методическая тема учителя истории и обществознания по фгос

Методическая тема учителя истории и обществознания по фгос

Фамилия, имя, отчество

«Исследовательская деятельность по истории и обществознанию как составляющая часть формирования нового типа мышления».

«Профессиональная компетентность педагога в области научно-исследовательской работы с детьми».

«Развитие исторического мышления как условие формирования устойчивого развития учащихся».

«Новые технологии обучения как способ повышения качества знаний».

«Развитие личности ученика и учителя в контексте введения ФГОС нового поколения».

2017-2018 учебный год

Тема выступленияФИО
Методика подбора и использование на уроках истории видеоматериалов (художественные и документальные)Гриднева Е.В.
Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознанияРедина Л.А.
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания Гусакова Е.Н.


Тема выступления ФИО
Использование ресурсов краеведения как эффективного метода в формировании гражданской идентичности школьникаМеньших Т.Т.
Развитие умений учащихсяГриднева Е.В
Роль предметов (истории и обществознания) гуманитарного цикла в становлении личности учащихсяЗахарова Н.А.
«Подготовка учащихся к предметным олимпиадам» (из опыта работы)Гусакова Е.Н.
Историческое сочинение в 11 классеРедина Л.А.
Работа с документами на уроках историиЗахарова Н.А.

Отчет за 1 полугодие МО учителей истории и обществознания

Отчет за 2 полугодие МО учителей истории и обществознания

Источник

План по самообразованию учителя истории и обществознания.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 г.Лениногорска» муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

учителя истории и обществознания

Алиевой Земфиры Меметовны

Ф.И.О. учителя: Алиева Земфира Меметовна

Дата рождения: 29.01.1973

Образование: Высшее. Башкирский государственный педагогический институт, 1997 год

Квалификация по диплому «Учитель истории»

Специализация (по диплому):
«Учитель истории»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 г.Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

Занимаемая должность: Учитель истории и обществознания

Дата назначения на должность: 21.08.1997г.

Общий стаж трудовой деятельности : 24 года. Педагогический стаж: 24 года

Первая квалификационная категория по должности «учитель» Год присвоения:, 2013 г.

Курсы повышения квалификации: Краткосрочное обучение в Приволжском межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по проблеме: «Технологии проведения современного урока истории и обществознания в условиях реализации ФГОС», 108 часов, регистрационный номер УПК–20-023569/2016.

Единая методическая тема общеобразовательного учреждения

« Повышение качества образования и профессиональной педагогической компетентности современного учителя как устойчивый ресурс развития школы»»

Единая методическая тема методического объединения учителей гуманитарного цикла

Индивидуальная методическая тема:

« Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления”.

Цель: повышение учебно-воспитательной мотивации обучающихся.

развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни, а значит и развитие УУД.

1.Создание условий, способствующих свободному самостоятельному мышлению учащихся, использование в учебной деятельности форм и методов работы, формирующих критическое мышление.

2. Формирование и развитие социально-критического мышления как когнитивной составляющей социальной компетентности, обеспечивающей конструирование и понимание индивидом социальной реальности как пространства собственной жизни

3.Развитие умений осмысления информации из разных источников, решение практических задач, формирование собственных оценочных суждений для формирования позитивного опыта применения полученных знаний

4.Создание условий для проявления исследовательских способностей учащихся на уроках истории и обществознания, формирования способностей учащихся к саморазвитию, к поисковой деятельности.

Основные термины и понятия по методической теме: Критическое мышление — это способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Повышение уровня мотивации и уровня познавательной активности на уроках истории и обществознания.

Повышение успеваемости и уровня обученности обучающихся по предметам история и обществознания.

Повышение уровня сформированности ключевых компетентностей.

Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.

Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими

Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.

Развитие умения анализировать полученную информацию.

Участие в педсоветах, семинарах, вебинарах, в работе школьного и городского методического объединения учителей истории и обществознание, участие в профессиональных конкурсах, конференциях.

— посещение уроков коллег;

— участие в педагогических советах школы;

— изучение научно – методической и учебной литературы.

— участие в работе методического объединения школы, города

— Практика (мастер-классы, участие в семинарах, тренингах)

– участие в педагогических советах школы;

— участие в работе методического объединения школы, города

— курсовая подготовка на КПК;

— изучение научно – методической и учебной литературы;

— обмен мнениями с коллегами по вопросам самообразования.

План самообразования разработан на 2018-2023 г. г. и включает следующие этапы.

-Постановка методической темы

-Определение целей и задач работы над темой

-Сбор и изучение научно-методического материала

Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет- ресурсы

-Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов.

-Изучение нормативно-правовой базы введения ФГООС ООО

-Совершенствование своих знаний в области классической и современной психологии и педагогики,

-Повышение интеллектуальных знаний в области изучения исторических публикаций, знакомство с новыми подходами и версиями в системе исторической науки и гуманитарной сфере

— Повышение квалификации и профессиональная подготовка

Участие в работе и выступления на заседаниях ГМО, ШМО.

Обсуждение с коллегами

Самоанализ профессиональной деятельности.

Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме.

Разработка и корректировка учебно-методического сопровождения по предметам история, обществознание

Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности

Участие в работе семинаров муниципального, регионального уровней

Выступление на методическом объединение города и района, педсовете

Самоанализ профессиональной деятельности.

Формирование методического комплекса.

Участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах, вебинарах

-Подготовка выступлений по теме «Деятельностный компонент педагогического процесса»

Работа на собственном сайте.

Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом .

-Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов и корректировка работы

Работа с одаренными учащимися для подготовки их участия в конкурсах, олимпиадах конференциях

Проведение мероприятий в урочной и внеурочной деятельности с использованием современных технологий.

Публикация авторских материалов в средствах массовой информации, образовательном пространстве интернет ресурсов.

Краеведческая и поисковая работа.

Участие в работе семинаров муниципального, регионального, республиканского уровней.

Выступление на методических объединениях (ШМО, ГМО) педсовете, методсовете. Самоанализ профессиональной деятельности.

Оформление результатов работы – творческий отчет на педагогическом совете.

Распространение опыта своей работы.

Выступление на семинарах муниципального, регионального уровней.

Выпуск брошюры теме

« Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления”.

Источник

Тема по самообразованию «Особенности преподавания истории и обществознания в условиях ФГОС».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Особенности преподавания истории и обществознания в условиях ФГОС».

Принятие новых образовательных стандартов и начало их внедрения в основную школу заставляет пересмотреть давно сложившиеся стереотипы педагогической деятельности и позволяет учителям по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Кроме того, актуальной является ориентация на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий), обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования. Речь идёт о разнообразии организационных форм и учёте индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов школьников.

Урок является основной формой организации учебного занятия

1. Особенности современного урока истории (обществознания) в условиях введения ФГОС

Урок истории (обществознания) в условиях введения ФГОС чаще всего организуется в виде индивидуальных и групповых форм работы. Постепенно преодолевается авторитарны стиль общения между учителем и учеником.

Выявляются следующие требования к современному уроку:

хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

вывод делают сами учащиеся;

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

времясбережение и здоровьесбережение;

в центре внимания урока- дети;

учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

умение демонстрировать методическое искусство учителя;

планирование обратной связи;

урок должен быть добрым.

В целом, требования к современному уроку истории выглядят так:

Дидактические требования: четкое определение целей и задач; учет принципов и правил обучения; оптимизация с учетом социальных и личностных потребностей; опора на достигнутый уровень; установление межпредметных связей; сочетание видов, форм и методов обучения; сочетание коллективной и индивидуальной деятельности учащихся; тщательная диагностика, прогнозирование и планирование каждого урока.

Воспитательные требования к уроку: постановка и реализация воспитательных целей на основании воспитательных возможностей учебного материала; формирование жизненно необходимых качеств: внимательности, честности, коллективизма, самостоятельности, усидчивости, ответственности и т.д.; воспитание на основе общечеловеческих ценностей; внимание к личности ученика.

Развивающие требования к уроку: формирование и развитие положительных мотивов, интереса, творческой инициативы и активности учащихся; занятия на опережающем уровне, проектирования «зоны ближайшего развития», стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии эмоциональном, физическом, социальном; оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен в личностном развитии учащихся.

Уроки истории должны учить школьников не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению «самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений», находить причинно – следственные связи между историческими явлениями, определять существенное в историческом процессе от второстепенного. Необходимо «воспитать историзм – умение понимать и оценивать события прошлого в их взаимосвязях, для каждого отдельного исторического момента, осознать постоянную изменчивость мира и общества в их целостности, процесс возникновения, развития и исчезновения общественных явлений».

Одной из особенностей урока истории (обществознания) по ФГОС, является использование компьютерной техники и информационных технологий, что повышает эффективность процесса обучения благодаря его интерфиксации, индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках, позволяет во многом реализовать Новые Информационные Технологии (НИТ). Одним словом, они позволяют оперировать большим объемом информации и работает с большим быстродействием, тем самым, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и конечно усилия мотивации учащихся к учебной деятельности. Безусловно, эта возможность может и должна реализовываться как одна из форм работы.

Одним из таких инструментов является программа MS Power Point. В данной программе учителем и учениками составляется презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории (обществознания), а также во внеклассной работе. Эта методика подразумевает использование мультимедийного проектора.

В настоящее время считается наиболее удобным использование на уроках истории и обществознания мультимедийных технологий в форме презентации.

В данном случае на уроке компьютер заменяет всю совокупность средств обучения, выполняя несколько ролей:

наглядность на доске (тема урока, план, домашнее задание и т.п.);

наглядность (фотодокументы, карты, репродукции картин и т.п.);

таблицы и схемы (хронологические таблицы и т.п.);

рабочая тетрадь или индивидуальная карточка для самостоятельной работы;

проектная деятельность учащихся

Очень важно организовать урок так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал, видел плоды своего труда и мог их оценить. Особенность такого урока заключается в том, что с использованием ИКТ учащиеся не только получают информацию в «чистом виде» от учителя, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности. Формирование ИТК – компетентности не просто требование времени, а необходимость для любого человека, живущего в условиях информационного общества.

2. Сравнение традиционного урока (ГОС 2004 г.) истории (обществознания) и современного урока (ФГОС) истории (обществознания)

Основной формой обучения в школе сегодня еще остается традиционный урок. Учителю требуется время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому. Как известно, самый распространенный тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а так же раскроем суть изменений, связанных с введением ФГОС.

Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа, теперь становится деятелем. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения.

Как проходил традиционный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию истории (обществознания) продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

3. Деятельность учащихся на каждом этапе уроке по ФГОС

Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим универсальные учебные действия (УУД):

В таблице представлены универсальные учебные действия (УУД) в обобщенной форме. Но она помогает учителю при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.

4. Основные типы уроков

Урок изучения нового- традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок закрепление знаний – практикум экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок комплексного применения знаний – практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний – это сминар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Урок контроля, оценки, коррекции знаний – контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. – имеет целью определить уровень знаниями, умениями и навыками.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в котором дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д. частично запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

специфика преподавания истории (обществознания).

Основная цель преподавания истории в школе – развитие личности ученика на основе знаний прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Развитие же личности предполагает, прежде всего, формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое, настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников. Урок истории должен ставить ученика перед проблемами нравственного выбора, честно показывать сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий. Важная цель уроков истории – способствовать социализации вступающего в жизнь человека, то есть самоопределению его как личности, пониманию его как личности, пониманию им своего места в обществе, своих исторических корней. Главное требование к современному уроку истории в нашей стране – воспитать гражданина России, активного, способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и человеческой цивилизации, патриота родной культуры. Подлинный патриотизм не мыслим без знакомства с историей разных народов, их культурой, понимания постоянного характера взаимодействия и взаимообогащения разных культур их тесной связи друг с другом. Ученик должен понимать, что его народ – часть мировой цивилизации. Исходя из концепции исторического образования в реформируемой школе на первое место ставится гуманизация истории. И это еще одно требование к уроку истории. Преподавание этого предмета в школе должно способствовать формированию ценностных ориентаций ученика, решению им морально-нравственных проблем, ориентации прежде всего на общечеловеческие ценности, воспитание гуманизма. Предметом истории как науки является человек в бесконечной смене поколений, поэтому гуманизация истории означает ее очеловечивание. Познание исторических закономерностей, решение исторических проблем, понимание смысла истории должно идти не путем отвлеченных абстракций, а от человека и через человека. Гуманизация урока истории означает также повышение внимания к историческим личностям. Социально- психологические портреты, политические и интеллектуальные биографии должны стать важными элементами современного урока истории.

Гуманизм истории как наука в значительной степени определяется тем, что она способна формировать представления о непреходящем значении общечеловеческих ценностей.

Гуманизация истории – это обращение ее к личности ученика, удовлетворение его познавательных, нравственных мировоззренческих запросов. Требуется, чтобы урок истории был интересным, художественным и эмоциональным, он должен учить думать и сопереживать. В этом и заключается особенность урока истории по ФГОС.

Особенность урока обществознания по ФГОС состоит в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте, повышению уровне ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин, формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

овладению учащимися умению получать из разнообразных источников и критически анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *