место в истории в системе научного знания

История. Шпаргалка

место в истории в системе научного знания. Смотреть фото место в истории в системе научного знания. Смотреть картинку место в истории в системе научного знания. Картинка про место в истории в системе научного знания. Фото место в истории в системе научного знания

В пособии в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы курса истории. Книга окажет вам неоценимую помощь в подготовке и сдаче экзамена.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки

1. История как наука

Историю называют «учительницей жизни». Место истории в системе наук определяется тем, что, кроме текущего дня, все происходящее с людьми «уходит» в историю. У любой науки, у любой современной проблемы есть своя история.

В переводе с греческого языка «история» — «рассказ о прошлом». Это рассказ о том, что произошло с людьми, народами, государствами, человечеством. История является коллективной памятью многочисленных народов, населяющих землю. Объект истории — жизнь людей в разных странах, развитие человеческих сообществ как на отдельных территориях, так и на всем земном шаре. Предметом исторической науки является деятельность людей, или субъективный фактор исторического процесса. История — это сложный процесс развития человечества, а также наука, которая изучает этот процесс.

Историки не просто собирают факты (с лат. — «сделанное, совершившееся»), но и осмысливают их с разных теоретических позиций. Сторонники различных религий считают историю проявлением божественной воли (провиденциализм). Марксисты в историческом развитии видят пять сменяющих друг друга крупных формаций (формационный подход). Приверженцы цивилизационного подхода в мировой истории выделяют разное количество культурно-исторических типов или цивилизаций.

Сравнительно-сопоставительный, хронологический, проблемный, статистический метод, метод периодизации и другие методы позволяют историкам реконструировать прошлое. Профессиональные историки придерживаются принципа научности (объективности), то есть стараются выявить все факты по изучаемому вопросу, а не подбирают факты под готовую схему. Любая проблема рассматривается в конкретно-исторических обстоятельствах определенного времени (принцип историзма), в развитии (принцип диалектики). Знание истории помогает людям понять себя и окружающий мир (познавательная функция), обеспечивает передачу опыта из поколения в поколение (функция социальной памяти), формирует чувство долга и любви к Родине (воспитательная функция), предостерегает от возможных ошибок (прогностическая функция). История как наука представляет собой особую форму общественного сознания, важную часть политической культуры личности. В России «Иванами, не помнящими родства» называют тех, кто плохо знает или игнорирует исторический опыт.

История занимает важное место в группе гуманитарных и социальных наук, так как предоставляет огромный материал, «пищу для размышлений» для политологов, экономистов, социологов, этнологов, социальных психологов и других специалистов. История как наука состоит из нескольких блоков дисциплин. Историки изучают развитие человеческих сообществ на определенных территориях (история России, других стран, определенного региона, континента, всего мира). Разные стороны исторического прошлого изучаются по отраслям, отдельным предметам, проблемам: история государства и права, экономики и экономических учений, религий, культуры, гендерная, социальная и т. д. Несколько десятков вспомогательных и специальных исторических дисциплин в XVIII–XX вв. сформировалось в сфере методики и техники исторических исследований: археология, архивоведение, геральдика, нумизматика, ономастика, историческая антропология, демография, метрология и многие другие.

Во второй половине XX в. наряду с изучением политической, социально-экономической жизни, деятельности выдающихся людей историки стали изучать отношения простых людей, особенности духовной, повседневной жизни людей, семей, небольших групп. В современной исторической науке возникли такие направления, как «история ментальностей», «новая социальная история», «новая рабочая история», «история женщин», «крестьянские исследования», «история повседневности», «гендерная история» и др.

История России — неотъемлемая часть всемирной истории. Всемирная история и история России соотносятся как общее и особенное в историческом развитии.

Источник

Предмет науки истории и ее место в системе исторических наук

место в истории в системе научного знания. Смотреть фото место в истории в системе научного знания. Смотреть картинку место в истории в системе научного знания. Картинка про место в истории в системе научного знания. Фото место в истории в системе научного знания место в истории в системе научного знания. Смотреть фото место в истории в системе научного знания. Смотреть картинку место в истории в системе научного знания. Картинка про место в истории в системе научного знания. Фото место в истории в системе научного знания место в истории в системе научного знания. Смотреть фото место в истории в системе научного знания. Смотреть картинку место в истории в системе научного знания. Картинка про место в истории в системе научного знания. Фото место в истории в системе научного знания место в истории в системе научного знания. Смотреть фото место в истории в системе научного знания. Смотреть картинку место в истории в системе научного знания. Картинка про место в истории в системе научного знания. Фото место в истории в системе научного знания

место в истории в системе научного знания. Смотреть фото место в истории в системе научного знания. Смотреть картинку место в истории в системе научного знания. Картинка про место в истории в системе научного знания. Фото место в истории в системе научного знания

место в истории в системе научного знания. Смотреть фото место в истории в системе научного знания. Смотреть картинку место в истории в системе научного знания. Картинка про место в истории в системе научного знания. Фото место в истории в системе научного знания

Билет №1

Вопрос№1

Изучение гуманитарных дисциплин со­ставляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способству­ет интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам относится история.

История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, ко­торый раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хо­зяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, ме­ждународных отношений, деятельности исторических личностей.

Соответственно и история — наука многоотраслевая, она сла­гается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, соци­альной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по ве­щественным источникам древности — орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам — поселе­ниям, могильникам, кладам.

История подразделяется и по широте изучения объекта: исто­рия мира в целом <всемирнаяили всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдель­ных стран и народов или группы народов (например, история России).

Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом. К их числу относят­ся: хронология, изучающая системы отсчета времени; палеогра­фия — рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика — исторические акты; нумизматика — монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология — систему мер; флаговедение — флаги

К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее истори­ческие источники, и историография, задача которой — описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение зако­номерностей в развитии исторической науки.

История не только одна из двух тысяч существующих наук, служащих современному человечеству, но и одна из наиболее древних. История тесно связана с другими науками, в частности, с психологией, социологией, философией, юридическими наука­ми, экономической теорией, математикой, математической стати­стикой, языкознанием, литературоведением и др. В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, ана­лизирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.) и их взаимо­связи и взаимообусловленности. В то же время каждая из суще­ствующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например, история физики, исто­рия музыки, история кино и т.д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки — такие, как истори­ческая география, историческая геология и др

функции исторического познания

История выполняет несколько социально значимых функций.

*Первая — познава­тельная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении историче­ского пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

В научном языке часто слово “история” употребляется как процесс, движение во времени и как процесс познания во времени. Содержанием истории, как специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс.

Следует заметить, что человеческое общежитие — такая же часть мирового бытия, как и жизнь окружающей нас природы, и его научное познание — такая же необходимая потребность человеческого ума, как и изучение жизни природы.

Исторический процесс проявляется в человеческой жизни, известия о которой сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются внешней и внутренней жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.

При этом всесторонний анализ ошибок, тщательность их изучения не должны перечеркивать той огромной положительной работы, которую проделали наши предки.

*Вторая функция — практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития об­щества, помогает вырабатывать научно обоснованный политиче­ский курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего — корни интереса людей к своей исто­рии. Русский историк В.0. Ключевский (1841—1911), определяя практическое значение знаний истории, исторического сознания, отмечал: «Каждому народу история задает двустороннюю куль­турную работу — над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями»

Чтобы определить, куда и как идти обществу в своем развитии, нужно знать откуда, из какого состояния оно пришло и как оно прошло свой исторический путь.

Сегодня сама жизнь ставит многие вопросы перед современной историей. Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть в определенной степени историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином.

*Третья функция — мировоззренческая. Изучение истории непосредственно влияет на формирование научного мировоззрения.

Чтобы выводы из истории были действительно научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу или явлению без исключения, в их совокупности, только тогда можно получить объективную, адекватную действительности картину, а следовательно и обеспечить научность познания.

*История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая функция истории. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества — патрио­тизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки об­щества и людей, их влияние на человеческие судьбы.

Изучение истории приучает мыслить историческими катего­риями, видеть общество в развитии, оценивать явления общест­венной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с по­следующим ходом развития событий.

Такой подход формирует потребность осмысливать действи­тельность не в статике, а в историческом процессе, в хронологи­ческой связи, в диалектике развития.

Источник

История как наука, ее место в системе научного знания.

История как наука, ее место в системе научного знания.

Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий.

Первоначальное значение слова “история” восходит к древнегреческому термину, означавшему “расследование”. В настоящее время мы используем слово “история” в двух смыслах: во-первых, для обозначения рассказа о прошлом, во-вторых, когда речь идет о науке, изучающей прошлое.

Однако, как самостоятельная область знания, тем более научного, история не рассматривалась еще долгое время. Она не имела собственного предмета в период Античности, Средних веков, Возрождения и даже в эпоху Просвещения. Объясняется это тем, что история долгое время была интегрирована в общую систему знаний. В эпохи Античности и Средних веков она существовала и развивалась в сочетании с мифологией, религией, теологией, литературой и в какой-то мере с географией. В эпоху Возрождения ей дали мощный импульс географические открытия, расцвет искусства, политические теории. В XVII-XVIII вв. история была связана с политической теорией, географией, литературой, философией, культурой.

В целом, мировую историю принято делить на четыре основных периода:

(период от выделения человека из животного мира около 2 млн. лет тому назад до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э.).

2. Средние века (период от падения Западной Римской империи до начала эпох Возрождения XVI в.).

4. Новейшее время (с 1919 г. до наших дней).

В конце XIX века историки-материалисты разделили историю общества на формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. На рубеже XXI века историко-либеральная периодизация делит общество на периоды: традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный).

Возвышение Москвы и преодоление раздробленности, Московская Русь

При Иване III.

При обращении к карте Северо-Восточной Руси рубежа XIII—XIV вв. нельзя не заметить целый ряд преимуществ в географическом расположении Московского княжества.

От ордынских набегов оно было прикрыто Рязанским и Нижегородским княжествами.

В Москве перекрещивались торговые пути. Контроль над торговыми путями был на руку московским князьям: казна обогащалась от пошлин, сама Москва превращалась в важный торгово-ремесленный центр.

Однако тот же взгляд на карту подсказывает, что не одна Москва обладала столь важными преимуществами. Не менее выгодным было расположение, к примеру, Тверского княжества.

Главный из факторов — политика московских князей, которая в конечном итоге оказалась более результативной, чем у соперников.

На рубеже XIII—XIV вв. Москва была столицей небольшого второразрядного княжества, отданного младшему сыну Александра Невского Даниилу. Тверское княжество было в руках младшего брата Александра Невского Ярослава Ярославича.

Дмитрий Иванович, прозванный Донским за победу в Куликовской битве — князь Московский (с 1359) и Великий князь Владимирский (с 1363). В правление Дмитрия Московское княжество стало одним из главных центров объединения русских земель, были одержаны значительные военные победы над Золотой Ордой, был построен белокаменный Московский Кремль.

Возвышение Московского княжества связано и с именем Ивана Даниловича (1325—1340). Ловкий и осторожный политик Иван Калита не упускал ни одной возможности для увеличения своих владений и усиления власти, в эти годы шло не только хозяйственное возрождение — выросло целое поколение, не испытавшее животного страха перед ордынцами. Иван Калита расширил арсенал средств, способствующих росту Московского княжества.

Правление Ивана III, было особенно славным для России. Когда он вступил на престол в 1462 г., то Московское великое княжество было окружено русскими княжествами, Москве не подчинявшимися.

К концу же его 43-х летнего правления вся Тверь, половина Рязанского княжества и все земли Новгорода вошли в единое огромное Русское Государство, уже окончательно сбросившее с себя татарское иго и начавшее приближаться к размерам Киевской Руси.

Основной причиной феодальной войны было усиление противоречий среди феодалов в связи с выбором путей и форм централизации государства в обстановке татарских набегов. Результатом стала ликвидация большинства мелких уделов в составе Московского княжества и укрепление власти великого князя.

Кормление, способ содержания должностных лиц за счёт местного населения на Руси до середины 16 в. Князь посылал в города и волости наместников и др. служилых людей.

Посадские люди — сословие средневековой (феодальной) Руси, в обязанностях которого было нести тягло, то есть платить денежные и натуральные подати, а также выполнять многочисленные повинности.

Крестьяне — население, занятое в сельскохозяйственном производстве.

Гражданская война в России.

Причины Гражданской войны: свержение Временного правительства и разгон Учредительного собрания большевиками; внутренняя политика большевистского руководства; стремление свергнутых классов сохранить частную собственность и свои привилегии; отказ меньшевиков, эсеров и анархистов от сотрудничества с советской властью.

В 1918 г. сформировались основные центры антибольшевистского движения в Москве и Петрограде, объединившие кадетов, меньшевиков и эсеров.

В мае 1918 г. восстали солдаты чехословацкого корпуса, находившимся в плену в России. Восстание привело к свержению советской власти в Поволжье и Сибири. Восстановлением советской власти в Приуралье и Поволжье завершился первый этап гражданской войны.

В конце 1918 – 1919 гг. белое движение достигло максимального размаха. В 1919 г. был создан план одновременного удара на советскую власть: с востока, юга и запада. Однако осуществить комбинированное выступление не удалось.

В июле 1919 г. Деникин захватил Украину и начал наступление на Москву. Был образован Южный фронт под командованием. В декабре 1919 – начале 1920 г. войска Деникина потерпели поражение. Советская власть была восстановлена на юге России, Украине и Северном Кавказе.

Главными событиями завершающего этапа Гражданской войны в 1920 г. стали советско-польская война и борьба с Врангелем. В мае 1920 г. польские войска вторглись в Белоруссию и на Украину. Красная армия в мае 1920 г. разгромила польскую группировку и начала наступление на Варшаву, которое вскоре захлебнулось.

В марте 1921 г. был подписан мирный договор, по которому Польша получила земли Западной Украины и Западной Белоруссии.

Генерал Врангель, избранный «правителем юга России», сформировал в Крыму «Русскую армию» и начал наступление на Донбасс.

В конце октября 1920 г. войска Красной армии разбили армию Врангеля в Северной Таврии и оттеснили ее остатки в Крым. Поражение Врангеля ознаменовало конец гражданской войны.

Большевики победили в гражданской войне и отразили иностранную интервенцию. Эта победа была обусловлена рядом причин.

Большевикам удалось мобилизовать все ресурсы страны, превратить ее в единый военный лагерь, большое значение имела международная солидарность, помощь пролетариата Европы и США. В ходе гражданской войны противникам большевиков не удалось договориться о единой программе и едином лидере движения.

Гражданская война была страшной трагедией для России. Материальный ущерб составил более 50 млрд. руб. золотом. Промышленное производство сократилось в 7 раз. В боях, от голода, болезней и террора погибло 8 млн. человек, 2 млн. человек были вынуждены эмигрировать.

22. Политика военного коммунизма: содержание и результаты.

В условиях разрухи и военной опасности Советское правительство начинает осуществлять мероприятия по превращению республики в единый военный лагерь.

Осенью 1918 г. была повсеместно ликвидирована свободная частная торговля. Сосредоточение всех экономических функций (управление, распределение, снабжение) в государственном аппарате вызвало рост бюрократизма, резкое увеличение численности управленцев. Так начали складываться элементы командно-административной системы.

Советская власть ввела всеобщую трудовую повинность и трудовую мобилизацию населения для выполнения работ общегосударственного значения.

Введение трудовой повинности повлияло на решение проблемы заработной платы. Первые эксперименты Советской власти в этой области перечеркнула инфляция.

Но все это привело к крайне негативным последствиям. Была уничтожена первоначальная тенденция к демократии, самоуправлению, широкой автономии. Созданные в первые месяцы Советской власти органы рабочего контроля и управления третировались, уступали место централизованным методам; коллегиальность была заменена единоначалием. Вместо обобществления совершилось огосударствление, вместо народной демократии установилась жесточайшая диктатура, причем не класса, а партии.

Перестройка и распад СССР.

Характер перестройки (1985—1991) определялся стремлением реформировать советское общество, к началу 80-х гг. вступившее в затяжной социально-экономический и духовно-нравственный кризис. В истории перестройки выделяют три этапа: 1985—6, 1987—8, 1989—91 гг.

1985—6 гг.: период ускорения. Избранный в марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС Горбачев исходил из того, что реформы необходимы и они должны реализовать огромные экономические и политические возможности, которые есть у построенного в СССР социализма.

Итоги политики ускорения малоутешительны. Добиться существенного повышения темпов роста не удалось, антиалкогольная кампания привела к гигантским потерям бюджета, увеличение затрат на техническое переоснащение промышленности обострило ситуацию в социальной сфере.

1987—1988 гг.: «гласность» и перестройка. Это была попытка изменить хозяйственный механизм, ослабить административное давление, ввести конкуренцию. Но крупных результатов она не имела: госзаказ устанавливался на пределе возможностей предприятий, система ценообразования и материально-технического снабжения не изменялась. В 1988 г. был сделан следующий шаг: разрешено мелкое частное предпринимательство.

Существенных сдвигов в экономике не происходило. Горбачев принял сложное решение о подготовке реформы политической системы. Уже в январе 1987 г. акцент был сделан на политике «гласности».

1989—1991 гг.: поздняя перестройка. Возникло несколько политических партий разной направленности, выступавших против всевластия КПСС. В 1989 г. часть депутатов создала Межрегиональную группу во главе с Ельциным, которая выступила с программой радикальных реформ (рынок, демократия, отказ КПСС от монополии на власть и др.).

Резко обострились отношения центра и союзных республик. Состоялся так называемый «парад суверенитетов», когда все союзные республики объявили себя суверенными государствами. Горбачев пытался действовать силой, но остановить процесс уже не мог. В 1991 г. состоялись выборы Президента России. Им стал Б. Н. Ельцин. Проведенный в марте 1991 г. всенародный референдум показал, что большинство граждан выступают за сохранение СССР. Летом 1991 г. был подготовлен договор о реформе федеративного государства, расширении полномочий республик. Его подписание давало шанс на сохранение единства.

В 1989—1990 гг. фактически рухнула мировая система социализма.

Резко ухудшалось положение в экономике. 21 августа попытка государственного переворота была подавлена. 25 декабря Горбачев заявил о своем уходе в отставку с поста президента. Распад СССР стал фактом. Перестройке суждено было стать последней в XX в. попыткой реформировать социалистическую систему. Она потерпела крах. О причинах распада СССР высказываются различные мнения. Ясно лишь то, что он стал возможен в условиях экономического кризиса, резкого ослабления власти, реальным носителем которой долгие годы была КПСС, стремления национальных элит к независимости. Глобальные последствия распада СССР определит история.

Россия после распада СССР.

В течение 1990—1991 гг. произошёл т. н. «парад суверенитетов», в ходе которого все союзные (одной из первых была РСФСР) и многие из автономных республик приняли Декларации о суверенитете, в которых оспорили приоритет общесоюзных законов над республиканскими, что начало «войну законов». Также ими были предприняты действия по контролю над местными экономиками, включая отказы выплачивать налоги в союзный и федеральный российский бюджеты. Эти конфликты перерезали многие экономические связи, что ещё больше ухудшило экономическое положение в СССР.

История как наука, ее место в системе научного знания.

Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий.

Первоначальное значение слова “история” восходит к древнегреческому термину, означавшему “расследование”. В настоящее время мы используем слово “история” в двух смыслах: во-первых, для обозначения рассказа о прошлом, во-вторых, когда речь идет о науке, изучающей прошлое.

Однако, как самостоятельная область знания, тем более научного, история не рассматривалась еще долгое время. Она не имела собственного предмета в период Античности, Средних веков, Возрождения и даже в эпоху Просвещения. Объясняется это тем, что история долгое время была интегрирована в общую систему знаний. В эпохи Античности и Средних веков она существовала и развивалась в сочетании с мифологией, религией, теологией, литературой и в какой-то мере с географией. В эпоху Возрождения ей дали мощный импульс географические открытия, расцвет искусства, политические теории. В XVII-XVIII вв. история была связана с политической теорией, географией, литературой, философией, культурой.

В целом, мировую историю принято делить на четыре основных периода:

(период от выделения человека из животного мира около 2 млн. лет тому назад до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э.).

2. Средние века (период от падения Западной Римской империи до начала эпох Возрождения XVI в.).

4. Новейшее время (с 1919 г. до наших дней).

В конце XIX века историки-материалисты разделили историю общества на формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. На рубеже XXI века историко-либеральная периодизация делит общество на периоды: традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *