методология истории науки и техники
ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
Наука и техника – основа жизненного пространства современного человека, неотъемлемая часть его существования в окружающем мире. Научно-технический прогресс определяет экономическое развитие любого отдельно взятого субъекта хозяйствования, в том числе, государства в целом, в значительной степени формирует современное общество, оказывая мощное воздействие без исключения на все его сферы. Наука и техника – важнейшая черта современной культуры. Сегодня человек существует благодаря науке и технике и не представляет без них своей жизни. Причем, массовое распространение технических приспособлений опережают интеллектуальный уровень массового сознания, в связи с чем, возникают проблемы адаптации человека к созданным им самим техническим достижениям.
Противоречивый характер научно-технического прогресса становится все более очевидным. Перед человечеством встают вызовы, порожденные технологическим развитием: экологические проблемы, требующие нового понимания природы и места человека в ней; компьютерные и телекоммуникационные технологии, кардинально меняющие все формы деятельности человека и формирующие новую сферу реальности – виртуальную; нанотехнологии, означающие обретение человеком еще большей силы и власти над миром, и обязывающие задуматься как о положительных, так и об отрицательных последствиях обладания этой силой; генная инженерия, открывающая ослепительные перспективы, способная на изменение человеческой телесности. Сегодня наука и техника не только преобразовывают окружающий внешний мир, но готовы вторгнуться в саму природу человека.
Стремлением понять современную ситуацию, в которой оказалось человечество, определить возможные пути дальнейшего развития науки и техники в социокультурном контексте, обусловлена растущая сегодня актуальность внедрения курса истории науки и техники в образовательный процесс. Впервые самостоятельная кафедра истории науки появилась во Франции 1892 году. С этого времени начинается развитие истории науки и техники в качестве самостоятельной научной дисциплины. В России учебный курс “История науки и техники” своими истоками концептуально тяготеет к курсу истории науки, поставленном в Московском университете В.И. Вернадским в 1903 году.
Вопросы
1. Предмет истории науки и техники.
2. Определения науки, техники, технологии, техносферы.
3. Связь науки и техники.
4. Единство и всеобщий характер науки и техники.
5. Западная и восточная традициями научного миропонимания.
6. Основные характеристики традиционного и техногенного обществ.
7. Научные революции. Парадигма.
8. Понятие «научная картина мира».
Вопросы
1. Миф как форма понимания мира.
2. Магия как первая попытка целенаправленного воздействия на окружающий мир
3. Первые орудия и технологии их изготовления
4. Овладение человеком огнем
5. Верхнепалеолитический кризис и неолитическая революция
6. Экономические и социальные последствия перехода к производящему хозяйству
7. Появление письменности
Вопросы
1. Возникновение первых цивилизаций.
2. Жреческие касты как социальная предпосылка генезиса науки.
3. Освоение металлургии железа.
4. Достижения древних цивилизаций: строительство, развитие медицинских знаний, появление первых географических карт астрономия и астрология, математика.
5. Знания в Индийской цивилизации.
6. Достижения Китайской цивилизации. Даосизм и конфуцианство.
7. Достижения цивилизаций доколумбовой Америки.
Вопросы
1. Роль греческого наследия в науке.
2. Генезис науки и феномен греческого чуда.
3. Греческая натурфилосоия: милетская школа, Гераклит, пифагорейская школа, Элейская школа, атомизм.
4. Значение Платона и Аристотеля в истории науки.
5. Общая характеристика науки эпохи Эллинизма.
6. Александрия – центр эллинистической науки.
7. Прикладная механика: Архимед, Герон.
Вопросы
1. Доминирование католической церкви как основная черта духовной жизни западноевропейского Средневековья.
2. Герменевтика как важнейшая черта средневековой мысли.
3. Периодизация истории средневековой мысли: патристика и схоластика. Фома Аквинский. Роджер Бэкон. Уильям Оккам.
4. Средневековые университеты.
5. Средневековый астрология и алхимия.
6. Технические достижения Средневековья.
Вопросы
1. Античное наследство и христианская идеология в Византии.
2. Особенности византийской науки.
3. Работы по систематизации и комментированию античных авторов. Иоанн Дамаскин.
4. Рационалистическое течение в византийском богословии. Михаил Пселл.
5. Материально-технические достижения Византии.
6. Образование в Византии.
Вопросы
1. Взаимоотношения исламской религии и науки в Арабском халифате.
2. Греческое наследие в арабо-мусульманской культуре.
3. Роль сирийской культуры в освоении арабами греческих научных достижений.
4. Достижения арабской науки: медицина, математика, химия, история.
Вопросы
1. Характерные черты эпохи Возрождения.
2. Предпосылки эпохи Возрождения: влияние арабо-мусульманской, греко-византийской культур, развитие итальянских торговых городов, книгопечатание.
3. Реформация и зарождение капиталистических отношений.
4. Коперниканская революция.
Вопросы
1. Причины появления первых научных Академий.
2. Проблема метода: эмпиризм Ф. Бэкона.
3. Проблема метода: рационализм Р. Декарта.
4. Развитие гелиоцентризма: И. Кеплер.
5. Разработка экспериментального метода: Г. Галилей.
6. И. Ньютон и формирование механистической картины мира.
Вопросы
1. Основные черты промышленной революции.
2. Причины промышленной революции.
3. Образование крупных промышленных центров. Кардинальный слом предшествующих культурных установок и образов жизни Движение луддитов.
4. Связь научного знания с технологическими достижениями. Появление технических наук.
Вопросы
1. Научные открытия на рубеже XIX-XX вв. и кризис механистической картины мира.
2. Мировоззренческое значение теории относительности Э. Эйнштейна и квантовой механики.
3. Эволюционизм как важнейшая черта современной научной картины мира.
4. Кибернетика, системный подход, синергетика.
5. Наука как фактор производства Научно-техническая революция.
6. Противоречивый характер научно-технической революции. Кризис современной науки и перспективы его преодоления.
Литература
1. Поликарпов В.С. История науки и техники. Учеб. для вузов. Ростов-н/Д. Феникс 1999
2. В.C. Ревко П.С. Введение в историю науки и техники. Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2010. – 128 с.
3. Н. Багдасарьян, В. Горохов, А. Назаретян. История, философия и методология науки и техники. Учебник. Изд-во Юрайт, 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………. ………….. Тема 1. Теоретические и методологические основы истории науки и техники ……………………………………………………………………… Тема 2. Знания и технологические возможности доцивилизационного периода развития человечества…………………………….………………. Тема 3. Знания и технологическое развитие в древних цивилизациях………………………………………………………………. Тема 4. Античная наука и техника……………………….……………….. Тема 5. Наука и техника в средневековой Западной Европе……………. Тема 6. Наука и техника в Византии…………………..………………….. Тема 7. Научные знания в арабо-мусульманской культуре …………….. Тема 8. Наука и техника в эпоху Возрождения…………………………… Тема 9. Становление новоевропейской науки……………………………. Тема 10. Промышленная революция и формирование технических наук………………………………………………………………………….. Тема 11. Научно-техническая революция XX века………. Литература………………. ………………………………………………… |
Вопросы
1. Предмет истории науки и техники.
2. Определения науки, техники, технологии, техносферы.
3. Связь науки и техники.
4. Единство и всеобщий характер науки и техники.
5. Западная и восточная традициями научного миропонимания.
6. Основные характеристики традиционного и техногенного обществ.
7. Научные революции. Парадигма.
8. Понятие «научная картина мира».
9. Миф как форма понимания мира.
10. Магия как первая попытка целенаправленного воздействия на окружающий мир
11. Первые орудия и технологии их изготовления
12. Овладение человеком огнем
13. Верхнепалеолитический кризис и неолитическая революция
14. Экономические и социальные последствия перехода к производящему хозяйству
15. Появление письменности
16. Возникновение первых цивилизаций.
17. Жреческие касты как социальная предпосылка генезиса науки.
18. Освоение металлургии железа.
19. Достижения древних цивилизаций: строительство, развитие медицинских знаний, появление первых географических карт астрономия и астрология, математика.
20. Знания в Индийской цивилизации.
21. Достижения Китайской цивилизации. Даосизм и конфуцианство.
22. Достижения цивилизаций доколумбовой Америки.
23. Роль греческого наследия в науке.
24. Генезис науки и феномен греческого чуда.
25. Греческая натурфилосоия: милетская школа, Гераклит, пифагорейская школа, Элейская школа, атомизм.
26. Значение Платона и Аристотеля в истории науки.
27. Общая характеристика науки эпохи Эллинизма.
28. Александрия – центр эллинистической науки.
29. Прикладная механика: Архимед, Герон.
30. Доминирование католической церкви как основная черта духовной жизни западноевропейского Средневековья.
31. Герменевтика как важнейшая черта средневековой мысли.
32. Периодизация истории средневековой мысли: патристика и схоластика. Фома Аквинский. Роджер Бэкон. Уильям Оккам.
33. Средневековые университеты.
34. Средневековый астрология и алхимия.
35. Технические достижения Средневековья.
36. Античное наследство и христианская идеология в Византии.
37. Особенности византийской науки.
38. Работы по систематизации и комментированию античных авторов. Иоанн Дамаскин.
39. Рационалистическое течение в византийском богословии. Михаил Пселл.
40. Материально-технические достижения Византии.
41. Образование в Византии.
42. Характерные черты эпохи Возрождения.
43. Предпосылки эпохи Возрождения: влияние арабо-мусульманской, греко-византийской культур, развитие итальянских торговых городов, книгопечатание.
44. Реформация и зарождение капиталистических отношений.
45. Коперниканская революция.
46. Причины появления первых научных Академий.
47. Проблема метода: эмпиризм Ф. Бэкона.
48. Проблема метода: рационализм Р. Декарта.
49. Развитие гелиоцентризма: И. Кеплер.
50. Разработка экспериментального метода: Г. Галилей.
51. И. Ньютон и формирование механистической картины мира.
52. Основные черты промышленной революции.
53. Причины промышленной революции.
54. Образование крупных промышленных центров. Кардинальный слом предшествующих культурных установок и образов жизни Движение луддитов.
55. Связь научного знания с технологическими достижениями. Появление технических наук.
56. Научные открытия на рубеже XIX-XX вв. и кризис механистической картины мира.
57. Мировоззренческое значение теории относительности Э. Эйнштейна и квантовой механики.
58. Эволюционизм как важнейшая черта современной научной картины мира.
59. Кибернетика, системный подход, синергетика.
60. Наука как фактор производства Научно-техническая революция.
61. Противоречивый характер научно-технической революции. Кризис современной науки и перспективы его преодоления.
ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
Наука и техника – основа жизненного пространства современного человека, неотъемлемая часть его существования в окружающем мире. Научно-технический прогресс определяет экономическое развитие любого отдельно взятого субъекта хозяйствования, в том числе, государства в целом, в значительной степени формирует современное общество, оказывая мощное воздействие без исключения на все его сферы. Наука и техника – важнейшая черта современной культуры. Сегодня человек существует благодаря науке и технике и не представляет без них своей жизни. Причем, массовое распространение технических приспособлений опережают интеллектуальный уровень массового сознания, в связи с чем, возникают проблемы адаптации человека к созданным им самим техническим достижениям.
Противоречивый характер научно-технического прогресса становится все более очевидным. Перед человечеством встают вызовы, порожденные технологическим развитием: экологические проблемы, требующие нового понимания природы и места человека в ней; компьютерные и телекоммуникационные технологии, кардинально меняющие все формы деятельности человека и формирующие новую сферу реальности – виртуальную; нанотехнологии, означающие обретение человеком еще большей силы и власти над миром, и обязывающие задуматься как о положительных, так и об отрицательных последствиях обладания этой силой; генная инженерия, открывающая ослепительные перспективы, способная на изменение человеческой телесности. Сегодня наука и техника не только преобразовывают окружающий внешний мир, но готовы вторгнуться в саму природу человека.
Стремлением понять современную ситуацию, в которой оказалось человечество, определить возможные пути дальнейшего развития науки и техники в социокультурном контексте, обусловлена растущая сегодня актуальность внедрения курса истории науки и техники в образовательный процесс. Впервые самостоятельная кафедра истории науки появилась во Франции 1892 году. С этого времени начинается развитие истории науки и техники в качестве самостоятельной научной дисциплины. В России учебный курс “История науки и техники” своими истоками концептуально тяготеет к курсу истории науки, поставленном в Московском университете В.И. Вернадским в 1903 году.
История науки и техники
Рассматривается широкий круг вопросов, связанных с анализом таких феноменов человеческой культуры, как наука и техника. Раскрываются основные периоды в развитии науки и техники начиная с эпохи первобытности и до наших дней. Создается общая картина состояния современной технической цивилизации, оценивается вклад предшествующих поколений в ее развитие. После каждой темы предлагаются контрольные вопросы, задания, тесты. В конце книги имеются сведения о известных ученых, исследователях. Преподавателям, студентам, всем кто интересуется вопросами науки и техники.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История науки и техники предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Структурно-содержательная реконструкция дисциплины «История науки и техники»
1.1. Предмет, цель и задачи дисциплины «История науки и техники»
История науки и техники — самостоятельная отрасль исторической науки, дисциплинарное оформление которой происходит в настоящее время. Это интегративная наука, объединяющая на новом уровне достижения гуманитарных, естественных и технических наук, не являющихся прямой суммой знаний. Она обладает своеобразным специфическим языком междисциплинарного взаимодействия специалистов разных отраслей знания.
Историография науки и техники включает в область своих исследований:
а) проблемы генезиса и последующего развития истории естествознания и техники, их отраслей и подотраслей в связи с потребностями науки и техники;
б) исторические условия развития науки и техники, их закономерности, внешние и внутренние факторы;
в) взаимодействие истории естествознания и техники с другими отраслями науки, в том числе с гражданской историей, историей философии, науковедением и т. д.;
г) формирование и смену историко-научных и историкотехнических концепций, школ, направлений;
д) методы и конкретные методики историко-научных и историко-технических разработок;
е) эволюцию структуры и изменение функций истории естествознания и техники как научных дисциплин.
Предметом дисциплины «История науки и техники» является совокупность основных познавательных моделей, фактов, законов и закономерностей историко-научного и технологического развития человечества как формы его культурного развития от древности до современности.
Цель дисциплины — формирование понимания развития науки и техники как социокультурного процесса, неразрывно связанного со всеми сферами общественной жизни — экономической, политической, социальной, культурной (с одной стороны, они всегда обусловлены этими сферами, с другой — в своем развитии они являются важнейшими факторами социокультурных трансформаций). Знания по истории науки и техники позволяют обоснованно выбирать альтернативы при исследовании новой научной проблемы или создании нового объекта техники, поскольку выявляют закономерности и законы развития в целом в контексте социокультурной динамики человечества. Данная дисциплина помогает структурировать информационное поле дисциплин, затрагивающих проблемы развития человеческого общества, и тем самым дает возможность увидеть взаимосвязь и взаимообусловленность проблем, решаемых специалистами различных отраслей. Это становится особенно важным в современном мире, где решение назревающих глобальных задач невозможно без широкого междисциплинарного подхода. Являясь уникальной комплексной дисциплиной, история науки и техники важна как для гуманитарного, так и для естественнонаучного и технического образования.
Главная задача дисциплины состоит в том, чтобы обучить студентов методике профессиональной оценки событий в истории науки и техники, правилам пользования основными источниками по истории науки и техники и, что особенно важно, системному подходу к восприятию развития любой научной дисциплины.
1.2. Основные понятия дисциплины «История науки и техники»
В широком смысле слова наука — это система объективного знания об окружающем мире и человеке, целью которой является достижение истины и открытие объективных законов развития мира. В узком смысле науку рассматривают: 1) как особую форму общественного сознания, отражающую мир в форме понятий и теорий; 2) как отрасль духовного производства, в которой заняты миллионы людей; 3) как общественный институт со сложной структурой и многими функциями.
В науке выделяют эмпирический и теоретический уровни познания. Первый уровень предполагает познание объектов как явлений, второй — проникновение в их сущность. Современная наука выполняет ряд важных функций в жизни общества:
а) эвристическую (заключается в открытии законов развития мира);
б) культурно-мировоззренческую (состоит в формировании общих представлений о мире и человеке);
в) производительную (указывает на превращение науки в производительную силу общества, без которой невозможно современное производство);
г) науки как социальной силы (проявляется в том, что наука непосредственно включена в процессы общественного развития, а ее данные используются в социальном планировании и управлении).
Понятие «техника» (греч. techne — искусство, мастерство, умение) — совокупность навыков и примеров, используемых в какой-либо сфере деятельности, мастерства человека. До недавнего времени оно применялось для обозначения некоторой неопределенной деятельности или некоторой совокупности материальных образований. Содержание понятия техники исторически трансформировалось, отражая развитие способов производства и средств труда. Первоначальное значение слов «искусство», «мастерство» обозначало саму деятельность, ее качественный уровень. Затем понятие «техника» стало отражать определенный способ изготовления или обработки. В ремесленном производстве индивидуальное мастерство сменилось совокупностью приемов и методов, передаваемых из поколения в поколение. И наконец, понятие «техника» переносится на изготовляемые материальные объекты. Это происходит в период развития машинного производства: техникой называют различные приспособления, обслуживающие производство, а также некоторые продукты такого производства.
Техника относится к группе искусственно преобразованных фрагментов природы в отличие от природных объектов, которые человек вовлекает в различные сферы жизнедеятельности. Техническая деятельность на основе природных процессов создает новые неприродные образования, удовлетворяющие потребности человека. Таким образом, техническими объектами являются материальные и искусственные явления.
К искусственным материальным образованиям относятся также произведения искусства, получающие материальное воплощение. Однако результаты художественной деятельности, как правило, не являются техникой. Следовательно, техника может пониматься как совокупность:
а) технических устройств, артефактов — от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;
б) различных видов технической деятельности по созданию этих устройств — от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;
в) технических знаний — от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.
Кроме того, к сфере техники относится не только использование, но и само производство научно-технических знаний, их приращение.
Однако выделенные выше характеристики (материальность, искусственность) недостаточно четко очерчивают область технических объектов в реальном техномире. Кроме того, развитие техники нарушает устоявшиеся представления — старые стереотипы переносятся на новые технические явления и далее на их фрагменты (техникой называют преимущественно детали и подсистемы технических объектов). Следовательно, для анализа развития техники необходима инвариантная модель, которая позволяла бы на каждом его этапе выявлять ее специфическое состояние. Этой моделью является понятие «технический объект». Понятие технического объекта подразумевает такое техническое явление, которое обладает всеми основными признаками общего класса технических образований. Отдельный технический объект является наиболее полной единичной клеткой техносферы. Таким образом, технические объекты — это такие образования, которые, выполняя функцию средства человеческой деятельности, интегрируют в себе основные стороны деятельности человека (материальную, научную, художественную). Существование любого технического объекта связано с его функцией, т. е. со свойством, которое используется в человеческой деятельности. Внешние свойства технического объекта (функции) обусловлены, с одной стороны, внутренними свойствами технического объекта как материального образования, с другой — принадлежностью к системе производительных сил общества. Являясь элементом человеческой деятельности, технические объекты выполняют прямую социальную функцию.
Прямая функция техники — опосредованное ею взаимодействие человека и природы; обратная ее функция — воздействие технических образований, всей системы техники на человека и общество. Таким образом, прямая и обратная функции отражают взаимодействие всех связей системы «человек — техника — природа».
Основаниями для выделения функций техники являются:
• природные основания, обеспечивающие существование искусственных материальных образований;
• свойства человека как биологического существа (выступают материальной основой взаимодействия человека и природы);
• система личности как совокупность свойств (выделяют человека как члена общества);
• система общества как определенная организация деятельности в обществе.
Система функций техники образуется в результате взаимодействия данных четырех инфраструктур. Раскрывается система прямой функции техники как совокупное средство любой человеческой деятельности. Система обратной функции в принципе соответствует механизму действия прямой функции, но ее проявление носит не прямолинейный характер (поэлементное соответствие), а так называемый матричный. Это означает, что функция социализации и организационная функция техники как аспекты обратного воздействия техники на человека и общество проявляются во всей своей системной полноте. Организация общественной деятельности наряду с другими факторами определяется уровнем развития техники, т. е. самой техникой, техническими средствами, способами современного взаимодействия общества и природы. Непосредственное физическое воздействие техники на отдельного индивида — это приобщение его к опыту человечества как в аспекте знания природных процессов и их использования, так и в аспекте овладения разной социальной деятельностью, смоделированной в технических образованиях. С понятием техники неразрывно связано понятие «технология» — совокупность способов и приемов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т. д.; научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие способы и приемы.
Термином «история» обозначают изучение развития природы и общества, комплекс общественных наук, исследующих прошлое человечества во всем его многообразии. Например, история развития науки и техники позволяет представить общую картину современной технической цивилизации, осознать масштабы преобразований в сфере общественных и производственных отношений, оценить вклад предшествующих поколений в создание современной науки и техники. Описание прошлого и современного состояния науки и техники позволяет осмыслить историческое развитие человечества.
В контексте данной работы понятие «культура» обозначает процесс и продукт духовного и материального производства как систему создания, хранения, распространения и освоения материальных и духовных ценностей, норм, знаний, представлений, значений и смыслов. Культура — это единство объективного (предметного) и субъективного (личностного) факторов, которые реализуются в процессе человеческой деятельности. В связи с этим в ходе развития культуры изменяются не только вещи и идеи, но и сами люди. С одной (внешней) стороны, культура охватывает все материальные и духовные ценности человеческой деятельности (орудия труда, сооружения, различные виды знания, произведения искусства, нормы права, морали, обычаи и верования). С другой (внутренней) стороны, культура — это развитие самого человека как общественного индивида, целостной и гармоничной личности, способ его существования как субъекта деятельности и одновременно мера его творческого, социального, интеллектуального, нравственного и физического развития. Двумя формами деятельности человека в поле культуры являются опредмечивание и распредмечивание. Опредмечивание — процесс созидания культурных ценностей, распредмечивание — акт понимания, расшифровки смыслов культурных ценностей. Обычно культуру делят на материальную и духовную. Материальная культура — производство, распространение и потребление результатов материальной деятельности людей. Она удовлетворяет утилитарные потребности человека. Духовная культура — это производство, распространение и потребление продуктов духовной деятельности (удовлетворяет сверхутилитарные потребности людей). Следует иметь в виду, что деление культуры на материальную и духовную является отчасти условным. Материальные и духовные элементы культуры всегда дополняют друг друга, поскольку в материальной культуре заключено формирующее ее духовное начало, а духовная культура всегда опредмечена в знаке, вещи, поступке.
Мировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение.
В структуру мировоззрения входят четыре основных компонента:
1) познавательный, включающий обобщенные знания, которые формируют конкретно-научную и универсальную картину мира;
2) ценностно-нормативный, состоящий из идеалов, убеждений, верований, правил и т. д. Все они характеризуют то или иное отношение человека к миру;
3) эмоционально-волевой, объединяющий эмоции, настроения, чувства, которые обеспечивают превращение знаний и духовных ценностей в личные убеждения человека;
4) практический, выражающийся в готовности человека к определенному типу действий в конкретных обстоятельствах.
По характеру формирования и способу функционирования в структуре мировоззрения выделяют жизненно-практический и теоретический уровни. Первый складывается стихийно и основывается на здравом смысле и повседневном опыте. Для него характерны слабая систематичность и продуманность, позволяющие ориентироваться в наиболее общих жизненных ситуациях. Второй уровень олицетворяют собой наука и философия, овладение которыми требует специальной длительной подготовки.
Философия — это теоретически-рациональный тип мировоззрения, особый вид духовной деятельности, которая создает общие представления о мире, его природе, законах существования, месте и роли человека в нем. Философское знание предлагает человеку интегральное видение мира, помогает овладеть системным мышлением, преодолеть фрагментарность обыденного сознания. Философия рассматривает мир сквозь призму подлинно человеческого отношения к нему, закладывает основы гуманистического миропонимания. Она способствует самоопределению человека в мире, конструктивному решению наиболее важных смысложизненных вопросов, выработке эффективной жизненной стратегии. По своей природе философия всегда инновационна и критична: с одной стороны, она дисциплинирует мышление человека, с другой — придает ему дополнительные «степени свободы», помогает организовать интеллектуальный творческий поиск.
1.3. Периодизация истории науки и техники
Для характеристики основных этапов развития науки и техники целесообразно ориентироваться на общеисторическую периодизацию. В этом случае можно выделить следующие периоды научно-технического развития:
1. Первобытность (от выделения человека из животного мира до 4-го тысячелетия до н. э.).
2. Ненаучные знания Древнего Востока и ранней античности (4-е — середина 2-го тысячелетия до н. э.).
3. Научные знания классической и поздней античности, Древнего и раннесредневекового Востока (VIII в. до н. э. — V в. н. э.).
4. Средневековые наука и техника (V–XIV вв.).
II. Происхождение точных естественных и технических наук классического типа:
1. Эпоха Возрождения (XV–XVII вв.).
2. Первая научная революция и эпоха Просвещения (XVII–XVIII вв.).
III Неклассический период (конец XIX — середина XX в.).
IV. Зарождение и формирование постнеклассической научной картины мира (середина XX — начало XXI в.).
1. Каков предмет дисциплины «История науки и техники»?
2. Каковы цели дисциплины?
3. Каковы задачи дисциплины?
4. Какие ключевые понятия дисциплины вы знаете?
5. Какие уровни познания выделяются в науке?
6. Как раскрывается понятие «техника»?
7. Что включает понятие «технический объект»?
8. Какова прямая функция техники?
9. Какое понятие неразрывно связано с понятием «техника»?
10. Какое понятие возникло раньше — «техника» или «наука»?
11. Что означает термин «история»?
1. Историография науки и техники рассматривает:
а) проблемы генезиса и последующего развития истории естествознания и техники, их отраслей и подотраслей в связи с потребностями науки и техники;
в) взаимодействие истории естествознания и техники с другими отраслями науки, в том числе с гражданской историей, историей философии, науковедением и др.;
г) формирование и смену историко-научных и историкотехнических концепций, школ, направлений;
д) методы и конкретные методики историко-научных и историко-технических разработок;
е) эволюцию структуры и изменение функций истории естествознания и техники как научных дисциплин.
2. Современная наука выполняет ряд важных функций в жизни общества:
а) эвристическую (заключается в открытии законов развития мира);
б) культурно-мировоззренческую (состоит в формировании общих представлений о мире и человеке);
г) функцию науки как социальной силы (проявляется в том, что наука непосредственно включена в процессы общественного развития, а ее данные используются в социальном планировании и управлении).
3. Техника может пониматься как совокупность:
б) различных видов технической деятельности по созданию этих устройств — от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;
в) технических знаний — от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний. Кроме того, к сфере техники относится не только использование, но и само производство научно-технических знаний, их приращение.
1. Сфера человеческой деятельности, функция которой заключается в выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности. Это:
а) идеология; в) наука;
б) теория; г) философия.
2. Совокупность средств, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Это:
а) наука; в) практика;
б) теория; г) техника.
3. Совокупная характеристика навыков и приемов, используемых в каком-либо деле или в искусстве. Это: _
а) источник; в) теория;
4. Действительное невымышленное происшествие, событие, явление. Это:
а) источник; в) теория;
5. Письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование. Это:
а) источник; в) теория;
6. Рациональная основа способа действия. Это:
7. Интегрированная наука, объединяющая достижения отдельных научных направлений в области науки и техники. Это:
а) история науки и техники;
в) история культуры.
8. Этимология понятия «культура» восходит к латинскому слову «cultura», обозначающему:
а) набожность, святыни, путь богов;
б) гражданский, общественный;
в) слово, учение, закон;
г) возделывание, обработка почвы.
9. Система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца для решения научных задач и разделяемых всеми членами научного общества. Это:
а) парадигма; в) гипотеза;
б) теория; г) теорема.
1. Азимов, А. Язык науки / А. Азимов. М., 1995.
2. Аллахвердян, А.Г Психология науки / А.Г. Аллахвердян [и др.]. М., 1998.
3. Арутюнов, В.С. Наука как общественное явление / В.С. Арутюнов. М., 2001.
4. Гайденко, П.П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ / П.П. Гайденко. М., 1980.
5. Иванов, Н.И. Философия техники / Н.И. Иванов. Тверь,1997.
6. Колеватов, В. А. Методы научного познания. Введение в методологию науки/ В.А. Колеватов. Новосибирск, 1996.
7. Котенко, В.Л. История философии техники / В.Л. Котенко. СПб., 1997.
8. Кириллин, В.А. Страницы истории науки и техники / В.А. Кириллин. М., 1986.
9. Кравченко, А.Ф. История и методология науки и техники / А.Ф. Кравченко. Новосибирск, 2005.
10. Лешкевич, Т.Г Философия науки: традиции и новации / Т.Г. Лешкевич. М., 2001.
11. Негодаее, И.А. Основы философии техники / И.А. Негодаев. Ростов н/Д., 1995.
12. Пружинин, Б.И. Рациональность и историческое единство научного знания / Б.И. Пружинин. М., 1986.
13. Степин, В.С. Философия науки и техники / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. М., 1995.
14. Хрестоматия по истории науки и техники / под ред. Ю.Н. Афанасьева, В.М. Орла. М., 2005.