метро в новосибирске история

История Новосибирского метрополитена (31 фото)

Сейчас это третий по численности город в России. Динамизм его роста характеризуют такие факты: с момента основания до достижения миллионного уровня прошло всего 69 лет! Для сравнения – Чикаго для этого потребовалось 89 лет, Нью-Йорку – 250 лет, Москве – 700!

Выемка грунта из разрабатываемого тоннеля.

В феврале 1971 года Новосибирский горисполком, а затем и облисполком одобрили «Схему». Все материалы были направлены на экспертизу в Госплан РСФСР, Госстрой РСФСР и Госплан СССР.

В августе 1972 года в Новосибирске побывал генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Во время заседания областного партийно-хозяйственного актива возник вопрос о строительстве метро. Генеральный секретарь пообещал, что этот вопрос рассмотрит вместе с правительством. Лишь 17 марта 1975 года увидело свет Постановление Совета Министров СССР № 582-Р. А 24 апреля 1975 года Совет Министров РСФСР утверждает технико-экономические обоснования проектирования и строительства в Новосибирске первой очереди метрополитена.

С самого начала прорабатывались два варианта трассировки пускового участка. Первый – практически полностью повторял существующую трассу. Второй вариант на правом берегу предусматривал строительство станции у железнодорожного вокзала Новосибирск-Главный. Предполагалось, что от площади Ленина трасса проходила бы под Вокзальной магистралью в направлении железнодорожного вокзала, а затем поворачивала на северо-восток в направлении современной станции «Гагаринская» и далее к площади Калинина (нынешняя станция «Заельцовская») по линии существующей трассы. Между станциями «Вокзальная» (впоследствии здесь построена станция «Площадь Гарина-Михайловского» Дзержинской линии) и «Гагаринская» планировалось сооружение станции «Нарымская». Пересадочным узлом между Ленинской и Дзержинской линиями должна была стать «Вокзальная», а не «Красный проспект» как сейчас.

Таким образом, второй вариант трассировки линии подразумевал её прохождение через все основные городские транспортные узлы. Изначально приоритетным проектом был именно второй вариант, однако, при дальнейшем проектировании, этот вариант оказался слишком дорогим. В итоге, в целях экономии средств было решено остановиться на первом варианте. Проект первого пускового участка состоящего из 9 станций (включая не построенную станцию «Спортивная») был утверждён приказом Совета Министров СССР от 12 декабря 1978 года.

Новосибирский метрополитен запроектирован с неглубоким заложением станций с совмещением входов с городскими подземными переходами. Неглубокое заложение диктовалось относительно благоприятными геологическими условиями, удобством эксплуатации и значительным удешевлением стоимости строительства. Для станций были приняты два типа конструктивных схем – сводчатые и колонные. Каждая из станций имеет четыре входа-выхода, а часть входов должна быть встроена в стоящие рядом здания. Проектировщики предлагали несколько вариантов перехода через Обь. Рассматривались варианты подводного тоннеля, привязки трассы к опорам существующего Коммунального моста, отсыпки дамбы. Однако был принят вариант мостового перехода в 80 метрах южнее Коммунального моста.

12 мая 1979 года, на месте будущей станции «Октябрьская», была забита первая свая Новосибирского метро.

Строительство новосибирской подземки началось 12 мая 1979 года. После торжественного митинга на месте котлована будущей станции метро «Октябрьская» была забита первая металлическая свая-шпунт.

Строительство совмещённых тоннелей в районе станции «Речной вокзал».

Прокладка тоннеля прямоугольного сечения в пойме Каменки между станциями «Октябрьская» и «Площадь Ленина».

А 10 июня 1979 года начаты работы по строительству перегона между станциями «Октябрьская» и «Площадь Ленина». Параллельно велись работы по устройству котлована будущей станции. Участок этого перегона строился открытым способом. В отрытый котлован устанавливались цельносекционные железобетонные конструкции прямоугольного сечения. Прокладка трассы шла параллельно со строительством автомобильной эстакады в начале улицы Кирова.

Вид со стройплощадки станции «Октябрьская» в сторону «Площади Ленина». 1980-е.

Тоннелепроходческий щит в районе современной станции «Площадь Ленина».

Монтаж щита на строительстве перегонных тоннелей между станциями «Площадь Ленина» и «Октябрьская».

На левом берегу работы по прокладке тоннелей велись от ул. Горской до станции «Студенческая» в 1982-83 г.г. Одним из самых сложных оказался перегон от станции «Октябрьская» до «Речного вокзала», к которому проходчики тоннельного отряда № 33 приступили в июле 1984 года. По нормам на проходку 926-метрового участка отводился год. Только при этом условии запланированный пуск на конец 1985 года мог состояться. Работа была осложнена тем, что левый тоннель должен был проходить под жилыми домами, расположенными на пересечении улиц Кирова и Сакко и Ванцетти и Восход. Как оказывается, даже во времена плановой централизованной экономики субподрядчики срывали сроки выполнения работ. Только когда щит подходил к этим домам, и замаячила реальная угроза их разрушения, начинались работы по укреплению домов. Только 1 июня 1985 года проходка последнего тоннеля пускового участка была завершена.

Некоторые крепкие породы поддавались только взрыву. Применение буро-взрывного метода на строительстве метро

Помимо будущих станций, работы были развернуты и на вспомогательных объектах: инженерном корпусе и метродепо. В июле 1979 года начался замыв поймы реки 1-я Ельцовка под метродепо. Для чего предстояло снести около 1200 частных домов, построить бетонный коллектор для речки Ельцовка и намыть более 400 тысяч кубометров песка, а также вывести более одного миллиона кубометров грунта с бортов оврага.

Самая крупная по размерам строительная площадка была развернута на перекрестке улицы Гоголя и Красного проспекта, здесь запроектирован пересадочный узел Ленинской и Дзержинской линий: были сразу раскрыты два котлована будущих станций «Красный проспект» и «Сибирская».

Работы нулевого цикла, начало устройства котлована станции «Сибирская». Начало 1980-х годов

Но наиболее ответственным участком работ первого пускового комплекса стало возведение метромоста общей протяженностью всего комплекса 2145 метров. Технический проект мостового перехода был разработан институтом «Ленгипротрансмост». Особое место в новосибирском метро занимает метромост и эстакады. Общая длина этого сооружения 2 145 метров – или четвертая часть пускового участка. Сооружение этого уникального объекта было поручено опытному коллективу мостоотряда № 38 треста «Мостострой-2». Летом 1980 года на берегу Оби был вбит первый колышек с надписью: «Ось моста». А уже в августе начались строительные работы. Бригада лауреата премии Совета Министров СССР М.Долгих приступила к возведению русловых опор на реке Обь.

Строительство метромоста подходит к концу.

Опоры метромоста расположены по осям опор Коммунального моста. Поскольку первый автодорожный мост через Обь строился еще до возведения Новосибирской ГЭС, его опоры были рассчитаны на тяжелый ледовый режим, в отличие от них V-образные опоры метромоста легкие и изящные. Наибольшую сложность для строителей представляло сооружение эстакад, особенно левобережной (32 пролета по 33 метра каждый). Правобережная эстакада состоит всего из четырех пролетов. Для изготовления 33-метровых преднапряженных железобетонных балок пришлось на промышленной площадке мостоотряда № 38 построить специальный цех. Выпуск таких же балок освоил и Буготакский завод. Совместными усилиями все 210 балок были изготовлены. Их монтаж провела бригада А.Мельникова.

Конструкции метромоста в разобранном виде.

Правобережная часть эстакады.

Правобережная эстакада частично встроена в наземный вестибюль станции «Речной вокзал». Пролетные строения правобережной части состоят из шести железобетонных балок длиной от 16,5 до 33 метров. Переменная длина пролетов обусловлена особенностями городской планировки. Конструктивно эстакады представляют собой металлическую коробку, стены и крыша которой закрыты профнастилом – двухъярусной металлической ортотропной плиткой. В стенах эстакад по всей длине имеются оконные проемы размером 2х2 м.

Галереи моста изготавливались на заводе металлоконструкций объединения «Союзстальконструкция». Монтаж галереи доверили одной из лучших бригад треста «Сибстальконструкция», которую возглавлял Анатолий Лысенко.

Конструкция пролетных строений и метод надвижки впервые применялся в истории отечественного метростроения. Работы велись на берегу Оби и в жару, и в лютые морозы. Однажды из-за низкой температуры не выдержал металл аванбека – опережающей монтажной консоли. Пришлось его менять в экстренном порядке.

Происшествие во время надвижки конструкций метромоста: деформация аванбека.

Надвижка металлической части метромоста была завершена 31 января 1985 года. Пролетное строение весом 6 200 тонн легло точно на место, в соответствие с проектными решениями.

В ночь с 19 на 20 декабря было запланировано проведение испытаний конструкций метромоста. Было подготовлено четыре 5-вагонных состава. В каждый вагон загрузили по 640 мешков с песком. Вес мешка – 50 кг. Общий вес нагрузки на испытании на конструкции моста должен был составить 1 300 тонн. Погрузку мешков в вагоны осуществляли солдаты дисциплинарного батальона СибВО. Сначала поезда с грузом прошли несколько раз в одном и другом направлении. Затем пять поездов были равномерно расставлены по длине моста. Предварительно сотрудники лаборатории НИИЖТа установили приборы, фиксирующие параметры поведения стальных конструкций. Никаких отклонений от норм ими не было зарегистрировано. Комиссия дала разрешение на эксплуатацию метромоста.

Строительство левобережной эстакады.

В июне 1984 года началось устройство верхнего строения пути. В Новосибирском метрополитене уложены рельсы Р-65 длиной 25 метров. Использование такого типа рельсов позволяет уменьшить шум и вибрацию в тоннелях, снизить их износ. За короткий срок было сварено, перевезено и смонтировано порядка двух тысяч тонн рельсов.

Торжественная сварка последнего стыка пускового участка.

Строительство первого пускового участка, состоявшего из пяти станций, протяженностью 8,5 км длилось шесть с половиной лет. 28 декабря 1985 года Государственной комиссией был подписан акт о приеме в эксплуатацию пускового комплекса Новосибирского метрополитена. Но двери для пассажиров новосибирская подземка открыла только 7 января 1986 года.

Пробная габаритная обкатка метровагона под мотовозом по строящемуся метрополитену.

Торжественное прибытие сцепа из мотовоза и вагона на станцию «Октябрьская».

Ввод первого участка кардинально изменил схему движения городского наземного транспорта в Новосибирске. Конечные остановки многих автобусных, троллейбусных и трамвайных маршрутов были привязаны к станциям метро. Крупными пересадочными узлами стали станция «Студенческая» в левобережной части города и станция «Красный проспект» в правобережье. Станция «Речной вокзал» была и вовсе спроектирована в едином комплексе с одноименной остановочной платформой пригородных электропоездов.

Первый поезд Новосибирской подземки.

Станция «Заельцовская». Перед открытием.

А 2 апреля 1992 года были введены в эксплуатацию станции «Гагаринская» и «Заельцовская». Таким образом, строительство первой очереди Новосибирского метрополитена было завершено. Длина путей в двухпутном исчислении составила 12,07 км с десятью станциями. В состав первой очереди входили метродепо «Ельцовское» с соединительной веткой протяженностью 1,8 км и инженерный корпус метрополитена.

Мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак и мэр Москвы Гавриил Попов на открытии станции «Заельцовская» 2 апреля 1992 года.

В 1990 году было начато строительство второй очереди Новосибирского метрополитена, включающей станции «Фрунзенская» (сейчас «Маршала Покрышкина»), «Березовая роща» и «Гусинобродская» («Золотая нива»), протяженностью 4,82 км. К столетию города в 1993 году предполагалось закончить строительство первого пускового комплекса протяженностью 2,25 км от станции «Сибирская» до станции «Березовая роща». Намечалось, что жители Новосибирска получат подарок от метростроевцев. Однако ни в 1993-м, ни в следующем 1994 году ввода в строй станций не произошло. Глубокий экономический кризис, разразившийся в стране в 90-х, поставил крест на сроках строительства.

Самый высокопоставленный пассажир Новосибирского метро Б.Н.Ельцин обсуждает планы метростроения с директором института «Новосибметропроект».

Бетонирование стенок будущей станции «Красный проспект».

В 2002 году в Новосибирске сменился генеральный подрядчик строительства метро. Был создан новосибирский филиал компании «Бамтоннельстрой». Эта подрядная организация приступила к сооружению двенадцатой по счету станции новосибирского метро – «Березовая роща». Первоначально планировалось открытие станции в конце 2004 года. Однако финансовые трудности отодвинули на полгода ввод станции в строй. Только 25 июня 2005 года в День города была открыта двенадцатая по счету станция Новосибирского метрополитена «Березовая роща».

Выход на «поверхность» тоннелепроходческого щита «Ловат».

Станция «Золотая Нива» в процессе строительства.

Строительство метро в городе, несмотря на отсутствие федерального софинансирования будет продолжено. Государственной экспертизой одобрен и получил положительное заключение проект продления Дзержинской линии.

Пассажиры первого «горячего» поезда до станции «Золотая Нива».

Источник

История Новосибирского метрополитена

метро в новосибирске история. Смотреть фото метро в новосибирске история. Смотреть картинку метро в новосибирске история. Картинка про метро в новосибирске история. Фото метро в новосибирске история

История строительства метрополитена в Новосибирске в чем-то типична для городов-миллионников России, в чем-то отлична от них. Новосибирск имеет титул столицы Сибири. Основанный на месте поселка мостостроителей он в течение уже первой четверти ХХ века стал крупнейшим центром за Уралом. Сейчас это третий по численности город в России. Динамизм его роста характеризуют такие факты: с момента основания до достижения миллионного уровня прошло всего 69 лет! Для сравнения – Чикаго для этого потребовалось 89 лет, Нью-Йорку – 250 лет, Москве – 700!

метро в новосибирске история. Смотреть фото метро в новосибирске история. Смотреть картинку метро в новосибирске история. Картинка про метро в новосибирске история. Фото метро в новосибирске история

метро в новосибирске история. Смотреть фото метро в новосибирске история. Смотреть картинку метро в новосибирске история. Картинка про метро в новосибирске история. Фото метро в новосибирске история

Выемка грунта из разрабатываемого тоннеля.

В феврале 1971 года Новосибирский горисполком, а затем и облисполком одобрили «Схему». Все материалы были направлены на экспертизу в Госплан РСФСР, Госстрой РСФСР и Госплан СССР.

В августе 1972 года в Новосибирске побывал генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Во время заседания областного партийно-хозяйственного актива возник вопрос о строительстве метро. Генеральный секретарь пообещал, что этот вопрос рассмотрит вместе с правительством. Лишь 17 марта 1975 года увидело свет Постановление Совета Министров СССР № 582-Р. А 24 апреля 1975 года Совет Министров РСФСР утверждает технико-экономические обоснования проектирования и строительства в Новосибирске первой очереди метрополитена.

С самого начала прорабатывались два варианта трассировки пускового участка. Первый – практически полностью повторял существующую трассу. Второй вариант на правом берегу предусматривал строительство станции у железнодорожного вокзала Новосибирск-Главный. Предполагалось, что от площади Ленина трасса проходила бы под Вокзальной магистралью в направлении железнодорожного вокзала, а затем поворачивала на северо-восток в направлении современной станции «Гагаринская» и далее к площади Калинина (нынешняя станция «Заельцовская») по линии существующей трассы. Между станциями «Вокзальная» (впоследствии здесь построена станция «Площадь Гарина-Михайловского» Дзержинской линии) и «Гагаринская» планировалось сооружение станции «Нарымская». Пересадочным узлом между Ленинской и Дзержинской линиями должна была стать «Вокзальная», а не «Красный проспект» как сейчас.

метро в новосибирске история. Смотреть фото метро в новосибирске история. Смотреть картинку метро в новосибирске история. Картинка про метро в новосибирске история. Фото метро в новосибирске история

Схема двух вариантов трассировки первой очереди.

Таким образом, второй вариант трассировки линии подразумевал её прохождение через все основные городские транспортные узлы. Изначально приоритетным проектом был именно второй вариант, однако, при дальнейшем проектировании, этот вариант оказался слишком дорогим. В итоге, в целях экономии средств было решено остановиться на первом варианте. Проект первого пускового участка состоящего из 9 станций (включая не построенную станцию «Спортивная») был утверждён приказом Совета Министров СССР от 12 декабря 1978 года.

Новосибирский метрополитен запроектирован с неглубоким заложением станций с совмещением входов с городскими подземными переходами. Неглубокое заложение диктовалось относительно благоприятными геологическими условиями, удобством эксплуатации и значительным удешевлением стоимости строительства. Для станций были приняты два типа конструктивных схем – сводчатые и колонные. Каждая из станций имеет четыре входа-выхода, а часть входов должна быть встроена в стоящие рядом здания. Проектировщики предлагали несколько вариантов перехода через Обь. Рассматривались варианты подводного тоннеля, привязки трассы к опорам существующего Коммунального моста, отсыпки дамбы. Однако был принят вариант мостового перехода в 80 метрах южнее Коммунального моста.

метро в новосибирске история. Смотреть фото метро в новосибирске история. Смотреть картинку метро в новосибирске история. Картинка про метро в новосибирске история. Фото метро в новосибирске история

12 мая 1979 года, на месте будущей станции «Октябрьская», была забита первая свая Новосибирского метро.

Строительство новосибирской подземки началось 12 мая 1979 года. После торжественного митинга на месте котлована будущей станции метро «Октябрьская» была забита первая металлическая свая-шпунт.

метро в новосибирске история. Смотреть фото метро в новосибирске история. Смотреть картинку метро в новосибирске история. Картинка про метро в новосибирске история. Фото метро в новосибирске история

Строительство совмещённый тоннелей в районе станции «Речной вокзал».

метро в новосибирске история. Смотреть фото метро в новосибирске история. Смотреть картинку метро в новосибирске история. Картинка про метро в новосибирске история. Фото метро в новосибирске история

Прокладка тоннеля прямоугольного сечения в пойме Каменки между станциями «Октябрьская» и «Площадь Ленина».

А 10 июня 1979 года начаты работы по строительству перегона между станциями «Октябрьская» и «Площадь Ленина». Параллельно велись работы по устройству котлована будущей станции. Участок этого перегона строился открытым способом. В отрытый котлован устанавливались цельносекционные железобетонные конструкции прямоугольного сечения. Прокладка трассы шла параллельно со строительством автомобильной эстакады в начале улицы Кирова.

метро в новосибирске история. Смотреть фото метро в новосибирске история. Смотреть картинку метро в новосибирске история. Картинка про метро в новосибирске история. Фото метро в новосибирске история

метро в новосибирске история. Смотреть фото метро в новосибирске история. Смотреть картинку метро в новосибирске история. Картинка про метро в новосибирске история. Фото метро в новосибирске история

Вид со стройплощадки станции «Октябрьская» в сторону «Площади Ленина». 1980-е.

метро в новосибирске история. Смотреть фото метро в новосибирске история. Смотреть картинку метро в новосибирске история. Картинка про метро в новосибирске история. Фото метро в новосибирске история

Тоннелепроходческий щит в районе современной станции «Площадь Ленина».

метро в новосибирске история. Смотреть фото метро в новосибирске история. Смотреть картинку метро в новосибирске история. Картинка про метро в новосибирске история. Фото метро в новосибирске история

Монтаж щита на строительстве перегонных тоннелей между станциями «Площадь Ленина» и «Октябрьская».

На левом берегу работы по прокладке тоннелей велись от ул. Горской до станции «Студенческая» в 1982-83 г.г. Одним из самых сложных оказался перегон от станции «Октябрьская» до «Речного вокзала», к которому проходчики тоннельного отряда № 33 приступили в июле 1984 года. По нормам на проходку 926-метрового участка отводился год. Только при этом условии запланированный пуск на конец 1985 года мог состояться. Работа была осложнена тем, что левый тоннель должен был проходить под жилыми домами, расположенными на пересечении улиц Кирова и Сакко и Ванцетти и Восход. Как оказывается, даже во времена плановой централизованной экономики субподрядчики срывали сроки выполнения работ. Только когда щит подходил к этим домам, и замаячила реальная угроза их разрушения, начинались работы по укреплению домов. Только 1 июня 1985 года проходка последнего тоннеля пускового участка была завершена.

метро в новосибирске история. Смотреть фото метро в новосибирске история. Смотреть картинку метро в новосибирске история. Картинка про метро в новосибирске история. Фото метро в новосибирске история

Некоторые крепкие породы поддавались только взрыву. Применение буро-взрывного метода на строительстве метро.

Помимо будущих станций, работы были развернуты и на вспомогательных объектах: инженерном корпусе и метродепо. В июле 1979 года начался замыв поймы реки 1-я Ельцовка под метродепо. Для чего предстояло снести около 1200 частных домов, построить бетонный коллектор для речки Ельцовка и намыть более 400 тысяч кубометров песка, а также вывести более одного миллиона кубометров грунта с бортов оврага.

метро в новосибирске история. Смотреть фото метро в новосибирске история. Смотреть картинку метро в новосибирске история. Картинка про метро в новосибирске история. Фото метро в новосибирске история

Самая крупная по размерам строительная площадка была развернута на перекрестке улицы Гоголя и Красного проспекта, здесь запроектирован пересадочный узел Ленинской и Дзержинской линий: были сразу раскрыты два котлована будущих станций «Красный проспект» и «Сибирская».

метро в новосибирске история. Смотреть фото метро в новосибирске история. Смотреть картинку метро в новосибирске история. Картинка про метро в новосибирске история. Фото метро в новосибирске история

Работы нулевого цикла, начало устройства котлована станции «Сибирская». Начало 1980-х годов.

Но наиболее ответственным участком работ первого пускового комплекса стало возведение метромоста общей протяженностью всего комплекса 2145 метров. Технический проект мостового перехода был разработан институтом «Ленгипротрансмост». Особое место в новосибирском метро занимает метромост и эстакады. Общая длина этого сооружения 2 145 метров – или четвертая часть пускового участка. Сооружение этого уникального объекта было поручено опытному коллективу мостоотряда № 38 треста «Мостострой-2». Летом 1980 года на берегу Оби был вбит первый колышек с надписью: «Ось моста». А уже в августе начались строительные работы. Бригада лауреата премии Совета Министров СССР М.Долгих приступила к возведению русловых опор на реке Обь.

метро в новосибирске история. Смотреть фото метро в новосибирске история. Смотреть картинку метро в новосибирске история. Картинка про метро в новосибирске история. Фото метро в новосибирске история

Строительство метромоста подходит к концу.

метро в новосибирске история. Смотреть фото метро в новосибирске история. Смотреть картинку метро в новосибирске история. Картинка про метро в новосибирске история. Фото метро в новосибирске история

Конструкции метромоста в разобранном виде.

метро в новосибирске история. Смотреть фото метро в новосибирске история. Смотреть картинку метро в новосибирске история. Картинка про метро в новосибирске история. Фото метро в новосибирске история

Правобережная часть эстакады.

Правобережная эстакада частично встроена в наземный вестибюль станции «Речной вокзал». Пролетные строения правобережной части состоят из шести железобетонных балок длиной от 16,5 до 33 метров. Переменная длина пролетов обусловлена особенностями городской планировки. Конструктивно эстакады представляют собой металлическую коробку, стены и крыша которой закрыты профнастилом – двухъярусной металлической ортотропной плиткой. В стенах эстакад по всей длине имеются оконные проемы размером 2х2 м.

Галереи моста изготавливались на заводе металлоконструкций объединения «Союзстальконструкция». Монтаж галереи доверили одной из лучших бригад треста «Сибстальконструкция», которую возглавлял Анатолий Лысенко.

Конструкция пролетных строений и метод надвижки впервые применялся в истории отечественного метростроения. Работы велись на берегу Оби и в жару, и в лютые морозы. Однажды из-за низкой температуры не выдержал металл аванбека – опережающей монтажной консоли. Пришлось его менять в экстренном порядке.

метро в новосибирске история. Смотреть фото метро в новосибирске история. Смотреть картинку метро в новосибирске история. Картинка про метро в новосибирске история. Фото метро в новосибирске история

Происшествие во время надвижки конструкций метромоста: деформация аванбека.

Надвижка металлической части метромоста была завершена 31 января 1985 года. Пролетное строение весом 6 200 тонн легло точно на место, в соответствие с проектными решениями.

В ночь с 19 на 20 декабря было запланировано проведение испытаний конструкций метромоста. Было подготовлено четыре 5-вагонных состава. В каждый вагон загрузили по 640 мешков с песком. Вес мешка – 50 кг. Общий вес нагрузки на испытании на конструкции моста должен был составить 1 300 тонн. Погрузку мешков в вагоны осуществляли солдаты дисциплинарного батальона СибВО. Сначала поезда с грузом прошли несколько раз в одном и другом направлении. Затем пять поездов были равномерно расставлены по длине моста. Предварительно сотрудники лаборатории НИИЖТа установили приборы, фиксирующие параметры поведения стальных конструкций. Никаких отклонений от норм ими не было зарегистрировано. Комиссия дала разрешение на эксплуатацию метромоста.

метро в новосибирске история. Смотреть фото метро в новосибирске история. Смотреть картинку метро в новосибирске история. Картинка про метро в новосибирске история. Фото метро в новосибирске история

Строительство левобережной эстакады.

В июне 1984 года началось устройство верхнего строения пути. В Новосибирском метрополитене уложены рельсы Р-65 длиной 25 метров. Использование такого типа рельсов позволяет уменьшить шум и вибрацию в тоннелях, снизить их износ. За короткий срок было сварено, перевезено и смонтировано порядка двух тысяч тонн рельсов.

метро в новосибирске история. Смотреть фото метро в новосибирске история. Смотреть картинку метро в новосибирске история. Картинка про метро в новосибирске история. Фото метро в новосибирске история

Торжественная сварка последнего стыка пускового участка.

Строительство первого пускового участка, состоявшего из пяти станций, протяженностью 8,5 км длилось шесть с половиной лет. 28 декабря 1985 года Государственной комиссией был подписан акт о приеме в эксплуатацию пускового комплекса Новосибирского метрополитена. Но двери для пассажиров новосибирская подземка открыла только 7 января 1986 года.

метро в новосибирске история. Смотреть фото метро в новосибирске история. Смотреть картинку метро в новосибирске история. Картинка про метро в новосибирске история. Фото метро в новосибирске история

Пробная габаритная обкатка метровагона под мотовозом по строящемуся метрополитену.

метро в новосибирске история. Смотреть фото метро в новосибирске история. Смотреть картинку метро в новосибирске история. Картинка про метро в новосибирске история. Фото метро в новосибирске история

Торжественное прибытие сцепа из мотовоза и вагона на станцию «Октябрьская».

Ввод первого участка кардинально изменил схему движения городского наземного транспорта в Новосибирске. Конечные остановки многих автобусных, троллейбусных и трамвайных маршрутов были привязаны к станциям метро. Крупными пересадочными узлами стали станция «Студенческая» в левобережной части города и станция «Красный проспект» в правобережье. Станция «Речной вокзал» была и вовсе спроектирована в едином комплексе с одноименной остановочной платформой пригородных электропоездов.

метро в новосибирске история. Смотреть фото метро в новосибирске история. Смотреть картинку метро в новосибирске история. Картинка про метро в новосибирске история. Фото метро в новосибирске история

Первый поезд Новосибирской подземки.

метро в новосибирске история. Смотреть фото метро в новосибирске история. Смотреть картинку метро в новосибирске история. Картинка про метро в новосибирске история. Фото метро в новосибирске история

Станция «Заельцовская». Перед открытием.

А 2 апреля 1992 года были введены в эксплуатацию станции «Гагаринская» и «Заельцовская». Таким образом, строительство первой очереди Новосибирского метрополитена было завершено. Длина путей в двухпутном исчислении составила 12,07 км с десятью станциями. В состав первой очереди входили метродепо «Ельцовское» с соединительной веткой протяженностью 1,8 км и инженерный корпус метрополитена.

метро в новосибирске история. Смотреть фото метро в новосибирске история. Смотреть картинку метро в новосибирске история. Картинка про метро в новосибирске история. Фото метро в новосибирске история

Мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак и мэр Москвы Гавриил Попов на открытии станции «Заельцовская» 2 апреля 1992 года.

В 1990 году было начато строительство второй очереди Новосибирского метрополитена, включающей станции «Фрунзенская» (сейчас «Маршала Покрышкина»), «Березовая роща» и «Гусинобродская» («Золотая нива»), протяженностью 4,82 км. К столетию города в 1993 году предполагалось закончить строительство первого пускового комплекса протяженностью 2,25 км от станции «Сибирская» до станции «Березовая роща». Намечалось, что жители Новосибирска получат подарок от метростроевцев. Однако ни в 1993-м, ни в следующем 1994 году ввода в строй станций не произошло. Глубокий экономический кризис, разразившийся в стране в 90-х, поставил крест на сроках строительства.

метро в новосибирске история. Смотреть фото метро в новосибирске история. Смотреть картинку метро в новосибирске история. Картинка про метро в новосибирске история. Фото метро в новосибирске история

Самый высокопоставленный пассажир Новосибирского метро Б.Н.Ельцин обсуждает планы метростроения с директором института «Новосибметропроект».

метро в новосибирске история. Смотреть фото метро в новосибирске история. Смотреть картинку метро в новосибирске история. Картинка про метро в новосибирске история. Фото метро в новосибирске история

метро в новосибирске история. Смотреть фото метро в новосибирске история. Смотреть картинку метро в новосибирске история. Картинка про метро в новосибирске история. Фото метро в новосибирске история

Бетонирование стенок будущей станции «Красный проспект».

В 2002 году в Новосибирске сменился генеральный подрядчик строительства метро. Был создан новосибирский филиал компании «Бамтоннельстрой». Эта подрядная организация приступила к сооружению двенадцатой по счету станции новосибирского метро – «Березовая роща». Первоначально планировалось открытие станции в конце 2004 года. Однако финансовые трудности отодвинули на полгода ввод станции в строй. Только 25 июня 2005 года в День города была открыта двенадцатая по счету станция Новосибирского метрополитена «Березовая роща».

метро в новосибирске история. Смотреть фото метро в новосибирске история. Смотреть картинку метро в новосибирске история. Картинка про метро в новосибирске история. Фото метро в новосибирске история

Выход на «поверхность» тоннелепроходческого щита «Ловат».

метро в новосибирске история. Смотреть фото метро в новосибирске история. Смотреть картинку метро в новосибирске история. Картинка про метро в новосибирске история. Фото метро в новосибирске история

Станция «Золотая Нива» в процессе строительства.

Строительство метро в городе, несмотря на отсутствие федерального софинансирования будет продолжено. Государственной экспертизой одобрен и получил положительное заключение проект продления Дзержинской линии.

метро в новосибирске история. Смотреть фото метро в новосибирске история. Смотреть картинку метро в новосибирске история. Картинка про метро в новосибирске история. Фото метро в новосибирске история

Пассажиры первого «горячего» поезда до станции «Золотая Нива».

метро в новосибирске история. Смотреть фото метро в новосибирске история. Смотреть картинку метро в новосибирске история. Картинка про метро в новосибирске история. Фото метро в новосибирске история

Прибытие первого поезда на станцию «Золотая Нива». До официального открытия осталось 7 дней.

Ежедневно Новосибирским метрополитеном пользуются порядка 200 тысяч пассажиров. Конкуренцию подземке составляют многочисленные частные автобусы, маршруты которых дублируют линии метро. Это сказывается на объемах перевозок, сократившихся более чем в полтора раза в сравнении с серединой 90-х годов. Но, несмотря на это Новосибирский метрополитен прочно удерживает третье место по объемам перевозок пассажиров среди метрополитенов в РФ. История продолжается.

Общие сведения о метрополитене

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *