методика боуэна направленная на исследование семейной истории

Общая характеристика теории семейных систем М. Боуэна

методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Смотреть фото методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Смотреть картинку методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Картинка про методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Фото методика боуэна направленная на исследование семейной истории методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Смотреть фото методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Смотреть картинку методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Картинка про методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Фото методика боуэна направленная на исследование семейной истории методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Смотреть фото методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Смотреть картинку методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Картинка про методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Фото методика боуэна направленная на исследование семейной истории методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Смотреть фото методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Смотреть картинку методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Картинка про методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Фото методика боуэна направленная на исследование семейной истории

методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Смотреть фото методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Смотреть картинку методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Картинка про методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Фото методика боуэна направленная на исследование семейной истории

методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Смотреть фото методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Смотреть картинку методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Картинка про методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Фото методика боуэна направленная на исследование семейной истории

ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ

ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНЫХ МИФОВ В РОДИТЕЛЬСКОЙ

СЕМЬЕ НА ВЫБОР БУДУЩЕГО СУПРУГА. 5

1.1. Общая характеристика теории семейных систем М. Боуэна. 5

1.2. Семейный миф как параметр теории семейных систем. 12

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНЫХ МИФОВ В

РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ НА ВЫБОР БУДУЩЕГО

СУПРУГА. 24

2.1. Описание хода эксперимента. 24

2.2. Анализ полученных результатов. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 33

ПРИЛОЖЕНИЯ. 35

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях усиления экономического и политического кризисов, дальнейшего расслоения общества семья как динамическое образование претерпевает определенные изменения, отражающиеся, прежде всего, на структуре и характере супружеских отношений. Возникают нарушения во внутрисемейном общении, учащаются кризисы семьи, растет неудовлетворенность браком, изменяется стиль взаимодействия между родителями и детьми.

Повышенный интерес общества к разрешению кризиса семьи, отмечаемый многими авторами, связан с необходимостью обратить внимание на сложные внутрисемейные феномены, которые влияют на состояние как семьи в целом, так и на психологическое благополучие отдельных ее членов. Брачно-семейная жизнь стала приобретать более личностный характер. Снизилась роль внешних факторов в обеспечении устойчивости брака и, соответственно, возросло значение его внутреннего содержания.

Семейные отношения – это сложная психическая реальность, включающая в себя и индивидуальные, и коллективные, и онтогенетические, и социогенетические, и мифологические основания. Несмотря на активное развитие предметного поля психологии семьи, некоторые явления, порожденные семейным взаимодействием, так и остаются непознанными. К таковым относится и область семейного самосознания, в частности феномен семейного мифа.

Актуальность исследования определяется важностью изучения проблемы существования семейного мифа, выступающим определенным «психологическим» наследованием, который может влиять на построение жизненного сценария человека.

Семейный миф в психологических исследованиях представлен достаточно немногочисленными исследованиями, но на сегодняшний день является важным источником рассмотрения системы внутрисемейных отношений, определяющих жизненный путь будущего поколения.

Проблема взаимосвязи семейного мифа и жизненного сценария человека представляется нам актуальной во все времена, так как личностные качества и опыт, полученный в семье, влияет на Я-концепцию и восприятие окружающего мира, что характеризует поведение человека, его взаимоотношения с людьми и построение своего образа будущего – сценария жизни.

Несмотря на огромную роль семейного мифа в жизни каждого человека, изучение этого феномена не имеет богатой и прочной традиции в истории психологии семьи, прежде всего из-за сложности изучения, неоднозначности в определении.

Среди ученых, в разное время и в разных обществах занимавшихся феноменом семейного мифа, можно назвать следующих: 3. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, О.А. Карабанова, А. Я. Варга, И. Ю. Хамитова, Г. Л. Будинайте, Т. М. Мишина, А. А. Нестерова, М. В. Лопатина.

Цель исследования: изучить семейный миф как параметр теории семейных систем и исследовать влияние семейных мифов в родительской семье на выбор будущего супруга.

Гипотеза исследования: семейные мифы в родительской семье влияют на выбор будущего супруга.

Объект: семейный миф.

Предмет исследования: влияние семейных мифов в родительской семье на выбор будущего супруга.

1. Изучить теорию семейных систем М. Боуэна.

2. На основе анализа литературы по проблеме выявить основные направления и подходы к семейному мифу в отечественной и зарубежной психологии; описать существующие семейные мифы.

методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Смотреть фото методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Смотреть картинку методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Картинка про методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Фото методика боуэна направленная на исследование семейной истории

3. Провести эмпирическое исследование и исследовать влияние семейных мифов в родительской семье на выбор будущего супруга.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анкетирование, эмпирическое исследование.

ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНЫХ МИФОВ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ НА ВЫБОР БУДУЩЕГО СУПРУГА

Общая характеристика теории семейных систем М. Боуэна

Один из самых ярких системных семейных психотерапевтов ХХ века – американский психиатр Мюррей Боуэн.

Он был первым, кто стал развивать теорию семейных систем в США. В статье «Теория семейных систем М. Боуэна» [1] представлены отдельные положения теории человеческих взаимоотношений, разработанной М. Боуэном, и описана попытка соединить исследования семьи с естественными науками. В статье также показано, как М. Боуэн применял свою теорию в практике семейной психотерапии.

Благодаря усилиям М. Боуэна и смелости, с которой он воспротивился господствующей в те годы тенденции рассматривать все аспекты человеческого поведения, опираясь только на теорию Фрейда, мир был вознагражден новой психологической теорией и радикально новым методом в психотерапии. Он разработал теорию семейных систем, которая отличается от классического системного подхода рядом существенных черт [6, с.112].

Теоретическую основу системной семейной психотерапии составляет общая теория систем. Рассмотрим ее подробнее.

Под системой понимается совокупность взаимодействующих элементов (или объектов), реализующих общую функцию (функции). Главный постулат этого психотерапевтического подхода гласит: семья является видом социальной системы, психологическая помощь ей невозможна без знания и учета законов функционирования систем, аналогично тому, как лечение человека невозможно без знания и учета его анатомии и физиологии.

Активность системы – это распространение гомеостатической регуляции на внешнюю среду, деятельность, направленная на изменение и организацию внешней среды в соответствии с требованиями своего внутреннего строения [3, с.88].

Г. Л. Будинайте и А. Я. Варга приводят следующий пример. Для поддержания более-менее постоянной температуры тела человек как минимум одевается и строит дома. Допустим, строит из дерева. Значит, валит деревья. Значит, вмешивается в экосистему леса, изменяет свою внешнюю природную среду. Последние лет триста внешняя среда просто изнемогает от активности человека. Семейная система так же характеризуется определенной активностью. Обычно семейная система состоит из нескольких подсистем. Формальные подсистемы – супружеская пара или супружеская подсистема и дети, детская подсистема. Каждая является своего рода внешней средой для другой [3, с.90].

Дисфункциональная супружеская подсистема обычно использует другие подсистемы – чаще всего детскую подсистему, если детей двое, или детский организм, если ребенок один, для своей стабилизации.

Существует некий обычный набор факторов, воздействующий на семейную систему. Все они так или иначе структурируют время и содержание жизнедеятельности семьи, могут увеличивать стресс и тревогу в семье или успокаивать и снижать напряжение. Понятно, что с ними нераздельно связаны реакции системы на них:

1. Родственники со стороны мужа и со стороны жены. Это воздействие может быть организационным – дают материальную помощь или берут материальную помощь, помогают по хозяйству и с детьми, или сами нуждаются в помощи, требуют регулярных посещений или нет, и т.п., а также это воздействие может быть психологическим, например, общение с родственниками увеличивает напряжение и тревогу в семье или уменьшает.

2. Работа, коллеги и начальники. Воздействие этого фактора разнообразно. Работа структурирует время пребывания всех членов семьи вместе (много работают и редко видятся), определяет материальный уровень жизни семьи, в некоторых случаях круг общения семьи. Все это сопровождается определенной динамикой тревоги и напряжения в семейной системе.

3. Воспитатели детских садов, школьные учителя, соседи, друзья. Воспитатели и учителя могут очень влиять на времяпрепровождение и самочувствие семьи. Ежедневные сообщения о плохом поведении, домашние задания, которые необходимо делать всей семьей – стрессоры для семьи [3, с.91-92].

Применительно к открытым системам правильнее было бы говорить о воздействиях на систему и состояниях системы. Например, появление ребенка – воздействие на семейную систему, – неизбежно приведет к изменению состояния системы. Люди, которые выполняли функции супругов по отношению друг к другу, начинают вдобавок выполнять функции родителей по отношению и к новому элементу – ребенку, – и по отношению друг к другу.

Итак, базовая идея системной семейной психотерапии заключается в том, что семья – это социальная система, т.е. комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Семья – это «живой организм, напоминающий скорее пламя, чем кристалл» [15, с.7].

Семейная система – это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система – это самоорганизующаяся система, т.е. поведение системы целесообразно. Люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу. Элементы семейной системы находятся друг с другом в постоянном взаимодействии, между ними складываются топологические и динамические отношения. Топологические отношения – это отношения близости-отдаленности. Структура семьи, состав ее коалиций – мать и дети, а отец на периферии, или коалиция отец – дочь против коалиции мать-сын, или супружеская подсистема и детская подсистема – все это разные варианты топологических отношений элементов.

В любой из школ семейной психотерапии, идентифицирующих себя с системным подходом, утверждается, что семья – это социальная система, закономерности функционирования которой лежат в основе ее нормы и патологии, и, соответственно, нормы или патологии людей, входящих в эту семейную систему. Однако, если в классическом системном подходе выделяются прежде всего информационно-коммуникативные особенности функционирования семьи, то теория Мюррея Боуэна сосредотачивается на ее эмоциональном функционировании. Он вводит понятие эмоциональной системы, которую толкует как сложный чувственно-поведенческий комплекс, свойственный почти всему животному миру, по крайней мере, начиная с эволюционного уровня рептилий и птиц [6, с.114].

Мюррей Боуэн считает, что у любого человека существуют две системы функционирования: интелектуальная и эмоциональная. Эмоциональная система включает в себя все автоматические или инстинктивные реакции человека на любые аспекты среды. Автоматические реакции человека сходны с теми, что регулируют инстинктивное поведение у других живых существ. Интеллектуальная система – это функция коры головного мозга, которая появилась на последнем этапе развития человека и является основным его отличием от всех более низших форм жизни. Кора позволяет думать рассуждать, рефлексировать, регулировать жизнь в определенных областях. Интеллектуальная, или когнитивная система человека дает ему способность наблюдать за функционированием и реакциями эмоциональной системы. И вот эта способность будет различной у различных людей. То есть, люди различаются по своей способности различать чувства (более субъективная вещь) и мысли (более объективная вещь). Эта способность никак не связана с интеллектом человека. Можно иметь очень высокий IQ, и при этом плохо различать чувства и мысли. Практически каждый человек сталкивался с ситуацией, когда он реагировал автоматически, не задумываясь, почему он сделал так, а не иначе. Вообще, эмоциональная система гораздо больше регулирует нашу жизнь, чем мы признаем [14, с.67].

В теорию Мюррея Боуэна входит восемь концепций:

1. Дифференциация Я. Здесь дается описание эмоциональной и интеллектуальной системы человека, разрабатывается понятие дифференциации и составляется шкала дифференциации. Кроме того, здесь вводятся еще два чрезвычайно важных понятия: «псевдо Я» (или ложного Я, легко изменяемого, подверженного влияниям извне, конформного, не имеющего убеждений и принципов, содержание которого определяется либо стремлением соответствовать ожиданиям других, либо бессмысленным бунтом) и твердого, истинного Я (мало подверженного внешним влияниям, определяемого ценностями и внутренней этикой).

Дифференцированный член семьи – тот человек, который характеризуется высокой степенью самостоятельности, независимости, наличием более глубоких и всеобъемлющих межличностных отношений, чем другие. В. Сатир говорит о том, что люди с высокой самооценкой создают вокруг себя атмосферу любви, чистоты, честности, ответственности, сострадания, что, в свою очередь, выступает залогом успешной семьи, тогда как в неблагополучных семьях члены семьи обладают низкой самооценкой [12, с.36].

2. Триангуляция. Имеется в виду эмоциональный процесс между двумя людьми или группами, который в ситуации повышенной тревоги имеет тенденцию вовлекать в отношения третьего. Цель, остающаяся неосознаваемой, – снижение тревоги в социальной системе.

3. Эмоциональные процессы ядерной семьи. Концепция описывает паттерны эмоционального взаимодействия в семье на уровне одного поколения. Человеческая семья может быть рассмотрена как эмоциональное целое, или целостная эмоциональная система. Человек, погруженный в это поле, живет по его законам, реагируя на тонкие изменения в балансе отношений. Эта эмоциональная реакция обычно совершается автоматически. Например, в ответ на отвержение автоматически следует реакция увеличения дистанции – от перехода на формальное общение вплоть до физического ухода.

4. Проективные процессы в семье. Рассматриваются механизмы «триангулирования», посредством которых родительская недифференцированность наносит вред и приводит к ухудшению состояния одного или более детей. «Триангулированный» ребенок – тот, на ком проективный процесс сфокусирован в наибольшей степени. Обычно такие дети бывают чрезмерно включены в родительские взаимоотношения, в ущерб решению стоящей перед ними важной задачи – построения собственной идентичности. В результате они плохо адаптируются к жизни и в итоге имеют более низкий, по сравнению с сиблингами, уровень дифференциации Я.

6. Эмоциональный разрыв. Концепция эмоционального разрыва создает представление о паттернах, определяющих, как люди обращаются со своими привязанностями. Мюррей Боуэн анализирует разные случаи эмоциональных разрывов в семьях и социальных группах.

7. Позиция сиблингов. Данный концепт описывает корреляцию между базисными характеристиками личности и сиблинговой позицией, то есть порядком рождения детей в семье. Эмоциональная система любой семьи порождает конкретные функции, которые выполняются конкретными людьми. Когда один член семьи берет на себя те или иные функции, другие уже не будут их выполнять. Появляясь на свет в определенной сиблинговой позиции, ребенок невольно принимает на себя и те функции, которые связаны с данной позицией. В определенной мере личность индивида формируется самой функциональной позицией, которую он занимает в семье. Характер и тип его функционирования формирует развитие его личности, в то же время личность – по мере своего развития – оказывает обратное влияние на смысл и содержание его функционирования.

Итак, основные положения теории семейных систем М. Боуэна: семья – это небольшая группа людей, живущих в общем доме. В то же время семья – это и эмоциональная система, в которую входят все члены семьи (и живые, и усопшие, и находящиеся вне семьи). Эта эмоциональная система существует в настоящем и в семье (даже в том случае, если членов семьи уже нет в данной реальности или они разъединены пространством). Эмоциональная система семьи являет собой трансгенерационный феномен, в нее включены представители всех предшествующих поколений.

Эмоциональная система семьи, которую, образно говоря, можно назвать общим Я семьи, ее эмоциональное, своеобразие, без сомнения, влияет на детей и формирует их личности, во множестве которых можно усмотреть два типа личности: обособленную, независимую, дифференцированную от семьи и подчиненную, зависимую, сплавленную с семьей.

Источник

ГЕНОГРАММА: ИЗУЧЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ ИСТОРИИ.

методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Смотреть фото методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Смотреть картинку методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Картинка про методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Фото методика боуэна направленная на исследование семейной истории

Каждый из нас, хочет он того или нет, является потомком своего Рода, членом семьи своих предков, элементом собственной семейной системы.

Ощущение любви и поддержки от своих предков, ощущение принадлежности к своему Роду, ощущение силы своего Рода, дает человеку огромный жизненный ресурс, называемый «любовью рода». Человек, по каким-то причинам оторванный от своего рода, напоминает дерево без корней. Он часто чувствует себя одиноким, не может быть достаточно успешным, уверенным в себе и эффективным.

Будучи частью системы, человек включен в некоторое системное семейно-родовое взаимодействие, оказывающее значительное влияние на всю его жизнь и судьбу. Это взаимодействие может быть структурно описано категориями и порядками общей теории систем.

Один из семейных терапевтов первого поколения М. Боуэн в 1978 г. разработал метод построения генограммы, с помощью которой человек может отобразить людей, составляющих историческое прошлое и настоящее своей семьи.

Цель заключается в том, чтобы помочь людям воспринять их настоящую и будущую систему межличностых взаимоотношений как нечто, что они могут продолжать осознанно и продуманно строить, объединяя семью своего происхождения со своей созданной ими семьей.

Методика “Генограмма” используется для анализа хода семейной истории, стадий развития семьи, паттернов взаимоотношений, переходящих из поколения в поколение, и событий, предшествующих кризису семьи и обращению за психологической помощью.

методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Смотреть фото методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Смотреть картинку методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Картинка про методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Фото методика боуэна направленная на исследование семейной истории

Генограмма представляет собой форму семейной родословной, на которой записывается информация о членах семьи как минимум в трех поколениях.

В терапевтическую практику генограмма впервые была введена Мюррэем Боуэ-ном в 1978 году (Шерман Р., Фредман Н., 1997).

Для того чтобы составить генограмму, необходимо провести опрос всех членов семьи. Затем вы можете использовать специальные символы генограммы, чтобы создать диаграмму, которая будет документировать историю вашей семьи.

Генограмма показывает, как в данной семье люди связаны друг с другом, и может содержать такую информацию, как: имена, фамилии, даты рождения, бракосочетаний, разводов и смерти (если в раннем возрасте, то причину смерти), образование, род занятий, профессии, тяжелые заболевания, страна проживания, религия.

ГЕНОГРАММА – это графическое изображение всех членов семьи человека, которая описывает происходящие важные события.

Анализ генограммы позволяет выявить повторяющиеся в системе события, даты (“синдром годовщины”), распознать наследственные семейные болезни, а также негативные эмоциональные паттерны (модели) и паттерны отношений, личностные характеристики и семейные верования, передающиеся из поколения в поколение.

Методика позволяет посредством построения диаграммы, отражающей историю расширенной семьи на протяжении трех и более поколений, показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение; как события, подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства и др. влияют на современные поведенческие образцы, а также на отношения во внутрисемейных диадах и треугольниках. Генограмма дает возможность специалисту и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейной жизни в интегральной, вертикально направленной перспективе.

методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Смотреть фото методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Смотреть картинку методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Картинка про методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Фото методика боуэна направленная на исследование семейной истории

Дети обозначаются по старшинству слева направо.

Полноценная генограмма должна включать в себя от 3 до 7 поколений.

Кто из членов семьи должен быть включен в генограмму:

● родные и сводные братья и сестры
● мать, отец, первые партнеры родителей
● родные дяди и тети
● предыдущие и нынешние партнеры, мужья (жены)
● дети (родные, приемные, усыновленные, абортированные)
● бабушки, дедушки (иногда их братья или сестры, если у них выдалась особенно тяжелая судьба)
● прабабушки и прадедушки (иногда до 5-7 колена), если случились особенно тяжелые события внутри семьи)
● интегрированные в систему лица (няни, кормилицы, человек, оказавший большое влияние на жизнь семьи, например, оставивший наследство)

Исследуйте свою семейную историю. Сначала запишите все, что знаете лично вы. Когда вы исчерпаете свои собственные знания, начните говорить с членами семьи. Задайте вопросы о семейных отношениях и существенных событиях. Делайте записи, примите все сказанное к сведению.

● Будьте внимательны, ведь эти обсуждения, возможно, могут оказаться трудными для некоторых членов семьи.

● Возможно, вы также сможете найти информацию через сетевые поиски или семейные книги. Однако вы должны быть уверены, что эта информация является точной. Если вы решили использовать данные способы, то вам придется перепроверять полученную информацию от разных источников и способом общения с живыми людьми.

Составляя генограмму, необходимо ответить на следующие вопросы целиком и полностью, насколько сможете:

1. Какие серьезные (физические) заболевания есть в семье?

2. Какие эмоциональные заболевания? (алкоголизм, психические заболевания, наркомания).

3. Какие были смертельные исходы и каковы были причины смерти?

4. Какие разводы или разделения супругов, измены или тайные связи?

5. Как лучше всего можно было бы описать личные качества каждого члена семьи?

6. Как члены семьи выражают любовь и привязанность? Как вы об этом узнаете?

7. Как члены семьи спорят? Как они выражают гнев? Откуда вы знаете, что они злятся?

8. Кто был экстравертом, а кто был интровертом?

9. Кто был основным снабженцем, а кто был основным иждивенцем?

10. Какие союзы, коалиции и подсистемы есть в семье? Каковы их правила и ограничения?

11. Каковы семейные мифы? Каковы их тайны?

12. Как члены семьи общаются между собой? (словами, жестами, выражениями, языком тела).

13. Каковы первостепенные ценности? Каковы семейные ценности?

14. Как в семье проявляется мужественность и женственность?

15. Каковы семейные “можно” и “нельзя”, “должен” и “не должен”?

16. Что происходит с чувствами в семье: их признают, сообщают о них или избегают их проявления?

17. Как принимаются решения в семье? Кто их принимает? Кто вовлекается?

18. Как члены семьи ведут себя в обществе по сравнению с их поведением дома?

Символы, которыми пользуются при составлении генограммы:

методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Смотреть фото методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Смотреть картинку методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Картинка про методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Фото методика боуэна направленная на исследование семейной историиметодика боуэна направленная на исследование семейной истории. Смотреть фото методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Смотреть картинку методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Картинка про методика боуэна направленная на исследование семейной истории. Фото методика боуэна направленная на исследование семейной истории

Генограмма может быть использована для показания разнообразия семейных отношений, а также видов заболеваний.

Генограмма включает в себя символы, которые указывают на семейные взаимоотношения, например на конфликт, близость, отчужденность, и т.п. Эмоциональные отношения имеют специфические символы, что помогает сохранять смысловой поток генограммы.

Семь измерений генограммы (по рук. М.В.Смоленской).

Генограмма имеет семь частей, каждая из которых будет полезной по-своему. По возможности необходимо заполнить каждую часть.

1. Семейное древо: Начинать надо со схемы вашего семейного древа. Для каждого мужчины используется квадрат, а для каждой женщины – круг. Изобразить надо свое собственное положение, затем – супруга(и) и детей. Это является “ядром семьи” и центром или “стволом” семейного древа.

Теперь можно расширять схему, чтобы включить различные ветви семейного древа: на нем будут изображены родители, все их дети, дедушки и бабушки, а также их дети. Если сразу не удается вспомнить все подробности, то необходимо просто рисовать круги и квадраты для стольких членов семьи, скольких можно насчитать.

Затем необходимо пронумеровать круги и квадраты и вписать в каждый имя и возраст. Таким образом, можно будет ссылаться на каждого человека по номеру или имени. В конце внести даты браков (Б) и разводов (Р).

2. Медицинские сведения: Прослеживание историй семейных заболеваний и нездоровья может быть очень полезным, если знать, что искать. Такие заболевания как диабет, алкоголизм, расстройства сердечной деятельности, поджелудочной железы и печени иногда передаются генетически.

Артрит, множественный склероз, стрессовые реакции и эмоциональные нарушения, такие как навязчивые идеи, подавленность, враждебность и чрезмерный комплекс вины или чувствительности, вероятно, будут более важными, чем сломанные ноги (если, конечно, в семье есть преобладание сломанных ног!). Смысл в том, чтобы не выпускать из поля зрения повторяющегося заболевания, условия или нездоровья на вашем древе.

3. Эмоциональные паттерны: Посмотрите, какие чувства испытывает каждый человек к себе, к другим и к жизни. Одни могут быть открытыми, восприимчивыми, веселыми, везучими или оптимистичными. Другие могут страдать от депрессий, разных фобий, сурового нрава, брезгливости, ревности или негативизма. Обычно человек может определить эти паттерны (модели), задавая вопросы такого рода: “Какие пять слов могут лучше всего описать дедушку?” Затем сравнить то, как вы видите дедушку, с тем, как видят его другие.

Один из членов семьи может сказать: “90% времени дед был сердитым”, другой вступает в разговор и добавляет: “Да, и на остальные 10% несчастным!” Дети могут понять, как дед развивал свои негативные эмоциональные привычки, зная, что он всегда был сердитым. Это также может помочь настоящему поколению преодолеть эти “унаследованные” паттерны.

4. Динамика отношений: Теперь надо посмотреть, как члены семьи относятся друг к другу. К примеру, вы можно спросить: “Какие отношения были у мамы с папой?” “Как бабушка справлялась с дедушкиной сердитостью?” Открыты ли семейные отношения или замкнуты, осуждающие или исследовательские, манипуляционные или ищущие компромисса. Откройте для себя, как ваша семья справлялась с кризисом отношений, в чьих руках было превосходство, кто решал больше, а кто меньше.

Затем можно определить категории любых отношений между членами семьи или отношения между семейными группировками с качеством, которое характеризует их (отдаленные, враждебные, близкие), а особенные отношения выделить заглавными буквами (А, Б, С), с тем, чтобы вы смогли описать их более полно на отдельной странице.

5. Система семьи: Будет полезно взглянуть и на то, как разные части семейной системы работают сообща, или как это им не удается. Существуют ли какие-нибудь коалиции (особые группы, которые держатся вместе и не дают туда доступа другим) или особые роли, предписанные определенным членам или частям семьи? Существуют ли какие-нибудь нарушения (разводы, раздельное жительство супругов, семейная вражда), семейные выродки или “проблемные” люди? Можете ли вы понять, каким образом ваша семейная система работает и передается из поколения в поколение? Может, захотеться использовать цветные карандаши, чтобы выделить особые части семейной схемы, с тем, чтобы можно описать их подробно в соответствии с цветом.

Поэтому необходимо обратить особое внимание на эти верования: они больше всего, вероятно, похожи на то, во что верите вы, сознательно или бессознательно, и диктуют вам, как выжить и как жить. Если они незрелые, надломленные или дисфункциональные, они могут ограничивать мышление, блокировать развитие и удерживать от раскрытия потенциала. Исследование таких верований – начало выравнивания их с вашим ВЫСШИМ ПОТЕНЦИАЛОМ.

7. Общество и ваша семья: На заключительном этапе необходимо сделать шаг назад и посмотреть, какой видит себя семья, являясь частью общества. Как семья в целом представляет себя обществу? С какими другими системами отождествляет себя? И как обычно общество отвечает семье?

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Как только вы составили генограмму, тщательно проследите, какие сходства и последовательность можно идентифицировать. Возможно, есть образцы наследственного поведения или специфические психологические тенденции, которые очень примечательны, когда все группируется вместе таким образом.

● Будьте осторожны в своих предположениях. Не следует делать выводы о наследственных специфических болезнях вашей семьи, основываясь только на данных из генограммы. Обратитесь к медицинскому специалисту по поводу ваших подозрений, пусть он проконсультирует вас в вопросах данного наследственного заболевания.

● Не используйте генограмму в качестве предположения о каких-либо действиях и побуждениях членов семьи, а так же не пытайтесь противостоять им. Если вы обнаружили тенденции того, что дядя Федя увольняется с каждой своей работы, а двоюродная сестра Мария всегда уводит чужих парней, не спешите махать у них перед носом составленной генограммой в качестве доказательства того, что им нужна помощь психоаналитика. Постарайтесь избежать поверхностного отношения членов семьи после создания данной генограммы, сначала попросите сделать о ней заключение у вашего семейного или личного адвоката.

● Если вы подробно описываете семейную историю, то факты и сходства, обнаруженные благодаря генограмме, могут объяснить, почему члены семьи сменили географическую область, какие виды отношений прослеживаются, и, возможно, даже найти членов семьи, которые не были официально признаны.

● Храните свою генограмму в безопасном месте. Факты и события, входящие в диаграмму, могут быть неприятными или нежелательными для некоторых членов семьи.

● Это может быть превосходным школьным заданием, ученики выберут знаменитую особу и исследуют историю её семьи и семейные отношения. Это можно облегчить, используя интернет, но поиск может выдавать неточные факты и узкую информацию, так что ее можно рассматривать в качестве личного исследования, но не обязательно исчерпывающего.

● Всегда сохраняйте конфиденциальность членов семьи, когда делитесь вашей генограммой с другими людьми, не входящими в семью.

● Никогда не используйте генограмму, чтобы противостоять члену семьи без помощи адвоката или профессионала из области здравоохранения.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *