методические рекомендации по суммативному оцениванию 5 класс всемирная история
Спецификация суммативного оценивания за четверть по предмету «Всемирная история» 5 класс
1 Спецификация суммативного оценивания за четверть по предмету «Всемирная история» 5 класс
2 Содержание 1. Цель суммативного оценивания за четверть Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть Ожидаемые результаты по предмету «Всемирная история», 5 класс Уровни мыслительных навыков по предмету «Всемирная история», 5 класс Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе четвертей 4 6. Правила проведения суммативного оценивания Модерация и выставление баллов. 5 СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ. 6 СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
4 4. Уровни мыслительных навыков по предмету «Всемирная история», 5 класс Уровни мыслительных навыков Знание и понимание Применение Навыки высокого порядка Описание Знать факты, явления, процессы, понятия, характеризующие целостность и особенности исторического процесса; Знать периодизацию всемирной истории, знать современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории. Использовать исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, понимать исторические события и явления, понимать изменения исторических процессов, уметь ставить проблемные исторические вопросы, находить ответы на вопросы и проводить историческое исследование, записывать, объяснять, сравнивать и различать исторические события, процессы и явления, устанавливать связи между ними. Выбирать, интерпретировать и оценивать источники, содержащие соответствующие данные для постановки и решения конкретных вопросов, анализировать и оценивать исторические примеры непрерывности и изменения во времени и пространстве, выявлять и представлять исторические аргументы, содержащие обоснование и доказательства, определять значимость исторического события, явления, процесса для развития общества. Рекомендуемый тип заданий Для проверки уровня рекомендуется использовать задания с множественным выбором ответов (МВО) и/или задания, требующие краткого ответа (КО). Для проверки уровня рекомендуется использовать задания, требующие краткого ответа (КО) и/или задания, требующие развернутого ответа (РО). Для проверки уровня рекомендуется использовать задания, требующие краткого ответа (КО) и/или задания, требующие развернутого ответа (РО). 5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе четвертей Четверть Знание и понимание Применение Навыки высокого уровня I 25% 75% 0 II 33% 67% 0 III 33% 67% 0 IV 33% 67% 0 Итого 31% 69% 0 4
5 6. Правила проведения суммативного оценивания Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой. Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Обучающимся запрещается разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Обучающиеся имеют право задать вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы. Обучающиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания обучающиеся не должны иметь доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается). Обучающимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком. После окончания времени, отведённого на суммативное оценивание, обучающиеся должны вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту. 7. Модерация и выставление баллов Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов. 5
8 1. Заполните таблицу. Образцы заданий и схема выставления баллов Термины Описание 1 Тотемизм 2 Анимизм 3 Фетишизм 4 Магия 5 Человеческое стадо 6 Род 7 Община 8 Племя 2. Заполните контурную карту речных долин. Долина Нила, Месопотамия, долина Инда, долина Хуанхэ [8] 3. Соотнесите термины и впишите свой ответ в таблицу листа с ответами. [4] термин Определение 1 Сфинкс А сохранённое бальзамированием тело 2 Мумия В разновидность традиционного гроба, использовавшаяся для захоронения знати и обычно оставляемая на поверхности земли в специально отведенных помещениях или на кладбищах; 3 Сакрофаг С зооморфное мифическое существо. В древнеегипетском искусстве животное с телом льва, головой человека или (реже) головой сокола или барана.; 4 Тутанхамон D женщина-фараон (1490/ до н. э., до н. э. или до н. э.) Нового царства Древнего Египта из XVIII династии; 5 Хатшепсут E фараон Древнего Египта из XVIII династии Нового царства, правивший приблизительно в годах до н. э; 8
10 8. Племя- объединение нескольких родов, 1 находящихся в родственных отношениях; 2 1 показывает на карте долину Нила; показывает на карте 1 Месопотамию 1 1 показывает на карте долина Инда; показывает на карте долину Хуанхэ; 3 1-С 1 2-А 1 3-В 1 4-Е 1 5-D 1 6-G 1 7-H 1 8-F 1 Всего баллов 20 10
11 СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ Продолжительность суммативной работы: 40 минут Количество баллов: 20 Типы заданий: МВО задания с множественным выбором ответов; КО задания, требующие краткого ответа; РО задания, требующие развернутого ответа. Структура суммативной работы В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развернутого ответа. Данный вариант состоит из 3 заданий, включающих вопросы с кратким и развернутым ответами. В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения. В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся записывает ответ в виде рассказа на указанную тему. 11
13 Образцы заданий и схема выставления баллов 1. Установите соответствие между именами правителей и событиями происходившими в период их правления. Запишите в таблицу выбранные ответы под соответствующими цифрами. 1. Хаммурапи А) в годы его правления Вавилон был известен как самый могущественный и красивый город 2. Навуходоносор В) он подчинил Двуречье Вавилону, объединил все земли Шумеро-Аккадского царства в Вавилонское царство 3. Ашока С) построил уникальную библиотеку 4. Сиддхартха Гаутама D) во время его царствования начался расцвет Индийского государства 5. Ашшурбанипал E) является создателем мира и порядка 6. Брахма F) основатель буддизма Запишите ответы в таблицу: В таблицу «Общественное устройство Древней Индии» запишите названия четырех главных каст Индии и укажите род занятий, подходящий для них. касты [6] Род занятий [8] 3. Рассмотрите иллюстрации и используя свои знания и предложенные иллюстрации, составьте рассказ об успехах индийцев в математике и медицине. Количество слов слов. 13
14 Cхема выставления баллов [6] вопроса Ответ Балл Дополнительные рекомендации 1 1- В 1 2- А 1 3- D 1 4- F 1 5- C 1 6- E Брахманы (жрецы) 1 2-Кшатрии (войны) 1 3-Вайшьи (крестьяне) 1 4-Шудры (слуги) 1 5-пишет род занятий брахманов; 1 6-пишет род занятий кшатриев; 1 7-пишет род занятий вайшьев; 1 8-пишет род занятий шудр; 1 3 В развитии математики индийцы опережали многие древние страны. Они издавна использовали при счете систему десятичной дроби. Числа, которыми мы пользуемся, оказывается, арабы в свое время переняли у индийцев. Так, знак «ноль» в древности употреблялся только в Индии. В медицине: впервые в Индии научились ставить диагнозы гепатита, болезней суставов, головной боли и т.д. В книгах рассказывалось, как распознать болезнь, собраны сведения об анатомии человека, о его внутренних органах. Индийцы имели глубокие знания о свойствах лекарственных трав, знали, как ими пользоваться. 1 использованы: все рисунки (дополнительный материал); 1 исторические факты и события, которые соответствуют тематике и периоду в истории; 1 выражает мысли, ответ в основном имеет связную структуру; 1 все пункты логически последовательны и взаимосвязаны; 1 письменная работа составляет не менее слов; 1 составляет рассказ об успехах индийцев в математике и медицине. Всего баллов 20 14
15 СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ Обзор суммативного оценивания за 3 четверть Продолжительность суммативной работы: 40 минут Количество баллов 20 Типы заданий: МВО задания с множественным выбором ответов; КО задания, требующие краткого ответа; РО задания, требующие развернутого ответа. Структура суммативной работы В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развернутого ответа. Данный вариант состоит из 3 заданий, включающих вопросы с кратким и развернутым ответами. В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения. В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся записывает ответ в виде рассказа на указанную тему. 15
18 3.Напишите рассказ на тему «Завоевательные походы Александра Македонского» Количество слов Рассказ должен содержать: 1.Введение 2. Правдивость 3. Образность 4. Логичность 5. Сравнение 6. Заключение Cхема выставления баллов [6] вопроса 2 Ответ Балл Дополнительные рекомендации 1 1. Конфуций; 1 2. Лао Цзы; 1 3. Шан Ян; 1 4. Платон; 1 5. Сократ; 1 6. Аристотель; 1 по 1баллу за каждый вариант ответа; 8 можно принять и другие похожие по смыслу ответы 18
19 3 У Александра был незаурядный интеллект. В возрасте 6 или 7 лет он мог играть на лире, вести беседы со взрослыми на разные темы. Он прочитал всю греческую литературу, Гомер был его кумиром. Когда Александру было 13 лет, его учил Аристотель. Но величайшее влияние на Александра оказал не Аристотель, а его отец, Филипп. У Александра никогда не было окончательного плана действий, хотя он жизненно необходим для любой стратегии. У стратегии по определению есть цель: когда вы вторгаетесь куда-то, вы должны знать, где остановиться, и если вы доходите до этого момента, значит, вы добились своего. В 330 году до нашей эры он стал называть себя царем Азии. 6 Принимаются любые альтернативные ответы Введение-1 балл; Правдивость-1 балл; Образность-1балл; Логичность-1 балл; сравнение-1балл; заключение-1 балл; Всего баллов 20 19
20 СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ Обзор суммативного оценивания за 4 четверть Продолжительность суммативной работы: 40 минут Количество баллов: 20 Типы заданий МВО задания с множественным выбором ответов; КО задания, требующие краткого ответа; РО задания, требующие развернутого ответа. Структура суммативной работы В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развернутого ответа. Данный вариант состоит из 4 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа, с кратким ответами. В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов. В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения. 20
22 Образцы заданий и схем выставления баллов 1. Укажите имена императоров и заполните таблицу 1 2 Императоры Рима Годы правления 3. 4 Завоеванные страны Каким он остался в памяти народа? Заключение 9. [9] 2. Установите соответствие между понятиями и их определениями. Понятие Определение (что означает) 1) Республика А) коренные жители Рима. Богатые и знатные граждане 2) Патриции В) пришедшие в Рим (вначале, не имели прав, затем получили) бедные граждане Рима 3) Плебеи С) форма правления, где должностные лица избираются 4) Народный трибун D) должность для защиты прав плебеев, обладали правом налагать запрет на постановления магистров и Сената 5) Колоны Е) бесправные люди 6) раб F) землевладельцы стали отдавать землю в аренду свободным крестьянам. Таких крестстьян называли. Запишите ответы в таблицу: [6] 22
24 Сдано в набор Подписано в печать Формат 60х84/8. Бумага офисная 80 гр/м2. Печать цифровая. Усл. печ. л.2,52. Тираж 18 экз. Заказ 1574 Отпечатано в типографии ЧУ «Центр педагогического мастерства» г. Астана, ул. 31, дом 37а.
Методические рекомендации по суммативному оцениванию. Всемирная история. 5 класс
1 Методические рекомендации по суммативному оцениванию Всемирная история 5 класс
2 Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведения суммативного оценивания по предмету «Всемирная история» для обучающихся в 5 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе Учебной программы для 5-9 классов уровня основного среднего образования в рамках обновления содержания среднего образования. Суммативное оценивание в 5 классе проводится во всех четвертях. Задания для суммативного оценивания за раздел/ сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер. Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, учащихся, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц. При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах. 2
3 Содержание ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ. 4 Суммативное оценивание за раздел «От охотников-собирателей до земледельцев и скотоводов». 4 Суммативное оценивание за раздел «Цивилизации речных долин». 8 Суммативное оценивание за раздел «Древний Египт» ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Колесницы и империи» Суммативное оценивание за раздел «Древняя Индия: расцвет буддизма и триумф индуизма» ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Древний Китай» Суммативное оценивание за раздел «Древняя Греция» Суммативное оценивание за раздел «Культура Древней Греции» ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Расцвет Римской империи» Суммативное оценивание за раздел «Рим на рубеже эпох»
4 ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «От охотников-собирателей до земледельцев и скотоводов» Тема Цели обучения Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков Время выполнения Как появился первый человек Почему люди начали заниматься земледелием и скотоводством Объяснять понятие «неолитическая революция», раскрывая ее значение Сравнивать присваивающий и производящий типы хозяйства для понимания экономического прогресса Описывать виды хозяйственной деятельности (собирательство, охота, рыболовство, земледелие, скотоводство, освоение металлов, меновая торговля) Обучающийся Указывает изменения в жизне людей в эпоху неолита Сравнивает присваивающий и производящий типы хозяйства для понимания экономического прогресса Описывает виды хозяйственной деятельности (собирательство, охота, рыболовство, земледелие, скотоводство, освоение металлов, меновая торговля) Знание и понимание Применение 20 минут Задания 1. Укажите изменения произошедшие в эпоху неолита. 4
5 1 Общество 2 Население 5 Ремесла Неолитиче ская революция Жилище 4 Орудия труда 3 2. Сравнивните присваивающий и производящий типы хозяйства. присваивающий различия 1 2 сходство Типы хозяйства 1 2 производящий Виды хозяйственной деятельности 1 Собирательство и охота Характеристика 2 Рыболовство 3 Земледелие 4 Скотоводство 5 Освоение металлов 5
6 3.Опишите виды хозяйственной деятельности. Критерии оценивания Указывает изменения в жизне людей в эпоху неолита Сравнивает присваивающий и производящий типы хозяйства для понимания экономического прогресса Определяет виды хозяйственной деятельности (собирательство, охота, рыболовство, земледелие, скотоводство, освоение металлов, меновая торговля) Дескриптор Балл задание Обучающийся 1 1.указывает как изменилась общество 1 людей в эпоху неолита; 2.указывает как изменилась население в 1 эпоху неолита; 3.указывает как изменилась жилище людей 1 в эпоху неолита; 4.указывает как изменилась орудия труда в 1 эпоху неолита; 5.указывает как изменилась ремесла в 1 эпоху неолита; 2 определяет сходство присваивающего и 1 производящего типа хозяйства; определяет различие присваивающего от 1 производящего типа хозяйства; указывает различие присваивающего от 1 производящего типа хозяйства; указывает различие присваивающего от 1 производящего типа хозяйства; указывает различие присваивающего от 1 производящего типа хозяйства; 3 дает характеристику для вида: 1 собирательство и охота; дает характеристику для вида рыболовство; 1 дает характеристику для вида освоение 1 металлов; дает характеристику для вида земледелие; 1 дает характеристику для вида скотоводство. 1 Всего баллов 15 6
7 Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «От охотников-собирателей до земледельцев и скотоводов» Сравнивает присваивающий и производящий типы хозяйства Определяет виды хозяйственной деятельности (собирательство, охота, рыболовство, земледелие, скотоводство, освоение металлов) ФИО обучающегося Критерий оценивания Указывает изменения в жизне людей в эпоху неолита Уровень учебных достижений Низкий Средний Высокий Затрудняется указать изменения в жизне людей в эпоху неолита. Указание как общество людей/население /жилище/орудие труда/ремесло в эпоху неолита Допускает ошибки при указании изменения в жизни людей в эпоху неолита, людей/ населения /жилища / орудия труда/ремесла в эпоху неолита Указывает изменения в жизне людей в эпоху неолита указание как изменилась общество людей/население /жилище/орудие труда/ремесло в эпоху неолита Сравнивает присваивающий и производящий типы хозяйства для понимания экономического прогресса Определяет виды хозяйственной деятельности (собирательство, охота, рыболовство, земледелие, скотоводство, освоение металлов) Затрудняется сравнивать присваивающий и производящий типы хозяйства Затрудняется определить виды хозяйственной деятельности (собирательство, охота, рыболовство, земледелие, скотоводство, освоение металлов) Допускает ошибки при сравнивнении присваивающего и производящих типов хозяйства Допускает ошибки при определении видов хозяйственной деятельности (собирательство, охота, рыболовство, земледелие, скотоводство, освоение металлов) 7
8 Суммативное оценивание за раздел «Цивилизации речных долин» Тема Цели обучения Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков Время выполнения Почему древние цивилизации развивались в долинах рек Как мы можем узнать о цивилизациях речных долин Описывать систему хозяйства древних цивилизаций Описывать искусство Древнего мира Обучающийся Определяет основные черты системы хозяйства древних цивилизаций Определяет искусство Древнего мира Знание и понимание Применение 20 минут Задания 1. Заполните таблицу. Речные цивилизации Основные занятия жителей речных долин: 2.Соотнесите термины и ответы напишите в таблице. Термины 1 Цивилизация 2 Ирригация 3 Клинопись 4 Культура Описание A ими подтверждали право собственности на предметы B рисунки на глиняной табличке специальной палочкой C сложные водные сооружения D определенный уровень развития, когда появляются государства, письменность, деньги и первые технические изобретения. 5 Речные цивилизации E от лат. возделывание, позднее воспитание, образование, развитие, почитание) понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. 8
9 6 Цилиндрические печати F одно из старейших сохранившихся литературных произведений в мире, самое крупное произведение, написанное клинописью, одно из величайших произведений литературы Древнего Востока. 7 Поэма о Гильгамеше G все они возникли в долинах крупных рек в связи с исключительной важностью для тогдашних людей сельского хозяйства. Таблица ответов Критерии оценивания задание Определяет основные черты системы хозяйства древних цивилизаций Дескриптор Обучающийся 1 указывает цивилизацию древнего Египта; 1 указывает Месопотамию; 1 указывает цивилизацию Древней Индии; 1 указывает цивилизацию Древнего Китая; 1 описывает занятие охотой; 1 описывает занятие рыбной ловлей; 1 описывает систему хозяйства древних 1 цивилизаций земледелие; описывает занятие садоводство; 1 Определяет искусство 1. соотносит термин цивилизация 1 Древнего мира 2. соотносит термин ирригация соотносит термин клинопись 1 4. соотносит термин культура 1 5. соотносит термин речные цивилизации 1 6. соотносит термин целиндрические печати 1 7. соотносит термин поэма о Гильгамеше 1 Всего баллов 15 Балл 9
10 Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Цивилизации речных долин» Низкий Средний Высокий Определяет основные черты системы хозяйства древних цивилизаций ФИО обучающегося Критерий оценивания Уровень учебных достижений Определяет основные черты системы хозяйства древних цивилизаций Затрудняется определить основные черты системы хозяйства древних цивилизаций Допускает ошибки в определении основных черт системы системы хозяйства древних цивилизаций Определяет искусство Древнего мира Затрудняется определить искусство Древнего мира Допускает ошибки при определении искусство Древнего мира Определяет искусство Древнего мира 10
11 Суммативное оценивание за раздел «История Древнего Египта» Тема Цели обучения Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков Время выполнения Почему Египет называли «Черная земля» Как были построены пирамиды Древнего Египта Какие тайны о жизни древних египтян хранит гробница Тутанхамона Описывать влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук (арифметика, геометрия, астрономия, медицина) Описывать храмы и пирамиды Древнего Египта Описывать социальную организацию древнего Обучающийся Определяет влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук Объясняет как и для чего были построены храмы и пирамиды Древнего Египта Раскрывает социальную организацию древнего Знание и понимание Применение 20 минут Задания 1. Определите влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук. Виды наук Влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений 1 Математика 2 Геометрия 3 Письменность 4 Астрономия 5 Медицина 11
12 2. Объясните как и для чего были построены храмы и пирамиды Древнего Египта. Храмы и пирамиды Как и для чего были построены? 1. Заполните таблицу. Раскройте положение тружеников в Древнем Египте. Вопросы Фараон Земледелец Ремесленник Раб 1 Какие работы выполнял 2 Какие права имел 12
13 Критерии оценивания задание Дескриптор Балл Обучающийся Определяет влияние 1 определяет влияние хозяйственной 1 хозяйственной деятельности и деятельности и социальных изменений на появление и развитие математики; социальных изменений определяет влияние хозяйственной 1 на появление и развитие наук деятельности и социальных изменений на появление и развитие геометрии; определяет влияние хозяйственной 1 деятельности и социальных изменений на появление и развитие письменности, иероглифов; определяет влияние хозяйственной 1 деятельности и социальных изменений на появление и развитие астрономии; определяет влияние хозяйственной 1 деятельности и социальных изменений Объясняет как и для чего были построены пирамиды Древнего Египта Раскрывает социальную организацию древнего на появление и развитие медицины; 2 объясняет как и для чего были построен пирамида Хеопса; объясняет как и для чего были построен 1 Сфинкс; 3 определяет какие работы выполнял 1 фараон; определяет какие права были у фараона; 1 определяет какие работы 1 выполнял земледелец; определяет какие права были у земледелца; 1 определяет какие работы 1 выполнял ремесленник; определяет какие права 1 были у ремеслинника; определяет какие работы выполнял раб; 1 определяет какие права были у раба. 1 Итого
14 Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «История Древнего Египта» Объясняет как и для чего были построены храмы и пирамиды Древнего Египта Раскрывает социальную организацию древнего ФИО обучающегося Критерий оценивания Уровень учебных достижений Определяет влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук Низкий Средний Высокий Затрудняется определить влияния хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук Допускает ошибки в определении влиянии хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук Определяет влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук Объясняет как и для чего были построены храмы и пирамиды Древнего Египта Затрудняется объяснить как и для чего были построены храмы и пирамиды Древнего Египта Допускает ошибки в объяснении как и для чего были построены храмы и пирамиды Древнего Египта Раскрывает социальную организацию древнего Затрудняется раскрить социальную организацию древнего Допускает ошибки в раскрытии социальную организацию древнего 14
15 ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Колесницы и империи» Тема Цели обучения Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков Время выполнения Как появление колесницы изменило мир Как царь Хаммурапи превратил Вавилон в могущественную империю Почему древние империи на Ближнем и Среднем Востоке были могущественными Насколько были могущественными древние империи Средней Азии Знать и использовать понятие «империя» для объяснения взаимоотношений государств в древности Объяснять, каким образом завоевательные войны и возникновение империй изменили границы государств Описывать систему хозяйства древних цивилизаций Обучающийся Определяет понятие «империя» для объяснения взаимоотношений государств в древности Определяет границы государств Ближнего, Среднего Востока и Средней Азии Описывает систему хозяйства древних цивилизаций Знание и понимание Применение 20 минут Задания 1. Дайте определния терминов и ответьте на вопросы. колесница 1 2 империя Для чего использовали колесницы? Хетская империя Егиетская империя Как создавались империи?
16 2. На контуной карте обозначьте границы государств Ближнего, Среднего Востока и Средней Азии. Ассирийская империя, Нововавилонская империя, Персидская империя, Греко- Бактийское царство, Парфянское царство, Кушанская держава. 3.Опишите систему хозяйства древних цивилизаций. Вопрос Ассирия Персидская империя Земледелие Скотоводство Торговля Вавилон Парфянско е царство 16
17 Критерии Дескриптор Балл Оценивания Обучающийся Определяет понятие определяет термин «колесница»; 1 «империя» для определяет термин «империя»; 1 объяснения определяет для чего были использовани 1 взаимоотношений колесницы; государств в древности объясняет как создавались империи; 1 объясняет как создавались империи; 1 показывает границу Ассирии; 1 Определяет границы показывает границу Нововавилонской империи; 1 государств Ближнего, показывает границу Персидской империи; 1 Среднего Востока и показывает границу Греко-Бактийского царства; 1 Средней Азии показывает границу Парфянского царства; 1 показывает границу Кушанской империи; 1 Описывает систему описывает систему хозяйства Ассирии; 1 хозяйства древних описывает систему хозяйства Персидской 1 империи на Ближнем и Среднем Востоке империи; описывает систему хозяйства Вавилона; 1 описывает систему хозяйства Парфянского 1 царства. Всего баллов 15 17
18 Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Колесницы и империи» Определяет границы государств Ближнего, Среднего Востока и Средней Азии Описывает систему хозяйства древних цивилизаций ФИО обучающегося Критерий оценивания Уровень учебных достижений Определяет понятие «империя» для объяснения взаимоотношений государств в древности Низкий Средний Высокий Затрудняется определить понятие «империя» для объяснения взаимоотношений государств в древности Допускает ошибки при определении понятия «империя» для объяснения взаимоотношений государств в древности Определяет понятие «империя» для объяснения взаимоотношений государств в древности Определяет границы государств Ближнего, Среднего Востока и Средней Азии Затрудняется определить границы государств Ближнего, Среднего Востока и Средней Азии Допускает ошибки при определении границ государств Ближнего, Среднего Востока и Средней Азии Описывает систему хозяйства древних цивилизаций Затрудняется описать систему хозяйства древних цивилизаций Допускает ошибки при описании системы хозяйства древних цивилизаций 18
19 Суммативное оценивание за раздел «Древняя Индия: расцвет буддизма и триумф индуизма» Тема Цели обучения Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков Время выполнения Задания Как исчез древний город Мохенджо-Даро Почему в Древней Индии индуизм доминировал над буддизмом; Использовать понятие «кастовая система» для объяснения социальной структуры ; Описывать влияние религии на развитие древнего Описывать культуру древнего мира Обучающийся Перечисляет права и обязанности каждой касты Определяет влияние религии на развитие древнего Описывает культурные достижения Древней Индии Знание и понимание Применение 20 минут 1. Перечислите права и обязанности касты в таблице. Группа Брахманы Кшатрии Вайшьи Шудры Обязанности Права 2. Заполните таблицу: Каким образом религии повлияли на развитие древнего. Брахманизм Индуизм Буддизм 3. Заполните таблицу «Культурные достижения Древней Индии» Письмо Наука Изобретения Искусство 19
20 Критерии оценивания Дескриптор Балл Обучающийся Перечисляет права и перечисляет права брахманов; 1 обязанности касты перечисляет права кшатриев; 1 перечисляет права вайшьев; 1 перечисляет права шудр; 1 перечисляет обязанности брахманов; 1 перечисляет обязанности кшатриев; 1 перечисляет обязанности вайшьев; 1 Определяет влияние религии на развитие древнего перечисляет обязанности шудр; 1 определяет влияние брахманизма; 1 определяет влияние индуизма; 1 определяет влияние буддизма; 1 Описывает культурные описывает письменность; 1 достижения Древней Индии описывает науку; 1 описывает культуру; 1 описывает искусство. 1 Всего баллов 15 20
21 Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Древняя Индия: расцвет буддизма и триумф индуизма» Определяет влияние религии на развитие древнего Описывает культурные достижения Древней Индии ФИО обучающегося Критерий оценивания Перечисляет права и обязанности касты Уровень учебных достижений Низкий Средний Высокий Затрудняется перечислять права и обязанности касты Допускает ошибки при перечислении прав/ обязанностей касты Перечисляет права и обязанности касты Определяет влияние религии на развитие древнего Затрудняется определить влияния религии на развитие древнего Допускает ошибки в определении влияния религии на развитие древнего Описывает культурные достижения Древней Индии Затрудняется описывать культурные достижения Древней Индии Допускает ошибки при описании культурных достижений Древней Индии 21
22 ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Древний Китай» Тема Цели обучения Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков Время выполнения Чему учили мыслители Древнего Китая Что может рассказать нам о Древнем Китае терракотовая армия Какие научные открытия Древнего Китая дошли до наших дней Характеризовать особенности политического устройства древних государств Описывать влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук (арифметика, геометрия, астрономия, медицина) Давать простое объяснение взглядов философов древности Обучающийся Определяет особенности политического устройства Древнего Китая Определяет влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук Дает простое объяснение взглядов философов древности Знание и понимание Применение 20 минут Задания 1. Определите верные и неверные утверждения. Утверждения 1 Первого правителя единого Китая звали Цинь Шихуанди 2 Цинь Шихуанди, по древней китайской традиции, планировал после смерти похоронить вместе с собой своих 4 тысячи стражников 3 Цинь Шихуанди разделил страну на 30 првинций во главе с его верными наместниками 4 При императоре Цинь Шихуанди было построено 6000 дворцов 5 Цинь Шихуанди удерживал народ в повиновении благодаря своей жестокости 6 Число терракотовых воинов воинов состовляло 8055 фигур Верно/неверно 22
23 2. Определите: о чем идет речь? О каком открытии Китайцев? Вопросы Ответы 1 Путеводитель, который применяют в туризме, геологии, путешествиях, морских походах, в самолетах и т.д 2 Это любят все, используют каждый день, называется «Тцай-е 3 натуральный, гладкий, тонкий, легкий, приятный, применяется в быту, в медицине, аэрофлоте, одежде и т.д 4 Изобретение необходимое ученикам, студентам, политикам-всем образованным людям для передачи и хранения знаний 5 Нетрадиционный метод лечения. Акупунктура или 6 Эта игра изобретена в Китае и считается интеллектуальной игрой, в нее играли даже императоры 3. Дайте простое объяснение взглядов философов. Великий человек все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы. (Лао Цзы) Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, поданный-поданным, отецотцом, а сын-сыном. (Конфуций) В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. (Конфуций) 23
24 Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Объединение Древнего Китая» Определяет влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук Дает простое объяснение взглядов философов древности ФИО обучающегося Критерий оценивания Уровень учебных достижений Определяет особенности политического устройства Древнего Китая Низкий Средний Высокий Затрудняется определить особенности политического устройства Древнего Китая Допускает ошибки в определении особенностей политического устройства государства Древнего Китая Определяет особенности политического устройства Древнего Китая Определяет влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук Дает простое объяснение взглядов философов древности Затрудняется определить влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук Затрудняется давать простое объяснение взглядов философов древности Допускает ошибки в определении хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук Допускает ошибки при описании объяснение взглядов философов древности 24
25 Суммативное оценивание за раздел «Древняя Греция» Тема С чего начинается древнегреческая цивилизация Почему Древнюю Грецию называют родиной демократии Чем Древняя Спарта отличалась от Афин Цели обучения Описывать социальную организацию древнего Характеризовать особенности политического устройства древних государств Объяснять возникновение демократии в Афинском государстве Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков Время выполнения Обучающийся Определяет социальную организацию древнего Определяет особенности политического устройства древних государств Определяет возникновение демократии в Афинском государстве Знание и понимание Применение 20 минут Задания Определите, о каких занятиях древних греков говорится в отрывках. (По древнегреческим поэмам Илиада и Одиссея Гомера.) 1. Как желалось Гефесту, чтоб дело закончить получше, Несокрушимой он меди и олова бросил в горнило. Ценного золота и серебра. Наковальню большую Прочно приладил к широкой подставке и в правую руку Молот огромнейший взял, в левую крепкие клещи Мягкую новь он представил на нем, плодородную пашню, Трижды взрыхленную плугом. И много на ней землепашцев Гнало парные плуги, ведя их туда и обратно; Поле, хотя золотое, чернелося сзади пахавших И походило на пашню такое он диво представил. 3. Дальше царский участок представил художник искусный; Острыми жали серпами поденщики спелую ниву. Горсти колосьев одни непрерывно там падали наземь, Горсти другие вязальщики свяслами крепко вязали. 25
26 Трое вязальщиков возле стояли. Им мальчики сзади, Спешно сбирая колосья, охапками их подносили. На полосе между ними, держа в руке своей посох, Царь молчаливо стоял с великою радостью в сердце И виноградник с тяжелыми гроздьями там он представил: Весь золотой, лишь одни виноградные кисти чернелись. Из серебра были колья повсюду натыканы густо; Черный ров по бокам; окружен оловянной оградой Сад; чрез средину одна пролегает тропинка, которой Ходят носильщики в пору, когда виноград собирают Сделал потом на щите он и стадо коров пряморогих; Были одни золотые, из олова были другие; С громким мычаньем они из загона на луг выходили К берегу шумной реки, тростником поросшему гибким. Вместе с коровами этими шли пастухи золотые, Четверо; девять бежало собак резвоногих за ними Также один пусть прикажет к Лаэрту прийти поскорее Мастеру дел золотых, чтоб рога у телушки оправил В золото. Все остальные останьтесь. Скажите тем в доме, Чтобы рабыни обед поскорее готовили пышный, Стулья б поставили, дров и блестящей воды принесли бы. 7. Тою порою пристало к ним много судов из Лемноса, Черным вином нагруженных. Чистого тысячу мер подарил он вина дорогого, А остальное вино пышнокудрые дети ахейцев Все покупали, платя кто железом, кто яркою медью, Кто же бычачьими шкурами, кто и самими быками 26
27 2. Определите особенности политического устройства двух полисов. Афины Спарта демократия, илоты, аристократ, периэки, архонт, олигархия. 3. Ответьте на вопросы. Как афиняне называли управление в своём государстве? Кто считался афинским гражданином? 27
28 Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Древняя Греция» Определяет особенности политического устройства древних государств Определяет возникновение демократии в Афинском государстве ФИО обучающегося Критерий оценивания Уровень учебных достижений Определяет социальную организацию древнего Затрудняется определить социальную организацию древнего Низкий Средний Высокий Допускает ошибки в определении социальной организации древнего Определяет социальную организацию древнего Определяет особенности политического устройства древних государств Затрудняется определить особенности политического устройства древних государств Допускает ошибки при определении особенности политического устройства древних государств Определяет возникновение демократии в Афинском государстве Затрудняется определить возникновение демократии в Афинском государстве Допускает ошибки при определении возникновения демократии в Афинском государстве 28
29 Суммативное оценивание за раздел «Культура Древней Греции» Тема Цели обучения Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков Время выполнения Как философы Древней Греции представляли идеальное общество Каким было искусство Древней Греции Чему учили в гимназиях, лицеях и в академиях Древней Греции Давать простое объяснение взглядов философов древности Описывать искусство древнего мира Обучающийся Дает простое объяснение взглядов философов древности Описывает искусство Древней Греции Знание и понимание Применение 20 минут Задания 1. Заполните таблицу. «Беседуя с людьми на улицах Афин, призывал стремиться к добру, справедливости и знаниям. Философ обладал особым талантом: задавая вопросы, он помогоал людям прийти к истине» О ком идет речь? «За в клад в разных областях знаний его называли «первым учителем» и «отцом наук». Лучшей формой правления философ считал «политию». В ней большинство правит для благ всех» «Философ делил общество на три группы, в зависимости от качеств человека: правители, стражи, Считал, что правитель должен быть философом, мудрецом. Тогда он будет стремиться к справидливому правлению земледельзы и ремеслинники» «Я знаю, что я ничего не знаю» Дайте простое объяснение взглядов философов «В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро» Он считал, что правитель должен быть философом, мудрецом, тогда он будет стремиться к справидливому правлению и жизнь людей улучшится 29
30 2. Дополните предложения. 1. Первые Олимпийские игры прошли в году. 2. Самый знаменитый храм Древней Греции был Зарождение театра связано с празднествами в честь бога Театры ( от греческого) Орхестра- это Актёрами были Скене- это Статуя Зевса была создана в Y веке д.н.э. великим мастером древности Греки верили, что на горе Олимп живут
31 Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Культура Древней Греции» Описывает искусство Древней Греции ФИО обучающегося Критерий оценивания Уровень учебных достижений Дает простое объяснение взглядов философов древности Низкий Средний Высокий Затрудняется в раскрытий взглядов философов древности (Сократа, Аристотеля, Платона) Допускает ошибки в раскрытий взглядов философов древности (Сократа, Аристотеля, Платона) Раскрывает взгляды философов древности (Сократа, Аристотеля, Платона) Описывает искусство Древней Греции Затрудняется описать искусство Древней Греции Допускает ошибки в описании искусство Древней Греции 31
32 ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Расцвет Римской империи» Тема Цели обучения Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков Время выполнения Как Рим стал самой могущественной империей древности Как культура отражает развитие древнеримского Как восстание Спартака характеризует рабство в Древнем Риме Характеризовать особенности политического устройства древних государств Описывать социальную организацию древнего Описывать восстание Спартака в Древнем Риме, выявляя его причины Обучающийся Описывает особенности политического строя в Древнем Риме Определяет социальную организацию древнего Определяет восстание Спартака в Древнем Риме, выявляя его причины Знание и понимание Применение 20 минут Задания 1.Напишите названия
33 2. Заполните таблицу Социальная группа Рима Обязанности и права 3. На контурной карте выделите: Место начала восстания; Походы восставших; Укрепление римлян; Основная причина восстания 33
34 Критерии оценивания задание Описывает особенности политического строя в Древнем Риме Дескриптор Балл Обучающийся 1 1. определяет название первого рисунка; 1 2. определяет название второго рисунка; 1 3. определяет название третьегорисунка; 1 4. определяет название четвертого рисунка; 1 5. определяет название пятого рисунка; 1 2 определяет социальную группу Рима; 1 Определяет пишет права и обязанности патрициев; 1 социальную определяет социальную группу Рима;; 1 организацию древнего пишет права и обязанности плебеев; 1 определяет социальную группу Рима;; 1 пишет права и обязанности раб; 1 Определяет восстание 3 выделяет место начала восстания; 1 Спартака в Древнем отмечает походы восставших; 1 Риме, выявляя его отмечает укрепления римлян; 1 причины пишет основную причину восстания 1 Итого 15 34
35 Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Расцвет Римской империи» Определяет социальную организацию древнего Определяет восстание Спартака в Древнем Риме, выявляя его причины ФИО обучающегося Критерий оценивания Уровень учебных достижений Описывает особенности политического строя в Древнем Риме Низкий Средний Высокий Затрудняется описать особенности политического строя в Древнем Риме Допускает ошибки в описании особенностей политического строя в Древнем Риме Описывает особенности политического строя в Древнем Риме Определяет социальную организацию древнего Затрудняется определить социальную организацию древнего Допускает ошибки в определении социальной организацию древнего Определяет восстание Спартака в Древнем Риме, выявляя его причины Затрудняется определить восстание Спартака в Древнем Риме, выявляя его причины Допускает ошибки в определении восстания Спартака в Древнем Риме, выявляя его причины 35
36 Суммативное оценивание за раздел «Рим на рубеже эпох» Тема Цели обучения Критерий оценивания Уровень мыслительных навыков Время выполнения Как развивалась Римская империя в І-ІІІ вв. Как изменилась Римская империя в IV-V вв. Каково культурное наследие древнего мира Объяснять основные религиозные понятия (Бог, храм, священные писания, идол) Описывать влияние религии на развитие древнего Описывать искусство Древнего мира Обучающийся Объясняет основные религиозные понятия (Бог, храм, священные писания, идол) Определяет влияние христианства на общество Определяет искусство Древнего мира Знание и понимание Применение 20 минут 1. Дайте определения терминов. Бог Храм Священные писания Идол Христиа нство 2. Закончите предложение. Христианство распространилось по всей территории Римской империи, так как среди римлян стало ослабевать доверие к. Христианская церковь считала, что власть правителей не может быть. Диоклетиан считал, что не могут сосуществовать вместе религии. Идея божественности власти была направлена на укрепление власти. 36
37 3. Что изображено на картинках? Критерии оценивания Дескриптор Балл задание Обучающийся Объясняет основные религиозные понятия (Бог, храм, священные писания, идол) 1 дает определение термина Бог; дает определение термина храм; дает определение термина священные 1 1 писания; 1 дает определение термина идол; дает определение термина Христианство; 1 1 Определяет влияние христианства на общество Определяет искусство Древнего мира 2 дополняет 1-ое утверждение; 1 дополняет 2-ое утверждение; 1 дополняет 3-ое утверждение; 1 дополняет 4-ое утверждение; определяет название первого рисунка; 1 2. определяет название второго рисунка; 1 3. определяет название третьего рисунка; 1 4. определяет название четвертого рисунка; 1 5. определяет название пятого рисунка; 1 6. определяет название шестого рисунка; 1 Всего 15 37
38 Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Рим на рубеже эпох» Определяет влияние христианства на общество Определяет искусство Древнего мира ФИО обучающегося: Критерий оценивания Уровень учебных достижений Объясняет основные религиозные понятия (Бог, храм, священные писания, идол) Низкий Средний Высокий Затрудняется объяснить основные религиозные понятия (Бог, храм, священные писания, идол) Допускает ошибки в объяснении основных религиозных понятий (Бог, храм, священные писания, идол) Объясняет основные религиозные понятия (Бог, храм, священные писания, идол) Определяет влияние христианства на общество Затрудняется определить влияние христианства на общество Допускает ошибки в определении влияния христианства на общество Определяет искусство Древнего мира Затрудняется определить искусство Древнего мира Допускает ошибки в определении искусства Древнего мира 38
40 Сдано в набор Подписано в печать Формат 60х84/8. Бумага офисная 80 гр/м2. Печать цифровая. Усл. печ. л.4,2. Тираж 18 экз. Заказ 1574 Отпечатано в типографии ЧУ «Центр педагогического мастерства» г. Астана, ул. 31, дом 37а.