меценаты россии история ярких жизней

Моя страна Россия. Меценаты России: истории ярких жизней. И. Кононова, А. Гарин, О. Гончаренко, Р. Ракитянская, Т. Шпанькова. Моя страна Россия. Меценаты России: истории ярких жизней. – М., 2019. – 274 с.

Книга «Меценаты России» является логическим продолжением тематической серии изданий «Моя страна Россия», выпускаемых под эгидой Российского исторического общества и фонда «История Отечества». В составе издательского проекта автором Ириной Кононовой уже опубликованы книги «Малые города. Хранители наследия», «Вкусная Россия. Деликатесы с историей», «Новый год. История любимого праздника», повествующие об историко-культурных традициях российского общества. Издание «Меценаты России» знакомит читателя со славной традицией зарождения и развития меценатства и благотворительности в России.

Благотворители, которые бескорыстно вкладывали средства в науку, культуру, искусство, просвещение народа появлялись на разных этапах отечественной истории. Зарождение меценатской деятельности в нашей стране относится к XVII веку. Первыми меценатами России считают купцов Строгановых – крупных солепромышленников и землевладельцев, сыгравших важную роль в освоении Урала и Сибири. Благодаря представителям этой фамилии развивалось древнее зодчество, сложилась уникальная иконописная, так называемая «строгановская» школа. Строгановы были ценителями музыкального творчества, поддерживали талантливого композитора и музыканта Н.П. Дилецкого.

Одним из направлений меценатской деятельности на заре ее становления можно считать коллекционирование предметов искусства. Благодаря модному увлечению среди именитых дворянских родов в середине XVII века до нас дошли уникальные коллекции, некогда принадлежавшие Румянцевым, Юсуповым, Шереметевым и многим другим известным династиям.

Отмена крепостного права 1861 года, сопутствовавшая бурному развитию промышленности и торговли в России, стала дополнительным стимулом к пополнению рядов российской буржуазии за счет народных низов. Несмотря на неименитое происхождение новые предприниматели проявляли огромный интерес к традициям русской культуры и искусства, отсутствие собственного хорошего образования стремились восполнить, дав его своим детям.

Купцы и промышленники середины XIX-начала XX века способствовали, с одной стороны, индустриальному и экономическому подъему, с другой – духовно-нравственному и культурному развитию общества. Они собирали частные коллекции, содействовали созданию национальных школ, развитию новых направлений в области искусства. Благодаря их усилиям русская культура получила должное признание за рубежом.

Источник

Моя страна Россия. Меценаты России: истории ярких жизней

Книга «Меценаты России» является логическим продолжением тематической серии изданий «Моя страна Россия», выпускаемых под эгидой Российского исторического общества и фонда «История Отечества». В составе издательского проекта автором Ириной Кононовой уже опубликованы книги «Малые города. Хранители наследия», «Вкусная Россия. Деликатесы с историей», «Новый год. История любимого праздника», повествующие об историко-культурных традициях российского общества. Издание «Меценаты России» знакомит читателя со славной традицией зарождения и развития меценатства и благотворительности в России.

Благотворители, которые бескорыстно вкладывали средства в науку, культуру, искусство, просвещение народа появлялись на разных этапах отечественной истории. Зарождение меценатской деятельности в нашей стране относится к XVII веку. Первыми меценатами России считают купцов Строгановых – крупных солепромышленников и землевладельцев, сыгравших важную роль в освоении Урала и Сибири. Благодаря представителям этой фамилии развивалось древнее зодчество, сложилась уникальная иконописная, так называемая «строгановская» школа. Строгановы были ценителями музыкального творчества, поддерживали талантливого композитора и музыканта Н.П. Дилецкого.

Одним из направлений меценатской деятельности на заре ее становления можно считать коллекционирование предметов искусства. Благодаря модному увлечению среди именитых дворянских родов в середине XVII века до нас дошли уникальные коллекции, некогда принадлежавшие Румянцевым, Юсуповым, Шереметевым и многим другим известным династиям.

