методы и приемы на уроках истории фгос
Эффективные методы обучения на уроках истории и обществознания
Аурика Анчукова
Эффективные методы обучения на уроках истории и обществознания
Эффективные методы обучения на уроках истории и обществознания
Обучение историинаправлено на решение комплексной задачи: обучения, воспитания и развития учащихся. Реализация этой задачи успешно достигается за счет содержания курса истории и широкого спектра методов и форм работы с материалом как под руководством педагога, так и в самостоятельном изучении обучающимися.
В педагогике различают пять групп общих методов обучения истории: I) монологический (метод монологического изложения, 2) показательный (методы наглядности, 3) диалогический (метод диалогического изложения, 4) эвристический (метод эвристической беседы, 5) исследовательский (метод исследовательских заданий, 6) программированный (метод программных заданий). Среди методов обучения педагогом можно выделить следующие, перекликающиеся с методами обучения истории учащихся: I) информационно-сообщающий, 2) объяснительно-иллюстративный, З) стимулирующий, 4) побуждающий, 5) инструктивный. Методыучения самих детей могут быть представлены следующим перечнем: а) исполнительский, б) репродуктивный, в) частично-поисковый, г) творчески-поисковый, д) практический. Выбор метода обучения,форм его реализации зависит от: а) теоретического замысла, б) дидактической цели, в) уровня обученности учащихся, г) уровня подготовки учителя.
Приемы обучения истории могут быть различны: схемы, алгоритмы, рисунки в презентации, на доске, инфографика, проведение параллелей с другими учебными предметами, объяснение, описание, построение таблиц, чертежей, Мем-якорей и т. д.
В соответствии со спецификой содержания курса истории работу по усвоению исторических терминов и понятий, ключевых моментов, слов и событий целесообразным и эффективным станет использование следующих методов:
1. Создание и ведение словаря.
В конце тетради учащиеся записывают термины и их определение, при этом подчеркивая главное и второстепенное в определении. Возможно создание словаря по определенной теме, используя сквозной подход.
2. «Кластер» или «Кейс» – групповая форма изучения терминов. Историческая цепочка или параллель, может проводиться с целью вспомнить все термины по заданной теме.
3. Тестовые приемы или викторины по темам, бланковая тестовая система, аналогичная формату ЕГЭ или ОГЭ, где использование заданий с пропущенными в тексте понятиями направлено на формирование понимания и умение связно излагать изученный материал.
4. Группа активных форм стимулирует учебную самостоятельную деятельность ученика, помогает усвоению понятий, развивает логическое мышление,актуализирует предмет: составление кроссвордов, ребусов, историческое домино, фестиваль знаний, историческое лото.
Отдельно стоит упомянуть и игровые формы обучения, стимулирующие активность обучающихся: исторический театр, игра «Адвокат события», игры «Назови лишнее». «Найди пару», «аналоги «Своей игры» и «Что? Где? Когда?»
Полезно и эффективно создание юмористических рисунков по терминам или персоналиям, событиям. Здесь важно научить отображать основные признаки понятия, события, качественный и информативные черты. Сюда же можно отнести и составление схем, алгоритмов, дерева признаков.
Интересны формы групповой работы, которые приучают учеников к аргументации мнения, умению дискутировать, работать с печатной и визуальной информацией. Одним из методов, реализующих такие задачи можно назвать метод «6 кейсов», когда класс делится на шесть групп для работы с текстом изучаемого параграфа. Каждая группа берет один кейс и соответственно своему направлению проводит анализ текста.
1 кейс – эмоциональное восприятие текста и события, непосредственная читательская реакция.
2 кейс – структурирование и пересказ фактов, описаний, статистики.
3 кейс –критическая аргументация: оценка негативного влияния события или персоны.
4 кейс – аргументация положительной деятельности человека.
Для изучения и особенно для закрепления исторического материала очень полезны дискутивные методы работы: дискуссионная среда, «За и против», «составление схем, взаимообучение, защита проекта или отдельного информационного материала, ведение блоков информации группами учащихся и пр.
Не менее интересен и полезен прием составления кластера. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто выражать мнение, аргументировать и анализировать аргументы оппонента, систематизировать имеющиеся знания и получаемые в процессе составления кластера. Ученики записывают в центре листа ключевое понятие, а от него рисуют стрелки, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы в классе и дома.
Рисуночное письмо – пиктограмма, используется как методическое средство опосредованного запоминания. Общий вид пиктограммы – совокупность графических образов, используемых с целью эффективного запоминания и последующего воспроизведения событий, дат, понятий. Можно использовать при объяснении нового материала и при проверке домашнего задания.
Чрезвычайно удобной для организации урока с различными целями и в различных формах становится составление инфографики. Инфографика позволяет не толье ко систематизировать материал, но и распределить его по степени значимости, по категориям, иметь наглядный вид параграфа на одной страницы, стимулирует запоминание, ассоциативное мышление, учит детей работать с данными статистики, датами, производить сравнение, анализ по нескольким параметрам одновременно.
Таким образом, спектр форм и приемов работы с материалов на уроках истории чрезвычайно широк, причем наибольший эффект наблюдается у не чисто научных и академических форм и приемов работы с информацией, а игровых, направленных на запоминание, анализ и структурирование материала, что в основном и является затруднением для школьников при работе с историческим материалом: часто объемным, текстовым, имеющим много параллельных смысловых и событийных отсылок, множество цифровых и фактологических данных.
Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий.
Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики и экономики Орлова Т. М. учитель математики и экономики МБОУ СОШ №5 г. Саяногорск Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики.
Консультация для родителей «Эффективные игры для развития внимания» Уважаемые родители, предлагаю Вашему вниманию две игры для развития внимания, которые можно изготовить из подручных средств. Внимание является.
Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии с требованиями ФГОС 1 слайд Что? Представляю Вам свой педагогический опыт по теме «Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии.
Технологическая карта урока обществознания в 11 классе Технологическая карта урока обществознания 11 класс. Учитель: Гавриленко Любовь Петровна Тема урока: Налоги Цель урока: Раскрытие сущности.
Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.
Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.
Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Один психолог сказала на своей встрече однажды.
Современные методы и приемы обучения на уроках истории и обществознания
Представлен краткий обзор современных приемов и методов обучения на уроках истории и обществознания.
Просмотр содержимого документа
«Современные методы и приемы обучения на уроках истории и обществознания»
Современные методы и приемы обучения на уроках истории и обществознания
Выполнила учитель истории
и обществознания Иванова С.А.
Цели и задачи современной системы исторического образования:
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ
Система приемов работы на уроках истории
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова: – Самостоятельное решение – Коллективная проверка результатов – Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения – Постановка цели урока.
К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:
если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова;
затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Преподаватель чертит на доске линию, на которой обозначает этапы изучения темы, формы контроля; проговаривает о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе находят уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.
Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и учитель просит объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре».
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УУД В НАЧАЛЕ УРОКА ИЛИ В ПРОЦЕССЕ ЕГО ПО МЕРЕ НЕОБХОДИМОСТИ
Объясняя материал, преподаватель намеренно допускает ошибки. Сначала учащиеся заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Научите учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется. Поощряйте внимание и готовность вмешаться! Учащийся получает текст (или скажем, разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем».
Учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю . Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Учащиеся поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо.
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ребята вместе знают об изучаемой теме.
«ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Преподаватель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы педагог отвечает только словами: «да», «нет», «и да и нет».
связывать разрозненные факты в единую картину;
систематизировать уже имеющуюся информацию;
слушать и слышать товарищей.
Учащимся раздаются распечатанные интеллект – карты с отсутствующими связями, понятиями. Ребята восполняют интеллект-кату. Прием эффективен, если преподаватель при объяснении нового материала демонстрировал полностью заполненную интеллект-карту.
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СФОРМИРОВАННЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» преподавателем.
Исследовательский мини-проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос. Учащиеся могут сами выбрать возрастную группу для опроса в зависимости от поставленной перед ними задачи или группу для опроса определяет преподаватель (этот вариант более приемлем на первоначальном этапе, когда ребята только знакомятся с такой формой работы).
Обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:
Мастер-класс по истории на тему «Методы и формы организации деятельности на уроках истории в рамках реализации ФГОС.»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ УРОК ФГОС ФОРМЫ И МЕТОДЫ.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Методы и формы организации деятельности на уроках истории в рамках реализации ФГОС. Наталья Николаевна Карлина Учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 2 г.Ртищево Саратовской области
Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими. Константин Кушнер.
Организационный этап ЦЕЛЬ: создание доброжелательной атмосферы и настроя учащихся. МЕТОДЫ: Обратить внимание на эпиграф, прочитать стихотворение; «Подбодрить» учеников девизом: «С малой удачи начинается большой успех».
Этап мотивации ЦЕЛЬ: выработка у учащихся готовности к учебному действию. МЕТОДЫ: Словесные: стихи, справочные данные, рассказ; Наглядные: видеоматериалы, иллюстрации, демонстрации.
Тема: Средневековая культура – Что объединяет эти иллюстрации?
Тема: Реформы Петра I Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно… А. С. Пушкин «Медный всадник» – О каком правителе говорил А.С. Пушкин?
Постановка проблемы ЦЕЛЬ: повышение мотивации, включение учеников в образовательный процесс. МЕТОДЫ: проблемное изложение знаний изложение с проблемным началом частично-поисковый, или эвристический метод исследовательский метод
Тема: Личность Петра I в русской истории Петр I – тиран или Великий реформатор?
Этап открытия нового знания ЦЕЛЬ: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения ФОРМЫ РАБОТЫ: Групповая; Индивидуальная; Коллективная. МЕТОДЫ: Словесно-наглядный Практический метод: лабораторные, исследовательская работы Проблемно-поисковый метод
Тема: Великие географические открытия Фернан Магеллан Христофор Колумб Васко да Гама
Тема: Основные сословия российского общества в XVI веке. Задания: 1. Выяснить положение социального слоя в обществе, права и обязанности каждого сословия. 2. Зафиксировать результаты работы в таблице «Сословия российского общества в XVI веке» Сословия российского общества XVII век Права Обязанности Дворянство Духовенство Мещанство Купечество Крестьянство
Этап первичного закрепления ЦЕЛЬ: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявления пробелов и неверных представлений и их коррекция МЕТОДЫ: Самостоятельная работа Метод незаконченного предложения Выполнение заданий на соотнесение Метод «толстых» и «тонких « вопросов Игровые : игра «Да – нет», «Верю не верю»
Этап первичного закрепления Задание: Сделайте подписи под рисунками, изображающими жизнь средневекового крестьянина. МЕТОД НЕЗАКОНЧЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ: Задание: Закончи предложение: Основным занятием восточных славян было… Славяне верили в… Их религия называлась… МЕТОД «ТОЛСТЫХ» И «ТОНКИХ» ВОПРОСОВ: Когда Зачем Сколько Почему
Задание: Определите, какие эпизоды войны изображены на слайдах, и, перейдя в режим редактирования слайда, расставьте события войны в хронологической последовательности
ЦЕЛЬ: подведение итогов урока, оценка учащимися результатов своей учебной деятельности. МЕТОДЫ: Метод незаконченного предложения Анкета самоанализа Прием «Плюс-минус-интересно» Синквейн Рефлексия
Рефлексия ПРИЕМ «ПЛЮС-МИНУС-ИНТЕРЕСНО» СИНКВЕЙН Иго Страшное, кровавое Убивает, сжигает, собирает дань Татарское иго – тяжелая ноша Страшно! Плюс Минус Интересно
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
К сожалению, уровень познавательной активности учащихся в последнее время резко упал: понижается уровень мотивации учащихся к изучению предметов, уровень сформированности познавательных интересов невысокий.
Как сделать так, чтобы наши ученики самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету?
В процессе организации урока важная роль отводится, конечно же, учителю. При подготовке к урокам я стараюсь тщательно продумать формы и методы организации работы на уроке для активизации познавательной деятельности ученика, для привития интереса к учебе.
Номер материала: 308007
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
Почти все вузы в России открыли пункты вакцинации от ковида
Время чтения: 1 минута
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Современные методы и приёмы обучения на уроках истории и обществознания.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Современные методы и приёмы обучения на уроках истории и обществознания.
Цели и задачи современной системы исторического образования:
— приобретение знаний о функционировании общества во всём его противоречивости и многообразии;
— формирование личности, ответственной перед обществом и государством;
— формирование умений и навыков самостоятельного поиска знаний, работы с историческим материалом его системного анализа;
— воспитание чувства гордости, любви к своей Родине;
— социализация современного школьника
— использование компьютерных технологий в обучении и развитии ученика.
Инновационные технологии сегодня:
-технология проблемного обучения
-технология проектного обучения
-технология развивающего обучения
— технологии критического мышления
— метод инверсии ( эвристический)
— метод свободных ассоциаций
В современном обществе большое внимание уделяется инновациям. Знания даются только заинтересованному в них человеку, но сегодня в школе у учащихся среднего и старшего звена, к сожалению, слабая мотивация к учёбе и задача учителя – обеспечить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность различными приёмами и методами.
Именно образование должно давать ответы на «вызовы» времени, меняться, реагируя на изменения в обществе. На современном этапе получение знаний и применение их на практике дополнено новой целью – развивать самостоятельность учащихся, учить их приобретать и творчески применять новые знания.
В связи с реализацией ФГОС ООО, ситуация в образовании принципиально изменилась. Вместе с организационными преобразованиями, целевым отбором содержания исторического образования, она включила экспериментальную проверку новых технологий обучения и новых методик, которые дают возможность получить объективную информацию о различных сторонах педагогического процесса и его результатах.
Метод – это способ достижения цели. В процессе обучения метод – способ взаимодействия учителя и ученика в достижении учебно – воспитательных целей. Поэтому, каждый метод включает в себя обучающую работу учителя ( объяснение нового) и организацию активной учебно- познавательной деятельности учащихся.
Сегодня сам учитель должен не объяснять новый материал, а определять его тему, провести вступительную беседу, проинструктировать учащихся к предстоящей учебной деятельности, предложить им самим осмыслить и усвоить материал по учебнику, по иным источникам.
Приведённые мною приёмы и методы обучения истории и обществознанию, формируют у моих учеников навыки поиска ответа, помогают активному усвоению новых знаний и успешному их закреплению. Это даёт возможность организовать эффективное занятие, целью которого будет не простое усвоение и закрепление материала, а формирование всестороннего представления учащихся о фактах прошлого, критического отношения к источникам и их интерпретации, развитие умения самостоятельно анализировать и оценивать факты, вырабатывать собственный взгляд на события и их последствия.
Использование современных технологий в обучении не решает всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи конкретного урока, характер материала, возможности учащихся. Наибольшего успеха можно достичь, сочетая традиционные и современные технологии обучения, в их взаимосвязи и дополнении друг друга.
В дидактике распространённым является термин «приёмы обучения». Приём – составная часть метода. В процессе обучения приёмы и методы применяются в различных сочетаниях, один и тот же способ деятельности в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в других- как приём обучения. Совокупность приёмов и методов составляет технологии обучения. Я выбрала те, что хорошо зарекомендовали себя на моих уроках.
Технологии критического мышления.
1. Критическое мышление – способность ставить смысловые вопросы, вырабатывать аргументы, принимать продуманные решения. Учащиеся включаются в активную и эффективную учебно- познавательную деятельность. Обучение становится субъективным, осознанным. Учитель уделяет большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слышать других, отстаивать собственную точку зрения. Основа данной методики включает три стадии, которые должны присутствовать на уроке:
Технология предполагает разнообразный набор приёмов:
Верные и неверные утверждения
Знаем. Узнали. Хотим узнать.
2. Смысловое чтение. Для лучшего понимания прочитанного большое значение имеет так называемое «предчтение»: актуализация предшествующих знаний, смысловые догадки о возможном содержании нового текста на основе анализа его названия, поиск связи между понятиями и определениями, датами и событиями. Как результат – работа на проверочных листах с заранее подготовленными вопросами.
3. Групповые технологии я широко применяю в своей работе. Эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, распределение обязанностей, взаимозависимость и контроль. Ценность технологии- взаимное обогащение знаниями, организация совместных действий, ведущая к активизации учебно – познавательных процессов, распределение действий, коммуникация, обмен и взаимопонимание. Последним этапом является рефлексия, через которую устанавливается отношение участника группы к собственному действию и обеспечивается коррекция этого действия. При групповой форме работы возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся со стороны учителя и товарищей. К групповым технологиям можно отнести многие технологии нетрадиционных уроков, где есть разделение класса: урок-конференция, урок-путешествие, урок-суд, интегрированный урок. При групповой работе использую различные приёмы:
— Исправление ошибок в тексте
— решение проблемы с точки зрения участников события
— решение группами одной проблемы и выявление преимущества каждого решения
— разбивка нового материала на смысловые отрезки по количеству групп и его подача каждой группой по плану.
— ассоциативный ряд (каждой группе даётся своё понятие, к которому подбираются слова- ассоциации, из которых впоследствии составляются определения).
— смысловой ряд. Данный приём более востребован на уроках обществознания, его я применяю в двух вариантах: дать общее понятие к определённому ряду терминов, или убрать из ряда лишнее понятие.
— эссе. Его написание полезно после изучения знаменательных событий в жизни исторических личностей, для определения отношения самих учащихся к ним.
— кто это? По заданным датам, портретным характеристикам, жизненным ситуациям, значении в истории определить исторического персонажа.
4. Метод проектов. Цель- овладение определёнными практическими и теоретическими знаниями; достижение дидактической цели через детальную разработку проблемы с обязательным получением оформленного результата. По виду деятельности проекты бывают: прикладные, исследовательские, информационные, игровые. Первые два чаще использую в старших классах, игровой и информационный- в 5-7 классах. При проектировании использую моделирование ситуации, эксперимент, социологический опрос. Возрастную группу для опроса определяют учащиеся, или сам учитель (на первоначальном этапе).
5. Метод свободных ассоциаций – способствует развитию творческой активности и логического мышления, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас. Соответственно, этот метод повышает интерес к учебному процессу, усиливает мотивацию в обучении. Эффективность данного метода во многом зависит от эмоциональности учителя; делает урок увлекательным, способствует лучшему запоминанию материала.
Как известно, главный враг успеха – однообразие и монотонность, рождающие скуку. Благодаря внедрению в учебный процесс активных методов обучения, разнообразию средств и приёмов, можно развить познавательный интерес учеников, результатом которой станет активная творческая самостоятельная познавательная деятельность.