меценаты россии история ярких жизней
Моя страна Россия. Меценаты России: истории ярких жизней. И. Кононова, А. Гарин, О. Гончаренко, Р. Ракитянская, Т. Шпанькова. Моя страна Россия. Меценаты России: истории ярких жизней. – М., 2019. – 274 с.
Книга «Меценаты России» является логическим продолжением тематической серии изданий «Моя страна Россия», выпускаемых под эгидой Российского исторического общества и фонда «История Отечества». В составе издательского проекта автором Ириной Кононовой уже опубликованы книги «Малые города. Хранители наследия», «Вкусная Россия. Деликатесы с историей», «Новый год. История любимого праздника», повествующие об историко-культурных традициях российского общества. Издание «Меценаты России» знакомит читателя со славной традицией зарождения и развития меценатства и благотворительности в России.
Благотворители, которые бескорыстно вкладывали средства в науку, культуру, искусство, просвещение народа появлялись на разных этапах отечественной истории. Зарождение меценатской деятельности в нашей стране относится к XVII веку. Первыми меценатами России считают купцов Строгановых – крупных солепромышленников и землевладельцев, сыгравших важную роль в освоении Урала и Сибири. Благодаря представителям этой фамилии развивалось древнее зодчество, сложилась уникальная иконописная, так называемая «строгановская» школа. Строгановы были ценителями музыкального творчества, поддерживали талантливого композитора и музыканта Н.П. Дилецкого.
Одним из направлений меценатской деятельности на заре ее становления можно считать коллекционирование предметов искусства. Благодаря модному увлечению среди именитых дворянских родов в середине XVII века до нас дошли уникальные коллекции, некогда принадлежавшие Румянцевым, Юсуповым, Шереметевым и многим другим известным династиям.
Отмена крепостного права 1861 года, сопутствовавшая бурному развитию промышленности и торговли в России, стала дополнительным стимулом к пополнению рядов российской буржуазии за счет народных низов. Несмотря на неименитое происхождение новые предприниматели проявляли огромный интерес к традициям русской культуры и искусства, отсутствие собственного хорошего образования стремились восполнить, дав его своим детям.
Купцы и промышленники середины XIX-начала XX века способствовали, с одной стороны, индустриальному и экономическому подъему, с другой – духовно-нравственному и культурному развитию общества. Они собирали частные коллекции, содействовали созданию национальных школ, развитию новых направлений в области искусства. Благодаря их усилиям русская культура получила должное признание за рубежом.
Моя страна Россия. Меценаты России: истории ярких жизней
Книга «Меценаты России» является логическим продолжением тематической серии изданий «Моя страна Россия», выпускаемых под эгидой Российского исторического общества и фонда «История Отечества». В составе издательского проекта автором Ириной Кононовой уже опубликованы книги «Малые города. Хранители наследия», «Вкусная Россия. Деликатесы с историей», «Новый год. История любимого праздника», повествующие об историко-культурных традициях российского общества. Издание «Меценаты России» знакомит читателя со славной традицией зарождения и развития меценатства и благотворительности в России.
Благотворители, которые бескорыстно вкладывали средства в науку, культуру, искусство, просвещение народа появлялись на разных этапах отечественной истории. Зарождение меценатской деятельности в нашей стране относится к XVII веку. Первыми меценатами России считают купцов Строгановых – крупных солепромышленников и землевладельцев, сыгравших важную роль в освоении Урала и Сибири. Благодаря представителям этой фамилии развивалось древнее зодчество, сложилась уникальная иконописная, так называемая «строгановская» школа. Строгановы были ценителями музыкального творчества, поддерживали талантливого композитора и музыканта Н.П. Дилецкого.
Одним из направлений меценатской деятельности на заре ее становления можно считать коллекционирование предметов искусства. Благодаря модному увлечению среди именитых дворянских родов в середине XVII века до нас дошли уникальные коллекции, некогда принадлежавшие Румянцевым, Юсуповым, Шереметевым и многим другим известным династиям.
Отмена крепостного права 1861 года, сопутствовавшая бурному развитию промышленности и торговли в России, стала дополнительным стимулом к пополнению рядов российской буржуазии за счет народных низов. Несмотря на неименитое происхождение новые предприниматели проявляли огромный интерес к традициям русской культуры и искусства, отсутствие собственного хорошего образования стремились восполнить, дав его своим детям.
Купцы и промышленники середины XIX-начала XX века способствовали, с одной стороны, индустриальному и экономическому подъему, с другой – духовно-нравственному и культурному развитию общества. Они собирали частные коллекции, содействовали созданию национальных школ, развитию новых направлений в области искусства. Благодаря их усилиям русская культура получила должное признание за рубежом.
Моя страна Россия. Меценаты России: истории ярких жизней. И. Кононова, А. Гарин, О. Гончаренко, Р. Ракитянская, Т. Шпанькова. Моя страна Россия. Меценаты России: истории ярких жизней. – М., 2019. – 274 с.
Книга «Меценаты России» является логическим продолжением тематической серии изданий «Моя страна Россия», выпускаемых под эгидой Российского исторического общества и фонда «История Отечества». В составе издательского проекта автором Ириной Кононовой уже опубликованы книги «Малые города. Хранители наследия», «Вкусная Россия. Деликатесы с историей», «Новый год. История любимого праздника», повествующие об историко-культурных традициях российского общества. Издание «Меценаты России» знакомит читателя со славной традицией зарождения и развития меценатства и благотворительности в России.
Благотворители, которые бескорыстно вкладывали средства в науку, культуру, искусство, просвещение народа появлялись на разных этапах отечественной истории. Зарождение меценатской деятельности в нашей стране относится к XVII веку. Первыми меценатами России считают купцов Строгановых – крупных солепромышленников и землевладельцев, сыгравших важную роль в освоении Урала и Сибири. Благодаря представителям этой фамилии развивалось древнее зодчество, сложилась уникальная иконописная, так называемая «строгановская» школа. Строгановы были ценителями музыкального творчества, поддерживали талантливого композитора и музыканта Н.П. Дилецкого.
Одним из направлений меценатской деятельности на заре ее становления можно считать коллекционирование предметов искусства. Благодаря модному увлечению среди именитых дворянских родов в середине XVII века до нас дошли уникальные коллекции, некогда принадлежавшие Румянцевым, Юсуповым, Шереметевым и многим другим известным династиям.
Отмена крепостного права 1861 года, сопутствовавшая бурному развитию промышленности и торговли в России, стала дополнительным стимулом к пополнению рядов российской буржуазии за счет народных низов. Несмотря на неименитое происхождение новые предприниматели проявляли огромный интерес к традициям русской культуры и искусства, отсутствие собственного хорошего образования стремились восполнить, дав его своим детям.
Купцы и промышленники середины XIX-начала XX века способствовали, с одной стороны, индустриальному и экономическому подъему, с другой – духовно-нравственному и культурному развитию общества. Они собирали частные коллекции, содействовали созданию национальных школ, развитию новых направлений в области искусства. Благодаря их усилиям русская культура получила должное признание за рубежом.
Русское меценатство как культура владения богатством
Наряду с гениями искусства в историю вошли и их покровители – крупные предприниматели минувших столетий. На протяжении XVIII–XIX вв. меценатство в России переживало пик своего развития. Об этом культурно-социальном феномене наш сегодняшний разговор.
«Для того чтобы процветало искусство,
нужны не только художники, но и меценатство».
История термина «меценатство»
Вельможа Рима Гай Меценат, живший в I в. до н.э., был известен как покровитель одаренных поэтов. С тех пор его имя стало нарицательным.
Меценатством называют финансовую поддержку культурных и религиозных мероприятий, строительство общественных сооружений, имеющих культурно-историческую ценность. Меценаты – это состоятельные люди, которые добровольно жертвуют солидные суммы во благо культуры, искусства и в пользу нуждающихся (история знает случаи, когда люди завещали на благие цели и всё свое состояние).
Меценатство на Руси
В России о меценатстве как таковом заговорили в XVIII веке.
Российское меценатство по своему отношению к деньгам, богатству и состоятельности отличалось от западного. Для менталитета русского человека свойственно восприятие личного успеха и материального достатка как дара, данного в пользование от Бога, а не для личной наживы. Так на Руси сложилась традиция меценатства. В те времена неучастие состоятельных людей в делах благотворительности считалось дурным тоном.
Русская культура обязана меценатам строительством и открытием театров, музеев, памятников, центров культурной жизни.
Согласно христианской традиции, многие меценаты сознательно оставались в тени, не открывая своих имен. Так, Савва Морозов поставил условие – не разглашать его имя как мецената, профинансировавшего строительство Московского художественного театра.
Расцвет меценатства наступает во второй половине XIX века. Состоятельные знатоки и ценители культуры собирают коллекции редких книг, икон, полотен и других произведений искусства, которые впоследствии завещают в дар государству.
Интересно, что у каждого города был свой покровитель-меценат. Один из примеров, – художник Айвазовский, который очень много сделал для родной Феодосии.
Но самые известные меценаты, вошедшие в историю, были родом из Москвы и Санкт-Петербурга – центров крупного предпринимательства.
Знаменитые русские меценаты XVIII –XIX веков
Отличительной чертой меценатов было не только финансирование культурно-исторических проектов. Среди них встречались настоящие знатоки искусства.
Савва Мамонтов. Известный московский благотворитель родился в семье сибирского купца, который к середине XVIII века переехал с семьей в Москву. За широкую меценатскую деятельность Иван Мамонтов был внесен в список «почетных граждан города». Он профинансировал строительство одной из первых российских железных дорог – Троицкую, соединившую Москву и Сергиев Посад.
После смерти отца меценатством занялся его четвертый сын Савва, возглавивший железнодорожную компанию. Из книги К. Станиславского «Моя жизнь в искусстве»: «Это он, Мамонтов, провел железную дорогу на Север, в Архангельск и Мурман, для выхода к океану, и на юг, к Донецким угольным копям, для соединения их с угольным центром, хотя в то время, когда он начинал это важное дело, над ним смеялись и называли его аферистом и авантюристом».
Савва Мамонтов был одаренным человеком: в молодые годы играл в пьесе «Гроза», в свободное время сочинял оперы, которые звучали со сцены его домашнего театра в имении Абрамцево. Поместье Мамонтовых стало своеобразным культурным центром, где часто бывали известные художники и музыканты (Чайковский, Мусоргский, Васнецов, Поленов, Врубель, Серов и другие). С художниками Мамонтов ходил на этюды, заказывал у них дорогие работы.
Савва Иванович учредил и спонсировал Частную русскую оперу, которая открыла Федора Шаляпина. Тогда же Мамонтов ввел новую штатную единицу в театре – театральный художник. Одним из первых на этой должности потрудился Виктор Васнецов, создавший эскизы декораций и костюмов. Затем в этом качеств е себя ярко проявил Василий Коровин, создавший декорации для оперы Мамонтова.
Савва Морозов-младший. Отец известного русского мецената не принадлежал к потомкам высшего сословия. Савва Морозов-старший числился среди крепостных. Однако благодаря невероятному трудолюбию он выкупил за огромные деньги свою «вольную» и со временем стал купцом первой гильдии.
Никольская мануфактура – это семейный бизнес Морозовых, которым впоследствии займется их сын. В юности он показал отменные способности в химии, закончив соответствующий факультет Московского университета и продолжив изучение любимой науки в Кембридже.
Бизнес его отца, которым с не меньшим успехом занимался и Морозов-младший, процветал. Морозовы считались одними из самых богатых людей Москвы.
На деньги этого крупного предпринимателя были построены больницы, приюты, культурные заведения. Также Морозов поддерживал талантливых студентов Московского университета. Он вложил огромные средства в строительство Художественного театра. Позже легендарный Константин Станиславский напишет ему: «…внесенный Вами труд мне представляется подвигом, а изящное здание, выросшее на развалинах притона, кажется сбывшимся наяву сном… Я радуюсь, что русский театр нашел своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова…».
Варвара Морозова-Хлудова. Овдовев в молодые годы, большую часть прибыли от доставшейся по наследству от мужа крупнейшей в России хлопковой мануфактуры потратила на меценатство и благотворительность.
По распоряжению Морозовой при мануфактуре были построены казармы с земельными наделами для тех, кто трудился на фабрике. А также родильный приют, торговая школа для подростков, богадельня для престарелых рабочих и приют для детей-сирот. Как минимум четверть дохода Морозовой шла на дела милосердия. Варвара Алексеевна всегда четко продумывала, на что и на кого ей тратить прибыль. В своем дневнике она писала: «Деньги на благотворительность должны быть потрачены с рассуждением. Или учить малообразованных, или лечить».
Немало сил и средств она вкладывала в образование крестьян и бедняков: содержала многие школы и женские курсы в русской глубинке, открыла в Москве первую читальню для малообразованных сословий с богатой библиотекой.
Но с особой благодарностью об этой женщине до сих пор вспоминают москвичи. В столице на деньги Варвары Алексеевны в память о ее муже был построен Клинический городок на Девичьем поле. Также она курировала и финансировала строительство Института раковых заболеваний. Крупные суммы на содержание ежегодно получал от Морозовой и Московский университет.
К слову, сыновья Морозовой пошли по стопам своей сострадательной матери, став меценатами.
Перед смертью в 1917 году эта женщина еще раз удивила великосветскую Москву, отписав большую часть своего состояния… рабочим своей фабрики в благодарность за их труд. Но большевистская экспроприация не позволила осуществиться завещанию этой замечательной женщины.
Павел Михайлович Третьяков – известный меценат и коллекционер шедевров русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи.
Павел Третьяков вместе с братом Сергеем унаследовали от отца его дело – льняное производство. Вскоре они открыли в Москве магазин полотняных, бумажных и шерстяных товаров и построили костромскую прядильную фабрику – одну из самых крупных в Европе.
С пятидесятых годов позапрошлого столетия П. Третьяков начинает собирать лучшие картины русских художников. В его коллекцию попадают «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова, «Искушение» Н.Г. Шильдера. Он также приобрел полотна А.К. Саврасова, Л.Ф. Лагорио, Ф.А. Бруни, И.П. Трутнева, К. Флавицкого, Ф. Бронникова и других авторов. Но, пожалуй, самым любимым художником Третьякова был живописец Василий Перов. Павел Михайлович часто заказывал ему портреты.
В конце восьмидесятых Павел Третьяков написал завещание, где одним из пунктов было указание – завещать собранную им коллекцию государству. При жизни Третьяков построил в 1874 году знаменитую картинную галерею, которую передал вместе с собранной коллекцией в собственность Мосгордумы.
История культуры также помнит имена купцов Щукиных, В. Тредиаковского, И. Остроухова, А. Бахрушина, М. Беляева и многих других меценатов.
Феномен меценатства
По мнению ученых, исследовавших этот социально-культурный феномен, меценатами двигали различные мотивы: от эгоистических до альтруистических. Исследователи выделяют три ключевых причины, которые побуждали состоятельных людей становиться спонсорами и филантропами. Исходя из этих причин филантропов можно отнести к соответствующим группам.
«Любовь к Родине, истории, своим корням вдохновляли меценатов поддерживать русское искусство и культуру, которые в те годы достигли своего расцвета»
Первый мотив меценатства – религиозные побуждения. Для состоятельного православного человека считалось само собой разумеющимся помогать обездоленным, вдовам, сиротам, а также содействовать развитию облагораживающей культуры и искусства. Жадность и корысть богатых людей в те годы имела неприятную огласку и подлежала массовому порицанию.
Вторая причина – патриотизм и русофильство (любовь ко всему русскому, к самим русским – прим. О.Б.). Любовь к Родине, истории, своим корням вдохновляли меценатов поддерживать русское искусство и культуру, которые в те годы достигли своего расцвета.
И третья группа меценатов была движима целью получить через меценатство звания и чины, которые в те времена были доступны именно покровителям культуры. Так, один из меценатов, вносивший солидные суммы на содержание Румянцевского музея и Музея изящных искусств, получив за меценатскую деятельность два ордена, стал обладателем дворянского титула.
Исчезновение и возрождение меценатства
В начале ХХ века с приходом новой большевистской власти и разрушением частной собственности меценатство в стране Советов перестало существовать. Состоятельные люди (называемые новой властью «буржуазным классом»), лишившись своего дела и имущества, обнищали. Многие из них эмигрировали за рубеж. Отныне уже «власть Советов» занималась всеми вопросами культуры и искусства.
В конце восьмидесятых с распадом Советского Союза и признанием религиозных норм нравственности в стране вновь начали создаваться политические и социальные предпосылки для возрождения забытых традиций благотворительности и меценатства. Стали появляться крупные предприниматели, финансирующие реставрацию и возведение храмов, жертвующие значительные суммы в поддержку здравоохранения, книгоиздательства, культуры, искусства и религии. Так, в Москве работает музей частных коллекций, где каждая картина имеет указание не только на своего автора, но и дарителя, подарившего ее заведению.
Сегодняшний интерес к истокам меценатства – это не просто дань забытым традициям. Мы знаем множество примеров богатых людей, обладающих состоянием и не нашедших ему должного применения, кроме как удовлетворения собственных прихотей. Поэтому многие миллионеры и миллиардеры считали себя глубоко несчастными людьми. Некоторые из них, к сожалению, сводили счеты с жизнью.
Таким образом, о меценатстве и благотворительности можно говорить как о культуре владения богатством. Люди, сумевшие не только приумножить капиталы, но и воспринявшие свой достаток как служение обществу, Богу и ближним, обретали подлинный смысл и глубину жизни. Сегодня подобное отношение к деньгам может стать нравственным идеалом для тех, кто честным трудом добивается успеха и процветания в жизни.
10 малоизвестных филантропов и благотворителей дореволюционной России
13 апреля в России отмечают День мецената и благотворителя. Праздник этот отмечается всего в четырнадцатый раз. Он негосударственный, существует исключительно благодаря общественной инициативе, зато объединяет участников социального партнерства со всей России.
Инициаторами Дня мецената и благотворителя выступили в 2005 году генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и главный редактор альманаха «Русский меценат» Аркадий Соснов. Что же касается выбора дня, то с ним все было очень просто: 13 апреля 70 года до н.э. родился римский аристократ, покровитель художников, артистов и музыкантов Гай Цильний Меценат, чье имя со временем стало нарицательным для всех, кто занимался этой деятельностью.
История российских благотворителей и меценатов, как правило, отсчитывается с XVIII века, со времен промышленника Григория Строганова, спонсора строгановской школы иконописи. И Никиты Демидова, сделавшего себе имя не только на создании русской металлургии, но и за счет помощи деньгами и материалами в строительстве Санкт-Петербурга.
Но этими именами история российских благотворителей и меценатов не исчерпывается: были и другие, кто жертвовал, возможно, меньшие деньги или с меньшей помпой, но тем не менее, сделал столь же много для искусства и науки России. Когда читаешь их истории, то понимаешь, каков был истинный размах меценатства в России. О десяти таких благотворителях сегодня и рассказывает «МИР 24».
Великая княгиня Елена Павловна (1807-1873)
Урожденная принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская, выйдя замуж за великого князя Михаила Павлович и приняв православие, стала называться Еленой Павловной. И снискала себе славу не только как блестящая светская дама, но и как крупный государственный и общественный деятель, сторонница отмены крепостного права, и в том числе – как крупная благотворительница.
Ее средствами с пользой для себя и для России пользовались, например, художники Александр Иванов, Карл Брюллов, Иван Айвазовский и Антон Рубинштейн, актер Иван Горбунов, тенор Александр Нильский и хирург Николай Пирогов. Елена Павловна финансировала проект учреждения Русского музыкального общества и консерватории, в частности, предоставив свой дворец для размещения в нем начальных классов консерватории.
Но настоящую мировую славу ей принесло участие в создании и деятельности Крестовоздвиженской общины сестер милосердия – первого отряда будущего Красного Креста, о котором основатель этой организации Анри Дюран сказал так: «Если сегодня Красный Крест охватывает мир, то это благодаря примеру, поданному во время войны в Крыму Ее Императорским Высочеством Великой княгиней Еленой Павловной».
Дмитрий Бенардаки (1799-1870)
Промышленник Дмитрий Бенардаки вошел в историю российской промышленности в первую очередь как создатель Сормовского завода – одного из старейших судостроительных предприятий в России, но не меньше был известен как филантроп и меценат. Солидные доходы, которые он получал от своих судостроительных и золотодобывающих предприятий, позволяли ему тратить существенные суммы на благотворительность.
В частности, Дмитрий Бенардаки поддерживал Николая Гоголя, который в знак признательности увековечил своего покровителя в образах благодетельного капиталиста Костанжогло и благотворителя Афанасия Муразова во втором томе «Мертвых душ».
Промышленник профинансировал строительство в Петербурге Греческой посольской церкви во имя святого великомученика Димитрия Солунского – той самой, которой после ее уничтожения в 1962 году Нобелевский лауреат Иосиф Бродский посвятил строки «Так мало нынче греков в Ленинграде, что мы сломали Греческую церковь».
Кроме этого, Бенардаки основал фонды благотворительности нуждающимся учащимся петербургских мужских гимназий, создал несколько земледельческих колоний и ремесленных приютов для детей, осужденных за мелкие преступления.
Павел Демидов (1798-1840)
Представитель знаменитого рода русских промышленников Демидовых, Павел Демидов снискал себе славу в первую очередь как благотворитель и меценат. Юнкером участвовавший в Бородинском сражении, он сделал блестящую военную карьеру и вышел в отставку в 1826 году в чине ротмистра. Так же блестяще Павел проявил себя и на гражданском поприще, дослужившись до чина действительного статского советника (генерал-майор по армейским меркам).
Но более, чем военный и государственный деятель, он был известен современникам тем, что ежегодно, до самой своей смерти вносил в Академию наук (избравшую его своим почётным членом) по 20 000 рублей «на награды за лучшие по разным частям сочинения в России» и по 5000 рублей «на издание увенчанных Академиею рукописных творений».
Деньги эти шли на выплату так называемых «Демидовских премий», лауреатами которых в разные годы были, например, знаменитый мореплаватель Иван Крузенштерн, физик Борис Якоби, хирург Николай Пирогов, историк Дмитрий Милютин, химик Дмитрий Менделеев и географ Федор Литке.
Василий Кокорев (1817-1889)
Старообрядец, купец, заслуживший у своих коллег уважительное прозвище «Откупщицкий царь», участник строительства многих железных дорог в России, Василий Кокорев был еще и почетным членом Академии художеств – за свою меценатскую деятельность.
Именно он собрал коллекцию картин русских и иностранных художников, которая стала основой первой в Москве публичной картинной галереи, названной Кокоревской. В ней было четыре десятка работ Карла Брюллова, свыше двух десятков полотен Ивана Айвазовского и множество картин других знаменитых русских художников (после разорения Кокорева часть этой коллекции приобрели императорский двор, а также меценаты Павел Третьяков и Дмитрий Боткин).
Но одним интересом к живописи благотворительность Василия Кокорева не исчерпывалась. Он был инициатором и основным инвестором строительства первой в Москве конной железной дороги – конки, предшественника трамвая.
Он также финансировал снаряжение русской армии, освобождавшей Болгарию от турецкого ига, и оказывал покровительство многим знаменитым ученым, в частности, химику Дмитрию Менделееву.
Христофор Леденцов (1842-1907)
Наследник вологодской купеческой семьи, Христофор Леденцов в отечественной истории навсегда останется как один из самых знаменитых покровителей науки, к которой всегда имел колоссальный интерес.
В его вологодском доме была собрана огромная, в несколько тысяч томов научно-техническая библиотека, в числе его знакомых были многие известные ученые, а оба сына окончили Императорское техническое училище – детище многих российских изобретателей и конструкторов (ныне МГТУ им. Баумана).
Свой личный капитал Христофор Леденцов завещал на создание «русского Нобеля» – «Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений».
Правда, в отличие от Нобелевского фонда, целью этого общества было оказание помощи «таким открытиям и изобретениям, которые при наименьшей затрате капитала могли бы приносить возможно большую пользу для большинства населения». А пособия от общества должны были помогать внедрению изобретений, «а не следовать за ними в виде премий, субсидий, медалей».
Сергей Строганов (1794-1882)
Граф Сергей Строганов успел принять участие в Отечественной войне 1812 года, остался в армии и дослужился до чина генерала от кавалерии. Но ничуть не меньше был известен как покровитель просвещения, в первую очередь как один из попечителей Московского учебного округа.
Двенадцатилетний период его попечительства, заслуживший уважительное прозвище «строгановских времен», стал одним из самых удачных в истории московской системы образования, и прежде всего в истории Императорского Московского университета.
Кроме того, почти 40 лет Сергей Строганов был председателем Московского общества истории и древностей Российских, и каждый год на свои деньги он снаряжал археологические экспедиции, результатом которых стали раскопки керченских кладов и так называемого «скифского золота», которое ныне экспонируется в Эрмитаже.
Но наибольшую известность графу Строганову принесло учреждение первой в России бесплатной и открытой для всех талантливых детей без учета их происхождения рисовальной школы, позднее названной Строгановским училищем (ныне Московская государственная художественно-промышленная академия им. Строганова).
Гаджи Тагиев (1823-1924)
В истории дореволюционного российского меценатства и благотворительства очень мало нерусских фамилий, и тем заметнее в ряду знаменитых покровителей науки и искусства имя азербайджанского промышленника и мецената Гаджи Тагиева.
Рано потерявший мать, он с 10 лет начал работать на стройке, к 15 годам освоил ремесло каменщика, а к 30 годам завел собственное дело – торговал мануфактурой. Но настоящее богатство ему принесла нефть, а позднее Гаджи Тагиев сумел войти в легкую и пищевую промышленность, что еще больше увеличило его капиталы.
Вот тогда-то Тагиев и нашел возможности тратить свои деньги на благотворительность. Основное внимание он уделял образованию, словно компенсируя собственную неграмотность. Тагиев стал почетным попечителем Бакинской Мариинской женской гимназии и почетным попечителем Бакинского низшего технического училища. Он построил в селе Мардакяны школу садоводства, ставшую первой мужской крестьянской школой-интернатом в Азербайджане. А также выделял стипендии для студентов-мусульман, позволявшие им учиться даже в Санкт-Петербурге.
Федор Чижов (1811-1877)
Промышленник Федор Чижов, потомок небогатых костромских дворян, стоит в этом списке особняком.
Прежде всего потому, что до того, как заняться финансово-промышленной деятельностью, он получил блестящее научное образование, окончив физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, и остался там на преподавательской работе, довольно скоро защитив магистерскую диссертацию.
Позднее Чижов сделался промышленником, и именно на поддержку русской промышленности он и завещал потратить накопленный капитал.
На деньги Чижова после его смерти были открыты пять профессионально-технических учебных заведений: два ремесленных училища (низшее химико-техническое и среднее механико-техническое) в Костроме и еще три низших училища в Кологриве, Чухломе и Макарьеве. Эти училища имели первоклассное оборудование и превосходный педагогический состав, а лучших учеников отправляли на стажировку за границу.
Павел Шелапутин (1848-1914)
Многие русские купцы и предприниматели XIX века были из старообрядцев, и Павел Шелапутин не исключение. Потомственный дворянин, получивший блестящее домашнее образование, он знал толк не только в предпринимательстве, но и в искусствах, особенно музыке и живописи.
Один из собственников Балашихинской мануфактуры, входившей в сотню крупнейших в Европе, Павел Шелапутин как меценат и благотворитель оставил колоссальное наследство, воплощенное в камне. Это переданный Московскому университету Институт усовершенствования гинекологов имени А.П. Шелапутиной (его матери), мужская гимназия, ремесленное училище, мужское ремесленное училище и женское ремесленное училище – все имени Григория Шелапутина (его отца), а также реальное училище имени Анатолия Шелапутина (его сына) и Педагогический институт на Девичьем поле.
После смерти Павла Шелапутина один из крупнейших русских журналов, «Нива», писал о нем так: «Павел Григорьевич был ярким представителем того благородного меценатства, которым издавна отличалась Москва, создававшая множество культурных учреждений – больниц, школ и т. п. на частные средства».
Николай Шереметьев (1751-1809)
Граф Николай Шереметьев навсегда вошел в историю российского меценатства и благотворительности своим главным даром – Странноприимным домом в Москве на Садовом кольце, который в народе называли Шереметьевской больницей.
Сейчас в этом здании располагается Институт скорой и неотложной помощи им. Склифосовского.
Примечательно, что почти до конца жизни граф Шереметьев о благотворительности не помышлял – все изменила его супруга.
Ею стала бывшая крепостная актриса его театра Прасковья Жемчугова-Ковалева, которой граф дал вольную за три года до свадьбы.
Увы, семейная жизнь их была недолгой: через два года супруга умерла, едва успев родить сына Дмитрия.
Но перед смертью она завещала своему мужу и господину посвятить себя благотворительности – и он выполнил ее волю.