методика преподавания истории в 5 классе
Доклад «Практика реализации ФГОС на примере преподавания истории в 5 классе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Практика реализации ФГОС на примере преподавания истории
(технология групповой работы на уроке истории)
В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы и индивидуальность каждого ученика смогла бы достичь своего расцвета. Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном и воспитательном процессе.
Уроки самостоятельного действия дают возможность в полной мере применить такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению, формированию универсальных учебных действий.
Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы.
На уроках истории и в 5 классе учащиеся самостоятельно готовят презентации, викторины, проводят игры, в полной мере применяя свои умения изучать, систематизировать информацию из различных источников.
Хочется отметить, что учащиеся с большим энтузиазмом берутся за подготовку и проведение таких уроков. Каждый раз ребята стараются придумать что-то новое, внести свою «изюминку» в ход урока, а также обязательно учитывают ошибки прошлых занятий.
При проведении таких уроков в начале ведущие объявляют тему игры и предлагают одноклассникам самостоятельно разделиться на группы. Ребята умеют справляться с этой задачей. Затем определяются с выбором лидера группы или капитана команды.
Ведущие объявляют правила работы в группах. Основные положения этих правил:
1. Каждый ученик принимает активное участие в работе группы.
2. Каждый ученик имеет право на свободный обмен мнениями.
3. Каждый ученик уважает мнение оппонента.
4. Каждый ученик проявляет терпимость к критике.
Самыми активными и творческими в 5 классе являются: Железняк Даша, Таранов Данила, Амедов Амет-хан, Бекиров Вели, Алфеева Катя – они с готовностью берутся за самые смелые проекты.
На последний, заключительный этап групповой работы на уроке, где выявляется и оценивается роль каждого ученика в групповой работе, отводится 3-4 минуты. У каждой группы на столах лежат «Листы учета работы ученика на уроке», ребята в группах самостоятельно заполняют их, обсуждая с капитаном команды оценки каждого члена группы, в спорных случаях обращаются к учителю. Учитель либо соглашается с выставленной оценкой, комментируя ее, либо корректирует выставленную в группе оценку, объясняя свою позицию. Таким образом, роль учителя существенно меняется, он становится координатором, консультантом.
Групповая форма работы создает условия для максимального проявления самостоятельности, формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи, улучшает творческое мышление, учит уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию. Таким образом, достигается главная цель педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.
Учебник истории для 5 класса включает в себя следующие темы:
1.Жизнь первобытных людей
2.Древний Восток (Древний Египет, Западная Азия, Индия и Китай).
3. Древняя Греция (Древнейшая Греция, персидское нашествие, возвышение Афин, Македонские завоевания)
4. Древний Рим.
Авторы пытались вложить максимум информации в наиболее сжатом виде, в результате, на мой взгляд, материал подается несколько скомканно. В конце каждого параграфа есть вопросы для самопроверки, но не всегда ответы на них находятся в самом параграфе, надо подключать дополнительные источники информации. В конце учебника есть краткий перечень семи чудес света с картинками и схемами.
Качество полиграфии хорошее, много цветных иллюстраций и карт, обложка средней мягкости.
Данный учебник открывает единую линию учебников по всеобщей истории для основной школы. Учебник создан с учётом достижений современной исторической науки. Материал о первобытных людях, возникновении и развитии древних цивилизаций (Египет, Западная Азия, Индия, Китай, Греция и Рим) вводит школьников в мир истории. Результатом изучения курса является формирование целостного представления об изучаемой эпохе. Методический аппарат, включающий вопросы и задания двух уровней сложности, а также творческие проекты, предполагает активные формы освоения учебной информации. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Дополнительные материалы к учебнику размещены в электронном каталоге на сайте издательства «Просвещение». Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Презентация на»Современные методы обучения на уроках истории в 5-7 классах «
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Великая ценность образования — это не знания, а действия. Современные методы преподавания истории в 5-7 классах в рамках ФГОС Учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 52» Пичушкина Виктория Витальевна
Возможные приемы и методы Жокей и лошадь; Мозговая атака (штурм); Аукцион имен; Верные и неверные утверждения; Имя, дата, событие; Дерево предсказаний; Ключевые слова; Исторический футбол; Кластер и др.
Жокей и лошадь. Описание: класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Прием используется даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная его черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения. Пример. На уроке истории в 5 классе при изучении темы «Религия Древней Греции» одной команде («Жокеям») даются карточки с именами древнегреческих богов, другой — карточки с указанием, чему эти боги покровительствуют.
Аукцион имен. Описание: Ι вариант — сразу назвать имена, которые можно отнести к изученной теме; ΙΙ вариант – на работу в тетради даётся 5 минут. Назначается цена («5») за определенное количество имен. Побеждает тот, чьи знания окажутся наиболее полными.
Верные и неверные утверждения Описание: утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус». Пример: вельмож хоронили в гробницах (да); обед вельмож состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы (нет); фараон мог приказать побить вельможу палками (да); вельможа, подходя к трону фараона, вставал на колени и падал лицом вниз (да); вельможа пахал землю у себя на участке (нет); вельможа не работал (нет). вельможа носил много украшений (да);
Дерево мудрости Описание: учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому материалу. На уроке ребятам дается задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на трех листочках три разных по уровню сложности вопроса. После изучения материала вопросы сдаются. Наиболее интересные оцениваются, оформляются в виде «яблок» или «листьев» и прикрепляются к «Дереву мудрости». (красные – на 5, желтые – на 4, зеленые – на 3). На следующих уроках ученики «срывают» плод или лист и отвечают.
Ключевые слова. Прием «Ключевые слова», по которым учащиеся придумывают рассказ или расставляют их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления ищут подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Исторический футбол. Описание: класс делится на команды (обычно по рядам), каждая из которых получает задание составить вопросы по определённому материалу: два простых (со слов кто, что, когда) и один сложный (со слов почему, зачем, в чём различие; что, если; объясните и т.д.). Обычно работа выполняется индивидуально в тетрадях, а групповая принадлежность необходима лишь при определении очереди вопроса: 1 ряд задаёт вопрос 2, 2-3-му, 3-1-му. Если никто из команды не смог ответить на вопрос, то весь ряд лишается права задавать вопрос в течение 1 тура, а значит- рискует рейтингом.
Кластер. Первый этап урока. Учащиеся в группах читают материал параграфа, обмениваются новой информацией, находят ключевую идею темы и смысловые единицы, связанные с ней. Второй этап урока. Составление кластера. На каждой парте есть бумага, цветные карандаши и фломастеры. На этом этапе работы ученики проявляют творчество при составлении кластера. Но главное – содержание. Третий этап урока. Защита кластеров. Четвертый этап урока. Оценивание работы в группах и подведение итогов. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Метод проектов суть метода проекта – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного, критического мышления.
Постоянный контроль знаний (рефлексия): Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой организации учебного процесса.
Что делать? Любить предмет, повышать собственную квалификацию, искать способы подачи информации в зависимости от уровня подготовки учащихся; Учить решать задачи, а не заучивать шаблоны; Систематическая работа в течение года, а не от случая к случаю; Индивидуальная работа со школьниками; Внеклассная работа (кружки, факультативы, вечера истории и праздники, исторические соревнования)
В заключении При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями: 1. Соответствие методов принципам обучения. 2. Соответствие целям и задачам обучения. 3. Соответствие содержанию данной темы. 4. Соответствие учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим); уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития); особенностям классного коллектива. 5. Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Современные методы обучения истории Древнего мира и истории России в 5-7 классах.
1) Технология развития критического мышления
2)Технология проблемного обучения
Номер материала: ДБ-551801
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Прослушивание музыки снижает усталость мозга
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки работает над изменением подходов к защите диплома
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
«Спутник» объявили словом года в России
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Правила, памятки, алгоритмы для работы на уроках истории в 5-7 классах
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Памятки, правила и алгоритмы анализа исторического события, деятеля и т.д.
Алгоритм с оставлени я плана при работе с текстом :
1. Прочитай текст про себя, о б думай прочитанное.
2. Разбей текст на смысловые части и озаглавь их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
3. Проверь, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
4. Проверь, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.
Правила составления конспекта:
1. Внимательно прочитайте текст. При чтении отмечайте непонятные места, новые слова, даты, имена.
2. Найдите дополнительную информацию (в энциклопедиях, сети Интернет) о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.
3. При первом чтении составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основные положения текста, отметив аргументы автора.
4. Перечитай ранее отмеченные места, их краткую последовательную запись.
5. При конспектировании выразит е авторскую мысль своими словами.
6. Пос т арайтесь один абзац авторского текста переда ть при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.
Алгоритм о ценк и исторического события
А) для участников события;
Б) для последующего исторического события.
Памятка для решения исторических задач
1. Внимательно прочитайте условие задачи и запомните вопросы к ней.
2. Обдумайте данные в тексте условия и определите, что они дают для ответа на вопрос. Достаточно данных для формулирования ответа?
3. Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомните, что вы знаете по теме задачи, подумайте, что из этих знаний может помочь решению.
4. Свое решение обязательно докажите.
5. Проверьте, является ли ваше решение ответом на вопрос задачи. Полон ли ваш ответ?
Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля
Рецензия на ответ товарища
О некоторых проблемах преподавания истории в 5 классе при переходе на ФГОС.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
О некоторых проблемах в работе учителя истории
в рамках перехода на стандарты нового поколения.
И в основных направлениях развития российского образования и в стандартах нового поколения практически в открытом виде заявлено, что «меняется образовательная парадигма», приоритетной целью образования становится уже «не передача суммы знаний, а развитие личности» каждого ученика, способного к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу сегодня нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора.
Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения. Вот эту задачу и должна решать школа (естественно, это требование к работе школы звучит в идеале своем, к реализации которого она должна стремиться).
К слову, родительская общественность (я имею ввиду ту родительскую общественность, которая неравнодушна к учебным проблемам своих детей и проблемам школы хотя бы в какой-то степени) тоже, иногда интуитивно, формулирует новый социальный заказ: учите наших детей в школе тому, что нужно в жизни: самостоятельности, коммуникабельности, целеустремленности и т.д.
Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивных (гражданственных), когнитивных (познавательных), информационно-технологических, коммуникативных.
Еще раз хочу обратить ваше внимание на понятие «диалоговое обучение», которое ставит сразу ряд условий перед организацией всей системы обучения, как минимум в классе. Об этом чаще всего почему-то молчат, когда обсуждают современные проблемы образования. Чуть ниже об этом.
Таким образом, молодой учитель, который только что получил педагогическое образование, и его готовили в ВУЗе в соответствии с современными педагогическими технологиями и их применением, в большей степени, с моей точки зрения, способен быстрее адаптироваться к требованиям обучения и воспитания (хотя у него свои проблемы, как у молодого учителя), нежели у учителя старшего поколения.
Когда я говорю об учителях старшего поколения, прежде всего имею ввиду педагогические стереотипы, от которых достаточно тяжело отказаться. Они нарабатывались годами. Это не значит, что педагогическое поколение среднего и старшего возраста не способно учиться, вникнуть в суть современной педагогической парадигмы. Конечно нет, но есть определенные сложности. Придется перейти на другую ступень профессиональной ответственности, отказаться от привычного многого, постоянно корректировать свои педагогические приемы, чтобы не отойти от главного направления работы учителя на уроке. Хотя, согласитесь, мы ведь и в былые времена занимались формированием ключевых компетенций, которые сейчас возведены в ранг (проблемное обучение, учебные проекты, исследовательские работы, различные виды самостоятельных работ, опережающие задания и т.д.). Просто это понятие практически не применялось в педагогическом обиходе. А сейчас учитель должен начинать с того, что на первом этапе хотя бы свободно и к делу владеть современной педагогической и методической терминологией, не теряться в определениях, четко их разграничивать. (например, УУД и их виды: личностные, когнитивные или познавательные, регулятивные, коммуникативные, целеполагание урока для себя и для учащихся, определение категорий результатов обучения: личностные, предметные и метапредметные и т.д.). Но это только на первом этапе. (Сразу оговорюсь, что я понимаю необходимость и важность внедрения стандартов нового поколения). И мы уже во многом изменились, только каждый в разной степени. Мне, например, в какой-то степени от авторитарных методов при явном отсутствии и или слабом качестве самоорганизации детей на уроке, а, еще хуже, при открытой недисциплинированности, отказаться трудно.
Работа по новым стандартам конечно же заставит учителя меняться. Это безусловно. Будет преодолеваться авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Особое значение будет приобретать характер отношений между участниками образовательного процесса. Положительный характер отношений стимулирует познавательную деятельность обучающихся, повышает её результативность. Учитель на уроке должен сочетать требовательность к обучающимся с проявлением педагогического такта, уважения и чуткости к детям.
В настоящее время учитель больше выступает в роли инструктора, наставника, занимает позицию куратора, управленца. Ученик же становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем.
Естественно, на первое место выходят проблемы совершенствования урока – основного процесса образовательного взаимодействия учителя и ученика.
Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с уроком постсоветского периода. Увидеть отличие дидактических требований к этим урокам. Тогда станет понятно, что надо изменить при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся.
Ключевыми особенностями ФГОС основного общего образования, которые должны быть обязательно учтены при проектировании урока в условиях реализации новых стандартов являются:
Реализация системно-деятельностного подхода, в частности, предполагает:
изменение целей образования (переход от усвоения знаний, умений и навыков к определению цели как формированию умения учиться);
Во-вторых , требования к результатам освоения основной образовательной программы . Учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трёх групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных).
В – третьих, развитие универсальных учебных действий — личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Чем же инновационный урок отличается от традиционного?
Мы видим, что различается прежде всего деятельность учителя и обучающихся на уроке. Ученик из присутствующего превращается в главного деятеля.
Готовясь к сегодняшнему сообщению, естественно, я пересмотрел определенные материалы различных авторов. Авторы, в основном люди от науки, убеждают в том, что подготовиться к уроку даже в рамках современных требований не составляет особого труда. Есть уже алгоритмы такой подготовки, которые рекомендуются учителю для практических действий. Но подобное утверждение я практически не встречал в статьях и комментариях практикующих учителей. Много умных статей, разработок уроков идеальных, но каким трудом это дается учителю… Это вопрос. Допустим, что значит подготовить технологическую карту урока по новым стандартам? Хватит ли у учителя сил и времени подготовить технологические карты на рабочий день хотя бы в сокращенном варианте? Сомневаюсь. Хотя есть уже алгоритмы проектирования урока, которые меня убеждают в обратном. Нет, на самом деле, это далеко не так. И сложности начинаются прямо на первом этапе планирования урока: при отборе материала, при определении форм организации работы, обучающихся на уроке. Плюс ко всему, работа по реализации стандартов второго поколения требует соответствующего оснащения учителя и обучающихся: насыщенные всем необходимым интерактивные предметные кабинеты, практически идеально работающий интернет, абсолютно полный набор у обучающихся: я имею в виду учебник, рабочая тетрадь. атлас, домашний интернет. Все это необходимо, по крайней мере, для урока истории.
Другая проблема: характеристика класса: обученность и способность обучаться, воспитанность, способность к самоорганизации, самостоятельной работе и т.д. Состав детей класса не идеален, это естественно: есть близкие к нашему идеалу, есть с нормальные способностями, слабыми и очень слабыми, есть необучаемые. Как все практически предусмотреть учителю при современных подходах к уроку? Очень сложно. Конечно, есть понятие «дифференциация обучения», только вот учителю на уроке как все это совместить. Предусмотреть можно, реализовать на практике далеко не всегда получается. Теоретические выкладки и советы рассчитаны на какие-то идеальные условия и очень сильных учеников. В жизни так не бывает.
Теперь к проблеме, которую я обозначил выше: интерактивное обучение означает диалоговое обучение. Это означает взаимодействие учителя и ученика, или учителя и небольшой группы детей, как минимум. Это требует безусловно большего времени. Значит встает проблема наполняемости классов. В идеале классы должны быть небольшими группами, а непереполненными, где реализовать современные требования к уроку не представляется возможным.
Теперь несколько слов о методах обучения, которые постоянно на слуху: это метод проектов, исследовательская работа, синквейн. Они конечно же эффективны как методы, но их применение требует тщательнейшей подготовки учителя, специальной подготовки обучающихся, которой надо очень долго обучать, и массу времени. Если одновременно по разным предметам дети получают подобные задания, и это в основном домашняя работа, то сразу встает вопрос о перегруженности учащихся. И чтобы мы не говорили об оптимизации домашних заданий, это сделать довольно трудно. Да и самому учителю подобное проверить глубоко и дать рецензию не всегда представляется возможным. Т.е., с одной стороны это надо делать, и с этим спорить никто не будет, с другой стороны учитель вынужденно идет на конфликт с требованиями Санэпиднадзора как минимум.
Если говорить о предметном портфолио ученика, то это тоже дополнительная содержательная и временная нагрузка на ученика и учителя, классного руководителя, хотя портфолио тоже должно иметь место. Это важно прежде всего для ребенка, его возможного будущего определения.
Для подтверждения следующей моей позиции примечательны слова известного ученого психолога, уже нашего, российского . В.П.Зинченко:
«Информация захлестнула человечество. Не избежало этой участи и образование, которое всё чаще строится по типу «шведского стола знаний». ( Вдумайтесь и поймите суть.)
И это значит, что ребенок подошел и взял то, что ему нужно. А как же образовательный стандарт? А как же содержание любого уровня контроля за работой учителя, в центре которого знания обучающихся? Вот вам очередное противоречие. Значит и контроль должен носить другое наполнение, нежели чем сейчас.
И таких явных и скрытых трудностей встречается в практической работе учителя немало. Однако, это совершенно не означает, что у учителя должно возникнуть негативное отношение к стандартам второго поколения. Просто многие проблемы перехода на новые стандарты не отработаны или зарегламентированы в сторону увеличения к требованиям, предъявляемых учителю, а должно быть все наоборот.
И все же в заключение хочется сказать, что учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Особую актуальность приобретают теперь слова Уильяма Артура Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Давайте попробуем занять нишу хотя бы от хорошего и далее.