Отмена крепостного права 1861 года, сопутствовавшая бурному развитию промышленности и торговли в России, стала дополнительным стимулом к пополнению рядов российской буржуазии за счет народных низов. Несмотря на неименитое происхождение новые предприниматели проявляли огромный интерес к традициям русской культуры и искусства, отсутствие собственного хорошего образования стремились восполнить, дав его своим детям.

Купцы и промышленники середины XIX-начала XX века способствовали, с одной стороны, индустриальному и экономическому подъему, с другой – духовно-нравственному и культурному развитию общества. Они собирали частные коллекции, содействовали созданию национальных школ, развитию новых направлений в области искусства. Благодаря их усилиям русская культура получила должное признание за рубежом.

Источник

Моя страна Россия. Меценаты России: истории ярких жизней. И. Кононова, А. Гарин, О. Гончаренко, Р. Ракитянская, Т. Шпанькова. Моя страна Россия. Меценаты России: истории ярких жизней. – М., 2019. – 274 с.

Книга «Меценаты России» является логическим продолжением тематической серии изданий «Моя страна Россия», выпускаемых под эгидой Российского исторического общества и фонда «История Отечества». В составе издательского проекта автором Ириной Кононовой уже опубликованы книги «Малые города. Хранители наследия», «Вкусная Россия. Деликатесы с историей», «Новый год. История любимого праздника», повествующие об историко-культурных традициях российского общества. Издание «Меценаты России» знакомит читателя со славной традицией зарождения и развития меценатства и благотворительности в России.

Благотворители, которые бескорыстно вкладывали средства в науку, культуру, искусство, просвещение народа появлялись на разных этапах отечественной истории. Зарождение меценатской деятельности в нашей стране относится к XVII веку. Первыми меценатами России считают купцов Строгановых – крупных солепромышленников и землевладельцев, сыгравших важную роль в освоении Урала и Сибири. Благодаря представителям этой фамилии развивалось древнее зодчество, сложилась уникальная иконописная, так называемая «строгановская» школа. Строгановы были ценителями музыкального творчества, поддерживали талантливого композитора и музыканта Н.П. Дилецкого.

Одним из направлений меценатской деятельности на заре ее становления можно считать коллекционирование предметов искусства. Благодаря модному увлечению среди именитых дворянских родов в середине XVII века до нас дошли уникальные коллекции, некогда принадлежавшие Румянцевым, Юсуповым, Шереметевым и многим другим известным династиям.

Отмена крепостного права 1861 года, сопутствовавшая бурному развитию промышленности и торговли в России, стала дополнительным стимулом к пополнению рядов российской буржуазии за счет народных низов. Несмотря на неименитое происхождение новые предприниматели проявляли огромный интерес к традициям русской культуры и искусства, отсутствие собственного хорошего образования стремились восполнить, дав его своим детям.

Купцы и промышленники середины XIX-начала XX века способствовали, с одной стороны, индустриальному и экономическому подъему, с другой – духовно-нравственному и культурному развитию общества. Они собирали частные коллекции, содействовали созданию национальных школ, развитию новых направлений в области искусства. Благодаря их усилиям русская культура получила должное признание за рубежом.

Источник

Русское меценатство как культура владения богатством

Наряду с гениями искусства в историю вошли и их покровители – крупные предприниматели минувших столетий. На протяжении XVIII–XIX вв. меценатство в России переживало пик своего развития. Об этом культурно-социальном феномене наш сегодняшний разговор.

меценаты россии история ярких жизней. Смотреть фото меценаты россии история ярких жизней. Смотреть картинку меценаты россии история ярких жизней. Картинка про меценаты россии история ярких жизней. Фото меценаты россии история ярких жизней

«Для того чтобы процветало искусство,

нужны не только художники, но и меценатство».

История термина «меценатство»

Вельможа Рима Гай Меценат, живший в I в. до н.э., был известен как покровитель одаренных поэтов. С тех пор его имя стало нарицательным.

Меценатством называют финансовую поддержку культурных и религиозных мероприятий, строительство общественных сооружений, имеющих культурно-историческую ценность. Меценаты – это состоятельные люди, которые добровольно жертвуют солидные суммы во благо культуры, искусства и в пользу нуждающихся (история знает случаи, когда люди завещали на благие цели и всё свое состояние).

Меценатство на Руси

В России о меценатстве как таковом заговорили в XVIII веке.

Российское меценатство по своему отношению к деньгам, богатству и состоятельности отличалось от западного. Для менталитета русского человека свойственно восприятие личного успеха и материального достатка как дара, данного в пользование от Бога, а не для личной наживы. Так на Руси сложилась традиция меценатства. В те времена неучастие состоятельных людей в делах благотворительности считалось дурным тоном.

Русская культура обязана меценатам строительством и открытием театров, музеев, памятников, центров культурной жизни.

Согласно христианской традиции, многие меценаты сознательно оставались в тени, не открывая своих имен. Так, Савва Морозов поставил условие – не разглашать его имя как мецената, профинансировавшего строительство Московского художественного театра.

Расцвет меценатства наступает во второй половине XIX века. Состоятельные знатоки и ценители культуры собирают коллекции редких книг, икон, полотен и других произведений искусства, которые впоследствии завещают в дар государству.

Интересно, что у каждого города был свой покровитель-меценат. Один из примеров, – художник Айвазовский, который очень много сделал для родной Феодосии.

Но самые известные меценаты, вошедшие в историю, были родом из Москвы и Санкт-Петербурга – центров крупного предпринимательства.

Знаменитые русские меценаты XVIII –XIX веков

Отличительной чертой меценатов было не только финансирование культурно-исторических проектов. Среди них встречались настоящие знатоки искусства.

Савва Мамонтов. Известный московский благотворитель родился в семье сибирского купца, который к середине XVIII века переехал с семьей в Москву. За широкую меценатскую деятельность Иван Мамонтов был внесен в список «почетных граждан города». Он профинансировал строительство одной из первых российских железных дорог – Троицкую, соединившую Москву и Сергиев Посад.

После смерти отца меценатством занялся его четвертый сын Савва, возглавивший железнодорожную компанию. Из книги К. Станиславского «Моя жизнь в искусстве»: «Это он, Мамонтов, провел железную дорогу на Север, в Архангельск и Мурман, для выхода к океану, и на юг, к Донецким угольным копям, для соединения их с угольным центром, хотя в то время, когда он начинал это важное дело, над ним смеялись и называли его аферистом и авантюристом».

Савва Мамонтов был одаренным человеком: в молодые годы играл в пьесе «Гроза», в свободное время сочинял оперы, которые звучали со сцены его домашнего театра в имении Абрамцево. Поместье Мамонтовых стало своеобразным культурным центром, где часто бывали известные художники и музыканты (Чайковский, Мусоргский, Васнецов, Поленов, Врубель, Серов и другие). С художниками Мамонтов ходил на этюды, заказывал у них дорогие работы.

Савва Иванович учредил и спонсировал Частную русскую оперу, которая открыла Федора Шаляпина. Тогда же Мамонтов ввел новую штатную единицу в театре – театральный художник. Одним из первых на этой должности потрудился Виктор Васнецов, создавший эскизы декораций и костюмов. Затем в этом качеств е себя ярко проявил Василий Коровин, создавший декорации для оперы Мамонтова.

Савва Морозов-младший. Отец известного русского мецената не принадлежал к потомкам высшего сословия. Савва Морозов-старший числился среди крепостных. Однако благодаря невероятному трудолюбию он выкупил за огромные деньги свою «вольную» и со временем стал купцом первой гильдии.

Никольская мануфактура – это семейный бизнес Морозовых, которым впоследствии займется их сын. В юности он показал отменные способности в химии, закончив соответствующий факультет Московского университета и продолжив изучение любимой науки в Кембридже.

Бизнес его отца, которым с не меньшим успехом занимался и Морозов-младший, процветал. Морозовы считались одними из самых богатых людей Москвы.

На деньги этого крупного предпринимателя были построены больницы, приюты, культурные заведения. Также Морозов поддерживал талантливых студентов Московского университета. Он вложил огромные средства в строительство Художественного театра. Позже легендарный Константин Станиславский напишет ему: «…внесенный Вами труд мне представляется подвигом, а изящное здание, выросшее на развалинах притона, кажется сбывшимся наяву сном… Я радуюсь, что русский театр нашел своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова…».

Варвара Морозова-Хлудова. Овдовев в молодые годы, большую часть прибыли от доставшейся по наследству от мужа крупнейшей в России хлопковой мануфактуры потратила на меценатство и благотворительность.

По распоряжению Морозовой при мануфактуре были построены казармы с земельными наделами для тех, кто трудился на фабрике. А также родильный приют, торговая школа для подростков, богадельня для престарелых рабочих и приют для детей-сирот. Как минимум четверть дохода Морозовой шла на дела милосердия. Варвара Алексеевна всегда четко продумывала, на что и на кого ей тратить прибыль. В своем дневнике она писала: «Деньги на благотворительность должны быть потрачены с рассуждением. Или учить малообразованных, или лечить».

Немало сил и средств она вкладывала в образование крестьян и бедняков: содержала многие школы и женские курсы в русской глубинке, открыла в Москве первую читальню для малообразованных сословий с богатой библиотекой.

Но с особой благодарностью об этой женщине до сих пор вспоминают москвичи. В столице на деньги Варвары Алексеевны в память о ее муже был построен Клинический городок на Девичьем поле. Также она курировала и финансировала строительство Института раковых заболеваний. Крупные суммы на содержание ежегодно получал от Морозовой и Московский университет.

К слову, сыновья Морозовой пошли по стопам своей сострадательной матери, став меценатами.

Перед смертью в 1917 году эта женщина еще раз удивила великосветскую Москву, отписав большую часть своего состояния… рабочим своей фабрики в благодарность за их труд. Но большевистская экспроприация не позволила осуществиться завещанию этой замечательной женщины.

Павел Михайлович Третьяков – известный меценат и коллекционер шедевров русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи.

Павел Третьяков вместе с братом Сергеем унаследовали от отца его дело – льняное производство. Вскоре они открыли в Москве магазин полотняных, бумажных и шерстяных товаров и построили костромскую прядильную фабрику – одну из самых крупных в Европе.

С пятидесятых годов позапрошлого столетия П. Третьяков начинает собирать лучшие картины русских художников. В его коллекцию попадают «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова, «Искушение» Н.Г. Шильдера. Он также приобрел полотна А.К. Саврасова, Л.Ф. Лагорио, Ф.А. Бруни, И.П. Трутнева, К. Флавицкого, Ф. Бронникова и других авторов. Но, пожалуй, самым любимым художником Третьякова был живописец Василий Перов. Павел Михайлович часто заказывал ему портреты.

В конце восьмидесятых Павел Третьяков написал завещание, где одним из пунктов было указание – завещать собранную им коллекцию государству. При жизни Третьяков построил в 1874 году знаменитую картинную галерею, которую передал вместе с собранной коллекцией в собственность Мосгордумы.

История культуры также помнит имена купцов Щукиных, В. Тредиаковского, И. Остроухова, А. Бахрушина, М. Беляева и многих других меценатов.

Феномен меценатства

По мнению ученых, исследовавших этот социально-культурный феномен, меценатами двигали различные мотивы: от эгоистических до альтруистических. Исследователи выделяют три ключевых причины, которые побуждали состоятельных людей становиться спонсорами и филантропами. Исходя из этих причин филантропов можно отнести к соответствующим группам.

«Любовь к Родине, истории, своим корням вдохновляли меценатов поддерживать русское искусство и культуру, которые в те годы достигли своего расцвета»

Первый мотив меценатства – религиозные побуждения. Для состоятельного православного человека считалось само собой разумеющимся помогать обездоленным, вдовам, сиротам, а также содействовать развитию облагораживающей культуры и искусства. Жадность и корысть богатых людей в те годы имела неприятную огласку и подлежала массовому порицанию.

Вторая причина – патриотизм и русофильство (любовь ко всему русскому, к самим русским – прим. О.Б.). Любовь к Родине, истории, своим корням вдохновляли меценатов поддерживать русское искусство и культуру, которые в те годы достигли своего расцвета.

И третья группа меценатов была движима целью получить через меценатство звания и чины, которые в те времена были доступны именно покровителям культуры. Так, один из меценатов, вносивший солидные суммы на содержание Румянцевского музея и Музея изящных искусств, получив за меценатскую деятельность два ордена, стал обладателем дворянского титула.

Исчезновение и возрождение меценатства

В начале ХХ века с приходом новой большевистской власти и разрушением частной собственности меценатство в стране Советов перестало существовать. Состоятельные люди (называемые новой властью «буржуазным классом»), лишившись своего дела и имущества, обнищали. Многие из них эмигрировали за рубеж. Отныне уже «власть Советов» занималась всеми вопросами культуры и искусства.

В конце восьмидесятых с распадом Советского Союза и признанием религиозных норм нравственности в стране вновь начали создаваться политические и социальные предпосылки для возрождения забытых традиций благотворительности и меценатства. Стали появляться крупные предприниматели, финансирующие реставрацию и возведение храмов, жертвующие значительные суммы в поддержку здравоохранения, книгоиздательства, культуры, искусства и религии. Так, в Москве работает музей частных коллекций, где каждая картина имеет указание не только на своего автора, но и дарителя, подарившего ее заведению.

Сегодняшний интерес к истокам меценатства – это не просто дань забытым традициям. Мы знаем множество примеров богатых людей, обладающих состоянием и не нашедших ему должного применения, кроме как удовлетворения собственных прихотей. Поэтому многие миллионеры и миллиардеры считали себя глубоко несчастными людьми. Некоторые из них, к сожалению, сводили счеты с жизнью.

Таким образом, о меценатстве и благотворительности можно говорить как о культуре владения богатством. Люди, сумевшие не только приумножить капиталы, но и воспринявшие свой достаток как служение обществу, Богу и ближним, обретали подлинный смысл и глубину жизни. Сегодня подобное отношение к деньгам может стать нравственным идеалом для тех, кто честным трудом добивается успеха и процветания в жизни.

Источник

10 малоизвестных филантропов и благотворителей дореволюционной России

меценаты россии история ярких жизней. Смотреть фото меценаты россии история ярких жизней. Смотреть картинку меценаты россии история ярких жизней. Картинка про меценаты россии история ярких жизней. Фото меценаты россии история ярких жизней

13 апреля в России отмечают День мецената и благотворителя. Праздник этот отмечается всего в четырнадцатый раз. Он негосударственный, существует исключительно благодаря общественной инициативе, зато объединяет участников социального партнерства со всей России.

Инициаторами Дня мецената и благотворителя выступили в 2005 году генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и главный редактор альманаха «Русский меценат» Аркадий Соснов. Что же касается выбора дня, то с ним все было очень просто: 13 апреля 70 года до н.э. родился римский аристократ, покровитель художников, артистов и музыкантов Гай Цильний Меценат, чье имя со временем стало нарицательным для всех, кто занимался этой деятельностью.

История российских благотворителей и меценатов, как правило, отсчитывается с XVIII века, со времен промышленника Григория Строганова, спонсора строгановской школы иконописи. И Никиты Демидова, сделавшего себе имя не только на создании русской металлургии, но и за счет помощи деньгами и материалами в строительстве Санкт-Петербурга.

Но этими именами история российских благотворителей и меценатов не исчерпывается: были и другие, кто жертвовал, возможно, меньшие деньги или с меньшей помпой, но тем не менее, сделал столь же много для искусства и науки России. Когда читаешь их истории, то понимаешь, каков был истинный размах меценатства в России. О десяти таких благотворителях сегодня и рассказывает «МИР 24».

Великая княгиня Елена Павловна (1807-1873)

меценаты россии история ярких жизней. Смотреть фото меценаты россии история ярких жизней. Смотреть картинку меценаты россии история ярких жизней. Картинка про меценаты россии история ярких жизней. Фото меценаты россии история ярких жизней
Урожденная принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская, выйдя замуж за великого князя Михаила Павлович и приняв православие, стала называться Еленой Павловной. И снискала себе славу не только как блестящая светская дама, но и как крупный государственный и общественный деятель, сторонница отмены крепостного права, и в том числе – как крупная благотворительница.

Ее средствами с пользой для себя и для России пользовались, например, художники Александр Иванов, Карл Брюллов, Иван Айвазовский и Антон Рубинштейн, актер Иван Горбунов, тенор Александр Нильский и хирург Николай Пирогов. Елена Павловна финансировала проект учреждения Русского музыкального общества и консерватории, в частности, предоставив свой дворец для размещения в нем начальных классов консерватории.

Но настоящую мировую славу ей принесло участие в создании и деятельности Крестовоздвиженской общины сестер милосердия – первого отряда будущего Красного Креста, о котором основатель этой организации Анри Дюран сказал так: «Если сегодня Красный Крест охватывает мир, то это благодаря примеру, поданному во время войны в Крыму Ее Императорским Высочеством Великой княгиней Еленой Павловной».

Дмитрий Бенардаки (1799-1870)

меценаты россии история ярких жизней. Смотреть фото меценаты россии история ярких жизней. Смотреть картинку меценаты россии история ярких жизней. Картинка про меценаты россии история ярких жизней. Фото меценаты россии история ярких жизней
Промышленник Дмитрий Бенардаки вошел в историю российской промышленности в первую очередь как создатель Сормовского завода – одного из старейших судостроительных предприятий в России, но не меньше был известен как филантроп и меценат. Солидные доходы, которые он получал от своих судостроительных и золотодобывающих предприятий, позволяли ему тратить существенные суммы на благотворительность.

В частности, Дмитрий Бенардаки поддерживал Николая Гоголя, который в знак признательности увековечил своего покровителя в образах благодетельного капиталиста Костанжогло и благотворителя Афанасия Муразова во втором томе «Мертвых душ».

Промышленник профинансировал строительство в Петербурге Греческой посольской церкви во имя святого великомученика Димитрия Солунского – той самой, которой после ее уничтожения в 1962 году Нобелевский лауреат Иосиф Бродский посвятил строки «Так мало нынче греков в Ленинграде, что мы сломали Греческую церковь».

Кроме этого, Бенардаки основал фонды благотворительности нуждающимся учащимся петербургских мужских гимназий, создал несколько земледельческих колоний и ремесленных приютов для детей, осужденных за мелкие преступления.

Павел Демидов (1798-1840)

меценаты россии история ярких жизней. Смотреть фото меценаты россии история ярких жизней. Смотреть картинку меценаты россии история ярких жизней. Картинка про меценаты россии история ярких жизней. Фото меценаты россии история ярких жизней
Представитель знаменитого рода русских промышленников Демидовых, Павел Демидов снискал себе славу в первую очередь как благотворитель и меценат. Юнкером участвовавший в Бородинском сражении, он сделал блестящую военную карьеру и вышел в отставку в 1826 году в чине ротмистра. Так же блестяще Павел проявил себя и на гражданском поприще, дослужившись до чина действительного статского советника (генерал-майор по армейским меркам).

Но более, чем военный и государственный деятель, он был известен современникам тем, что ежегодно, до самой своей смерти вносил в Академию наук (избравшую его своим почётным членом) по 20 000 рублей «на награды за лучшие по разным частям сочинения в России» и по 5000 рублей «на издание увенчанных Академиею рукописных творений».

Деньги эти шли на выплату так называемых «Демидовских премий», лауреатами которых в разные годы были, например, знаменитый мореплаватель Иван Крузенштерн, физик Борис Якоби, хирург Николай Пирогов, историк Дмитрий Милютин, химик Дмитрий Менделеев и географ Федор Литке.

Василий Кокорев (1817-1889)

меценаты россии история ярких жизней. Смотреть фото меценаты россии история ярких жизней. Смотреть картинку меценаты россии история ярких жизней. Картинка про меценаты россии история ярких жизней. Фото меценаты россии история ярких жизней
Старообрядец, купец, заслуживший у своих коллег уважительное прозвище «Откупщицкий царь», участник строительства многих железных дорог в России, Василий Кокорев был еще и почетным членом Академии художеств – за свою меценатскую деятельность.

Именно он собрал коллекцию картин русских и иностранных художников, которая стала основой первой в Москве публичной картинной галереи, названной Кокоревской. В ней было четыре десятка работ Карла Брюллова, свыше двух десятков полотен Ивана Айвазовского и множество картин других знаменитых русских художников (после разорения Кокорева часть этой коллекции приобрели императорский двор, а также меценаты Павел Третьяков и Дмитрий Боткин).

Но одним интересом к живописи благотворительность Василия Кокорева не исчерпывалась. Он был инициатором и основным инвестором строительства первой в Москве конной железной дороги – конки, предшественника трамвая.

Он также финансировал снаряжение русской армии, освобождавшей Болгарию от турецкого ига, и оказывал покровительство многим знаменитым ученым, в частности, химику Дмитрию Менделееву.

Христофор Леденцов (1842-1907)

меценаты россии история ярких жизней. Смотреть фото меценаты россии история ярких жизней. Смотреть картинку меценаты россии история ярких жизней. Картинка про меценаты россии история ярких жизней. Фото меценаты россии история ярких жизней
Наследник вологодской купеческой семьи, Христофор Леденцов в отечественной истории навсегда останется как один из самых знаменитых покровителей науки, к которой всегда имел колоссальный интерес.

В его вологодском доме была собрана огромная, в несколько тысяч томов научно-техническая библиотека, в числе его знакомых были многие известные ученые, а оба сына окончили Императорское техническое училище – детище многих российских изобретателей и конструкторов (ныне МГТУ им. Баумана).

Свой личный капитал Христофор Леденцов завещал на создание «русского Нобеля» – «Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений».

Правда, в отличие от Нобелевского фонда, целью этого общества было оказание помощи «таким открытиям и изобретениям, которые при наименьшей затрате капитала могли бы приносить возможно большую пользу для большинства населения». А пособия от общества должны были помогать внедрению изобретений, «а не следовать за ними в виде премий, субсидий, медалей».

Сергей Строганов (1794-1882)

меценаты россии история ярких жизней. Смотреть фото меценаты россии история ярких жизней. Смотреть картинку меценаты россии история ярких жизней. Картинка про меценаты россии история ярких жизней. Фото меценаты россии история ярких жизней
Граф Сергей Строганов успел принять участие в Отечественной войне 1812 года, остался в армии и дослужился до чина генерала от кавалерии. Но ничуть не меньше был известен как покровитель просвещения, в первую очередь как один из попечителей Московского учебного округа.

Двенадцатилетний период его попечительства, заслуживший уважительное прозвище «строгановских времен», стал одним из самых удачных в истории московской системы образования, и прежде всего в истории Императорского Московского университета.

Кроме того, почти 40 лет Сергей Строганов был председателем Московского общества истории и древностей Российских, и каждый год на свои деньги он снаряжал археологические экспедиции, результатом которых стали раскопки керченских кладов и так называемого «скифского золота», которое ныне экспонируется в Эрмитаже.

Но наибольшую известность графу Строганову принесло учреждение первой в России бесплатной и открытой для всех талантливых детей без учета их происхождения рисовальной школы, позднее названной Строгановским училищем (ныне Московская государственная художественно-промышленная академия им. Строганова).

Гаджи Тагиев (1823-1924)

меценаты россии история ярких жизней. Смотреть фото меценаты россии история ярких жизней. Смотреть картинку меценаты россии история ярких жизней. Картинка про меценаты россии история ярких жизней. Фото меценаты россии история ярких жизней
В истории дореволюционного российского меценатства и благотворительства очень мало нерусских фамилий, и тем заметнее в ряду знаменитых покровителей науки и искусства имя азербайджанского промышленника и мецената Гаджи Тагиева.

Рано потерявший мать, он с 10 лет начал работать на стройке, к 15 годам освоил ремесло каменщика, а к 30 годам завел собственное дело – торговал мануфактурой. Но настоящее богатство ему принесла нефть, а позднее Гаджи Тагиев сумел войти в легкую и пищевую промышленность, что еще больше увеличило его капиталы.

Вот тогда-то Тагиев и нашел возможности тратить свои деньги на благотворительность. Основное внимание он уделял образованию, словно компенсируя собственную неграмотность. Тагиев стал почетным попечителем Бакинской Мариинской женской гимназии и почетным попечителем Бакинского низшего технического училища. Он построил в селе Мардакяны школу садоводства, ставшую первой мужской крестьянской школой-интернатом в Азербайджане. А также выделял стипендии для студентов-мусульман, позволявшие им учиться даже в Санкт-Петербурге.

Федор Чижов (1811-1877)

меценаты россии история ярких жизней. Смотреть фото меценаты россии история ярких жизней. Смотреть картинку меценаты россии история ярких жизней. Картинка про меценаты россии история ярких жизней. Фото меценаты россии история ярких жизней
Промышленник Федор Чижов, потомок небогатых костромских дворян, стоит в этом списке особняком.

Прежде всего потому, что до того, как заняться финансово-промышленной деятельностью, он получил блестящее научное образование, окончив физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, и остался там на преподавательской работе, довольно скоро защитив магистерскую диссертацию.

Позднее Чижов сделался промышленником, и именно на поддержку русской промышленности он и завещал потратить накопленный капитал.

На деньги Чижова после его смерти были открыты пять профессионально-технических учебных заведений: два ремесленных училища (низшее химико-техническое и среднее механико-техническое) в Костроме и еще три низших училища в Кологриве, Чухломе и Макарьеве. Эти училища имели первоклассное оборудование и превосходный педагогический состав, а лучших учеников отправляли на стажировку за границу.

Павел Шелапутин (1848-1914)

меценаты россии история ярких жизней. Смотреть фото меценаты россии история ярких жизней. Смотреть картинку меценаты россии история ярких жизней. Картинка про меценаты россии история ярких жизней. Фото меценаты россии история ярких жизней
Многие русские купцы и предприниматели XIX века были из старообрядцев, и Павел Шелапутин не исключение. Потомственный дворянин, получивший блестящее домашнее образование, он знал толк не только в предпринимательстве, но и в искусствах, особенно музыке и живописи.

Один из собственников Балашихинской мануфактуры, входившей в сотню крупнейших в Европе, Павел Шелапутин как меценат и благотворитель оставил колоссальное наследство, воплощенное в камне. Это переданный Московскому университету Институт усовершенствования гинекологов имени А.П. Шелапутиной (его матери), мужская гимназия, ремесленное училище, мужское ремесленное училище и женское ремесленное училище – все имени Григория Шелапутина (его отца), а также реальное училище имени Анатолия Шелапутина (его сына) и Педагогический институт на Девичьем поле.

После смерти Павла Шелапутина один из крупнейших русских журналов, «Нива», писал о нем так: «Павел Григорьевич был ярким представителем того благородного меценатства, которым издавна отличалась Москва, создававшая множество культурных учреждений – больниц, школ и т. п. на частные средства».

Николай Шереметьев (1751-1809)

меценаты россии история ярких жизней. Смотреть фото меценаты россии история ярких жизней. Смотреть картинку меценаты россии история ярких жизней. Картинка про меценаты россии история ярких жизней. Фото меценаты россии история ярких жизней
Граф Николай Шереметьев навсегда вошел в историю российского меценатства и благотворительности своим главным даром – Странноприимным домом в Москве на Садовом кольце, который в народе называли Шереметьевской больницей.

Сейчас в этом здании располагается Институт скорой и неотложной помощи им. Склифосовского.

Примечательно, что почти до конца жизни граф Шереметьев о благотворительности не помышлял – все изменила его супруга.

Ею стала бывшая крепостная актриса его театра Прасковья Жемчугова-Ковалева, которой граф дал вольную за три года до свадьбы.

Увы, семейная жизнь их была недолгой: через два года супруга умерла, едва успев родить сына Дмитрия.

Но перед смертью она завещала своему мужу и господину посвятить себя благотворительности – и он выполнил ее волю.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *