методика обучения истории это педагогическая наука о задачах содержании и методах обучения истории

Лекция 1. Общее понятие о методике преподавания истории. Методология методики преподавания истории

методика обучения истории это педагогическая наука о задачах содержании и методах обучения истории. Смотреть фото методика обучения истории это педагогическая наука о задачах содержании и методах обучения истории. Смотреть картинку методика обучения истории это педагогическая наука о задачах содержании и методах обучения истории. Картинка про методика обучения истории это педагогическая наука о задачах содержании и методах обучения истории. Фото методика обучения истории это педагогическая наука о задачах содержании и методах обучения истории методика обучения истории это педагогическая наука о задачах содержании и методах обучения истории. Смотреть фото методика обучения истории это педагогическая наука о задачах содержании и методах обучения истории. Смотреть картинку методика обучения истории это педагогическая наука о задачах содержании и методах обучения истории. Картинка про методика обучения истории это педагогическая наука о задачах содержании и методах обучения истории. Фото методика обучения истории это педагогическая наука о задачах содержании и методах обучения истории методика обучения истории это педагогическая наука о задачах содержании и методах обучения истории. Смотреть фото методика обучения истории это педагогическая наука о задачах содержании и методах обучения истории. Смотреть картинку методика обучения истории это педагогическая наука о задачах содержании и методах обучения истории. Картинка про методика обучения истории это педагогическая наука о задачах содержании и методах обучения истории. Фото методика обучения истории это педагогическая наука о задачах содержании и методах обучения истории методика обучения истории это педагогическая наука о задачах содержании и методах обучения истории. Смотреть фото методика обучения истории это педагогическая наука о задачах содержании и методах обучения истории. Смотреть картинку методика обучения истории это педагогическая наука о задачах содержании и методах обучения истории. Картинка про методика обучения истории это педагогическая наука о задачах содержании и методах обучения истории. Фото методика обучения истории это педагогическая наука о задачах содержании и методах обучения истории

методика обучения истории это педагогическая наука о задачах содержании и методах обучения истории. Смотреть фото методика обучения истории это педагогическая наука о задачах содержании и методах обучения истории. Смотреть картинку методика обучения истории это педагогическая наука о задачах содержании и методах обучения истории. Картинка про методика обучения истории это педагогическая наука о задачах содержании и методах обучения истории. Фото методика обучения истории это педагогическая наука о задачах содержании и методах обучения истории

методика обучения истории это педагогическая наука о задачах содержании и методах обучения истории. Смотреть фото методика обучения истории это педагогическая наука о задачах содержании и методах обучения истории. Смотреть картинку методика обучения истории это педагогическая наука о задачах содержании и методах обучения истории. Картинка про методика обучения истории это педагогическая наука о задачах содержании и методах обучения истории. Фото методика обучения истории это педагогическая наука о задачах содержании и методах обучения истории

Курс лекций по МПИ

Основными факторами обучения истории можно выделить: цели обучения; содержа­ние и структура образования; процесс обучения; познавательные возможности учащихся; результаты обучения. Цели обучения главенствуют среди других факторов, поскольку от них зависит, что и как будут преподавать учителя и изучать школьники. Они определяются госу­дарством и обществом. Содержание обучения не носит постоянного характера, так как исто­рическая наука находится в постоянном развитии и движении. Методика призвана осущест­вить оптимальный отбор наиболее важных знаний исторической науки. Выбранные знания представляются общеобразовательным учреждениям в виде государственного стандарта, альтернативных программ и учебников. Методика определяет организацию и способы дей­ствий по их отработке. Процесс обучения истории включает в себя: формы, методы, средства преподавания и изучения. Познавательные возможности учащихся определяются: умствен­ными способностями учащихся; возрастом школьников; уровнем их исторических знаний; деятельностью учителя в организации занятий и самостоятельной работы учеников после уроков. Результаты обучения служат оценкой всего учебного процесса обучения истории. Для объективности результатов их соотносят с целями и задачами обучения. Результаты обучения: наличие конкретных знаний; их глубина и прочность; умение оперировать зна­ниями; умение ориентироваться в методах учебы с целью самостоятельного приобретения исторических знаний; качества школьников, сформированные в ходе учебного процесса.

Методика как наука призвана ответить на следующие практические вопросы: зачем учить, т.е. какие цели нужно и можно ставить с учетом возрастных особенностей учащихся и в соответствии с конкретными возможностями школьных курсов. Чему учить, т.е. каков оп­тимальный отбор содержания и какова его структура, чтобы с наибольшим успехом осуще­ствить цели обучения. Как учить, т.е. какими способами наиболее эффективно осуществлять учебную деятельность, какими средствами и методами достигать оптимальных результатов в образовании, воспитании и развитии школьников.

Методика преподавания истории тесно связана с такими предметами как история, пе­дагогика, психология, политология, социология, культурология, философия, этнография, правоведение, экономика.

Различают три уровня педагогических исследований: эмпирический, теоретический и методологический.

Методы педагогических исследований включают: научное исследование, формирую­щий эксперимент, констатирующий эксперимент, наблюдение, тестирование, статистиче­ский метод, собеседование и т.д. Проводятся исследования с целью научного рассмотрения какого-либо вопроса для выяснения возможностей его использования в обучении и воспита­нии учащихся.

Научное исследование включает применение частных методов, характерных для ис­тории, и общих научных методов (анализ, синтез, аналогия, гипотеза и т.д.). Основными ком­понентами научного исследования являются: постановка задачи; предварительный анализ информации по исследуемой проблеме, условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходной гипотезы; планирование и организация эксперимента; проведение эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходной гипотезы на основе полученных результатов; окончательное формулирование новых фактов, тенденций и их объяснение; определение возможностей использования результатов исследования в учеб­но-воспитательной практике.

методика обучения истории это педагогическая наука о задачах содержании и методах обучения истории. Смотреть фото методика обучения истории это педагогическая наука о задачах содержании и методах обучения истории. Смотреть картинку методика обучения истории это педагогическая наука о задачах содержании и методах обучения истории. Картинка про методика обучения истории это педагогическая наука о задачах содержании и методах обучения истории. Фото методика обучения истории это педагогическая наука о задачах содержании и методах обучения истории

Формирующий эксперимент предполагает корректировку методов, форм, способов обу­чения. Он способствует выработке заданных экспериментом качеств у учащихся и учителя.

С реформированием исторического образования методы педагогических исследова­ний заметно активизировались и расширились. Педагоги исследовательским путем доказыва­ют целесообразность и жизненность всего нового, что будет внедряться в ближайшее время.

Источник

1. Методика обучения истории как педагогическая наука.

Методика обучения истории – педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Исследует закономерности обучения истории в целях повышения его эффективности и качества.

Основные компоненты – цели обучения, содержание и структура. Дает ответы на вопросы чему учить, зачем учить и как учить. Задачи: научно-методическая организация учебного процесса, организация учебной деятельности учащегося, результаты обучения. Цели: овладение учащимися основами знаний об историческом процессе развития общества с древнейших времен и до наших дней. Развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания, формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе идей гуманизма, опыта истории, патриотизма, развитие интереса и уважения к истории и культуре других народов. Задачи – определение содержания и структуры исторического образования, которые закреплены в стандартах и программах и на основе их излагаются в учебниках (отбор основных фактов, термины, понятий). Научно-методическая организация процесса обучения (формы, методы, методические приемы, средства преподавания и учения). Развитие познавательных способностей учащихся (развиваются в процессе обучения истории, учатся понимать усваивать и применять исторические знания).

Историко-генетический метод. Гносеологическая суть и логическая природа. Функции историко-генетического метода в историческом исследовании. Характерные черты. Описательность, фактографизм и эмпиризм. Опыт применения в конкретно-исторических исследованиях.

Историко-сравнительный метод. Понимание исторического развития как повторяющегося, внутренне обусловленного, закономерного процесса. Познавательное значение и возможности сравнения как метода научного познания. Аналогия как логическая основа историко-сравнительного метода.

Историко-типологический метод. Взаимосвязь единичного, особенного, общего и всеобщего в историческом процессе как онтологическая основа историко-типологического метода. Типологизация как метод научного познания и сущностного анализа. Опыт применения историко-типологического метода в исторических исследованиях в отечественной и зарубежной историографии.

Историко-системный метод. Системный характер исторического процесса. Каузальные и функциональные связи в общественно-историческом процессе. Варианты детерминированности в общественных системах. Опыт применения историко-системного метода в конкретно-исторических исследованиях.

Существует образное определение методики как надёжного «моста от теории к практике». Чрезвычайно важная функция любой науки – выразить свое отношение к опыту, к решённым и особенно нерешённым проблемам образования в ракурсе своего собственного, специфического аспектного видения. В этом смысле любая наука начинается с практики.

Поэтому первая функция науки – описательная, констатирующая, ориентированная на объективное изложение доступных для данной науки реальных фактов образовательной деятельности, эмпирических данных опыта, практики. Но эмпирический базис науки – это не простая совокупность фактов, поэтому вторая важнейшая функция науки – диагностическая, способствующая избирательной оценке добытых фактов, их сопоставлению, соотнесению с критериями, систематизации, классификации и т.п.

Эмпирический базис науки может претендовать на определённую завершенность лишь в том случае, если данные практического опыта получили собственно научное объяснение. Из этого следует, что третьей функцией является объяснительная, направленная на обнаружение причинно-следственных связей в рассматриваемых явлениях, на выявление тенденций и определённых закономерностей в них. Однако важно не просто описать и объяснить тот или иной опыт, имеющий сугубо локальное значение, но и обосновать возможность использования этого опыта в новых условиях, сделав его достоянием более массовой практики.

• проективно-конструктивной, с помощью которой происходит перевод теоретических проектов в реальные образовательные конструкции;

• преобразовательной – переводящей параметры практики, от которой отталкивается научное исследование, на более высокий качественный уровень;

• критериально-оценочной – занимающейся разработкой критериев и оценкой состоявшихся преобразований;

● коррекционной – обеспечивающей непрерывное развитие образовательно-педагогической деятельности.

Коррекционно-рефлексивная функция науки, по существу, начинает очередной, новый цикл движения всей системы «практика — наука — практика», задаёт динамику и жизненную энергию всему образовательному процессу.

Отсюда следует, что глубоко ошибочно оценивать методическое знание лишь как знание вспомогательное, промежуточное, необходимое только для обслуживания теории, перевода её на язык практики. Формирование работоспособного методического знания, по словам Б.С.Гершунского, «требует высочайшей научной квалификации, поскольку подлинный методист – это не только специалист, знающий истинные и постоянно развивающиеся потребности практики, но и способный оценить истинные же возможности науки, способный “состыковать” научные предложения с практическим спросом, сделать их взаимодополняющими и взаимообогащающими».

Источник

Статья «Методика преподавания истории»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методика обучения истории как наука и учебный предмет. Предмет и задачи методики обучения истории, методы научного исследования, использующиеся в методической науке.

Методика обучения истории – педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Исследует закономерности обучения истории в целях повышения его эффективности и качества.

Предмет методики – история как школьная дисциплина, процесс обучения истории.

Основные компоненты – цели обучения, содержание и структура.

Дает ответы на вопросы чему учить, зачем учить и как учить. Задачи: научно-методическая организация учебного процесса, организация учебной деятельности учащегося, результаты обучения.

Цели: овладение учащимися основами знаний об историческом процессе развития общества с древнейших времен и до наших дней. Развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания, формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе идей гуманизма, опыта истории, патриотизма, развитие интереса и уважения к истории и культуре других народов.

Задачи – определение содержания и структуры исторического образования, которые закреплены в стандартах и программах и на основе их излагаются в учебниках (отбор основных фактов, термины, понятий).

Научно-методическая организация процесса обучения (формы, методы, методические приемы, средства преподавания и учения).

Развитие познавательных способностей учащихся (развиваются в процессе обучения истории, учатся понимать усваивать и применять исторические знания).

Методы исторического познания

Историко-генетический метод. Гносеологическая суть и логическая природа. Функции историко-генетического метода в историческом исследовании. Характерные черты. Описательность, фактографизм и эмпиризм. Опыт применения в конкретно-исторических исследованиях.

Историко-сравнительный метод. Понимание исторического развития как повторяющегося, внутренне обусловленного, закономерного процесса. Познавательное значение и возможности сравнения как метода научного познания. Аналогия как логическая основа историко-сравнительного метода. Использование историко-сравнительного метода в практике конкретно-исторического исследования. Роль историко-сравнительного метода в формировании исторических концепций.

Историко-типологический метод. Взаимосвязь единичного, особенного, общего и всеобщего в историческом процессе как онтологическая основа историко-типологического метода. Типологизация как метод научного познания и сущностного анализа. Опыт применения историко-типологического метода в исторических исследованиях в отечественной и зарубежной историографии.

Историко-системный метод. Системный характер исторического процесса. Каузальные и функциональные связи в общественно-историческом процессе. Варианты детерминированности в общественных системах. Опыт применения историко-системного метода в конкретно-исторических исследованиях.

Методологические основы методики обучения истории

Вопрос о научном статусе методики обучения истории, равно как и методик других учебных предметов, был в центре активных педагогических дискуссий в 50–80-е гг. прошлого века. Тогда её относили к числу и исторических (А.И.Стражев), и педагогических (П.В.Гора, С.А.Ежова и др.) дисциплин. В современном педагогическом сообществе доминирует вторая точка зрения, но когда периодически возникают дискуссии об истории как учебном предмете, кажется, что в научном статусе методики обучения истории определились далеко не все специалисты.

В тесной связи с вопросом о научной природе методики того или иного учебного предмета решается вопрос о её методологии. Так, например, А.И.Стражев, считая методику обучения истории одновременно исторической и педагогической наукой, утверждал, что она в качестве методологической основы руководствуется диалектическим и историческим материализмом. Но вместе с тем он более обстоятельно и конкретно в своих работах показал методологическое значение педагогики. Другой известный методист, В.Г.Карцов, риторически спрашивал: «Неужели методика преподавания истории не должна опираться на методологию самой исторической науки?», а название его статьи со всей определённостью отвечало на поставленный вопрос: «За органическую связь методики преподавания истории с сущностью самого предмета». А.А.Вагин, последовательно отстаивая педагогическую природу методики, подчёркивал, что «непосредственной методологической основой методики обучения истории. является марксистско-ленинская педагогическая теория…». Все эти идеи подводили к выводу о том, что методика обучения истории носит классовый, партийный характер (С.А.Ежова и др.).

В 1990-е гг. принципиальному пересмотру подверглась методология не только исторической и педагогической наук, но и частных (предметных) методик, особенно методики обучения истории и обществознанию. «В преподавании общественных дисциплин сфокусировались все противоречия российского общества, переживающего переходный период своего развития. Деидеологизация школьного обществоведческого образования на практике означала лишь его декоммунизацию, отказ от марксистской идеологии. Кризис общества сказался на состоянии общественных наук, школьного обществознания и не позволил сформулировать новую позитивную стратегию школьного обществознания. » («Стратегия развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях», № 24/1 от 28.12.1994 г.) В постановляющей части этого документа было рекомендовано продолжить разработку новой концепции исторического образования на основе достижений современной науки, исторического синтеза, сочетания социологического, географо-антропологического, культурно-психологических подходов.

Теоретико-методологической основой работ в области школьного исторического образования в последние годы служат различные концептуальные подходы, синтезирующие идеи философии истории и философии образования, гуманистической педагогики и психологии, теории воспитывающего, личностно-ориентированного и развивающего обучения. Новый импульс развитию научно-методического знания придаёт обращение специалистов к идеям педагогической аксиологии, педагогической праксеологии, педагогической мифологии.

Функции методики обучения истории как науки

Существует образное определение методики как надёжного «моста от теории к практике».

Чрезвычайно важная функция любой науки – выразить свое отношение к опыту, к решённым и особенно нерешённым проблемам образования в ракурсе своего собственного, специфического аспектного видения. В этом смысле любая наука начинается с практики.

Поэтому первая функция науки – описательная, констатирующая, ориентированная на объективное изложение доступных для данной науки реальных фактов образовательной деятельности, эмпирических данных опыта, практики.

Но эмпирический базис науки – это не простая совокупность фактов, поэтому вторая важнейшая функция науки – диагностическая, способствующая избирательной оценке добытых фактов, их сопоставлению, соотнесению с критериями, систематизации, классификации и т.п.

Эмпирический базис науки может претендовать на определённую завершенность лишь в том случае, если данные практического опыта получили собственно научное объяснение. Из этого следует, что третьей функцией является объяснительная, направленная на обнаружение причинно-следственных связей в рассматриваемых явлениях, на выявление тенденций и определённых закономерностей в них.

Однако важно не просто описать и объяснить тот или иной опыт, имеющий сугубо локальное значение, но и обосновать возможность использования этого опыта в новых условиях, сделав его достоянием более массовой практики. Трансформация практического опыта и фактов в абстрагированное знание, способное усмотреть типическое, регулярное и закономерное в явлениях, ведёт к формированию теоретического знания, теории. В теоретическом знании аккумулируются данные разных наук, поэтому любая теория в сфере образования междисциплинарна. (Вспомните в этой связи об общетеоретических основаниях методики и её опасных связях с другими науками!)

Наряду с индуктивным движением знания (от практики к теории) возможен и крайне необходим дедуктивный поток идей и информации, позволяющий ассимилировать в той или иной образовательной теории данные других наук, широкий международный опыт. В этой связи важную роль играет четвёртая функция науки – прогностическая, позволяющая предвидеть возможные последствия практического использования концепций, доктрин, инновационных технологий.

В свою очередь, теоретическое знание может и должно быть представлено на практике не только в виде строго научных текстов, но и в виде адаптированного к ней методического знания. Неверно считать, что трансформация научного знания в знание методическое – некая сугубо механическая, рутинная интерпретация, лишённая творческого начала.

Этот процесс связан со следующими функциями:

• проективно-конструктивной, с помощью которой происходит перевод теоретических проектов в реальные образовательные конструкции;

• преобразовательной – переводящей параметры практики, от которой отталкивается научное исследование, на более высокий качественный уровень;

• критериально-оценочной – занимающейся разработкой критериев и оценкой состоявшихся преобразований;

w коррекционной – обеспечивающей непрерывное развитие образовательно-педагогической деятельности.

Коррекционно-рефлексивная функция науки, по существу, начинает очередной, новый цикл движения всей системы «практика — наука — практика», задаёт динамику и жизненную энергию всему образовательному процессу.

Отсюда следует, что глубоко ошибочно оценивать методическое знание лишь как знание вспомогательное, промежуточное, необходимое только для обслуживания теории, перевода её на язык практики. Формирование работоспособного методического знания, по словам Б.С.Гершунского, «требует высочайшей научной квалификации, поскольку подлинный методист – это не только специалист, знающий истинные и постоянно развивающиеся потребности практики, но и способный оценить истинные же возможности науки, способный “состыковать” научные предложения с практическим спросом, сделать их взаимодополняющими и взаимообогащающими».

Источник

Предмет и задачи методики обучения истории как науки.

История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках.

Методика обучения истории – педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Исследует закономерности обучения истории в целях повышения его эффективности и качества.

Предмет методики – история как школьная дисциплина, процесс обучения истории.

Основные компоненты – цели обучения, содержание и структура.

Цели: овладение учащимися основами знаний об историческом процессе развития общества с древнейших времен и до наших дней. Развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания, формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе идей гуманизма, опыта истории, патриотизма, развитие интереса и уважения к истории и культуре других народов.

Задачи – определение содержания и структуры исторического образования, которые закреплены в стандартах и программах и на основе их излагаются в учебниках.

Научно-методическая организация процесса обучения (формы, методы, методические приемы, средства преподавания и учения).

Развитие познавательных способностей учащихся (развиваются в процессе обучения истории, учатся понимать усваивать и применять исторические знания).

Методы исторического познания

Историко-генетический метод. Гносеологическая суть и логическая природа. Функции историко-генетического метода в историческом исследовании. Характерные черты. Описательность, фактографизм и эмпиризм. Опыт применения в конкретно-исторических исследованиях.

Историко-сравнительный метод. Понимание исторического развития как повторяющегося, внутренне обусловленного, закономерного процесса. Познавательное значение и возможности сравнения как метода научного познания. Аналогия как логическая основа историко-сравнительного метода. Использование историко-сравнительного метода в практике конкретно-исторического исследования.

Историко-типологический метод. Взаимосвязь единичного, особенного, общего и всеобщего в историческом процессе как онтологическая основа историко-типологического метода. Типологизация как метод научного познания и сущностного анализа.

Историко-системный метод. Системный характер исторического процесса. Каузальные и функциональные связи в общественно-историческом процессе. Варианты детерминированности в общественных системах.

Функции методики обучения истории как науки

Существует образное определение методики как надёжного «моста от теории к практике».

Чрезвычайно важная функция любой науки – выразить свое отношение к опыту, к решённым и особенно нерешённым проблемам образования в ракурсе своего собственного, специфического аспектного видения. В этом смысле любая наука начинается с практики.

Поэтому первая функция науки – описательная, констатирующая, ориентированная на объективное изложение доступных для данной науки реальных фактов образовательной деятельности, эмпирических данных опыта, практики.

Вторая важнейшая функция науки – диагностическая, способствующая избирательной оценке добытых фактов, их сопоставлению, соотнесению с критериями, систематизации, классификации и т.п.

Третьей функцией является объяснительная, направленная на обнаружение причинно-следственных связей в рассматриваемых явлениях, на выявление тенденций и определённых закономерностей в них.

Приёмы-работы с наглядностью в обучении истории.

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Начиная с ранней стадии сознания и до высшей, понятия и абстрактные положения осмысливаются легче, если они подкрепляются конкретными фактами и образами.

Учитель может использовать различные средства наглядности: реальные объекты, их изображения, модели изучаемых объектов и явлений. Знание форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности даёт возможность учителю творчески применять средства наглядности сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения.

В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. Например, в курсе истории целесообразно рассматривать предметы, сохранившиеся от изучаемой эпохи, макеты и картины, изображающие соответствующие явления, исторические карты, смотреть кинофильмы и т. д.

Факторы наглядности обучения

2. Наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному. На ранних этапах ребёнок мыслит больше образами, чем понятиями. С другой стороны, понятия и абстрактные положения осмысливаются учащимися легче, если они подкрепляются конкретными фактами. Однако и на более высоких стадиях развития мышление не может отрываться от конкретных фактов и образов.

3. Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более лёгким. Многие сложные теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными для учащихся.

1. Изобразительная наглядность, в которой значительное место занимают:

• работа с мелом и доской;

• фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры;

• рисунки и аппликации;

• видеофильмы (в т.ч. аудио и видеосюжеты).

2. Условно-графическая наглядность, которая представляет собой своеобразное моделирование, куда входят:

• Таблицы; схемы; блок-схемы; диаграммы; графики; карты; картосхемы; планшеты.

3. Предметная наглядность, которая включает:

• музейные экспонаты; макеты; модели.

Такая классификация является наиболее оптимальной для использования наглядностей на уроках.

Методика работы с наглядностями на уроках истории

— Работа с мелом и доской

Меловой рисунок вошел в методический арсенал учителя истории, благодаря доходчивости, быстроте, большой экономии времени на уроке. В отличие от готовых схем и картосхем, меловой рисунок возникает на глазах учащихся по мере хода изложения. Благодаря этому значительно облегчается процесс восприятия материала. Поскольку меловой чертеж или рисунок развивается на глазах учащихся, то содержит огромные возможности для активизации внимания.

П.В. Гора выделял следующие типы схем:

1. Технические схемы, показывающие устройство материальных объектов.

2. Локальные схемы, показывающие перемещение на местности.

3. Схематические планы — статичное расположение объектов на местности.

4. Логические схемы, помогающие выявлять причинно-следственные связи.

5. Графики и диаграммы, отражающие количественное и качественное соотношение явлений и процессов, темпы и тенденции их развития.

-Использование таблиц и схем

Схемы и таблицы являются средствами выделения главного, они «запирают» информацию в замкнутое пространство. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить.

Однако при всем сходстве схемы и таблицы имеют четко выраженные различия.

Традиционно в методике преподавания истории выделяют следующие виды схем: логические, сущностные, последовательные, диаграммы, графики, технические, локальные. Таблицы же разделяют на тематические, сравнительные, хронологические и синхронистические.

— Работа с картинами

A.A. Вагин выделил несколько типов исторических картин:

• событийные, отражающие неповторимые исторические факты-события, происходившие лишь однажды,

• типологические, отражающие многократно повторяющиеся исторические факты-явления,

• описательные картины с изображениями городов, сооружений, ансамблей, архитектурных памятников и исторические портреты.

Сегодня используется, в основном, иллюстративный материал учебника, в частности, исторические картины. В теории школьного учебника и методике преподавания истории выделены несколько типов иллюстраций по связи их с текстом учебника и по способам работы с ними.

Дополнительные иллюстрации служат либо наглядным пояснением к тексту, как бы следуя за ним, либо изображение дополняет материал, отсылает к тексту с тем, чтобы разъяснить непонятное в наглядном образе. Таким образом, они дополняют друг друга.

— Использование картографического материала

В настоящее время школы слабо оснащены картами. Преобладают карты, выполненные на основе старой методологии и посвященные, в основном, территориальным изменениям, политическим процессам в государстве или военным событиям.

Важнейшим умением, помимо ориентирования, является чтение исторической информации в самой карте, ибо она является важным и особым источником знаний о прошлом. На основе извлекаемой из карты информации учитель учит детей анализировать, сравнивать карты и выполнять преобразующие задания.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 2249 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *