методика преподавания истории казахстана
Инновационные методические подходы в преподавании истории Казахстана
Тулубаева Сауле Калкеновна преподаватель истории Казахстана высшей квалификации. Петропавловский строительно-экономический колледж г. Петропавловск, Северо-Казахстанская область
В настоящее время в нашей республике происходят серьезные изменения всей системы образования. Безусловно, главным вопросом профессионального образования является вопрос воспитания квалифицированных, конкурентноспособных, востребованных специалистов в условиях рыночной экономики, которые могли бы приспосабливаться в быстро меняющихся экономических и геополитических условиях времени.
И, конечно же, сегодня, с укреплением независимости нашего молодого государства, обновлением сознания народа, кардинально меняются требования к системе образования, в том числе, к изучению истории страны. Главная задача в изучении истории Казахстана — формирование национального духа и патриотического воспитания у подрастающего поколения.
На сегодняшний момент формирование будущего специалиста происходит на основе традиционных методов обучения, где предполагается общение преподавателя и учащихся, где постоянно ведется контроль со стороны преподавателя за учебной деятельностью учащихся. При таком директивном характере учебной модели происходит только диалоговый момент, где учащийся воспроизводит полученную от преподавателя готовую информацию, при этом заинтересованность учащегося в процессе обучения очень низка.
Поэтому внедрение в учебный процесс инновационных технологий является определяющей чертой современного образования. Внедрение нетрадиционных инновационных технологий существенно влияет на образовательно- развивающий процесс, что позволяет решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирование индивидуальной образовательной перспективы учащихся.
Для всех технологий характерны определенные общие признаки: осознанность деятельности преподавателя и учащихся, эффективность, мобильность, валеологичность, целостность, открытость, самостоятельная деятельность учащихся, индивидуализация.
Важной особенностью инновационных подходов в обучении является направленность на творческое развитие учащихся, необходимость подготовки учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитии и воспитании широко образованной, культурной, творческой, инициативной личности.
На основе новых информационных и педагогических технологий, методов и приемов обучения стало возможным изменить роль преподавателя, сделать его не только носителем знаний, но и руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы учащегося. Иначе в современных условиях развития рынка образовательных услуг для достижения эффективности и качества учебного процесса преподавания отечественной истории должно сочетать в себе как директивную, так и современную, носящую инновационный характер, интерактивную модель обучения. Интерактивная модель ориентирована на необходимость достижения понимания передаваемой информации. Причем сам процесс передачи информации построен на принципе взаимодествия преподавателя и учащегося. Он предполагает большую активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных сведений.
Среди самых активных методов обучения весьма эффективным являются деловые игры.
Деловая игра вносит некоторое разнообразие в традиционно сложившуюся структуру учебного процесса. Применения деловых игр способствуют сокращению разрыва между теоретическими знаниями учащихся и их практическими применениями. Деловые или ролевые игры ориентированы на поэтапное, функциональное участие каждого из учащихся в процессе занятия. Они дают возможность активного и видимого участия в процессе обучения наиболее большего количества учащихся и ориентированы на применение на практических занятиях по курсу Истории Казахстана. К этой категории методов следует относить: а) использование всевозможных раздаточных материалов — чайндаты по истории Казахстана, текстов с фактологическими ошибками или пробелами; б) инструктаж и иллюстрация эталона рассуждения, направленные на самостоятельное последующее использование учащегося в процессе мыслительной деятельности; в) собственно ролевые игры, содержание которых понимается как градация группы учащихся на несколько частей и исполнении каждым из учащихся (или группы) определенных функций, связанных с выполнением учебного процесса.
Другим эффективным методом можно назвать кейс-стади или метод учебных конкретных ситуаций (УКС). Центральным понятием метода УКС является понятие ситуация, т. е. набор переменных, когда выбор какого-либо из них решающим образом влияет на конечный результат. Принципиально отрицается наличие единственно правильного решения. При данном методе обучения учащийся самостоятельно принимает решения и обосновывает его. Метод кейс-стади- это метод обучения, при котором учащиеся и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Кейсы составляют основу беседы аудитории под руководством преподавателя. В целом, метод УКС позволяет:
Этот метод способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы.
Особую роль в приемах и средствах преподавания истории занимают компьютер и Интернет. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большой степени способствуют укреплению знаний и умений. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога «учащийся — компьютер».
К эффективным методам обучения можно отнести исследовательский прием, который направлен на коллективную работу в группе — когда необходимо в процессе коллективного рассуждения дать анализ содержанию отрывка из первоисточника. Он ориентирован для работы в небольших группах — на семинарских занятиях. Сюда можно отнести:
а) работу учащихся с наглядными пособиями по истории Казахстана — это карты, схемы, таблицы, обзорные и тематические экскурсии по историческим музеям как работа с наглядным материалом;
б) работу учащихся с историческими документами;
в) использование технических средств обучения как совмещение различных методик в ходе одного занятия.
В изучении истории Казахстана достойное место занял метод проектов, который способствует высокой самостоятельности учащихся. Преподавателю отводится роль координатора, он только направляет деятельность учащихся. Учащиеся исследуют выбранную тему, собирают наиболее полную информацию о ней, используюя современные технические средства.
В системе педагогической деятельности особое место занимают интегрированные уроки. Они помогают развивать познавательную и творческую активность учащихся, усиливают мотивацию обучения. Проведение таких уроков — это один из путей повышения эффективности образовательного процесса на основе реализации принципов деятельностного подхода в обучении.
Сегодня, говоря об образовании, специалисты стремятся подчеркнуть желание учитывать интересы учащихся и строить процесс обучения так, чтобы цели и задачи обучения соответствовали возможностям и желаниям и учащихся, и социальному заказу казахстанского общества.
Также нельзя упускать из виду тот факт, что современное образование должно соответствовать и международным стандартам обучения.
Основные тенденции изменения системы образования связаны с переходом на новую парадигму «обучение в течение всей жизни».
Проведенный совместно с учеными и преподавателями истории Казахстана анализ ситуации, сложившейся в исторической науке, позволяет сделать следующие рекомендации по улучшению качества исторического образования:
а) необходимо на государственном уровне сделать фотокомпозиции, фильмы по определенным темам по истории Казахстана;
б) по курсу предмета подготовить методические пособия с разработками уроков, с разноуровневыми заданиями и т. д.
в) соответственно специфического подхода обучения в учебниках должны быть освещены дифференцированные вопросы и задания;
г) преподаватели истории Казахстана должны в своей деятельности использовать современные методы и технологии отечественного и зарубежного образования.
Решая эти задачи, только тогда образовательная сфера нашего государства может отвечать требованиям модернизации современного общества.
Список использованной литературы:
1. Историческое образование в Казахстане.// Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых (21-22 декабря) — Караганда, 2004
2. Т. А. Кожамкулов. Об изучении отечественной истории в учебных заведениях Республики Казахстан. Алматы. 2007
3. Проектное обучение истории Казахстана. // Серия «История. Философия. Право». Алматы, 2007
4. Проблемы изучения Отечественной истории в высших учебных заведениях Республики Казахстан. Военное образование: парадигмы системы, процессов и качества: Материалы международной научно-практической конференции. Петропавловск, 2007
5. Методика преподавания истории в средней школе. Караганда, 2005
Специфика преподавания истории Казахстана в условиях полиэтнического общества
Подчеркивая значение толерантности, «Всеобщая декларация правчеловека» провозглашает, что именно образование «должно содействоватьвзаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расами ирелигиозными группами» (ст.26). Генеральная конференция ЮНЕСКО в 1995г. приняла специальную «Декларацию принципов толерантности», гдепризывает сделать все необходимое для утверждения идеаловтолерантности, «поскольку толерантность является не только важнейшимпринципом, но и необходимым условием мира и социально-экономическогоразвития всех народов». Специальный раздел этого основополагающегодокумента посвящен воспитанию (ст. 4). Прямо сказано, что «воспитание вдухе толерантности следует рассматривать в духе толерантности следуетрассматривать в качестве безотлагательного императива+ политика ипрограммы в области образования должны способствовать улучшениювзаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, какмежду отдельными людьми, так и между этническими, социальными,культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями». [1]
В этом отношении Казахстан и казахстанское общество в отраженииофициальной идеологии предстают как образец межэтнического имежконфессионального мира и согласия, причем, толерантностьпреподносится как имманентное свойство казахстанцев. Бесспорно,исторически сложилось так, что на территории Казахстана различныеэтносы в результате совместного проживания сумели достигнутьтерпимости, понимания и взаимоуважения по отношению друг к другу,преодолевая многочисленные сложности и трения.
Уже в архивных документах 80-90-х гг. XIX в. можно найти сведения большого морального значения о взаимопомощи и взаимовыручке вобыденной жизни соседствующих народов и, прежде всего, русских иказахов. Но наряду с этим описываются и случаи неприязни, вражды,взаимной конфронтации и даже кровавой резни. События ХХ в., в том числеи советского времени, в общем, отражают эту же тенденцию. В результатеанализ совокупности фактов приводит к выводу о том, что принципыдобрососедства и терпимости вырабатывались годами в ходе сложнойсоциальной практики различных этносов. Не вдаваясь в более глубокоеисследование проблемы, отметим некоторую автономность этого процессаот политики государства (имеется в виду и Российская империя, иСоветский Союз). Соединение прагматичного житейского опыта и идеологических постулатов государства в итоге сформировали вреспублике особый микроклимат дружбы и добрососедства. В советскоевремя Казахстан образно называли «лабораторией национальных отношений»,где в мире и согласии проживали 130 национальностей. Таким образом,история Казахстана содержит богатейший материал, который можноиспользовать для воспитания как толерантности вообще, так и этническойтолерантности в особенности.
Но совершенно ясно, что толерантность не является некойданностью социума, а должна взращиваться постоянно и неуклонно,особенно в условиях сложного переходного периода. В этом отношенииважно проанализировать роль школьных учебников истории Казахстана,которые как раз и должны передать молодежи опосредованный опытпредыдущих поколений.
Необходимо отметить, что в руководящих документах Министерстваобразования и науки РК подчеркнуто, что история как школьная учебнаядисциплина «составляет стержень всех гуманитарных и обществоведческихкурсов», формирует «национальное самосознание, нравственно-этическиенормы, +служит мировоззренческой основой» для всех других предметов.Одной из целевых установок обучения истории обозначено формированиетолерантности как «уважение и понимание традиций и культуры другихнаций, коммуникабельность в межличностном отношении». [2]
Заметно, что различные аспекты этой проблемы действительно волнуют школьных преподавателей [3] и даже самих учеников. [4]
Образ России-колонизатора, похоже, полностью экстраполируетсяавторами и на Советский Союз. И уж Советский Союз предстает со страницучебника перед бедными пятиклашками в виде этакого монстра. Так, говоряо политике оседания казахского народа и коллективизации, авторы рисуютследующую картину: «Советское правительство конфисковало весь скотказахов, таким образом, намеренно подвергнув народ голоду, и допоследнего наблюдало, как гибнут люди. С помощью оно не торопилось.Советскому Союзу не нужен был казахский народ со своей землей и скотом,сюда хотели переселить другие народы и разбить здесь лагеря». (с. 153) Стоит ли говорить, что при чтении текста такого содержания наряду ссопереживанием трагедии своего народа возникает образ врага, что можетстать плодотворной почвой для различных фобий, в том числе иксенофобии.
Специально следует сказать о выделенном авторами третьем периоде.Сюда без разбора сведены самые разнородные проявления социальногопротеста советского периода. Это и крестьянские выступления периодаколлективизации, и события 1959 г. в Темиртау, и выступления 1979 г.в Целинограде против образования немецкой автономии. Надо отметить,что каждое из этих событий протекало в конкретной историческойобстановке, имело собственные причины, различалось по этническомусоставу, но по вольной трактовке авторов все они представлены какзвенья единой цепи, представляющую борьбу казахского народа. И, вконечном счете, «декабрьское восстание 1986 г. в Алматы завершилодлительный путь национально-освободительной борьбы казахского народа занезависимость». Таким образом, подчеркнуто, что «движения казахов засвою независимость происходили беспрерывно» (с. 74), все выступленияшли против колониального господства России и поставлены в один ряд с»борьбой индийского народа против английских колонизаторов, борьбойалжирского народа + против французского колониального господства,войной вьетнамского народа против американского колониализма».
Как положительный момент надо отметить, что в этом учебникепомещены разделы, специально посвященные полиэтничности современногоказахстанского общества. Здесь приведены цифры национального составанаселения республики, заявлено о необходимости культуры вмежнациональных отношениях, рассказано о Ассамблее народов Казахстана.(с. 156-161).
Особо следует сказать о хрестоматиях. Странное впечатление оставляет, вчастности, «Хрестоматия по истории Казахстана» для 10 классаестественно-математических общеобразовательных школ, выпущенная в 2006г. издательством «Мектеп». [12] Составитель С. Жолдасбаев включил виздание, прежде всего не документы, а отрывки из различных статей икниг современных авторов. Он поместил здесь и отрывок из собственногопроизведения, где заявляет, что в советское время «+история не былаисследована. Когда этому вопросу придали особое значение, историювосстанавливали заново». (с. 88) Зачем это понадобилось, становитсяясно, когда читаешь «хрестоматийные» истины, принадлежащие Т.Абдразакову. Он прямо утверждает, что «политика заселения русскихкрестьян разгромила земледелие казахов». (с. 130) Вопреки всемисторическим источникам заявлено, что «казахи Семипалатинска допереселения русских занимались земледелием, были обеспеченные семьи,занимавшие до 100-200 десятин, они нанимали рабочих». (с. 130) Когданачинаешь разбираться, оказывается, что речь идет о 1893 г., и, такимобразом, этот подъем казахского земледелия как раз таки связан спереселением русских крестьян. Но Т.Абдразаков идет дальше и заявляет:»абсолютно ложно утверждение, часто встречающееся в экономической иисторической литературе, что «вследствие переселения русских крестьянускорилось развитие производительных сил, казахи научились сеять,косить траву». (с. 130) Конечно, можно по-разному оценивать степеньвлияния переселенческого крестьянства на хозяйство казахов, но подобнаякатегоричность не подходит для учебной литературы. Кстати, надоотметить, что этнографами совершенно не оспаривается факт развитиясенокошения у казахов именно под влиянием русского крестьянства. [13]
В заключение хотелось бы привести результаты небольшого опросастудентов 1 курса, которым был предложен один вопрос: способствуют лишкольные учебники по истории Казахстана формированию толерантности?Практически все ответили в том смысле, что, по их мнению, текстыучебников не соответствуют этому требованию. Анализ анкет: из 18опрошенных 9 ответили категорически «нет», только 1 однозначно «да»,остальные 8 отнесли заслугу формирования толерантности исключительно засчет работы педагогов, но никак не учебника. Стоит привести один изответов: «учебники по истории Казахстана не воспитывают толерантность,а преподносят материал так, что все народы на протяжении многих летпытались завоевать Казахстан, а казахский народ был вынужденподчиняться. Все народы влияли плохо, а именно из-за России казахипотеряли свою культуру и традиции». Другой ответ: «я думаю, чтотолерантность воспитывает не учебник, а преподаватель».
Таким образом, несомненно, что в полиэтническом общественеобходимо развивать отношения терпимости, уважения,доброжелательности. Но приходится констатировать, что современныешкольные учебники по истории Казахстана не содержат достаточногоматериала для воспитания толерантности у учащихся и выполнение этойзадачи зависит от компетентности и желания педагога.
Волкова Т.П.
к.и.н., профессор,декан факультета Социальных наукКазахстанско-Немецкого университета
г. Алматы, Казахстан
Доклад система работы учителя по улучшению качества занаий по истории Казахстана
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Система работы учителя истории по улучшению качества знаний по истории Казахстана
В Послании Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» знания и профессиональные навыки названы ключевыми ориентирами современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров. «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией».
Задача, поставленная Главой государства перед педагогами страны, – обучение и воспитание конкурентоспособных молодых граждан Казахстана. А это возможно при условии модернизации методик преподавания. В первую очередь необходимо изменить сознание учителя, изменить понимание его роли в классе. Современный учитель – это помощник, друг, помогающий ученикам, направляющий их в поиске знаний, а вовсе не энциклопедия или истина в последней инстанции.
На уроках необходимо взаимодействовать с учеником или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
В результате создаются условия, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Эти приемы позволяют стимулировать познавательный интерес к предмету, придать учебной работе проблемный, творческий характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предметов, индивидуализировать процесс обучаемости и развивать самостоятельную деятельность школьников.
Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации. Необходимо развивать у учеников коммуникативные умения и навыки, приучать работать в команде, обеспечивать учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность.
Такая форма познавательной активности школьников как работа в группах эффективна в процессе организации любого типа урока и создает благоприятные условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, усвоения и обобщения их, воспитания учащихся и эффективна при использовании на уроках всех типов.
К благоприятным условиям следует отнести: продуктивность работы, т.к. коллективный разум способен решить многие проблемы быстрее и эффективнее; способность к диалогу, помощи и сотрудничеству; сплоченность; преобладание хорошего настроения; признание права иметь свое мнение каждому ученику. Общественное мнение, возникающее в группе, является стимулом в развитии познавательного интереса каждого ученика, т.к. коллектив оценивает участие каждого. Работа группы, ее внутренне самоуправление позволяет развивать самооценку учеников.
На уроке я становлюсь координатором, консультантом, советчиком. Во время выполнения заданий я наблюдаю за работой команд, подходя поочередно к каждой группе, задаю наводящие вопросы, требую прояснить отдельные моменты, рекомендую четче формулировать выводы. Но ни в коем случае, подойдя, к группе, стараюсь не подсказывать, диктовать, лишь направляю ее поиск.
Использование метода группового обучения на уроках истории весьма эффективна, если используется пусть небольшой социальный опыт самих учащихся.
Следующий метод, используемый на моих уроках – это игра. Игровые ситуации используются на разных этапах урока. Они предполагают активное творчество учащихся. Здесь требуется быстро придумать вопросы, сочинить телеграмму от имени исторического лица. Это такие игры, как «Спросите нас, как мы живем», «Расскажи мне о себе», «Подпиши телеграмму», «Я известная историческая личность». Игры помогают не только в достижение образовательных целей, но и в установлении добрых, неформальных отношений в классе. Игра дает возможность поставить ребенка в ситуацию успеха, а это является мощным средством стимулирования учебной деятельности, развитие познавательной активности. Во время игры иногда происходит как бы перераспределения лидерства в классе. Если раньше на уроках преуспевал ученик, который много знает и умеет, то в игре победителем может стать и тот, «у кого больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации», кто не просто располагает «хорошей кладовой памяти», но может с умом воспользоваться ее богатством.
На уроках я применяю приемы для, развития критическое мышления. Применяю на трех стадиях «вызов – осмысление – рефлексия». На стадии вызова в сознании учеников актуализируются имеющиеся знания и представления о предмете изучения. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая форма работы, деятельность школьников активизируется, формируется познавательный интерес. На стадии осмысления ученики вступают в контекст с новой информацией, систематизирует сведения, соотносятся их с собственными знаниями. На стадии размышления происходит целостное осмысление, обобщение и присвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу.
Написание синквейна и кластера.
На уроках истории на этапе рефлексии, обобщения применяю метод «Синквейна». Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанное по определенным правилам.
Синквейн, являясь простейшей стихотворной формой, тренирует способность искать и находить адекватные, точные и лаконичные слова, для выражения своей мысли, позволяет в художественной форме воспроизвести содержание занятия.
Кластер также дает возможность учителю получить «обратную связь» от каждого ученика. Уроки с использованием приемов данной технологии проходят живо и интересно.
Уроки с применением ИКТ
Формировать у учащихся информационную компетентность позволяет использование на учебных занятиях электронных учебников, презентаций, видеороликов. Наглядность демонстрации, четкость комментариев и инструкций обеспечивают усвоение образцов поведения. Использование новых электронных средств обучения освобождает учителя от обязанности быть единственным источником знаний, он выступает инициатором проблемных вопросов, организатором самостоятельной работы учащихся и обсуждения ее результатов, консультантом, помогающим преодолеть текущие затруднения при работе с новыми средствами обучения.
Другой формой обучения, которая может развивать умение логично, доказательно отстаивать свою точку зрения является дискуссия. Дискуссия – это беседа, организуемая ведущим, когда у участников по какой-либо проблеме имеются разные точки зрения. Учащиеся приходят к различным выводам, каждый доказывает свои позицию. Выигрывают в результате такой работы все: каждый принимает участие, «пропускает» через себя иную точку зрении и, в конце концов, соглашаются, что лишать жизни человека ни при каких условиях нельзя, т.к. это естественное право и дано каждому человеку от рождения. Элемент дискуссии я стараюсь включать на всех этапах урока, ведь искусство дискуссировать, отстаивать свою точку зрения, исходя из собственного опыта, у наших учащихся развито еще слабо.
Приёмы повышения качества знаний учащихся на уроках истории Казахстана
Приёмы используемые при изучения фактического материала:
Приёмы используемые при изучения теоретического материала:
объяснение информации, которая должна быть усвоена в виде готовых понятий, суждений, умозаключений, оценок, выводов. Объяснение помогает убедительно показать внутренние связи и зависимости, смысл, сущность и значение исторических фактов и явлений .
рассуждение применяется для выявления причинно-следственных связей, существенных черт понятий. Этот приём позволяет втянуть учеников в ход активной познавательной деятельности. Перед рассуждением обязательно ставится вопрос, который позволяет привлечь внимание учащихся к основному смыслу изучаемого материала. На каждый поставленный вопрос учитель даёт несколько альтернативных вариантов, сопоставляет факты и мнения. В результате последовательной постановки вопросов и ответов на логическую цепь вопросов учащиеся без труда осмысливают теоретическое содержание учебного материала.
Приёмы изучения хронологии:
основные даты связанные с главными фактами, напр имер, первое упоминание о Казахском ханстве (1465), обретение независимости РК (1991);
опорные даты, способствующие временной локализации менее значимых, второстепенных фактов. Они необходимы для понимания внутренней связи и внутреннего смысла исторических явлений. Например, по отношению к основной дате 1380 опорными будут 1382 (поход Тохтамыша)
«лента времени» способствует усвоению протяженности и размещению исторических событий во времени, а также помогает по нять (особенно в 5-6 классах) обратный счёт лет
( до н. э.). Например, 55 г.до н.э.- деление гуннов на северных и южных и 1867г.- реформы в Казахстане .
776 55 0 до новой эры 1867 1861 1917
новая эра
хронологические комплексы способствуют временные отношения и датированные факты связывать в логические цепочки. Например , 1822, 1824, 1845, 1867-1868 – реформы в Казахстане;
календарь важнейших событий способствует изучению важнейших событий.
Приёмы работы с документом:
Документы повествовательно-описательного характера (летописи, хроники, мемуары, письма, описания путешествий) дополняют рассказ учителя, не требуют обязательного анализа;
Документы актового характера (грамоты, законы, указы, прошения, челобитные, росписи, договоры, статистические и следственные документы, программы, речи) дополняют рассказ учителя, однако требуют комментария или анализа;
Памятники художественного слова : произведения устного народного творчества (мифы, басни, песни, крылатые выражения). Дополняют и украшают рассказ учителя, создают яркие образы и картины прошлого, способствуют ощущению духа эпохи.
Все указанные группы документов учитель может включить в свой рассказ, если он передаёт сущность событий, хочет усилить эмоциональность в изложении материала. Отрывок должен быть небольшим, простым и понятным, легко восприниматься на слух. Незнакомые термины и понятия разъясняются.
Использование художественной литературы помогает воссоздать картины быта, общественных отношений. Краткий пересказ художественного произведения и задание на выявление деталей, с тем чтобы ученики его обязательно прочитали, закрепляет, цементирует изученный материал.
Вообще, цитирование художественного произведения всегда у учащихся формирует яркий образ прошлого.
Приёмы использования исторической карты:
При работе с картами следует учесть, что учащимся бывает сложно соотнести общую и тематическую карты. Поэтому на уроке в начале изучения темы следует иметь две карты, показывающей местоположение того или иного объекта (государства) на общей карте, например карте мира, а потом уже на тематической.
Приёмы обучения по опорным сигналам:
О порные сигналы в графическом, рисуночном, словесном, буквенном отображении информации достаточно эффективно закрепляют в памяти учащихся изученный материал. Опорными сигналами (ОС), можно пользоваться, когда ученики получили знания по новой теме. Например, Н О С по теме «Национально-освободительное движение 1916 года»
Приёмы проверки знаний и умений учащихся:
письменные: составление планов, таблиц, сочинения, письменные контрольные работы (чаще в виде тестов).
Применяя на практике вышеуказанные методы и приемы добилась активизации познавательной деятельности учащихся на уроке и как следствие повышения качества и успеваемости учащихся на уроках истории.