мессерер асаф михайлович биография

Асаф Мессерер

мессерер асаф михайлович биография. Смотреть фото мессерер асаф михайлович биография. Смотреть картинку мессерер асаф михайлович биография. Картинка про мессерер асаф михайлович биография. Фото мессерер асаф михайлович биография

фотографии >>

мессерер асаф михайлович биография. Смотреть фото мессерер асаф михайлович биография. Смотреть картинку мессерер асаф михайлович биография. Картинка про мессерер асаф михайлович биография. Фото мессерер асаф михайлович биография

мессерер асаф михайлович биография. Смотреть фото мессерер асаф михайлович биография. Смотреть картинку мессерер асаф михайлович биография. Картинка про мессерер асаф михайлович биография. Фото мессерер асаф михайлович биография

мессерер асаф михайлович биография. Смотреть фото мессерер асаф михайлович биография. Смотреть картинку мессерер асаф михайлович биография. Картинка про мессерер асаф михайлович биография. Фото мессерер асаф михайлович биография

биография

Мессерер Асаф Михайлович

19 ноября 1903, Вильно — 7 марта 1992, Москва.
Артист балета, балетмейстер, педагог.

Достойный представитель известнейшей театральной династии, к которой принадлежат актёры Азарий и Рахиль Мессереры, танцовщица и педагог Суламифь Мессерер, Майя Плисецкая и сын Асафа, художник Борис Мессерер. Выпускник Московского хореографического училища, солист Большого театра, Асаф Мессерер обладал неповторимой исполнительской манерой — он привносил в классические партии энергию, силу и азарт. Его Зигфрид («Лебединое озеро») и Принц («Щелкунчик»), Бернар («Раймонда»), Раб, Пират («Корсар»), Франц («Коппелия»), Базиль («Дон Кихот») исполнялись на танцевальном языке нового времени — жестче и технически виртуознее, чем было принято прежде. Мессерер танцевал и в балетах современников — в «Красном маке» Рейнгольда Глиэра, «Пламени Парижа» Бориса Асафьева, «Золушке» Сергея Прокофьева, а с середины 1920-х годов выступал в качестве балетмейстера.
Среди его спектаклей — «Фея кукол» (1925), «Тщетная предосторожность» (1930), «Спящая красавица» (1936, 1952), «Лебединое озеро» (1937) и другие.
Лучшие свои балеты Асаф Мессерер создал, будучи педагогом-репетитором ведущих танцовщиков и балерин Большого театра — «Урок танца» (1960, на музыку Константина Лядова, Александра Глазунова, Дмитрия Шостаковича) и «Класс-концерт» (1962, на музыку Шостаковича, Глазунова).
Оксана ТОКРАНОВА

Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1953)

Народный артист РСФСР(1951).
Народный артист СССР (1976).

Похоронен на 10-м участке Новодевичьего кладбища Москвы.

Партии:
1921 — «Волшебное зеркало» А. Корещенко — сольный номер
1922 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Принц Зигфрид
1922 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Принц
1922 — «Тщетная предосторожность» на музыку П. Гертеля — Колен
1922 — «Раймонда» А. Глазунова — сарацинский танец и Бернар
1923 — «Петрушка» И. Стравинского — Петрушка и Арап
1923 — «Корсар» на музыку А. Адана, Л. Делиба, Р. Дриго, Ц. Пуни — Раб и Пират
1923 — «Баядерка» на музыку Л. Минкуса — индусский танец
1924 — «Миллионы Арлекина» Р. Дриго — Арлекин
1924 — «Конёк-Горбунок» Ц. Пуни — Раб и Океан
1924 — «Коппелия» Л. Делиба — Франц
1925 — «Иосиф Прекрасный» С. Василенко — Раб и Иосиф
1925 — «Теолинда» на музыку Ф. Шуберта, в инструментовке Д. Рогаль-Левицкого — Зефир
1926 — «Эсмеральда» Ц. Пуни — Зефир
1926 — «Спящая красавица» П. Чайковского — Голубая птица
1927 — «Красный мак» Р. М. Глиэра (балетмейстеры В. Тихомиров, Л. Лащилин) — Божок, Жонглёр, Китайский фокусник и Японский матрос (первое исполнение)
1930 — концертный номер «Футболист» на музыку А. Цфасмана
1930 — «Вахканалия» из балета «Времена года» А. Глазунова
1932 — концертный номер «Пьеро и Пьеретта» на музыку Р. Дриго
1932 — «Саламбо» А. Арендса — Лидийский военачальник и Фанатик
1935 — «Три толстяка» В. А. Оранского — Продавец воздушных шаров и Гимнаст Тибул
1936 — «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева — Нурали
1938 — «Кавказский пленник» Б. Асафьева — Фигурист
1939 — балетный номер из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки — Сатир
1940 — «Дон Кихот» Л. Минкуса — Базиль
1945 — «Золушка» С. Прокофьева — Принц и Шут
1947 — «Пламя Парижа» Б. Асафьева — Филипп

Концертные номера — «Вальс» на музыку М. Мошковского, «Мелодия» на музыку К. Глюка, «Весенние воды» на музыку С. В. Рахманинова, «Святой Себастиан» на музыку А. Скрябина, «Вальс» на музыку А. Хачатуряна.

Постановки:
1925 — «Фея кукол» Й. Байера (под названием «Волшебница кукол», совм. с Е. Долинской, Большой театр, спектакль Московского хореографического училища (МХУ))
1926 — «Война игрушек» на музыку Р. Шумана (студии «Драмбалет», Москва)
1926 — «Игры в танцах» на сборную музыку (студии «Драмбалет», Москва)
1927 — «Спортивные танцы» на сборную музыку (студии «Драмбалет», Москва)
1930 — «Тщетная предосторожность» на музыку П. Гертеля (совм. с И. Моисеевым, Большой театр, на сцене Экспериментального театра)
1936 — «Спящая красавица» П. Чайковского (совм. с А. Чекрыгиным и Б. Мордвиновым, Большой театр)
1937, 1951 — «Лебединое озеро» П. Чайковского (Большой театр)
1951, 1969, 1973 — «Лебединое озеро» П. Чайковского (Венгерский оперный театр, Будапешт)
1952 — «Спящая красавица» П. Чайковского (совм. с М. Габовичем, Большой театр)
1953 — «На берегу моря» Ю. Юзелюнаса (совм. с В. Гривицкасом, Театр оперы и балета Литовской ССР)
1960 — «Класс-концерт» на музыку Д. Шостаковича, А. Глазунова (МХУ)
1960 — «Урок танца» на музыку А. Лядова,Д. Шостаковича, А. Глазунова (МХУ)
1961 — «Класс-концерт» на музыку Д. Шостаковича, А. Глазунова (Брюссель)
1961 — «Урок танца» на музыку А. Лядова, Д. Шостаковича, А. Глазунова (Брюссель)
1963 — «Класс-концерт» на музыку Д. Шостаковича, А. Глазунова (Большой театр)
1972 — «Класс-концерт» на музыку Д. Шостаковича, А. Глазунова (Душанбе)
1973 — «Класс-концерт» на музыку Д. Шостаковича, А. Глазунова (Киев)
1974 — «Коппелия» Л. Делиба («Театр Вельки», Варшава)

Источник

Асаф Мессерер

мессерер асаф михайлович биография. Смотреть фото мессерер асаф михайлович биография. Смотреть картинку мессерер асаф михайлович биография. Картинка про мессерер асаф михайлович биография. Фото мессерер асаф михайлович биография

фотографии >>

мессерер асаф михайлович биография. Смотреть фото мессерер асаф михайлович биография. Смотреть картинку мессерер асаф михайлович биография. Картинка про мессерер асаф михайлович биография. Фото мессерер асаф михайлович биография

мессерер асаф михайлович биография. Смотреть фото мессерер асаф михайлович биография. Смотреть картинку мессерер асаф михайлович биография. Картинка про мессерер асаф михайлович биография. Фото мессерер асаф михайлович биография

мессерер асаф михайлович биография. Смотреть фото мессерер асаф михайлович биография. Смотреть картинку мессерер асаф михайлович биография. Картинка про мессерер асаф михайлович биография. Фото мессерер асаф михайлович биография

биография

Мессерер Асаф Михайлович

19 ноября 1903, Вильно — 7 марта 1992, Москва.
Артист балета, балетмейстер, педагог.

Достойный представитель известнейшей театральной династии, к которой принадлежат актёры Азарий и Рахиль Мессереры, танцовщица и педагог Суламифь Мессерер, Майя Плисецкая и сын Асафа, художник Борис Мессерер. Выпускник Московского хореографического училища, солист Большого театра, Асаф Мессерер обладал неповторимой исполнительской манерой — он привносил в классические партии энергию, силу и азарт. Его Зигфрид («Лебединое озеро») и Принц («Щелкунчик»), Бернар («Раймонда»), Раб, Пират («Корсар»), Франц («Коппелия»), Базиль («Дон Кихот») исполнялись на танцевальном языке нового времени — жестче и технически виртуознее, чем было принято прежде. Мессерер танцевал и в балетах современников — в «Красном маке» Рейнгольда Глиэра, «Пламени Парижа» Бориса Асафьева, «Золушке» Сергея Прокофьева, а с середины 1920-х годов выступал в качестве балетмейстера.
Среди его спектаклей — «Фея кукол» (1925), «Тщетная предосторожность» (1930), «Спящая красавица» (1936, 1952), «Лебединое озеро» (1937) и другие.
Лучшие свои балеты Асаф Мессерер создал, будучи педагогом-репетитором ведущих танцовщиков и балерин Большого театра — «Урок танца» (1960, на музыку Константина Лядова, Александра Глазунова, Дмитрия Шостаковича) и «Класс-концерт» (1962, на музыку Шостаковича, Глазунова).
Оксана ТОКРАНОВА

Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1953)

Народный артист РСФСР(1951).
Народный артист СССР (1976).

Похоронен на 10-м участке Новодевичьего кладбища Москвы.

Партии:
1921 — «Волшебное зеркало» А. Корещенко — сольный номер
1922 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Принц Зигфрид
1922 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Принц
1922 — «Тщетная предосторожность» на музыку П. Гертеля — Колен
1922 — «Раймонда» А. Глазунова — сарацинский танец и Бернар
1923 — «Петрушка» И. Стравинского — Петрушка и Арап
1923 — «Корсар» на музыку А. Адана, Л. Делиба, Р. Дриго, Ц. Пуни — Раб и Пират
1923 — «Баядерка» на музыку Л. Минкуса — индусский танец
1924 — «Миллионы Арлекина» Р. Дриго — Арлекин
1924 — «Конёк-Горбунок» Ц. Пуни — Раб и Океан
1924 — «Коппелия» Л. Делиба — Франц
1925 — «Иосиф Прекрасный» С. Василенко — Раб и Иосиф
1925 — «Теолинда» на музыку Ф. Шуберта, в инструментовке Д. Рогаль-Левицкого — Зефир
1926 — «Эсмеральда» Ц. Пуни — Зефир
1926 — «Спящая красавица» П. Чайковского — Голубая птица
1927 — «Красный мак» Р. М. Глиэра (балетмейстеры В. Тихомиров, Л. Лащилин) — Божок, Жонглёр, Китайский фокусник и Японский матрос (первое исполнение)
1930 — концертный номер «Футболист» на музыку А. Цфасмана
1930 — «Вахканалия» из балета «Времена года» А. Глазунова
1932 — концертный номер «Пьеро и Пьеретта» на музыку Р. Дриго
1932 — «Саламбо» А. Арендса — Лидийский военачальник и Фанатик
1935 — «Три толстяка» В. А. Оранского — Продавец воздушных шаров и Гимнаст Тибул
1936 — «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева — Нурали
1938 — «Кавказский пленник» Б. Асафьева — Фигурист
1939 — балетный номер из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки — Сатир
1940 — «Дон Кихот» Л. Минкуса — Базиль
1945 — «Золушка» С. Прокофьева — Принц и Шут
1947 — «Пламя Парижа» Б. Асафьева — Филипп

Концертные номера — «Вальс» на музыку М. Мошковского, «Мелодия» на музыку К. Глюка, «Весенние воды» на музыку С. В. Рахманинова, «Святой Себастиан» на музыку А. Скрябина, «Вальс» на музыку А. Хачатуряна.

Постановки:
1925 — «Фея кукол» Й. Байера (под названием «Волшебница кукол», совм. с Е. Долинской, Большой театр, спектакль Московского хореографического училища (МХУ))
1926 — «Война игрушек» на музыку Р. Шумана (студии «Драмбалет», Москва)
1926 — «Игры в танцах» на сборную музыку (студии «Драмбалет», Москва)
1927 — «Спортивные танцы» на сборную музыку (студии «Драмбалет», Москва)
1930 — «Тщетная предосторожность» на музыку П. Гертеля (совм. с И. Моисеевым, Большой театр, на сцене Экспериментального театра)
1936 — «Спящая красавица» П. Чайковского (совм. с А. Чекрыгиным и Б. Мордвиновым, Большой театр)
1937, 1951 — «Лебединое озеро» П. Чайковского (Большой театр)
1951, 1969, 1973 — «Лебединое озеро» П. Чайковского (Венгерский оперный театр, Будапешт)
1952 — «Спящая красавица» П. Чайковского (совм. с М. Габовичем, Большой театр)
1953 — «На берегу моря» Ю. Юзелюнаса (совм. с В. Гривицкасом, Театр оперы и балета Литовской ССР)
1960 — «Класс-концерт» на музыку Д. Шостаковича, А. Глазунова (МХУ)
1960 — «Урок танца» на музыку А. Лядова,Д. Шостаковича, А. Глазунова (МХУ)
1961 — «Класс-концерт» на музыку Д. Шостаковича, А. Глазунова (Брюссель)
1961 — «Урок танца» на музыку А. Лядова, Д. Шостаковича, А. Глазунова (Брюссель)
1963 — «Класс-концерт» на музыку Д. Шостаковича, А. Глазунова (Большой театр)
1972 — «Класс-концерт» на музыку Д. Шостаковича, А. Глазунова (Душанбе)
1973 — «Класс-концерт» на музыку Д. Шостаковича, А. Глазунова (Киев)
1974 — «Коппелия» Л. Делиба («Театр Вельки», Варшава)

Источник

Человек дня. Асаф Мессерер

мессерер асаф михайлович биография. Смотреть фото мессерер асаф михайлович биография. Смотреть картинку мессерер асаф михайлович биография. Картинка про мессерер асаф михайлович биография. Фото мессерер асаф михайлович биография

19 ноября 1903 года родился Асаф Мессерер, артист балета и балетмейстер

Личное дело

Асаф Михайлович Мессерер (1903-1992) родился в городе Вильно. В 1904 году его отец получил диплом зубного врача, дававший право на жительство и практику в Москве, и семья переехала в Москву, в дом в Мыльниковом переулке, недалеко от Чистых прудов. Асаф учился в реальном училище и занимался в нескольких спортивных клубах: бегом, прыжками, фехтованием, теннисом, гимнастикой.

В 16 лет Асаф Мессерер попал на балетный спектакль Большого театра и решил стать артистом балета. Так как в столь большом возрасте нельзя было поступить в балетное училище, он начал заниматься в частной студии Михаила Мордкина, где быстро раскрылось его незаурядное дарование. Чтобы заработать деньги на занятия в студии, Мессерер поступил в танцевальную труппу драматического Театра Художественно-просветительского союза рабочих организаций. В 1919 году по инициативе балетмейстера Александра Горского в Московском хореографическом училище впервые был произведен набор класса для взрослых, куда принимали на конкурсной основе людей, уже имевших некоторую подготовку. Асаф Мессерер успешно прошел испытания и был зачислен в восьмой класс, который вел сам Горский. В 1921 году он окончил обучение и был принят в труппу Большого театра. Сначала танцевал в кордебалете, но уже очень скоро ему поручили первую ведущую партию – Океана в «Коньке-Горбунке».

Среди партий Асафа Мессерера в Большом театре: Колен («Тщетная предосторожность»), Зигфрид («Лебединое озеро»), Принц («Щелкунчик»), сарацинский танец и Бернар («Раймонда»), Петрушка и Арап («Петрушка»), Раб и Пират («Корсар»), индусский танец («Баядерка»), Арлекин («Миллионы Арлекина»), Раб и Океан («Конек-Горбунок»), Франц («Коппелия»), Раб и Иосиф («Иосиф Прекрасный»), Зефир («Теолинда»), Зефир («Эсмеральда»), Голубая птица («Спящая красавица»), Божок, Китайский фокусник и Японский матрос («Красный мак»), Лидийский военачальник («Саламбо»), Базиль, Филипп («Пламя Парижа»). Был ведущим танцовщиком Большого театра до 1954 года.

Уже с 1925 года Асаф Мессерер выступает как балетмейстер. В студии «Драмбалет» он поставил «Войну игрушек» на музыку Шумана, затем «Игры в танцах» и «Спортивные танцы» на сборную музыку. В Большом театре в 1925 году он ставит спектакль Москоского художественного училища «Фея кукол» (под названием «Волшебница кукол», совместно с Е. И. Долинской). В 1930 году на сцене Экспериментального театра — филиала Большого театра – им был поставлен балет «Тщетная предосторожность» (совместно с И. А. Моисеевым). Затем были постановки балетов «Спящая красавица» (1936, 1944, 1952), «Лебединое озеро» (1937), «Класс-концерт» (1962), «На берегу моря» (1953, Вильнюсский театр), «Урок танца» (1960, МХУ; 1961, Брюссель). Ставил также танцы в операх Большого театра.

В 1941 году Мессерер получил Сталинскую премию II степени, а в 1947 — Сталинскую премию I степени за исполнение партии Филиппа в балете «Пламя Парижа».

Умер Асаф Мессерер в Москве 7 марта 1992 года.

Чем знаменит

мессерер асаф михайлович биография. Смотреть фото мессерер асаф михайлович биография. Смотреть картинку мессерер асаф михайлович биография. Картинка про мессерер асаф михайлович биография. Фото мессерер асаф михайлович биография

Выдающийся артист балета, значительно обогативший технику мужского танца. Более сложные вариации мужских партии, включавшие двойные и тройные пируэты и повороты в прыжке, разработанные Мессерером, впоследствии стали широко распространенными приемами у танцовщиков. Ввел в мужские партии некоторые элементы, ранее исполнявшиеся только балеринами (например, со-де-баск). Критики отмечали жизнерадостность и эмоциональность его танца, подчас ироничную трактовку образов. Помимо танцевальных партий в классических и современных балетных постановках Асаф Мессерер создал ряд концертных номеров, которые сам же исполнял: «Вальс» на музыку М. Мошковского, «Мелодия» на музыку К. В. Глюка, «Весенние воды» на музыку С. В. Рахманинова. Наибольшим успехом пользовался номер «Футболист» на музыку А. И. Цфасмана.

О чем надо знать

Как педагог Асаф Мессерер стал известен не меньше, а, возможно, даже больше, чем как артист балета. Преподавать он начал еще в 1920 году, сначала в студии «Драмбалет» и на вечерних курсах при Большом театре. С 1923 по 1960 год работал педагогом в Московском художественном училище. С 1946 года вел класс для ведущих танцовщиков и балерин в Большом театре. Как педагог и балетмейстер Асаф Мессерер работал в труппе Мориса Бежара в Брюсселе (1961-62), а также в Венгрии и Польше. Его учебник «Уроки классического танца» (1967) выдержал несколько изданий.

Прямая речь

«Теперь я расскажу об одном из зимних вечеров 1919 года. В Большом театре дают балет «Коппелия», и я случайно оказываюсь на гудящей галерке. В театре холодно, публика сидит в валенках, в шубах, под куполом висит морозный туман от дыхания зрителей. Зима 1919 года была вообще какой-то небывало лютой и голодной. Москва глубоко утонула в снегу, на улицах валялись закоченевшие дохлые лошади, их никто не убирал. У нас в доме вся жизнь перенеслась в ту комнату, где топилась «буржуйка». Длинная, голенастая труба тянулась от нее в форточку. Поэтому в комнате дыма было больше, чем тепла. Мать варила суп: на чугун кипятка горсть пшена. Мы сидим, жмемся ближе к «буржуйке» и друг к другу. И вдруг — Большой театр! Красный бархат партера и лож, золото, сияние огней в хрустальных подвесках. Все это казалось почти ирреальным и все-таки было явью. Радостная роскошь обстановки, звуки настраиваемых в оркестре инструментов, тьма, медленно сходившая в зал вслед меркнувшей люстре, взлетающий вверх занавес и, наконец, яркая сцена, на которой, непричастно стуже, стояла грациозная балерина в короткой пачке и резво веселая. Главные партии в «Коппелии» исполняли тогдашние премьеры Большого театра Александра Балашова и Леонид Жуков. Весь спектакль я простоял в своих полумальчиковых ботинках, которые мать достала мне по случаю. Они ужасно жали, будучи на два номера меньше моих ног. И лишь на «Коппелии» я, кажется, впервые забыл о своих мучениях. Как же так, ошеломленно думал я, артисты не произносят ни слова, а мне все понятно! Яснее, чем даже в опере, которую я к тому времени уже слышал. Не помню, какая это была опера, но ясно помню, что скучал и все время пытался разобрать слова, которые певцы пели, едва проборматывая, с ужасной дикцией. А тут — сказка, веселье, игра. Танцовщики вершат ее в вариациях, прыжках, кабриолях, антраша, пируэтах, турах в воздухе — чудо! Разумеется, я лишь значительно позже узнал названия всех этих движений. Но мог ли я предполагать, что всего через два года сам буду танцевать на прославленной сцене! На «Коппелии» я лишь догадался, что танцы — это мое. Мне нужно идти в балет».

Из книги Асафа Мессерера «Танец. Мысль. Время»

«Я понял, что в ведении класса артистов балета нужно определенная система, что каждый урок должен иметь свою целевую задачу, свою тему, свое лейтдвижение. Следуя педагогическим принципам В.Д. Тихомирова, я развиваю отдельные хореографические темы в течение каждой учебной недели. В процессе работы над хореографической темой класса, я заранее определяю построение каждой танцевальной комбинации и намечаю разработку какого-либо прыжкового «лейтдвижения». Исходя из закономерностей его развития, он стремлюсь, начиная с упражнений у станка, подготавливать мышцы к освоению данной танцевальной формы в определенных ее частях. Когда мышцы получают достаточную подготовку, «лейтдвижение» включается мною в целый ряд прыжковых комбинаций, начиная с более легкой формы маленьких и средних прыжков, варьируя ее с заносками, переходя затем к большим прыжкам в различных, менее и более сложных поворотов».

Из книги Асафа Мессерера «Уроки классического танца»

5 фактов об Асафе Мессерере

Материалы об Асафе Мессерере

Источник

Асаф Мессерер

мессерер асаф михайлович биография. Смотреть фото мессерер асаф михайлович биография. Смотреть картинку мессерер асаф михайлович биография. Картинка про мессерер асаф михайлович биография. Фото мессерер асаф михайлович биографияВыдающийся отечественный балетмейстер и артист балета Асаф Михайлович Мессерер родился в 1903 году в Российской империи, в городе Вильно, в семье зубного врача. Семья, позже переехавшая в Москву, была многодетной – у Асафа было 9 братьев и сестер, причем пятеро из 10 свою жизнь связали с искусством. Суламифь Мессерер – как и Асаф – посвятила себя балету, Рахиль и Елизавета стали актрисами, драматическим актером стал и брат Азарий, выступавший в Художественном театре под псевдонимом Азарин. Именно он впервые привел Асафа на балетный спектакль. Балет «Коппелия» произвел на него неизгладимое впечатление, Асаф хотел поступить в Хореографическое училище, но ему было 15 лет – в таком возрасте туда не принимали, и он учится азам балетного искусства в частной студии у Шаломытовой – бывшей балерины. В этой студии его заметил балетмейстер А. Горский, искавший таланты, и помог поступить в Хореографическое училище.

Юноша, которому пришлось за год освоить восьмилетнюю программу, занимался с полной отдачей – а ведь это было тяжелое время: приходилось голодать, заниматься в зале, отапливаемом одной «буржуйкой». Но доверие А. Горского Асаф оправдал: в 1921 году он успешно окончил училище и был принят в Большой театр в качестве артиста кордебалета. Его способности и физическая выносливость были замечены руководством – А. Мессереру начинают давать сольные партии. Одной из первых ролей стал Океан в «Коньке-горбунке». Создавая этот образ, артист компенсировал свой небольшой рост значительной подвижностью и мощными прыжками. В других балетах – «Корсаре», «Лебедином озере», «Тщетной предосторожности», «Волшебном зеркале» – он тоже усложнял танцевальные движения, привнося нечто новое.

А. Мессерер был одним из активных участников Мастерской драматического балета, созданной молодыми артистами. Здесь он осуществил свои первые постановки: концертные номера, одноактный балет «Война игрушек». Когда был создан Хореографический техникум, его преподавателями стали участники Мастерской, включая и Мессерера – а ведь ему было тогда всего 18 лет. Два года спустя он уже преподает еще в двух учебных заведениях – в Хореографическом училище при Большом театре и Государственном техникуме кинематографии.

Хореограф соприкасается в своем творчестве и с драматическим театром, ставя танцы к спектаклям В. Мейерхольда – «Учитель Бубус», «Дама с камелиями» и другим пьесам, причем в «Даме с камелиями» он выходил на сцену сам.

В 1927 году В. Тихомировым и Л. Лащилиным был поставлен балет Р. Глиэра «Красный мак», в котором А. Мессерер исполнил танец Китайского божка. По воспоминаниям самого танцовщика, этот танец был так труден, что А. Мессерер – с его выносливостью – «выдыхался на нем одном»: «То я прыгал, вытянув вперед руки и ноги. То, наоборот, делал в воздухе кольцо — тело выгнуто, как лук, так что пятками я почти доставал затылок». Но этот невероятно сложный танец давал ему истинный простор для творчества. Другой номер, ставший – как и танец Китайского божка – практически самостоятельным, предложил постановщику сам А. Мессерер. Это был танец с лентой, основой для которого послужило воспоминание о китайских фокусниках, увиденных в детстве. Идея понравилась Л. Лащилину, и Р. Глиэр специально написал музыку для танца, который первоначально планировалось отдать А. Абрамовой, но балерина не могла справиться с огромной лентой, постоянно запутываясь в ней. В конечном итоге, танец с лентой исполнил сам А. Мессерер.

Одной из любимых партий танцовщика был Базиль в балете «Дон-Кихот». Исполняя эту роль в течение 25 лет, танцовщик постоянно вносил нечто новое в хореографию, а в Харьковском театре оперы и балета он сам ставил этот балет.

А. Мессерер мог быть новатором не только в хореографии. Во время зарубежных гастролей вместе с сестрой Суламифь он придумал оригинальный рекламный ход – допускать публику на репетиции, и это обеспечило аншлаг на всех выступлениях.

Вернувшись в Москву после гастролей, А. Мессерер танцевал в «Пламени Парижа», «Светлом ручье», но гораздо более интересной казалась ему работа над «Спящей красавицей». В постановке А. Мессерера было немало нового: фея Сирени получила две вариации, индивидуальные черты были приданы женихам, которых представляют Авроре. Но самые значительные изменения претерпел образ феи Карабос – в постановке М. Петипа это была мимическая роль, и исполняли ее мужчины, А. Мессерер же поручил партию злой феи молодой балерине и наделил героиню исступленным танцем (балетмейстер считал, что Зло может являться и в обаятельном облике). Эта постановка вызвала немало споров – кому-то казалось недопустимым столь вольное обращение с классикой, кто-то приветствовал новаторство. Не менее творчески подошел А. Мессерер к постановке «Лебединого озера»: он отказался от преимущественно пантомимического решения IV акта, сделав его танцевальным.

Во время Великой Отечественной войны А. Мессерер был художественным руководителем балетной труппы Большого театра, эвакуированной в Куйбышев. Тогда в городе не было театра, и ставить спектакли приходилось в клубе. Несмотря на суровые условия, труппа продолжала сценическую деятельность: «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Дон-Кихот», «Тщетная предосторожность»… Когда солистов отозвали в Москву для работы в филиале Большого театра, балетмейстер работал с молодыми исполнителями. В Москву он вернулся в 1943 году – и возобновил в Большом театре «Жизель» и «Спящую красавицу».

В 1946 году 43-летний А. Мессерер отметил 25-летний юбилей творческой деятельности. Для артиста балета это весьма солидный возраст, и многие танцовщики упрощают партии – но только не А. Мессерер: он прекрасно справлялся со всеми техническими сложностями. Юбилейным спектаклем стал «Дон-Кихот», где артист блестяще танцевал Базиля. На сцене театра А. Мессерер танцевал после этого еще семь лет, потом – прежде чем полностью посвятить себя преподаванию – несколько лет выступал с концертными номерами.

Как педагог А. Мессерер славился не только индивидуальным подходом к каждому ученику, но и тем, что его воспитанники почти не имели травм. Его педагогический талант ценили и за границей – так, в 1961 году он выезжал в Бельгию для создания там хореографического училища. Большой интерес вызывал у публики во время зарубежных гастролей театра необычный проект А. Мессерера – сценический вариант урока.

А. Мессерер ушел из жизни в 1992 году, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *