкости. На себя никогда не остается времени», — говорит Анна Морозова, эксперт по организационному развитию НКО, создательница канала о благотворительности как профессии «Без сахара». Морозова уверена, что лучший подарок сотруднику фонда — это время на себя: «Это может быть подарочная карта в какой-то магазин косметики или спорттоваров, возможность сходить в спа, а может быть, какое-то яркое впечатление — полет на воздушном шаре или билет на новую выставку».
Сделать полезное доброе дело под Новый год проще, чем кажется. Главное, подумать, насколько ваш подарок полезен тем, кому он преподносится, и добавить в предновогодний эмоциональный вихрь немного рациональности. Так есть шанс, что ваши новогодние подарки будут работать целый ягод.
7 научных фактов, которые помогут выбрать правильный подарок
Часто люди сами говорят, что хотят получить, но их невнимательно слушают
Подарки должны показывать теплое отношение к человеку и укреплять с ним связь. Но не всем и не всегда удается сделать правильный выбор.
Часто проблема в том, что даритель находится в плену у стереотипов: ему кажется, что подарки должны быть дорогими и неожиданными. Но, как показывают исследования, это далеко не главное. Вот несколько научных фактов, которые помогут посмотреть на ситуацию с другой стороны и остановиться на чем-то подходящем.
В 2022 с новыми знаниями
Мозгу приятнее дарить, чем получать
Если вы думаете, что лучшая часть праздников — это когда вам дарят подарки, вы ошибаетесь. На самом деле счастливыми мы себя чувствуем, когда сами что-то дарим.
Причем, как показывают исследования, одаривание — это настолько универсальная вещь, что не так важно, собираетесь ли вы что-то вручить близким, едва знакомым или жертвуете деньги на благотворительность — все равно получите свою дозу дофамина.
Нейронная связь между счастьем и щедростью — Nature CommunicationsPDF, 765 КБ
Половина участников должна была потратить эти деньги на себя, половина — хотя бы часть суммы на подарки другим. Выдавать деньги на самом деле не собирались, но мозговая активность второй группы участников изменилась: МРТ показала, что у них активны и взаимодействуют между собой зоны в височно-теменном узле и в вентральном полосатом теле — эти области мозга работают, когда человек чувствует себя счастливым и когда совершает добрый поступок. Это, по мнению авторов работы, доказывает, что щедрость и ощущение счастья взаимосвязаны.
Отдельно ученые отметили, что размер суммы, которую участники исследования собирались потратить на окружающих, не имел большого влияния. А значит, даже просто покупка кофе коллегам может значительно улучшить настроение.
Но, конечно, подарки делают нас счастливее не только за счет этого. С эволюционной точки зрения люди — просоциальные животные, которые стремятся укреплять связи с другими. Исследования показывают, что во время обмена подарками происходит нейронная синхронизация — в мозгах начинают происходить похожие процессы. Это позволяет синхронизировать и поведение: человека становится легче понять и с ним проще кооперироваться.
Сюрпризы переоценены
Даритель и одариваемый часто смотрят на подарок с разных сторон. Первый концентрируется на моменте его вручения: он хочет увидеть радость во время распаковки и выбирает что-то эффектное. Но одариваемому важнее другое: какие эмоции он получит, когда воспользуется подарком. Например, подписка на онлайн-кинотеатр или музыкальный сервис может показаться довольно скучным выбором, но она будет приносить радость в течение всего срока ее действия. Если, конечно, по ней будет доступ к фильмам и музыке, которые нравятся человеку.
Затем другой группе участников дали задание: выбрать что-то из списка либо придумать идею подарка самостоятельно в том же ценовом диапазоне. После этого получателям сообщили, что именно для них подготовили. Многие дарители думали, что подарок не из виш-листа покажется более личным и продуманным. Но они ошибались. Те, кому в итоге пообещали книгу или технику из их списка, были более довольны, чем те, кому готовили вещь, о которой не просили. Кроме того, оригинальный подарок при наличии виш-листа рассматривается как невнимание к пожеланиям.
Как говорит соавтор исследования Фрэнк Флинн, прислушиваться к пожеланиям близких людей — это легкий способ укрепить отношения. Но мы слишком часто не обращаем на них внимания.
Деньги — хороший подарок, но не маме
Деньги в качестве подарка — не такой плохой вариант, как многим кажется. Опросы показывают, что более половины россиян хотели бы получить на этот Новый год именно деньги. Но для многих это останется мечтами: только 22% респондентов собираются их дарить.
Исследование потребительских расходов «Новый год и Рождество — 2022» — DeloittePDF, 4,1 МБ
По всей видимости, ценность такого подарка в свободе выбора: ведь можно купить то, что действительно хочется, не ограничиваясь рамками.
Но все же конверт с деньгами не универсальный подарок. В 1980-х в Эксетерском университете провели серию экспериментов с участием студентов и их матерей. Студенты должны были выбрать что-то для своих матерей.
Но перед началом эксперимента и первых, и вторых попросили оценить разные типы подарков — от денег и подарочных сертификатов до индивидуально подобранных вещей. Обе группы сочли, что деньги — самый неподходящий подарок в этой ситуации. Все-таки матери ожидали, что дети потратят время на выбор подарка. При этом в исследовании не сказано, хотели бы дети получить от матерей подарок в виде денег, но что-то подсказывает, что многие были бы не против.
Получатель часто оценивает подарок ниже реальной стоимости
В начале 1990-х американский экономист Джоэл Вальдфогель покусился на святое: он опубликовал статью, в которой написал об экономической нецелесообразности подарков на Рождество.
Безвозвратные потери Рождества — American Economic ReviewPDF, 578 КБ
Одариваемые далеко не всегда готовы заплатить столько же за вещь, сколько заплатил даритель. А значит, по сути, это финансовые потери.
В своем эксперименте экономист попросил студентов Йельского университета оценить, сколько стоили подарки, которые им подарили разные люди, и сколько они готовы были бы заплатить сами за ту же вещь. В итоге в среднем подарки потеряли от 10 до 33% цены.
Причем друзья чаще остальных угадывали с подарками, а дяди, тети, бабушки и дедушки — реже всего. Вальдфогель считает, что неподходящие подарки ухудшают финансовое положение дарителей, но не приносят удовлетворенности одариваемым. Так что на подарок не имеет смысла много тратить, если вы не общаетесь с получателем достаточно близко, чтобы знать о его вкусах.
Были и другие исследования, подтвердившие, что дарители и получатели часто по-разному оценивают ценность подарка. Люди, покупающие дорогой подарок, как правило, рассчитывают на большую благодарность, чем обычно, но получатели при этом часто не видят повода для особой признательности.
Как указывают исследователи, дарители воспринимают подарок как вещь, которой лишаются. Получившие же подарок не знают, как много времени и усилий потрачено на выбор, и не могут оценить издержки.
Какой здесь может быть выход? Рецепт от Вальдфогеля — друзьям-экономистам он дарит подарочные сертификаты. На них он рисует диаграммы, чтобы проиллюстрировать, почему для экономики лучше такие сертификаты, чем неподходящие вещи.
Подарки могут сближать и отдалять людей
Удачный подарок показывает, что мы хорошо знаем человека и его интересы. Дальше начинается магия укрепления отношений. Предположения о том, что может понравиться близким, часто основаны на наших собственных предпочтениях. И если подарок окажется подходящим, у получателя складывается ощущение, что вы с ним очень похожи. А сходство укрепляет симпатию.
Верно и обратное: неудачный выбор может изменить отношение получателя подарка. В эксперименте в Университете Вирджинии незнакомые мужчины и женщины выбирали друг для друга сертификат в один из магазинов или ресторанов. После этого участникам сообщили, что их партнер по эксперименту приготовил для них. Если подарочный сертификат разочаровывал получателя, он говорил о дарителе как о не похожем на себя человеке. Причем мужчины чаще приходили к выводу, что даритель не похож на них.
Дар близости: как хорошие и плохие подарки влияют на отношения — Social CognitionPDF, 766 КБ
Во втором эксперименте участвовали романтические партнеры — здесь гендерное различие в восприятии подарков стало еще более явным. Женщины, которым не нравился выбранный для них сертификат, не только легче к этому относились, но и продолжали считать свои отношения перспективными.
Иногда укрепить связь могут и подарки, раскрывающие личность дарителя. Одну группу участников эксперимента попросили выбрать на Айтюнс и отправить в подарок родственникам, друзьям или знакомым песню, которая, по их мнению, должна была им понравиться.
Другую группу попросили отправить в качестве подарка ту песню, которая нравится им самим. Как ни удивительно, но во второй группе было больше довольных получателей. Такой подарок вызвал у получателей ощущение близости, дал почувствовать, что с ними поделились чем-то сокровенным.
Хороший подарок — тот, что экономит время
Несколько лет назад американские ученые экспериментальным путем выяснили, как легко испортить впечатления от подарка.
Преодоление нехватки ресурсов: реакция потребителей на подарки для экономии времени и денег — Harvard Business SchoolPDF, 435 КБ
Вторая группа писала в записке не о нехватке денег, а о нехватке времени. По сути, это было предложение взять какой-то сэндвич вместо того, чтобы готовить его самому.
В итоге те, кто получил карту для экономии денег, испытали широкий спектр эмоций: смущение, стыд и даже чувство вины. У тех, кто получил карту для экономии времени, такой негативной реакции не было.
Соавтор исследования Грант Доннелли объясняет это тем, что подарки, помогающие экономить деньги, воспринимаются как пренебрежительные. Получатели думают, что их считают несамостоятельными и некомпетентными, раз они не могут заработать достаточно. Нехватка времени, напротив, говорит о занятости и востребованности человека. Так что подарок, которые помогает сэкономить время — это скорее комплимент.
В любом случае Доннелли наглядно показал в своем эксперименте, как правильно подобранные слова могут сделать любой подарок лучше.
Детям лучше дарить осязаемые подарки
Праздники особенно важны для детей. Ритуалы — украшение дома, совместная готовка ужина, обмен подарками — не просто сближают членов семьи, они развивают самых младших. Дети из семей с прочными праздничными традициями проще ладят со сверстниками, а во взрослом возрасте более счастливы в отношениях с собственными детьми.
Как выбрать хороший подарок для ребенка? Очень важно не руководствоваться своими взрослыми предпочтениями. Например, известно, что взрослые люди во многих ситуациях предпочтут получить в подарок впечатления, а не материальную вещь. С детьми 3—12 лет все иначе.
Группа исследователей из Университета Чикаго обнаружила: уровень счастья у детей, получивших в подарок мягкую игрушку или конструктор, гораздо выше, чем у тех, кому предстоит получить какой-то приятный опыт. Разумеется, поездка в парк развлечений тоже приведет их в восторг, но они ее быстро забудут. Детская память устроена иначе, чем у взрослых: они хуже запоминают некоторые вещи. Чтобы парк развлечений оставался надолго в их памяти, надо показывать фотографии или видео из поездки. С осязаемым подарком все проще: ребенок будет радоваться каждый раз, когда играет с ним.
При этом уже в подростковом возрасте дети начинают ценить впечатления. Для них удачным подарком может стать обучающий курс или путешествие.