методы реставрации недвижимых памятников истории и культуры

Реставрация объектов культурного наследия

Вы будете перенаправлены на Автор24

Краткие исторические сведения

В России история реставрации берет свое начало лишь с XX века, точнее с мая 1918 года. Это дата организации государственного органа по надзору за состоянием культурного наследия России – Всероссийской реставрационной комиссии, в последующем это название было заменено на Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ). Центральные государственные реставрационные мастерские работали по методике, выработанной под руководством И.Э. Грабаря. Эта методика была первой научной методикой по реставрационным работам в России.

После Второй мировой войны такие комиссии были созданы на всех уровнях государственной власти: республиканские, областные, городские. Все эти мастерские занимались реставрационными работами историко-архитектурных памятников.

В 1958 году была создана Всесоюзная центральная научно-исследовательская лаборатория консервации и реставрации (ВЦНИЛКР).

В период 60-80 годов XX века эта сфера получает интенсивное научное развитие: активно ведутся комплексные исследования с привлечением методологической базы наук гуманитарного профиля. Становится возможным проведение сложных консервационно-реставрационных работ.

В начале XXI века интерес к культурному наследию возвращается. В реставрации культурного наследия применяют научную методологическую базу. При разработке градостроительных планов, при облагораживании территорий и при других работах, связанных с изменениями ландшафтов, становится обязательным учет объектов культурного наследия, которые находятся на территориях, непосредственно задействованных в преобразованиях, а также на близлежащих территориях.

В 2014 году Министерством культуры принимается решение о создании организации ОАО «Реставрационные Компании», в задачи которой входит сохранение выработанных научных методик по реставрационным работам различной техники, созданных уникальных сложных технологий по сохранению объектов культурного наследия.

Готовые работы на аналогичную тему

Европейской Конфедерацией Организаций Консерваторов-реставраторов были сформулированы этические основы консерваторов-профессионалов. Во главе угла данного документа – сохранение культурных ценностей в их эстетическом и историческом значении и физической целостности для современного и будущих поколений.

Фундаментальной основой современной реставрационной науки является два основных принципа:

Процесс любых реставрационных работ архитектурных построек начинается с восстановления исходного облика объекта. Для этого ведется поиск исторических документов, отражающих сведения об этом, поднимаются архивы страны. Это представляет определенную сложность. После того, как выявлен внешний облик объекта, реставратор приступает к разработке практического действия по восстановлению первоначального вида здания. Только после этого может начаться реставрационный процесс, который, в свою очередь, осуществляется под строгим контролем.

С осознанием человечеством ценности культуры в целом, самобытности и уникальности культуры своей страны реставрационная сфера преобразуется и постепенно приобретает качественно новый уровень. Уже сегодня реставрация – это научная отрасль знания, специалистов по которой готовят в высших учебных заведениях. Специалисты-реставраторы – комплексные специалисты, которые могут провести необходимые исследования памятника, разработать проект реставрационных работ памятника, собрать и подготовить необходимый для этого пакет документов, реализовать разработанный проект, т.е. провести спланированные реставрационные работы. Все действия, связанные с реставрационными работами, проводятся согласно действующему законодательству Российской Федерации.

Виды реставрационных работ

Реставрация объектов культурного наследия предполагает три комплекса восстановительных работ и предварительный этап, на котором производится сбор полной информации по объекту. Для чего производятся археологические, инженерно-биологические, научно-технические и архитектурные исследования, которые отражаются в индивидуальной проектной документации по объекту.

Под общим термином реставрация, как мы уже сказали, подразумеваются три комплекса восстановительных работ:

Все три комплекса работ по реставрации объекта культурного наследия могут составлять единый процесс, а могут применяться самостоятельно в зависимости от целей восстановительных действий.

Реставрация

Главной целью процесса реставрации памятников архитектуры и зодчества является укрепление основы здания и его фундамента. Реставрация – это сложный комплекс работ на объекте культурного наследия с целью его сохранения.

Реставрация бывает фрагментарная и целостная.

Фрагментарная реставрация – это частичное восстановление памятника. Целостная реставрация предполагает полное восстановление памятника по первоначальному его облику.

Реставрационные работы (фрагментарные и целостные) состоят из двух этапов:

Реконструкция

Реконструкция – это основной вид градостроительного развития. Реконструкция позволяет контролировать пространственную среду, ее преобразования, препятствовать разрушительным процессам. Реконструкция сегодня осуществляется параллельно с новым строительством.

Консервация

Консервация – это комплекс работ по сохранению памятника культуры в том виде, в котором он дошел до нашего времени.

Консерваторские работы чаще всего основываются на применении химических технологий, таких как: очистка, обессоливание, дезинфекция, укрепление, гидрофобизация. Консервация применяется только при неудовлетворительном состоянии памятника культуры.

Существует два типа консервации:

Источник

Реконструкция и реставрация объектов культурного наследия

методы реставрации недвижимых памятников истории и культуры. Смотреть фото методы реставрации недвижимых памятников истории и культуры. Смотреть картинку методы реставрации недвижимых памятников истории и культуры. Картинка про методы реставрации недвижимых памятников истории и культуры. Фото методы реставрации недвижимых памятников истории и культуры

Содержание настоящего учебного пособия соответствует курсу лекций по дисциплине «Реконструкция и реставрация объектов культурного наследия. В конце учебного пособия представлены иллюстрированные приложения, дополняющие темы. Предназначено для обучающихся в магистратуре по направлению подготовки 07.04.04 Градостроительство, а также в помощь преподавателям.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Реконструкция и реставрация объектов культурного наследия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 1. Сущность реставрации и реконструкции объектов культурного наследия

Цель — кратко ознакомиться с историей реставрации в России. Изучить основные термины и определения, касающиеся сохранения, восстановления и продления функционирования объектов культурного наследия, рассмотреть определение реставрации и реконструкции, проследить систему критериев оценки градостроительных объектов и основные подходы к реконструкции памятников.

1.1. Краткая история реставрации в России

История реставрации в России началась с мая 1918 года — год создания Всероссийской реставрационной комиссии. Затем комиссия переименована в Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ). Первая российская научная методика реставрации была выработана в ЦГРМ под руководством И. Э. Грабаря.

В послевоенные годы созданы республиканские, областные и городские мастерские по реставрации историко-архитектурных памятников. В 1958 г. основана Всесоюзная центральная научно-исследовательская лаборатория консервации и реставрации (ВЦНИЛКР).

В 1960–1980-х гг. осуществлён переход от простых восстановительных работ к комплексным исследованиям методами гуманитарных и естественных наук в сочетании со сложными консервационно-реставрационными работами.

В начале 2000-х гг. стал возвращаться интерес к реставрации памятников и активное развитие получили научные методы реставрации. Культурному наследию уделяют серьезное внимание при разработке градостроительной документации [1].

Министерство культуры РФ в 2014 году приняло решение о создании ОАО «Реставрационные Компании» для сохранения научных достижений и многолетних разработок, реставрационных методик и уникальных мастеров» [2].

Европейская Конфедерация Организаций Консерваторов-реставраторов (E. C. C.O. — E. K. O. K. European Confederation of Conservator-Restorers Organizations) сформулировала этический кодекс консерваторов-профессионалов. Главная идея кодекса — сохранение культурных ценностей в их эстетическом и историческом значении и физической целостности для современного и будущих поколений [1].

Прогрессивная реставрационная наука основывается на двух основных принципах:

1) восстановление разрушенных объектов культурного наследия;

2) сохранение объектов культурного наследия.

Основой проекта реставрации является первозданный вид объекта, в отличие от проекта нового строительства. Сложность состоит в том, чтобы найти документальные исторические свидетельства, описывающие и изображающие все этапы изменения объекта реставрации. Ведутся поиски исходных документов в архивах страны. Важно воссоздать исходный вид памятника архитектуры. На базе полученных данных об облике объекта реставратор приступает к разработке проекта практических действий, на основе которого в дальнейшем будет проводиться реставрационный процесс.

За последний век реставрация трансформировалась в научную дисциплину и началась подготовка специалистов высшей квалификации. Реставрацию следует воспринимать как комплексную науку, сочетающую компетенции нескольких профессий. Реставраторы могут подготовить и осуществить научно-исследовательские работы по памятнику, составить проект и разработать методику реставрации, подготовить научно-проектную документацию и осуществить реставрационные работы согласно действующему законодательству.

1.2. Виды реставрационных работ. Термины и определения

Перед выполнением реставрационных работ на объекте культурного наследия принято осуществлять археологические, инженерно-биологические, научно-технические и архитектурные исследования для сбора полного комплекта информации об объекте. После этого разрабатывается индивидуальная проектная документация.

Все работы, проводимые на поврежденных объектах культурного наследия, называют общим термином — реставрация, которая охватывает три различных комплекса работ: консервацию, реставрацию и реконструкцию.

В практике, перечисленные выше виды восстановительных работ, применяют в комплексе, как различные этапы единого процесса или как самостоятельный вид восстановления [3].

Реставрация. Ведущей задачей реставрации памятников зодчества является усиление оснований и фундаментов: перекладка и докладка полуразрушенных фундаментов, усиление кладки, устройство свайных фундаментов, усиление оснований и фундаментов буроинъекционными сваями.

Важнейший принцип научной реставрации согласно международной Венецианской хартии гласит: «…реставрация должна являться исключительной мерой. Ее цель — сохранение и выявление эстетических и исторических ценностей памятника. Она основывается на уважении подлинности материала и достоверности документов. Реставрация прекращается там, где начинается гипотеза..». [4].

Реставрация считается сложным, комплексным видом проводящихся на памятниках работ, цель которой — продление жизни памятника. Реставрация может состоять из ремонта и консервации, и включать изменение современного вида памятника для более полного раскрытия его художественных качеств и продление функциональной жизни объекта.

Технология и материалы, применяемые в реставрации, должны отличаться от авторских.

Для фрагментарной реставрации часто характерны:

— отсутствие стилистического единства,

— признание ценности поздних наслоений на объекте,

— восстановление только тех элементов, форма которых достоверно документирована.

Фрагментарная реставрация принципиально противопоставлена целостной реставрации.

Целостная реставрация ориентирована на восстановление первоначального облика памятника или его образа, сложившегося в период его расцвета. Такую реставрацию называют «реставрацией на оптимальную дату».

Реставрация (в том числе и фрагментарная) состоит из двух этапов:

1) раскрытие памятника в результате удаления поздних искажающих деталей и фрагментов;

2) восстановление утраченных деталей памятника.

Раскрытие памятника производят только в случае, если удаляемые фрагменты не представляют ценности ни с архитектурно-художественной, ни с исторической стороны или представляют меньший интерес, чем ценность раскрываемого подлинника. Удалять наслоения разрешено только после открытого коллегиального решения с участием профессионалов. В случае наличия стадии раскрытия, объектом реставрационного исследования всегда должен быть весь объект, а не только его отдельные элементы, признаваемые заведомо ценными.

Раскрытие запрещено, в случае если оно нарушает конструктивную жёсткость здания или влияет на ухудшение условий его сохранения.

Необходимо предусмотреть меры по сохранности раскрываемых элементов или поверхностей стен. Быстрое освобождение деревянных обшивок срубов на памятниках русского деревянного зодчества часто влечёт резкое ускорение процесса разрушения древесины.

В простейших случаях реставрация может состоять только из раскрытия. Например, после фрагментарного удаления штукатурки на фасадах Софийского собора в г. Киев, Спасо-Преображенского собора в г. Чернигове и других памятников архитектуры Киевской Руси (рис. 1), выявлена первоначальная фактура древней кладки. Раскрытие в данных случаях позволила наглядно показать действительную древность сооружений. Такие раскрытия активно воздействуют на восприятие как отдельных сооружений, так и общей городской среды.

Раскрытые в виде небольших зондажей остатков готической кладки на зданиях г. Львова или г. Каунаса способствовали созданию особой эмоциональной атмосферы историчности городского ансамбля (рис. 2, 3).

Интересный художественный эффект дает раскрытие естественной фактуры стен всего сооружения при условии обеспечения соответствующих мер их сохранности. Примерами служат удаленная штукатурка со стен церкви Петра и Павла в Кожевниках в г. Новгороде, а также освобожденные от обшивок памятники русского народного деревянного зодчества.

методы реставрации недвижимых памятников истории и культуры. Смотреть фото методы реставрации недвижимых памятников истории и культуры. Смотреть картинку методы реставрации недвижимых памятников истории и культуры. Картинка про методы реставрации недвижимых памятников истории и культуры. Фото методы реставрации недвижимых памятников истории и культуры

Рис. 1. Реставрационное раскрытие поверхности стен Софийского собора в Киеве

методы реставрации недвижимых памятников истории и культуры. Смотреть фото методы реставрации недвижимых памятников истории и культуры. Смотреть картинку методы реставрации недвижимых памятников истории и культуры. Картинка про методы реставрации недвижимых памятников истории и культуры. Фото методы реставрации недвижимых памятников истории и культуры

Рис. 2. Раскрытие остатков готического проема на фасаде ратуши в Каунасе

Обычно реставрация представляет собой сложное сочетание раскрытия и дополнений. Подлинник, который подвергается раскрытию, практически никогда не бывает полностью сохранившимся. Обычно он имеет различного рода утраты. Часто выполняют частичное дополнение подлинника, восстанавливают утраченные элементы, наглядно показывают остатки первозданных элементов. Также выявляют места примыкания утраченных стен или сводов расчисткой, реже добавочной выкладкой соответствующих штраб. Восстановительные мероприятия назначаются для каждого случая индивидуально, в зависимости от сочетания факторов, влияющих на памятник [5].

Реконструкция является основной формой градостроительного развития территории. Она дает возможность рационально контролировать преобразование пространственной среды, препятствует необратимым и хаотичным процессам в городской системе.

Реконструкция охватывает обширный диапазон возможных картин развития города — от сохранения сложившейся структуры до почти полной ее замены или уничтожения. Противоположное реконструкции развитие города — новое строительство. Оно редко осуществляется в чистом виде, и чрезвычайно редко не рассматривается отдельно от процесса реконструкции.

методы реставрации недвижимых памятников истории и культуры. Смотреть фото методы реставрации недвижимых памятников истории и культуры. Смотреть картинку методы реставрации недвижимых памятников истории и культуры. Картинка про методы реставрации недвижимых памятников истории и культуры. Фото методы реставрации недвижимых памятников истории и культуры

Рис. 3. Двор церкви Санта-Мария-Магдалена во Флоренции до реставрации

Градостроительная реконструкция — изменение ранее сформировавшейся планировочной системы населённого пункта или составляющих ее элементов, вызванное необходимостью улучшения и развития данной системы в количественном и качественном отношении. Часто градостроительная реконструкция подразумевает сохранение большей части исторических элементов при существенном изменении целого [4].

Научно-музейная реконструкция запрещает имитацию подлинника и решает вспомогательные научно-методические или учебно-познавательные задачи. Главная ее задача — максимально выявить оригинальные сохранившиеся части объекта и обеспечить явное отличие от всех современных деталей и фрагментов. Это достигается с помощью введения строительных и отделочных материалов, подчёркивающих свойства и фактуру исторических материалов, применение упрощённой архитектурно-художественной выразительности архитектурных деталей и т. д. [6].

Производственная реконструкция — воссоздание сильно деформированного или полностью разрушенного памятника с внедрением строительных материалов и технологий, идентичным оригинальным, которые применялись при изготовлении объекта истории и архитектуры. Это могут быть серийные однотипные элементы и предметы интерьера и архитектурно-декоративного убранства: лепнина, маскароны, кариатиды, вазы, мраморные и изразцовые камины, панно, фонтаны и т. п. Этот вид реконструкции предполагает обычно восстановление относительно крупных по объему и художественной значимости элементов объекта либо произведения в целом.

Результатом производственной реконструкции является полная подмена утраченного или значительно руинированного здания или сооружения за счет максимального использования идентичных скульптурных материалов, довольно часто игнорируя сохранившиеся подлинные фрагменты. Это можно назвать копированием с попыткой воспроизведения утраченной древней строительной техники, забытого ремесла, секретов технологии и т. д.

Консервация. Главная цель консервации — прекращение или приостановление разрушительных факторов, оказывающих влияние на памятник, а также выявление и стабилизация материальных остатков объекта в том виде, в каком он дошел до наших дней, в его исторической подлинности; придание ему долговременной сохранности.

В процессе консервации выполняются преимущественно химико-технологические виды работ: очистка, обессоливание, дезинфекция, укрепление, гидрофобизация [6].

Необходимость в проведении консервации возникает только, когда памятник находится в неудовлетворительном состоянии.

Выделяют два вида консервации. К первому типу относятся мероприятия по временной защите памятников, которым в ближайшее время угрожает разрушение: установка временных подпорных конструкций, устройство защитных навесов и т. п. Такая консервация часто применялась в послевоенные годы, на поврежденных памятниках в период Второй мировой войны.

Второй тип консервации — инженерная реставрация, включает сложный комплекс мероприятий по укреплению и защите зданий и сооружений. Работы по инженерной реставрации включают в себя: укрепление оснований и фундаментов, усиление несущих конструкций, укрепление материалов памятника, ликвидация различных деформаций, работы по борьбе с влажностью, по обеспечению необходимого температурно-влажностного режима, обессоливание кладки и т. п. Их осуществление требует сложных специализированных исследований. Выполняют их под инженерным и технологическим надзором.

Необходимо отметить, что консервацию нельзя рассматривать исключительно как инженерную задачу, ведь ее объектом является историко-архитектурный памятник со сложной строительной историей, со своими особенностями. В связи с этим, часто консервация включает в себя элементы реставрации. Важно, чтобы консервация предусматривала в будущем возможность раскрытия объекта для выявления ценных архитектурных и художественных элементов. Консервация обязательно должна основываться на инженерно-технических и архитектурных исследованиях.

Новые конструкции при консервации не должны искажать облик памятника, если только они не являются временными. Применяют скрытые конструкции для сохранения уникальных старых конструкций.

Консервация является основным видом работ на особо ценных, древних и уникальных памятниках. Например, консервация обязательна для сооружений античности или раннего средневековья, для уникальных элементов объекта, носящим след индивидуального творчества зодчего, то есть там, где в приоритете стоит требование максимально сохранить подлинность.

Таким образом, основной и наиболее рациональный метод сохранения историко-архитектурных памятников с точки зрения сохранения их аутентичности, является консервация. В случае признания здания или сооружения объектом истории и культуры принимается решение о его консервации, подразумевающее запрет на любое вмешательство в планировочные, архитектурно-художественные, конструктивные особенности памятника

Источник

Методы реставрации недвижимых памятников истории и культуры

СВОД РЕСТАВРАЦИОННЫХ ПРАВИЛ

ВВЕДЕНИЕ

1. Термины и определения

1.1. Памятники монументальной скульптуры: Монументальные скульптурные произведения, созданные для увековечения людей или исторических событий и памятники монументального декоративного искусства, находящиеся на открытом воздухе из различных материалов.

1.2. Предмет охраны памятника монументальной скульптуры: особенности подлинного облика памятника и элементов, составляющих ансамбль памятника, послужившие основанием для включения в перечень объектов культурного наследия и подлежащие обязательному сохранению.

1.3. Реставрационный совет. Специально созданный либо существующий при органе охраны объектов культурного наследия (или при организации Заказчика) совет (комиссия) из представителей государственного органа охраны памятников и специалистов. Реставрационный совет осуществляет научно-методический контроль за ведением консервационно-реставрационных и исследовательских работ непосредственно на объекте на всех этапах их проведения.

1.4. Техническое задание на проведение работ по памятнику монументальной скульптуры (Техническое задание). Определяет состав исследовательских и реставрационных работ по памятнику, их объём, обоснованность и последовательность на основании решения реставрационного совета. Разработка Технического задания координируется заказчиком или поручается заказчиком в составе предварительных работ исполнителю, обладающему необходимой квалификацией и лицензией на данный вид работ.

1.5. Акт технического состояния памятника монументальной скульптуры. Составляется по результатам проведённых предварительных работ с целью обследования памятника и разработки Технического задания. Содержит данные, необходимые для составления сметной стоимости работ.

1.6. Методика реставрации: Документ, содержащий выводы из результатов научно-исследовательских работ и собственно методику, в которой приведены рецептуры, способы и последовательность проведения всех консервационных и реставрационных операций. Методика реставрации разрабатывается исполнителем (подрядчиком) после его определения.

2. Общие положения

Монументальная скульптура, как вид искусства, объединяет различные по своим масштабам, технической сложности, пластическим решениям типы сооружений:

— одиночные статуи и скульптурные композиции, бюсты, надгробия, плиты с рельефом или надписью и т.д.;

— уникальный архитектурный декор и скульптурные композиции для фасадов зданий;

2.2. Различная конструктивная и пластическая сложность ПМС определяет разные варианты проектной и исполнительской документации на выполнение научно-реставрационных работ.

2.3. Научная реставрация ПМС как объекта культурного наследия состоит в разработке системы мероприятий, направленных на сохранение материальной структуры памятника, его историко-культурных и художественных особенностей.

2.4. Научная реставрация требует неукоснительного сбережения содержащейся в материальной структуре памятника технологической и культурно-исторической информации, независимо от современных эстетических оценок. Реставрационные технологии, технические средства и материалы не должны искажать эту информацию, равно как и препятствовать повторным реставрациям.

2.5. Основным правилом проведения научно-реставрационных работ является обоснование любого вмешательства в современное состояние памятника.

2.6. Одним из условий поддержания экспозиционного вида и обеспечения сохранности памятника монументального искусства является систематический контроль и проведение реставрационных работ и мероприятий по профилактическому, текущему уходу.

3. Порядок оформления документации на выполнение работ

3.1. Исследовательские, консервационные и реставрационные работы по ПМС осуществляются юридическими и физическими лицами на основании лицензии на данный вид работ.

3.2. Заказчиками исследовательских, проектных и реставрационных работ по ПМС могут выступать государственный орган охраны объектов культурного наследия, пользователь, собственник, балансодержатель.

3.3. Контроль за ходом работ по сохранению ПМС осуществляется государственным органом охраны объектов культурного наследия, пользователем, собственником, балансодержателем. Функции оперативного методического контроля за ходом работ осуществляет специально созданный, либо существующий при органе охраны объектов культурного наследия (или при организации Заказчика), Реставрационный совет (комиссия) из представителей государственного органа охраны объектов культурного наследия, и специалистов.

3.4. Состав и объём работ по памятнику монументальной скульптуры определяется реставрационным советом. Решения реставрационного совета оформляются в виде протокола реставрационного совета.

Реставрационный совет определяет задачи, объём и содержание необходимых работ по памятнику монументальной скульптуры:

— реставрация памятника в целом или его элементов;

— степень реставрационных вмешательств (консервация, реконструкция, копирование и т.д.).

В ряде случаев Реставрационный совет может вынести решение о необходимости разработки комплексной научно-проектной документации (в соответствии с частью 1 «Свода реставрационных правил» СРП-2007.1 «Рекомендации о составе, порядке разработки, согласования и утверждения научно-проектной документации на выполнение производственных работ по сохранению объектов культурного наследия»). Такая документация может быть необходима для масштабных, конструктивно и технически сложных монументов и ансамблей памятников, реставрация которых связана с проведением профессионального архитектурного и инженерного проектирования.

3.6. Техническое задание и сметная стоимость работ, рассчитанная на его основе в составе предварительных работ, публикуются в составе конкурсной документации для определения исполнителя (подрядчика) работ по памятнику монументальной скульптуры либо передаются заказчиком исполнителю при осуществлении работ без конкурса.

3.7. Техническое задание является основой для методики реставрации (аналогично проекту реставрации для памятников архитектуры). Методика реставрации разрабатывается исполнителем (подрядчиком) после его определения.

В ходе реставрации методика может быть дополнена, уточнена или изменена. Уточнения или изменения методики также утверждаются на промежуточных реставрационных советах и фиксируются протоколом.

3.8. Задание и разрешение на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия федерального значения согласовывается и выдается Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и на основании «Временного порядка рассмотрения обращений заявителей и выдаче заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения», утвержденного Распоряжением Росохранкультуры от 15 декабря 2008 г. N 10.

3.9. Исполнитель реставрационных работ может приступить к их проведению после получения разрешения, выдаваемого органами охраны объектов культурного наследия.

3.10. Реставрация, консервация и связанные с консервационно-реставрационными работами исследования памятников, а также составление научно-реставрационной документации осуществляется за счет средств заказчика.

3.11. В договоре (контракте), подписанном заказчиком и исполнителем, оговариваются условия выполнения работ, взаимные обязательства, порядок финансирования, формы отчетности, сроки начала и окончания работ. К договору (контракту) прилагаются сметы, календарный план работ, лицензии, при необходимости протокол разногласий и др. документы.

3.12. При выполнении работ, не предусмотренных действующими расценками (изменение технологии процессов, внедрение новых материалов и др.), допускается применение норм по аналогии или составление единичных расценок, оформленных в установленном порядке и утвержденных заказчиком.

3.13. В случае выявления в процессе реставрации неучтенных видов и объемов работ исполнителем составляются локальные и исполнительские сметы на основании Актов скрытых и вновь выявленных работ.

4. Предварительные работы

4.1 Предварительные работы проводятся с целью разработки Технического задания на проведение работ по памятнику монументальной скульптуры в соответствии с решением Реставрационного совета (реставрационно-консервационные либо противоаварийные работы, отдельные исследования или комплексные научно-исследовательские работы) и подготовку документов для определения сметной стоимости этих работ.

4.2. Заказчик организует разработку технического задания и может поручить проведение предварительных работ исполнителю, специализирующемуся в области реставрации памятников монументальной скульптуры и имеющему соответствующую лицензию на реставрационную деятельность.

Предварительные работы могут быть выполнены исполнителем на основании отдельного договора с заказчиком либо гарантийного письма и должны быть включены в последующем в сводный сметный расчет на реставрацию памятника в целом или отдельного этапа реставрации.

4.3. По результатам проведённых предварительных работ составляется «Акт технического состояния памятника». В структуру «Акта» входят следующие разделы, соответствующие составу предварительных работ по памятнику:

— анализ сведений о существующей документации по памятнику;

— результаты предварительного натурного обследования (дефектная ведомость);

— обмеры памятника, определение объёма реставрационных работ (ведомость объёмов работ);

— Техническое задание на проведение работ по ПМС.

4.4. Аналитический обзор существующей документации по ПМС предполагает ознакомление с исследовательской, проектной и исполнительской документацией по имевшим место историко-архивным изысканиям, обследованиям состояния ПМС, реставрационным и ремонтным работам.

Заказчик обязан предоставить исполнителю данных работ возможность ознакомления с имеющимися в распоряжении заказчика архивными материалами по ПМС (реставрационные отчёты и паспорта, протоколы реставрационных советов, Акты обследования и т.д.).

4.5. Предварительное натурное обследование ПМС проводится в объёме, необходимом для составления дефектной ведомости и технологической схемы реставрационных работ (Технического задания). С этой целью проводится визуальное натурное обследование ПМС.

Визуальное натурное обследование устанавливает особенности конструктивного, технического и художественного состояния ПМС в целом и его отдельных элементов, определяет характер его изменения во времени, степень аварийности. Натурное обследование производится с лесов в том случае, если этого требуют размеры памятника. Обследование предусматривает:

— изучение состояния сохранности пластики скульптуры, причин и характера утрат, поломок, деформаций, наличия и состояния сохранности доделок, реконструкций и т.п.;

— определение технологических особенностей изготовления скульптуры: способов отливки, соединений частей, характера обработки поверхности (литейная, прокованная, чеканная, шлифованная, полированная и т.п.);

— выявление литейных, сварных, коррозионных, механических дефектов, инородных включений;

— выявления степени и видов загрязнения и биозаражения памятника;

— определение состояния сохранности защитно-декоративных и консервационных покрытий.

Выявленные дефекты описываются и заносятся в «Дефектную ведомость», являющуюся одним из разделов «Акта технического состояния памятника». В ней должны быть отражены все обнаруженные дефекты сплава и камня (трещины, сквозные отверстия, авторские и реставрационные вставки, сколы, выбоины, различные виды загрязнений и т.д.), дано их описание и размеры.

4.6. В процессе предварительных работ проводят обмеры ПМС. На основании проведённых обмеров выполняют схематические чертежи, иллюстрирующие общие габаритные размеры и размеры отдельных конструктивных элементов ПМС.

Имеющиеся в архивах ранее выполненные обмеры памятника копируют со ссылкой на использованный источник.

4.7. В процессе предварительных работ необходимо проводить фотосъемку ПМС с фиксацией обнаруженных дефектов.

4.8. Виды и объемы работ по памятнику, необходимость которых установлена в ходе предварительных работ, заносятся в «Ведомость объёмов работ».

4.9. «Акт технического состояния памятника» принимается на Реставрационном совете и утверждается заказчиком.

4.10. По заданию заказчика в состав «Акта технического состояния памятника» может включаться смета-калькуляция на проведение работ. В этом случае «Ведомость объемов работ» составляется исполнителем по установленной форме, согласовывается с заказчиком и передается для составления сметы исполнителю.

4.11. При необходимости сметная документация готовится специалистами-сметчиками, на основании договора подряда с исполнителем или заказчиком.

4.12. При проведении реставрационных работ на памятнике монументальной скульптуры невысокой сложности и небольших объёмов (вазы, бюсты и т.д.) возможно составление Технического задания на основании решения Реставрационного совета без проведения предварительных работ. В случае необходимости принятия оперативных мер, связанных с повреждениями, последствиями актов вандализма, аварийностью и т.п. допускается составление «Акта технического состояния памятника» также без проведения предварительных работ. При этом документация должна содержать достаточные сведения о состоянии памятника для составления программы первоочередных ремонтно-реставрационных, противоаварийных и консервационных работ (Технического задания). Акт составляется на основании визуального обследования памятника и включает в себя описание состояния сохранности памятника и выявленные причины разрушения.

5. Специфика и виды разрушения памятников монументальной скульптуры (ПМС)

5.1. Условия эксплуатации ПМС в открытой атмосфере существенно влияют на состояние их сохранности. Подобно памятникам архитектуры они в течение десятилетий подвергаются воздействию климатических факторов и коррозионно-активных газов промышленной атмосферы. Кроме того, отрицательно влияют на сохранность ПМС отсутствие текущего ухода и неквалифицированное реставрационное вмешательство.

5.2. Специфика и сложность реставрации ПМС обусловлены рядом факторов, связанных с:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *