методические указания для выполнения практических занятий по дисциплине история огсэ 02
Методические рекомендации по выполнению практических работ по истории ОГСЭ.02
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Липецкий техникум городского хозяйства и отраслевых технологий»
по организации и выполнению практических работ
по дисциплине: «ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ»
(код и наименование УД, МДК)
Для специальностей социально-экономического профиля
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Методические указания по организации и выполнению практических работ по специальностям социально-экономического профиля.
Разработчик: Пономарева С.Л., преподаватель истории, ГОБПОУ «Липецкий техникум городского хозяйства и отраслевых технологий»
2. Методические рекомендации по выполнению практических работ 5
3. Содержание лабораторных работ 6
Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам.
Методические указания созданы в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам, правильного составления отчетов.
Приступая к выполнению практической работы, необходимо внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами (ФГОС), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
Отчет о практической работе необходимо выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.
Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для допуска к дифференцированному зачету, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу необходимо найти время для ее выполнения или пересдачи.
Требования к технике безопасности при выполнении
— Вход в аудиторию осуществляется только по разрешению преподавателя.
— На первом занятии преподаватель проводит первичный инструктаж по технике безопасности и напоминает студентам о бережном отношении к оборудованию и о материальной ответственности каждого из них за сохранность оборудования и обстановки.
— При обнаружении повреждений оборудования персональную ответственность несут студенты, выполнявшие работу на этом оборудовании. Виновники обязаны возместить материальный ущерб.
— Если во время проведения работы на оборудовании замечены какие-либо неисправности оборудования, необходимо немедленно сообщить об этом преподавателю.
— После окончания работы рабочее место следует привести в порядок.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
— умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
— умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
— владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
— готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645)
— умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
— умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
— владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения
Методические рекомендации по выполнению практической работы
Лабораторная или практическая работа выполняется в ученической тетради (18-48 листов).
Работа должна быть выполнена грамотно и аккуратно, четким разборчивым подчерком, не допускается сокращение слов (кроме общепринятых слово-сокращений).
При необходимости текст ответа можно дополнять диаграммами, схемами и рисунками, исполненные в любой технике, но четко и аккуратно.
Не принимаются работы:
1. Переписанные у других учащихся;
2. Выполненные небрежно, неразборчивым подчерком. Возвращенные работы (с указанием причины возврата) учащийся должен выполнить повторно, в соответствии со своим вариантом и требованиями, предъявляемыми к работам.
Критерии выставления оценок
Оценка «5» ставится, если:
— учащийся правильно выполнил работу с соблюдением необходимой последовательности;
— самостоятельно сформулировал выводы;
— в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки;
— таблицы, рисунки должны быть выполнены простым карандашом;
— верно выполнены расчеты.
Оценка «4» ставится, если:
— учащийся может сформулировать вывод, но допускает 1-2 несущественные ошибки в работе;
— допустил небольшие неточности в описании результатов работы, расчетах
Оценка «3» ставится, если:
— допущены более одной ошибки в работе
— недостаточная самостоятельность при применении знаний в практической деятельности
Оценка «2» ставится, если:
— результаты работы не позволяют сделать правильный вывод;
— отсутствие умения делать вывод, логически и грамотно описать наблюдения.
Содержание лабораторных работ
Практическая работа №1
Международные отношения после второй мировой войны.
Практическая работа №2
Образование независимых государств и крушение колониальных империй.
Практическая работа №3
Социально-экономическое и политическое развитие стран Западной и Восточной Европы
Практическая работа №4
Перестройка в СССР: цели и их реализация
Практическая работа №5
Социально-экономическое и политическое развитие стран Азии и Латинской Америки
Практическая работа №6
Понятие НТР, её влияние на развитие стран во второй половине 20 века, современную историю
Практическая работа №7
Культура и духовная жизнь современной России
Практическая работа №8
Экономические реформы 1990-х годов в России: основные этапы и результаты
Практическая работа №9
Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией.
Практическая работа №10
Геополитическое положение и национальные интересы России.
П рактическая работа №1
«Международные отношения после второй мировой войны. Образование независимых государств и крушение колониальных империй».
Цель работы: формировать целостное и образное представление о развитии международных отношениях после Второй мировой войны.
Оборудование: Учебная литература, интерактивная доска, карта, раздаточный материал.
1.Ознакомиться с теоретической частью в учебнике:
Всеобщая история. 11 кл./ О.В.Волобуев, А.А.Митрофанов, М.В.Пономарев. М.: Дрофа, 2015, стр 148-156.
А) Используя учебник, составьте таблицу стран-участниц военно-политических блоков.
Б) Раскройте понятия:
В) Используя теоретический материал и учебник, составьте таблицу участия сверхдержав в региональных конфликтах
Г) Восстановите хронологическую последовательность событий:
начало Корейской войны
создание Организации Варшавского Договора
Д) Укажите основные цели ООН:
Подведение итогов работы, вывод.
Практическая работа №2
«Образование независимых государств и крушение колониальных империй».
Цель работы: формировать представление о крушении колониальных империй, характерных особенностях экономического и политического развития новых независимых государств.
Оборудование: учебная литература.
1.Ознакомиться с теоретической частью в учебнике:
Всеобщая история. 11 кл./ О.В.Волобуев, А.А.Митрофанов, М.В.Пономарев. М.: Дрофа, 2015, стр137-147.
А)Выписать страны Азии, Африки, Латинской Америки получившие независимость после Второй мировой войны.
Ответьте на вопрос:
Б) Почему после Второй мировой войны значительно ускорился процесс деколонизации?
В) Какие проблемы пришлось решать бывшим колониям?
3. Подведение итогов работы, вывод.
Практическая работа № 3
«Социально-экономическое и политическое развитие стран Западной и Восточной Европы».
Цель работы: формировать представление о социально-экономическом и политическом развитии стран Западной и Восточной Европы, выделять общие черты и различие.
Оборудование: учебная литература.
1.Ознакомиться с теоретической частью в учебнике:
Всеобщая история. 11 кл./ О.В.Волобуев, А.А.Митрофанов, М.В.Пономарев. М.: Дрофа, 2015, стр119-137.
Б) Назовите общие черты и различия в развитии стран Восточной Европы.
3. Подведение итогов работы, вывод.
Практическая работа №4
«Перестройка в СССР: цели и их реализация».
Цель работы: сформировать представление об основных этапах перестройки в СССР.
Оборудование: учебная литература, интерактивная доска, раздаточный материал.
1.Ознакомиться с теоретической частью в учебнике:
Загладин Н.В., Петров Ю.А. История (базовый уровень). 11 кл. Русское слово.2015, с.313-320.
А) Ответьте на вопрос:
Что означает понятие «Новое политическое мышление»?
Б) Укажите годы перестройки:
В) Составьте таблицу: основные этапы перестройки.
3.Подведение итогов работы, вывод
Практическая работа №5
«Социально-экономическое и политическое развитие стран Азии и Латинской Америки».
Цель работы : формировать представление о социально-экономическом и политическом развитии стран Азии и Латинской Америки.
Оборудование: учебная литература, атлас.
1.Ознакомиться с теоретической частью в учебнике:
Всеобщая история. 11 кл./ О.В.Волобуев, А.А.Митрофанов, М.В.Пономарев. М.: Дрофа, 2015, стр119-137.
3. Подведение итогов работы, вывод.
Практическая работа №6
«Понятие НТР, её влияние на развитие стран во второй половине 20 века, современную историю».
Цель работы: формировать представление об успехах и проблемах НТР во второй половине 20 века.
Оборудование: учебная литература, интерактивная доска, раздаточный материал.
1.Ознакомиться с теоретической частью в учебнике:
Всеобщая история. 11 кл./ О.В.Волобуев, А.А.Митрофанов, М.В.Пономарев. М.: Дрофа, 2015, стр 165-166.
А) Ответьте на вопрос:
Каковы особенности НТР постиндустриальной эпохи?
Б) Заполните таблицу:
3. Подведение итогов работы, вывод.
Практическая работа № 7
«Культура и духовная жизнь современной России».
Цель работы: сформировать определение понятий “культура”, “национальная культура, называть основные достижения и проблемы культуры России в конце ХХ – начале XXI вв.,
Оборудование: учебная литература, интерактивная доска, раздаточный материал.
1.Ознакомиться с теоретической частью в учебнике:
Загладин Н.В., Петров Ю.А. История (базовый уровень). 11 кл. Русское слово.2015, с.399-404.
2. Выполните задание
А) Ответьте на вопрос
Какова роль Русской православной церкви в современном российском обществе?
Б) Заполните таблицу:
3. Подведение итогов работы, вывод
Практическая работа № 8
«Экономические реформы 1990-х годов в России: основные этапы и результаты.».
Цель работы: сформировать представление об основных этапах и результатах экономических реформ 1990-х годов.
Оборудование: учебная литература, интерактивная доска, раздаточный материал.
1.Ознакомиться с теоретической частью в учебнике:
Загладин Н.В., Петров Ю.А. История (базовый уровень). 11 кл. Русское слово.2015, с.376-379.
2.Ответьте на вопросы:
1.Опишите реформы «Шоковой терапии»
2.Последствия «Шоковой терапии»
3. Подведение итогов работы, вывод.
Практическая работа № 9
«Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией».
Цель работы : создать представление о правовом статусе полуострова в контексте его исторического развития, подвести к пониманию причин исторического воссоединения Крыма с Россией, а также осознанию значимости данного события для нашей страны.
Оборудование: учебная литература, интерактивная доска, раздаточный материал.
1.Ознакомиться с конспектом:
А) Опираясь на конспект составьте хронологическую таблицу истории отношений Крыма и России.
Б) Почему жители Крыма приняли решение войти в состав России?
3. Подведение итогов работы, вывод.
Практическая работа № 10
«Геополитическое положение и национальные интересы России Деятельность РФ по укреплению мира и созданию устойчивой системы международной безопасности».
Цель работы: формировать знания о деятельности РФ по укреплению мира и созданию устойчивой системы международной безопасности.
Оборудование: учебная литература, раздаточный материал.
1.Ознакомиться с теоретической частью в конспекте:
2.Ответить на вопросы:
А) Ответьте на вопросы:
Каковы, на Ваш взгляд, место и роль России в современном геополитическом противоборстве?
Б) Каковы направления деятельности России по укреплению мира и созданию устойчивой системы международной безопасности?
3. Подведение итогов работы, вывод.
1. Сахаров А.Н.,Загладин Н.В. История (базовый уровень). 10 кл. Русское слово.2017
2. Загладин Н.В.,Петров Ю.А. История (базовый уровень). 11 кл. Русское слово.2017
3. Всеобщая история. 10 кл./ О.В.Волобуев, А.А.Митрофанов, М.В.Пономарев. М.: Дрофа, 2018
4. Всеобщая история. 11 кл./ О.В.Волобуев, А.А.Митрофанов, М.В.Пономарев. М.: Дрофа, 2018
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методические рекомендации по организации и проведению практических работ
по учебной дисциплине (по междисциплинарному курсу)
(код и наименование УД или МДК)
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
15. 02. 07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
(код и наименование специальности)
Методические указания по организации и проведению практических работ по учебной дисциплине ОГСЭ.02 История по специальности 15. 02. 07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям).
ФОРМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ
ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСТНЫХ ОТВЕТОВ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЯХ
Организация практических занятий, способствует достижению цели и задач дисциплины, формированию требуемых знаний, умений, общих и профессиональных компетенций (ОК и ПК).
Цель: сформировать представление об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, о культурно-историческом своеобразии России и её месте в мировой и европейской цивилизации.
— развивать способность понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
— расширить знания об истории человечества, сформировать целостное представление о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
— развивать способность к анализу и обобщению, аргументировано отвечать на вопросы, делать выводы и оценочные суждения, работать с документами и источниками информации; рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам современности.
— основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков ( XX и XXI вв.);
— сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.;
— основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
— назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
— о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных государственных традиций;
— содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
-ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
-выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
Методические указания по проведению практических работ ориентированы на достижение следующих задач:
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний, углубление и расширение теоретических знаний;
формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие исследовательских умений;
использование материала, собранного и полученного в ходе лекционных и самостоятельных занятий, на практических занятиях, при подготовке к текущей, промежуточной и итоговой аттестации.
Данные методические указания по организации и проведению практических занятий составлены в соответствии с содержанием рабочей программы учебной дисциплины ОГСЭ.02 История специальности 15. 02. 07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям).
Учебная дисциплина ОГСЭ.02 История изучается в течение 1 семестра. Общий объем времени, отведенный на выполнение практических работ по УД, составляет в соответствии с учебным планом и рабочей программой составляет 8 часов.
ФОРМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Практические работы можно разделить на две категории (формы): семинарские (устные) занятия и письменные работы. Именно семинарские занятия требуют тщательной внеаудиторной самостоятельной подготовки студентов, так как предполагают устное выступление студентов.
Письменные практические работы предполагают наличие у студента письменных принадлежностей, учебника, конспектов лекций. Все дополнительные источники информации выдаются непосредственно преподавателем на занятии.
Время на проведение одной практической работы – 45 минут.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Перед очередным практическим занятием целесообразно выполнить все задания, предназначенные для самостоятельной работы, изучить лекцию, соответствующую теме практического занятия, подготовить ответы на вопросы по теории, разобрать примеры.
В процессе подготовки к практическому занятию закрепляются и уточняются уже известные и осваиваются новые категории, «язык» становится богаче. Столкнувшись в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, необходимо найти ответы самостоятельно или зафиксировать свои вопросы для постановки и уяснения их на самом практическом занятии.
В начале занятия следует задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении.
В ходе практического занятия каждому студенту надо стараться давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов, доводить каждую задачу до окончательного решения, демонстрировать понимание проведенных расчетов (анализов, ситуаций), в случае затруднений обращаться к преподавателю.
В ходе практического занятия каждый должен опираться на свои конспекты, сделанные на лекции, собственные выписки из учебников по данной теме.
Самое главное на практическом занятии – уметь изложить свои мысли.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.
Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. Работа на всех практических занятиях в течение семестра позволяет подготовиться без трудностей и успешно сдать экзамен или зачет.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ
Важной составной частью учебного процесса являются практические (семинарские) занятия. Семинарские занятия проводятся главным образом по общественным наукам помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки творческой и групповой работы.
1. СОЗДАНИЕ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ.
Для успешного выполнения заданий практического (семинарского) занятия студентам необходимо предварительно разделиться на рабочие группы. Как правило, рабочие группы формируются по собственному желанию студентов. В некоторых случаях (методически обоснованных), допускает формирование рабочих групп по делению преподавателя.
Рабочая группа состоит из 5-7 человек в зависимости от количества студентов в группе, а также от количества вопросов, вынесенных на обсуждение на практическом (семинарском) занятий. Если вопросов 4, то и рабочих групп 4.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОПРОСА ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ.
Одна рабочая группа готовит к выступлению на практическом (семинарском) занятии один вопрос. Вопросы, подготовленные у разных рабочих групп, не должны повторяться.
3. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ К ВЫСТУПЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ.
В тематике поставленного вопроса формулируются подтемы (подвопросы) в каждой рабочей группе самостоятельно. Один участник рабочей группы готовит одну подтему (подвопрос) в рамках общей подготовки рабочей группы к ответу на вопрос. Таким образом на практическом (семинарском) занятии устно выступает каждый студент.
Общее выступление рабочей группы по вопросу практического (семинарского) занятия должно быть логично и последовательно. Желательно, подготовить презентацию по рассматриваемому вопросу.
В среднем на выступление рабочей группы в рамках практического (семинарского) занятия отводится 10 минут, на одного человека – 1 – 2 минуты. Исходя из этого, все участники рабочей группы должны заранее распределить последовательность выступления на практическом (семинарском) занятии.
В случае, если рабочая группа подготовила мультимедийную презентацию, то скинуть её на компьютер, проверить работу и возможность переключения слайдов необходимо заранее, на перемене.
4. ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО (СЕМИНАРСКОГО) ЗАНЯТИЯ.
Практическое (семинарское) занятие проводится в той же последовательности, в которой представлены вопросы в плане проведения практических (семинарских) занятий. Рабочим группа необходимо заранее понимать свою очередность. Начинать выступление без заминок и завершать его, согласно отведенному лимиту времени.
5. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УСТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ.
Для подготовки к выступлению необходимо обратить внимание на полезные советы:
1. Если студент чувствует, что не владеет навыком устного изложения, необходимо составить подробный план материала, который он будет излагать. Но только план, а не подробный ответ, чтобы избежать зачитывания.
2. Студенту необходимо стараться отвечать, придерживаясь пунктов плана.
3. При устном ответе не волноваться, так как вокруг друзья, а они очень благожелательны к присутствующим.
4. Следует говорить внятно при ответе, не употреблять слова-паразиты.
5. Полезно потренироваться высказывать свои мысли по тому или иному вопросу дома, в общежитии.
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ
Практическая работа №1 «“Холодная война” и международные организации».
Начало «Холодной войны»
Периоды «Холодной войны» и международные кризисы.
«Гонка вооружений»: положительные и отравительные результаты.
Пояснение: Речь У. Черчилля и её анализ, доктрина Г. Трумэна и её анализ, план Маршала и его реализация. Цель создания военно-политических блоков и международных организаций (НАТО, АНЗЮС, СЕАТО, ООН, ОВД, СЭВ) их функционирование. Два ключевых периода «холодной войны» и их составляющие события (Корейская война, война Франции во Вьетнаме, восстание в Венгрии, Суэцкий кризис, Берлинский кризис, Карибский кризис). Второй период «холодной войны», перенос конфликтов в страны «третьего мира», разрядка международной напряженности, попытки ограничения вооружений. Война США во Вьетнаме, война СССР в Афганистане. Понятие «гонки вооружений», иллюстрация на примерах стран.
Практическая работа №2 «СССР в 1950-х – 1980-х гг.».
Доклад «О культе личности и его последствиях», его влияние на внутреннюю политику и международные отношения СССР.
Решение социальных вопросов в период 1950-х – 1980-х годов: основные тенденции и результаты.
Решение экономических вопросов в период 1950-х – 1980-х годов: существовавшие противоречия и их последствия.
Пояснение: Деятельность XX съезда КПСС, вопросы вокруг доклада. Реакция населения, идеологические аспекты доклада. Взаимоотношения с Китаем «до» и «после» доклада. Решение жилищных, медицинских, трудовых вопросов, на прямую влиявших на настроение населения. Принцип «стабильности кадров». Репрессивная политика и реабилитация (желательно с привлечением графиков и схем о численности заключенных и т.д.). Диссиденты. Непоследовательность в реформах промышленности и сельского хозяйства, результаты.
Практическая работа №3 «СССР в годы “Перестройки”».
М.С. Горбачев: роль личности в истории.
Этапы политики «перестройки», их ключевые события и последствия.
Политика «Гласности»: цели и результаты.
Экономические реформы: обоснованность и результат.
Пояснение: Характеристика личности М.С. Горбачева, его прошлого и настоящего. Отношение к политике «перестройки» населения. «Гласность» как способ достичь максимальной открытости: эффективно и полезно или нет? Введение элементов рыночной экономики и их соответствие идеологическим принципам.
Практическая работа №4 «Социально – экономическое и политическое развитие стран Европы и Северной Америки во второй половине XX века».
Превращение США в ведущую мировую державу.
Ведущие страны Западной Европы.
Европейская интеграция: понятие и организация.
Страны Восточной Европы: ключевые процессы и отличия.
Пояснение: Вторая Мировая война и её последствия для США. Эмиграция из Европейских стран как фактор, способствовавший развитию науки и техники в США. Деятельность президентов Дж. Кеннеди, Р. Никсоне, Р.Рейгане, У. Клинтоне, Дж. Буше (младшем), Б. Обаме: направления и противоречия политики. Итоги Второй Мировой войны для Великобритании, Франции, Германии и Испании, ключевые политические фигуры и их деятельность. Совет Европы, Европейское экономическое сообщество, Европейский Союз. Строительство социализма, СЭВ и ОВД, развитие стран социалистического лагеря после смерти И.В. Сталина, современное развитие стран Восточной Европы.
Практическая работа №5 «Крушение колониальной системы».
Начало освобождения колоний.
Год Африки: освобождение от колониальной зависимости.
Освобождение Анголы и Мозамбика.
Африканский национальный конгресс. Н. Мандела.
Пояснение: Начало освобождения колоний от метрополий. Революция во Вьетнаме, развитие Филиппин, Индии, Пакистана, Индонезии, Ливии и Египта. Африка: Камерун, Сомали, бывшие французские колонии в Африке, Нигерия, Замбия. Народное движение за освобождение Анголы: руководители и деятельность. Фронт освобождения Мозамбика: руководители и деятельность. Развитие освободившихся стран.
Практическая работа №6 «Международные отношения в начале XXI века».
Международные отношения в конце 90-х годов ХХ в
Современный международный порядок.
Интернет в мировой политике: общая совокупность сетевых отношений.
Человеческое измерение мировой политики.
Пояснение: для подготовки к практической работе необходимо ознакомиться с учебником Современные международные отношения и Мировая политика / Ответственный редактор –
член-корреспондент РАН, проф. А.В.Торкунов, М.2004 г. и подготовить ответ используя собственное мнение и аргументировав его.
Практическая работа №7 «Современное развитие России и мира».
Европейская политика России.
Политика России на Ближнем и Среднем Востоке.
Российские регионы в международном сотрудничестве.
Россия в международных институтах.
Пояснение: для подготовки к практической работе необходимо ознакомиться с учебником Современные международные отношения и Мировая политика / Ответственный редактор –
член-корреспондент РАН, проф. А.В.Торкунов, М.2004 г. и подготовить ответ используя собственное мнение и аргументировав его.
ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСТНЫХ ОТВЕТОВ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЯХ
Максимально: 21 балл
-не полно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, достаточное для дальнейшего изучения программного материала (могут быть допущены три-четыре незначительные ошибки, исправленные по просьбе преподавателя);
-не раскрыто основное содержание учебного материала
Владение речью и терминологией
— материал изложен грамотным языком, с точным использованием терминологии;
— в изложении материала имелись затруднения и допущены незначительные ошибки в определении понятий и в использовании терминологии;
— допущены грубые ошибки в определении понятий (терминология используется неверно, определения понятиям даются неверно)
Применение конкретных примеров
— показано умение иллюстрировать материал конкретными примерами (дата/событие/личность);
-приведение примеров вызывает затруднение;
-неумение приводить примеры при объяснении материала
Уровень теоретического анализа
— показано умение делать обобщение, выводы, сравнение;
— обобщение, выводы, сравнение делаются с помощью преподавателя;
— полное неумение делать обобщение, выводы, сравнения
— содержание материала изложено самостоятельно, без наводящих вопросов;
— содержание материала излагалось с помощью наводящих вопросов и подсказок;
— содержание материала излагалось с многочисленными подсказками, показавшими незнание или непонимание большей части учебного материала
Работа с презентацией
— презентация выполнена в соответствии с требованиями;
— презентация выполнена с незначительными нарушениями требований;
— презентация выполнена с грубыми нарушениями требований или отсутствует.