методические пособия по истории ссср

Школьные учебники СССР

Методики Буквари Арифметика Алгебра Геометрия Математика Русский язык Литература География История Физика Астрономия Химия Ботаника Биология Логика Иностранный язык Уроки труда Рисование и черчение Музыка и пение Физкультура Педагогика Начальная военная подготовка ВУЗ

ПОИСК ПО САЙТУ (верхние результаты могут быть сторонние, гугловская реклама). Если отключены скрипты, форма поиска работать не будет.

Для простого поиска на странице Ctrl+F добавлен общий список: sheba.spb.ru/shkola.htm

Программа для чтения DjVu (Windows): windjview.sourceforge.io/ru

Можно также использовать универсальную программу DjVu-PDF, портабельная версия которой не требует установки:
www.sumatrapdfreader.org/download-free-pdf-viewer.html

Программа DjVu для iOS — DjVu Reader; ищите в App Store или берите тут: djvureader-new.ru/for-ios.html.

+ Полезные ссылки. «Живые» переизданные сталинские учебники (магазины):
stalins-bukvar.ru (Фронтов)
rassvetbooks.com (Василишин)

методические пособия по истории ссср. Смотреть фото методические пособия по истории ссср. Смотреть картинку методические пособия по истории ссср. Картинка про методические пособия по истории ссср. Фото методические пособия по истории ссср

МЕТОДИКИ

ПРАВИЛА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ (1958 г.)

Каждый учащийся обязан:
1. Упорно и настойчиво овладевать знаниями для того, чтобы стать образованным и культурным гражданином и принести как можно больше пользы Советской Родине.
2. Прилежно учиться, аккуратно посещать уроки, не опаздывать к началу занятий в школе.
3. Беспрекословно подчиняться распоряжениям директора школы и учителей.
4. Приходить в школу со всеми необходимыми учебниками и письменными принадлежностями. До прихода учителя приготовить всё необходимое для урока.
5. Являться в школу чистым, причёсанным и опрятно одетым.
6. Содержать в чистоте и порядке своё места в классе.
7. Немедленно после звонка входить в класс и занимать своё место. Входить в класс и выходить из класса во время урока только с разрешения учителя.
8. Во время урока сидеть прямо, не облокачиваясь и не разваливаясь, внимательно слушать объяснения учителя и ответы учащихся, не разговаривать и не заниматься посторонними делами,
9. При входе в класс учителя, директора школы и при выходе их из класса приветствовать их, вставая.
10. При ответе учителю вставать, держаться прямо, садиться на место только с разрешения учителя. При желании ответить или задать учителю вопрос поднимать руку.
11. Точно записывать в дневник или особую тетрадь то, что задано учителем к следующему уроку, и показывать эту запись родителям. Все домашние уроки выполнять самому.
12. Быть почтительным с директором школы и учителями. При встрече на улице с учителями и директором школы приветствовать их вежливым поклоном, при этом мальчикам снимать головные уборы.
13. Быть вежливым со старшими, вести себя скромно и прилично в школе, на улице и в общественных местах.
14. Не употреблять бранных и грубых выражений, не курить. Не играть в игры на деньги и вещи.
15. Беречь школьное имущество. Бережно относиться к своим вещам и к вещам товарищей.
16. Быть внимательным и предупредительным, к старикам, маленьким детям, слабым, больным, уступать им дорогу, место, оказывать всяческую помощь.
17. Слушаться родителей, помогать им, заботиться о маленьких братьях и сёстрах.
18. Поддерживать чистоту в комнатах, в порядке содержать свою одежду, обувь, постель.
19. Иметь при себе табель успеваемости и поведения, бережно его хранить и предъявлять по требованию директора и учителей школы.
20. Дорожить честью своей школы и своего класса, как своей собственной.
За нарушение правил учащийся подлежит наказанию вплоть до исключения из школы.

Источник

Вперед в прошлое: как российских детей учат по «сталинским» учебникам

методические пособия по истории ссср. Смотреть фото методические пособия по истории ссср. Смотреть картинку методические пособия по истории ссср. Картинка про методические пособия по истории ссср. Фото методические пособия по истории ссср

Курсы по изучению грамоты 1940-50 годов, онлайн-магазины, торгующие переизданными букварями 70-летней давности, семейные классы, где по таким учебникам преподают, — тысячи родителей в России убеждены, что советская педагогика лучше современной. В особенностях «нового старого» образования разбиралось РИА Новости.

Пока в большинстве семей привыкали к школьным урокам по скайпу, некоторые энтузиасты искали ответы в прошлом. В последнее время в России появились активисты и группы родителей, организующие занятия по старым советским учебникам. Особенно популярны издания послевоенных лет.

Основной аргумент: раньше было лучше. Впрочем, есть и конкретные претензии к современному образованию.

Упор на фонетику в первом классе мешает ребенку стать грамотным, уверяет в разговоре с РИА Новости администратор тематической группы «ВКонтакте» жительница Иркутска Наталья Шульга. В математике ее раздражает примитивность программы.

«Застопоривание на счете: на составе числа, на понятиях «больше», «меньше», на квадратах и кружочках. Сейчас сын проходит этот примитив в детском саду. Учитывая, что двухлетняя дочь у меня уже решает часть этих заданий, становится страшно. Сын просто теряет время на элементарное», — говорит она.

Шульга считает, что заниматься с современным детьми стоит только по советским пособиям.

«Мои знания — это образование 1990-2000-х, — рассуждает она. — Я в курсе всех его минусов и не хочу детям такой беды. Чтобы понять, что советская программа самая лучшая, достаточно прочитать учебники. Если кто-то знает более эффективную программу, пусть покажет — сравним».

Буквари от «партизан»

В еще одной группе —»Сталинский букварь: партизанское движение в области образования» — почти 43 тысячи подписчиков. Это крупнейший в соцсетях источник практической информации для родителей, недовольных нынешним подходом к обучению. Участники паблика хотят возродить традиции советской педагогики.

По мнению организаторов группы, современные пособия полны «нелепых ошибок, противоречий, нестыковок». В них якобы хромает «логика, структура и последовательность».

«Обычное дело сегодня — невнимательность, безграмотность, апатия и безынициативность школьников. Ребенок погряз в социальных сетях, ему ничего не интересно, он не хочет учиться, не стремится познавать новое», — считает основатель группы Дмитрий Фронтов.

В 2017 году Фронтов решил переиздать сталинский «Букварь» А. И. Воскресенской 1952 года. На краудфандинговой платформе собрал 420 тысяч рублей — в два с половиной раза больше, чем предполагал.

Сегодня у «Сталинского букваря» есть собственный онлайн-магазин, где можно купить перевыпущенные учебники для школьников первых — четвертых классов по русскому языку, арифметике, естествознанию, истории и другим предметам.

В группе можно скачать электронные копии этих пособий и методические материалы. Например, энтузиасты настаивают на возрождении чистописания перьевыми ручками: дают указания, какими чернилами и перьями лучше пользоваться.

«Ручка считается более подходящей при длине 15 сантиметров, толщине восемь миллиметров и по форме круглая. Слишком толстая ручка затрудняет учащихся, когда им нужно делать нажимы при письме букв. Ручка должна быть деревянной. Ручка с металлическим наконечником при влажных пальцах скользит и требует затраты лишних усилий при письме», — перечисляет «Сталинский букварь».

Проект Фронтова — далеко не единственный. В группе «Методический кабинет Марии Рутскаускас» больше 21 тысячи подписчиков. Сама Рутскаускас представляется профессиональным педагогом и обещает дать правильную методику работы по старым учебникам. Эпоху правления Сталина называет лучшим периодом в советском образовании — благодаря вкладу А. И. Воскресенской, Н. А. Костина, Н. С. Попова и других.

Учебники того времени переиздает и «Родительское Всероссийское сопротивление». В отличие от букварей Фронтова, в них вносят правки: корректируют устаревшие тексты, добавляют современные иллюстрации.

По этим книгам уже полноценно занимаются. К примеру, в Москве работает группа «Данко» для первоклассников во главе с педагогом Анной Кульчицкой.

В группу набирают детей, получающих семейное образование: это разрешенная законом практика. Знания проверяют раз в четверть или в год в учебном заведении, к которому прикреплен ребенок.

Уроки в семейном классе продолжаются с восьми утра до шести вечера. Даже зимние каникулы здесь, в отличие от обычных школ, в этом году не продлевались.

Количество подобных «альтернативных классов» в России подсчитать сложно. Это даже не частные школы, а добровольные объединения родителей, нанимающих учителя и арендующих помещение.

В Иркутске уже есть один семейный класс, работающий по советским пособиям. Вскоре может появиться и второй — его хочет организовать Наталья Шульга. Сейчас она ищет преподавателя и место для занятий.

«Я знаю, что такое учить детей. Знаю, что гореть любовью к профессии можно в разном возрасте. В России есть прекрасные педагоги, их много. Самое главное в учителе — желание осваивать новое и менять образование. А советская методика для многих — как новая», — объясняет Шульга.

«Не надо фетишизировать учебник»

Директор петербургского Президентского физико-математического лицея № 239, заслуженный учитель России Максим Пратусевич отмечает, что сам пользуется «замечательными советскими и даже дореволюционными учебниками».

При этом он предостерегает от чрезмерного увлечения пособиями прошлых эпох.

«Современная биология развивается очень серьезно. В этом плане советские учебники устарели достаточно сильно. География тоже меняется из-за событий в мире. Поэтому старые книги важно использовать с пониманием», — подчеркивает педагог.

К обучению в семейных классах он относится скептически.

«Чудес не бывает. Это трудозатратное дело. Чтобы вышло хорошо, надо вложиться хотя бы с точки зрения привлечения специалистов», — считает Пратусевич.

Доцент МПГУ и заслуженный учитель России Александр Снегуров уверен: главное — эрудированность и компетентность преподавателя.

«Можно вести урок и с опорой на советские издания, но дополняя достижениями современной науки через рассказ педагога», — отмечает он. — Учебник — лишь один из инструментов, его надо использовать, а не фетишизировать. Если ребенок не заинтересован, он его просто откинет. А если вовлечен в процесс, прочитает еще на каникулах».

Еще год назад на семейном обучении находилось меньше десяти тысяч детей по всей стране. Часть занималась по советским учебникам. Сегодня эксперты прогнозируют неизбежный рост интереса к домашней форме получения знаний. Параллельно с этим может увеличиться и число «советских» классов.

За учебники по математике от Монро, я бы три года расстрела ставил. В них и не умение чётко поставить вопрос и допущение двояких толкований. Авторам самим сначало научиться бы учебники писать, а не детский мозг калечить. Зато есть замечательный Петерсон, которого во многих школах не хотят признавать.

Одно могу сказать точно, по учебникам, которые были в 80-90х годах можно было учиться самому, они более-менее просты и понятны, о современных такого сказать не могу.

с истоков проект «Сталинский букварь» наблюдаю. недавно книгу заказал

«тысячи родителей в России убеждены, что советская педагогика лучше современной.»

месье намекает что все остальные убеждены в обратном?

методические пособия по истории ссср. Смотреть фото методические пособия по истории ссср. Смотреть картинку методические пособия по истории ссср. Картинка про методические пособия по истории ссср. Фото методические пособия по истории ссср

Ниже сборник интересных фото страниц из учебников.

В особенностях «нового старого» образования разбиралось РИА Новости.

методические пособия по истории ссср. Смотреть фото методические пособия по истории ссср. Смотреть картинку методические пособия по истории ссср. Картинка про методические пособия по истории ссср. Фото методические пособия по истории ссср

методические пособия по истории ссср. Смотреть фото методические пособия по истории ссср. Смотреть картинку методические пособия по истории ссср. Картинка про методические пособия по истории ссср. Фото методические пособия по истории ссср

методические пособия по истории ссср. Смотреть фото методические пособия по истории ссср. Смотреть картинку методические пособия по истории ссср. Картинка про методические пособия по истории ссср. Фото методические пособия по истории ссср

Как создавался первый учебник истории в СССР

После битвы при Садовой, кардинально повлиявшей на исход Австро-прусской войны 1866 года, профессор географии из Лейпцига Оскар Пешель изрек фразу, которой было суждено стать крылатой:
«Когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем». (считают что это сказал Бисмарк)

В конце октября 1931 года Сталин отправляет в редакцию журнала «Пролетарская Революция» (письмо) статью «О некоторых вопросах истории большевизма». Из данной статьи можно сделать вывод, что руководство ВКП(б) понимает, что революция становится историей и необходимо разъяснять некоторые аспекты.

Необходимо отметить, что в это время в средней школе СССР отсутствовал курс истории, а в университетах страны не было исторических факультетов.

5 марта 1934 года по инициативе Сталина Политбюро ЦК ВКП(б) рассматривает вопрос о постановке преподавания гражданской истории в школах. Разработку конкретных предложений Политбюро поручает наркому просвещения РСФСР Андрею Сергеевичу Бубнову, которого Сталин хорошо знал лично.

14 марта 1934 года нарком направляет на имя генсека проект соответствующего постановления, в котором предлагается, начиная с будущего 1934/35 учебного года, «ввести в качестве самостоятельных курсов курсы всеобщей истории и истории России и СССР». На изучение всеобщей истории предусматривается существенное увеличение числа учебных часов за счет соответствующего (на 180 часов!) уменьшения числа уроков обществоведения и труда.

К составлению материалов для чтения по истории наркому он предлагает привлечь писателей Юрия Тынянова, Алексея Толстого, Константина Паустовского.

Ознакомившись с предложениями Бубнова, Политбюро четырежды (20 марта, 29 марта, 15 апреля и 15 мая 1934 г. анализирует сложившуюся ситуацию и в конечном итоге утверждает проект совместного постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) о преподавании гражданской истории во всех средних школах.

7 июля 1934 года Сталин получает от Бубнова конспект будущего учебника «История СССР», внимательно читает его с карандашом в руках и делает принципиально важное замечание:

«1) нет истории народов
2) учебник д[олжен] б[ыть] смертным приговором царизму, как поработителю народов».

Вероятно Сталин также предвидел возможность появления коллаборантов, готовых сотрудничать с врагами своей родины под знаменем национального возрождения и бороться линией партии.

8 августа 1934 года Сталин, Жданов и Киров так сформулируют главную претензию к авторам концепции будущего учебника:

«В конспекте не даны условия и истоки национально-освободительного движения покоренных царизмом народов России, и, таким образом, Октябрьская революция как революция, освободившая эти народы от национального гнета, остается немотивированной, равно как немотивированным остается создание Союза ССР».

Это и другие принципиальные сталинские замечания будут 14 августа 1934 года рассмотрены на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) и одобрены специальным Постановлением № П 12/99, имевшим гриф «Строго секретно». Пройдет полтора года, и 27 января 1936 года «Замечания по поводу конспекта учебника по истории СССР» будут напечатаны в «Правде».

Также авторы учебника не в полной мере смогли доходчиво обосновать некоторые вопросы. И тогда Сталин, получив 29 марта 1937 года проект постановления жюри конкурса на лучший учебник по истории СССР для начальной школы, лично редактирует один из пунктов, добиваясь предельной прозрачности мысли:

Постановление было опубликовано в газете «Правда» 22 августа 1937 года.

Писатель Михаил Михайлович Пришвин, осознает глубину сталинского замысла и воспримет публикацию «Правды» как важную веху в судьбе страны и в своей собственной биографии, о чем оставит запись в дневнике:

А в начале декабря 1936 года Пришвин, чутко уловивший изменение вектора сталинской политики, обращенной в прошлое, сделает вывод:

«В агитационном отношении теперь нужен сценарий, поднимающий великорусское национальное самосознание».

Писатель оказался провидцем. 1 декабря 1938 года выйдет на экраны и заслужит всенародную любовь фильм режиссера Сергея Эйзенштейна «Александр Невский».

Победа профессора Шестакова

27 августа 1937 года Политбюро примет решение N П51/806, подводящее итоги конкурса на написание лучшего учебника истории. Пальму первенства получит профессор А.В.Шестаков.

Андрей Васильевич Шестаков (1877-1941)

методические пособия по истории ссср. Смотреть фото методические пособия по истории ссср. Смотреть картинку методические пособия по истории ссср. Картинка про методические пособия по истории ссср. Фото методические пособия по истории ссср

«Ввиду отсутствия какого бы то ни было учебника по истории СССР, составленного в духе марксизма, признать целесообразным преподавание краткого курса истории СССР Шестакова не только в 3-м и 4-м, но и в 5, 6 и 7-м классах, впредь до появления другого более пространного учебника по истории СССР».

За несколько лет до начала мировой войны школы получили учебник, который не только приучал гордиться прошлым, но и «объяснял» школьникам настоящее, в том числе причины уже начавшегося в стране арестов.

И далее призыв к детям: «Надо тщательно следить за всеми подозрительными людьми».

Учебник истории СССР А.В. Шестакова (1877-1941) с пометками И.В. Сталина.

Источник

Библиотека старых советских учебников по Истории

Скачать Советский учебник

методические пособия по истории ссср. Смотреть фото методические пособия по истории ссср. Смотреть картинку методические пособия по истории ссср. Картинка про методические пособия по истории ссср. Фото методические пособия по истории ссср

Назначение: Учебное пособие для учителя

Публикуемая работа, предназначенная для студентов учительского института, является первой попыткой систематически изложить вопросы методики преподавания истории в соответствии с утвержденной программой.

Авторство: Георгий Израилевич Годер

Формат: DjVu, Размер файла: 7.87 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Методика преподавания истории как научная дисциплина 5—9

Теоретические основы преподавания истории

Глава I. Развитие русской методической мысли в XIX в. и в начале XX в 10—20

Глава II. Преподавание истории в советской школе и развитие советской исторической мысли 20—33

Глава III. Задачи преподавания гражданской истории 33—42

Глава IV. Изучение условий материальной жизни в школьном историческом курсе 43—52

Глава V. Изучение истории классов и классовой борьбы 52—63

Глава VI. Изучение истории государства 63—68

Глава VII. Изучение международных связей и история войн 68—75

Глава VIII. Изучение вопросов истории культуры и идеологии

Глава IX. Характеристика исторических личностей в преподавании истории

Глава X. Хронология в преподавании истории 99—111

Глава XI. Локализация исторических событий 111—117

Глава XII. Разбор и обобщение исторических фактов 117-125

Методы преподавания истории.

Глава I. Урок истории в V—VII классах 126—133

Глава II. Рассказ учителя 133—140

Глава III. Учебник истории и работа с ним 140—149

Глава IV. Документ и работа с ним на уроках истории 149—157.

Глава V. Изучение произведений классиков марксизма-ленинизма в связи с курсом истории 157—163

Глава VI. Наглядные пособия в преподавании истории 153—182

Глава VII. Проверка и закрепление знаний учащихся 183—197

Глава VIII. Дополнительное чтение и внеклассные занятия по истории 197—215

КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

СКАЧАТЬ DjVu

Ориентироваться на ныне действующую школьную программу, нуждающуюся в коренной перестройке, авторы не хотели, чтобы не тянуть молодого учителя назад. Содержание же новой программы еще не настолько определилось, чтобы можно было положить ее в основу книги.

Но авторы полагали, что основные положения методики сохраняют свою силу при любом решении вопроса об объеме и содержании школьного исторического курса в семилетке, построенного в соответствии с принципами, изложенными в постановлении ЦК ВКП(б) и правительства о преподавании гражданской истории от 16 мая 1934 г.

Конечно, не все изложенное в данной книге бесспорно. Да и может ли быть иначе в такой молодой дисциплине, какой является советская методика преподавания истории? Но авторы считали себя обязанными в книге такого типа воздерживаться от суждений, не обоснованных и не проверенных школьным опытом.

Авторы — преподаватели Ленинградского педагогического института им. Герцена. Естественно, что в публикуемой книге они опираются преимущественно на опыт ленинградской школы, на творческий труд лучших ленинградских учителей истории. Им, передовому учительству героического города Ленина, посвящают авторы свой труд.

Книга написана двумя авторами. Это не могло не сказаться на изложении. Но у авторов общая точка зрения по основным вопросам методики, сложившаяся в процессе многолетней совместной работы. Поэтому, несмотря на различие в стиле изложения отдельных глав, книга является внутренне согласованной.

Н. В. Андреевской написаны главы V, VI, VII, VIII, XII первой части и I, II, III, IV, V, VII второй части. Остальные главы первой части и VI, VIII главы второй части написаны В. Н. Вернадским.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА.

Возникновение методики создается позже того, как начинается ее подавание. Вопрос о методе привлекает к себе внимание тогда, когда назревает потребность проанализировать приемы преподавания для того, чтобы их осмыслить и усовершенствовать. Так было и с преподаванием истории: оно началось раньше, чем была разработана его методика, и велось первоначально чисто эмпирически, а самый процесс преподавания не подвергался изучению. В ходе преподавания накапливались некоторые эмпирические обобщения, составлялись практические рецепты, пригодные на тот или иной случай, выдвигались отдельные предложения для улучшения преподавания. Так зарождались элементы методики. Но эти методические рецепты и частные правила не освещали лучом теории практику преподавания в целом. Она оставалась слепой, стихийной. Позднее (особенно начиная с середины XIX в.), по мере того как расширялось преподавание истории в школе, возникали многочисленные попытки систематизировать положения методики, подняв методику преподавания истории до уровня науки. Однако превращение методики преподавания истории в действительно научную дисциплину тормозилось уровнем самой исторической науки. Существует глубокая связь между уровнем разработки методики преподавания и состоянием соответствующей науки. Эта совершенно правильная мысль была отмечена еще автором первой русской методики (Я. Г. Гуревичем). «Степень выработки методики каждого учебного предмета находится в прямой зависимости от степени научной разработки его», такими словами начинал он свой «Опыт методики истории» отмечая далее слабую научную разработку вопросов методики истории в отличие от методик так называемых точных наук. За 70 лет, протекших с тех пор, история стала подлинной наукой только там, где она развилась на основе материалистического понимания прошлого человечества. Поэтому многочисленные зарубежные методические работы, представляя нередко немалую ценность, поскольку они отражали живой опыт школы, обнаруживали совершенную беспомощность в разрешении принципиальных вопросов методики, требующих методологического обоснования.

Советской методической мысли таким образом предстоит разрешение задачи, с которою не справилась старая и современная зарубежная методическая теория, — разработка научно обоснованной методической системы преподавания истории.

Успешно выполнить эту задачу советская методика может только при том условии, если она поднимется до уровня научной дисциплины, глубоко и полно трактующей на

основе учения Маркса — Ленина — Сталина вопросы преподавания истории.

В разработке этих вопросов методика преподавания истории исходит из данных исторической науки и из советской педагогической теории, построенных на основах марксистско-ленинского ученья.

Являясь дисциплиной педагогической, поскольку она занимается вопросами обучения и воспитания, методика преподавания истории опирается на разработанное советской педагогикой учение о коммунистическом воспитании и общих принципах обучения; как и другие методики, она представляет собой, по отношению к общей дидактике, одну из частных дидактик. Занимаясь вопросами обучения истории, методика преподавания истории опирается на советскую историческую науку, строящуюся на основе материалистического понимания истории. История, как учебный предмет, неразрывно связана с историей, как наукой, ибо учебный предмет есть изложение основ науки. Поэтому методика преподавания истории, как и методика всякой другой учебной дисциплины, специфична. Ее особенности, по сравнению с другими методиками (языка, химии и т. п.), определяются особенностями исторической науки, ее предмета и научного метода.

Опираясь на марксистско-ленинскую историческую и педагогическую науку, методика истории строится на основе опыта школы, в котором она черпает материал для обобщений и в котором получают проверку устанавливаемые методической теорией положения. За многие годы преподавания истории в зарубежной и нашей школе накоплен огромный практический опыт, изучение которого и является главным делом теоретической методики. Особое значение для советской методики имеет опыт

советской школы, самой передовой школы мира, так как только в ней преподавание истории ведется на основе марксистско-ленинского учения о законах развития человеческого общества.

Однако накопленный советской школой опыт преподавания истории пока еще недостаточен. (Преподавание истории в советской школе было поставлено на прочные основы всего лишь 12 лет тому назад, после исторического постановления партии и правительства от 16 мая 1934 г. о преподавании гражданской истории.) Да и изучение этого опыта, его анализ и обобщение проведены пока еще недостаточно основательно. Большинство опубликованных работ по методике ограничивается только простым описанием опыта. Имеется лишь очень небольшое число исследований по методике истории, подвергающих опыт преподавания истории научной обработке.

Отсюда понятно, что советская методика в настоящее время только начинает складываться как научная дисциплина. Но у молодой советской методики преподавания истории имеются все предпосылки, необходимые для развития ее в подлинно научную дисциплину.

Система курса истории можно выделить две основные части: общую методику преподавания истории и частные методики преподавания отдельных разделов курса. Первая («общая методика») имеет в виду весь процесс изучения истории в школе в целом или на определенной ступени школы (начальная, семилетняя или средняя). Частные методики занимаются разработкой особых вопросов преподавания отдельных разделов исторического курса. (Методика преподавания истории древнего мира, отечественной истории и пр.)

Главными вопросами обшей методики преподавания истории являются вопросы о том, «чему учить?» и «как учить?».

Методический анализ вопроса о содержании школьного исторического курса должен дать обоснование системе исторического образования, ее общему построению, наиболее целесообразному распределению материала по ступеням школьного курса, соотношению между отдельными частями и сторонами курса. Таким образом, методика определяет содержание истории как учебного предмета. Разработка второго основного вопроса методики — «как учить?» — имеет своей задачей выяснить наиболее ценные пути овладения учениками содержанием курса истории, т. е. обосновать систему организации преподавания истории и подвергнуть анализу методы и пособия, применяемые в преподавании истории. Учение об организации и методах преподавания — вторая основная часть обшей методики.

Как содержание курса, так и методы его преподавания определяются задачами, которые стоят перед школой вообще и преподаванием данного предмета в частности. Поэтому рассмотрению основных вопросов методики предпосылается выяснение

задач преподавания истории в школе. Наконец, современная советская методика преподавания истории строится не на пустом месте; она может и должна широко использовать многолетний опыт школы и наследство, оставленное методическою мыслью предшествующих лет. Этим объясняется включение в курс методики исторических обзоров развития методической теории и практики преподавания истории.

Изложенные выше соображения определяют общую структуру книги. Она начинается кратким историческим обзором. За ним следует глава о задачах преподавания истории. После этого в остальных главах первой части раскрываются принципиальные основы школьного исторического курса.

Вопросы организации и методики преподавания составляют содержание второй части курса общей методики.

Преподаватель, не осознавший конечных задач преподавания, не продумавший методологические основы школьного курса, не отдавший себе отчета в построении школьного курса и принципах отбора материала, не установивший ценности различных методов, не выработавший критериев оценки различных учебных пособий, неизбежно ведет свою практическую работу без глубоко продуманного плана. Как бы хорошо ни знал он историю, его работа лишена целенаправленности, пока он не осознает основные принципы методики. Хорошее знание истории — необходимое, но еще недостаточное условие для того, чтобы вести преподавательскую работу на высоком уровне и добиться прочных успехов. Порою, правда, приходится встречать преподавателей, сомневающихся в ценности теоретической методики (особенно среди преподавателей, работающих на старших ступенях обучения). Эти преподаватели исходят из предпосылки, что существенное значение для преподавателя имеет только одно — знание предмета, а остальное все «приложится». Отсюда они заключают о ненужности методической теории. Приступая к преподавательской работе, не имея теоретической подготовки в области методики, они решают вопросы методики в практической своей работе чисто эмпирически. Чаще всего такие учителя пытаются преподавать так, как их учили в школе или в вузе, нередко непродуманно перенося в школу приемы вузовской работы. Наиболее инициативные из них пытаются найти новые, более рациональные способы преподавания, но незнакомые с методической теорией, тратят время и силы на поиски новых путей и в итоге «открывают» давно открытые «Америки», или, что еще хуже, выступают с предложениями, давно уже осужденными методической теорией. Словом, они дорого расплачиваются за свой «методический нигилизм».

Методическая теория помогает учителю в его практической работе, раскрывает ему задачи предмета, его содержание и методы преподавания. Методически подготовленный преподаватель осмысливает свой опыт с учетом коллективного опыта преподавателей, обобщенного теорией. В своих методических исканиях он может опереться на теорию и идти вперед от закрепленных методической теорией позиций. Таким образом, теоретическая методика содействует повышению уровня преподавания истории.

Являясь руководством для практики преподавателя, теоретический курс методики не дает, однако, указаний рецептурного характера. Он излагает методические принципы и правила, применение которых не только не связывает самостоятельного творчества преподавателя, но толкает его на этот путь. В живой практике преподавательской работы общие принципы методики конкретизируются с учетом определенного состава класса, в зависимости от того или иного раздела программ или от наличия учебного оборудования.

Таким образом, методика преподавания истории дает научное обоснование содержанию истории как предмету школьного обучения и методам ее преподавания и тем самым способствует усовершенствованию постановки преподавания истории в школе.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ.

РАЗВИТИЕ РУССКОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В XIX в. И В НАЧАЛЕ XX в.

Игнорирование или пренебрежительное отношение к имеющему вековую ценность опыту преподавания истории в школе, которое порою обнаруживали некоторые советские методисты, открыло бы широко двери для методического прожектерства, для создания легкомысленных методических утопий.

Решительно отметая устаревшее, резко критикуя пороки преподавания истории прежде, отбрасывая старые программы и учебники, как негодные, советская методика в то же время должна опираться на наследие прогрессивной методической мысли прошедших времен и учитывать практику старой школы, в которой найдется немало поучительного и для советской школы. Вспомним известные слова В. И. Ленина на III съезде РКСМ: «Говорят, что старая школа была школой учебы, школой муштры, школой зубрежки. Это верно, но все-таки надо уметь различать, что было в старой школе плохого и полезного нам, надо уметь выбрать из нее то, что необходимо для коммунизма».

Этими соображениями определяются задачи краткого обзора развития русской методической мысли и преподавания истории б русской школе XIX — XX вв., который является предметом настоящей главы.

Вопросы методики преподавания истории (содержание школьного курса и методы его изложения) были предметом острой борьбы. Эта борьба являлась одним из участков классовой борьбы на идеологическом фронте, борьбы за молодежь, за ее общественно-политические воззрения, в большой мере складывающиеся в процессе ознакомления с прошлым человече-

1 См. ниже, в главе III.

ства. Тесная связь истории, как науки о развитии человеческого общества, с вопросами политики объясняет ту остроту и страстность, какою отличались споры по вопросам методики преподавания истории.

Развитие преподавания истории может быть понято только в свете развития исторической науки и педагогической мысли. Каждый крупный шаг в развитии исторической науки и педагогики ставил вопрос о пересмотре постановки преподавания истории в школе.

В крепостнической монархической России, естественно, в качестве основной политико-воспитательной задачи выдвигалось воспитание преданности престолу. Содержание курса ограничивалось, в соответствии с общим духом феодальной историографии, описанием деятельности государей и святителей церкви. Объяснение событий сводилось к изложению мотивов деятельности правителей или к ссылке на божественный промысл, т. е. носило откровенно идеалистический характер. Содержание курса, представлявшего собой груду слабо связанных фактов и имен и требовавшее от учащихся напряжения одной только памяти для усвоения курса, определяло и методику занятий.

Ломоносов, вспоминая о преподавании истории в академической гимназии, писал: «Твердили наизусть года, имена, достопамятные приключения, например, сколько от сотворения мира до потопа лет, в которую олимпиаду родился Александр Великий, много ли было в первый век цезарей и царей я как их звали, много ли от начала Рима было консулов и диктаторов. От такого порядка дел учения истории пользы ждать не можно. Эти слова великого русского ученого могут быть отнесены в целом к преподаванию истории в XVIII в.

Первая половина XIX в. не внесла сколько-нибудь существенных изменений в преподавание истории.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *