мещерский цветок фужеры история создания
Знаменитые двухслойные стаканы крепостного Вершинина, секрет которых так и не разгадали за 200 лет
Уют — это то, что делает обстановку домом. И именно уют отличает твой дом от других. Так сложилось, что я закончила университет по специальности дизайна интерьеров и создавать уютный дом или квартиру стало моей профессией. Эта работа творческая, поэтому мне очень важно находиться в поиске вдохновения.
«Нет предела мастерству «русских Левшей»!» — сказала я, глядя на один из стаканов работы Вершинина.
А ведь понять секрет их изготовления и воспроизвести подобные изделия до сих пор так никому не удалось…
Много лет особое восхищение и недоумение специалистов вызывало то, как мастер сумел запаять стеклянные стенки и не сжечь, не разрушить хрупкие макеты.
Крепостная семья Вершинина работала на заводе более столетия, и представители ее были мастерами и управляющими с конца XVIII до начала XX века. А сам Александр Вершинин в начале XIX века был лучшим мастером на заводе. А в 1807 году император Александр I за хорошую работу пожаловал ему золотые часы.
Крепостной по рождению, этот уникальный человек проявил себя не только как искусный стекольных дел мастер, но и как химик, блестящий живописец и проектировщик сервизов.
Двухслойные стаканы
Больше всего прославился этот мастер своими уникальными стаканами, которые теперь так и называют — «вершининские».
А на стенках этого стакана изображен целый пейзаж — в парке усадьбы Бахметьевых. Кавалеры прогуливаются с дамами, неподалеку играют дети, в пруду плавают утки и гуси, на ветвях деревьев сидят птицы, полная идиллия.
Вроде бы ничего особенного, но удивительным является то, что вся эта композиция не нарисована, а сделана из соломы, тоненьких веточек, мха, бумаги и находится внутри стекла. При этом какую технологию использовал мастер в процессе работы ученым до сих пор неизвестно.
Более того, полюбоваться на этот стакан больше нельзя. В августе 1996 года этот шедевр был украден из музея и до сих пор не найден.
А эти предметы находятся в частных коллекциях в США.
Сколько этих шедевров сохранилось до наших дней — доподлинно не известно. Часть из них находятся в личных коллекциях и лишь изредка «всплывают» на аукционах, и всего восемь штук хранятся в музеях.
Один из таких стаканов экспонировался в Никольском музее, являясь его гордостью.
Сейчас в музейных собраниях известно восемь подобных уникальнейших стаканов, работы Вершинина. Сюжет декора ни на одном из них не повторяется.
В Кусково есть еще два стакана выполненные в той же технике, поступившие из разных источников, однако художественное качество их заметно ниже. Вероятно, они были выполнены учениками Вершинина. Ни при жизни, ни после смерти Вершинина никто так и не смог воссоздать подобные сосуды. Именно поэтому они стоят баснословных денег.
На мой взгляд, это просто гениально!
А эти два стакана созданы в 1797 году. Стакан из синего стекла с миниатюрной росписью золотом и серебром в мягкой, живописной манере, имеет надпись «Вид на полдень охотника стреляющего птиц» и относится к руке самого Вершинина, а соседний работы его ученика.
Александр Вершинин создавал предметы, которые сегодня мечтают заполучить крупнейшие музеи мира.
Долгое время технология изготовления этих стаканов оставалась полнейшей загадкой, но впоследствии, при исследовании одного подобного стакана, имеющего небольшой скол по краю, обнаружили, что у него двойные стенки, и композиция размещена не в стекле, а между стенками.
И, тем не менее, остается ряд загадок, оставляющих специалистов в восхищении и недоумении: как мастер прикреплял свои макеты к стеклу, ведь стаканы совершенно прозрачные, и следов клея на них не видно.
А также каким образом умудрялся вставлять один стакан в другой, чтобы картинка не съехала, поскольку зазора между стаканами практически нет. И, наконец, как запаивал стенки стаканов сверху, оставив при этом в целости всю композицию.
Не так давно учеными было выдвинуто несколько предположений решения загадки изготовления «вершининских» стаканов. Предполагается, что в качестве клея использовался лед. Картинка могла наноситься на мокрую поверхность, которую потом замораживали. В дальнейшем, когда стаканы был вставлен один в другой, лед растапливали.
А для сварки краев стекла обмазывали их фосфором и поджигали наподобие фейерверка. Как следствие, выделялось большое количество тепла, которого и было достаточно для местной сварки. А возможно, что края не заварены, а просто заполнены специальной мастикой. Но даже если это так, всё равно это весьма кропотливая и трудоемкая работа, которая под силу лишь настоящему виртуозу.
Что скажешь по поводу этих восхитительных произведений искусства? Лично я, считаю работы этого мастера воистину гениальными.
Понравилась статья? Поделись вдохновением со своими друзьями, они точно будут тебе благодарны за это!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Гусь-Хрустальный Стекольный Завод
Декоративные сосуды «Фома и Ерема» (автор В. В. Корнеев), вазы «Сумерки» (автор С. К. Пивоваров), приборы для пива (автор В. В. Корнеев) — изделия Гусевского хрустального завода
Во Владимире часто можно наблюдать такую картину. Туристские автобусы, следующие в древний Суздаль, сворачивают с магистральной дороги на скромную улочку в центре города — улицу им. Юрия Гагарина. Здесь расположен магазин «Хрусталь». Сюда-то и устремляются туристы, стремясь приобрести какой-нибудь сувенир с маркой знаменитого гусевского хрустального завода.
Слава гусевского хрусталя давно уже вышла за пределы страны. Легендарный хрустальный гусь поднялся высоко за облака, покоряя своим изяществом и красотой миллионы людей. Где только ни побывал он! Где только ни блестели его легкие прозрачные крылья. Хрустальные изделия из города Гусь-Хрустального видели посетители международных выставок в Брюсселе, в Монреале, в Осаке. В Брюсселе они были удостоены бронзовой медали.
Наверное, трудно найти такой ресторан в нашей стране, такую квартиру, где бы не было гусевской посуды. Она находит широкий спрос и на международном рынке. Ее приобретают торговые фирмы Франции, Англии, Канады, Швеции, Югославии, Италии, Японии, ФРГ и многих других стран.
Мастерство гусевских умельцев — это не просто декоративно-прикладное искусство, это искусство глубоко национальное, уходящее своими корнями в далекое прошлое. Оно впитало в себя и многие народные декоративные мотивы, узорчатое убранство резьбы, простоту форм старинных гончарных изделий, изящество и законченность форм строений первых русских зодчих, талант многочисленных народных мастеров, из поколения в поколение передававших и множивших секреты волшебного мастерства.
А начало этого мастерства уходит в далекий восемнадцатый век. В 1756 году в дремучих мещерских лесах, на берегу речки Гусь возник один из первых русских хрустальных заводов. Построил его предприимчивый орловский купец Аким Мальцов. Многое привлекало его сюда. Здесь имелась дешевая рабочая сила: скудная песчаная земля не могла прокормить крестьян, и они искали приработка в отходничестве. Имелось в окрестностях и необходимое сырье для производства стекла — и песок, и огнеупорная глина. И топлива хоть отбавляй — кругом леса. Привез Аким Мальцов мастеров, набрал из близлежащих сел рабочих, и стал действовать в деревне Никулино хрустальный завод, который впоследствии перебазировался на место, где сейчас находится город Гусь-Хрустальный.
Можно написать целую книгу о том, как рос и развивался этот завод, как росло и крепло мастерство хрустальщиков. Но подлинный расцвет получило это производство в годы Советской власти.
Полукустарное предприятие постепенно превратилось в современное, высокомеханизированное производство. Строились новые цеха, устанавливалось новое оборудование. Возник экспериментально-художественный отдел. В штате предприятия стала значиться должность художника.
Большой размах изготовление сортовой посуды получило не только на гусевском хрустальном заводе, но и на близлежащих предприятиях — стеклозаводах им. Свердлова, им. Воровского, им. X годовщины Октября, Иванищевском. В восьмой пятилетке за год они вырабатывали около двухсот миллионов штук различной посуды. Это половина республиканского производства и четверть всесоюзного. Только один хрустальный завод изготовляет несколько сот видов посуды. Это стаканы, кружки, графины, вазы, рюмки, фужеры, блюда, кувшины, различные наборы и многое, многое другое.
Прежде всего Гусь-Хрустальный славится своим художественным стеклом. Чем же оно знаменито, чем оно прочно завоевало добрую славу? Трудно передать словами обаяние хрусталя, его воздушную прозрачность, мягкость цветовых переходов, нежную округлость его форм, игру света в его гранях. Весь он яркий и звонкий, как веселый праздник. Гусевские художники отлично учитывают эстетические особенности материала. Для придания ему высокой художественной выразительности умело используются и цвет, и форма, и декор. Комплексное применение этих приемов и позволяет создавать неповторимые по своей прелести декоративные произведения из стекла. Форма гусевских изделий идет, как правило, от традиционных русских сосудов: кринок, глиняных кувшинов, чашек, кружек. В декоративном оформлении сейчас начинают преобладать сюжетные мотивы родной природы. Лаконично поданные листочки, цветы, ветви и т. д. придают изделиям особую прелесть и легкость. Определенный цвет хрусталю, как известно, придается примесями различных редкоземельных элементов. Стекло может быть и розовое, как начинающая спеть земляника, и нежно-зеленое, как первые березовые листья, и голубоватое, словно небо.
Творцом художественного стекла является прежде всего художник. На гусевском хрустальном заводе выросла плеяда даровитых художников, чьи произведения пользуются большой популярностью. Можно назвать таких замечательных мастеров своего дела, как Н. П. Матушевская, Е. И. Рогов, Б. Т. Бычков, В. А. Филатов, Г. А. Черноскулов, С. К. Пивоваров, В. С. Муратов, В. В. Корнеев и другие.
Велика роль художника на стекольном производстве, выпускающем сортовую художественную посуду. Он, как волшебник из сказки, мановением своего таланта вдыхает жизнь в, казалось бы, мертвый материал, заставляет его сверкать всеми цветами радуги. Художник всесторонне учитывает особенности стекла, как материала, делает все, чтобы он соответствовал современному интерьеру.
Ярко проявилось мастерство художников при создании новых форм тонкостенных сосудов — бокалов, фужеров, рюмок. При изготовлении их на заводе используется стекло, окрашенное окислами редкоземельных элементов. Художники умело использовали специфику этого стекла, требующего иной, более утонченной формы по сравнению с обычным стеклом.
Вот, например, высокие бокалы В. С. Муратова «Рыцарь». Они изготовлены из двухцветного редкоземельного стекла. У них дымчатое тулово и золотистая ножка.
Интересны и рюмки, созданные художником Роговым, очень пластичные по форме и выразительные по цвету. Они имеют высокую изящную ножку, на которой укреплено широкое тулово, чуть развернутое у края.
Много интересных, значительных произведений создал художник Рогов. Вот юбилейная ваза, созданная в честь 850-летия города Владимира, лаконичная по форме, но выразительная и впечатляющая. Вся она как бы излучает мягкий весенний свет, а простой растительный орнамент придает ей точеное изящество. Известен его набор салатников «Вишенка». Он отличается необычайной легкостью формы и строгим, но броским орнаментом в виде круглых матовых пятен-вишен. Своеобразен и прибор для воды того же художника. Необыкновенной родниковой свежестью веет от него. Стилизованные цветы орнамента чем-то напоминают детский рисунок.
Большой популярностью пользуются хрустальные изделия, украшенные алмазной гранью.
Знакомясь с такой посудой, выпущенной заводом в разные годы, мы увидим, что декоративное убранство их претерпевало определенные изменения. И здесь творцами декоративных мотивов являлись художники. В начале своего развития мотивы декора алмазной грани были очень усложнены, излишне помпезны. В хрустале оставалось очень мало «воздуха». Весь он был изрезан линиями, пересекающимися в самых различных направлениях. Это были всевозможные варианты так называемых «звездочек» и «кустиков».
Выявляя объемность предмета, давая большую возможность для игры света в гранях, они вместе с тем, как бы обедняли оформительским излишеством специфику стекла.
Постепенно художники начали отходить от подобных «излишеств». В последних их работах стали появляться более лаконичные и образные декоративные элементы. Появилась так называемая сюжетная алмазная грань. Она отличается тем, что в декоративное оформление вводится какой-либо определенный элемент, взятый обычно из природы. Он не просто копируется, а, как правило, стилизуется в зависимости от художественного замысла. Выбирается такой мотив, который наиболее соответствует характеру стиля и форме изделия.
Характерна в этом отношении декоративная ваза В. А. Филатова… Темно-золотистая окраска. Чешуйчатые, неглубокие грани. Чем-то очень напоминает ваза стройное и строгое южное дерево. Она так и называется — «Кипарис».
В основе декора в блюде В. С. Муратова — сочетание граней, создающее иллюзию пальмового листа. Не случайно и называется блюдо «Гаванна». А художник В. В. Корнеев применил в своем декоративном блюде мотив цветущей сирени. Морозная сетка пересекает вазу Е. И. Рогова «Иней».
Много можно назвать подобных декоративных изделий, выполненных в стиле сюжетной алмазной грани. Они не только органично вписываются в интерьер, не только являются элементами украшения, но и вызывают определенные ассоциации, эмоции, связанные с восприятием природы, миром вещей и предметов.
Не только форма, цвет, алмазная грань являются декоративными средствами. Гусевские художники применяют также гравировку и матовое травление.
В качества примера гравировки можно привести подарочный бокал С. К. Пивоварова «Мещерский цветок». Своеобразно решена уникальная вазе К. Д Дианова. Здесь на фоне лесного пейзажа выгравированы силуэты различных животных. При матовом травлении на поверхность стекла обычно наносится рисунок, близкий в какой-то мере к графике по четкости и ясности линий. В юбилейной вазе Е. И. Рогова мы видим силуэт кремлевского Дворца съездов, в декоративной вазе С. П. Верина — серп и молот.
Кроме выдувной посуды, обрабатываемой затем на алмазном колесе, гусевский завод выпускает большое количество прессованной посуды. Каждый, очевидно, видел, прессованные стеклянные вазы, селедочницы, пепельницы, салатницы. До последнего времени их декоративное убранство во многом копировало декор выдувных изделий с его пересекающимися линиями. При этом художники, создававшие образцы, не учитывали, что свойства прессованного стекла несколько иные, чем выдувного, и поэтому надо применять и другое декоративное оформление. Первые шаги в этом отношении уже сделаны. Образец оригинального прессованного блюда создал, например, художник В. В. Корнеев. Декоративное убранство здесь представляет собой углубленные многогранники, между которыми видна тонкая насечка.
Завод изготовляет различные прессованные медали, выпуск которых приурочивает к праздникам, юбилеям. Известны медали с силуэтом древних соборов Владимира и Суздаля, медаль с изображением дикого гуся.
Источник:
Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа Земли Владимиркой. Верхне-Волжское книжное издательство, г. Ярославль, 1973
Прекрасные фужеры!Мещерский цветок!Марганцевая ножка!С рубля!
—>
Доставка: | |
по городу: | Самовывоз. |
по стране и миру: | Стоимость доставки по стране узнавайте у продавца. |
Покупая несколько лотов продавца, Вы экономите на доставке. Лоты доставляются одним отправлением. | |
Оплата отправки по чеку после отправки. Отправка возможна сдэк, дл, энергия, почта РФ. Самовывоз строго Гарибальди 21к4 | |
Оплата: Наличные, Банковская карта, ЮMoney, Контакт. |
№243239583 |
Состояние на фото.Если имеются изьяны на предмете,то имеется в описании или на фото.Доставка по всему миру (кроме предметов царского периода)
В среднем доставка одного лота у тк типа ДЛ или Энергия стоят 770-1000руб.Стекло,техника,керамика требует дополнительной обрешетки или палетного борта,что увеличивает стоимость на 600-1000руб.Забор посылок ТК с офиса тк доставку до терминала не осуществляем.(услуга у ТК платная)
для постоянных клиентов более «мягкие» условия.
Оплата производится на счет ИП по реквизитам или QR-Коду,на карту СБ(Для постоянных клиентов),наличными.
Можете посмотреть лоты по фиксированной цене на нашем втором аккаунте:
По покупкам со второго аккаунта прошу писать строго туда.
Рюмки. Мещерский цветок
—>
Доставка: | |
по городу: | Самовывоз. |
по стране и миру: | Стоимость доставки по стране 400.00 р. |
Покупая несколько лотов продавца, Вы экономите на доставке. Лоты доставляются одним отправлением. | |
Предоплата на карту, наложенного платежа нет. | |
Оплата: Наличные. | |
Состояние товара: | Б/у. |
Дополнительно: | Материал: Стекло, Изделие: Бокал |
№249425498 |
Бокальчики из цветного стекла, Гусевский хрустальный завод, период СССР. На 2х при тщательном осмотре можно заметить на крае микродефект (см фото). Цена за комплект 5 шт, продаются все вместе.
Смотрите внимательно фото. Вопросы до покупки. Прежде, чем делать покупку, прочитайте пожалуйста раздел обо мне.
Краткая история винного бокала
Анна Веселко
Возможно, вам уже известно, что за последние 300 лет винный бокал стал больше примерно в семь раз. Неужели это заговор, который заставил объединиться производителей шираза и мерло ради общей цели? Разбираемся, как в наших руках оказались привычные пузатые бокалы, что было до них, при чем тут свинец и как выбрать идеальный бокал под сорт вина.
История посуды для питья и в частности бокалов так же стара, как история алкогольных напитков. Самым ранним зарегистрированным типом «бокала» можно назвать обожженные глиняные кубки, которые были впервые использованы иберами еще в эпоху плейстоцена. Бронзовый век привнес в домохозяйства наших предков деревянные и бронзовые кружки, а в первые дни Римской империи императоры и сенаторы пили вино, используя серебряные, свинцовые и глиняные кубки с характерным декоративным оформлением в виде вьющейся виноградной лозы с листьями и почками.
Где-то между 500–600 г. н. э. появилась неглубокая чаша с тонкой ножкой, которая использовалась главным образом представителями высшего класса, тогда как низшие классы обходились керамическими кубками. Когда саксы вторглись в Англию в V веке н. э., они принесли с собой золотые кубки, покрытые драгоценными камнями, а также питьевые рога, осушить которые нужно было за один прием (иначе остатки напитка выливались на стол).
Винные бокалы, какими мы их знаем сегодня, впервые были изготовлены во второй половине XVII века, и сейчас в распоряжении любителей вина есть самые разные типы бокалов, каждый из которых разработан специально для каждого винного сорта. Самые популярные бокалы производятся компанией Riedel.
Все дело в стекле
Самый старый зарегистрированный рецепт стекла датируется VII веком до нашей эры и был обнаружен в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала. Рецепт гласит: «Возьмите шестьдесят частей песка, сто восемьдесят частей пепла морских растений, пять частей мела, разогрейте их вместе, и вы получите стекло». Самый замечательный аспект этого рецепта — в том, как мало с тех пор изменилось: при современном производстве стекла используется 75% песка, 20% кальцинированной соды и извести и 5% модификаторов.
Стеклянные чаши и сосуды были впервые изготовлены в Древнем Египте и Месопотамии около XVII и XVI вв. до н. э. Ученые считают, что они создавались путем заливки расплавленного стекла поверх глиняной формы — это грубая, но эффективная практика. Огромный скачок в качестве произошел около 200 г. до н. э., когда финикийцы изобрели стеклодувную трубку. Это был серьезный технологический прорыв, выдувная трубка и по сей день остается важнейшим элементом производства стекла. Выдувание позволяет производить более тонкую и безопасную обработку жидкого стекла, чем это возможно при примитивной технологии заливки.
Источник: NATALIA KHIMICH / istockphoto.com
В Европе стекло стало модным во времена Римской империи, однако после ее падения и в течение всего Средневековья производство стекла в Европе пошло на спад и переместилось на Ближний Восток и в Азию. Все вернулось на круги своя примерно в XI веке благодаря венецианским торговцам, которые также отвечали за расширение виноделия в разных уголках Средиземного и Эгейского морей.
Венеция быстро стала центром производства стекла в Европе, но в 1291 году оно было «изгнано» на остров Мурано, так как считалось, что гигантские печи представляют опасность пожара для исторической Венеции. Венецианцы всерьез пытались удержать свою гегемонию, запрещая стеклодувам покидать Мурано и даже нанимая наемных убийц для выслеживания и казни беглецов. Примерно в XV веке стеклодувы Мурано произвели настоящий фурор, изобретя так называемое хрустальное стекло.
Хрустальное стекло — особенно твердый материал, изготовленный из дробленой кварцевой гальки рек Тичино и Адидже, протекающих из Швейцарских Альп в Северную Италию. Трудное для обработки, его ценили почти так же, как бриллианты, — в первую очередь за превосходные оптические качества, редкость и мастерство ремесленников, которые могли с ним работать. Высокий показатель преломления способствовал формированию ярких радуг при попадании света на стекло и превращал питьевые сосуды в ослепительные драгоценности. Конечно, позволить себе подобную роскошь мог очень ограниченный круг людей — как правило, это были представители правящих семей Европы и России.
Поскольку до начала 1900-х годов свечи были основным источником света в столовой, визуальное восприятие хрусталя на столе играло гораздо большую роль, чем сейчас. Свет, играющий в гранях бокала, сотни крошечных радуг, призматических вспышек и мерцаний создавали особую атмосферу за столом. Поднятие стеклянной чаши как можно выше позволяло уловить еще больше света, усиливая визуальные ощущения — так, повинуясь моде, ножка бокала «выросла» с примерно полутора сантиметров до 8 и даже выше!
На вкус и цвет
Многие винные профессионалы считают, что размер и форма бокала влияют на вкус вина, но мало кто может объяснить, как именно. Теория языковой карты больше не является релевантной, потому что была опровергнута, но, к счастью, пока что никто не спорит с тем, что огромное значение для наслаждения вином имеет нос.
Когда речь заходит о физических свойствах сосуда для питья — о том, насколько тяжелое, легкое, толстое или тонкое стекло, — важную роль играет и психология. Вкус одного и того же напитка, выпитого из разной посуды — толстой кофейной чашки или тонкого бокала для мартини, — скорее всего, будет отличаться. Так что неудивительно, что мы выработали определенные предпочтения и выбираем пить пиво из тяжелой кружки, а эспрессо — из маленькой фарфоровой чашки.
Наконец, своя роль есть и у каждой детали конструкции бокала:
Обод — это точка, где вино вступает в контакт со ртом пьющего. Чем тоньше ободок бокала, тем более плавный этот переход и тем больше человек может сосредоточиться на восприятии вина во рту и меньше ощущать сам бокал.
Все на красное!
Бокалы для белого и красного вина значительно отличаются в размерах, и в первую очередь это связано с температурами. Основные различия во вкусовых характеристиках красного и белого вин легко заметить, если выпить их при температуре 21 градус Цельсия один за другим из одинаковых бокалов для красного вина, а затем повторить эксперимент, выпив вина охлажденными до примерно 12 градусов Цельсия из одинаковых бокалов для белого вина. Поскольку вина имеют разные вкусовые характеристики, подача белого холодным замедляет испарение ароматических веществ, ослабляя их, что еще больше усиливает ароматы, позволяя доминировать фруктовым запахам.
Для игристых вин специалисты советуют выбирать бокалы с длинными узкими элегантными чашами. Канавки с травлением в основании бокала помогают формироваться пузырькам, которые не могут появиться на идеально гладкой поверхности. Если вы не видите пузырьков, бокал не протравлен. Также чем выше бокал, тем дольше сохраняются пузырьки: они несут ароматы в верхнюю часть бокала, закручивая игристое вино.
Золотой век дегустации вин и внимания к бокалам начался примерно в 70-е годы. С тех пор фотографии, книги, новостные статьи, кинематограф, публичные дегустации и социальные сети навсегда закрепили общественное предпочтение большой чаши и длинной ножки винного бокала. Похоже, что бокал для вина достиг конечного состояния своего развития.