методика контроля знаний умений и навыков обучаемых

Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся

В дидактике под методами обучения понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся, и способы организации познавательной деятельности школьников.

Все разнообразие методов обучения (классификация методов по назначению М.А. Данилова, Б.П. Есипова) можно разделить на пять следующих групп:

а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;

б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;

в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;

г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;

д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. Этим обуславливаются различные виды проверки и оценки знаний.

Основными из них являются следующее:

а) текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий;

б) четвертная проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждой учебной четверти;

в) годовая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащихся за год;

г) выпускные и переводные экзамены.

При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет также то, как относится тот или иной учащийся к обучению, работает ли он с необходимым напряжением постоянно или же рывками и т.д. Все это обусловливает необходимость применения всей совокупности методов проверки и оценки знаний. Какова же сущность и дидактические основы использования каждого из этих методов?

Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся.

Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности. Если по всем этим вопросам у учителя накапливается достаточное количество наблюдений, это позволяет ему более объективно подходить к проверке и оценке знаний учащихся, а также своевременно принимать необходимые меры для предупреждения неуспеваемости.

Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Сущность этого метода заключается в том, что учитель задает учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения. Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногда называют беседой.

При устном опросе учитель расчленяет изучаемый материал на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает учащимся вопросы. Но можно предлагать учащимся воспроизводить ту или иную изученную тему полностью с тем, чтобы они могли показать осмысленность, глубину и прочность усвоенных знаний, а также их внутреннюю логику. По многим предметам устный опрос (беседа) сочетается с выполнением учениками устных и письменных упражнений. Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценки знаний учащихся, устный опрос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более 3-4 учащихся. Поэтому на практике применяются различные модификации этого метода и, в частности, фронтальный и уплотненный опрос, а также «поурочный балл».

Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа учащихся. При фронтальном, его также называют беглым, опросе не всегда легко выставлять учащимся оценки, так как ответ на 1-2 мелких вопроса не дает возможности определить ни объема, ни глубины усвоения пройденного материала.

Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем-пяти учащимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них оценки, несколько «уплотняя», т.е. экономя время на проверку знаний, умений и навыков.

Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний. Суть ее в том, что учитель раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листках бумаги вопросы или задачи и примеры, на которые они в течение 10-12 мин. дают письменные ответы. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Это важная положительная сторона данного метода.

Известной модификацией устного опроса является также выставление отдельным учащимся, так называемого поурочного балла. Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. Так, ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей, подвергающихся устному опросу. Потом он может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала, проявлять сообразительность при закреплении знаний, обнаруживая, таким образом, хорошее усвоение изучаемой темы. Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и произвольное внимание учащихся, а также делать более систематической проверку их знаний.

Контрольные работы.

Это весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся. При проведении контрольных работ необходимо соблюдать ряд дидактических требований.

Первое: контрольные работы целесообразно проводить тогда, когда учитель убедился, что пройденный материал хорошо осмыслен и усвоен учащимися. Если же последние не совсем хорошо усвоили изучаемую тему или раздел программы, то контрольную работу проводить не следует, а нужно продолжать дальнейшую учебную работу по их более основательному усвоению.

Второе: необходимо за одну-две недели предупредить учащихся о предстоящей контрольной работе и провести в связи с этим соответствующую подготовку. Одновременно с этим нужно давать учащимся задания, требующие проявления творческого мышления и сообразительности с тем, чтобы они учились искать правильные решения нестандартных задач и упражнений. Нередко полезно также проводить так называемые предупредительные проверочные работы, позволяющие определять степень подготовленности учащихся к предстоящей контрольной работе.

Третье: очень важно, чтобы содержание контрольной работы охватывало основные положения изученного материала и включало в себя такие вопросы, решение которых требовало бы от учащихся проявления сообразительности и творчества.

Четвертое: при проведении контрольных работ необходимо обеспечивать самостоятельное выполнение учащимися даваемых заданий, не допускать подсказок и списывания. В этом смысле хорошими приемами являются подбор для учащихся различных вариантов одного и того же задания, размещение учащихся за отдельными столами и т.д.

Пятое: контрольные работы, как правило, должны проводиться в первой половине недели и желательно на втором и третьем уроке. Перенесение контрольных работ на конец недели или на последние уроки нецелесообразно, так как в это время учащиеся испытывают повышенное утомление, что, несомненно, может отрицательно сказаться на выполнении контрольной работы. По этой же причине недопустимо проведение нескольких контрольных работ в один день.

Шестое: учитель обязан внимательно проверять и объективно оценивать контрольные работы, а также проводить анализ качества их выполнения, классифицировать допущенные учениками ошибки и осуществлять последующую работу по устранению пробелов в их знаниях. Контрольные письменные работы полезны тем, что дают возможность проверять и оценивать одновременно знания всех учащихся класса или группы, но они требуют много времени и поэтому не могут проводиться часто.

Проверка домашних работ учащихся.

Для проверки и оценки успеваемости учащихся большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий. Она позволяет учителю изучать отношение учащихся к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.

Проверка домашних работ в той или иной форме осуществляется на каждом уроке. Кроме того, учитель периодически берет тетради с домашними работами учащихся для специального просмотра и проверки. Что же касается слабоуспевающих, то учитель обязан регулярно проверять все их домашние работы.

Программированный контроль.

Отсюда следует вывод: в системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.

Источник

Методика контроля знаний умений и навыков обучаемых

Методы контроля и самоконтроля в обучении – методы получения информации учителем и обучающмся о результативности процесса обучения.

• Текущая проверка прежде всего осуществляется путем постоянного наблюдения учителя за работой учащихся на каждом уроке, проверок домашнего задания, устного опроса, контрольных письменных заданий, проверки с помощью различ­ных перфокарт, выполнения проверочных заданий, сделанных на компьютере и др.

• Тематическая проверка — ее сущность раскрывается самим названием. Осуществляется она теми же методами и приемами, что и текущая, но носит эпизодический характер и проводится, например, по окончании изучения определенной темы или раз­дела, как межпредметная проверка по одной теме на разных учебных предметах. Может происходить в виде коллоквиума.

• Периодическая — проверка в конце четверти или какого-то другого установленного в классе или школе периода.

• Заключительная (итоговая) — это различные формы атте­стации за большой промежуток времени: семестр (полугодие), год, по окончании образовательного учреждения. Чаще всего осуществляется в виде зачетов и экзаменов.

Требования к данной группе методов:

— гласность (сообщение отметки и оценочного суждения);

— учет специфики учебного предмета;

— разнообразие форм и методов.

Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски подходящих форм и методов контроля и его организа­ция — это важнейшая задача педагога. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нуж­но спросить и оценить — все это должно быть запланировано учителем при подготовке к уроку. Наряду с этим следует проду­мать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их то­варища. У каждого учителя должна быть своя система провер­ки и включать разнообразные средства и приемы работы, чтобы учащиеся понимали, что их успехи, уровень и качество овладе­ния знаниями постоянно контролируются.

Методы контроля и самоконтроля: устные — индивидуаль­ный, фронтальный, уплотненный опрос; письменные — письменные работы, диктанты, изложения, сочинения, рефераты и т.п.; практические — практические работы, опыты; графиче­ские — графики, схемы, таблицы; программированные — ма­шинные и безмашинные; наблюдение и самоконтроль.

Устные методы контроля

Наиболее распространенным является ин­дивидуальный опрос, когда ученик вызы­вается к доске с домашним заданием. Этот вид опроса самый трудный, как для учителя, так и для учени­ков. Для учителя — тем, что, опрашивая одного ученика, надо каждый раз организовывать работу так, чтобы класс не был предоставлен самому себе. Ученика надо опросить основатель­но, дав ему возможность высказаться полностью, ответить на дополнительные вопросы. На все это уходит очень много време­ни, поэтому учителя проводят такой опрос нечасто, в результа­те нередки ситуации, когда школьник в течение года ни разу по данному предмету не отвечал устно полным, исчерпывающим ответом. Это приводит к тому, что на экзамене он не может сформулировать свой ответ даже при определенном его знании.

Очень затрудняет, особенно молодых учителей, оценка зна­ний ученика и формулировка объективного и убедительного оценочного суждения, которое очень важно как в обучающем, так и воспитывающем плане. Учителю необходимо отметить: насколько полно и содержательно отвечал ученик, какой была его речь, как он справился с дополнительными вопросами и за­даниями, что у него получилось хорошо, на что нужно обратить внимание при последующей подготовке заданий. Отметка обя­зательно должна сообщаться сразу после этого. Иногда можно предложить самому ученику по оценочному суждению опреде­лить, какой будет отметка, можно предлагать сделать оценоч­ное суждение самому отвечающему или ученикам класса. Все это способствует формированию умений оценки и самооценки.

Фронтальный опрос. Для получения экспресс информации о степени готовности класса к усвоению нового материала и актуализации имеющихся знаний учитель проводит фрон­тальный опрос, когда вопросы обращены ко всему классу. Ускоряют проведение этого вида опроса разнообразные сиг­нальные карточки, которые ученики показывают в ответ на воп­рос учителя и сразу же видно, кто отвечает правильно, а кто нет. Фронтальный опрос должен проходить в быстром темпе и не занимать много времени на уроке.

Уплотненный опрос — это способ устранить многие недос­татки индивидуального опроса. Два-три ученика вызываются к доске и им даются задания, которые они могут выполнить за 10—15 мин, сделав краткие записи на доске. 4—6 человек вы­зываются за первые столы и получают заранее подготовленные карточки с тестами, вопросами, заданиями, на которые отвеча­ют письменно. Задания должны быть рассчитаны на один вре­менной отрезок. К доске вызываются еще два ученика, один из которых будет выполнять функции опрашивающего учителя, второй — ученика. Учитель координирует, контролирует и на­правляет всю эту работу. Оставшейся части класса дается зада­ние продумать дополнительные вопросы для всех отвечающих у доски, быть готовыми к комментированию любого ответа. В результате за 15—20 мин будет опрошена половина класса, на следующем уроке — другая половина.

Устная форма проведения проверки знаний способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развитию памяти уча­щихся, развитию речи, осознанию своего знания или незна ния, так как пока ученик не попытается перевести то, что он учил, в речь, он не может быть уверенным, что выполнил до­машнее задание.

Письменные методы контроля

Письменные методы контроля разнооб­разны и определяются спецификой учеб­ного предмета, но существуют и общие методы. Так, для реализации требования систематичности контроля можно достаточно часто в начале урока давать не­большую письменную самостоятельную работу не более чем на 10 мин. Она может содержать основные вопросы домашне­го задания, данного по вариантам или по карточкам, или зада­ние, аналогичное домашнему. Требования: подготовка вопро­сов, заданий, карточек заранее; быстрый темп организации и ее четкость, строгое соблюдение времени.

Технологии других письменных работ раскрываются в методиках соответствующих предметов.

Особые требования должны предъявляться к итоговым письменным работам, которые необходимо проводить лишь тогда, когда учитель уверен, что большинство детей усвоило соответствующий материал. Такие работы должны быть по­сильными для учащихся, способствующими формированию их уверенности в своих силах, в противном случае интерес к процессу обучения снижается.

Письменная проверка эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах. Успех ее тесно связан с обязательным применением суммы полученных новых знаний, умений и навыков, глубина и прочность кото­рых проверяется таким способом. Полученная обратная ин­формация используется учителем в целях коррекции как сво­ей педагогической деятельности, так и познавательной дея­тельности учащихся. В контрольно-проверочных целях применяются задания по решению нового типа задач, проверке знаний, фактов, событий, хронологии. Широко используйте и диктанты, изложения, сочинения, изготовление поделок, рисунков, схем, чертежей, подготовка докладов, рефератов.

Обучающее значение этого метода заключается в углубле­нии и упрочении знаний школьников, в большом количестве обратной диагностической информации, дающей учителю основания для уточнения методов работы и коррекции знаний умений, навыков учащихся. Развивающий эффект контрольно-проверочных работ является следствием предельной мобилизации ребенком своих духовных сил и способностей в сложной и ответственной, в известном смысле экстремальной учебной ситуации. Воспитательное влияние метода выражается в формировании у школьников чувства ответственности, умения сосредоточить духовные силы в нужный момент на самом главном. Контрольно-проверочные работы применимы в диагностики обученности учащихся всех возрастов. В начальных классах дети не всегда осознают личностное и педагогическое значение контрольного задания. В средних же и старших классах осознание школьниками этого значения стимулирует качество выполнения ими работы.

Графические методы

Графические методы проверки заключаются в том, что учитель, исходя из специфики своего предмета, использует различные таблицы, схемы и графики в процессе изложения материала. В качестве контролирующих эти материалы могут выступать следующим образом: предлагается составить какой-либо графический материал по изученному материалу или дается использованная при объяснении таблица, в которой допущены ошибки или сделаны пропуски. Ученикам предлагается найти и исправить ошибки или заполнить пропуски.

Программированные методы проверки.

Многие учителя используют программированные методы контроля знаний, которые можно использовать в виде перфокарт и закладывать в компьютеры, если школа хорошо ими оснащена.

Такие карточки могут быть следующих типов:

1.Карточка содержит один вопрос (не проблемный), на который существует один точный ответ (даты, факты, законы, правила и т.п.), и не менее 4-5 вариантов ответов: правильный, неправильный, неполный, неточный и «нет ответа». Все они внешне должны выглядеть убедительными и не подсказывающими. Карточки имеют прорези для фамилии ученика и напротив каждого ответа. Получив карточку, в которую вложен чистый листок, ученик подписывает ее и отмечает крестиком ответ, который он считает верным. Учитель собирает карточки, вынимает вкладыши, подравнивает пачку и протыкает ее металлической спицей напротив правильного ответа. Разложив проткнутые карточки, учи­тель получает полную картину ответов учеников. При хоро­шей организации такая проверка занимает 5—7 мин.

2. Две колонки с перечислениями и надо быстро написать в прорезях напротив каждой строчки, какой номер правого столбика соответствует номеру левого столбика (например, да­ты и названия войн).

3. Написан текст с прорезями-пропусками в отдельных сло­вах или предложениях. Надо заполнить пропуски.

4. Ответ на заданный вопрос складывается из суммы выбранных из перечисления ответов. Например: что из пере­численного относится к методам проверки знаний? В ответах перечислены все методы проверки знаний вперемешку со сло­весными, наглядными и практическими методами. Могут быть и другие варианты, но надо соблюдать главное требование: на тестовых карточках при любом их предложе­нии не должно быть заданий, требующих долгого раздумыва­ния или допускающих вариативные ответы.

Варианты проверочных заданий, которые можно разрабо­тать и предложить с помощью персонального компьютера, многообразны и рассматриваются на занятиях по ТСО и мето­дике их использования.

Формы контроля:

Коллоквиум — промежуточная форма контроля, которая прежде всего имеет целью выяснение степени усвоения мате­риала по какой-либо крупной теме всем классом, снятие воз­никших проблемных вопросов, стимулирование учащихся к систематическим занятиям. Проходит в виде фронтального опроса, но требует более длительного времени и большей глу­бины ответов. Могут использоваться моменты группового и индивидуального опроса и коррекции хода усвоения материа­ла и выработки необходимых умений и навыков.

Зачетная система, как и коллоквиумы, дает возможность более эффективно вести тематический учет знаний учащихся.

Экзамен является специфической формой проверки и оценки знаний и одновременно средством государственного контроля за работой образовательных учреждений. В нашей отечественной школе экзамены были введены в 1932 г. (до это­го проводились «испытания»).

Зачеты и экзамены обеспечивают взаимодействие препода­вателя и детей в целях подведения итогов изучения крупных тем, частей или целого курса, с помощью монологических ответов, собеседования, ответов по заранее заготовленным воп­росам, заданиям. Функции этих форм контроля заключаются в том, чтобы установить степень глубины и прочности усвое­ния учащимися изученного материала, в организации интен­сивной самостоятельной работы школьников по закреплению и систематизации знаний, умений и навыков.

Зачет фиксирует завершение учащимися каких-либо прак­тических заданий, работ; сбор дополнительной учебной ин­формации по заданной теме, выращивание растений на учеб­но-опытном участке, изготовление поделок в мастерских, на­писание реферата, выявляется общая ориентация в изученном материале. В зачет идет работа, выполненная на хорошем ка­чественном уровне.

Экзамен организуется в виде индивидуальных монологиче­ских ответов учащихся на доставшиеся по случайному выбору вопросы изученного курса. Экзаменационный билет может включать теоретический вопрос и практическое задание, бесе­ду по реферату или конспекту, по прочитанной дополнитель­ной литературе.

На всех формах контроля должна быть спокойная, добро­желательная обстановка, ответы оцениваться объективно и поставленная отметка должна быть понятной и сознательно принятой учеником.

Диагностико-обучающее значение экзамена и зачета в том, что он дает возможность глубоко проанализировать зна­ния, умения, навыки, степень развития каждого школьника в условиях мобилизации всех своих возможностей. Развиваю­щий эффект метода проявляется в активизации памяти, таких способов мышления, как систематизация, обобщение знаний, а также в совершенствовании устной и письменной речи. Вос­питательная роль зачетно-экзаменационной системы диагно­стики состоит в стимулировании самоконтроля учащихся, в развитии у них добросовестности, умения владеть собой в сложных ситуациях, своевременно мобилизовать силы; в про­буждении здорового самолюбия. Экзамены и зачеты использу­ются в работе с подростками и старшеклассниками. Подобные формы контроля недопустимы с младшими школьниками.

Источник

Современные технологии контроля и учета учебной деятельности

Одним из путей улучшения качества обучения является повышение эффективности контроля знаний. Основными видами контроля являются устная проверка знаний, письменная теоретическая работа, практическая проверка, тестирование письменное и компьютеризированное.

К методам контроля знаний первого уровня относятся фронтальный устный экспресс-опрос для оценки ориентировки обучающихся в теме, контроль на основе тестов. К методам контроля второго уровня относятся: устный опрос, письменные теоретические работы, решение типовых ситуационных задач, тестирование с помощью тестов соответствия и множественного выбора. К методам контроля третьего уровня относятся: решение нетиповых ситуационных задач, практический тренинг для отработки профессиональных навыков.

Контроль знаний имеет контролирующую, обучающую, развивающую, воспитывающую, методическую функции. Целью контролирующей функции является установление обратной связи и учет результатов контроля. Обучающая функция обеспечивает обобщение, закрепление, формирование знаний, умений и навыков. Развивающая функция способствует развитию личности обучающегося, формированию его познавательных способностей. Воспитывающая функция формирует личностные качества учащегося. Методическая функция позволяет в процессе контроля совершенствовать работу преподавателя.

Результаты исследования эффективности различных методов контроля показали, что наиболее эффективными являются методы устного опроса (экзамен, зачет) – позволяет контролировать усвоение знаний на любом уровне, выявляет способности обучающихся логически мыслить, приводить свои аргументы, делать обоснованные выводы; и тестирование – позволяет без больших погрешностей проверить весь объем знаний по предмету за короткий срок.

Тестовый контроль

– объективность результатов
– высокая оперативность
– охват всего учебного материала
– демократичность формы контроля
– достоверная информация об уровне усвоения материала
– возможность установления четкого рейтинга каждого обучающегося группы по предмету
– возможность компьютеризации
– нравится обучающимся

Некоторые негативные моменты

– значительные временные затраты в подготовке тестов
– вероятность угадывания ответов
– бессловесность
– определенный формализм в оценке знаний

При оценивании рекомендуют следующую систему оценивания «2»– 53%; «3»– 54-66; «4» – 67-83; «5» – 84-100%.

Весь пакет материалов по тестовому экзаменуявляется собственностью разработчика и в этом качестве может являться предметом купли-продажи, обмена и т.п., поэтому авторство на эти документы должно быть соответствующим образом защищено.

– тест с закрытыми ответами
– тест творческий (впиши пропущенное слово, закончи предложение, ответь на вопрос и т.п.)
– тест с обратной связью (решение теста, там, где учащиеся не знают ответ они должны поставить прочерк, затем учащиеся выставляют степень уверенности, затем появляется эталон ответов, учащиеся сравнивают эталон со своими ответами, подсчитывают свою отметку – если вопросов 5, то сумма баллов превращается в отметку, если 10, то делить на два и т.д.), затем педагог просит поднять руки у кого пятерки, четверки, тройки фиксирует на доске или в журнале. Данный вид опроса предоставляет возможность быстро узнать свои результаты, а учителя разгружает от рутинной работы проверки тетрадей.
– тест «малая группа – обратная связь»: учитель предъявляет вопрос ученик отвечает, ответы записываются в табличку: Я, ГРУППА, ЭТАЛОН. После того как они записали свои ответы, они обсуждаются в группе, и записываются во второй колонке; затем предъявляется эталон исправления фиксируются в третьей колонке. Затем выставляется оценка за первую, потом за вторую колонку. От 0 до 1.

Интерполяционный контроль знаний

При интерполяционном контроле знаний обучающемуся выдается специальный текст задания, после прочтения которого его надо изменить, дополнить, вставить слова, фразы, предложения, в корне изменить смысл прочитанного или просто его описать. Такой вид контроля проводится по учебной, нормативной или справочной литературе по специально разработанным заданиям, карточной системе заданий, техническим диктантам, абзацам из литературы, аудио и видеозаписям.

Методика такова. Каждый обучающийся получает индивидуальную серию контролируемого материала для внимательного прочтения и изучения, после чего материал собирается, а студент приступает к описанию изученной информации, т.е. изменяет, дополняет.

При устном контроле преподаватель диктует предложения, которые необходимо довести до смыслового конца, завершения или дает небольшой законченный объем, который после его прочтения следует изложить на бумаге. По завершении контроля анализируются ответы и выставляются оценки.

Рейтинговый контроль знаний

Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценки знаний. Рейтинговая система – система оценки накопительного типа, основанного на рейтинговых измерениях, отражает успеваемость обучающихся, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику.

Методика разработки рейтинга по предмету:

1-й этап – организационный, организация творческой группы преподавателей смежных предметов
2-й этап – разбивка предмета на модули
3-й этап – разработка перечня знаний, умений и навыков по каждому модулю в соответствии с образовательным стандартом.
4-й этап – разработка рейтинговых показателей по каждой контрольной точке и по предмету в целом

Рейтинговая система контроля знаний имеет примерную схему:

– стартовый рейтинг – определение начального уровня знаний
– текущий контроль – оценка работы обучающегося преподавателем при выполнении заданий на текущих занятиях, за выполнение домашней работы, работы на уроках производственного обучения.
– промежуточный контроль – оценка обязательных контрольных работ, зачетов и т.п.
– итоговый контроль – экзаменационная оценка по предмету, квалификационным экзаменам (Если обучающийся имеет итоговую сумму баллов по рейтингу 86-100%, то он может быть освобожден от экзамена)
– творческий рейтинг – участие в олимпиадах, конференциях, выставках технического творчества, конкурсах. Индивидуальное творческое задание, рефераты.

Результаты фиксируются и у преподавателя, и на общем стенде в классе. Т.е. каждый видит свои результаты наглядно.

При внедрении рейтинговой системы контроля знаний очень важно разработать разнообразный дидактический материал: программа, перечень практических занятий, перечень основной и дополнительной литературы, лекции преподавателя, наглядные пособия, банк задач. Вопросов, тестов, вариантов контрольных работ и т.д.

Эта система заставляет нерадивых обучающихся усваивать минимальный объем знаний, позволяет им определить уровень своих знаний, затем дает возможность переходить к более высокому уровню знаний.

Нетрадиционный экзамен

Основная идея такого экзамена – определить уровень усвоения знаний, умений и навыков в ходе коллективной мыслительной деятельности.

Экзамен проводится в 5 этапов.

1. Контроль приобретенных умений и навыков. Каждый обучающийся решал конкретную практическую задачу с обязательными выводами. Оценка выставлялась жюри из обучающихся на «4» и «5» и из преподавателей.
2. и 3. оценивались теоретические знания по всем разделам предмета. Группа делится на команды. Работа идет в системе коллективной мыслительной деятельности.
4. тестирование в течение 10 минут по темам, не охваченным устным опросом.
5. Команда разбивалась на микрогруппы и получала практическое задание.

При подведении итогов оценивается каждый шаг обучающихся, подсчитывается средний балл. Если есть сомнения, задаются вопросы.

Итоговая государственная аттестация (ЕГЭ) является последним звеном в системе контроля.
Все виды контроля должны быть четко спланированы, логически взаимосвязаны, дидактически обеспечены. Отсутствие контроля или формальное его осуществление наносит непоправимый вред учебно-воспитательному процессу. Контроль за качеством знаний, позволяет выявить индивидуальный характер усвоения, проблемы и наметить рациональные пути их преодоления с учетом индивидуального подхода к каждому ученику.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *