мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения

Мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения

мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть картинку мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Картинка про мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения
мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть картинку мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Картинка про мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения
мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть картинку мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Картинка про мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения
мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть картинку мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Картинка про мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения

мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть картинку мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Картинка про мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения

мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть картинку мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Картинка про мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения

мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть картинку мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Картинка про мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения&nbsp&nbsp&nbsp мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть картинку мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Картинка про мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения&nbsp&nbsp&nbsp мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть картинку мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Картинка про мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения

мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть картинку мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Картинка про мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведениямероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть картинку мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Картинка про мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведениямероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть картинку мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Картинка про мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведениямероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть картинку мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Картинка про мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведениямероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть картинку мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Картинка про мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведениямероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть картинку мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Картинка про мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведениямероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть картинку мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Картинка про мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведениямероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть картинку мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Картинка про мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ К 300-ЛЕТИЮ М. В. ЛОМОНОСОВА

ПЛАН РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК
МЯСНИКОВСКОГО РАЙОНА
К 300-ЛЕТИЮ М. В. ЛОМОНОСОВА

Тема мероприятия

форма

сроки

библиотека

Чалтырское поселение

— « Все испытал и все проник»,
— « Олицетворение русской
науки»

Источник

Сценарий мероприятия, посвященного жизни, творческому и научному наследию М.В. Ломоносова, «Великий сын России»

Оформление: выставка: книги о М.В. Ломоносове, произведения М.В. Ломоносова; слайды.

Цель: познакомить учащихся с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова, расширить знания о творчестве, научном наследии М.В. Ломоносова, воспитывать патриотизм.

«Любой век, любая эпоха нашей народной жизни всегда приукрашена чьей-либо яркой жизнью, деяниями особо славными. Многие звезды украшали русское небо ХVII столетия. Звездой первой величины явилась слава Михаила Ломоносова».
Б. Шергин

Ход мероприятия

Библиотекарь: 19 ноября 2011 года исполнится 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. (Приложение 1)

– А кто такой Ломоносов? – Ученый! – А какой ученый? – Физик, химик, геолог и т.д. – И то и другое, и третье, и даже двадцатое – верно! Потому что ученый Михаил Васильевич Ломоносов был разносторонним, интересовался многими науками и преуспел в них, сделав открытия (или высказав предположения), ставшие впоследствии краеугольным (начальным) камнем этих отраслей знаний.

Ученик:

Родился Михаил в России.
Недалеко от Холмогор,
Родители его любили,
Отец крестьянин был, помор,
Поморов море закаляло,
И в десять лет уже с отцом
Он в море выходил немало
И в деле преуспел морском.

Ведущий: Родился Ломоносов 19 ноября 1711 года, в деревне Мишанской. Деревенька стояла на речном Курострове, напротив древнего города Холмогоры,на одном из 9 островов дельты широкой и глубокой Северной Двины, примерно в 140 км от места ее впадения в Белое море. А по течению реки через девяносто верст, в сторону Белого моря, приплывешь в город Архангельск, который слывет главным северным портом России.

Здешние жители кормились рекой, обычно с ранней весны выходили они по реке в Белое море и до поздней осени добывали тюленей, мортелей, ловили сетями жирную беломорскую рыбу…

Ходили по морю – оттого и звали обитателей этих краев – поморами. (Приложение 2)

Библиотекарь: И отец Мишани Ломоносова, и его дед, и брат деда, известный в этих местах кормщик (рулевой судна) Лука Ломоносов всю жизнь промышляли этим делом и другой жизни не знали. Предназначено было стать рыбаком и мореходом и Михаилу Ломоносову.

Труд потомственного рыбака и в самом деле был нелегок, мальчиков приучали к нему с детства. «Зуйками» называли 10-12 летних мальчишек, которые уходили в море вместе с взрослыми, чтобы помогать вытаскивать сети, вычерпывать воду, «быть как все». Любознательного мальчика интересовали в море не только тюлени да рыба. Отец рассказывал ему о повадках морского зверя, о том, куда и в какую погоду отправляться, чтобы не остаться без улова, о приметах рыбацких и о том: что наблюдая за полетом птиц, можно проследить ход рыбы. Но на некоторые вопросы сына отец ответить не мог: «Почему вода светится?», « Отчего вода каждый день то приливает, то отступает?»…

А мальчика интересовали северные сияния, процесс выварки соли из подземных растворов, форма раковин на морском берегу…

А потом Михайло выучился грамоте.

Ученик:

Иван Шубной, Семен Никитин
Учили грамоте его.
И в ноги пал второй учитель –
Не знает больше ничего.

Ведущий: Отныне юный Михайло Ломоносов уже не мог представить себе жизни без книжки. А книжек этих у него было аж три! Или всего три! Но зато какие! «Грамматика» М. Смотрицкого, «Арифметика» Л. Магницкого и «Псалтырь рифмотворная» Симеона Полоцкого.

«Грамматика» – содержала правила «говорения и письма» и даже некоторые советы по сочинительству стихов; «Арифметика» – учебник по математике, содержал популярное изложение основ геометрии, физики, астрономии, географии, механики, кроме того, она давала сведения, полезные в торговом деле, строительном искусстве.

Библиотекарь: В 14 лет он уже грамотно и четко писал (сохранились написанные им «листки»), читал любую книжку, которую мог достать.

Несчастливой была жизнь Михаила дома. Его мать Елена Ивановна Сивкова умерла, когда ему было 9 лет. Отец, по отзывам Михаила, был человеком добрым, но воспитанным «в крайнем невежестве». Через год после смерти супруги отец женился вторично, на дочери крестьянина из соседней области Феодоре Михайловне Усковой. Мачеха была к Мише добра и приветлива, даже помогала ему в образовании, чем могла. Но, к сожалению, через 3 года умерла, после чего отец вскоре женился в третий раз, на вдове Ирине Семеновне Корельской. Для 13-летнего Михаила она оказалась «злой и завистливой мачехой», которую раздражало увлечение пасынка книгами. Позже с обидой Михаил писал: «… Мачеха всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу попусту за книгами, для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод…» Против дальнейшей учебы сына выступил и отец, который хотел видеть его рыбаком. Устав от придирок мачехи, домашних ссор и запретов учиться дальше, а так же узнав, что отец хочет его женить, 19-летний Михаил принимает решение – уйти из дома и продолжить учебу в Москве, так как он заранее узнал, что высшими науками можно овладеть только в трех городах России – Москве, Киеве и Санкт-Петербурге.

Годы, проведенные Ломоносовым в Поморье, сыграли большую роль в формировании его мировоззрения, наложили отпечаток на интересы и стремления юноши, в значительной степени определили направление его дальнейшего творчества.

Ученик:

Читает книги Ломоносов,
Что у соседей раздобыл,
И в девятнадцать лет с обозом
В Москву уехать он решил.

Библиотекарь: Первую ночь в Москве Ломоносову пришлось спать в санях-розвальнях: «Первую ночь я проспал в рыбном ряду. Наутро проснулся так рано, что когда все еще спали…

В Москве нет ни одного знакомого человека. Когда совсем рассвело, пришел какой-то господский приказчик покупать из обоза рыбу. Был он земляк наш, холмогорский. Взял меня к себе в дом. Отвел угол для жилья, а через 2 дня пришел к нам монах. Вот и представил приказчик меня этому монаху, рассказал о моей охоте к учению и попросил постараться, чтобы меня приняли в Спасское училище». (Приложение 4)

Ученик:

И скрыв свое происхожденье,
Как будто вышел из дворян,
Он поступает в академию,
Где лучшим он из лучших стал.

Ведущий: Выдав себя за сына холмогорского дворянина, Ломоносов 15 октября 1731 года поступает в Славяно-греко-латинскую академию с условием начать обучение с 1-го класса, так как именно с него начиналось изучение латыни. Позже в своих воспоминаниях об одноклассниках-первоклассниках Ломоносов писал: «Школьники, малые ребята кричат, перстами указывают: смотрите, какой болван в 20 лет пришел латыни учиться. Дядя, достань воробышка». Насмешки прекратились после одного случая, когда Михаил поднял за шиворот насмешника и серьезно спросил: «Что с тобой делать? На крышу забросить?»

Библиотекарь: Нелегкими были годы учебы. Не было постоянного жилья, приходилось ютится по чужим углам. Огорчала постоянная нехватка денег не только на одежду и книги, но и на питание. Отец материально не помогал, и все годы учебы Михаил жил…» Имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку квасу, остальное на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом я жил 5 лет и наук не оставил», – с гордостью писал он.

Ученик:

Науки жадно изучает,
Дается все ему легко
Вот только бедность изнуряет,
Пытается сломить его.

Ведущий: Весь курс Академии, рассчитанный на 12 лет, Ломоносов закончил за 5 лет. В первый же год обучения Ломоносов закончил курс трех младших классов и перешел в четвертый, хорошо изучил латинский язык, удивляя своими поразительными способностями не только одноклассников, на и преподавателей. Вообще за свою жизнь Ломоносов овладел в совершенстве десятью языками.

Ученик:

Но сила воли и стремление
Постичь все множества наук
Воспитывали в нем терпенье,
И он отправлен в Петербург.

Библиотекарь: В 1736 году академическое начальство направляет Ломоносова в числе лучших учеников, «отроков добрых, которые бы приличных украшению разума науках, довольное знание имели», на учебу в Петербург. В Петербурге Ломоносов пробыл не долго.

Ученик:

Год отучившись в Петербурге
Отплыл он в дальние края.
Суть постигает бытия.
Казалось, не было науки,
Какую б он не изучал
Во Фрейберге и в Петербурге
Исследования продолжал.

Ведущий: Осенью 1736 года его вместе с двумя студентами отправляют в Германию для обучения горному делу и для прохождения общего курса наук – химии, физики, истории. Его учитель, профессор Х. Вольф, сразу обнаружил удивительные способности Ломоносова и в 1738 году сообщал в Петербург: «У господина Ломоносова, по-видимому, самая светлая голова… Отмечаю его большую охоту и желание учиться».

Ученик:

Он в совершенстве знал английский,
Французский, греческий, латынь,
Немецкий, польский и словенский.
Как у него хватало сил!
Его стремление к учебе
Дало прекрасные плоды.
Он постепенно стал ученым,
Создал научные труды.

Библиотекарь: Ломоносов вернулся в Россию с громадным запасом знаний и стал работать в Петербургской академии наук. Трудно назвать науку, где бы он ни сделал открытий, намного опередивших науки его времени. «Историк… механик…химик…художник и стихотворец. Он все испытал и все проник», – писал о нем А.С. Пушкин. (Приложение 5)

Ученик:

Любая открывалась сфера,
Открытий много совершил.
Есть у Венеры атмосфера!
Поверхность Солнца изучил.
Придумал множество приборов
Для неба, моря и земли,
Чтоб не блуждали астрономы,
Не потерялись моряки. (Приложение 6)

Ведущий: Много сил было потрачено на открытие в Москве первого университета, который сейчас носит его имя, за право вести преподавание на русском языке.

Ученик:

Как капитан, он был отважный,
Открыл тогда во цвете лет,
О чем мечтал, ондолгожданный
Московский университет.
Филолог, химик и геолог,
Географ, физик, металлург,
Художник и метеоролог,
Исследователь, драматург.

Библиотекарь: Два последних года жизни Михаил Васильевич сильно болел. 4 апрель 1765 года перестало биться сердце великого ученого и патриота России.

Ученик:

Любил Россию безгранично
И за народ переживал.
Все достижения в науке
Всегда народу посвящал.
Россию на весь свет прославил,
В науку вклад огромный внес
И след в истории оставил
России сын великоросс!

Ведущий: Ему было всего 54 года. В последний путь в Александро-Невскую лавру его провожала многотысячная толпа жителей Петербурга. Именем Ломоносова назван горный подводный хребет в Северном Ледовитом Океане. Кратер на Луне, минерал и одна из планет. (Приложение 7) (Приложение 8)

«Биография»

«Русский язык»

Сколько ног у желны?
2;
4;
6. (Желна – дятел)

Клобук носят:
на голове;
на шее;
в кармане.

Что необходимо чтобы стать толмачем? (толмач – переводчик)
Хорошо рисовать;
быстро бегать;
знать иностранные языки.

Покажите десницу. (Десница – это правая рука.)

Простоволосый человек.
Без кудрей;
без волос;
Без шапки.

Покажите длань. (Длань – рука, ладонь)

«Астрономия»

Определите, о чем идет речь в приведенных ниже строках.

Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков…

(О солнце. Из произведения «Утреннее размышление о Божием величестве при случае Великого северного сияния» М. Ломоносов).

«Химия»

Какое искусство, известное еще в Древней Руси, возродил М. Ломоносов? (Мозаику)

Библиотекарь: Вам подрастающему поколению, Ломоносов оставил такое пожелание:

Везде исследуйте всечасно
Что есть велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет!

Михаил Васильевич Ломоносов наказывал вам быть любознательными и целеустремленными, больше читать, быть трудолюбивыми и всегда, не боясь трудностей, идти до конца к выбранной цели.

Источник

Централизованная библиотечная система города Ельца

17.11.2021

мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть картинку мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Картинка про мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения19 ноября исполняется 310 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Негасимой звездой горит на небосклоне отечественной науки и культуры его имя. Выдающийся ученый-энциклопедист, неутомимый просветитель и горячий патриот своей страны, Ломоносов придал развитию нашей Родины динамизм, стал для нас символом связи науки и практики, человеком, воплотившим в себе могучую силу народа.

В связи с празднованием юбилея великого сына России, библиотеки города посвятили этому важному событию интересные тематические книжные выставки, на которых представлены произведения М.В. Ломоносова, книги о его жизни и деятельности, литература о его научных достижениях, материалы периодических изданий: выставка-лозунг «Солнце русской науки» (12+) в Библиотечно-информационном центре «Засосенский», выставка-портрет «Творец наук российских» (6+) в Детской библиотеке «Лучковская». Юбилею М.В. Ломоносова посвящен раздел на годовой выставке «Им 100 и больше…» (12+) в Библиотеке «Александровская».

8 ноября Библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина провела час познания «Языка нашего небесна красота» (12+). На мероприятии состоялось знакомство с жизнью и творчеством М. В. Ломоносова. Вниманию участников был представлен обзор литературы «Оратор, литератор, поэт и учёный» у выставки-просмотра «Слово о Ломоносове» (16+). Все желающие смогли принять участие в викторине «О жизни и творчестве М. В. Ломоносова».

Юбилею М.В. Ломоносова будут посвящены познавательные онлайн мероприятия библиотек.

С 15 по 21 ноября Центральная городская библиотека им. М. Горького запустила опрос «Ученый, поэт, мыслитель» (12+). Участники смогут проверить свои знания о жизни, творчестве и открытиях русского поэта, ученого, мыслителя, государственного деятеля Михаила Васильевича Ломоносова.

18 ноября в 12.00 Библиотека микрорайона №5 приглашает на медиалекторий «Сам был нашим первым университетом» (12+). Трудно переоценить вклад Михаила Васильевича Ломоносова в развитие науки, культуры и искусства. Физика, химия, математика, история, литература, филология, география – это далеко не полный перечень наук, в которых Ломоносов сделал открытия или высказал предположения, ставшие впоследствии краеугольным камнем этих отраслей знаний. Ломоносов был основателем в России целого ряда наук, таких как металлургия, минералогия, горное дело, приборостроение, кристаллография, языкознание и другие. Медиалекторий познакомит пользователей с основными открытиями М.В. Ломоносова, даст представление о поразительной широте его научных интересов и достижений.

19 ноября в 12.00 Библиотека «Ольшанская» предложит вниманию широкой аудитории медиадосье «Великий гений России» (12+), которое познакомит с биографией великого ученого, гения, опередившего свое время на века, первого русского ученого-естествоиспытателя мирового значения, поэта, заложившего основы современного русского литературного языка, художника, историка Михаила Васильевича Ломоносова. А в библиотеке пользователям представят созданный информационный буклет «Творец наук российских».

Учителям, школьникам и любителям творчества М.В. Ломоносова будет полезен рекомендательный спискок литературы «Подвижник просвещения» (16+) с разделами: «Наследие М. В. Ломоносова», «Слово о Ломоносове», созданный в Библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина.

«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души. Историк, Риторик, Механик, Химик, Минеролог, Художник и Стихотворец – он все испытал и все проник» – так писал о великом сыне России, Михаиле Васильевиче Ломоносове, Александр Сергеевич Пушкин.

Источник

Централизованная библиотечная система города Ельца

26.11.2016

мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть картинку мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Картинка про мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения24 ноября в библиотеке-филиале №7 прошёл час интересных сообщений «Мыслитель дерзкий», посвященный 305-летию со дня рождения великого русского ученого-энциклопедиста Михаила Васильевича Ломоносова. Участниками мероприятия стали учащиеся 7 класса СШ №1.

Библиотекари подробно познакомили ребят с детскими и юношескими годами будущего ученого, рассказали о его учебе в Славяно-греко-латинской академии в Москве, в Академии наук Санкт-Петербурга, в университете германского города Марбурга.

мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть картинку мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Картинка про мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведенияЛомоносов, как особо отметили ведущие в своем рассказе, обладал неуемной жаждой знаний, всю жизнь стремился постичь для себя что-то новое. Несмотря на бедность, голод и лишения и обладая огромной силой воли и жаждой знаний, Ломоносов овладел множеством наук, изучил в совершенстве 10 языков, стал образованнейшим человеком своего времени.

Трудно переоценить вклад Михаила Васильевича в развитие науки, культуры и искусства. Физика, химия, математика, история, литература, филология, география – это далеко не полный перечень наук, в которых Ломоносов сделал открытия или высказал предположения, ставшие впоследствии краеугольным камнем этих отраслей знаний. Ломоносов был основателем в России целого ряда наук, таких как металлургия, минералогия, горное дело, приборостроение, кристаллография, языкознание и др.

мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть картинку мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Картинка про мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведенияРебята узнали о литературной деятельности Ломоносова, о том, что он является создателем русской оды философского и высокого гражданского звучания, поэм, трагедий.

Наш великий соотечественник внес большой вклад в искусство как художник. Он возродил искусство мозаики, создал с учениками мозаичные картины (более 40), самые известные из них – портрет Петра 1 и «Полтавская баталия».

Также было отмечено, что патриотизм и стремление к благу и процветанию Отечества лежали в основе поразительной широты научных интересов и достижений Ломоносова, были движущей силой его энциклопедизма.

мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Смотреть картинку мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Картинка про мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведения. Фото мероприятия к юбилею ломоносова в библиотеке названия и формы проведенияВ ходе мероприятия прозвучали отрывки стихотворений А.С.Пушкина, Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, С.И. Стромилова, была использована презентация «М.В. Ломоносов», подготовленная зав. библиотекой Е.А. Дороховой.

На заключительном этапе ребята приняли участие в небольшой викторине об интересных фактах из жизни и деятельности Ломоносова.

В конце были зачитаны слова М.В. Ломоносова, обращенные подрастающему поколению:

Везде исследуйте всечасно
Что есть велико и прекрасно,
Чего ещё не видел свет!

Библиотекари познакомили учащихся с выставкой, посвященной Ломоносову, – «Великий сын России».

Источник

Конспект внеклассного мероприятия «Игра-путешествие «Ломоносовский обоз», посвящённая 310-летию М.В. Ломоносова»

Корнишина Марина Васильевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Конёвская школа»

посвящённая 310-летию М.В.Ломоносова

Цель: о бобщить и закрепить знания обучающихся о жизни, научной деятельности и творчестве М.В. Ломоносова.

Задачи игры: познакомить с фактами биографии М. В. Ломоносова

способствовать развитию познавательных способностей обучающихся

воспитывать чувство патриотизма на примере личности М. В. Ломоносова

пробуждать у детей чувства гордости, уважения и любви к своему краю

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, презентация, листы с заданиями, черный ящик, бисер, фарфоровая чашка, бумага, ручки, материал для создания мозаичной картины или пазлы мозаики М.Ломоносова. Также необходимо заранее приготовить с учащимся стихи, сценки, песни и танцы, которые будут показаны во время игры.

Вед. Вечер, посвящённый Великому сыну Севера, архангельскому знаменитому учёному М.В.Ломоносову открываем гимном Архангельской области. Просим всех встать и присоединиться к исполнению гимна (На сцене учащиеся 3-4 класса, можно заменить аудиофайлом)

ГИМНА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ (СЛОВА Н.К.МЕШКО)

Мудростью мир осветил,

В научную быль воплотил.

Край наш поморский

Ему по плечу Новый век!

Все покорит человек!

Край наш поморский

Его не забудешь вовек.

Где не ступал человек!

И колыбелью Российского флота

Край наш Архангельский стал.

Чтец: стих о Ломоносове Марфы Крюковой.

Вед. На послушаньице, как красиво сказала Марфа Крюкова в стихотворении, прозвучавшем в зале, приглашаем всех на послушаньице: послушать о нашем великом земляке, о жизни и творческом пути игрой «Ломоносовский обоз». В игре участвуют две сборные команды 7-11 классов. 1 команда «Трескоеды» (выходят на сцену), 2 команда «Зуйки» (выходят на сцену)

В 2011 году в России был организован проект «Ломоносовский обоз», архангельские, московские и из других регионов школьники проехали путём нашего земляка из Холмогор до Москвы. И мы вам предлагаем виртуально повторить этот путь. Поможет нам совершить путешествие карта «Путь Ломоносова из Холмогор в Москву». ( Слайд 4.) Мы сделаем несколько остановок, где вас ждут разнообразные задания.

Жюри будет следить за игрой

Правила игры: задаётся вопрос, команда обсуждает, поднимает сигнальный круг, за правильный ответ начисляет жюри 100 вёрст; если команда не знает ответ или даёт неправильный ответ, вопрос уходит в зал, команда, которая больше наберёт вёрст – победитель. Итак, в путь.

Отправная точка – с.Ломоносово

Вед.: отправляемся в путь, (звук дорожных бубенцов, слайд 6)

1 остановка – Сийский монастырь (звуки вьюги, слайд 7).

Суров русский Север. Теплые дни – всего3 месяца, а остальное время – зимушка-зима с трескучими морозами, вьюгами и метелями. В один из зимних дней ушел Михайло из дома, вопреки воле отца. Что его влекло, что гнало из дома? Давайте посмотрим. Отрывок из поэмы Н.Некрасова «Юность Ломоносова» покажут учащиеся 6 класса.

Вопрос в зал: Что его влекло, что гнало из дома? “Жажда знаний была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей” А.С.Пушкин.

Чтец: Старик, сосед по Холмогорам,

Руками жёсткими стуча,

Ты обратишься в москвича.

Гляди, да станешь барин грозный,

Забудешь, где и кем рождён. –

Потом подумал и серьёзно

Добавил на прощанье он:

— Пришёл не к батюшке родному,

Ты никому не нужен тут…

Ходи всю ночь от дома к дому –

Нигде приюта не дадут.

Вот кулебяки, пригодятся!

Бери же, что за разговор…

Ещё придётся поскитаться,

Но ты держись: ведь ты помор!

Пошёл Михайло Ломоносов,

Сдержав рыдание с трудом.

Трещат деревья от мороза,

В снегу, как в шубе, каждый дом

Он шёл навстречу бури снежной

К большой мечте – за шагом шаг…

Уже тогда была безбрежной

Его поморская душа.

Задание командам: Исправьте ошибки в тексте (слайд 8) «В ноябре 1735 года вышел Михайло из дому и побежал догонять вереницу телег с рыболовными сетями. Эти телеги ещё утром отправились в Москву. С собой было у Михайла 3 тысячи рублей, взятых взаймы у соседа Фомы Шубного, да две книги – математика и букварь. М.Ломоносов называл их «вратами своей учёности». Телеги он догнал через 3 недели. Добирался до Москвы месяц» (Ошибки: обоз с мороженой рыбой, 3 рубля, «Арифметика» Леонтия Магницкого, «Грамматика» Мелентия Смотрицкого, догнал обоз через 3 дня, до Москвы добирался 3 недели).

«Литературная пауза». Пока команды готовятся, наши чтецы познакомят нас со стихами М.В. Ломоносова (чтение стихов М.Ломоносова).

Команды озвучивают ответы.

Вед. Отправляемся дальше (звук дорожных бубенцов, слайд 9)

2 остановка – Емецк. Задание «Заморочки из бочки», слайд 10 (задаются вопросы, команда, поднявшая сигнальный круг, отвечает первой):

Кого называл М. Ломоносов «закоренелою во злобе бабой»? (мачеху)

Сколькими языками владел человек, которого А.С.Пушкин назвал “нашим первым университетом”? (11 знал, на 20 мог читать, итого – 31.)

В какой армии пришлось послужить помимо своей воли Ломоносову? (немецкой)

(Приключение в Германии: зашёл в трактир, денег не было, но можно погреться. Но тут вошла группа немецких солдат с офицером, предложили бедному студенту поужинать с ними. Но у офицера на самом деле была менее благородная цель, напоили Ломоносова вином до беспамятства. А утром он проснулся солдатом прусской армии. Вопрос в зал: почему ломоносов привлёк внимание немецкого офицера? Такой богатырь должен принести пользу Германии. Никто не мог сбежать из немецкой армии, а Ломоносову удалось).

О какой букве русского алфавита Ломоносов сердито сказал: «немой место занял, подобно как пятое колесо»? Назовите эту букву. (Буква ер (ъ), так называемый твёрдый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъём, объезд). А до реформы 1917—1918 годов твёрдый знак писался в конце слов после твёрдых согласных, например: домъ, дубъ, ехалъ, городъ. Как только не называли ер: «бездельником», «лодырем», «дармоедом», «разбойником», «кровососом»! И действительно, буква эта на конце слова пожирала более 8 % времени и бумаги).

Послушайте отрывок из поэмы Алексея Маркова «Михайло Ломоносов» и ответьте на вопрос: Что такое калькулюс, который ни разу не повесили на Ломоносова, в отличие от других учеников академии? (Калькулюс — бумажный свиток, вешался на шею ученик ам, которые делали ошибку по латыни).

Пришел латыни обучаться

Детина в двадцать с лишним лет.

— Он, может, русский наш Гораций?

Он, может, первый наш поэт?

Ни разу калькулюс, однако,

Повесить не пришлось ему.

Всегда у нас висит, собака,—

Другой ответствовал тому.

Вед. Отправляемся дальше (звук дорожных бубенцов, слайд 11)

3 остановка – Шенкурск. Велика научная слава Ломоносова. Его фамилия стала ещё при жизни известна далеко за пределами России: в мае 1760 г. его избирают почетным членом Шведской Академии наук, а в апреле 1764 г. — почетным членом Академии наук Болонского института. А знаете ли вы, что означает фамилия учёного, помогла ли она ему? Учащиеся 5а класса покажут сценку «Хорошо ли быть Ломоносовым?» Запишите все версии о том, что означает фамилия Ломоносовых.

Сценка «Хорошо ли быть Ломоносовым?»

Пришел Мишанька зимним вечером к деду Луке, сбросил на лавку шубейку, спихнул валенки, стряхнул с головы шапку и вздохнул устало:

— Хорошо быть Дудиными! Всего вдоволь: богачества, книг, светильников разных.

-Хорошо …,-машинально повторил Мишанька.

-А ты, старая, не суйся в мужской разговор. То дело не бабье! Я желаю доподлинно рассказать, что такое есть фамилия ЛОМОНОСОВЫ. Ты хоть в слово-то само вслушайся, каково звучит! ЛОМОНОСОВ! А у них Ду-ди-ны…Эва, сравнил,- дуду с воеводой.

-А хошь бы и ломаный нос! Не у человека же! У судна, у лодки, у корабля. (Бабка)

-А полуостровы как называются? (Дед)

-Нельмин Нос, Канин Нос! (Мишанька)

-Род наш, Ломоносовский, начало свое ведет от времен Ивана Грозного. Помни : ты –ЛОМОНОСОВ!

Команды записывают и озвучивают ответы

Вед. Отправляемся дальше (звук дорожных бубенцов, слайд 12)

4 остановка – Вельск. Задание «Доскажи словечко» (выдать командам листы с цитатами):

Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без ………( грамматики).

Неусыпный …………………препятства преодолевает. М.В.Ломоносов (труд)

Ежели ты что хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением…………………..(услаждение минется, а худое останется).

…………………… уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит. (Математику)

Разум с помощью ……………. проникает в тайны вещества, указывает, где истина. (науки)

За общую пользу, а особливо за утверждение науки в Отечестве, и против ……. восстать за грех не ставлю (отца своего родного)

«Истинный химик должен быть теоретиком и …»(практиком, а также и философом)

«Слеп физик без …, сухорук без химии» (математики)

(Наука )…………………есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии — украшение, везде верный и безотлучный спутник.

Вед.: Пока команды работают, приглашаем всех послушать стихотворные поздравления, сочиненные учащимися в честь юбилея нашего земляка (читают учащиеся школы).

Листы команд сдаются жюри, задания идут в зал зрителям, ответы озвучиваются, слайды 13-15

Вед.: В любой интеллектуальной игре есть музыкальная пауза. И мы приглашаем команды в зал отдохнуть. Смыслом жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве»и процветание России, очень любил ученый свою родину. А что значат для вас слова «родина», «Россия». Могли бы вы пожертвовать чем-то ради процветания своей страны? Задумайтесь над этим. Песню «Россия» и танец исполнят учащиеся 5 классов.

Команды приглашаем на свои места.

Вед. Отправляемся дальше (звук дорожных бубенцов, слайд 16)

5 остановка – Вологда. Видное место в творческой деятельности Ломоносова занимало конструирование приборов различного назначения. Задание: как назывались приборы, изобретенные Ломоносовым, зачем использовались, эти приборы будут показаны на слайдах (слайды 17-20)

2. Назвал М.В.Ломоносов свой прибор никтоптической трубой, а также «машиной для сгущения света». Каково ещё одно название прибора? (“ночезрительной труба”). Ломоносов первым в мире обратил внимание на возможность улучшить зрение человека в темноте благодаря оптическому прибору. Она дала бы возможность морякам ночью или в сумерки различать скалы и корабли в море. Русскому ученому удалось построить несколько экземпляров этих труб, чтобы снабдить ими экспедиции для отыскания Северного морского пути. Лишь почти два века спустя изобретение Ломоносова было оценено по-настоящему. По принципу «ночезрительной трубы» были созданы специальные ночные бинокли, которые широко использовались нашими воинами в годы Великой Отечественной войны.

Вед. Спасибо командам за ответы. Отправляемся дальше (звук дорожных бубенцов, слайд 21)

Кому и за заслуги в каких областях присуждается высшая награда Российской академии наук – золотая медаль им М.В.Ломоносова? Назовите ежегодную дату, когда присуждается эта медаль. Назовите имя известного писателя 20 века, получившего в 1998 г. золотую медаль имени Ломоносова.

Просим команды дать ответ на вопросы.

Вед. Отправляемся дальше (звук дорожных бубенцов, слайд 23)

7 остановка – Игра «Чёрный ящик». Чёрный ящик в зал (музыкальная заставка, слайд 24)

Угадайте, что лежит в чёрном ящике: по всей вероятности, этим веществом Ломоносов занимался менее продолжительное время, чем стеклом. «Китайский секрет» создания вещества был известен лишь очень немногим современникам Ломоносова. Но каждый правитель той или иной страны старался наладить у себя любым путем это производство; при этом не гнушались никакими средствами для этой цели: крали рецепты, переманивали к себе мастеров. В России при Петре I пытались организовать это производство, но не получилось. А Ломоносов сумел самостоятельно разработать рецепт этого вещества. (В ящике фарфоровая чашка)

Угадайте, что лежит в чёрном ящике: этот материал необходим для модного увлечения сегодняшних школьниц. Он изготавливался тоже на фабрике Ломоносова, но в Усть-Родице, что в 63 верстах от Петербурга, наряду со смальтой – цветными стекляшками для мозаики.

(Стеклярус, бисер, увлечение – плетение фенечек, бисероплетение)

Вед. Спасибо командам за ответы. Отправляемся дальше (звук дорожных бубенцов, слайд 26)

8 остановка – Москва. Наше путешествие подходит к концу. Итоговый вопрос – Какое древнее искусство возродил Ломоносов? А задание : 1 вариант) за 5 минут каждая команда должна создать небольшую мозаику; 2 вариант) собрать из пазлов репродукцию одной из мозаик Ломоносова.

Пока команды творят, мы подведем итоги конкурсов и викторин, прошедших в школе в преддверии юбилея М.В.Ломоносова.

Вед. Наш «Ломоносовский обоз» дошёл до конечного пути. Пока жюри подводит итоги, мы посмотрим, кто из зрителей стал сегодня умником нашей игры (награждение).

Вед. Слово для подведения итогов предоставляем жюри (награждение, слайд 27).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *