метафоры кому на руси жить хорошо
Изобразительные средства. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку Работа с изобразительными средствами. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Определить изобразительные средства 1. Покамест ты [поле] оделося Тяжелым, ровным колосом И стало перед пахарем, Как войско пред царём! 1: метафора, эпитеты, сравнение На ярмарке. Иллюстрация В. Нагаева
2. Кругом леса дремучие, Кругом болота топкие… 2: анафора, инверсия
3. В тот год необычайная Звезда играла на небе… 3:эпитет, олицетворение
4. Спина… леса дремучие Прошли по ней – сломалися. 4: инверсия, метафора, гипербола
5. У свёкра бровь рассечена, У деда, словно радуга, Усмешка на лице. 5: анафора, сравнение Оболт-Оболдуев. Иллюстрация В. Нагаева
6. А их глазищи жёлтые Горят, как воску ярого Четырнадцать свечей! гипербола метафора сравнение инверсия Поп и мужики. Иллюстрация В. Нагаева
7. Весной, что внуки малые, С румяным солнцем-дедушкой Играют облака… сравнение олицетворение инверсия эпитет Грища Добросклонов. Иллюстрация В. Нагаева
8. Одной сплошною тучею … Рядами нити серые Повисли до земли метафора
9. Смеётся солнце красное, Как девка из снопов … олицетворение инверсия сравнение
10. Зима стояла лютая… инверсия
11. И облака дождливые, Как дойные коровушки, Идут по небесам. олицетворение сравнение
12. Когда мужик… Белинского и Гоголя С базара понесёт? метонимия
Презентация «Изобразительные средства. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» может быть использована на уроках литературы в виде проверочной работы при изучении поэмы Некрасова. Данную работу можно использовать для подготовки выполнения 24 задания ЕГЭ по русскому языку».
К каждому заданию даётся ответ с названием изобразительно-выразительного средства. Работа по определению терминов может быть как совместная, так и самостоятельная.
Номер материала: ДБ-1191367
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Google сможет удалять снимки с детьми из результатов поиска по запросу
Время чтения: 1 минута
Прослушивание музыки снижает усталость мозга
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату
Время чтения: 2 минуты
Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах
Время чтения: 1 минута
Гинцбург анонсировал регистрацию детской вакцины от COVID-19
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Детский час
для детей и родителей
Анализ поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Меняются века, а имя поэта Н.Некрасова – этого рыцаря духа – остается незабвенным. В своём творчестве Некрасов раскрыл многие аспекты русской жизни, рассказал о крестьянском горе, дал почувствовать, что под гнетом нужды и темноты таятся ещё неразвернувшиеся богатырские силы.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — стержневое произведение Н.А.Некрасова. Оно — о крестьянской правде, о «старом» и «новом», о «холопах» и «свободных», о «бунте» и «терпении».
Какова история создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? 60-е годы XIX века характеризуются усилением политической реакции. Некрасову необходимо было отстоять журнал «Современник» и тот курс, которого придерживалось издание. Борьба за чистоту выбранного направления потребовала активизации некрасовской музы. Одна из главных линий, которой придерживался Некрасов, и которая отвечала задачам того времени, была народная, крестьянская. Работа над произведением «Кому на Руси жить хорошо» – главная дань крестьянской теме.
Творческие задачи, которые стояли перед Некрасовым при создании поэмы «Кому на Руси жить хорошо», следует рассматривать в фокусе литературной и общественной жизни 60-70-х гг. XIX века. Ведь поэма создавалась не один год, а более десяти лет, и те настроения, которые владели Некрасовым в начале 60-х, менялись, точно так же, как менялась и сама жизнь. Начало написания поэмы приходится на 1863 год. К тому времени император Александр II уже подписал манифест об отмене крепостного права.
Работе над поэмой предшествовали годы сбора по крупицам творческого материала. Автор решил не просто написать художественное произведение, а произведение, доступное и понятное простым людям, этакую «народную книгу», в которой показана с предельной полнотой целая эпоха в жизни народа.
В чем заключается жанровое своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? Литературные эксперты идентифицируют это произведение Некрасова как «поэму-эпопею». Такое определение восходит ещё к мнению современников Некрасова. Эпопея – это крупное художественное произведение эпического характера. По жанру «Кому на Руси жить хорошо» произведение лиро-эпическое. В нем эпические основы сочетаются с лирическими и с драматическими. Драматический элемент вообще пронизывает многие произведения Некрасова, увлеченность поэта драматургией отражается в его поэтическом творчестве.
Композиционная форма произведения «Кому на Руси жить хорошо» довольно своеобразна. Композиция – это построение, расположение всех элементов художественного произведения. Композиционно поэма построена по законам классической эпопеи: она представляет собой совокупность относительно автономных частей и глав. Объединяющим мотивом является мотив дороги: семь мужиков (семь – самое таинственное и магическое число), пытаются найти ответ на вопрос, который по сути своей является философским: кому на Руси жить хорошо? Некрасов не ведёт нас к некоему кульминационному моменту в поэме, не подталкивает к финальному событию и не активизирует действие. Его задача, как крупного эпического художника, – отразить аспекты русской жизни, нарисовать образ народа, показать многообразие народных дорог, направлений, путей. Этот творческий труд Некрасова – крупная лиро-эпическая форма. В ней задействовано много персонажей, развернуто немало сюжетных линий.
Главная мысль поэмы «Кому на Руси жить хорошо» заключается в том, что народ достоин счастья и есть смысл за счастье бороться. Поэт был уверен в этом, и всем своим произведением представил тому доказательства. Счастье одного, отдельно взятого индивида – этого недостаточно, это не решение вопроса. Поэма взывает к думам о воплощении счастья для всего народа, о «Пире на весь мир».
Начинается поэма с «Пролога», в котором автор рассказывает, как на столбовой дороге повстречались семеро мужиков из разных деревень. Между ними вышел спор о том, кому лучше живется на Руси. Каждый из споривших высказывал свое мнение, и никто не хотел уступать. В итоге, спорщики решили отправиться в странствие, чтобы из первых рук узнать, кому и как живется на Руси и выяснить, кто из них был прав в этом споре. От птички пеночки странники узнали, где находится волшебная скатерть-самобранка, которая накормит и напоит их в дальней дороге. Найдя скатерть-самобранку и убедившись в ее волшебных способностях, семь мужиков отправились в долгое путешествие.
В главах первой части поэмы семь странников встречали на своем пути людей из разных сословий: попа, крестьян на сельской ярмарке, помещика и задавали им вопрос – насколько они счастливы? Ни поп, ни помещик не считали, что их жизнь полна счастья. Они жаловались на то, что после отмены крепостного права их жизнь ухудшилась. На сельской ярмарке царило веселье, но когда странники стали узнавать у расходящихся после ярмарки людей, насколько каждый из них счастлив, выяснялось, что истинно счастливыми можно было назвать лишь единицы из них.
В главах второй части, объединенных названием «Последыш», странники встречаются с крестьянами деревни Большие Вахлаки, живущими в довольно странном положении. Не смотря на отмену крепостного права, они в присутствии помещика изображали крепостных, как в старые времена. Старый помещик болезненно отнесся к реформе 1861 года и его сыновья, боясь остаться без наследства, подговорили крестьян изображать крепостных, пока старик не умрет. В конце этой части поэмы говорится, что после смерти старого князя его наследники обманули крестьян и затеяли с ними тяжбу, не желая отдавать ценные луга.
После общения с вахлакскими мужиками путешественники решили поискать счастливых людей среди женщин. В главах из третьей части поэмы под общим названием «Крестьянка» они встретились с жительницей села Клин, Матреной Тимофеевной Корчагиной, которую в народе прозвали «губернаторша». Матрена Тимофеевна рассказала им без утайки всю свою многострадальную жизнь. В конце своего рассказа Матрена посоветовала странникам не искать счастливых людей среди русских женщин, поведав им при этом притчу о том, что ключи от женского счастья утеряны, и найти их никто не в силах.
Странствование семи мужиков, ищущих по всей Руси счастья, продолжается, и они попадают на пир, устроенный жителями села Валахчина. Эта часть поэмы получила название «Пир на весь мир». На этом пиру семь странников приходят к осознанию того, что вопрос, ради которого они отправились в поход по Руси, занимает не только их, но и весь русский народ.
В последней главе поэмы автор предоставляет слово молодому поколению. Один из участников народного пира, сын приходского дьячка, Григорий Добросклонов, будучи не в силах заснуть после бурных споров, отправляется бродить по родным просторам и в его голове рождается песня «Русь», ставшая идейным финалом поэмы:
«Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!»
Вернувшись домой, и проговорив брату эту песню, Григорий пытается заснуть, но его воображение продолжает работать и рождается новая песня. Если бы семь странников сумели узнать, о чем эта новая песня, они с легким сердцем могли бы вернуться домой, ибо цель странствия была бы достигнута, поскольку новая песня Гриши была о воплощении счастья народного.
Касаясь проблематики поэмы «Кому на Руси жить хорошо», можно сказать следующее: в поэме вырисовывается два уровня проблематики (конфликта) – социально-исторический (результаты крестьянской реформы) – конфликт нарастает в первой части и сохраняется во второй, и глубинный, философский (соль национального характера), который возникает во второй и доминирует в третьей части. Проблемы, поднятые Некрасовым в поэме
(цепи рабства сняты, но облегчилась ли крестьянская доля, прекратилось ли притеснение крестьян, устранены ли противоречия в обществе, счастлив ли народ) — не будут решены ещё в течение долгого периода.
Выполняя анализ поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», важно сказать, что основной стихотворный размер этого произведения – трехстопный нерифмованный ямб. Причем в конце строки после ударного слога следуют два безударных (дактилическая клаузула). В некоторых местах произведения Некрасов использует также четырехстопный ямб. Такой выбор стихотворного размера был обусловлен необходимостью подачи текста в фольклорном стиле, но с сохранением классических литературных канонов того времени. Входящие в состав поэмы народные песни, а также песни Григория Добросклонова, написаны с использованием трехсложных размеров.
Некрасов стремился к тому, чтобы язык поэмы был понятен простому русскому человеку. Поэтому он отказался от использования лексикона классической поэзии того времени, насытив произведение словами простонародной речи: «деревнишка», «бревешко», «пустопляс», «ярмонка» и многие другими. Это позволило сделать поэму понятной любому крестьянину.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов использует многочисленные средства художественной выразительности. К ним относятся такие эпитеты, как «солнце красное», «тени черные», «люди бедные, «сердце свободное», «совесть спокойная», «сила несокрушимая». Есть в поэме и сравнения: «выскочил, как встрепанный», «глазищи желтые горят, как… четырнадцать свечей!», «как убитые заснули мужики», «облака дождливые, как дойные коровушки».
Применяет автор и сравнения-образы «Уж налились колосики. Стоят столбы точеные…».
Метафоры, встречающиеся в поэме: «лежит земля», «весна… дружная», «плачет пеночка», «бурливое село», «бояре — кипарисовы».
Метонимии – «притихла вся дороженька», «притихла площадь людная», «Когда мужик… Белинского и Гоголя с базара понесет».
В поэме нашлось место таким средствам художественной выразительности, как ирония: «…сказ про юродивого помещика: икается, я думаю, ему!» и сарказм: «Горда свинья: чесалася О барское крыльцо!».
Есть в поэме и стилистические фигуры. К ним относятся обращения: «Ну, дядя!», «А ты постой!», «Приди, желанное. », «Ой люди, люди русские!» и восклицания: «Чу! лошадиный храп!», «А хлеба хоть не сей!», «Эх! Эх!», «Хоть проглоти перо!»
Фольклорные выражения – на «ярмонке», видимо-невидимо.
Язык поэмы – своеобразный, украшенный поговорками, присказками, диалектами, «простонародными» словами: «млада-младешенька», «целковенький», «погудка».
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» мне запомнилась тем, что, несмотря на те трудные времена, в которые она создавалась и которые она описывает, в ней видно позитивное, жизнеутверждающее начало. Народ заслуживает счастья – вот главная теорема, доказанная Некрасовым. Поэма помогает людям разобраться, стать лучше, бороться за свое счастье. Некрасов – мыслитель, человек, обладающий уникальным общественным чутьём. Он прикоснулся к глубинам народной жизни, вытащил из её недр россыпь оригинальных русских характеров. Некрасов был в состоянии показать всю полноту людских переживаний. Он стремился постичь всю глубину человеческого бытия.
Некрасов нестандартно решал свои творческие задачи. Его творчество проникнуто идеями гуманизма.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова
Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» стала революционным произведением в русской литературе, так как подняла тему социального неравенства, угнетения народа и необходимости повышения самосознания низших слоев общества.
Понять глубину авторского замысла вам поможет краткий и полный анализ поэмы.
Годы написания — 1863-1877.
История создания — Некрасов собирал материалы и до, и в момент написания поэмы. Автору из-за смертельной болезни не удалось закончить произведение из 8 частей, как планировалось, однако он успел закончить одну часть.
Жанр — эпическая, лирическая или социально-философская поэма.
Направление — реализм с элементами фольклора и фантастики.
Основная идея — Рост самосознания крестьянства может помочь ему избавиться от рабского мышления и изменить жизнь.
Тема — Тяжелая жизнь русского народа и мрак рабства в его сознании.
Проблема — Для перемен важно пробудить в крестьянстве осознанность и недовольство нынешним положением.
Композиция — имеет хаотичный порядок, поскольку Некрасов не успел закончить произведение, да и писал его, будучи тяжело больным.
Завязка — семь мужиков отправляются в странствие по Руси, чтоб найти тех, кому живется хорошо;
Развитие сюжета — путешествуя, странники видят картины тяжелой жизни народа и не находят тех, кто живет счастливо;
Кульминация — Гриша Добросклонов чувствует душевный подъем, понимая, что приведет народ к счастью;
Развязка (предполагаемая) — мужики возвращаются домой с пониманием, что надо менять жизнь.
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Свобода и преодоление рабства в сознании.
Проблема: Сознание людей инертно и противится переменам. Крестьянам сложно ощутить внутреннюю свободу, так как она не развита.
2. Тема: Несчастливое настоящее и счастливое будущее.
Проблема: Счастливое будущее народ построит, когда осознает свою силу, ценность и значимость.
3. Тема: Счастье человека и народа в целом.
Проблема: Отмена крепостного права изменила жизнь всех сословий, из-за чего они чувствуют себя несчастными и лишившимися чего-то важного.
4. Тема: Социальное неравенство.
Проблема: Дворянство считает крестьян ресурсом, расходным материалом, а не людьми. Савелий же за убийство угнетателя поплатился свободой.
2. Тема: Пьянство русского народа.
Проблема: Без алкоголя жизнь народа стала бы совсем невыносимой. Но водка – это и средство держать людей под контролем.
п.2. Идея и пафос
Впервые русский мужик не бездумно и покорно работает на благо хозяина, а задается вопросом: кто счастливо живет на Руси? Это попытка критически осмыслить свое место и роль в обществе, а также призвать к ответу тех, кто должен был привести страну к лучшей жизни. Крестьянин получил свободу, стал сам себе хозяином, но у него пока нет понимания, как жить дальше. Однако есть осознание, что жить по-прежнему нельзя.
п.3. Место героев в образной системе
Семь странников — временнообязанные крестьяне, которые озадачились вопросом, живется ли хоть кому-то хорошо на Руси.
Путешествуют по просторам родины, расспрашивая о жизни мужчин и женщин, нищих, мастеровых, вольных крестьян, помещиков, солдат и т.д.
У каждого свой взгляд на этот вопрос, и никто не хочет уступать в споре.
У странников есть волшебный предмет, данный им пеночкой за спасение ее птенца – скатерть-самобранка, которая дает им хлеб и вино.
Мужиков характеризует открытость, любовь к труду, пытливый ум, отвага и сила. Эти герои – собирательный образ русского мужика.
Матрена Тимофеевна Корчагина — 37-летняя женщина, крестьянка, которую прозвали губернаторшей и нарекли в народе «счастливой». Испытала много горя: семья мужа сживала ее со свету, заставляла много работать, старший сын погиб по недосмотру деда Савелия. Рано потеряла родителей, а мужа забрали на военную службу, оставив семью без кормильца. Беременная пятым сыном, она отправляется за правдой в город к губернатору и получает помощь. Ее судьба типична для русской женщины.
Савелий Корчагин — дед мужа Матрены, доживший до 107 лет. Русский богатырь, так как всю жизнь терпел то, что другим не под силу.
Единственный человек в доме, который заступается за женщину и помогает ей. Бывший каторжанин: был осужден за убийство управляющего-немца на 20 лет каторги и 20 лет поселения. Из-за его невнимательности погибает сын Матрены, Демушка. Дед корит себя за гибель любимого правнука, поэтому уходит в монастырь – замаливать грех. Спустя несколько лет получает прощение Матрены.
Ермил Гирин — уважаемый в народе человек, крестьянин, назначенный бурмистром (старостой). Всегда помогал людям, не брал с них лишних денег, не наживался за счет других. В трудный момент, когда ему надо выкупить мельницу, просит у народа помощи, и ему за час собирают тысячу рублей. Позже он отдает людям долг без остатка. За участие в народном восстании его сажают в тюрьму.
Григорий Добросклонов — ученик духовной семинарии, сын дьяка. Юноша, посвятивший себя служению народу и борющийся за лучшую жизнь. Мечтатель и идеалист. Слагает песни о светлом будущем народа и хочет научить им крестьян. Герой, способный увлечь народ своими идеями.
Князь Утятин (Последыш) — выживший из ума старый помещик, для которого родные, слуги и крестьяне изображают старые порядки и возвращение крепостничества. Наследники ждут кончины князя и не хотят расстраивать, поэтому затеяли спектакль. Взамен крестьянам пообещали отдать земли, но после смерти Последыша наследники начинают тяжбу с целью забрать земли обратно.
Елена Александровна (губернаторша) — жена губернатора. Добрая женщина, которая помогла Матрене вернуть ее мужа с воинской службы. Она обеспечила женщине уход и проживание в ее доме, стала крестной ее сыну. Спасительница и заступница.
Гаврила Оболт-Оболдуев — 60-летний помещик, оплакивающий былые времена, до реформы и вольности крестьян. Жалуется путникам на тяжелую помещичью жизнь: он не может на том же уровне поддерживать роскошную жизнь – с пирами, охотой, большим штатом слуг, почестями и утонченным бездельем.
п.4. Литературные приёмы
✓Использование народных песен или стилизация под них (Голодная, Соленая, Веселая, Барщинная, Русь и др.).
✓Коллективный герой (народ) – в главах, посвященных ярмарке и пьяной ночи.
✓Мотивы волшебной сказки скатерть-самобранка, волшебное число путников (7), речевые повторы и т.д.
✓Говорящие названия и фамилии: странники проживают в деревнях Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка; главный герой носит фамилию Добросклонов и т.д.
✓Яркий образный язык, полный метафор, сравнений, эпитетов, гипербол.
п.5. Конфликт
В поэме есть внутренний конфликт в сознании крестьянина между обретенной свободой и неумением быть свободным. Мышление крестьян еще остается рабским, холопским, нет понимания своей ценности
Также обозначен внешний социальный конфликт – между высшими и низшими сословиями. Дворяне по-прежнему считают, что являются благодетелями для крестьян, которых они опекают, учат и направляют. Но дворянство живет в роскоши и праздности только за счет крестьянского труда.
Итоговое сочинение-2021. Тема «Кому на Руси жить хорошо»
В помощь школьнику. Разбираем направления итогового сочинения 2020-2021: примерные темы, цитаты, книги, фильмы
Текст: Ольга Лапенкова
Однако, столкнувшись с сельским священником, а также немолодым дворянином Оболт-Оболдуевым и престарелым князем Утятиным, они понимают, что два варианта из предложенных никуда не годятся. Действие поэмы происходит в 1860-х гг., сразу после отмены крепостного права — в то время, когда и помещики, не приученные к честному труду, остались «у разбитого корыта», и крестьяне не смогли вздохнуть полной грудью — им ещё предстояло десятилетиями выкупать землю у прежних хозяев.
Некрасовские герои встретили ещё много интересных — и, в большинстве своём, трагических — фигур, но до «купчины толстопузого», «министра государева» и царя так и не дошли: тяжело больной, Николай Алексеевич не успел окончить произведение. Но поговаривают, что он и сам не знал, кому «живётся весело, вольготно на Руси».
С момента отмены крепостного права прошло больше 150 лет. За это время произошла революция, в результате которой Российская Империя прекратила своё существование, а новое государство стало называться СССР. Наши сограждане прошли через множество войн — это Первая мировая, Советско-Финляндская, Афганская и, конечно, Великая Отечественная; миллионы людей пережили нищету и голод, оказались подвергнуты политическим репрессиям. А в 1991-м Советский Союз распался на 15 независимых республик.
По прошествии ХХ века наше время видится очень благополучным, если не сказать идиллическим, но «проклятый» вопрос — кому же на Руси жить хорошо — не теряет актуальности. В нашей стране остаётся немало нерешённых проблем: так, многие семьи в регионах едва сводят концы с концами (по данным Росстата, в 2020 г. доход почти 20 млн россиян не превышал прожиточного минимума), имеют трудности с получением качественного образования и медицинской помощи. В крупных же городах люди страдают из-за проблем с экологией и выматывающего темпа жизни: согласно, опять же, Росстату, каждый год отечественные врачи ставят на учёт не менее 40 000 человек с «расстройствами поведения».
Итак, кому в сегодняшней России жить хорошо? Мы не испытываем дефицита еды и одежды, за секунды находим в интернете интересующие нас книги и фильмы, а при помощи гаджетов можем каждый день общаться с близкими, даже если те живут за сотни километров. Но только ли от этого зависит счастье? Чего недостаёт современному россиянину — и каких общественных инициатив нам не хватает, чтобы, как говорили почти сто лет назад, жить стало лучше и веселее?
Примерно такие вопросы зададут одиннадцатиклассникам в декабре 2021 года. Темы, плюс-минус, могут звучать так:
ЦИТАТЫ
В качестве эпиграфа будущий выпускник может взять одну из нижеследующих цитат:
Какой литературный труд или фильм использовать в качестве аргумента к собственным размышлениям — каждый, разумеется, решает сам. Но, на наш взгляд, перед сочинением стоит освежить в памяти две «программные» работы отечественных классиков — тем более они уже попадались в школьной программе — и посмотреть одну современную кинокартину.
КНИГИ
М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (1870)
Эта работа отлично подойдёт в качестве аргумента, если вы решили взяться за текст в пессимистическом или сатирическом ключе. Хотите повозмущаться злоупотреблениями чиновников, чьи повадки за двести лет ничуть не изменились, и вызывающим поведением их друзей и родственников? Или решили отстаивать мысль, что и рядовые граждане порой ведут себя ничуть не лучше, чем опьянённая богатством и властью элита? У Салтыкова-Щедрина вы найдёте множество примеров и того и другого. Недаром этому автору приписывают фразу «Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют». (Но на самом деле Михаил Евграфович такого не говорил.)
«История одного города» — роман, выросший из юмористических заметок, которые Салтыков-Щедрин писал для журнала «Отечественные записки»; главным редактором этого журнала был Н. А. Некрасов, также, как мы уже видели, имевший немало вопросов к современной ему власти и потому не боявшийся пропускать в печать настолько смелые тексты. «История. » представлена как «летопись» вымышленного города Глупова, но большинство описанных там событий имеет сходство с тем или иным периодом российской истории. Уже первая глава — «О корени происхождения глуповцев» — это не что иное, как издевательский пересказ легенды о пришествии на Русь князя Рюрика. Вымышленный «летописец» утверждает, что до основания города Глупова на его территории жили многочисленные племена:
Эти-то племена и пошли искать себе князя — и нашли, но далеко не сразу, потому что никто не хотел такими глупыми «володеть».
Далее в книге есть, в частности, глава «Сказание о шести градоначальницах», которая отсылает к эпохе дворцовых переворотов 1725-1762 гг. Прототипом градоначальника Пфейфера, который «ничего не свершил» и был «сменён за невежество», послужил Павел III, а Угрюм-Бурчеева, решившего полностью перестроить город и даже заставить реку течь в противоположном направлении, — Николай I.
«История одного города» — не самое лёгкое чтиво, но для школьников, которые не успевают одолеть гору литературы перед итоговым сочинением, есть приятный бонус: глотать её от корки до корки не обязательно. Чтобы иметь в запасе хорошие аргументы, можно прочитать несколько самых известных глав: например, вышеупомянутую «О корени происхождения глуповцев», а также «Органчик» и «Голодный город».
А. П. Гайдар. «Тимур и его команда» (1940)
А это — аргумент для тех, кто хочет писать о простых гражданах, способных совместными усилиями совершить почти что чудо. Полковник Александров отправляется на фронт, а дочерям — новоиспечённой выпускнице Ольге и совсем ещё девочке Жене — велит уезжать из Москвы и отсиживаться на даче. В первый же день младшая сестра попадает в беду: отправившись на поиски почты, она забредает в чужой дом, чтобы спросить дорогу, и не может выйти обратно на улицу — к дверям встаёт сторожевая собака, лежавшая до поры до времени под столом. Утомлённая и перепуганная, Женя засыпает — а наутро обнаруживает, что кто-то дал ей подушку и одеяло, да ещё и оставил записку.
Так семья Александровых знакомится с Тимуром — подростком, который собрал компанию единомышленников и пообещал никогда никого не оставлять в беде. Вместе с друзьями Тимур «перевоспитывает» хулиганов, а также помогает пожилым людям и семьям красноармейцев, призванных на фронт. (Только не путайте описанные Гайдаром события с июнем 1941 года, когда началась Великая Отечественная война. Повесть «Тимур и его команда» была написана летом 1940-го, а её действие происходит ещё раньше — в 1939-м, так что на вопрос, куда именно отправляется отец Ольги и Жени, точного ответа дать невозможно. Однако и за два года до Великой Отечественной во всём мире было неспокойно: тревожные слухи разносились довольно быстро. А 1 сентября 1939-го нацистская Германия напала на Польшу.)
Книга «Тимур и его команда» стала хитом Советского Союза и была переиздана более 200 раз. После её публикации вдохновлённые мальчишки и девчонки и впрямь начали организовывать отряды и вместе творить добрые дела. К сожалению, сам А. П. Гайдар погиб в самом начале войны — но тимуровское движение было невероятно популярным ещё долгие годы, а кое-где штабы юных энтузиастов действуют и сегодня.
ФИЛЬМ
«Аритмия» (2017), реж. Б. Хлебников
Олег и Катя — супруги, посвятившие жизнь медицине: он — фельдшер «Скорой помощи», она — врач в приёмном отделении. В их жизни всё было по любви: и выбор профессии, и клятва, которую они дали друг другу. Но спустя несколько лет брака их союз оказался на грани распада, и виной тому — дикие перегрузки, которые испытывают молодые специалисты.
И ладно бы только усталость и переживания за пациентов (Олег и Катя не очерствели душой и искренне сочувствуют своим подопечным). Новый чиновник, пришедший в их региональную больницу, решает «реорганизовать» структуру «Скорой помощи». Теперь любого фельдшера могут уволить за неуместное возражение начальнику — или, например, опоздание на вызов. А как не опоздать, если времени, которое по регламенту отведено на каждого больного, не хватает — а «скорых» в городе не так-то много?
Борис Хлебников снял фильм о старом как мир конфликте: жестокий продажный чиновник — против человека, мужественно исполняющего свой долг. Последний, как водится, побеждает, — но какой ценой? Этот вопрос в наши «тихие и спокойные» дни вновь обрёл пугающую остроту, и наблюдать за профессиональной и личной драмой двух хороших людей, не испытывая злости и отчаяния, почти невозможно. Недаром «Аритмия» получила приз зрительских симпатий на фестивале «Кинотавр».