метапредметные навыки в начальной школе

Формирование предметных и метапредметных результатов у учащихся с применением современных образовательных технологий

«Формирование предметных и метапредметных результатов у учащихся с применением современных образовательных технологий в начальной школе».

В последние годы значительные изменения происходят в системе начального обучения. Увеличено количество вариативных учебников. Изменилась методология урока. Используется большое количество инновационных форм работы. Совершенствование системы начального обучения, стимулируемое социальным заказом, приводит к тому, что сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает научить хотеть учиться. Универсальный ответ на вопрос о ценности знаний уже очень давно дали древнегреческие мыслители «Ум ученика – это не сосуд, который надо заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь». Какие именно знания требуются для того, чтобы «факел горел», актуален в наши дни, как никогда ранее.

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя должны научить ребенка не только читать, считать и писать, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться». Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. По другому – сформировать предметные и метапредметные результаты.

Предметные результаты представляют собой систему знаний и умений, приобретенный опыт познания.

Метапредметные результаты включают в себя освоенные УУД, которые составляют основу ключевых компетенций школьников. Именно сформированность УУД обеспечивает готовность обучающихся к освоению новых знаний, поиску путей решения проблем в различных ситуациях, его способность к самоорганизации, сотрудничеству, коммуникации. Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Требования нового стандарта к современному уроку не являются чем-то абсолютно новым для учителей начальных классов. И всё же у многих педагогов они вызвали массу вопросов. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие задания из учебника целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС.

1. Урок проблемный и развивающий. К новым образовательным целям относят те, которые формулируют сами учащиеся.

2. Урок, на котором учитываются уровень возможностей учащихся, стремления и настроение.

3. Урок познавательный, интересный, нетрудный, не приходится каждый раз делать одно и то же, разнообразный урок.

4. Урок, на котором учитель и ученик свободно общаются, где учащийся чувствует себя уверенно.

5. Минимум репродукции и максимум творчества.

Структура каждого моего урока тщательно продумывается. Ведь только грамотное построение урока позволяет детям открыть для себя новое, обратить внимание на главное, добиться успеха каждому в меру способностей и возможностей. Дать шанс самым неуверенным учащимся.

Постоянно совершенствую интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий.

В своей работе применяю самые современные педагогические технологии,направленные на решение учебных задач: проблемное обучение, проектные методы в обучении, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, дифференцированный подход в обучении.

В условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования ИКТ в преподавании школьных дисциплин представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одного из приоритетов. Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс способствует появлению новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды. Уроки с использованием компьютерных технологий особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения. Любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Зачастую учитель вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своём развитии, теряют интерес к учению, а «слабые» обречены на хроническое отставание. Те, кто относится к средним, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, мышления, памяти. Поэтому нужно, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода. Один их путей индивидуального подхода – дифференциация обучения. Необходимо на уроке создать такие условия, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.

Большое место на уроке отводится работе в группах,коллективным видам работы: деловым и тренинговым играм, театрализациям, дискуссиям, где и обсуждаются возникающие проблемы, что ведёт к развитию коммуникативной культуры. Благодаря развитию коммуникативной культуры, на уроках складывается атмосфера доверия между учителем и учащимися, добрые, уважительные отношения детей друг к другу. Ученики раскованны, свободны, спокойны. На уроках разрешается задавать вопросы и высказываться, сидеть свободно и непринуждённо. Благодаря принципу педагогики сотрудничества дети легко и непринуждённо включаются в такие виды деятельности, как проектная деятельность, поисково-исследовательская работа.

Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т. е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоение (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.

Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Я не «навязываю» ученикам информацию, а направляю их самостоятельный поиск, например: «Всё ли знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться? Иными словами,действую по принципу: «…ничего не делай за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам», таким образом формирую у детей формирую универсальные учебные действия.

Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Игровые технологии использую на уроках, в основном в 1-2 классах. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.

Приемы, используемые для формирования метапредметных результатов

Для формированиярегулятивных УУД рекомендую использовать:

— Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал;

— Игра «Как ты думаешь?

2. Листы самоконтроля и самооценки.

4. Проблемно диалогическая технология.

Приемы формирования познавательных УУД:

Источник

Развитие метапредметных навыков в начальной школе

метапредметные навыки в начальной школе. Смотреть фото метапредметные навыки в начальной школе. Смотреть картинку метапредметные навыки в начальной школе. Картинка про метапредметные навыки в начальной школе. Фото метапредметные навыки в начальной школе

В работе представлен личный опыт педагога. Разные виды работы и методики обучения в начальной школе, приеро является 1 класс.

метапредметные навыки в начальной школе. Смотреть фото метапредметные навыки в начальной школе. Смотреть картинку метапредметные навыки в начальной школе. Картинка про метапредметные навыки в начальной школе. Фото метапредметные навыки в начальной школе

Содержимое разработки

метапредметные навыки в начальной школе. Смотреть фото метапредметные навыки в начальной школе. Смотреть картинку метапредметные навыки в начальной школе. Картинка про метапредметные навыки в начальной школе. Фото метапредметные навыки в начальной школе

Формирование метапредметных компетенций младших школьников

Учитель начальных классов: Халявина Елена Николаевна

МБОУ СОШ Гурского с.п.

метапредметные навыки в начальной школе. Смотреть фото метапредметные навыки в начальной школе. Смотреть картинку метапредметные навыки в начальной школе. Картинка про метапредметные навыки в начальной школе. Фото метапредметные навыки в начальной школе

Переход школ на ФГОС НОО поставил перед нами новые цели, главной из которых является научить детей учиться. При этом мы должны:

1).Ориентироваться на результаты образования.

2). Четко следить за объектами итогового контроля и аттестации, являющимися не только предметными результатами , но и личностными и метапредметными результатами и умением учиться в целом.

метапредметные навыки в начальной школе. Смотреть фото метапредметные навыки в начальной школе. Смотреть картинку метапредметные навыки в начальной школе. Картинка про метапредметные навыки в начальной школе. Фото метапредметные навыки в начальной школе

Темой моего выступление являются «Формирование метопредметных компетенций учащихся начальной школы».

Метапредметные результаты (ФГОС) Предполагаемыми итогами освоения программ выступает формирование:

Оценка метапредметных результатов представлена в качестве проверки планируемых показателей.

Они представлены в разделах универсальных действий:

Метапредметные результаты – это не только универсальные приемы для осуществления действий. Они выступают и как способы регуляции поведения, включая планирование, коррекцию и контроль. Достижение метапредметных результатов становится возможным благодаря основным компонентам педагогического процесса. Речь обо всех дисциплинах, базисном плане.

Метапредметные результаты – это навыки, которые используют школьники при получении и усвоении знаний. Они применяют их и при решении проблем, возникающих в реальных условиях жизни.

1.Способность воспринимать и сохранять учебные задачи и цель, самостоятельно трансформировать практическую проблему в познавательную.

2. Навыки планирования своей работы, поиска способов ее выполнения. Эти способности развиваются в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации.

3.Умение контролировать и адекватно оценивать собственные действия, корректировать их осуществление с учетом характера совершенных ошибок. 4.Способность проявлять самостоятельность и инициативу в процессе усвоения материала.

5. Умение вести поиск информации, сбор и выделение существенных сведений из разных источников.

6. Способность использовать в работе знаковые и символические средства для моделирования изучаемых процессов и объектов, создания схем решения практических и познавательных задач.

7. Умение взаимодействовать со сверстниками и педагогом.

8. Способность проводить логические операции анализа, сравнения, классификации, обобщения по родовым критериям.

9.Умение нести ответственность за результаты действий.

метапредметные навыки в начальной школе. Смотреть фото метапредметные навыки в начальной школе. Смотреть картинку метапредметные навыки в начальной школе. Картинка про метапредметные навыки в начальной школе. Фото метапредметные навыки в начальной школе

Контроль В качестве основных методов выступают: тестирование, проектирование, наблюдение. Контроль может осуществляться в разных формах. Он может быть: 1. Фронтальным. 2. Индивидуальным. 3.Групповым. В виде письменного опроса. Персонифицированным и неперсонифицированным. В качестве инструментов выступают: Карта наблюдений. Задания УУД. Дневник (лист) самооценки. Тест. Карта мониторинга.

метапредметные навыки в начальной школе. Смотреть фото метапредметные навыки в начальной школе. Смотреть картинку метапредметные навыки в начальной школе. Картинка про метапредметные навыки в начальной школе. Фото метапредметные навыки в начальной школе

Три уровня компетенции

На первой ступени приобретаются регулятивные навыки:

Второй уровень предполагает получение познавательных способностей: Принимать и сохранять учебные цели.

Трансформировать практические задачи в познавательные.

Работать с информацией и ее источниками.

Проявлять самостоятельность и инициативу.

Использовать символические и знаковые средства.

метапредметные навыки в начальной школе. Смотреть фото метапредметные навыки в начальной школе. Смотреть картинку метапредметные навыки в начальной школе. Картинка про метапредметные навыки в начальной школе. Фото метапредметные навыки в начальной школе

На третьем уровне (коммуникативном) дети учатся:

Как видно, метапредметные результаты тесно связаны со всеми направлениями воспитательной и педагогической работы. В настоящее время они имеют ключевое значение для формирования необходимых навыков у школьников любого возраста. Метапредметы выражают идею рефлективности относительно дисциплин. Как правило, ребенок, изучая материал по химии, физике, истории, биологии и пр., запоминает ключевые определения и понятия. На метапредметных уроках он делает другое. Школьник не запоминает, а прослеживает происхождение этих основных терминов и определений. Фактически он снова открывает эту сферу знаний для себя. Перед школьником разворачивается весь процесс появления тех или иных событий, объектов. На практике он заново открывает то, что стало известно в далекое время, восстанавливает и определяет форму существования этого знания. Однако это только начальный уровень. Проделав работу с различным предметным материалов, школьник формирует осознанное отношение не к какому-то конкретному понятию, а к способу своей познавательной деятельности. Совершенствуя свои навыки, ребенок быстрее начинает ориентироваться в материале. Проявляя самостоятельность и инициативу, он ищет новые источники информации, собирает и обобщает найденные сведения, сравнивает их с полученными данными на уроках.

метапредметные навыки в начальной школе. Смотреть фото метапредметные навыки в начальной школе. Смотреть картинку метапредметные навыки в начальной школе. Картинка про метапредметные навыки в начальной школе. Фото метапредметные навыки в начальной школе

Работа по формированию метопредметных умений на базе МБОУСОШ Гурского с.п. в 1 классе

Основные этапы проделанной работы:

создание благоприятного эмоционально-психологического климата в классе

вовлечение младших школьников в совместное решение предметно-регулятивных, предметно-познавательных и предметно-коммуникативных задач

Разнообразие форм и методов работы на уроке, способствующих формированию метопредметных компетенции.

метапредметные навыки в начальной школе. Смотреть фото метапредметные навыки в начальной школе. Смотреть картинку метапредметные навыки в начальной школе. Картинка про метапредметные навыки в начальной школе. Фото метапредметные навыки в начальной школе

Формирование метапредметных компетенций через проектную деятельность

Считаю что, если её применять спланировано и постоянно, то будут созданы условия для:

формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;

повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;

речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;

развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;

изменения роли учителя в образовательной среде;

более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.

метапредметные навыки в начальной школе. Смотреть фото метапредметные навыки в начальной школе. Смотреть картинку метапредметные навыки в начальной школе. Картинка про метапредметные навыки в начальной школе. Фото метапредметные навыки в начальной школе

Вариант обучения в сотрудничестве 1. – в малых группах. «Обучение в команде» Преимуществом группового обучения является возможность осуществлять разноуровневый подход. Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве.

метапредметные навыки в начальной школе. Смотреть фото метапредметные навыки в начальной школе. Смотреть картинку метапредметные навыки в начальной школе. Картинка про метапредметные навыки в начальной школе. Фото метапредметные навыки в начальной школе

Практика показала, что предпочтительно формировать группы по четыре человека. Такое деление позволяет организовать наиболее эффективную работу в парах внутри одной группы: каждый из участников группы может последовательно работать в трех разных парах (принцип социального взаимодействия).

метапредметные навыки в начальной школе. Смотреть фото метапредметные навыки в начальной школе. Смотреть картинку метапредметные навыки в начальной школе. Картинка про метапредметные навыки в начальной школе. Фото метапредметные навыки в начальной школе

Другой вариант сотрудничества :работа в парах.

метапредметные навыки в начальной школе. Смотреть фото метапредметные навыки в начальной школе. Смотреть картинку метапредметные навыки в начальной школе. Картинка про метапредметные навыки в начальной школе. Фото метапредметные навыки в начальной школе

метапредметные навыки в начальной школе. Смотреть фото метапредметные навыки в начальной школе. Смотреть картинку метапредметные навыки в начальной школе. Картинка про метапредметные навыки в начальной школе. Фото метапредметные навыки в начальной школе

Проектная деятельность на уроках

метапредметные навыки в начальной школе. Смотреть фото метапредметные навыки в начальной школе. Смотреть картинку метапредметные навыки в начальной школе. Картинка про метапредметные навыки в начальной школе. Фото метапредметные навыки в начальной школе метапредметные навыки в начальной школе. Смотреть фото метапредметные навыки в начальной школе. Смотреть картинку метапредметные навыки в начальной школе. Картинка про метапредметные навыки в начальной школе. Фото метапредметные навыки в начальной школе

Источник

Статья Формирование метапредметных результатов в начальной школе –повышения качества образования

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Формирование метапредметных результатов в начальной школе –повышения качества образования

(из опыта работы учителя начальных начальных классов ГБОУ СОШ № 518 Пыркиной Юлии Васильевны)

Почему сегодня уделяется такое большое значение формированию метапредметных результатов? Что изменится, если у наших выпускников будет не только высокий уровень знаний, но и высокий уровень сформированности метапредметных результатов? Как практически совместить формирование предметных результатов и формирование метапредметных результатов за то же время, с той же программой?

Работая в начальной школе, приходится сталкиваться с рядом проблем, прежде всего, снижением мотивации учащихся к изучению предметов, что наиболее проявляется при переходе учащихся начальной школы на среднюю ступень обучения. Одной из причин снижения мотивации служит неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, выделением главного, систематизацией и представлением информации. Отсюда непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам, для чего это необходимо. В результате возникает состояние психологического дискомфорта и желание отгородиться от факторов, его вызывающих. Как результат – невыполнение заданий, снижение качества знаний по предмету.

Сталкиваюсь с ситуацией, когда учащиеся знают, но сформулировать четкий ответ не могут, испытывают трудности при самостоятельной постановке целей, учебных задач, а главное – в анализе результатов своей деятельности, что получилось, что нет, почему не получилось, что необходимо сделать, чтобы в следующий раз избежать неудач. Таким образом, для повышения качества знаний по предметам необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями (УУД), необходимо показать возможное применение полученных знаний и умений в изучении других предметов, в каких-либо жизненных ситуациях.

Особенности метапредметного занятия

1. Это интегрированное занятие.

2. Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью им передачи способов работы со знанием.

3. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.

4. Системная работа со способом: если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель даёт ему решение задачи этого же типа, но из химии или физики.

5. Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.

Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться – совокупности способов действий, обеспечивающих способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Формирование м етапредметных компетентностей происходит при использовании в образовательном процессе определённых технологий обучения: развивающего мышления; развитие критического мышления через письмо и чтение;

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:
решение задач творческого и поискового характера;
— учебное проектирование;
— итоговые проверочные работы;
— комплексные работы на межпредметной основе;
— мониторинг сформированности основных учебных умений.

Методы оценочной деятельности: наблюдение, тестирование, практические работы, рисунки.

Методы контроля: наблюдение, проектирование,тестирование.

Инструментарий контроля: лист самооценки, задания, отражающие формирование УУД, карта наблюдений, тест, мониторинг.

Для формирования регулятивных УУД подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например с выводом в рамке. В учебниках математики с 1 класса даются задания, нацеленные на оценку, прикидку и прогнозирование результата вычислений; задания, обучающие пошаговому и итоговому контролю за результатами вычислений, планированию решения задачи и прогнозировать результат, задания, содержащие элементы исследовательской деятельности (наблюдение над свойствами чисел, операций арифметических действий, зависимостей между величинами).

Структура изложения содержания учебного материала в учебниках (парная и коллективная деятельность, «интеллектуальный марафон», «дифференцированные задания», «творческие задания», «информационный поиск», тренинговые и проверочные задания) позволяет строить урок с учетом индивидуальной траектории развития каждого ребенка и организовывать учебную деятельность так, что дети получают возможность учиться:

— принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие в соответствии с ней;

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

— различать способ и результат действия;

— оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы.

Формированию регулятивных универсальных учебных действий служит и система заданий. Уже при обучении по «Букварю» даются задания на самопроверку результата, оценку результата, коррекцию (Найди и исправь ошибку), взаимоконтроль;

ü поиск информации в предложенных источниках;

ü задания, обучающие пошаговому и итоговому контролю за результатами вычислений;

ü контрольный опрос на определенную проблему;

ü Проектная деятельность.

Для формирования коммуникативных УУД предлагаются задания:

составь задание партнеру;

ü представь себя в роли учителя и составь задание для класса;

ü составь рассказ от имени героя;

ü составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.);

ü отзыв на работу товарища;

ü диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

ü «подготовь рассказ. »;

Содержание учебников УМК «Гармония» нацелено на формирование познавательных универсальных учебных действий.

Благодаря широкому включению в учебники разнообразного дополнительного материала (развороты истории и конкурсные задачи по математике, картинная галерея в литературном чтении, исторические справки о происхождении слов русского языка, опыты и элементы исследования в окружающем мире) развиваются познавательные интересы, любознательность.

Типовые задания на информационный поиск способствуют формированию умений находить нужную информацию в библиотеке и в Интернете, пользоваться словарями и справочниками.

Сквозные линии заданий по гуманитарным предметам нацелены на формирование навыков смыслового чтения, умений грамотно излагать высказывания в устной речи и записывать основные положения своего сообщения.

Сквозные линии заданий по математике направлены на системное обучение моделированию условий текстовых задач и усвоение общих способов решения задач; установление аналогий и обобщенных способов действий при организации вычислений, решении текстовых задач, нахождении неизвестных компонентов арифметических действий, а также на формирование умения выполнять вычисления и решать задачи разными способами и выбирать наиболее эффективный способ вычислений.

Задания по математике, русскому языку, окружающему миру способствуют формированию способностей к выделению существенных и несущественных признаков объектов, сравнению объектов, их классификации.

Для формирования познавательных УУД подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание:

ü составление схем-опор;

ü работа с разного вида таблицами;

ü составление и распознавание диаграмм;

ü работа со словарями.

Мониторинг сформированности метапредметных универсальных учебных действий позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса.
Итоговая работа по теме «Оценка метапредметных результатов начального общего образования средствами комплексной работы»
В связи с этим к итоговым работам по математике и русскому языку добавляется комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Её целью является оценка достижений планируемых результатов по двум междисциплинарным программам – «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий», т. е. оценка способностей выпускников начальной школы работать с информацией, представленной в различном виде (в виде литературных и научно-познавательных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и др.), и решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе.

Цель предлагаемой контрольной работы – оценка уровня подготовки выпускника начальной школы по литературному чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. Особое внимание уделяется экспертизе умения обучающихся работать с незнакомым текстом.

Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (математика, русский язык, окружающий мир, технология, физическая культура и др.)

Моделирование (перевод устной речи в письменную)

Смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Широкий спектр источников информации

Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.

Неподдельный интерес к этим урокам стимулирует у детей развитие волевых качеств, мыслительных операций анализа и синтеза, побуждает детей к творческому самовыражению.

Важнейшей уроков является связь с другими предметами, такими как

математика, окружающий мир, история, литература. Практически на каждом уроке детям приходится работать со схемой, чертежом, геометрическими фигурами. Дети применяют на практике знания, полученные на уроке математики. Так, в 1 – 2 классах ребята узнают о геометрических фигурах, их свойствах. А на уроке технологии применяют эти знания, выполняя геометрическую мозаику. Во 2м классе дети знакомятся с игрой «Пифагор», где нужно самостоятельно разметить квадрат и выполнить из его частей плоскостное моделирование. Выявляя свойства получившихся геометрических фигур (равные стороны, прямые углы), необходимо

правильно сложить фигурку, что не так уж легко.

Во 2 классе особое место занимает тема «Симметричное вырезание». Учащиеся узнают, что такое ось симметрии, что может быть несколько осей симметрии в одной фигуре, учатся правильно складывать бумагу. Далее эти знания применяются при составлении орнамента. Кроме того, необходимы вычислительные навыки, чтобы правильно выполнить расчеты, сравнить периметр фигур и их площадь. Таким образом, прослеживается тесная связь с уроком математики.

При анализе образца большое внимание уделяется используемым материалам, их происхождению (например, истории возникновения бумаги), происхождению необходимых для работы предметов (ножниц, наперстка). Мы обращаемся к истории возникновения матрешки, глиняной игрушки, мозаики. То есть технология тесно переплетается с историей.

Знания ребенка о растительном и животном мире помогают при изготовлении цветков, фигурок животных и т. д. С большим интересом дети слушают легенды, посвященные разным цветкам, сами приносят на уроки интересные материалы о растениях и животных.

Уроки технологии способствуют обогащению словарного запаса ребенка, т. к. ему приходится запоминать новые слова (коллаж, мозаика, макраме, барельеф, горельеф, орнамент. ).

Большой интерес вызывают уроки, на которых происходит знакомство с разными профессиями. Тема «Веселый парикмахер» помогла не только выявить особенности этой профессии и запомнить слова, которыми пользуется парикмахер (стрижка, завивка, окраска, мелирование, укладка), узнать сведения из истории модных причесок, но и самим

попробовать сделать «прическу», а главное — понять, что это нелегкий труд.

Часто дети стремятся помочь друг другу, показывают, как легче выполнить задание, ищут разные способы выполнения. Следовательно, под влиянием мотивации достижения успехов у детей в процессе работы формируются и совершенствуются такие личностные качества как самостоятельность и трудолюбие, которые оказывают своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, самоконтроля, адекватной самооценки, влияющих на статусное положение ребенка в группе сверстников.

Приятно услышать в конце урока: «Я сделал сам! У меня получилось!» Видеть, как горят глаза детей, как появляется желание сделать дома подобную работу и подарить ее близким людям, как пробуждается в сердцах малышей фантазия и дух творчества.

На столах лежит ф рагмент урока технологии во 2- ом классе, где прописаны метапредметные ууд

Тема: Симметричное вырезание.

Участие учащихся начальной школы в метапредметных кружках: Умники и умницы, Юный исследователь, В мире животных, Крохотки, Информатика в играх и задачах и т.д.

Достижение метапредметных результатов фиксируется в форме таблицы.

Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том,

что он позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *