мессерер асаф михайлович биография
Асаф Мессерер
фотографии >>
биография
Мессерер Асаф Михайлович
19 ноября 1903, Вильно — 7 марта 1992, Москва.
Артист балета, балетмейстер, педагог.
Достойный представитель известнейшей театральной династии, к которой принадлежат актёры Азарий и Рахиль Мессереры, танцовщица и педагог Суламифь Мессерер, Майя Плисецкая и сын Асафа, художник Борис Мессерер. Выпускник Московского хореографического училища, солист Большого театра, Асаф Мессерер обладал неповторимой исполнительской манерой — он привносил в классические партии энергию, силу и азарт. Его Зигфрид («Лебединое озеро») и Принц («Щелкунчик»), Бернар («Раймонда»), Раб, Пират («Корсар»), Франц («Коппелия»), Базиль («Дон Кихот») исполнялись на танцевальном языке нового времени — жестче и технически виртуознее, чем было принято прежде. Мессерер танцевал и в балетах современников — в «Красном маке» Рейнгольда Глиэра, «Пламени Парижа» Бориса Асафьева, «Золушке» Сергея Прокофьева, а с середины 1920-х годов выступал в качестве балетмейстера.
Среди его спектаклей — «Фея кукол» (1925), «Тщетная предосторожность» (1930), «Спящая красавица» (1936, 1952), «Лебединое озеро» (1937) и другие.
Лучшие свои балеты Асаф Мессерер создал, будучи педагогом-репетитором ведущих танцовщиков и балерин Большого театра — «Урок танца» (1960, на музыку Константина Лядова, Александра Глазунова, Дмитрия Шостаковича) и «Класс-концерт» (1962, на музыку Шостаковича, Глазунова).
Оксана ТОКРАНОВА
Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1953)
Народный артист РСФСР(1951).
Народный артист СССР (1976).
Похоронен на 10-м участке Новодевичьего кладбища Москвы.
Партии:
1921 — «Волшебное зеркало» А. Корещенко — сольный номер
1922 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Принц Зигфрид
1922 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Принц
1922 — «Тщетная предосторожность» на музыку П. Гертеля — Колен
1922 — «Раймонда» А. Глазунова — сарацинский танец и Бернар
1923 — «Петрушка» И. Стравинского — Петрушка и Арап
1923 — «Корсар» на музыку А. Адана, Л. Делиба, Р. Дриго, Ц. Пуни — Раб и Пират
1923 — «Баядерка» на музыку Л. Минкуса — индусский танец
1924 — «Миллионы Арлекина» Р. Дриго — Арлекин
1924 — «Конёк-Горбунок» Ц. Пуни — Раб и Океан
1924 — «Коппелия» Л. Делиба — Франц
1925 — «Иосиф Прекрасный» С. Василенко — Раб и Иосиф
1925 — «Теолинда» на музыку Ф. Шуберта, в инструментовке Д. Рогаль-Левицкого — Зефир
1926 — «Эсмеральда» Ц. Пуни — Зефир
1926 — «Спящая красавица» П. Чайковского — Голубая птица
1927 — «Красный мак» Р. М. Глиэра (балетмейстеры В. Тихомиров, Л. Лащилин) — Божок, Жонглёр, Китайский фокусник и Японский матрос (первое исполнение)
1930 — концертный номер «Футболист» на музыку А. Цфасмана
1930 — «Вахканалия» из балета «Времена года» А. Глазунова
1932 — концертный номер «Пьеро и Пьеретта» на музыку Р. Дриго
1932 — «Саламбо» А. Арендса — Лидийский военачальник и Фанатик
1935 — «Три толстяка» В. А. Оранского — Продавец воздушных шаров и Гимнаст Тибул
1936 — «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева — Нурали
1938 — «Кавказский пленник» Б. Асафьева — Фигурист
1939 — балетный номер из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки — Сатир
1940 — «Дон Кихот» Л. Минкуса — Базиль
1945 — «Золушка» С. Прокофьева — Принц и Шут
1947 — «Пламя Парижа» Б. Асафьева — Филипп
Концертные номера — «Вальс» на музыку М. Мошковского, «Мелодия» на музыку К. Глюка, «Весенние воды» на музыку С. В. Рахманинова, «Святой Себастиан» на музыку А. Скрябина, «Вальс» на музыку А. Хачатуряна.
Постановки:
1925 — «Фея кукол» Й. Байера (под названием «Волшебница кукол», совм. с Е. Долинской, Большой театр, спектакль Московского хореографического училища (МХУ))
1926 — «Война игрушек» на музыку Р. Шумана (студии «Драмбалет», Москва)
1926 — «Игры в танцах» на сборную музыку (студии «Драмбалет», Москва)
1927 — «Спортивные танцы» на сборную музыку (студии «Драмбалет», Москва)
1930 — «Тщетная предосторожность» на музыку П. Гертеля (совм. с И. Моисеевым, Большой театр, на сцене Экспериментального театра)
1936 — «Спящая красавица» П. Чайковского (совм. с А. Чекрыгиным и Б. Мордвиновым, Большой театр)
1937, 1951 — «Лебединое озеро» П. Чайковского (Большой театр)
1951, 1969, 1973 — «Лебединое озеро» П. Чайковского (Венгерский оперный театр, Будапешт)
1952 — «Спящая красавица» П. Чайковского (совм. с М. Габовичем, Большой театр)
1953 — «На берегу моря» Ю. Юзелюнаса (совм. с В. Гривицкасом, Театр оперы и балета Литовской ССР)
1960 — «Класс-концерт» на музыку Д. Шостаковича, А. Глазунова (МХУ)
1960 — «Урок танца» на музыку А. Лядова,Д. Шостаковича, А. Глазунова (МХУ)
1961 — «Класс-концерт» на музыку Д. Шостаковича, А. Глазунова (Брюссель)
1961 — «Урок танца» на музыку А. Лядова, Д. Шостаковича, А. Глазунова (Брюссель)
1963 — «Класс-концерт» на музыку Д. Шостаковича, А. Глазунова (Большой театр)
1972 — «Класс-концерт» на музыку Д. Шостаковича, А. Глазунова (Душанбе)
1973 — «Класс-концерт» на музыку Д. Шостаковича, А. Глазунова (Киев)
1974 — «Коппелия» Л. Делиба («Театр Вельки», Варшава)
Асаф Мессерер
фотографии >>
биография
Мессерер Асаф Михайлович
19 ноября 1903, Вильно — 7 марта 1992, Москва.
Артист балета, балетмейстер, педагог.
Достойный представитель известнейшей театральной династии, к которой принадлежат актёры Азарий и Рахиль Мессереры, танцовщица и педагог Суламифь Мессерер, Майя Плисецкая и сын Асафа, художник Борис Мессерер. Выпускник Московского хореографического училища, солист Большого театра, Асаф Мессерер обладал неповторимой исполнительской манерой — он привносил в классические партии энергию, силу и азарт. Его Зигфрид («Лебединое озеро») и Принц («Щелкунчик»), Бернар («Раймонда»), Раб, Пират («Корсар»), Франц («Коппелия»), Базиль («Дон Кихот») исполнялись на танцевальном языке нового времени — жестче и технически виртуознее, чем было принято прежде. Мессерер танцевал и в балетах современников — в «Красном маке» Рейнгольда Глиэра, «Пламени Парижа» Бориса Асафьева, «Золушке» Сергея Прокофьева, а с середины 1920-х годов выступал в качестве балетмейстера.
Среди его спектаклей — «Фея кукол» (1925), «Тщетная предосторожность» (1930), «Спящая красавица» (1936, 1952), «Лебединое озеро» (1937) и другие.
Лучшие свои балеты Асаф Мессерер создал, будучи педагогом-репетитором ведущих танцовщиков и балерин Большого театра — «Урок танца» (1960, на музыку Константина Лядова, Александра Глазунова, Дмитрия Шостаковича) и «Класс-концерт» (1962, на музыку Шостаковича, Глазунова).
Оксана ТОКРАНОВА
Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1953)
Народный артист РСФСР(1951).
Народный артист СССР (1976).
Похоронен на 10-м участке Новодевичьего кладбища Москвы.
Партии:
1921 — «Волшебное зеркало» А. Корещенко — сольный номер
1922 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Принц Зигфрид
1922 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Принц
1922 — «Тщетная предосторожность» на музыку П. Гертеля — Колен
1922 — «Раймонда» А. Глазунова — сарацинский танец и Бернар
1923 — «Петрушка» И. Стравинского — Петрушка и Арап
1923 — «Корсар» на музыку А. Адана, Л. Делиба, Р. Дриго, Ц. Пуни — Раб и Пират
1923 — «Баядерка» на музыку Л. Минкуса — индусский танец
1924 — «Миллионы Арлекина» Р. Дриго — Арлекин
1924 — «Конёк-Горбунок» Ц. Пуни — Раб и Океан
1924 — «Коппелия» Л. Делиба — Франц
1925 — «Иосиф Прекрасный» С. Василенко — Раб и Иосиф
1925 — «Теолинда» на музыку Ф. Шуберта, в инструментовке Д. Рогаль-Левицкого — Зефир
1926 — «Эсмеральда» Ц. Пуни — Зефир
1926 — «Спящая красавица» П. Чайковского — Голубая птица
1927 — «Красный мак» Р. М. Глиэра (балетмейстеры В. Тихомиров, Л. Лащилин) — Божок, Жонглёр, Китайский фокусник и Японский матрос (первое исполнение)
1930 — концертный номер «Футболист» на музыку А. Цфасмана
1930 — «Вахканалия» из балета «Времена года» А. Глазунова
1932 — концертный номер «Пьеро и Пьеретта» на музыку Р. Дриго
1932 — «Саламбо» А. Арендса — Лидийский военачальник и Фанатик
1935 — «Три толстяка» В. А. Оранского — Продавец воздушных шаров и Гимнаст Тибул
1936 — «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева — Нурали
1938 — «Кавказский пленник» Б. Асафьева — Фигурист
1939 — балетный номер из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки — Сатир
1940 — «Дон Кихот» Л. Минкуса — Базиль
1945 — «Золушка» С. Прокофьева — Принц и Шут
1947 — «Пламя Парижа» Б. Асафьева — Филипп
Концертные номера — «Вальс» на музыку М. Мошковского, «Мелодия» на музыку К. Глюка, «Весенние воды» на музыку С. В. Рахманинова, «Святой Себастиан» на музыку А. Скрябина, «Вальс» на музыку А. Хачатуряна.
Постановки:
1925 — «Фея кукол» Й. Байера (под названием «Волшебница кукол», совм. с Е. Долинской, Большой театр, спектакль Московского хореографического училища (МХУ))
1926 — «Война игрушек» на музыку Р. Шумана (студии «Драмбалет», Москва)
1926 — «Игры в танцах» на сборную музыку (студии «Драмбалет», Москва)
1927 — «Спортивные танцы» на сборную музыку (студии «Драмбалет», Москва)
1930 — «Тщетная предосторожность» на музыку П. Гертеля (совм. с И. Моисеевым, Большой театр, на сцене Экспериментального театра)
1936 — «Спящая красавица» П. Чайковского (совм. с А. Чекрыгиным и Б. Мордвиновым, Большой театр)
1937, 1951 — «Лебединое озеро» П. Чайковского (Большой театр)
1951, 1969, 1973 — «Лебединое озеро» П. Чайковского (Венгерский оперный театр, Будапешт)
1952 — «Спящая красавица» П. Чайковского (совм. с М. Габовичем, Большой театр)
1953 — «На берегу моря» Ю. Юзелюнаса (совм. с В. Гривицкасом, Театр оперы и балета Литовской ССР)
1960 — «Класс-концерт» на музыку Д. Шостаковича, А. Глазунова (МХУ)
1960 — «Урок танца» на музыку А. Лядова,Д. Шостаковича, А. Глазунова (МХУ)
1961 — «Класс-концерт» на музыку Д. Шостаковича, А. Глазунова (Брюссель)
1961 — «Урок танца» на музыку А. Лядова, Д. Шостаковича, А. Глазунова (Брюссель)
1963 — «Класс-концерт» на музыку Д. Шостаковича, А. Глазунова (Большой театр)
1972 — «Класс-концерт» на музыку Д. Шостаковича, А. Глазунова (Душанбе)
1973 — «Класс-концерт» на музыку Д. Шостаковича, А. Глазунова (Киев)
1974 — «Коппелия» Л. Делиба («Театр Вельки», Варшава)
Человек дня. Асаф Мессерер
19 ноября 1903 года родился Асаф Мессерер, артист балета и балетмейстер
Личное дело
Асаф Михайлович Мессерер (1903-1992) родился в городе Вильно. В 1904 году его отец получил диплом зубного врача, дававший право на жительство и практику в Москве, и семья переехала в Москву, в дом в Мыльниковом переулке, недалеко от Чистых прудов. Асаф учился в реальном училище и занимался в нескольких спортивных клубах: бегом, прыжками, фехтованием, теннисом, гимнастикой.
В 16 лет Асаф Мессерер попал на балетный спектакль Большого театра и решил стать артистом балета. Так как в столь большом возрасте нельзя было поступить в балетное училище, он начал заниматься в частной студии Михаила Мордкина, где быстро раскрылось его незаурядное дарование. Чтобы заработать деньги на занятия в студии, Мессерер поступил в танцевальную труппу драматического Театра Художественно-просветительского союза рабочих организаций. В 1919 году по инициативе балетмейстера Александра Горского в Московском хореографическом училище впервые был произведен набор класса для взрослых, куда принимали на конкурсной основе людей, уже имевших некоторую подготовку. Асаф Мессерер успешно прошел испытания и был зачислен в восьмой класс, который вел сам Горский. В 1921 году он окончил обучение и был принят в труппу Большого театра. Сначала танцевал в кордебалете, но уже очень скоро ему поручили первую ведущую партию – Океана в «Коньке-Горбунке».
Среди партий Асафа Мессерера в Большом театре: Колен («Тщетная предосторожность»), Зигфрид («Лебединое озеро»), Принц («Щелкунчик»), сарацинский танец и Бернар («Раймонда»), Петрушка и Арап («Петрушка»), Раб и Пират («Корсар»), индусский танец («Баядерка»), Арлекин («Миллионы Арлекина»), Раб и Океан («Конек-Горбунок»), Франц («Коппелия»), Раб и Иосиф («Иосиф Прекрасный»), Зефир («Теолинда»), Зефир («Эсмеральда»), Голубая птица («Спящая красавица»), Божок, Китайский фокусник и Японский матрос («Красный мак»), Лидийский военачальник («Саламбо»), Базиль, Филипп («Пламя Парижа»). Был ведущим танцовщиком Большого театра до 1954 года.
Уже с 1925 года Асаф Мессерер выступает как балетмейстер. В студии «Драмбалет» он поставил «Войну игрушек» на музыку Шумана, затем «Игры в танцах» и «Спортивные танцы» на сборную музыку. В Большом театре в 1925 году он ставит спектакль Москоского художественного училища «Фея кукол» (под названием «Волшебница кукол», совместно с Е. И. Долинской). В 1930 году на сцене Экспериментального театра — филиала Большого театра – им был поставлен балет «Тщетная предосторожность» (совместно с И. А. Моисеевым). Затем были постановки балетов «Спящая красавица» (1936, 1944, 1952), «Лебединое озеро» (1937), «Класс-концерт» (1962), «На берегу моря» (1953, Вильнюсский театр), «Урок танца» (1960, МХУ; 1961, Брюссель). Ставил также танцы в операх Большого театра.
В 1941 году Мессерер получил Сталинскую премию II степени, а в 1947 — Сталинскую премию I степени за исполнение партии Филиппа в балете «Пламя Парижа».
Умер Асаф Мессерер в Москве 7 марта 1992 года.
Чем знаменит
Выдающийся артист балета, значительно обогативший технику мужского танца. Более сложные вариации мужских партии, включавшие двойные и тройные пируэты и повороты в прыжке, разработанные Мессерером, впоследствии стали широко распространенными приемами у танцовщиков. Ввел в мужские партии некоторые элементы, ранее исполнявшиеся только балеринами (например, со-де-баск). Критики отмечали жизнерадостность и эмоциональность его танца, подчас ироничную трактовку образов. Помимо танцевальных партий в классических и современных балетных постановках Асаф Мессерер создал ряд концертных номеров, которые сам же исполнял: «Вальс» на музыку М. Мошковского, «Мелодия» на музыку К. В. Глюка, «Весенние воды» на музыку С. В. Рахманинова. Наибольшим успехом пользовался номер «Футболист» на музыку А. И. Цфасмана.
О чем надо знать
Как педагог Асаф Мессерер стал известен не меньше, а, возможно, даже больше, чем как артист балета. Преподавать он начал еще в 1920 году, сначала в студии «Драмбалет» и на вечерних курсах при Большом театре. С 1923 по 1960 год работал педагогом в Московском художественном училище. С 1946 года вел класс для ведущих танцовщиков и балерин в Большом театре. Как педагог и балетмейстер Асаф Мессерер работал в труппе Мориса Бежара в Брюсселе (1961-62), а также в Венгрии и Польше. Его учебник «Уроки классического танца» (1967) выдержал несколько изданий.
Прямая речь
«Теперь я расскажу об одном из зимних вечеров 1919 года. В Большом театре дают балет «Коппелия», и я случайно оказываюсь на гудящей галерке. В театре холодно, публика сидит в валенках, в шубах, под куполом висит морозный туман от дыхания зрителей. Зима 1919 года была вообще какой-то небывало лютой и голодной. Москва глубоко утонула в снегу, на улицах валялись закоченевшие дохлые лошади, их никто не убирал. У нас в доме вся жизнь перенеслась в ту комнату, где топилась «буржуйка». Длинная, голенастая труба тянулась от нее в форточку. Поэтому в комнате дыма было больше, чем тепла. Мать варила суп: на чугун кипятка горсть пшена. Мы сидим, жмемся ближе к «буржуйке» и друг к другу. И вдруг — Большой театр! Красный бархат партера и лож, золото, сияние огней в хрустальных подвесках. Все это казалось почти ирреальным и все-таки было явью. Радостная роскошь обстановки, звуки настраиваемых в оркестре инструментов, тьма, медленно сходившая в зал вслед меркнувшей люстре, взлетающий вверх занавес и, наконец, яркая сцена, на которой, непричастно стуже, стояла грациозная балерина в короткой пачке и резво веселая. Главные партии в «Коппелии» исполняли тогдашние премьеры Большого театра Александра Балашова и Леонид Жуков. Весь спектакль я простоял в своих полумальчиковых ботинках, которые мать достала мне по случаю. Они ужасно жали, будучи на два номера меньше моих ног. И лишь на «Коппелии» я, кажется, впервые забыл о своих мучениях. Как же так, ошеломленно думал я, артисты не произносят ни слова, а мне все понятно! Яснее, чем даже в опере, которую я к тому времени уже слышал. Не помню, какая это была опера, но ясно помню, что скучал и все время пытался разобрать слова, которые певцы пели, едва проборматывая, с ужасной дикцией. А тут — сказка, веселье, игра. Танцовщики вершат ее в вариациях, прыжках, кабриолях, антраша, пируэтах, турах в воздухе — чудо! Разумеется, я лишь значительно позже узнал названия всех этих движений. Но мог ли я предполагать, что всего через два года сам буду танцевать на прославленной сцене! На «Коппелии» я лишь догадался, что танцы — это мое. Мне нужно идти в балет».
Из книги Асафа Мессерера «Танец. Мысль. Время»
«Я понял, что в ведении класса артистов балета нужно определенная система, что каждый урок должен иметь свою целевую задачу, свою тему, свое лейтдвижение. Следуя педагогическим принципам В.Д. Тихомирова, я развиваю отдельные хореографические темы в течение каждой учебной недели. В процессе работы над хореографической темой класса, я заранее определяю построение каждой танцевальной комбинации и намечаю разработку какого-либо прыжкового «лейтдвижения». Исходя из закономерностей его развития, он стремлюсь, начиная с упражнений у станка, подготавливать мышцы к освоению данной танцевальной формы в определенных ее частях. Когда мышцы получают достаточную подготовку, «лейтдвижение» включается мною в целый ряд прыжковых комбинаций, начиная с более легкой формы маленьких и средних прыжков, варьируя ее с заносками, переходя затем к большим прыжкам в различных, менее и более сложных поворотов».
Из книги Асафа Мессерера «Уроки классического танца»
5 фактов об Асафе Мессерере
Материалы об Асафе Мессерере
Асаф Мессерер
Выдающийся отечественный балетмейстер и артист балета Асаф Михайлович Мессерер родился в 1903 году в Российской империи, в городе Вильно, в семье зубного врача. Семья, позже переехавшая в Москву, была многодетной – у Асафа было 9 братьев и сестер, причем пятеро из 10 свою жизнь связали с искусством. Суламифь Мессерер – как и Асаф – посвятила себя балету, Рахиль и Елизавета стали актрисами, драматическим актером стал и брат Азарий, выступавший в Художественном театре под псевдонимом Азарин. Именно он впервые привел Асафа на балетный спектакль. Балет «Коппелия» произвел на него неизгладимое впечатление, Асаф хотел поступить в Хореографическое училище, но ему было 15 лет – в таком возрасте туда не принимали, и он учится азам балетного искусства в частной студии у Шаломытовой – бывшей балерины. В этой студии его заметил балетмейстер А. Горский, искавший таланты, и помог поступить в Хореографическое училище.
Юноша, которому пришлось за год освоить восьмилетнюю программу, занимался с полной отдачей – а ведь это было тяжелое время: приходилось голодать, заниматься в зале, отапливаемом одной «буржуйкой». Но доверие А. Горского Асаф оправдал: в 1921 году он успешно окончил училище и был принят в Большой театр в качестве артиста кордебалета. Его способности и физическая выносливость были замечены руководством – А. Мессереру начинают давать сольные партии. Одной из первых ролей стал Океан в «Коньке-горбунке». Создавая этот образ, артист компенсировал свой небольшой рост значительной подвижностью и мощными прыжками. В других балетах – «Корсаре», «Лебедином озере», «Тщетной предосторожности», «Волшебном зеркале» – он тоже усложнял танцевальные движения, привнося нечто новое.
А. Мессерер был одним из активных участников Мастерской драматического балета, созданной молодыми артистами. Здесь он осуществил свои первые постановки: концертные номера, одноактный балет «Война игрушек». Когда был создан Хореографический техникум, его преподавателями стали участники Мастерской, включая и Мессерера – а ведь ему было тогда всего 18 лет. Два года спустя он уже преподает еще в двух учебных заведениях – в Хореографическом училище при Большом театре и Государственном техникуме кинематографии.
Хореограф соприкасается в своем творчестве и с драматическим театром, ставя танцы к спектаклям В. Мейерхольда – «Учитель Бубус», «Дама с камелиями» и другим пьесам, причем в «Даме с камелиями» он выходил на сцену сам.
В 1927 году В. Тихомировым и Л. Лащилиным был поставлен балет Р. Глиэра «Красный мак», в котором А. Мессерер исполнил танец Китайского божка. По воспоминаниям самого танцовщика, этот танец был так труден, что А. Мессерер – с его выносливостью – «выдыхался на нем одном»: «То я прыгал, вытянув вперед руки и ноги. То, наоборот, делал в воздухе кольцо — тело выгнуто, как лук, так что пятками я почти доставал затылок». Но этот невероятно сложный танец давал ему истинный простор для творчества. Другой номер, ставший – как и танец Китайского божка – практически самостоятельным, предложил постановщику сам А. Мессерер. Это был танец с лентой, основой для которого послужило воспоминание о китайских фокусниках, увиденных в детстве. Идея понравилась Л. Лащилину, и Р. Глиэр специально написал музыку для танца, который первоначально планировалось отдать А. Абрамовой, но балерина не могла справиться с огромной лентой, постоянно запутываясь в ней. В конечном итоге, танец с лентой исполнил сам А. Мессерер.
Одной из любимых партий танцовщика был Базиль в балете «Дон-Кихот». Исполняя эту роль в течение 25 лет, танцовщик постоянно вносил нечто новое в хореографию, а в Харьковском театре оперы и балета он сам ставил этот балет.
А. Мессерер мог быть новатором не только в хореографии. Во время зарубежных гастролей вместе с сестрой Суламифь он придумал оригинальный рекламный ход – допускать публику на репетиции, и это обеспечило аншлаг на всех выступлениях.
Вернувшись в Москву после гастролей, А. Мессерер танцевал в «Пламени Парижа», «Светлом ручье», но гораздо более интересной казалась ему работа над «Спящей красавицей». В постановке А. Мессерера было немало нового: фея Сирени получила две вариации, индивидуальные черты были приданы женихам, которых представляют Авроре. Но самые значительные изменения претерпел образ феи Карабос – в постановке М. Петипа это была мимическая роль, и исполняли ее мужчины, А. Мессерер же поручил партию злой феи молодой балерине и наделил героиню исступленным танцем (балетмейстер считал, что Зло может являться и в обаятельном облике). Эта постановка вызвала немало споров – кому-то казалось недопустимым столь вольное обращение с классикой, кто-то приветствовал новаторство. Не менее творчески подошел А. Мессерер к постановке «Лебединого озера»: он отказался от преимущественно пантомимического решения IV акта, сделав его танцевальным.
Во время Великой Отечественной войны А. Мессерер был художественным руководителем балетной труппы Большого театра, эвакуированной в Куйбышев. Тогда в городе не было театра, и ставить спектакли приходилось в клубе. Несмотря на суровые условия, труппа продолжала сценическую деятельность: «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Дон-Кихот», «Тщетная предосторожность»… Когда солистов отозвали в Москву для работы в филиале Большого театра, балетмейстер работал с молодыми исполнителями. В Москву он вернулся в 1943 году – и возобновил в Большом театре «Жизель» и «Спящую красавицу».
В 1946 году 43-летний А. Мессерер отметил 25-летний юбилей творческой деятельности. Для артиста балета это весьма солидный возраст, и многие танцовщики упрощают партии – но только не А. Мессерер: он прекрасно справлялся со всеми техническими сложностями. Юбилейным спектаклем стал «Дон-Кихот», где артист блестяще танцевал Базиля. На сцене театра А. Мессерер танцевал после этого еще семь лет, потом – прежде чем полностью посвятить себя преподаванию – несколько лет выступал с концертными номерами.
Как педагог А. Мессерер славился не только индивидуальным подходом к каждому ученику, но и тем, что его воспитанники почти не имели травм. Его педагогический талант ценили и за границей – так, в 1961 году он выезжал в Бельгию для создания там хореографического училища. Большой интерес вызывал у публики во время зарубежных гастролей театра необычный проект А. Мессерера – сценический вариант урока.
А. Мессерер ушел из жизни в 1992 году, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.