методика оценки потенциальной готовности к овладению навыками письменной речи была разработана
Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ ред
ГЛАВА V. ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОВЛАДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ
В программу обследования учащихся 3-4-х классов, наряду с изучением устной речи, письма и чтения, следует включать исследование операциональных компонентов и психических функций, необходимых для развития письменноречевой деятельности. Это позволяет своевременно выявить и предупредить специфические трудности овладения связной письменной речью, которые в полной мере проявляются в старших классах даже у тех учащихся, у которых, казалось бы, преодолены проблемы в устноречевом развитии (Г.В. Чиркина, Л.Ф. Спирова, О.Е. Грибова и др.).
Успешность овладения навыками изложения собственных мыслей в письменной форме зависит от уровня готовности к самостоятельной письменной речи и предполагает полноценное состояние устноречевых, операциональных и функциональных предпосылок письменноречевой деятельности (Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская).
Выявление состояния устноречевых предпосылок письменной речи
К числу основных фактов, препятствующих полноценному овладению связной письменной речью, относятся: нарушения звукопроизношения, отражающиеся на письме; нарушения фонематического слуха; нарушения лексико-грамматического строя речи. (См. соответствующие главы данного пособия.)
Оценка состояния устноречевых предпосылок письменной речи осуществляется по двухбалльной системе.
— отсутствие нарушений фонематического слуха — 2 балла;
— нарушение различения аффрикат и их составляющих — 1 балл;
^ 2 балла — оптимальному уровню устноречевой готовности к овладению навыками самостоятельной письменной речи;
1 балл — допустимому уровню;
О баллов — критическому.
Определение актуального уровня операциональных компонентов письменноречевой деятельности
Процедура обследования и оценки состояния операциональных предпосылок
1. Исследование фонематического анализа. Большое значение в успешном формировании письменноречевой деятельности играет фонематический анализ. Предрасполагающим к возникновению нарушений письменной речи является неумение определить ударный гласный и место согласного звука в слове, затруднения в назывании звуков слова по порядку (спеллинг). Для выявления нарушений данного операционального компонента письменной речи учащимся предлагается выполнить устно задания.
а) выделяет ударный гласный, определяет место согласного в слове, называет звуки слова по порядку — 2 балла;
б) не выделяет йотированные гласные, определяет место согласного в слове с помощью, допускает ошибки в назывании звуков слова по порядку — 1 балл;
в) не выделяет ударный гласный, не определяет место согласного в слове, не может назвать звуки слова по порядку — 0 баллов.
^ 2. Изучение действий на уровне лексемы. Наиболее необходимыми действиями на уровне слова в рамках письменной речи являются операции отбраковки и замены лексемы. При этом используются задания на подбор синонимов.
Критерием оценки заданий было их выполнение или невыполнение.
а) все три задания выполнены правильно — 2 балла;
б) два задания выполнены правильно — 1 балл;
в) одно правильно выполненное задание (или ни одного) —
О баллов.
Одним из типичных показателей неготовности к овладению навыками письменной речи является неумение подобрать синоним к заданному слову.
^ 3. Обследование уровня реализации графомоторных программ.
Для оценки состояния графомоторных программ используется методика «Графический диктант» (А.В. Ануфриев, С.Н. Костромина). Материал для обследования состоит из 4 диктантов, первый из которых, тренировочный, носит обучающий характер.
Примерный вариант диктанта. Дети выполняют задание на листах в клетку с заранее отмеченной точкой — началом диктанта.
Показателем риска возникновения нарушений самостоятельной письменной речи, обнаруживаемым при выполнении «Графического диктанта», является наличие большого количества ошибочно воспроизведенных элементов или их пространственных расположений (рис. 2, 3), что соответствует очень низкому уровню реализации графомоторной программы.
^ Оценка выполнения задания:
а) высокий уровень реализации графомоторных программ — 2 балла;
б) средний и низкий уровень — 1 балл;
в) очень низкий уровень — 0 баллов.
^ 4. Изучение мотивационно-побудительного уровня письменной речи проводится посредством обучающего и изучающего анкетирования.
Этап тренировочного анкетирования необходим для обучения детей пользоваться анкетным бланком.
Инструкция: «Подчеркни (обведи) правильный ответ».
После проведения тренировочного анкетирования детям предлагается ответить на вопросы анкеты для выявления мотивационно-побудительного уровня письменной речи. Помощь со стороны логопеда при заполнении этого типа анкеты исключается. Инструкция та же.
Каждый первый ответ оценивается в 3 балла, промежуточный — в 1 балл, последний — в 0 баллов.
Максимальная оценка — 30 баллов. Чем выше сумма баллов, тем выше мотивация письменной речи:
а) 25-30 — очень высокий уровень активности письменной речи;
б) 20-24 — высокий уровень мотивированности письменной речи как деятельности;
в) ^ 15-19 — средний уровень мотивации;
г) 10-14 — низкий уровень мотивации письменной речи как необходимой деятельности;
д) менее 10 — очень низкий уровень.
Наиболее типичный показатель неготовности по состоянию данного компонента соответствует очень низкому уровню мотивации письменной речи (меньше 9 баллов или равен 9 баллам).
Наиболее необходимыми в процессе письменной речи являются следующие этапы решения орфографических задач: выявление орфограммы, припоминание правила, его правильное применение. С целью обследования орфографических умений рекомендуются письменные тексты, включающие все изученные на данный период обучения правила правописания.
Задание: прочитай текст; подчеркни все орфограммы; вспомни правило на каждую орфограмму, объясни написание.
Предрасполагающим к нарушениям письменной речи является показатель менее 50% (0 баллов).
^ 6. Выявление продуктивности проверочного чтения. В соответствии с результатами написания текста осуществляется последующий контроль за письменноречевой деятельностью, позволяющий выявить ошибки, не замечаемые в процессе письма. Оценить уровень эффективности данного операционального компонента письменной речи можно по показателю продуктивности проверочного чтения. С этой целью после написания диктанта, изложения или сочинения учащимся необходимо дать следующее задание: «Проверьте свою работу; если найдете в ней ошибки, исправьте их карандашом».
Типичным показателем неготовности к овладению навыками самостоятельной письменной речи является показатель менее 50% (0 баллов).
^ Итоговый показатель готовности операциональных компонентов рассчитывается также исходя из среднего арифметического: баллы-оценки каждого задания суммируются, и полученная сумма делится на количество заданий, которых в данном блоке 6, и соответствует:
2 балла — оптимальному уровню готовности операциональных предпосылок овладения навыками самостоятельной письменной речи;
В.59.Психолого – педагогические аспекты готовности к обучению в школе детей с речевыми нарушениями
Проблема готовности к школе включает педагогический и психологический аспекты. В этой связи выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе.
Педагогическая готовность к школе определяется уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе. Это навыки прямого и обратного счета, выполнение элементарных математических операций, узнавание печатных букв или чтение, копирование букв, пересказ содержания текстов, чтение стихов и т.д.
Безусловно, владение всеми этими навыками и умениями может облегчить ребенку первый этап школьного обучения, усвоения школьной программы. Однако высокий уровень педагогической готовности сам по себе еще не может обеспечить достаточно успешного включения ребенка в школьную жизнь. Нередко случается, что дети, продемонстрировавшие при приеме в школу хороший уровень педагогической готовности, далеко не сразу могут включиться в учебный процесс, еще не чувствуют себя настоящими школьниками: они не готовы выполнять простейшие дисциплинарные требования учителя, не умеют работать по заданному образцу, выбиваются из общего темпа работы в классе, не умеют налаживать отношения с одноклассниками и пр. В то же время дети, показавшие не столь высокую предварительную обученность, но обладающие необходимым уровнем психологической зрелости, без труда справляются с требованиями школы и успешно овладевают учебной программой.
Проблема психологической готовности к школьному обучению широко разрабатывается в трудах отечественных и зарубежных психологов (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова, Н.Г. Салмина, Й. Йирасек, Г. Витцлак и др.).
В качестве основных компонентов психологической готовности к школьному обучению выделяются: личностная готовность, развитие произвольной сферы (волевая готовность) и интеллектуальная готовность.
Личностная готовность к школьному обучению. Успешность школьного обучения во многом определяется тем, насколько ребенок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу. Как уже отмечалось, эта новая система потребностей, связанная со стремлением ребенка стать школьником, выполнять новую, общественно значимую деятельность, образует внутреннюю позицию школьника, которая является важнейшей составляющей личностной готовности к школе.
Первоначально эта позиция далеко не всегда связана с полноценным желанием ребенка учиться, получать знания. Многих детей привлекают в первую очередь внешние атрибуты школьной жизни: новая обстановка, яркие портфели, тетради, ручки и пр., желание получать отметки. И лишь позднее может появиться желание учиться, узнавать в школе что-то новое.
Выделить не формальные, а содержательные аспекты школьной жизни ребенку помогает учитель. Однако для того, чтобы учитель мог выполнить эту функцию, ребенок должен быть готов вступить с учителем в отношения нового типа. Эта форма отношений ребенка со взрослым получила название внеситуативно-личностного общения. Ребенок, владеющий этой формой общения, воспринимает взрослого как непререкаемый авторитет, образец для подражания. Его требования выполняются точно и беспрекословно, на его замечания не обижаются, напротив, к критическим словам взрослого относятся с повышенным вниманием, на указанные ошибки реагируют по-деловому, стараются как можно быстрее их исправить, внеся в работу необходимые изменения.
При таком отношении к учителю дети способны вести себя на уроке в соответствии со школьными требованиями: не отвлекаться, не затевать с учителем разговоры на посторонние темы, не выплескивать свои эмоциональные переживания и т.д.
Не менее важной стороной личностной готовности является способность ребенка устанавливать отношения сотрудничества с другими детьми. Умение успешно взаимодействовать со сверстниками, выполнять совместные учебные действия имеет большое значение для освоения полноценной учебной деятельности, которая по сути своей является коллективной.
Личностная готовность предполагает также определенное отношение к себе. Для овладения учебной деятельностью важно, чтобы ребенок умел адекватно относиться к результату своей работы, оценивать свое поведение. Если самооценка ребенка завышенная и недифференцированная, что характерно для дошкольника (он уверен, что он «самый лучший», что его рисунки, поделки и пр. «лучше всех»), о личностной готовности к школе говорить неправомерно.
Развитие произвольной сферы. Школьная жизнь требует от ребенка соблюдения большого числа правил. Им подчинено поведение учеников на уроке (нельзя шуметь, разговаривать с соседом, заниматься посторонними делами, нужно поднимать руку, если хочешь что-то спросить, и т.д.), они служат для организации учебной работы учащихся (содержать тетради и учебники в порядке, делать записи определенным образом и т.д.), регулируют отношения учеников между собой и с учителем.
Под руководством Д.Б. Эльконина был проведен следующий широко известный эксперимент. Взрослый просил ребенка разобрать кучу спичек, перекладывая их по одной в другое место. Затем экспериментатор уходил, оставляя ребенка одного в комнате. В эксперименте участвовали дети 5, 6 и 7 лет. Оказалось, что более старшие дети, готовые к школьному обучению, скрупулезно выполняли эту совершенно непривлекательную и в целом бессмысленную работу (ведь они договорились об этом со взрослым). Дети помладше, не готовые к школе, некоторое время после ухода экспериментатора продолжали это занятие, но затем начинали играть со спичками, что-то строить из них или просто отказывались от работы. Для таких детей в ту же экспериментальную ситуацию вводилась кукла, которая должна была присутствовать и наблюдать за тем, как ребенок выполняет задание (оставляя ребенка в комнате, экспериментатор говорил: «Я сейчас уйду, а Буратино останется»). Поведение детей при этом менялось: они посматривали на куклу и старательно выполняли данное взрослым задание. Введение куклы заменило детям присутствие контролирующего взрослого и придало этой ситуации новый смысл.
Этот эксперимент показывает, что за выполнением правила лежит система отношений между ребенком и взрослым. Сначала правила выполняются в присутствии и под непосредственным контролем взрослого, затем сопорой на предмет, замещающий взрослого, и, наконец, правило становится внутренним регулятором действий ребенка и он приобретает способность самостоятельно руководствоваться правилом. Такое «вращивание» социального правила является свидетельством готовности к школьному обучению.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению. С поступлением в школу ребенок приступает к систематическому изучению наук. Это требует определенного уровня познавательного развития. Ребенок должен быть способен встать на точку зрения, отличную от его собственной, чтобы усвоить объективные знания о мире, не совпадающие с его непосредственными житейскими представлениями. Он должен уметь различать в предмете его отдельные стороны, что является непременным условием перехода к предметному обучению.
Для этого ребенку необходимо владеть определенными средствами познавательной деятельности (сенсорными эталонами, системой мер), осуществлять основные мыслительные операции (уметь сравнивать, обобщать, классифицировать объекты, выделять их существенные признаки, делать выводы и пр.).
Интеллектуальная готовность предполагает также наличие умственной активности ребенка, достаточно широкие познавательные интересы, стремление узнавать что-то новое.
Уровень педагогической готовности выявляет учитель. Психологическая готовность ребенка к школе определяется психологом, в распоряжении которого имеются специальные диагностические программы Все дети, достигшие 6,5-7 лет и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, приходят в школу и начинают в ней учиться независимо от того, какой уровень готовности к обучению они продемонстрировали при записи в школу. Поэтому диагностика готовности к обучению должна быть ориентирована на выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с учетом их перспективного развития.
Следует иметь в виду, что ребенок поступает в школу, имея лишь предпосылки (достаточные или недостаточные) к началу овладения новой для него учебной деятельностью. По словам Л.С. Выготского, собственно готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения, в ходе работы с ребенком по конкретной учебной программе. Считается, что судить об уровне готовности к школе правомерно лишь к концу первого полугодия первого года обучения.
Уровни педагогической и психологической готовности, показанные ребенком при приеме в школу, анализируются учителем и психологом с тем, чтобы они могли совместными усилиями выработать тактику работы с каждым ребенком, учитывая его индивидуальные особенности.
ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОВЛАДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ
Методика оценки потенциальной готовности к овладению навыками письменной речи разработана и апробирована нами под руководством д. пед. н., профессора Г. В. Чиркиной (1999) в рамках исследования проблемы обучения письменной речи. Она направлена на выявление:
1. резервных возможностей учащихся при овладении навыками изложения собственных мыслей в письменной форме;
2. симптомов нарушения операций и функций, наиболее «ответственных» за развитие письменной речи.
Структура методики включает три блока:
1. выявление состояния устно-речевых предпосылок письменной речи;
(К числу основных фактов, препятствующих полноценному овладению связной письменной речью, относятся: нарушения звукопроизношения, отражающиеся на письме; нарушения фонематического слуха; нарушения лексико-грамматического строя речи. (См. соответствующие главы данного пособия.)
Оценка состояния устно-речевых предпосылок письменной речи осуществляется по двухбалльной системе.)
2. определение актуального уровня операциональных компонентов письменно-речевой деятельности;
(Операциональные предпосылки письменной речи — это компоненты и действия, входящие в состав письменной речи как деятельности. К ним относятся:
1) фонематический анализ;
2.) действия с лексемами (словами);
3.) графомоторные программы;
4) мотивация письменной речи;
5) решение орфографических задач;
6) проверочное чтение как одна из форм последующего контроля результатов письменноречевой деятельности.
Оценка состояния операциональных предпосылок письменной речи осуществляется также по двухбалльной системе.)
(Функциональные предпосылки обеспечивают базу письменной речи. К ним относятся: внимание, кратковременная и словесно-логическая память, слухо-моторные координации. Оценка состояния функциональных предпосылок также осуществляется по двухбалльной системе.)
Методика предполагает балльно-уровневую систему оценки выполнения заданий, что делает ее использование удобным в процессе логопедического обследования и составления перспективного плана коррекционной работы, а также при оценке динамики формирования навыков самостоятельной письменной речи.
Доклад «Содержание понятия «готовность детей к овладению письмом и письменной речью» и методики её изучения».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра адаптивного образования
Самостоятельная работа № 2
« Содержание понятия «готовность детей к овладению письмом и письменной речью» и методики её изучения ».
Артемовой Елены Николаевны,
На основании этих параметров создаются тесты для определения школьной зрелости. Среди наиболее известных зарубежных тестов определения школьной зрелости, применяющихся в нашей школе, можно выделить «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Йирассека.
Ориентационный тест школьной зрелости состоит из трех заданий:
Более сложная методика “Образец и правило” предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т.е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с треугольником). Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать фигуру, похожую на заданную, пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом. Таким образом, методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований.
Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. Под. ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера/ Москва. 1988 г.
2. Божович Л.И. Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фель
дштейна/ Москва. 1995 г.
3. Готовность к школе /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1995 г.
Фронтальный опрос
Структура обследования детей с нарушениями чтения и письма
Логопедическое обследование детей с дисграфией и дислексией должно установить:
— степень усвоения навыков звукового анализа;
— степень усвоения навыков письма и чтения;
— состояние устной речи в целом, т.е. уровень развития фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон языка.
Одним из условий развития письменной речи является наличие навыка сознательного анализа и синтеза составляющих ее звуков, без чего процессы письма и чтения оказываются невозможными. Таким образом, прежде всего необходимо выявить готовность ребенка устно производить анализ звукового состава слов. Для этой цели существует много разнообразных приемов:
1. Различение и выделение звуков из состава слова
Сначала проверяется умение выделять гласные звуки. Логопед произносит громко и протяжно звуки а и о. Предлагает ребенку повторять эти звуки за ним. Затем называет слова, где эти звуки стоят в начале и находятся под ударением (осы, Аня, Аля, Оля и др.), а ребенок определяет, какой первый звук в каждом слове. Аналогично отрабатываются все остальные гласные звуки.
Логопед называет слова, а ребенок поднимает руку, если услышит слово, оканчивающееся (начинающееся) на заданный звук.
2. Придумывание ребенком слов, начинающихся на заданный звук.
3. Подбор ребенком картинок, названия которых начинаются на заданный звук.
Логопеду для этой цели следует иметь несколько наборов картинок. Каждый такой набор должен содержать картинки, названия которых начинаются:
— с заданного звука (картинки, которые надо будет отобрать ребенку);
— со звуков, наиболее часто смешиваемых с заданным;
Ребенок отбирает только нужные картинки, а остальные откладывает в сторону.
4. Распределение ребенком картинок, названия которых начинаются с наиболее часто смешиваемых детьми звуков.
Этот прием требует (в отличие от предыдущих), чтобы все предложенные ребенку картинки были им распределены по соответствующим группам.
Ребенку предъявляют картинки, названия которых начинаются со смешиваемых звуков. Например, набор состоит из картинок с предметами, названия которых начинаются на звуки с и ш. Ребенок должен внимательно подумать и разложить картинки на две соответствующие группы
5. Сравнение слов (паронимов) по звуковому составу.
6. Деление предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки.
Ребенку дают для анализа предложение и слова, предлагают сосчитать количество слов в предложении и звуков в слове; определить, из каких звуков оно состоит, какова последовательность звуков, затем назвать звуки по порядку.
Изучение состояния устной речи детей с дислексиями и дисграфиями
В устной речи у детей с дислексией отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность понимания и употребления слов. Речь детей с дислексией отличается неправильным грамматическим оформлением, отсутствием развернутых предложений, несвязностью.
Обследование невербальных высших психических функций, являющихся базисными для чтения и письма
Функциональные предпосылки обеспечивают базу письменной речи. К ним относятся: внимание, кратковременная и словесно-логическая память, слухо-моторные координации. Оценка состояния функциональных предпосылок также осуществляется по двухбалльной системе.
Исследование памяти проводится по общепринятым методикам: «Оперативная память» и «Запомни пару» (А. В. Ануфриев, С. Н. Костромина).
1. Методика «Оперативная память» позволяет выявить уровень развития кратковременной памяти.
Ход выполнения задания
Испытуемому вручается бланк.
Инструкция: «Я буду зачитывать числа — 10 рядов, по 5 чисел в каждом. (Количество рядов, используемых в методике, варьируется от 5 рядов, по 4 числа в каждом, до максимального — с учетом возрастных особенностей.) Ваша задача — запомнить эти числа (5 или 4) в том порядке, в котором они прочитаны, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе — с третьим, третье — с четвертым, четвертое — с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или бумаге). Складываем 6 и 2 — получается 8 (записывается); 2 и 1 — получается 3 (записывается); 1 и 4 — получается 5 (записывается); 4 и 2 — получается 6 (записывается)».
Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к выполнению теста. Интервал между чтением рядов чисел — 25-15 секунд, в зависимости от возраста.
Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их число — 40).
Число правильно найденных сумм (ЧПНС) более 25 — 2 балла; 15 60» — 0 баллов.
Низкие показатели памяти и внимания лежат в основе затруднений при овладении самостоятельной письменной речью.
4. Еще одной составляющей функционального базиса письменно-речевой деятельности является слухо-моторная координация (воспроизведение звуковых ритмов). Невозможность или неправильное воспроизведение ритмических последовательностей также являются признаком предрасположенности к нарушениям письменной речи, которая, как и любое физическое явление, ритмична. Для выявления состояния слухо-моторных координации целесообразно использовать следующую методику:
· повторить заданный ритмический образец;
· сравнить две серии ударов, предъявленных последовательно.
Если ребенок не справляется с первым заданием и успешно выполняет второе, то это свидетельствует о том, что страдает сам процесс воспроизведения ритмов при сохранной способности к слуховому различению («премоторный» тип нарушения). Если ребенок не выполняет оба задания, наблюдается «височный» тип нарушения, т.е. нарушается слуховое различение звуковых ритмов.
· безошибочное воспроизведение ритмов — 2 балла;
· «премоторный» тип нарушения — 1 балл;
· «височный» тип нарушения — 0 баллов.
Итоговый показатель состояния функциональных предпосылок письменной речи рассчитывается также исходя из среднего арифметического (баллы-оценки каждого задания суммируются, и полученная сумма делится на количество показателей, которых в данном блоке 5) и соответствует:
· 2 балла — оптимальному уровню готовности функционального базиса к овладению навыками самостоятельной письменной речи;
· 1 балл — допустимому уровню;
· 0 баллов — критическому.
Для большей наглядности итоговые показатели по каждому блоку оформляются в виде профиля потенциальной готовности к овладению навыками самостоятельной письменной речи.
Образец бланка: (заполняется в виде графика)
Результаты выполнения заданий
Уровни | Оптимальный | |
Допустимый | ||
Критический | ||
Устно-речевые | Операциональные | Функциональные |
Предпосылки и компоненты письменно-речевой деятельности |
Типичным проявлением неготовности к овладению навыками самостоятельной письменной речи является критический уровень состояния показателей даже одного из блоков. Программа коррекционной работы строится на основе полученных результатов. Дети с критическими показателями готовности к овладению навыками самостоятельной письменной речи нуждаются в логопедическом воздействии, направленном на формирование специфических операций и функций, в наибольшей степени «ответственных» за письменно-речевую деятельность.
Таким образом, использование методики оценки потенциальной готовности к овладению самостоятельной письменной речью в программе логопедического обследования позволяет не только оценить актуальный уровень готовности, но и выявить резервные возможности учащихся, составить дифференцированную программу поуровневого формирования письменной речи и осуществить пропедевтику ее нарушений на разных этапах развития.
Обследование письменной речи
1. Написание слов по картинкам.
Ребенку предлагаются картинки с изображениями хорошо знакомых ему предметов повседневного обихода. Картинки следует подбирать так, чтобы слова были различной сложности (стечение согласных, сложная слоговая структура, сочетание смешиваемых звуков), например: сковорода, сковоречник, карандаш, ножницы, телевизор, магнитофон, пирамида, баранки, лыжи, коньки, шуба, старушка, бабушка, сушки, гриб, спички, зажигалка, коробочка, щипцы, клещи, чулки, зубы.
Логопед дает задание написать названия предметов, изображенных на картинках.
2. Написание предложений по картинкам.
Ребенку дают сначала предметные картинки, затем сюжетные и, наконец, серии картинок. Он должен сначала составить предложения, а затем написать их.
Помимо перечисленных выше приемов, навык письма у детей проверяют с помощью слуховых диктантов. Диктанты для проверки подбирают и составляют таким образом, чтобы они включали в себя слова со звуками, близкими по звучанию или сходными по артикуляции. Кроме того, диктанты, предлагаемые детям при обследовании, должны соответствовать всем требованиям школьной программы по русскому языку (и, конечно, возрасту ребенка).
Особое значение имеет проверка навыков самостоятельного письма, дающая возможность выявить такие ошибки, которые не могут быть обнаружены при письме под диктовку (например, аграмматизм, бедность словарного запаса, неточное употребление слов и предлогов и т.д.). Такое самостоятельное письмо позволяет также понять, в какой мере ребенок владеет письменной речью в целом.
Для проверки навыков самостоятельного письма детям предлагают подробно описать сюжетную картинку или составить письменный рассказ по серии картин. Можно попросить ребенка описать события прошедшего дня, прошедшего праздника, просмотренного кинофильма, прочитанной книги.
При обследовании навыков письма необходимо учитывать характер процесса письма, т.е. может ли ребенок сразу фонетически правильно записать слово или проговаривает его по нескольку раз, ища нужный звук; вносит ли он поправки (зачеркивает, перечитывает и снова исправляет) или совсем не может и не пытается найти ошибки и т.д.
Раннее выявление предрасположенности к нарушениям чтения и письма
В логопедии для раннего выявления предрасположенности к дисграфии используются задания, оценивающие готовность к овладению анализом звукового состава слова [Спирова Л. Ф., 1970; Бессонова Т. П., Грибова О. Е., 1994].
А.Н.Корневым [ 48 ] была разработана скрининговая методика раннего выявления предрасположенности к дислексии. Она предназначена для массовых профилактических осмотров детей 6-8 лет, не требует специального оборудования и занимает не более 10 мин. Данная методика включает в исследование сукцессивных функций (воспроизведение последовательности движений, звуковых ритмов, вербальных стимулов (Цифр) и речевых рядов (времен года и дней недели), ориентировка в понятиях «право-лево», связной речи (составление рассказа по серии картинок). Таким образом, с помощью указанной методики можно изучить состояние лишь отдельных функций, лежащих в основе процесса чтения. Ее использование является первым этапом выявления предрасположенности к дислекии, за которым должно последовать более полное обследование ребенка, попавших в «группу риска».
1. «Рядоговорение»
Цель: Исследование сукцессивной функции
Инструкция: Перечисли по порядку времена года и (после ответа) дни недели.
Оценка: (здесь и далее оценка дается в штрафных баллах):
— Правильно ответил на оба вопроса – 0 баллов
— Правильно ответил на один вопрос – 2 балла
— Не ответил ни на один вопрос – 3 балла
2. «Ритмы»
Цель: Исследование воспроизведение ритмических структур.
Инструкция: Послушай, как я постучу и после того, как я закончу, постучи так же (однократное предъявление ритмичных ударов по столу карандашом или палочкой с длинными и короткими интервалами).
— Правильно выполнены оба задания – 0 баллов
— Выполнены только простые ритмы – 2 балла
— Не выполнено ни одного задания – 3 балла
3.Тест «Кулак-ребро-ладонь»
Цель: Исследование динамического праксиса.
Инструкция: Посмотри, что я сейчас сделаю, и повтори так же.
Демонстрируется трижды подряд последовательность из трех движений: кулак-ребро-ладонь. Ребенок должен трижды воспроизвести эту последовательность. Если ребенок нарушил последовательность не более одного раза, указывается ошибка и дается другая попытка. При ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется, но не более 5 демонстраций.
— Правильное воспроизведение с одной- двух попыток после 1-й демонстрации – 0 баллов
— Правильное воспроизведение после 2 демонстрации или после 3 демонстраций с первой попытки – 2 балла
— Правильное воспроизведение после 4-5 демонстраций или после 3 демонстрации со 2 попытки – 3 балла
4. Субтест «Повторение цифр»
Цель: Исследование слухоречевой памяти.
Итоговой является сумма предварительных оценок.
— Итоговый результат больше 6 – 0 баллов
— Итоговый результат равен 6 – 2 балла
— Итоговый результат меньше 6 – 3 балла
5. Ориентировка в «право-лево»
Цель: Исследование пространственных представлений
Простая ориентировка – Инструкция: Подними левую руку (обязательно начинают с левой), покажи правый глаз, левую ногу. Если задание выполнено- переходят к следующему, если нет – прекращают.
Речевая проба Хеда – Инструкция: Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой – за левое ухо. Покажи правой рукой левый глаз.
— Выполнены оба задания – 0 баллов
— Выполнена только простая ориентировка – 2 балла
— Не выполнено ни одного задания – 3 балла
Дата добавления: 2015-01-05 ; просмотров: 5 | Нарушение авторских прав