месяц в деревне персонажи тургенев

«Месяц в деревне». Как Эфрос поставил «самую скучную» комедию Тургенева

месяц в деревне персонажи тургенев. Смотреть фото месяц в деревне персонажи тургенев. Смотреть картинку месяц в деревне персонажи тургенев. Картинка про месяц в деревне персонажи тургенев. Фото месяц в деревне персонажи тургенев

«Несценичная, не смешная, скучная», — так говорили о пьесе «Месяц в деревне» современники Ивана Тургенева. Скучающие дачники, пустые разговоры, сразу два любовных треугольника. Тургенев соглашался: его пьеса не для сцены. Он писал ее как комедию, а немногочисленные бравшиеся за нее режиссеры делали из нее драму. В 1879 году писатель с удивлением дал разрешение Марии Славиной, актрисе Александринского театра, сделать новую редакцию пьесы и сыграть в ней одну из главных ролей. Еще больше он был удивлен успехом, с которым прошла премьера. Однако разбуженный было интерес к пьесе постепенно сошел на нет.

В советское время ее почти не ставили — пока за полузабытый материал из прошлого века не взялся Анатолий Эфрос. Его драматическая постановка перевернула укоренившееся представление об этой «несценичной» пьесе Тургенева, выделив из всех героев только одного персонажа. Режиссер заставил обратить на этого героя более пристальное внимание.

Хит 1977-го

Гораздо охотнее, чем на родине, «Месяц в деревне» ставили за границей. В 1930 году пьесу открыл миру режиссер-эмигрант Рубен Мамулян, поставив ее в Нью-Йорке. В постановке приняла участие легендарная голливудская актриса русского происхождения Алла Назимова. После этого на протяжении ХХ века название «Месяц в деревне» много раз появлялось в репертуарах театров в Великобритании, Франции, Ирландии. Собственно, желание взяться за пьесу появилось у Анатолия Эфроса после того, как он однажды посмотрел ее польскую версию «в хорошем, серьезном театре» в Варшаве.

месяц в деревне персонажи тургенев. Смотреть фото месяц в деревне персонажи тургенев. Смотреть картинку месяц в деревне персонажи тургенев. Картинка про месяц в деревне персонажи тургенев. Фото месяц в деревне персонажи тургенев

Жена помещика Ислаева Наталья Петровна влюбляется в Алексея Беляева, учителя своего сына. Кроме нее, к этому 21-летнему студенту неравнодушна еще и Верочка, юная воспитанница хозяйки дома. В другом любовном треугольнике застрял друг семьи Ракитин — пока Наталья Петровна заглядывается на студента, он сходит с ума от страсти к ней.

Не изменив ничего в сюжете, польский режиссер сумел показать историю глазами Тургенева, — а это был взгляд ироничный, холодный. Каким образом? Акцент был смещен помощью сценографии — сцену устроили прямо посреди зрительского зала, наподобие арены цирка. На площадке — веселенькая пастораль: настоящая зеленая трава, цветы, ручеек, из которого пили воду два веселых пса.

Разглядывая этот простенький пейзаж и улыбаясь придумкам польских коллгег, Эфрос вдруг понял: Наталья Петровна на самом деле тянется именно к этому — к природе, настоящей любви, а попадается ей студент Беляев. Для Тургенева важны не только любовные коллизии героини, но и ее личная драма. Удивившись многослойности произведения, Эфросу захотелось разобрать ее пласт за пластом, и узнать, что из этого получится. Впервые в истории постановки пьесы на первый план была выведена именно Наталья Петровна. Все происходящее он выстроил вокруг нее, в то время как в более ранних спектаклях «Месяца в деревне» героям отводилось одинаковое внимание.

месяц в деревне персонажи тургенев. Смотреть фото месяц в деревне персонажи тургенев. Смотреть картинку месяц в деревне персонажи тургенев. Картинка про месяц в деревне персонажи тургенев. Фото месяц в деревне персонажи тургенев

Эфрос с интересом размышлял о «неизрасходованных чувствах» героини: мужа не любит, в душе тоска, ребенок — и тот скоро вырастет и покинет ее. При этом Наталья Петровна — личность, не любящая однообразия. В 30 лет к ней приходит тот самый кризис среднего возраста, о котором обычно говорят применительно к мужчинам.

«Это тема возраста женщины, может быть, страха, что время ее прошло, что жизнь со всеми ее страстями, муками, сильной радостью принадлежит не ей уже, а другим, тем, кто моложе. Ее же удел — этот скучный покой. И вот отчаянный бросок в надежде вернуть себе прошлое и познать, что такое иная любовь», — писал Эфрос.

Он считал, что и играть Наталью Петровну нужно иначе — смело, с энергией. Красноречивыми жестами и безмолвием, как например, Ольга Книппер-Чехова в спектакле Константина Станиславского в Московском художественном театре, тут не обойдешься. Станиславский считал, что в этой пьесе нужно неторопливо и без лишних эмоций рассматривать отношения Натальи Петровны и Ракитина. Он без сожалений выбрасывал из нее целые куски, а некоторые фразы предложил артистам проигрывать без слов, заменяя фразы простым кивком или жестом рук.

Своя команда

Впоследствии Анатолий Эфрос называл свой «Месяц в деревне» одним из самых захватывающих приключений, а зрители и критики — главным спектаклем Театра на Малой Бронной в 1977 году.

Несмотря на то, что режиссера вдохновила варшавская постановка, внешне его спектакль разительно отличался. Вместо деревенской природы на сцене сделали металлические узорчатые конструкции. В стильных декорациях бродили, мечтали, ссорились и признавались друг другу в любви люди в светлых платьях, жилетах и шляпах по моде середины XIX века.

В финале металлические конструкции, образовывавшие сначала дом, разъезжались в стороны, показывая, что жильцы дома стали друг другу чужими людьми. Декорации придумал начинающий 23-летний художник Дмитрий Крымов — сын Эфроса, работавший в театре первый год.

месяц в деревне персонажи тургенев. Смотреть фото месяц в деревне персонажи тургенев. Смотреть картинку месяц в деревне персонажи тургенев. Картинка про месяц в деревне персонажи тургенев. Фото месяц в деревне персонажи тургенев

В постановке были заняты ведущие актеры — Леонид Броневой, Иван Шабалтас, Олег Вавилов, Михаил Козаков. Роль Натальи Петровны исполнила любимица Эфроса Ольга Яковлева. Он знал ее еще со времен работы в «Ленкоме». Там она сыграла главную женскую роль в его спектакле «104 страницы про любовь».

Репетиций «Месяца в деревне» было много. Эфрос по фрагментам кропотливо изучал текст, прорабатывал сцены с артистами. Ему постоянно казалось, что он упускает что-то важное. Он понимал, что Наталья Петровна — на самом деле дерзкая и своевольная, как было ему понятно по тексту, но искал, чем подкрепить это на сцене, не только с помощью слов.

«Все кажется ясно до репетиции, но вот она кончается, а не сделано ничего. То есть сделано очень много, но как-то неточно по отношению к Тургеневу. Или, во всяком случае, к тому, каким он воспринимается просто при чтении», — писал он в своей книге «Профессия: режиссер».

«Театр Эфроса» в Театре на Малой Бронной

В Театр на Малой Бронной Эфрос перешел из «Ленкома» в 1967 году — с поста художественного руководителя на должность рядового режиссера. Но именно постановки, которые он создал здесь, — «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Три сестры», «Месяц в деревне» и другие, — позволили критикам и зрителям говорить о так называемом «театре Эфроса».

Он действительно смог создать театр в театре, полностью сосредоточившись на одной режиссерской работе, — у него была даже своя труппа из артистов, которых он забрал с собой из «Ленкома». Вместе с ним ушли Ольга Яковлева, Лев Дуров, Валентин Гафт и другие. «Театр Эфроса» стал практически художественным направлением, это были спектакли, которые могли создать только этот режиссер и только эти актеры, которые понимали друг друга с полуслова.

месяц в деревне персонажи тургенев. Смотреть фото месяц в деревне персонажи тургенев. Смотреть картинку месяц в деревне персонажи тургенев. Картинка про месяц в деревне персонажи тургенев. Фото месяц в деревне персонажи тургенев

месяц в деревне персонажи тургенев. Смотреть фото месяц в деревне персонажи тургенев. Смотреть картинку месяц в деревне персонажи тургенев. Картинка про месяц в деревне персонажи тургенев. Фото месяц в деревне персонажи тургенев

месяц в деревне персонажи тургенев. Смотреть фото месяц в деревне персонажи тургенев. Смотреть картинку месяц в деревне персонажи тургенев. Картинка про месяц в деревне персонажи тургенев. Фото месяц в деревне персонажи тургенев

месяц в деревне персонажи тургенев. Смотреть фото месяц в деревне персонажи тургенев. Смотреть картинку месяц в деревне персонажи тургенев. Картинка про месяц в деревне персонажи тургенев. Фото месяц в деревне персонажи тургенев

месяц в деревне персонажи тургенев. Смотреть фото месяц в деревне персонажи тургенев. Смотреть картинку месяц в деревне персонажи тургенев. Картинка про месяц в деревне персонажи тургенев. Фото месяц в деревне персонажи тургенев

Эфрос был горячим поклонником и сторонником системы Станиславского, от которой многие режиссеры стали отходить, и многое почерпнул у него. Его очень интересовала психология, глубина, на которой строятся характеры героев пьес, он был убежден, что своего персонажа нужно не играть, а проживать — причем так, как роль чувствуется в настоящий момент времени. А режиссер в это время «слагает стихи на площадке сцены, управляя при этом большой группой людей», говорил Анатолий Васильевич. Декораций в его постановках всегда было немного, чтобы не отвлекать от сюжета.

Художественные руководители Театра на Малой Бронной — сначала Андрей Гончаров, а потом Александр Дунаев — поддерживали Эфроса. Его имя на афише уже служило достаточным основанием для того, чтобы купить билет.

В Театре на Малой Бронной он проработал 17 лет. В 1984 году Анатолий Эфрос стал главным режиссером Театра на Таганке.

Источник

Месяц в деревне

Появление нового лица в деревне — всегда событие. Когда летом 184. в богатом имении Ислаевых появился новый домашний учитель, уже сложившееся равновесие оказалось некоторым образом нарушенным или, во всяком случае, поколебленным.

С первого же дня полюбил Алексея Николаевича его ученик — десятилетний Коля Ислаев. Учитель смастерил ему лук, ладит воздушного змея, обещает научить плавать. А как ловко лазает он по деревьям! Это вам не старый нудный Шааф, преподающий ему немецкий.

Легко и весело с новым учителем и семнадцатилетней воспитаннице Ислаевых Вере: ходили смотреть плотину, ловили белку, долго гуляли, много дурачились. Двадцатилетняя служанка Катя тоже заметила молодого человека и как-то переменилась к Матвею, ухаживающему за ней.

Но наиболее тонкие процессы произошли в душе хозяйки — Натальи Петровны Ислаевой. Её Аркадий Сергеевич постоянно занят, вечно что-то строит, усовершенствует, приводит в порядок. Наталье же Петровне чужды и скучны хозяйственные заботы мужа. Скучны и разговоры друга дома Ракитина, Да и вообще, он всегда под рукой, его не надо завоёвывать, он совершенно ручной, неопасный: «Наши отношения так чисты, так искренни Мы с вами имеем право не только Аркадию, но всем прямо в глаза глядеть. » И все-таки подобные отношения не совсем естественны. Его чувство так мирно, оно её не волнует.

Ракитин беспокоится, что в последнее время Наталья Петровна постоянно не в духе, в ней происходит какая-то перемена. Не по отношению ли к нему? При появлении Алексея Николаевича она явно оживляется. Это заметил и Шпигельский, уездный доктор, приехавший помочь Большинцову сосватать Веру. Претенденту сорок восемь лет, неуклюж, неумён, необразован. Наталья Петровна удивлена предложению: Вера так ещё молода. Однако, увидев, как Вера шепчет что-то Беляеву и оба смеются, она все же возвращается к разговору о сватовстве.

Все больше беспокоится Ракитин: не начинает ли он надоедать ей? Ничего нет утомительнее невесёлого ума. У него нет иллюзий, но он надеялся, что её спокойное чувство со временем. Да, сейчас его положение довольно смешно. Вот Наталья Петровна поговорила с Беляевым, и сразу в лице живость и весёлость, какой никогда не бывало после разговора с ним. Она даже по-дружески признается: этот Беляев произвёл на неё довольно сильное впечатление. Но не надо преувеличивать. Этот человек заразил её своей молодостью — и только.

Наедине с собой она как бы спохватывается: пора прекратить все это. Верины слезы в ответ на предложение Большинцова как будто вернули ей способность видеть себя в истинном свете. Пусть девочка не плачет. О Большинцове нет уже и речи. Но ревность вспыхивает вновь, когда Вера признается, что Беляев нравится ей. Наталье Петровне теперь ясно, кто соперница. «Но погодите, не все ещё кончено». И тут же ужасается: что это она делает? Бедную девочку хочет замуж выдать за старика. Неужели она ревнует к Вере? Да что она, влюблена, что ли? Ну да, влюблена! Впервые. Но пора опомниться. Мишель (Ракитин) должен помочь ей.

Ракитин считает, что надо порекомендовать учителю уехать. Да и он сам уедет. Вдруг появляется Ислаев. Почему это жена, опершись на плечо Ракитина, прижимает платок к глазам? Михаил Александрович готов объясниться, но чуть позже.

Наталья Петровна собирается сама объявить Беляеву о необходимости уехать. Заодно узнает (удержаться невозможно), точно ли ему нравится эта девчонка? Но из разговора с учителем выясняется, что он вовсе не любит Веру и сам готов сказать ей об этом, только вряд ли после этого ему удобно будет оставаться в доме.

Между тем Анна Семеновна, маменька Ислаева, тоже была свидетельницей сцены, пробудившей ревность сына, Лизавета Богдановна сообщает эту новость Шпигельскому, но тот успокаивает: Михайло Александрович никогда не был человеком опасным, у этих умников все язычком выходит, болтовнёй. Сам же он не таков. Его предложение Лизавете Богдановне походит на предложение деловое, и оно выслушано вполне благосклонно.

Случай объясниться с Верой представился Беляеву быстро. Вере ясно, что он не любит её и что Наталья Петровна выдала её тайну. Причина понятна: Наталья Петровна сама влюблена в учителя. Отсюда и попытки выдать её за Большинцова. К тому же Беляев остаётся в доме. Видно, Наталья Петровна сама ещё на что-то надеется, ведь Вера ей не опасна. Да и Алексей Николаевич, может быть, её любит. Учитель краснеет, и Вере ясно, что она не ошиблась. Это своё открытие девушка преподносит Наталье Петровне. Она уже не кроткая молоденькая воспитанница, а оскорблённая в своём чувстве женщина.

Сопернице вновь стыдно своих поступков. Пора перестать хитрить. Решено: с Беляевым они видятся в последний раз. Она сообщает ему об этом, но при этом признается, что любит его, что ревновала к Вере, мысленно выдавала её за Большинцова, хитростью выведала её тайну.

Беляев поражён признанием женщины, которую почитал за существо высшее, так что теперь он не может заставить себя уехать. Нет, Наталья Петровна непреклонна: они расстаются навсегда. Беляев подчиняется: да, надо уехать, и завтра же. Он прощается и хочет уйти, услышав же тихое «останьтесь», простирает к ней руки, но тут появляется Ракитин: что Наталья Петровна решила насчёт Беляева? Ничего. Их разговор следует позабыть, все кончено, все прошло. Прошло? Ракитин видел, как Беляев смешался, убежал.

Появление Ислаева делает положение ещё более пикантным: «Что это? Продолжение сегодняшнего объяснения?» Он не скрывает недовольства и тревоги. Пусть Мишель расскажет об их с Наташей разговоре. Замешательство Ракитина заставляет его спросить напрямую, любит ли он его жену? Любит? Так что же делать? Мишель собирается уехать. Что ж, придумано верно. Но он ведь ненадолго уедет, его ведь здесь и заменить некому. В этот момент появляется Беляев, и Михаил Александрович сообщает ему, что уезжает: для покоя друзей порядочный человек должен чем-то и жертвовать. И Алексей Николаевич поступил бы так же, не правда ли?

Тем временем Наталья Петровна упрашивает Веру простить её, становится перед ней на колени. Но той трудно преодолеть неприязнь к сопернице, которая добра и мягка только потому, что чувствует себя любимой. И Вера должна оставаться у неё в доме! Ни за что, Ей не снести её улыбки, она не может видеть, как Наталья Петровна нежится в своём счастии. Девушка обращается к Шпигельскому: точно ли Большинцов хороший и незлой человек. Доктор ручается, что отличнейший, честнейший и добрейший. (Его красноречие понятно. За Верино согласие обещана ему тройка лошадей.) Что ж, тогда Вера просит передать, что принимает предложение. Когда Беляев приходит проститься, Вера в ответ на его объяснения, почему ему никак нельзя оставаться в доме, говорит, что она сама недолго останется здесь и мешать никому не будет.

Через минуту после ухода Беляева она становится свидетельницей отчаяния и гнева соперницы: он даже не хотел проститься. Кто ему позволил так глупо перервать. Это презрение, наконец. Почему он знает, что она никогда бы не решилась. Теперь они обе с Верой равны.

В голосе и во взгляде Натальи Петровны ненависть, и Вера пытается успокоить её, сообщив, что недолго будет тяготить благодетельницу своим присутствием. Им вместе жить нельзя. Наталья Петровна, впрочем, опять уже опомнилась. Неужели Верочка хочет её оставить? А ведь они обе спасены теперь. Все опять пришло в порядок.

Ислаев, застав жену в расстройстве, упрекает Ракитина за то, что тот не подготовил Наташу. Надо было не так вдруг объявить о своём отъезде. А понимает ли Наташа, что Михаил Александрович — один из лучших людей? Да, она знает, что он прекрасный человек и все они прекрасные люди. И между тем. Не договорив, Наталья Петровна выбегает, закрывая лицо руками. Ракитину особенно горько такое прощание, но поделом болтуну, да и все к лучшему — пора было прекратить эти болезненные, эти чахоточные отношения. Однако время ехать. У Ислаева на глазах слезы: «А все-таки. спасибо тебе! Ты — друг, точно!» Но конца сюрпризам будто не предвидится. Пропал куда-то Алексей Николаевич. Ракитин объясняет причину: Верочка влюбилась в учителя, и тот, как честный человек.

У Ислаева, естественно, голова кругом. Все улепётывают, а всё потому, что честные люди. Анна Семеновна недоумевает ещё больше. Уехал Беляев, уезжает Ракитин, даже доктор, даже Шпигельский, заторопился к больным. Снова рядом останутся только Шааф да Лизавета Богдановна. Что она, кстати, думает обо всей этой истории? Компаньонка вздыхает, опускает глаза: «. Может быть, и мне недолго придётся здесь остаться. И я уезжаю».

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

«Месяц в деревне», анализ пьесы Тургенева

История создания

В характере Ракитина Тургенев изобразил собственные черты. В то время у него был сложный период с Полиной Виардо. Отношения Тургенева и её мужа чем-то напоминают отношения Ислаева и Ракитина.

Пьеса впервые была поставлена в Малом театре в Москве в 1872 г.

Литературное направление и жанр

«Месяц в деревне» относится к литературному направлению реализма. Тургенев изображает реалии современной эпохи и определённые социальные типы (дворянин, либерал, интеллигент Ракитин; помещик, деловой и положительный человек Ислаев; студент-разночинец Беляев). Они, а также психология героев, определяют конфликт и сюжетные ходы пьесы.

Тургенев в подзаголовке назвал пьесу «Комедия в 5 действиях». По приметам жанра это, скорее, драма. Сам Тургенев называл её повестью в драматической форме. Одна из рецензий отмечает с иронией: юмор, поэзия и глубина так тонко разлиты по тексту, что неуловимы.

Проблематика

Проблема лишнего человека, его социальная природа и философия раскрывается в образе Ракитина.

Проблема судьбы русской женщины отражена в образах Натальи, Веры и Кати. Женский образ в пьесе – центральный и определяющий.

Поднимаются в пьесе проблема любви как стихийного бедствия, проблема столкновения естественного начала человека и общественных условностей.

Конфликт

Внешний конфликт в пьесе представлен соперничеством старшей и младшей женщины, причём каждая наносит другой удар: Наталья выпытывает у Веры признание в любви к Беляеву и сообщает ему об этом, а Вера в ответ рассказывает Беляеву о любви Натальи.

Внутренний конфликт происходит в душе Натальи, пытающейся сохранить свою личность и своё достоинство в любви. В женщине сталкиваются подсознание с моральными принципами, естество страсти с требованиями культуры.

Сюжет

Сюжет традиционен для комедии. Это любовная коллизия, в которой проверяется характер каждого героя. Не влюблены только 10-летний Коля и мать Ислаева. В комедии целых 3 любовных треугольника и несколько дуэтных пар. В конце сохраняется брачная пара Наталья – Ислаев и формируются два новых брака по расчёту: Верочка – Большинцов и Шпигельский – Лизавета Богдановна.

Действие происходит в деревне в течение 4 дней, но любовь Натальи зрела весь тот месяц, пока учитель Коли Беляев жил там.

Герои

Беляев – 21-летний студент, худой, стройный, с весёлым смелым взглядом. Ислаев называет его дичком, но именно эта естественность так нравится Наталье.

Беляев откровенно рассказывает Наталье о своём происхождении: никто не занимался его воспитанием, потому что отец был занят, ездил по соседям, оказывая свои услуги и так добывая свой хлеб.

Беляев показан в пьесе как человек передовых взглядов, который просит у Ракитина прочитать журнал, но не ради стихов или повестей, а ради критических статей. Всякое упоминание о Белинском а также название журнала в окончательной редакции отсутствует. Этим Тургенев добивается ослабления роли студента в пьесе и усиления в ней психологических мотивов вместо социальных.

Беляев наивен и не сразу понимает любовные интриги в доме. Но в финале ему кажется, что он словно занёс в этот дом чуму.

Ракитин выражает точку зрения автора. Его рассуждения о любви повторяются и в других произведениях Тургенева. Ракитин считает любовь (и счастливую, и несчастную) настоящим бедствием, если отдаться ей полностью. Он сравнивает любовь с болезнью, от которой любящий хочет избавиться, жаждет покоя. Ракитин считает, что любить – значит быть порабощённым, заражённым, что рабство это томительно и постыдно. Он безропотно оставляет поместье, Беляева призывает к тому же, потому что «честь женщины такая важная вещь».

Ракитин влюблён в природу, тонко чувствует её красоты. Наталья Петровна так характеризует его отношение к природе: «Вы волочитесь за ней, как раздушенный маркиз на красных каблучках за хорошенькой крестьянкой».

Ислаев – честный и откровенный человек. Он настолько сильно любит жену, что не пережил бы разлуки с ней. Ислаев предпочитает прямой разговор с другом-соперником, не опускаясь до ревности и коварства, при этом максимально щадит жену. Ислаев не слишком тонко чувствует нюансы человеческих отношений, не плетёт интриг и не видит этого в других. Таким образом, он даже не подозревает о любви жены к Беляеву, не понимает намёков Ракитина.

Наталья Петровна – яркий образ «тургеневской» женщины. Она умная и страстная, чувства её глубоки. Тургенев признавался, что в пьесе «всё дело в Наталье Петровне». Её «страшное чувство» к Беляеву усиливается, постепенно нарастает. Для неё, как и для Ракитина, любовь подобна болезни, заставляющей врать и изворачиваться, делать несчастными других (желание из ревности выдать замуж Веру за Большинцова). Любовь толкает Наталью на подлые поступки. Она разглашает тайну Веры, выманив у неё полупризнание в том, что Вера влюблена в Беляева.

Наталья осознаёт мелочность своего поведения, противопоставляя благородство Беляева своей ничтожности. Она восхищается возлюбленным, превозносит его: «Я склонялась перед ним. Это человек! Я его ещё не знала».

Влюбившись, Наталья открывает в себе множество отрицательных качеств, сама себя не узнаёт. Она поражается тому, что ревнует к Вере, хочет выдать её замуж за старика: «Боже мой, не дай мне презирать самоё себя!» Она даже просит себе смерти.

В конце пьесы Наталья закрывает лицо руками и уходит в отчаянье. Она осталась в беде, некому помочь, все, кто знал о её любви, уезжают.

Верочка – воспитанница Натальи. Она чиста и наивна, её влюблённость, возможно, даже не осознаётся ею. По словам Веры, именно коварное поведение Натальи превращает её в женщину, способную на месть. Её брак с Большинцовым – единственный выход, чтобы им с Натальей не тяготить друг друга. Читатель понимает, что подобный брак будет способствовать неудовлетворённости Веры и превращению её в будущем в подобие Натальи.

Большинцов характеризуется в пьесе как глупый, тяжёлый человек. Он – прекрасный кандидат для брака по расчёту, но Вера, согласившаяся на такой брак из-за невозможности жить рядом с Натальей, вряд ли будет счастлива.

Доктор Шпигельский и Лизавета Богдановна – контрастная пара, решающаяся на брак по расчёту и не ищущая любви. Шпигельский – хитрый и изворотливый человек, везде имеющий свою выгоду и легко идущий на компромисс с совестью. За уговор о браке с Верой Большаков обещает ему тройку лошадей.

Он обо всём осведомлён, но использует обстоятельства себе во благо. Именно эта пара – носители комедийного начала пьесы.

Стилистические особенности

Критики отмечали, что пьеса скучна и длинна, что она не постановочная, замечали, что пьеса – не вполне комедия, а диалогированная повесть, что в ней нет драматической жилки.

Пьеса свидетельствует о таланте художника-романиста. Сюжет в ней ясен и не запутан. Современники ценили её поэтичность. Наблюдение Ракитина за тёмно-зелёным дубом на тёмно-синем небе и сравнение его с молоденькой берёзкой, готовой исчезнуть в её сиянии – прекрасный образец тургеневского пейзажа.

В пьесе много монологов и ремарок, объясняющих психологическое состояние героев. Нет яркой внешней событийности. Внимание читателя сосредоточено на развитии любовных отношений героев.

Источник

Иван Тургенев — Месяц в деревне:
Краткое содержание

Действие первое

Россия, начало 1840-х г.г. Имение богатого 36-летнего помещика Аркадия Сергеевича Ислаева. Хозяина дома нет – он на починке плотины. Его мать Анна Семеновна играет в карты с компаньонкой Лизаветой Богдановной и учителем-немцем Шаафом. Хозяйка дома, 29-летняя Наталья Петровна, сидит с другом семьи 30-летним Ракитиным. Ракитин в нее влюблен, но ни на что не надеется. Ему так даже удобно. Наталье Петровне приятно, что ее любят, но сам Ракитин ей малоинтересен. Перед Ислаевым вины они за собой не чувствуют: ведь между ними ничего нет.

Между тем в доме оживление: на лето нанят симпатичный, жизнерадостный 21-летний учитель, студент Алексей Николаевич Беляев. Особенно рады ему 10-летний Коля, сын Ислаевых, 17-летняя Верочка, воспитанница Ислаевых, и молодая служанка Катя. Учитель – заводила игр, проказ, умеет завоевывать сердца. Нравится он и Наталье Петровне.

На огонек заглядывает доктор Шпигельский. Он пытается рассмешить Наталью Петровну историей про разборчивую невесту Вереницыну, которая так и не смогла выбрать между двумя женихами. Наталье Петровне не смешно: вполне можно любить двоих. Или ни того, ни другого. Ракитин видит в ее словах намек на их отношения. Шпигельский приехал с целью просватать Верочку за соседа, 48-летнего толстого глупого Большинцова. За удачный исход дела ему обещана тройка лошадей. Для Натальи Петровны Верочка – дитя, которое наравне с Колей веселится с новым учителем.

Вечно занятой Ислаев поглощен делами на плотине. Он рассуждает о том, что русский мужик смышлен, но «любви к работе» у него нет. Наталья Петровна удерживает Беляева возле себя для разговора о сыне. Но больше говорит о себе и о самом учителе. Между прочим, она слышал, как он хорошо поет. Проницательный Шпигельский видит, что скучающая барыня не только держит в совей власти Ракитина, но хочет прибрать к рукам милого молодого учителя. Ей досадно, что Верочка не по возрасту резвится с Беляевым. Девушке и в самом деле пора замуж за Большинцова.

Действие второе

Верочка и Катя крутятся возле Беляева, мастерящего для Коли воздушного змея. Когда они уходят, на ту же скамейку присаживаются Наталья Петровна с Ракитиным. Он упрекает ее в раздражительности, она его – в излишней утонченности, умничанье. Надо быть живее, здоровее, полнокровнее. Как Беляев с Верочкой. Наталье Петровне не терпится заняться воспитанием учителя.

Ракитин понимает, что надоел ей. Но почему? Кажется, здесь замешан «свежий» Беляев. Он беседует с юношей и выясняет, что это толковый, искренний, честный малый. Любит охоту и не любит слезливых стишков. Наталью Петровну он безмерно уважает и побаивается.

Между тем увалень Большинцов с подачи доктора готовится добиться взаимности Верочки.

Действие третье

Шпигельский полушутя-полусерьезно упрашивает Ракитина повлиять на Наталью Петровну, чтобы она отдала Верочку за Большинцова. Он не скрывает, что жених пообещал ему лошадок. В самом деле, чем плох сосед: солидный, зажиточный.

Наталье Петровне хочется хоть с кем-то поговорить о Беляеве. Она выбирает Ракитина – и ранит его признанием, что юноша «заразил ее своей молодостью». Впрочем, ей и самой не по себе. Она привыкла быть более осторожной, благоразумной. Ракитин напоминает ей, что Большинцов ждет ответа.

Наталья Петровна, как старшая сестра, беседует с Верочкой о женихе. Девушка плачет, думая, что ее брак – дело решенное. Но Наталья Петровна уверяет, что принуждать ее никто не будет. Обеим смешно сватовство соседа. Потом барыня «по-стариковски» выясняет, что девушка чувствует к учителю. Ей ясно, что девушка влюблена. Ей кажется, что Беляев отвечает Верочке взаимностью. Наталья Петровна признается, что из ревности готова была выдать девушку за Большинцова.

Ракитин подсказывает ей выход: учитель должен уехать. Наталья Петровна с подвохом спрашивает, а ему, воздыхателю, не пора ли тоже уехать? Ракитин соглашается и с этим. Он утешает ее – в этот момент их видят Ислаев с матерью. Ракитин обещает, что позже все объяснит.

Наталья Петровна беседует с Беляевым о Верочке. Юноша признается, что девушку не любит, но готов уехать, если надо. Наталья Петровна с облегчением просит его остаться. Верочка ей больше не соперница. Впрочем, этот юноша обрел слишком большую власть над ней самой.

Действие четвертое

Шпигельский просит Лизавету Богдановну стать его женой. Он не скрывает, что горд, вовсе не всегда весел, пациентов своих лечит плохо и ни во грош не ставит. Он предлагает компаньонке брак зрелый, честный. Она обещает подумать.

В смятении и Беляев: его любит милая девочка Верочка, сама Наталья Петровна ведет себя загадочно. Верочка убита тем, что Наталья Петровна рассказала о ее любви учителю. В ней просыпается женская проницательность. Верочка сообщает Беляева, что вся эта неразбериха оттого, что барыня сама любит учителя.

На свою беду Наталья Петровна застает их вместе. Неукротимая Верочка говорит ей в глаза, что они соперницы, но хозяйка, конечно же, победила сиротку. После ее ухода Наталья Петровна хочет быть честной. Она признает, что и впрямь любит юношу. Беляев не смел и мечтать об этом, но теперь потерял голову. Конечно, ему нужно уехать. И тут Наталья Петровна слабым голосом просит его остаться. Он счастлив – в этот момент пару застает Ракитин.

Действие пятое

Ислаеву не по себе, а тут еще маменька растравляет рану. В самом деле, между Наташей и Ракитиным что-то есть. А ведь ему без Наташи ну никак. Ислаев просит Ракитина объясниться. Тот признает, что любит Наталью Петровну. А значит, должен уехать. Ислаеву жаль расставаться с приятелем, но что поделаешь. Он и не думает, что дело не в Ракитине, а в Беляеве.

Ракитин перед отъездом беседует с Беляевым. Он с горечью признает, что любовь – взаимная и нет – просто бедствие какое-то. И лучше голову не терять. Беляев слушает его советы весьма сдержанно.

В эту пору Наталья Петровна на коленях испрашивает у Верочки прощенья за все. Неумолимая Верочка знает причину этого великодушия и раскаяния: барыня, а не она, любима. Верочке нестерпимо оставаться в этом доме, рядом со счастливой соперницей. Она расспрашивает доктора, что за человек Большинцов. Тот клянется, что добряк. Вера решается на замужество.

Совестливый Беляев решается на другое: уехать. Ему жутко и неловко здесь оставаться. Он вовсе не собирался сводить с ума барыню и девочку. Ракитину понравилась идея уехать им в город вдвоем. Наталье Петровне учитель просит передать записочку.

Барыня уязвлена, что Беляев прощается не лично, а письмом. Ей дурно, все, включая мужа, видят, что с ней. И тогда Ракитин объясняет Ислаеву, что дело не в нем, а в Беляеве. Ислаев понимает одно: все «честные люди», а потому «улепетывают». Покидает дом и доктор: тройку лошадей он уже получил.

Мать Ислаева удивляется, что все вдруг разбежались из дома. Лизавета Богдановна в ответ объявляет, что и сама скоро покинет это место (то есть, она приняла предложение доктора).

Читательский дневник по пьесе «Месяц в деревне» Тургенева

Сюжет

Помещик Ислаев занят хозяйством, его молодая жена Наталья от скуки влюбляется в нового учителя сына Беляева. Ее давний поклонник, умник Ракитин, просит ее не терять голову. Наталья ревнует к 17-летней воспитаннице Верочке, но Беляев к девушке равнодушен, а перед барыней благоговеет. Всем ясно, что так дальше продолжаться не может. Все ценят свой покой.

Ракитин и Беляев решают уехать, Ислаев позже всех узнает, что дело даже не в Ракитине, а в мальчишке Беляеве. Отвергнутая Верочка сгоряча соглашается выйти за немолодого помещика Большинцова (об этом браке за награду в тройку лошадей хлопочет доктор Шпигельский). Все разбегаются из дома, даже компаньонка матери Ислаева: ее позвал замуж доктор.

Отзыв

Картинки из жизни помещичьей провинциальной России. Тема любви: безответной, запретной, взаимной, тепличной, несбывшейся. Тема естественности и искусственности, противопоставления рассудка и чувства, семейной жизни. Каждый герой узнает себе цену. Мир противоречивой женской души. Пьеса учит ценить близких, быть честным с собой и другими, не использовать в свою пользу слабости людей, искать применение своим силам и способностям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *