мещерская сторона история создания
«Мещерская сторона». К 80-летию выхода повести К.Г. Паустовского
Паустовский писал: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда. Средней России – и только ей – я обязан большинством написанных мною вещей».
В середине августа 1930 года, получив отпуск и задание от редакции журнала «На суше и на море», Константин Паустовский впервые приехал в рязанскую Мещеру. Спустя несколько лет в повести «Мещерская сторона» он напишет о своем первом приезде: «Впервые я попал в Мещерский край с севера, из Владимира. За Гусем-Хрустальным, на тихой стации Тума, я пересел на поезд узкоколейки. Это был поезд времен Стефенсона. Паровоз, похожий на самовар, свистел детским фальцетом. У паровоза было обидное прозвище: «мерин». Он и вправду был похож на старого мерина. На закруглениях он кряхтел и останавливался. Пассажиры выходили покурить. Лесное безмолвие стояло вокруг задыхавшегося «мерина». Запах дикой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны».
С 1930 по 1954 год Паустовский ежегодно жил и работал в поселке Солотча, расположенном к северу от Рязани. В первые свои два приезда он жил в домике у местной портнихи М.М. Костиной (ул. Революции, ныне ул. Порядок, 74; в 1987 году дом разобран, рядом с ним построен каменный новодел), а с 1932 года – в доме гравера И.П. Пожалостина: сначала в старой бане, потом – в одной из комнат.
О своей первой встрече с Мещерой Константин Паустовский написал художественно-краеведческий очерк «Мещерский край», опубликованный в 1931 году в апрельском номере журнала «Наши достижения».
В мещерский период написаны повесть «Исаак Левитан», первая книга «Повести о жизни», циклы рассказов «Летние дни» и «Жильцы старого дома»; рассказы «Заячьи лапы», «Ленька с Малого озера», «Австралиец со станции Пилево», воспоминания о друзьях. Повесть «Мещерская сторона» – наиболее значительное и известное произведение К.Г. Паустовского о Мещерском крае – опубликована в 1939 году. Книга рассказывает о скромной природе Мещеры: о сосновых лесах, мещерских болотах – мшарах, лесных озерах, тихих реках, заливных лугах.
«Мещерская сторона» встретила единодушный прием, все писавшие о повести отмечали ее достоинства.
Паустовский признавался: «Я сделал опыт работы над книгой, которая вся строится на пейзаже, – это «Мещерская сторона». Я очень боялся: на чем же будет книга держаться и возможно ли будет ее еще читать? Ведь здесь три печатных листа сплошного пейзажа, – а книга выжила. Я иногда сам над этим задумываюсь: почему? И думаю, потому, что этот край для меня является своего рода второй родиной».
В Мещерском краю родились проникновенные строки писателя о родине, завершающие повесть «Мещерская сторона»: «На первый взгляд – это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, – этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь».
В Музее К.Г. Паустовского в Москве с 27 сентября по 23 декабря 2019 года работает выставка «Мещерская сторона», приуроченная к 80-летию со времени первой публикации одноименной повести Константина Паустовского.
По материалам книг, статей:
Касаткин В. М. «Вторая родина» Константина Паустовского : литературно-краеведческий сборник. – Рязань : Поверенный, 2004. – 208 с.
Касаткин В. М. Дом с мезонином в Солотче : литературно-краеведческие очерки. – Рязань : Узорочье, 1998. – 96 с.
Касаткин В. М. Певец Мещерской стороны // Рязанский следопыт. – 1993. – № 2. – С. 43-49.
Паустовский Константин Георгиевич : (к 115-летию со дня рождения писателя, с 1934 по 1950 г. жившего и работавшего в Солотче) // Календарь знаменательных и памятных дат Рязанской области на 2007 год. – Рязань, 2006. – С. 65-70. – Библиогр.: с. 68-70.
Розиля Кудякова,
главный библиограф краеведческого информационного отдела
«Мещорская сторона», анализ повести Паустовского
История создания
Повесть «Мещорская сторона» была напечатана в 1939 г. отдельной книгой. Это едва ли не самое известное произведение Паустовского. Повесть переиздавалась семь раз и была переведена на многие иностранные языки.
Паустовский прожил в Мещорском крае с небольшими перерывами больше 20 лет, самых плодотворных в его жизни (с 1931 по начало 50-х), и называл его своей второй родиной. По словам Паустовского, там он впервые прикоснулся к народной жизни и к истокам чистого народного языка.
Литературное направление и жанр
В собрании сочинений Паустовского жанр произведения «Мещорская сторона» определяется как маленькая повесть. Она занимает 35 страниц, но не имеет единого повествовательного сюжета. Основной тип повествования повести – описание с небольшими вкраплениями повествовательных сюжетов и рассуждений. Поэтому жанр близок к очерку, для которого характерна документальность, фрагментарность, описательность.
Рассказчик описывает всё, что достойно его внимания, отражает увиденную жизнь, как зеркало. Это основной принцип реалистического литературного направления. Рассказчик выражает своё отношение к природе Мещорского края, к его талантливым людям. Но он никак не оценивает рассуждение жителей Мещорского края о том, как изменилась к лучшему их жизнь за последнее время: голосистая деревенская девушка поёт в Москве, потомственный бедняк обзавёлся радио и книгами, набожный старик теперь не уповает на Бога, верит в собственные силы. Все эти люди – типичные герои своего времени в типичных обстоятельствах, но едва ли они годятся на роль героев соцреализма. Рассказчик воспринимает их как часть мещорской природы, не оценивая, но только наблюдая их жизни, как наблюдает жизнь леса, болота, щуки или волчицы.
Тема и проблематика
Тема повести – описание богатств Мещорского края. На первый взгляд описательная повесть лишена социальной проблематики. В ней поднимаются проблемы философские и психологические: умение видеть скромную красоту, сила и выносливость человека, его связь с природой и противостояние ей.
Сюжет и композиция
Рассказчик рассуждает об изменениях, которые произошли в природе по сравнению с отражёнными в старинной карте, о приметах, связанных с погодой и с дорогой.
Между описаниями природы вклиниваются рассказы о судьбах местных жителей и разные истории, случившиеся с рассказчиком во время путешествий или рыбалки. Каждая из таких историй подобна рассказу, имеет свою завязку, развязку и кульминацию. Такова история о том, как путешественники ходили на Поганое озеро через мшары, как писатель Гайдар заблудился без компаса и был найден уже в темноте, как путники всё-таки попали на Поганое озеро через год и заслужили славу «вовсе отчаянных мужчин».
Во многих эпизодах описаны лесные животные: красноглазые водяные крысы, охотящиеся за рыбой, рыжие лесные муравьи с сильными челюстями, безобидные медведи-медвежатники, старые мудрые щуки, которые дают оплеухи неудачливым рыбакам и угрожают разрезать плавниками надувную лодку, волчица с двумя волчатами.
Есть в повести и несколько исторических экскурсов. Рассказчик сообщает о природе лесных каналов, вырытых при Александре втором экспедицией генерала Жилинского, о доме знаменитого гравёра Пожалостина в деревне Солотча, доме, хранящем память о многих великих 19 века.
Герои повести
Повесть написана от первого лица. Рассказчик – главный герой повести. Этот образ автобиографичен. Паустовский наделил рассказчика не только свои отчеством (Егорыч –народный вариант отчества Георгиевич). Рассказчик любит природу и саму жизнь, восхищается красотой родной земли и ценит каждого встреченного человека. При этом рассказчик не вмешивается в жизнь, а только наблюдает её и очень точно описывает, предоставляя читателю самому формировать отношение к людям и событиям.
Герои повести – простые жители Мещорского края. Каждый из описанных людей – человек хороший и добрый. Знакомство с местными жителями начинается с малограмотного старика, везущего в город сведения о научных открытиях края, с предприимчивых жителей, бесстрашно выпрыгивающих на ходу с поезда вслед за выброшенными вещами. Жители Мещорского края выносливы и бесстрашны. Бабы ходят к Поганому озеру, у которого вместо берегов плавучие корни растений, даже девочка-подросток не боится искать тёлку в лесах до темноты.
Жители Мещорского края с удовольствием вспоминают прошлые времена и сравнивают его с нынешним житьём-бытьём. Ворчливый дед-корзинщик Степан даже жалеет умирать, так хорошо нынче жить стало: «Жить бы нам и жить… Родились мы чуть-чуть рановато». Этот же герой рассуждает о несчастном прошлом: «Житьишко наше было плохое… не хватало ни мужикам, ни бабам счастья. Ребята у ней были не питые, не сытые».
Пример такого бабского счастья – обладательница удивительного голоса Манька Малявина, поющая нынче в театре в Москве и присылающая родителям по 200 рублей в месяц.
Казалось бы, герои написаны в соответствии с законами соцреализма: крестьяне, обретшие счастье после 1000-летнего прозябания и сумевшие реализовать свои таланты. Но эту идиллическую картину нарушает академик Пожалостин, бывший солотчинский пастух. Этот знаменитый гравёр выбился в люди в 19 в., а вовсе не благодаря советской власти.
Художественное своеобразие
Язык повести «Мещорская сторона» так красив, что она часто используется учителями для языкового анализа. Текст поэтичен и ритмичен, в нём Паустовский использует риторические фигуры, свойственные скорее поэзии: единоначатия и рефрены. Паустовский пользуется всем богатством тропов для описания природы. Особенно хороши описания смены времени суток в разное время года: «Это лучшее время суток. Ещё всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха».
Длинные, но совсем не скучные пейзажи в повести чередуются с философскими рассуждениями и сюжетными зарисовками, что делает повесть динамичной, гимном родному краю, признанием ему в любви.
В русской литературе есть много произведений, рассказывающих о красоте и неповторимости родины и ее природы. Одним из таких проведений является повесть Константина Паустовского «Мещерская сторона», краткое содержание которой будет рассмотрено ниже.
Главные герои повести
Текст повести построен в виде нескольких отдельных разделов. Главным ее героем является сам писатель, выступающий в роли рассказчика.
Далее, в ходе повествования, автор знакомит читателя с дедом Степаном, Маней, писателем Аркадием Гайдаром, стариком, ловившим рыбу, и семейством Зотовых.
Автор от первого лица рассказывает о своих приключениях во время путешествия по родным краям, вооружившись воспоминаниями детства и старой картой, на которой не все места обозначены точно. Из-за этого герою приходится петлять и вносить в карту поправки, попутно проводя для читателя экскурсию и знакомя его с дивной природой и живущими там людьми.
Мещерская сторона — это озерный край, расположенный в паре сотен километров от Москвы, между Владимиром и Рязанью, утопающий в полноводных реках и зелени лесов. Сначала автор говорит о том, что эта земля самая обыкновенная, сравнивая при этом местные пейзажи с картинами Левитана.
С развитием истории читателю приоткрывается то, насколько богат и разнообразен растительный и животный мир этого края.
Жители Мещеры — суеверные люди, в чьей жизни большое значение имеют поверья. В приметах Мещерского края часто заключались точные знания и поэзия, опираясь на них люди возделывали поля, ловили рыбу и предсказывали погоду.
Значительное место в жизни Мещерской стороны занимали торфяные болота — мшары, о которых среди местных жителей ходила дурная слава. Одно такое озеро, представляющее собой жуткое зрелище и нагоняющее страх на местных баб, вместе со своими друзьями и решил исследовать главный герой. Собрав экспедицию, отряд отправляется на разведку.
Ночью один из компаньонов теряется, и, по возвращении, подтверждает слова молвы о Поганом болоте. Несмотря на плохую репутацию, озеро оказывается богатым источником рыбы. Вернувшихся с богатым уловом путешественников местные жители встречают как героев.
Автор во всей красе описывает лесные пейзажи, на чьих просторах скрывались древние русичи при нападениях монголов-татар. Мещерские леса являются своего рода заповедной зоной, частью лесного массива, чудом уцелевшей после войны. Писатель со всей серьезностью рассуждает о ее разрушительных для природы последствиях.
Богатством красот и величественностью отличаются и живописные луга Мещеры, где над головой нависают шатры черных ив, а реки и озера полны рыбы и чистейшей воды.
Автор ведет рассказ не только о самой Мещере, но и об окрестных селах. Одним из них была деревня Солотча — вотчина талантливейших и трудолюбивых людей, где в старом доме можно найти редчайшие книги по искусству и медные гравированные доски, а обычная местная жительница, продающая сметану, может оказаться родной теткой самого Есенина.
Далее герой описывает свой небольшой домик, в котором даже не спит, проводя ночи под открытым небом, любуясь яркими звездами и колыханием пламени свечи. По мнению рассказчика в этом и состоит настоящая романтика и ничего более умиротворяющего ему не приходилось видеть.
Автор восхищается тем, насколько богата природа реками, лесами и озерами, хранящими в себе древние загадки, тайны и ответы на все вопросы.
Последний раздел посвящен рассказу автора о причине любви к Мещерскому краю — его тихому спокойствию и красоте. Герой уверен в том, что в случае войны будет защищать свою родину всеми силами.
Анализ произведения «Мещерская сторона»
Автор произведения «Мещерская сторона» затрагивает тему любви к родине, природе и родной земле. Через удивительные образы окружающего мира писатель отображает всю его многогранность и красоту. Паустовский умеет видеть живописность и волшебство в самых обычных вещах и явлениях и пытается передать свое виденье читателю.
Как и в других своих произведениях, в «Мещерской стороне» Паустовский проводит параллель между землей и людьми, живущими на ней. Автор написал рассказ, который приоткрывает перед читателем дверь в историю своего народа, описывает его жизнь, проблемы и тревоги.
Повесть помогает по-новому взглянуть на привычную жизнь, отринуть мирские заботы и обратиться к первозданной природе в поисках внутренней гармонии и согласия с собой и окружающим миром.
Произведение показывает нам новые стороны поверий и предрассудков, учит тому, что даже проклятые и опасные места по-своему прекрасны, а люди, живущие в отрыве от цивилизации, честны, добры и всегда готовы прийти на выручку.
Со слов автора читатель также может узнать о редких видах растений, о произрастании и сборе кипрея, о мире животных и древних сельских обычаях. Природа в повести писателя — это не только движущая сила жизни, но и сила любви, против которой беспомощен человек.
Сочинения и очерки Паустовского наполнены умиротворением, поиском смысла жизни и гармонии между человеком и мирозданием.
Через всю повесть проходит единая мысль: самое большое сокровище человека — его родина, только на ее земле человек может почувствовать себя полноценным и великим.
Даже городской житель, никогда не спавший в стогу сена под открытым небом и не ходивший босиком по травяному ковру леса, поверит писателю на слово и откроет для себя этот мир завораживающей природы, который совсем рядом, стоит лишь протянуть руку.
Заключение
Обилие особенных речевых приемов автора, описывающих колорит природы делает произведение уникальным образцом русской литературы, выдержки и цитаты из которого можно целиком использовать для читательского дневника. Анализ и сжатое изложение произведения поможет учащемуся любого класса лучше понять смысл и художественные особенности текста.
Анализ повести Мещерская сторона Паустовского
В анализируемом произведении «Мещерская сторона» писатель Паустовский затрагивает тему любви к природе родной земли. Создатель повести пытается показать читателям всю многогранность, величие удивительного окружающего мира. Паустовского приводит в восторг то, что у обычного обывателя со временем вызывает лишь скуку и приедается. В самом деле, приходят времена, когда абсолютно любая, даже самая красивая картина, самый удивительный пейзаж становятся привычными и повседневными, глядя на них уже не предаешься удивлению, не радуешься.
Не лишним будет сказать, что быть может произведение Паустовского способно изменить жизнь человека в лучшую сторону, оно заставляет читателя пересмотреть собственные взгляды по отношению к окружающему миру. Очерки Паустовского, словно очерки человека, который обрел гармонию с собой и окружающим миром, понял, чего хочет от жизни, нашел смысл жизни и вероятно, изменил ранее поставленные цели.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ повести Мещерская сторона Паустовского
Популярные сегодня темы
Астрахань — город на юге России, расположенный в нижнем течении Волги в Прикаспийской низменности, состоящий из одиннадцати островов. Это один из древнейших городов России, имеющий долгую и насыщенную событиями историю.
Алексей Пешков, он же писатель, прозаик и драматург Максим Горький, для русской и советской литературы фигура знаковая. По популярности своих произведений он мог сравниться с А.П. Чеховым и Л.Н. Толстым
Мнения современников разделились – одни яро критиковали творчество Пушкина, другие, наоборот, хвалили. Но те и другие отмечали талантливость поэта.
Толковые словари описывают зависть как «чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого». Нет, пожалуй, такого человека, который хотя бы раз не испытал её
Для изучения биографии Марины Цветаевой, можно воспользоваться хронологической таблицей. Она была яркой поэтессой «Серебряного века». Её жизнь была сложная, яркая, но трагическая жизнь.
1968. Анализ повести Паустовского Мещерская сторона Русский язык
Сочинение — Анализ повести Паустовского Мещерская сторона. Русский язык
История создания
В 1939 году была напечатана повесть Константина Паустовского «Мещерская сторона», которая наряду с повестью «Золотая роза» и рассказом «Телеграмма» является наиболее популярной в творчестве писателя. С Мещерой связаны лучшие годы в жизни автора, более двадцати лет он провел в этом краю. Сама повесть выдержала более семи изданий, ее охотно читают и школьники, и взрослые.
Жанр
Паустовский определил жанр своего произведения как повесть. По объему она занимает всего 35 страниц и объединяет 15 небольших рассказов, которые ближе к такому жанру как очерк. Объединяющим началом стал рассказчик Егорыч – простонародное от отчества писателя Георгиевич. Он ведет рассказ от своего имени и связывает все рассказы в единое целое.
Сюжет и тема
Рассказы, входящие в повесть, повествуют о второй родине писателя – Мещерском крае, обширной лесной и озерной территории на границе Рязанской и Владимирской областей. Дополнением и хорошей кладовой полезных ископаемых являются мшары – многочисленные торфяники. Писатель реалистично рассказывает о природе и делает это с огромной любовью. Спокойно, избегая всякой назидательности, Паустовский описывает край, в который он предлагает всмотреться и вслушаться. Леса писатель любовно называет океаном, неброская их красота не сразу бросается в глаза, особенно если это городской человек, к тому ждущий какой –то экзотики. Неспешно течет жизнь в этом краю, в котором живут трудолюбивые и талантливые люди. Писатель подчеркивает, что далеко не каждому они готовы раскрыть свою душу. Только когда почувствуют в приезжем своего, который беседует с ним не из праздного любопытства, тогда они идут на контакт. Люди – наряду с природой этого удивительно края — главное его богатство.
Рассказчик в повести играет особую роль, у него зоркий глас и доброе сердце. Он много видит, замечает, но никого не учит, не пытается как – то изменить жизнь местного населения.
Главные герои
Кроме удивительного рассказчика Егорыча, образ которого связывает короткие рассказы в единое повествование, в них читатель встречается с известными им людьми, среди которых писатель Аркадий Гайдар, большой друг Паустовского, и незнакомыми, как правило, это местные жители, крестьяне, охотники и рыболовы, мужчины, женщины и старики. Со многими из них Егорыча связывают теплые человеческие отношения, например, со стариком по имени Степан.
Композиция
Повесть объединяет 15 коротких рассказов, в которых писатель не ставит цель изобразить Мещерский край по какому – то определенному плану. Нет, это скорее заметки по поводу увиденного и услышанного. Открывается повесть главой «Обыкновенная земля», небольшого вступления, в котором писатель устами Егорыча дает общую характеристику краю и признается в своей любви к нему. Создается некая интрига, писатель пользуется этим и зовет читателя дальше. Ведь узнать край, а тем более полюбить его, можно только если живешь в нем, видишь его леса, луга и мшары, и неторопливо беседуешь с его жителями.
Читатель отправляется в увлекательное путешествие, в котором удивительные описания мещерской природы перемежаются рассказами о встречах с аборигенами. А между ними философские размышления писателя о смысле жизни и ее ценностях. По пути встречаются представители животного мира края. Чего стоит описание водяных крыс или щуки, которая готова располосовать лодку надвое. Писатель зорок, он все видит, все замечает. И с радостью делится своими наблюдениями с читателем, влюбляя и его в этот незатейливый край.
Вариант 2
Это очень описательная, красивая повесть. Она объединена, конечно, общей темой – рассказом о той самой стороне. Автор очень любит этот край. Это чувствуется и в самих описаниях, но Паустовский и прямо говорит, что это его «первая любовь». Даже то, что ему (и местным жителям) не нравится, он ценит. Нельзя же рисовать всё только в светлых красках, а неприятное замалчивать.
Пишет Константин Паустовкий даже о картах. Они могут быть полезны, хотя ландшафт в России очень меняется (от погодных условий). И всё же, изучив карту, проще ориентироваться, узнавать какие-то важнейшие места.
С самого начала писатель с восторгом описывает леса, поля, даже болота. По ходу повествования вспоминает разные истории. Например, как он с друзьями отдыхал на природе. Однажды они решили пойти на «нехорошее» озеро. Местные жители предупреждали этих туристов, что сами всегда избегают его. Но смелые и даже отчаянные приезжие решили рискнуть. Кончилось это тем, что самый смелый пропал, уйдя один в сумерках. Все уже перепугались, но через время он вернулся – на машине! Его выручил проезжавший мимо водитель. Вот такая байка со счастливым финалом! И в итоге, на то озеро они так и не пошли – только увидели издалека, что вода там черная, деревья все кривые. Что туда ходить?
Отношение к приезжим у местных, в основном, ироническое. Приводится история о том, как приехал в деревню «профессор» рыбу ловить. И пусть бы ловил нормально, у местных бы спросил. Но этот привёз с собой спиннинг, который считается у местных рыбаков штукой почти браконьерской. В основном, у него ничего и не ловилось. Но однажды вытащил он щуку. Удача! Но тут показывается, как по городским людям бьет незнание природы. Он наклонился к своей добыче, а щука его изо всех сил хвостом ударила. Тут его мальчишки обсмеяли. И даже самый смелый так и сказал, мол, нечего ловить, раз не умеешь. Так и вернулся в город рыбак неудачливый.
Автор описывает и общие виды, просторы и дебри. Однако он уделяет внимание и птицам, животным, разным растениям. К примеру, удивительное растение, у которого есть такие головки, как у репья. Вот только они не совсем ровные, а если их положить не той стороной, то они переворачиваются всегда на нужную сторону! Рассказываются также забавные истории о, например, наименовании озер.
Повествует автор и про собственную рыбалку, улов… даже про котов, которые всегда готовы полакомиться его рыбой. Он развешивал рыбу сушиться, а коты начинали с вечера «обхаживать» её. И ночью предпринимали налёт. Но рыбак предусмотрительно вешал добычу так, что мелкие хищники не могли её достать, а сами попадали в ловушку. Если кто-то начинал слишком громко мяукать, то Константину Георгиевичу приходилось выходить ночью во двор.
В общем, через все эти истории автор не только показывает край, жизнь в нём, но и создаёт легкий приятный настрой. В финале обозначено, что ещё много можно рассказать об этом крае!