место сражения вошедшее в историю под названием место стонов и рыданий врага
Место сражения вошедшее в историю под названием место стонов и рыданий врага
История Казахстана, подготовка к ЕНТ запись закреплена
Анракайское сражение
Самая крупная победа над джунгарами была одержана казахским ополчением в местности Анракай в 1730 г.
В Анракайском сражении казахов вдохновила победа Сабалака (псевдоним Абильмансура, будущего хана Абылая) в схватке с военачальником джунгар Шарышем.
В народных преданиях носит название «место стонов и рыданий врага».
Победа достигнута в следствии выступления Казахских жузов единым фронтом.
В более чем столетней войне назревал коренной перелом.
Были освобождены территории: горные массивы Каратау, Улытау, земли Сарыарки и Семиречья.
Казахи не воспользовались благоприятной ситуацией и результатами победы в Анракайском сражении.
Предводители отрядов казахского ополчения в связи с внезапной смертью хана Болата рассорились из-за того, кому из них быть старшим ханом. Главнокомандующий объединенными силами Абулхаир и правитель Среднего жуза Семеке покинули районы сражения. Они отошли к российским границам. Таким образом, общеказахское ополчение распалось.
Казахи Старшего жуза снова покорились джунгарам и предоставили аманатов (заложников), а также были вынуждены платить дань. Таким образом, общенародная борьба казахов против джунгар, достигнув значительных успехов, ослабла вследствие традиционных разногласий.
Место сражения вошедшее в историю под названием место стонов и рыданий врага
ЕНТ | КТА 2020 запись закреплена
Вторжения ойратских войск приняли характер постоянного противоборства в конце XVII в. с воцарением на джунгарский престол Цэвана-Рабдана.
В 1697 г. во главе Джунгарского ханства встал и укрепил военно-политическую мощь государства и совершил ряд вторжений на территорию Казахстана хунтайши (хунтайджи) Цэван Рабдан.
Цэван Рабдан в 1698 г. возглавил 40-тысячную джунгарскую армию и совершил опустошительный набег на кочевья Старшего жуза.
Для войны с казахами джунгары покупали у русских вооружение и пушки.
О том, что джунгары «сходили с лошадей, когда палили из ружей» писал немецкий ученый XVIII в. И. Георги.
В выгодное положение, по отношению к казахскому ополчению, джунгар ставило наличие у них артиллерии.
Благодаря численному и военнотехническому превосходству в результате вторжений 1711-1717 гг. джунгарские войска захватили часть Семиречья.
Джунгары дошли до р. Сарысу в Центральном Казахстане.
Джунгарское ханство превратилось в опасного врага не только для Казахского ханства, но и для России, Китая и стран Средней Азии.
Попытки организации казахами сопротивления
В 1710 г. был созван объединительный курултай степной знати в Каракумах, где было решено создать всеказахское ополчение для отпора вторжениям джунгар.
— Несмотря на вражду между султанами, старшинами, казахскому народу удалось сформировать единое народное ополчение.
На курултае с пламенной речью выступил батыр Богенбай.
В условиях нарастающей джунгарской угрозы казахи доверили Абулхаиру общее руководство народным ополчением.
В этих сложных условиях казахи смогли собрать 30 тысячное войско.
Джунгары на время вытеснены со значительной части Южного Казахстана.
Военное искусство казахов в годы войн с джунгарами
Во главе военного отряда казахов стояли главы родов.
Одним из древних воинских обрядов был алгадай.
Перед началом боя воюющие стороны выдвигали на поединок (жекпе-жек) своих батыров смельчаков, которых называли алгадаями.
Завоевательные войны джунгар
В 1-ой четверти XVIII века значительное воздействие на международные отношения в Центральной Азии оказывало джунгаро-казахское противоборство.
Война казахов против джунгар была войной за свободу и независимость.
В основе конфликтов между казахами и джунгарами лежало соперничество за владение пастбищными угодиями.
В 1-ой половине XVIII в. стратегическими целями джунгарских правителей являлись:
Завоевание Семиречья и Сырдарьинского региона.
Установить контроль над торговыми путями;
Беспрепятственный проход к волжским калмыкам, которые жили на западе Казахстана, а джунгары на востоке;
Пастбищные угодья и торгово- ремесленные центры Южного и Юго- Восточного Казахстана;
Работорговля.
Одной из главных статей дохода Джунгарского государства была работорговля.
Джунгарское государство рассматривало население Казахстана как своих потенциальных рабов.
«Годы Великого бедствия» казахского народа (1723-1727 гг.).
В 20-е г. XVIII в. вторжения джунгар в казахские земли приняли угрожающие масштабы.
В 1722 г. умер китайский император (богдыхан) Канси, который долгое время воевал с джунгарами. Восточные границы джунгар стали для них безопасны.
Джунгарское ханство, заключив договор с Китаем, сформировало благоприятные условия для походов на Казахстан.
К правителю волжских калмыков хану Аюке джунгары отправили послов с целью ведения совместных военных действий против казахов.
Россия была занята укреплением недавно возведенной Иртышской линии и не представляла серьезной опасности для Джунгарского государства.
Россия во взаимоотношениях казахов и джунгар старалась придержываться относительно нейтральной позиции.
Ей было выгодно одинаковое ослабление как Казахского, так и Джунгарского ханств.
В 1723 г. Джунгарское ханство начало массированное нашествие на территорию Казахстана во главе с Цэван-Рабданом.
В 1724-1725 гг. джунгарские войска захватили города Туркестан и Ташкент.
Ташкент почти месяц держал оборону города.
Вслед за Ташкентом были завоеваны Сайрам и Туркестан.
В «Годы великого бедствия» относительно неуязвимым оказались отдаленные районы Западного Казахстана.
1723-1727 годы остались в истории как «Годы великого бедствия» его можно было сравнить с монгольским нашествием начала XIII века.
Об этой трудной исторической эпохе Ш.Уалиханов писал: «Джунгары, волжские калмыки, яицкие казаки и башкиры с разных сторон громили их (казахские) улусы и уводили в плен целыми семействами».
В «Годы Великого бедствия» казахские роды (Среднего жуза) вынуждены были откочевывать к пределам срднеазиатских ханств.
Переправившись через реку Сырдарью, большинство родов Среднего жуза отошло к Самарканду.
Казахи Младшего жуза приблизились к границам России (вплотную к Жайыку/Уралу).
В «Годы Великого бедствия» большинство родов Младшего жуза откочевали в пределы Хивы и Бухары.
Массовое переселение казахов на Запад вызвало обеспокоенность Российской империи и ее подданных: башкир и калмыков.
Царское правительство укрепило пограничную стражу и приняло меры по строительству новых военных укреплений в Уральском регионе.
В начале XVIII в. массовое переселение казахов на запад было вызвано нашествием джунгар.
О «Годах Великого бедствия» народ сложил песню Елим-ай, которую исполнял поэт и воин Кожаберген-жырау.
Причины поражения казахов Трагедии 1723-1727 годов была обусловлена отсутствием в казахском обществе политического единства.
В период казахско-джунгарских войн казахские степи были охвачены джутом «Ак мешин» в 1723 г.
Причины трагедии 1723-1727 годов является:
Разобщенность казахских жузов и отсутствие единства в ханстве;
Отсутствие у казахов регулярной армии;
Джунгары напали ранней весной, когда казахские аулы находились далеко друг от друга;
Удачное заключение джунгарами мира с Китаем;
Хорошое вооружение и военный опыт джунгарских войск.
Последствия джунгарской агрессии в 1723- 1727 гг.:
Нарушены традиционные маршруты кочевок казахов;
Казахи лишились плодородных пастбищ;
Сократилось поголовье скота;
Прервалась торговля;
Пришли в запустение территории Семиречья и Южного Казахстана;
Разрушены многие города;
Многие казахи были взяты в плен и проданы в рабство;
Сократилось численность казахов.
По сведениям Шакарима Кудайбердыулы в «Годы Великого бедствия» (1723-1727 гг.), погибло две трети степного населения.
Ослабевшее и обескровленное в «Годы Великого бедствия» Казахское ханство стало лёгкой добычей для колонизации Российской империей.
Борьба казахского народа против джунгар
В XVIII в. хан Абулхаир сыграл важную роль в организации и развертывании освободительной борьбы против ойратской агрессии.
Осенью 1723 года хан Абулхаир совершил ряд успешных походов против союзников джунгар волжских калмыков.
В 1724 году хан Абулхаир под напором превосходящих сил джунгар был вынужден оставить город Туркестан.
1725 году хан Абулхаир стал во главе 50-тысячного казахско-каракалпакского объедененного войска.
В 1725 году ополченцы Среднего жуза во главе с батыром Жанибеком нанесли поражение джунгарам у озера Шубарколь, что на территории современной Акмолинской области.
В 1726 году западнее города Шымкента в местности Ордабасы состоялся всеказахский курултай с целью организации централизованного отпора джунгарам.
Представители казахских жузов, собравшиеся у подножия горы Ордабасы, приняли решение об организации всенародной борьбы против врага. Сосредоточение основных сил казахов в районе горы Ордабасы не было случайным. Отсюда удобнее было выйти на пограничные районы и начать освобождение края.
В Ордабасы с согласия султанов и полководцев главнокомандующим объединенными силами казахского ханства был избран хан Абулхаир.
Судя по фольклорным материалам, казахское войско было организовано и рассредоточено в районе горы Ордабасы по принципу принадлежности к жузам.
Герои казахско-джунгарских воин
В 1-ой четверти XVIII века к объединению всех трех жузов казахов побудили вторжения джунгар.
Во главе крупных отрядов стали ханы и султаны: Абулмамбет, Барак, Самеке, Абулхаир, Султанбет и др.
В решающий момент казахско- джунгарских войн дело спасения страны взял на себя народ.
Выдающуюся роль в установлении согласия между казахскими родами для освободительной войны с джунгарами сыграли известные казахские бии: Толе би, Казыбек би, Айтеке би.
В освободительной борьбе казахского народа против джунгарской агрессии отличились Каракерей Кабанбай, Канжыгалы Богенбай, Шапырашты Наурызбай, Шакшак Жанибек, Байсейит Малайсары, Баян Батыр, Албан Райымбек,
Шакантай батыр, Тама Есет батыр и др.
В сражении с джунгарами активное участие приняли и женщины:
Айтолкын (дочь султана Абылая);
Есенбике (дочь Карасай батыра);
Айбике (дочь Буланбай батыра);
Гаухар батыр (жена Кабанбай батыра), которая возглавила разведывательный отряд и участвовала во всех крупных сражениях.
«Золотым веком» казахского батырства, за проявленный народом героизм, названы годы борьбы с джунгарскими завоевателями.
Героическую борьбу казахов трех жузов с джунгарами описывает видный народный трибун, жырау Таттикара.
В «Годы Великого бедствия» освободительная война против джунгар приняла интернациональный характер, с казахами сражались каракалпаки и киргизы.
Героизм батыров донесли до нас произведения выдающихся казахских жырау Умбетея, Актамберды, Таттикара, Кожабергена, Бухара, Котеш-акына и др.
Булантинское сражение
В 1728 г. казахское ополчение в предгорьях Улытау, в местности Кара Сиыр на берегу реки Буланты наголову разбили войска джунгарских феодалов
На стороне казахов выступили каракалпаки и киргизы.
Общая численность объединенных сил составила 60 тыс. человек.
Место сражения и победа казахского ополчения надолго сохранилась в народной памяти, и получило название «Калмак кырылган» («Место гибели калмыков») («Калмак кырылган»).
По приблизительным данным, было уничтожено до 10 тыс. джунгарских воинов.
Были освобождены северо-восточные районы Казахстана.
Значение победы над джунгарами у р. Буланты в 1728 г. заключалось в том, что укрепился моральный дух казахов и был развеян миф о непобедимости джунгар. После этого сражения для казахов образовалась неблагоприятная ситуация, вызванная опасностью втягивания в войну с волжскими калмыками.
Анракайское сражение
Самая крупная победа над джунгарами была одержана казахским ополчением в местности Анракай в 1730 г.
В Анракайском сражении казахов вдохновила победа Сабалака (псевдоним Абильмансура, будущего хана Абылая) в схватке с военачальником джунгар Шарышем.
В народных преданиях носит название «место стонов и рыданий врага».
Победа достигнута в следствии выступления Казахских жузов единым фронтом.
В более чем столетней войне назревал коренной перелом.
Были освобождены территории: горные массивы Каратау, Улытау, земли Сарыарки и Семиречья.
Казахи не воспользовались благоприятной ситуацией и результатами победы в Анракайском сражении.
Предводители отрядов казахского ополчения в связи с внезапной смертью хана Болата рассорились из-за того, кому из них быть старшим ханом. Главнокомандующий объединенными силами Абулхаир и правитель Среднего жуза Семеке покинули районы сражения. Они отошли к российским границам. Таким образом, общеказахское ополчение распалось.
Казахи Старшего жуза снова покорились джунгарам и предоставили аманатов (заложников), а также были вынуждены платить дань. Таким образом, общенародная борьба казахов против джунгар, достигнув значительных успехов, ослабла вследствие традиционных разногласий.
«Место стонов и рыданий» казахского народа
В честь победы над джунгарскими завоевателями в XV-XVIII веках воздвигнут монумент «Памятник Аныракайской битве» в селе Танбалы Алматинской области. На холме возвышаются две каменные стелы, составленные из светлого и темного камня.
Именно здесь, в местности Аныракай, в 1729 году произошло самое кровопролитное сражение с джунгарами, в народных преданиях эта долина носит название «место стонов и рыданий». Стелы символизируют противостояние и драматическую борьбу двух народов. Казахов, обозначает более высокая стела с вершиной, устремленной вверх, а джунгар – стела пониже. Стела из красного гранита означает казахов, а серый цвет второй стелы – джунгар. Монумент окружают 12 камней со знаками животных восточного календаря.
История о тех сражениях повествует так:
Джунгарские вторжения 1717-1718 гг., обострили внутренние усобицы казахского общества. В 1718 г. джунгары предприняли стремительный поход через Семиречье к рекам Арысь, Боген, Чаян, их целью было захватить ставку ханов – Туркестан.
К 1723 году ситуация в казахско-джунгарских отношениях резко изменились к худшему. Многие казахские племена под напором джунгаров вынуждены были покинуть веками насиженные места, что повлекло «неминуемое разорение и гибель… Нищета и страдания сделались всеобщими, иные умирали с голоду…».
Начались «годы великого бедствия» — «Актабан шубырынды, Алкакол сулама» что означает «брели, пока не забелели подошвы, упав без сил, лежали вокруг озера» тогда-то и «родилась старинная казахская песня-плачь (жоктау) «Елимай» («О, народ мой»), как символ народной скорби об этой трагедии.
С казахской стороны в сражении участвовали представители всех трёх жузов в количестве до 30 тыс. человек, в том числе Каракыпшак Тлеули батыр Канжыгалы Богенбай батыр, Кабанбай батыр, Санрык Токтыбайулы, Барак Шорекулы, Тортаул Олжабай, Отеген Отегулулы, Богенбай Бозкосулы, Акша Сартулы, Бопай бий, Кангельды Срымбетулы, Алшин Тайлак, Есеркен Жаманкараулы, Толе би, Койгельды Батыр, Бекжан Батыр и другие знаменитые батыры. Общее руководство осуществлял Абулхаир-хан.
В конце весны 1729 года казахское ополчение, подкрепив своих коней в песках Муюнкумов и в долинах рек Буркутты, Шабакты, Караконыз, Ыргайты, Чу, вышли в район гор Хантау, где были остановлены пограничным джунгарским отрядом. В течение 40 дней прошёл целый ряд столкновений казахского ополчения трех жузов и пограничного джунгарского отряда на Буланты-Белеуты и Анракае, в различных местах Сары-Арки, на берегу реки Или.
В 1729 году в 120 км к югу от озера Балхаш, в 20 км к северо-западу от г. Алматы, в местности Аныракай (каз. – плач, стенание) произошла последняя крупная битва между казахами и джунгарами. Казахские войска, в 25-30 тысяч конников, морально и физически были готовы к проведению сражения.
Решающая битва казахов и джунгар состоялась у подножья горы Анракай. В этой битве участвовали все известные батыры казахской земли (как выше отмечены), бии, султаны, родоначальники – представители всех трех жузов –Толе би, Казыбек би, Айтеке би и другие. Общее руководство казахскими силами в этом сражении было доверено Абулхайр Хану – Хану Младшего Жуза, талантливому полководцу. Главнокомандующим армиями трех жузов являлся Богенбай батыр, выходец из рода канжыгалы, племени аргын.
Памятник Аныракайской битве установлен в честь 270-летия значимой победы в 2001 г. Сейчас место Анракайской битвы вошло в список 100 сакральных объектов Казахстана от Алматинской области.
Борьба казахского народа против джунгарского нашествия
Опасность втягивания в борьбу с волжскими калмыками, находившимися в российском подданстве, заставила пойти на перемирие с ними, чтобы обезопасим западные границы в условиях борьбы с самым опасным противником — Джунгарские ханством. В 20-х годах XVIII в. политическая ситуация еще не благоприятствовала принятию Казахстаном российского подданства Джунгаро-казахское противоборство продолжалось, оказывая значительное воздействие на международные отношения в Центральной Азии. Представители казахских жузов, собравшиеся у подножия горы Ордабасы. приняли решение об организации всенародной борьбы против общего врага Общее командование объединенными силами было возложено на хана Абулхаира. Сосредоточение основных сил в районе Ордабасы не было случайным. Отсюда удобнее было выйти на пограничные с Джунгарией районы и начать освобождение края. Местность позволяла сосредоточить в этом районе огромное количество вооруженных людей и расположить аулы, снабжавшие войско всем необходимым. Казахское войско было организовано по принципу принадлежности к жузам. Самую крупную победу казахи одержали в 1730 г. в местности Анракай, у озера Балхаш (В некоторых источниках 1729 г.). В сражении участвовали политический противник хана Абулхаира — султан Барак, хан Среднего жуза Абулмамбет, роды Старшего Жуза во главе с ханом Болатом. Впервые правители трех жузов выступили единым фронтом. Это место носит название «место стонов и рыданий врага». Войско завоеватели начало отступать по р. Или на восток. Предводители казахского ополчения в связи со смертью хана Болата рассорились из-за того, кому из них быть старшим ханом. Абулхаир и правитель Среднего жуза Семеке покинули сражение. Разногласия свели на нет достигнутые результаты.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Место сражения вошедшее в историю под названием место стонов и рыданий врага
В честь победы над джунгарскими завоевателями в XV-XVIII веках воздвигнут монумент «Памятник Аныракайской битве» в селе Танбалы Алматинской области. На холме возвышаются две каменные стелы, составленные из светлого и темного камня, сообщает IQAP.KZ
Именно здесь, в местности Аныракай, в 1729 году произошло самое кровопролитное сражение с джунгарами, в народных преданиях эта долина носит название «место стонов и рыданий». Стелы символизируют противостояние и драматическую борьбу двух народов. Казахов, обозначает более высокая стела с вершиной, устремленной вверх, а джунгар – стела пониже. Стела из красного гранита означает казахов, а серый цвет второй стелы – джунгар. Монумент окружают 12 камней со знаками животных восточного календаря.
История о тех сражениях повествует так:
Джунгарские вторжения 1717-1718 гг., обострили внутренние усобицы казахского общества. В 1718 г. джунгары предприняли стремительный поход через Семиречье к рекам Арысь, Боген, Чаян, их целью было захватить ставку ханов – Туркестан.
К 1723 году ситуация в казахско-джунгарских отношениях резко изменились к худшему. Многие казахские племена под напором джунгаров вынуждены были покинуть веками насиженные места, что повлекло «неминуемое разорение и гибель… Нищета и страдания сделались всеобщими, иные умирали с голоду…».
Начались «годы великого бедствия» — «Актабан шубырынды, Алкакол сулама» что означает «брели, пока не забелели подошвы, упав без сил, лежали вокруг озера» тогда-то и «родилась старинная казахская песня-плачь (жоктау) «Елимай» («О, народ мой»), как символ народной скорби об этой трагедии.
С казахской стороны в сражении участвовали представители всех трёх жузов в количестве до 30 тыс. человек, в том числе Каракыпшак Тлеули батыр Канжыгалы Богенбай батыр, Кабанбай батыр, Санрык Токтыбайулы, Барак Шорекулы, Тортаул Олжабай, Отеген Отегулулы, Богенбай Бозкосулы, Акша Сартулы, Бопай бий, Кангельды Срымбетулы, Алшин Тайлак, Есеркен Жаманкараулы, Толе би, Койгельды Батыр, Бекжан Батыр и другие знаменитые батыры. Общее руководство осуществлял Абулхаир-хан.
В конце весны 1729 года казахское ополчение, подкрепив своих коней в песках Муюнкумов и в долинах рек Буркутты, Шабакты, Караконыз, Ыргайты, Чу, вышли в район гор Хантау, где были остановлены пограничным джунгарским отрядом. В течение 40 дней прошёл целый ряд столкновений казахского ополчения трех жузов и пограничного джунгарского отряда на Буланты-Белеуты и Анракае, в различных местах Сары-Арки, на берегу реки Или.
В 1729 году в 120 км к югу от озера Балхаш, в 20 км к северо-западу от г. Алматы, в местности Аныракай (каз. – плач, стенание) произошла последняя крупная битва между казахами и джунгарами. Казахские войска, в 25-30 тысяч конников, морально и физически были готовы к проведению сражения.
Решающая битва казахов и джунгар состоялась у подножья горы Анракай. В этой битве участвовали все известные батыры казахской земли (как выше отмечены), бии, султаны, родоначальники – представители всех трех жузов –Толе би, Казыбек би, Айтеке би и другие. Общее руководство казахскими силами в этом сражении было доверено Абулхайр Хану – Хану Младшего Жуза, талантливому полководцу. Главнокомандующим армиями трех жузов являлся Богенбай батыр, выходец из рода канжыгалы, племени аргын.
Памятник Аныракайской битве установлен в честь 270-летия значимой победы в 2001 г. Сейчас место Анракайской битвы вошло в список 100 сакральных объектов Казахстана от Алматинской области.