метро на земле и под землей история железной дороги в картинках

От Гуфа до Глуховского: московское метро в фильмах, песнях, книгах и картинах

Ровно 85 лет назад открылся Московский метрополитен. Редакторы «Афиши Daily» выбрали главные произведения искусства, посвященные подземке: от Глуховского до Михалкова — со всеми остановками.

Книги

«Метро 2033» Дмитрия Глуховского

«Метро на земле и под землей: история железной дороги в картинках» Александры Литвиной с иллюстрациями Ани Десницкой

Творческий дуэт Литвиной и Десницкой — одна из больших удач в детском нонфикшене с картинками: у них еще есть «История старой квартиры» (про историю XX века, отраженную в отдельной московской квартире) и «Транссиб. Поезд отправляется» (про радость путешествия по самой длинной железнодорожной магистрали мира). А эта книга — об истории транспорта. Несмотря на название, одним метрополитеном дело не обойдется: тут есть и берлинские трамваи, и российские поезда, но главная радость, конечно, — красочная карта московского метро с огромным количеством подробностей, рассматривать которые одно удовольствие.

Искусство

Наивную картину Виктора Наймушина проще всего рассматривать как аллегорию: люди в докарантинный час пик действительно похожи на пингвинов, которые не слишком жалуют социальную дистанцию.

Штатный карикатурист «Крокодила» больше всего известен по шаржам, высмеивающим современное искусство, молодежную моду и невоспитанных стиляг, — но трогательнее всего его сдержанные зарисовки советской повседневности: рынков, пляжей или вот метро.

Ангелина Меренкова много экспериментирует с материалами, используя то вышивку, то алкоголь с выставочных фуршетов. На этом фоне сдержанные изображения тоннелей метро кажутся простыми, но обманываться не нужно: это пейзажи, в которых свет сочитается с клаустрофобией, а видимое спокойствие — с ожиданием поезда, который вот-вот покажется из‑за поворота. У Меренковой есть и еще одна серия изображений метро: на них вместо туши и краски — пыль из самих изображенных тоннелей.

Музыка

Леонид Утесов «Песня старого извозчика»

Прощание со старой Москвой на фоне тотальной индустриализации и перестройки города. Композитор Никита Богословский и поэт Ярослав Родионов написали трогательное посвящение лошади, главному виду транспорта старой Москвы, все более не нужному из‑за метрополитена. И даже чтобы запрячь ее, нужно ехать от «Сокольников» до «Парка», то есть по всей Сокольнической линии (тогда она еще не перемахнула через Москву-реку). Песню Утесов готовил для выступлений летом 1941 года, но началась война. Официальный релиз пластинки с этим треком случился уже в 1945 году.

Булат Окуджава «Песенка о московском метро»

Короткая — на минутку буквально — зарисовка из жизни московского метро от Булата Окуджавы. О том, как будни заменили поэзию («Вместо припева: стойте справа, проходите слева»). И о том, как важен левый уклон для успешного движения то ли по эскалатору, то ли по советской карьерной лестнице («Те, что идут, всегда должны держаться левой стороны»).

Никита Михалков «Я шагаю по Москве»

Валерий Сюткин «42 минуты»

Только ушедший из «Браво» Валерий Сюткин устраивает сольный праздник ретромании. Элегантная сепия, типажи будто из советских пятидесятых, и соответствующий звук — рок, обращенный в прошлое. Песня веселая, ситуация страшная: каждый день герою нужно ездить «туда-сюда» по 42 минуты в метро, и так «день за днем» складываются года, безвозвратно утерянные.

«Високосный год» «Метро»

Метро как место для чувств и для рефлексии. Вкрадчивым и дружелюбным голосом Илья Калинников поет о том, что он с героиней мог бы служить в разведке или играть в кино, но пока остается только сесть на поезд от «Алтуфьева» до «Пражской» и ехать-ехать-ехать.

Noize MC «Кантемировская»

Метро как соучастник и молчаливый свидетель конца страшной истории главного героя. Одна из самых печальных песен с дебютного альбома Ивана Алексеева, в которой пересекаются большой город, большая болезнь и невозможность с ней жить дальше. Извините, дорогие пассажиры.

Marselle «Глаза»

Московское метро как место, где можно увидеть что угодно и кого угодно. Леван Горозия и Nel по глазам угадывают, кто и с чем едет туда-сюда, и ищут те самые, единственные. Одна из лучших песен на первом альбоме Marselle.

Гуф «Metropolitan Mail»

Главный певец Москвы нулевых Гуф спускается в подземку и признается ей в любви. В его мире это и прекрасный дворец для гостей столицы, и набор любимых маршрутов, и место для решения вопросов, и способ доставки разных вещей, которые по закону упоминать и употреблять нельзя.

Борис Гребенщиков «Мама, я не могу больше пить»

Метро как концертная площадка. Борис Гребенщиков в 2015 году выступил с коротким лайвом в переходе на «Тургеневской». Спел две песни — про стаканы и последствия употребления налитого в них — и был таков.

«Метро», реж. Антон Мегердичев

Фильм-катастрофа про затопление Московского метрополитена впервые за долгое время в отечественном кинематографе запечатлел метро как место ваших потаенных страхов. Это клаустрофобная реальность мегаполиса с забитым метро, душными пробками и губительными застройками. Именно в эти моменты «Метро» действительно пугает до жути.

«Ночной дозор», реж. Тимур Бекмамбетов

Еще один инфернальный образ метро — ветки подземки как пульсирующие артерии в теле столицы, соединяющей разные стороны борьбы добра со злом. В вагонах на фоне навязчивой рекламы за темными очками прячутся вурдалаки и кровопийцы — один из самых запоминающихся образов «Ночного дозора». Примечательно, что в недавнем фильме с Константином Хабенским — «Фее» Анны Меликян — темные силы вновь настигают главного героя опять же в московском метро.

«Сердца бумеранг», реж. Николай Хомерики

Этот фильм про молчаливого машиниста метро примечателен тем, что в нем сцены Московского метрополитена на самом деле сняты в петербургской подземке — в целях экономии бюджета. Известное дело: профессиональные киносъемки в московском метро — довольно дорогое удовольствие с кусающимися расценками.

Metro Simulator 2020

Медленное телевидение, в котором машинист пытается доехать от одной конечной до другой. В играх такого жанра абсолютно все действия делаются вручную, и Metro Simulator 2020 не исключение: тут есть отдельные кнопки, чтобы открыть двери, включить свет, переключить стрелки. Больше ничего интересного не происходит: половину игры вы смотрите на туннель, вторую половину стоите на станциях — прямо как в настоящем метро. Для изучения есть две линии — Сокольническая и Кольцевая — и два вида составов: «Ока» и «Москва». Все станции на ветках выглядят как подробные копии настоящих, даже если речь идет про новые «Рассказовку» и «Раменки». Игра все еще в раннем доступе, поэтому будьте готовы к тому, что в ней остались баги.

Russian Subway Dogs

«Время от времени, если вы ездите в московской переполненной подземке, то замечаете в толпе пассажиров собаку — бездомную, которая сама по себе и использует удобное подземное метро, чтобы добраться из точки А в точку Б», — писало в 2010 году ABC News о бездомных собаках в столичной подземке. В метро собак уже давно никто не видел, тем не менее геймдизайнерский дуэт из Торонто вдохновился этой историей и придумал про них игру. К статье ABC News добавили максимальное количество стереотипов о России: водка, ушанка, меховое пальто, медведи, аккордеон, babushka, «товарищ». Геймплей с таким богатым набором получился простой: собаки носятся по платформе, пугают людей лаем, отнимают у них водку и шаверму, чтобы не умереть от голода. Не слишком сложно, но довольно активно. Но хоть станции в игре здесь настоящие: «Комсомольская», «Киевская», «Славянский бульвар», «Румянцево» и другие.

Metro 2033 Redux

Источник

Метро на земле и под землей. История железной дороги в картинках

метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть картинку метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Картинка про метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках

Кто придумал первые колесницы, кто строил московское метро и зачем трамваю трубка с песком? Обо всём этом читатель узнает на страницах нашей книжки-картинки, а также найдёт много интересной и полезной информации обустройстве разных типов двигателей, строительстве тоннелей и о различных видах транспорта. История железной дороги, метрополитены мира, автомобиль, велосипед, трамвай и многое другое собраны здесь под одной обложкой!

Читатели побывают на вокзале и в санитарном поезде, отправятся в путешествие под дном пролива Ла-Манш по Евротоннелю, спустятся в тоннели и на станции лондонской, московской и петербургской подземки. А ещё в книге есть весёлые занятия и увлекательные игры: викторина по истории транспорта, игра-ходилка по московскому метро, раскраски и дорисовки, а также игровой разворот «найди отличия» с видами старой и современной Москвы.

Эта не просто книга об истории транспорта, это совершенно уникальная по содержанию и форме книжка-картинка для читателей самого разного возраста и характера. Малоизвестные страницы истории транспорта и научных открытий, комиксы, игры и викторина — всё это собрано в одной книге! Читатели перенесутся в прошлое, одновременно побывают и на лондонской улице XIX столетия и в Москве 1920-х годов, прокатятся в первом пассажирском вагоне и санитарном поезде, совершат путешествия через Альпы и под Ла-Маншем, спустятся на станции лондонского, московского и петербургского метро.

Об авторах

Александра Литвина окончила МГУ им. Ломоносова (филологический факультет) и аспирантуру ИМЛИ РАН. Работала редактором в различных издательствах. Вместе с Екатериной Степаненко написала детский путеводитель для Государственного исторического музея и несколько исторических игровых книжек. В 2015 году вышла первая совместная работа с художницей Аней Десницкой — книга «Метро на земле и под землёй». В 2017 году вышла книга «История старой квартиры» — книжка, которая открыла издательству «Самокат» окно в Европу. Права на издание купили в Германии, Франции, Китае и Америке. В декабре 2019 вышла новая книга Александры Литвиной «Транссиб. Поезд отправляется!».

Анна Десницкая — московская художница, иллюстратор, коллажист. Выпускница Московского государственного университета печати. Десницкая проиллюстрировала несколько книг для детей, среди которых «Два трамвая» Осипа Мандельштама, «Инопланетяне у египтян» Эдуарда Шендеровича, «Что к чему» Вадима Фролова и «Посмотрите — я расту» Бориса Алмазова (все — издательство «Самокат») и «Метро на земле и под землей» (издательство «Пешком в историю»). Анна принимала участие в конкурсах авторской игрушки прикладного творчества. Проводит мастер-классы по изготовлению кукол и кукольных домиков для взрослых и детей. Большой и важный проект Ани Десницкой — «История старой квартиры», созданная совместно с Александрой Литвиной. Всю историю XX века они показали глазами детей из вымышленной коммуналки на Чистых прудах. В 2017 году Аня Десницкая участвовала в Международном биеннале иллюстраций в Братиславе (Bienále ilustrácií Bratislava) и завоевала «Золотое яблоко (GOLDEN APPLE BIB) — одну из важнейших наград для иллюстраторов со всего мира.

Источник

Метро на земле и под землёй: история железной дороги в картинках

метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть картинку метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Картинка про метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках

Эта не просто книга об истории транспорта, это совершенно уникальная по содержанию и форме книжка-картинка для читателей самого разного возраста. Малоизвестные страницы истории транспорта и научных открытий, комиксы, игры и викторина – всё это собрано в одной книге!

Читатели перенесутся в прошлое, побывают и на лондонской улице XIX столетия и в Москве 1920-х годов, прокатятся в первом пассажирском вагоне и санитарном поезде, совершат путешествия через Альпы и под Ла-Маншем, спустятся на станции лондонского, московского и петербургского метро.

На иллюстрации художника Ани Десницкой нашлось место не только разным видам транспорта, но и пассажирам, машинистам, прокладчикам дорог, рабочим, контролерам и просто прохожим зевакам. На каждом развороте кипит своя жизнь, созвучная той или иной эпохе.

Эта книга увидела свет во многом благодаря финансовой и информационной поддержке читателей.

Премии:

— конкурс «Образ книги 2015» в номинации «Лучшие иллюстрации к Non-Fiction;

— АСКИ, «Лучшие книги года 2015» в номинации «Лучшая книга для детей и юношества».

Цена в интернет-магазине может отличаться от цены в магазинах сети. Оформление книги может отличаться от представленного на сайте.

метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть картинку метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Картинка про метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках

Нескучная география с Жюлем Верном по следам капитана Гранта Волцит П.

Славянская мифология Лаврова С.,Астахова Н.

Свет и цвет. По материалам физического кружка Астахова Н.

Карты. Путешествие в картинках по континентам, морям и культурам мира Мизелиньская А.,Мизелиньский Д.

Звуки природы. Звери

К сожалению, по данному товару ещё нет отзывов, станьте первым комментатором.

Эта не просто книга об истории транспорта, это совершенно уникальная по содержанию и форме книжка-картинка для читателей самого разного возраста. Малоизвестные страницы истории транспорта и научных открытий, комиксы, игры и викторина – всё это собрано в одной книге!

Читатели перенесутся в прошлое, побывают и на лондонской улице XIX столетия и в Москве 1920-х годов, прокатятся в первом пассажирском вагоне и санитарном поезде, совершат путешествия через Альпы и под Ла-Маншем, спустятся на станции лондонского, московского и петербургского метро.

На иллюстрации художника Ани Десницкой нашлось место не только разным видам транспорта, но и пассажирам, машинистам, прокладчикам дорог, рабочим, контролерам и просто прохожим зевакам. На каждом развороте кипит своя жизнь, созвучная той или иной эпохе.

Эта книга увидела свет во многом благодаря финансовой и информационной поддержке читателей.

Премии:

— конкурс «Образ книги 2015» в номинации «Лучшие иллюстрации к Non-Fiction;

— АСКИ, «Лучшие книги года 2015» в номинации «Лучшая книга для детей и юношества».

Сообщите пожалуйста нам и мы устраним её в ближайшее время.

Источник

Как строилось метро в Москве, или История подземного города

метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть картинку метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Картинка про метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках

Идея о запуске в Москве подземной железной дороги появилась на полвека раньше, чем проект стали воплощать в жизнь. С 1875 по 1930 год было представлено как минимум пять проектов строительства метрополитена. Но к работам приступили лишь в начале 1930-х годов, когда стало совершенно очевидно, что общественный транспорт (представленный в основном трамваями) не справлялся с пассажирскими перевозками. После пробки 6 января 1931 года, когда в городе на день встал весь транспорт — от трамваев до извозчиков, в Москве началось строительство метро.

1931–1940 годы: дворец для народа

10 декабря 1931 года во двор дома 13 по улице Русаковской (на месте будущего перегона «Сокольники» — «Красносельская») пришли семь рабочих и вонзили лопаты в мерзлую землю. Через месяц работа кипела уже на всех участках первой линии от «Сокольников» до «Дворца Советов» (сегодня — «Кропоткинская»). Сначала метро не собирались прятать глубоко под землю, но для этого пришлось бы перекопать весь город. Молодой инженер Вениамин Маковский предложил прогрессивное решение: строить на глубине. Неожиданная идея вызвала море протестов, но пришлась по душе градоначальнику Лазарю Кагановичу. Точку в споре поставил Иосиф Сталин, который утвердил проект глубокого заложения.

метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть картинку метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Картинка про метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках

Строительство шло трудно и медленно: не хватало ни опыта, ни людей. Пришлось обратиться за помощью к зарубежным коллегам. В 1934 году появился английский проходческий щит. Еще один собрали в СССР по его образцу. Работа сразу пошла быстрее. 15 октября 1934 года из электродепо «Северное», расположенного возле станции «Комсомольская», на линию выехал первый в истории метро поезд.

15 мая 1935 года открылись первые 13 станций: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные Ворота», «Кировская» (сегодня — «Чистые пруды»), «Дзержинская» (сегодня — «Лубянка»), «Охотный Ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов», «Парк культуры», «Улица Коминтерна» (до ноября 1990 года — «Калининская», сегодня — «Александровский сад»), «Арбатская» и «Смоленская». Символ Московского метрополитена — красную букву М — придумал архитектор Иван Таранов.

метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть картинку метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Картинка про метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках

Строительство второй очереди метро было завершено в 1937–1938 годах. Открылась станция «Киевская» (будущая Филёвская линия) и расположенный на этом участке первый в СССР метромост — Смоленский. Заработали станции «Площадь Революции» и «Курская» Арбатско-Покровской линии. Еще через полгода было запущено шесть станций Горьковского радиуса: «Сокол», «Аэропорт», «Динамо», «Белорусская», «Маяковская», «Площадь Свердлова» (сегодня — «Театральная»).

Строительство проходило под девизом «Создадим дворец для народа!», поэтому архитектура подземки отличалась монументальностью и торжественностью. Станции «Площадь Революции», «Маяковская», «Театральная» можно назвать шедеврами архитектурной мысли. Это оценили и зарубежные специалисты: в 1939-м проект «Маяковской» (архитектор А.Н. Душкин, художник А.А. Дейнека) получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть картинку метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Картинка про метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках

Всего за первое десятилетие было проложено 24,25 километра линий и построено 22 станции.

1941–1950 годы: спасение в военное время

В годы Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище. Во время авианалетов там собирались до полумиллиона человек, которые размещались как на платформах, так и в тоннелях. Вскоре подземная жизнь стала обыденностью: на станциях были открыты магазины, парикмахерская и даже библиотека. Во время воздушных тревог в метро родилось 217 детей. А на «Кировской» (ныне «Чистые пруды») располагались отделы Генерального штаба. Пути были отгорожены, поезда на станции не останавливались.

Но однажды метро чуть было не уничтожили. Такой приказ поступил от Кагановича 15 октября 1941 года, когда враг подступал к Москве. Метро планировалось частично затопить, частично — заминировать. Утром 16 октября метрополитен первый раз за всю историю не работал. К вечеру приказ об уничтожении был отменен.

Несмотря на военное положение, продолжалось строительство третьей очереди подземки. В 1943–1944 годах были открыты станции «Завод имени Сталина» (с 1956 года — «Автозаводская»), «Павелецкая», «Новокузнецкая», «Сталинская» (с 1961 года — «Семёновская»), «Измайловский парк культуры и отдыха» (эта станция неоднократно переименовывалась, с 2005 года она называется «Партизанской»), «Бауманская», «Электрозаводская». Тоннель между «Площадью Свердлова» и «Заводом имени Сталина» прошел под Москвой-рекой. На всех станциях, возведенных в эти годы, установлены памятные таблички «Сооружено в дни Отечественной войны».

За годы военного лихолетья было проложено более 13 километров линий и открыто семь станций. А всего с 1941 по 1950 год московское метро увеличилось на 19,66 километра и 13 станций.

1951–1960 годы: от роскоши к простоте

После войны началось строительство четвертой очереди метрополитена — Кольцевой и Арбатской линий. Работы завершились уже в 1950-х годах.

Первоначально Кольцевая должна была пройти под Садовым кольцом, но затем проектировщики решили пустить ветку по вокзальным площадям. 1 января 1950 года открылся первый участок — от «Парка культуры» до «Курской». Он прошел как раз под Садовым кольцом. 30 января 1952 года был запущен второй отрезок — от «Курской» до «Белорусской». Кольцо замкнулось 14 марта 1954 года, когда поезда поехали от «Белорусской» до «Парка культуры». Кольцевая линия стала апофеозом сталинского ампира. Все 12 станций украшены скульптурами, монументальной живописью, оригинальными светильниками. При этом каждая из них индивидуальна и неповторима.

метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть картинку метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Картинка про метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинкахметро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть картинку метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Картинка про метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинкахметро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть картинку метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Картинка про метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинкахметро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть картинку метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Картинка про метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках

Прокладка Арбатской линии совпала с началом холодной войны. До 1952 года о новой ветке не упоминалось в прессе, так как в случае ядерной угрозы эти станции должны были стать бомбоубежищами.

В 1955 году правительство приняло решение «устранить излишества в проектировании и строительстве». Станции стали строиться не по индивидуальным, а типовым проектам. В итоге «ВСХВ» (сегодня — «ВДНХ»), «Спортивная» и другие выглядели более просто по сравнению со своими предшественницами. Появились первые наземные станции («Студенческая», «Кутузовская» и «Фили»), строительство которых было более экономичным. Погоня за дешевизной привела к тому, что при возведении Лужнецкого метромоста со станцией «Ленинские горы» (сегодня — «Воробьевы горы») были допущены ошибки, и он довольно быстро пришел в негодность.

Всего в 1951–1960 годах было построено 33,5 километра линий и 21 станция.

1961–1970 годы: «стекляшки» и «сороконожки»

Курс на упрощение, взятый в середине 1950-х, продолжался до 1970 года. Появились «стекляшки» (станции со стеклянными вестибюлями) и «сороконожки» (платформы с 40 колоннами в два ряда). Новые станции отличались друг от друга только цветом облицовочного кафеля. Первой станцией, положившей начало архитектурному направлению «сороконожек», была «Первомайская». А наиболее дешево в это десятилетие обошелся участок Филёвской линии от станции «Фили» до «Молодежной»: он почти весь проложен по поверхности.

метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть картинку метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Картинка про метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинкахметро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть картинку метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Картинка про метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинкахметро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть картинку метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Картинка про метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинкахметро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть картинку метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Картинка про метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках

Также в 1960-е продолжалось удлинение радиусов. Накануне 1967-го открылся участок фиолетовой линии со станциями «Таганская», «Пролетарская», «Волгоградский проспект», «Текстильщики», «Кузьминки», «Рязанский проспект», «Ждановская» (сегодня — «Выхино»). В 1969-м на юг продлевается зеленая ветка: открываются «Коломенская», «Каширская», «Варшавская» и «Каховская».

Любопытно, что одна станция была в это десятилетие закрыта навсегда. Первоначально «Первомайскую» открыли в 1954 году на территории электродепо «Измайлово». Но с продлением Арбатско-Покровской линии на восток она стала не нужна. Саму станцию превратили в цех, а из вестибюля сделали актовый зал для сотрудников депо.

Похожая история произошла и в следующем десятилетии с временной станцией «Калужская». Она просуществовала на территории электродепо «Калужское» с 1964 по 1974 год. Таким образом, в Московском метрополитене есть и выведенные из эксплуатации для пассажиров участки — примерно четыре километра линий и две станции.

За это десятилетие проложено 58 километров подземки и открыта 31 станция.

1971–1980 годы: связывая ветки

Метрополитен не только продолжил удлиняться в сторону окраин, но и связывать между собой радиусы, заполняя внутрикольцевое пространство. В начале 1972 года открылись станции «Площадь Ногина» (сегодня — «Китай-город»), «Колхозная» (ныне «Сухаревская»).

Получает развитие концепция эстетического оформления. Теперь она сочетает индивидуальность сталинского метро и индустриальность хрущевского. В центре строятся станции глубокого заложения. «Кузнецкий Мост», «Пушкинская», «Горьковская» (теперь «Тверская») возводятся в стиле 30-х годов прошлого века. Типовые станции модернизируются, практикуется оригинальный подход. Так, станция «Свиблово» украшена смальтовыми панно и миниатюрами, в оформлении «Марксистской» применялась флорентийская мозаика, на «Шаболовской» использовался витраж из цветного стекла.

метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть картинку метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Картинка про метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинкахметро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть картинку метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Картинка про метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках

В 1970-х годах было проложено 52,8 километра пути и введено в строй 30 станций.

1981–1990 годы: обмен метроподарками

Конец 1970-х — начало 1980-х годов — этот период стал наиболее продуктивным в строительстве метрополитена. В 1983-м была введена в эксплуатацию Серпуховская линия с восемью станциями — от «Серпуховской» до «Южной».

В 1985-м столичная подземка пополнилась станцией чехословацких метростроевцев. В то время как архитекторы и инженеры дружественной страны возводили «Пражскую», советские оформители занимались строительством станции «Московская» в Праге.

метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть картинку метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Картинка про метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках

Грянула перестройка, и темп прокладки метро замедлился. С 1985 по 1988 год строители ежегодно сдавали по три станции. В 1989-м была открыта только одна — «Крылатское» Филёвской линии. В 1990-м — четыре: «Ясенево» и «Битцевский парк» (сегодня — «Новоясеневская») Калужско-Рижской линии, а также «Черкизовская» и «Улица Подбельского» (сегодня — «Бульвар Рокоссовского») Кировско-Фрунзенской (сейчас — Сокольнической) линии.

Всего за 1980-е годы проложено 46,5 километра пути и открыто 28 станций.

1991–2000 годы: первые станции новой страны

В лихие 1990-е строительство метро резко сократились. Тем не менее были завершены проекты, запущенные еще до распада СССР. С 1991 по 1994 год открывается северный участок Серпуховско-Тимирязевской линии от «Савеловской» до «Алтуфьева». В 1995–1999 годах после долгого строительства запускается Люблинская линия от «Чкаловской» до «Марьино». В августе 2000-го на Серпуховско-Тимирязевской линии открывается «Улица Академика Янгеля».

метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть картинку метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Картинка про метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинкахметро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть картинку метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Картинка про метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинкахметро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть картинку метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Картинка про метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках

В это сложное десятилетие в государственной казне почти не было средств, поэтому многие станции метрополитену пришлось прокладывать за свой счет. Но несмотря на тяжелое финансовое положение, их оформление выглядит вполне достойно.

Во время последнего десятилетия прошлого века подземка увеличилась 32,8 километра и 19 станций.

2001–2010 годы: за пределы Москвы

В новом столетии ветки метро продлеваются не только в спальные районы, но и за МКАД. Первой станцией за пределами Московской кольцевой автодороги становится «Бульвар Дмитрия Донского», открытый в конце 2002-го. В том же году после двух десятков лет реконструкции начинает работу станция «Воробьевы горы» на вновь отстроенном Лужнецком метромосту. В мае 2003-го открывается самая глубокая станция подземки — «Парк Победы», а через полгода — Бутовская линия легкого метро. В 2004-м на севере запускается монорельсовая дорога, связавшая районы Останкинский и Тимирязевский. В 2009-м Арбатско-Покровская линия продлевается на запад, причем не только за МКАД, но и — впервые в истории столичного метро — в область: первой станцией метро в Подмосковье стала станция «Мякинино». Появляются новые станции на Филёвской и Люблинско-Дмитровской линиях.

Меняется архитектура: проектирование ведется в новой стилистике. Из наиболее удачных можно отметить «Славянский бульвар», «Парк Победы», «Аннино», «Волоколамскую».

метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть картинку метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Картинка про метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинкахметро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть картинку метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Картинка про метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинкахметро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть картинку метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Картинка про метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках

За первое десятилетие нового века построено 37,5 километра пути и 21 станция. А с учетом монорельса москвичи получили за 10 лет 42 километра линий и 27 станций.

С 2011 года: «братство» колец

В наши дни подземка приходит в самые отдаленные районы, значительно упрощая жизнь москвичам. За последние шесть лет метро появилось в Братееве, Орехово-Борисове, Тропарёве, а также в расположенных за МКАД районах Новокосино, Выхино-Жулебино, на присоединенных к Москве территориях. Не остаются без внимания и старые районы. В сентябре 2016 года на севере и северо-востоке открыты сразу три станции: «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская». В марте 2017-го три станции — «Минская», «Ломоносовский проспект», «Раменки» — облегчили передвижение по городу жителям запада Москвы. Кроме того, появилось много пересадок за пределами Кольцевой линии: «Зябликово», «Деловой центр», «Парк Победы», «Битцевский парк», «Петровско-Разумовская». Они помогают оптимизировать транспортные потоки и дают возможность москвичам совершать поездки, минуя центр.

метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть картинку метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Картинка про метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинкахметро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть картинку метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Картинка про метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинкахметро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть картинку метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Картинка про метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинкахметро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть картинку метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Картинка про метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинкахметро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть картинку метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Картинка про метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинкахметро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть картинку метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Картинка про метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках

Ярким событием в жизни города стал запуск в 2016 году Московского центрального кольца — городской железной дороги, интегрированной в структуру метрополитена. 31 станция, расположенная на линии, позволяет горожанам быстро пересаживаться, минуя центр.

Сегодня метро продолжает распространяться по столице. Менее чем за последние семь лет в Москве открыто для пассажирского движения, считая МЦК, 55 станций и 101 километр линий — намного больше, чем в любой другой период строительства метрополитена. С вводом пяти первых станций Третьего пересадочного контура это уже будет 111,5 километра и 60 станций.

Также близится к завершению строительство участков «Речной вокзал» — «Ховрино», «Раменки» — «Рассказовка» и «Петровско-Разумовская» — «Селигерская». В 2018 году будет открыта новая Кожуховская линия протяженностью 17,5 километра, в 2019-м красную линию дотянут до Столбова, а в 2020–2021 годах будет пущено движение по всему Третьему пересадочному контуру, длина которого составит около 65 километров.

Всего за 10 лет, с 2011 по 2020 год, в Москве будет проложено около 200 километров линий и открыто свыше 100 станций метро, считая МЦК. Примерно столько же было построено с 1965 по 2010 год, то есть за 45 лет.

метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Смотреть картинку метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Картинка про метро на земле и под землей история железной дороги в картинках. Фото метро на земле и под землей история железной дороги в картинках

Фотографии предоставлены Главархивом Москвы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *