металлургический завод в красном сулине история
Завод Пастуховых. Тайны металлургии и перенос реки.
О купце и промышленнике Дмитрии Александровиче Пастухове в Ростове-на-Дону помнят. Еще бы, ничье имя так не увековечено, как его. Отлито в буквальном смысле слова.
И написано о нем много. В ростовском интернете, включая самые уважаемые сайты, есть статьи про Дмитрия Александровича и его двоюродного брата, Николая Петровича, владельцев металлургических, механических и судостроительных заводов в Ростове-на-Дону и Красном Сулине.
Память заслуженная. Строительство завода такого масштаба, какой был построен в Красном Сулине в 70-х- 80-х годах 19-го века, сравнимо с самыми грандиозными стройками эпохи советской индустриализации.
Едем в Красный Сулин. Здесь, в удивительно красивой низине, на берегах речушки Гнилуши, еще в 1797 г. полковник Андрей Сулин основал поселок, который назвал собственной фамилией.
А спустя без малого сто лет, в 1870 г. 25-летний уроженец Ярославля Дмитрий Александрович Пастухов, с благословления войскового правления и императорской милостью, получил здесь участок под строительство чугунолитейного и железоделательного завода. Участок представлял из себя две полосы, шириной примерно по 300 метров каждая, на правом и левом берегах упомянутой реки с нежным названием.
Всех, кто бывал на Красносулинском металлургическом заводе, волнует этот вид при переходе по мосту через Гнилушу перед главной проходной завода. Действительно необычно. То ли Питер, то ли Венеция, то ли Амстердам. И всех удивляло: как Пастухову удалось еще в 1885 г. построить здание паросилового цеха практически в воде, да еще так, что, простояв столько лет, здание не дало ни трещинки, ни просадки.
И мы удивились, так не бывает. Но с помощью ветеранов завода разгадку нашли быстро. Дело оказалось в том, что во времена строительства завода реки здесь НЕ БЫЛО.
На этом снимке хорошо видна темная полоска запруженной реки, корпуса завода по берегам и стрелочка, которой я отметил вид на предыдущем фото.
Здание цеха построили на сухом месте, вбив в землю многометровые дубовые сваи, а потом мимо пустили реку, вода из которой была очень нужна и в паросиловом, и в стоящем напротив компрессорном цехах.
Где первоначально протекала река, определить трудно, но, вероятно, где-то у подножья холмов.
Под скалами Донецкого кряжа. Она и течет под ними до и после завода.
Разгадать эту загадку было интересно, но понятно, что не только в ней был секрет успеха предприятия Пастуховых.
Вторую разгадку успеха дела Пастуховых, нет не так, с большой буквы «Дела Пастуховых» мы нашли на территории завода. Это клумба. Но клумба на этом месте была не всегда. Когда-то это круглое сооружение было основанием одной из первых, построенных еще Пастуховым, доменных печей. При очередной реконструкции завода домна была демонтирована, а основание сломать не смогли, как ни старались. Приспособили под клумбу.
Конечно, секрет успеха Пастухова был не в прочности построенных им домен, хотя и в этом тоже. Секрет в примененной технологии. Дело в том, что выплавлять чугун можно двумя способами: используя в качестве доменного топлива кокс или уголь. Кокс, напомню, это тот же уголь, но нагретый до 1000 градусов без доступа воздуха. В результате он приобретает особые свойства, которые делают процесс выплавки чугуна более управляемым и быстрым. Выплавлять чугун на угле – антраците сложно, но очень дешево. Добыл его в шахте и сразу в домну, не надо связываться с долгим и дорогостоящим процессом получения кокса.
Домна только на первый взгляд простая вещь. Процессы в ней происходят сложные.
Пастухов внедрил у себя на заводе способ выплавки чугуна при помощи угля-антрацита, которого в округе валом, и стоил который копейки. Такой способ до Пастухова применили американцы. Пастухов послал за океан своих представителей. Не сразу, но и здесь в Сулине начали выплавлять чугун на антраците. Но и это не главный секрет. И выплавка чугуна на коксе, и выплавка чугуна на антраците имеют свои плюсы и минусы. Где- то выиграешь, где-то проиграешь. Понятно, что в то конкретное время, в этом конкретном месте, такая технология дала Пастухову определенные преимущества, не более.
В поисках следующего секрета Дела Пастуховых мы оставили до поры полуразрушенный завод и поехали на тихую окраину поселка, к дому, у которого лежит этот невиданный каток. Действительно, катки моя слабость, я их видел много, но такой большой встретил впервые.
Проходим в дом. Его хозяин Виктор Акимович Беседа, ветеран металлургического завода, собрал у себя в гараже, нет, не музей, сокровищницу.
У входа в гараж-музей,
среди старинного, восхитительного хлама, о каждой вещи в котором можно написать повесть,
стоят санки, произведенные на Сулинском металлургическом заводе в 1905 г. Добротная вещь! Сварная!! Электродуговая сварка в те времена была очень редкой, мало освоенной технологией. Все конструкции тех лет, которые мне встречались – клепанные. Мне эти санки рассказали очень многое о Деле Пастуховых.
И коллекция фирменных кирпичей, Пастуховых и не только.
Собирание старинных клейменых кирпичей – дело очень увлекательное, и не сравнится с другими «собирательствами». Не даром отечественная лига коллекционеров старинных кирпичей величает себя – Russian Brickhunting League. Англицкое словечко hunting ни в каком варианте не переводится на русский как коллекционирование. Мы тоже немного «похантили» на территории завода. Об этом тоже попозже.
Виктор Акимович, выждав, пока уляжется наш восторг,
и мы перестанем метаться от одного экспоната к другому,
начал экскурсию по своему музею с рассказа о старинных открытках.
О секретах почтовых отправлений,
о знаменитых людях на открытках.
Ну а у меня одно на уме.
Я книгу с деревянной обложкой впервые в руках держал.
300-летие дома Романовых.
Полистал. Скучновато. Гнать надо было Николаю своих PR менеджеров. Недооценивал он это направление. Ох, как недооценивал.
А это уже наша юность
В коллекции Виктора Акимовича есть все пионерские и комсомольские значки, кроме одного, представленного картинкой.
Прощай XX век, великий и ужасный. Все предметы обихода в ближайшем будущем будут унифицированы, подчинены жестким рациональным правилам и похожи друг на друга. Такого разнообразия, какое было в веке XX, уже не будет никогда.
Я эти предметы в самом дальнем углу увидел с порога.
Козыречки на пробках на тронуты! С 1980 г. – года Олимпийских игр в столице нашей родине городе Москве. Неужели за столько лет часть содержимого испарилось через микрощели в пробке?
Тренинг по глажке белья и одежды в доэлектрическую эпоху.
которой хозяин гордится не зря
Что вызывает уважение – экспонаты систематизированы и толково подписаны.
Изучаем особенности английского безмена XIX века,
И проводим его испытания.
Там рядом висит русский безмен, который, оказывается, обладал не очень приятными свойствами (на фото его не видно, только описание).
Как следствие, появились фарфоровые гири, которые нельзя было высверлить. Никогда бы не догадался.
Скромные помощники нелегкого быта.
Экспонатов так много, что часть из них занимает все пространство под бильярдом.
Мимо фотоаппаратов не пройду.
Все они со своим характером.
И каждый предмет из той эпохи со своим характером.
Этот стул сделан в 1880 г. Ему 137 лет и на нем можно сидеть.
Стенд, посвященный космонавтике.
И на нем одна из первых открыток. Вот интересно, такую ракету художник нарисовал как образ или он настоящую, на которой летал Гагарин, никогда не видел? Подумалось, вероятно, в той обстановке секретности изображение ракет широкой публике не показывали.
А этот предмет из детства навеял воспоминания.
Там, где у ракеты сопла, вставлено увеличительное стекло, и если в него посмотреть, то виден кажущийся огромным портрет Гагарина. Варианты – Титова, Терешковой и других. А теперь представьте компанию пацанов и девчат, которые собрались в кучу во дворе и вырывают друг у друга этот нехитрый предмет, чтобы посмотреть на космонавтов внутри ракеты. И занимаются этим полдня с перерывами. Параллельно развлекая друг друга мешаниной из своих фантазий о космосе и отрывками из телепередач и разговоров взрослых. Поясню для тех, кто не понял, там нет встроенного «двухядерного» процессора, там просто картинка на бумаге. Представили? Смеетесь?
Многие экспонаты размещены на откидных стендах. Так их много.
Простая вещь – коллекция этикеток спичечных коробков СССР с 1956 г.
На само деле – мощный источник пропаганды. Стоил 1 коп., а посмотришь на него 100 раз, или чуть меньше, если сразу достанешь несколько спичек.
Открытки на темы старых мультфильмов. Листал и листал
Ну меня понесло. О главном забыл. В музее, конечно, много материалов про металлургический завод и его основателей.
Есть старые редкие фотографии. Например, эта. Башни с круглыми оголовками, это как раз домны, одна из которых превратилась в клумбу. На переднем плане видна подпорная стена и часть одной из заводских проходных.
Вот эта проходная. И стена. Вероятно, Пастухов, получив под строительство завода участок, большую часть которого составляли неудобья, вынужден был изменять рельеф местности, приспосабливая его для нужд предприятия.
Вынужден остановиться. Для одной статьи информации уже многовато. А еще надо рассказать о музее в местном Дворце культуры и продолжить путешествие по заводу. Подождите несколько дней.
Металлургический завод. Как это было
В далёком 1870 году 25-летний уроженец Ярославля Дмитрий Александрович Пастухов с благословения войскового правления и императорской милостью получил в Красном Сулине участок под строительство чугунолитейного и железоделательного завода. Участок представлял из себя две полосы шириной примерно по 300 метров каждая. Так началась история градообразующего предприятия.
В 1992 году завод был преобразован в акционерное общество «СМЗ», число рабочих мест насчитывало более 5000 человек.
Вследствие экономического кризиса 1998 года на заводе произошли массовые сокращения рабочих, заработную плату задерживали на несколько месяцев. Завод был вынужден расплачиваться со своими рабочими собственной продукцией.
На завод приезжали итальянские специалисты, которые пришли к выводу, что выпускаемый железный порошок не уступает по качеству шведскому и стоит при этом дешевле. Был подписан контракт между руководством ЗАО «Стакс» и итальянским концерном «Нексус», производящим детали для автомобилей.
Но весной 2009 года завод был полностью остановлен.
На деле от завода не осталось ровным счетом ничего: цеха были разрезаны и сданы в металлолом, производственные здания проданы за бесценок. После всего завод был объявлен банкротом, в то время как такового имущества, которое можно было бы использовать для расчета с кредиторами, на нем уже не было.
В 2009 году по заявлению председателя Северо-Кавказского банка Сбербанка России была проведена прокурорская проверка, по итогам которой было возбуждено уголовное дело о преднамеренном банкротстве ЗАО «СТАКС» и других предприятий, входивших в производственный холдинг «МАИР», с целью не возвращать кредиты и сохранить контроль над активами группы.
В 2010 году 75% территории завода перешло «Сбербанк Капитал» за долги ПГ «МАИР».
В январе 2010 года решением Арбитражного суда Ростовской области завод был признан банкротом, было введено конкурсное производство.
В начале 2011 года против экс-директора завода «СТАКС» было заведено уголовное дело за преднамеренное банкротство, в результате Красносулинским городским судом он был приговорен к лишению свободы сроком на 4 года и 6 месяцев.
К середине 2011 года «Сбербанк Капитал» заявил о намерении восстановить металлургический завод «СТАКС», но к 2013 году воплотить эту идею в жизнь так и не удалось.
Завод сегодня
Как стало известно газете из собственных источников, верхняя площадка бывшего Сулинского металлургического завода начала свое возрождение. А именно сталеплавильный цех, где уже установлена 40-тонная печь для плавки металла и получения стальных заготовок. Монтируется новое оборудование. Эту часть завода выкупили турецкие бизнесмены, проживающие в Москве. ООО «ЮжСталь» планирует запустить печь уже через несколько месяцев.
Не за горами установка и второй, 50-тонной печи, а также запуск прокатного стана, где из стальных заготовок будут делать арматуру. Тогда завод сможет принять до 1200 человек.
Поэтому, дорогие бывшие и настоящие металлурги, возвращайтесь домой! Заводу очень нужны квалифицированные кадры!
Мы будем следить за развитием событий и работой ООО «ЮжСталь» по возрождению традиций города металлургов.
Лариса Сыроваткина.
В цикле «Малые города России» сегодня мы отправимся в Красный Сулин Ростовской области. Ему больше двух веков, но город так и не обзавелся своим музеем. Историю там по крупицам восстанавливают школьники с учителями и родителями. Репортаж Анны Тарубаровой.
Александр Чумаков, директор Сулинского металлургического завода в 1981-2000 гг.: «Тогда много в России, так сказать, пустили на ветер предприятий, особенно градообразующих. У нас с пенсионерами было порядка 20 тысяч».
Инна Скрипка, учитель музыки: «Нужно знать свои корни, нужно знать свою историю. Поэтому если дети поют казачьи песни, потешки, былички, то это довольно-таки неплохо».
Золотой треугольник. Этой геометрической фигурой ростовские власти определяют местоположение Красного Сулина для потенциальных инвесторов. Рядом еще два крупных города, удобная логистика.
Глава города Юрий Голубов надеется на развитие местного индустриального парка. Восстанавливать металлургический завод смысла нет. Ни оборудования, ни технологий. Проще строить новые производства. Но по советскому прошлому чиновник всё же тоскует и мечтает вернуть его атрибуты.
К двухсотлетию Красного Сулина в центре города появились солнечные часы. Официально – «Часы жизни». Колонна символизировала заводскую трубу. Когда завод обанкротился, на смену официальному имени памятника пришло народное – «Дело – труба». Но в последний год красносулинцы всё чаще смотрят на каменную птицу, называя её фениксом, который обязан возродиться.
kerrangjke
Urban Exploration
На осколках великой империи
Красносулинский металлургический завод. Часть 2
Вторая часть рассказа о закрытом из-за банкротства Красносулинском металлургическом заводе. В заключении обзора мы завершим исторический обзор этого места, посетим уцелевшие цеха, побродим по остаткам старинных зданий, а также заглянем на водоочистные сооружения завода, которые удивляют своей красотой! Всё это и многое другое внутри поста:
Продолжение рассказа о некогда великом заводе, первая часть тут: http://kerrangjke.livejournal.com/9761.html
После посещения домика, а точнее заводской электроподстанции, в которой когда-то по неподтверждённой информации снимали несколько сцен для Бумера (сам же фильм частично снимали в Красном Сулине (после чего даже появилась газета Красный Бумер), Шахтах и Ростове), мы продолжаем наше путешествие по руинам промышленного гиганта. Народная тропа вывела нас на очередную железнодорожную ветку.
Спустя некоторое время, приходим к одному из самых красивых и завораживающих мест:
Бывшая территория водоочистных сооружений. Ядовито-зелёный цвет воды пугал и притягивал внимание.
Осталась лишь лесенка в зелёный «ад»:
Поднявшись обратно, решаем пройтись к скелету от непонятного сооружения. Возможно, бывшие градирни.
А вот таких построек здесь было огромное количество. Все они являются довоенными, но табличек о дате строительства осталось совсем мало, хотя кое-где они и не нужны, достаточно посмотреть на кладку и то из чего она сделана:
Встречая всевозможные постройки, мы не заглядывали в каждую из них, думая, что исходя из опыта той территории, которую уже успели обследовать, внутри вряд бы было что-то интересное.
Кое-где и вовсе боковые стороны здания отсутствуют, так как вырывали оборудование вместе со стенами.
Снова вышли к речке, на берегу которой стояло вот такое непонятное сооружение:
Хотя, может скоро всё изменится, так как в городе планируют поставить памятник казакам, в том числе, конечно же, и в память о расказачивании в советское время. Именно тогда красносулинцы и заживут, надо лишь потерпеть, ну и покаяться за грехи прошлого.
А пока старожилы уверяют, что после войны разруха была куда меньше, чем сейчас.
Лестницу они сделали на славу, до сих пор уверенно держится, не внушая и малейшего недоверия к её состоянию. Всегда хотелось попробовать себя в роли рабочего, когда оказывался в будке крановщика, но поднимать уже нечего, да и нечем.
Услышав вновь журчание реки, выдвигаемся к ней, по пути замечая остатки от громадных сооружений. К ним так и не вышли, так как не хотелось собирать клещей, а нормальной дороги не нашли.
Вышли мы совсем удачно, прямо к плотине:
Строилась она заводом, так как эта речка играла огромную роль в цикле производства СМЗ, но теперь это лишь остатки от прошлого:
По дороге обратно, замечаем ещё одно интересное здание с красивой архитектурой:
Дальнейшая прогулка завела почти к главной проходной, откуда начинали свой поход. Но постройки, которые видели по сторонам, были нам незнакомы. Среди всех, удалось распознать только одну:
Это был самый настоящий особняк хозяина, жившего прямо здесь, на заводе. Здесь жил Д.А.Пастухов в годы постройки своего завода и следил отсюда за его ростом, болезнями и всем, чем положено болеть владельцу в отношении своего дела. По-крайней мере так перерассказал историю своего деда один из сторожей.
Последними на сегодня были постройки неизвестного назначения, в которых когда-то стояли огромные бочки, которые были распилены на металл:
В административной пристройке можно было обнаружить остатки от противогазов, несмотря на то, что самих бомбоубежищ найти так и не удалось:
Рядом валялись стандартные плакаты ГО (Гражданская Оборона):
И прочие приятные мелочи в виде образцов стали:
огромное количество советской литературы:
Ну и куда же без дедушки Ленина:
На выходе замечаем надпись, которая даёт ответ на наш вопрос «что же здесь было»:
Совсем рядом находилась небольшая котельная, но совсем пустая, даже в соотношении с предыдущими зданиями.
уже нет давления, завода и той страны:
Двигаясь дальше, встречаем замечательную лесенку вниз, которая на фоне осенней листвы выглядела очень красиво:
Во время спуска встречались инициалы завода. Подобные мелочи всегда радуют.
Правда, кроме одинокого кораблика внутри уже ничего не осталось.
Наше отведённое время подходит к концу, пора отправляться на выход, тем более, что территория для исследования заканчивается:
По пути встречаем очередные старинные постройки, коих здесь было несчитанное количество:
А вот этот склад удалось найти из прошлого. На фото один из типовых и похожих на этот:
А здесь когда-то стоял памятник Ленину, ушедший в неизвестном направлении.
то самое здание на фото выше, расположенное в конце моста:
Бывшая компрессорная 1902 года, до и после:
Напоследок прочитаю памятные слова с мемориала столетия завода: «Мы славим отцов, дедов и прадедов наших, строивших тебя и трудом своим и ратным подвигом приумноживших твою славу. И, воздвигнув памятник этот в честь века твоего, клянемся и впредь чести не посрамить нашей, а клятву эту завещаем грядущим поколениям».