мхат горького история здания
Москвич
Дом недели: здание МХАТа имени Горького, на месте которого в начале XIX столетия стоял ампирный особняк
В 1987 году Московский Художественный академический театр по эстетическим соображениям разделился на две труппы: МХАТ имени Чехова, «мужской», и МХАТ «женский», имени Горького.
Первый театр разместился в Камергерском переулке под руководством Олега Ефремова, второй возглавила Татьяна Доронина. «Развод» был официально скреплен приказом №383, подписанным министром культуры СССР Василием Захаровым. Обе институции, однако, оставили себе парящую белокрылую чайку, символ детища Станиславского и Немировича-Данченко.
Здание доронинского МХАТа на Тверском бульваре, 22, для театральной традиции стало своего рода революцией. На место веками намоленных форм святилища Мельпомены, колонного портика под фронтоном, обильно украшенного лепными аллегориями, пришел глухой модернистский фасад. Горизонтали шершавой облицовки коричнево-красного армянского туфа, террасно сползающие по поверхности, по замыслу автора, должны были напоминать складки театрального занавеса. Точно скрепками, их держат мощные кронштейны темного металла с фонарями. Это была попытка скульптора Андрея Васнецова процитировать светильники исторического здания МХАТа в Камергерском по рисунку Федора Шехтеля. Бра украшены барельефами с музами трагедии, танца, музыки и комедии. К бульвару от театрального подъезда спускаются ступени из грубого камня.
Автор здания, видный советский архитектор, построивший в том числе Дворец пионеров и школьников на Ленинских горах, Центр международной торговли на Красной Пресне, Владимир Степанович Кубасов (при участии коллег А. Моргулиса и В. Ульяшова) использовал сценическую коробку строившегося в 1930-е годы, но недостроенного музыкального театра на полторы тысячи мест. В 1973 году проект нового здания инициировала министр культуры Екатерина Фурцева.
Поражало и сегодня не перестает поражать воображение публики помпезное пространство театра, все выполненное в дереве, с разлетом для глаз, с люстрами-сталактитами, непомерными балконами, венгерской мебелью в темно-зеленой обивке, фонтаном, лестницами со светящимися поручнями, дверными ручками в виде блестящих золотых слитков. В этаком немного сумрачном модернистском антураже в свое время разыгрывались производственные драмы вроде «Заседания парткома», пьесы молодого тогда драматурга Александра Гельмана про то, как бригадир Потапов (его играл сам Олег Ефремов) отказался от премии и вывел на чистую воду партийное начальство.
МХАТ имени Горького славился не только своими площадями в 26 тыс. кв. м, но и своей акустикой, которой занимался инженер Арон Наумович Качерович.
Здание нового театра, появившееся на Тверском бульваре, конечно, выглядело этаким вставным зубом и своей несоразмерностью активно спорило со средой. Прежде, в начале XIX столетия, на этом месте стоял ампирный особняк генерала от кавалерии, участника Наполеоновских войн Андрея Семеновича Кологривова. Он командовал гвардией в битве под Аустерлицем, сражался при Гуттштадте и Гейльсберге, и даже Александр Грибоедов описал деятельность Кологривова в очерке «О кавалерийских резервах». Генерал имел красавицу-жену, фрейлину двора, кавалерственную даму Екатерину Александровну Челищеву, слыл гулякой и хлебосольным хозяином. Современники шутили: «Кто у Малютина пообедает, а у Кологривова поужинает и к утру не умрет, тот два века проживет». Существует версия, что именно дом Кологривова знаменитый в Москве учитель танцев Петр Андреевич Йогель арендовал для своих уроков, и что, собственно, здесь на балу в конце 1828 — начале 1829 года Пушкин впервые увидел Наталью Гончарову.
Дом Кологривова на Тверском бульваре, 1913
В 1830 году бывшее генеральское владение поступает в казну и становится резиденцией московского обер-полицмейстера. Того особняка, где, говорят, в 1834 году допрашивали молодого Герцена, уж больше нет, его разрушили в 1935-м.
Равно как и Московский Художественный академический театр им. М. Горького вроде как больше и не «женский». Театром уже не руководит Татьяна Доронина. Актриса стала почетным президентом. Ее место занял продюсер и режиссер Эдуард Бояков, в январе заявивший, что здание на Тверском бульваре, памятник московского модернизма, к состоянию которого есть вопросы, будет отреставрировано и обновлено.
Здание МХАТа (ныне МХАТ им. Горького)
В 1972–1973 гг. архитекторами В.С. Кубасовым, А.В. Моргулисом и В.С. Уляшовым было построено новое здание МХАТа (ныне МХАТ им. Горького): величественное сооружение с темным фасадом, облицованным коричнево-красноватым туфом. Главный фасад театра разделен на длинные горизонтальные полосы, имитируя в камне театральный занавес, складками спадающий вниз. Сплошная белая полоса балконов и резко выдвинутые вперед металлические кронштейны, поддерживающие фонари и барельефы, изображающие четырех муз, подчеркивают главный вход, а также вносят ритм и динамику во всю композицию. Некоторые элементы декора и цветового решения позаимствованы из старого здания МХАТа (ныне МХАТ им. Чехова), построенного по проекту Ф.О. Шехтеля. Однако общая стилистика фасада сближена скорее с тяжеловесными прообразами петербургского или даже скандинавского модерна.
Интерьер театра, выполненный с применением натуральных материалов (темное дерево и камень) получил выразительное, но сдержанное решение. В пластической обработке стен, опорных стоек, перил и плафонов в сочетании с приглушенной колористической гаммой (оттенки коричневого и оливково-зеленого), создающей некоторую сумрачность помещений, проявилась напряженность образного мышления авторов. Использование приема перетекающих пространств, в котором разные виды освещения (люстры в виде сталагмитов, лестницы со светящимися поручнями) изобретательно применены для акцентирования переходов из одного помещения в другое, скрывает асимметричность внутренней организации.
Архитекторы создали яркое художественно-образное решение для здания театра, в котором найдено точное ощущение стилистического единства формы, пластики и цвета. Однако новое сооружение на Тверском бульваре выглядит чуждым и архитектурно не связанным с соседствующей застройкой, его внешний облик получился излишне тяжелым, давящим и по пропорциям, и по цвету темной туфовой облицовки.
История Московского художественного академического театра. Справка
Торжественный вечер, посвященный 150-летию со дня рождения Антона Чехова, состоится в Московском художественном театре, носящем имя великого русского писателя, во вторник 26 января 2010 года.
Московский Художественный (общедоступный) театр открылся 14 (26) октября 1898 года премьерой спектакля «Царь Федор Иоаннович» Алексея Толстого.
Началом Художественного театра считают встречу его основателей Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года.
Ядро труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актерское мастерство преподавал Немирович-Данченко (Ольга Книппер, Иван Москвин, Всеволод Мейерхольд, Маргарита Савицкая, Мария Германова, Мария Роксанова и др.) и участники спектаклей руководимого Станиславским «Общества любителей искусства и литературы» (Мария Лилина, Мария Андреева, Василий Лужский и др.). В 1900 году в труппу был принят Василий Качалов, в 1903 году – Леонид Леонидов.
В 1901 году из названия театра было убрано слово «общедоступный», хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ.
До 1902 года спектакли шли в арендованном помещении театра Якова Щукина «Эрмитаж» в Каретном Ряду.
1 июля 1902 года была произведена реформа театра и сформировано «Товарищество Московского Художественного театра». Это было товарищество на паях, где предприятие принадлежало не труппе, а 13 пайщикам, из которых театр представляли Станиславский и Немирович-Данченко, а остальные были приглашенные состоятельные люди, разделявшие театральную идею основателей. Пайщики принимали решения на общих собраниях, обладая неравным количеством голосов, пропорционально финансовому вкладу. Наибольшим количеством голосов обладал меценат Савва Морозов, который наряду со Станиславским и Немировичем-Данченко определял всю деловую деятельность МХТ, а к 1902 году полностью взял на себя финансирование театра.
В 1902 году театр переехал в Камергерский переулок, в новое здание, перестроенное из старого театра Лианозова. Здание было радикально перестроено для Московского Художественного театра по проекту Федора Шехтеля, на средства Саввы Морозова. С 1906 года театр неоднократно гастролировал в странах Европы, Азии, Америки.
Период 1906–1917 годов в жизни театра характеризуется не только поисками новых сценических приемов, но притоком новых режиссерских сил. Среди режиссеров МХТ, наряду с Константином Станиславским, Владимиром Немировичем-Данченко, Василием Лужским, работали Леопольд Сулержицкий, Константин Марджанов, Александр Бенуа, английский режиссер Гордон Крег, поставивший «Гамлета» в 1911 году.
В 1913 году была открыта Первая Студия МХТ.
После Октябрьской Революции театр оказался в сложном положении. Его стали обвинять в «нежелании» принять революционную действительность, в саботаже.
Основанием послужило то, что часть труппы во главе с Василием Качаловым, выехала в 1919 году в гастрольную поездку, однако события гражданской войны помешали ей вернуться в Москву и труппа вынуждена была несколько лет гастролировать по Европе. В 1922 году труппа вернулась в Россию.
В 1920 году студия, руководимая Евгением Вахтанговым, получила название Третья Студия МХАТ; в 1921 году группой актеров МХАТ была организована Четвертая Студия МХАТ.
В 1920 году Художественному театру было присвоено звание «академического театра».
В середине 1920-х годов в труппу театра влились студийцы Алла Тарасова, Ольга Андровская, Клавдия Еланская, Анастасия Зуева, Николай Баталов, Николай Хмелев, Михаил Кедров, Борис Ливанов, Марк Прудкин, Алексей Грибов, Михаил Яншин и др.
В 1923 году при театре открылся музей с двумя филиалами: Дом-музей К. С. Станиславского и Мемориальная квартира В. И. Немировича-Данченко.
В январе 1932 года меняется статус Художественного театра: театр получил название МХАТ СССР, в сентябре 1932 года театру было присвоено имя Максима Горького.
В 1933 году МХАТу передается здание бывшего Театра Корша, где образован филиал МХАТ.
В 1937 году театр был награжден орденом Ленина, в 1938 году – орденом Трудового Красного Знамени.
После начала Великой Отечественной войны в октябре 1941 года МХАТ им. М. Горького был эвакуирован в Саратов, где занял здание Саратовского ТЮЗа, и лишь в ноябре 1942 года театр вернулся в Москву.
В 1942 году при театре была организована экспериментальная сценическая лаборатория, с 1943 года существует Школа-студия им. В. И. Немировича-Данченко.
В 1946 году художественным руководителем театра стал Михаил Кедров.
В 1950-е годы в репертуаре театра появились спектакли, получившие официальное признание, однако из-за малой посещаемости они быстро снимались с репертуара. С 1955 года во МХАТе не было главного режиссера, театр возглавлялся коллегией (в 1960–1963 годах ее председателем был Михаил Кедров). Залы театра постепенно пустели. Центр театральной жизни переместился в Театр на Таганке, в «Современник».
В поисках выхода из затянувшегося застоя последних десятилетий «старики» Художественного театра пригласили главным режиссером выпускника и педагога Школы-студии, основателя и руководителя «Современника» Олега Ефремова.
Возглавив МХАТ в 1970 году, Ефремов приглашает в труппу МХАТа известных артистов. В период 1970 – 1990-х годов во МХАТ пришли Евгений Евстигнеев, Александр Калягин, Андрей Попов, Иннокентий Смоктуновский, Екатерина Васильева, Анастасия Вертинская, Татьяна Лаврова, Андрей Мягков, Ия Саввина, Георгий Бурков, Юрий Богатырев, Александр Петренко, Станислав Любшин, Олег Борисов, Олег Табаков.
Во МХАТе ставили спектакли Анатолий Эфрос и Кама Гинкас, Роман Виктюк и Марк Розовский, Темур Чхеидзе и Лев Додин. Постоянными авторами театра стали Александр Гельман и Михаил Рощин, ставились пьесы Михаила Шатрова, Александра Мишарина. К сотрудничеству были привлечены художники Иосиф Сумбаташвили, Георгий Алексии-Месхишвили, Борис Мессерер, Эдуард Кочергин, Давид Боровский, Валерий Левенталь.
Одним из главных авторов ефремовского периода МХАТа становится Чехов.
В конце 1973 года на Тверском бульваре было открыто новое здание театра.
В 1987 году в результате творческого конфликта театральная труппа разделилась на два театра и название Московский художественный академический театр (МХАТ) относилось к двум различным московским театрам, исторически связанным друг с другом: Московский Художественный академический театр им. М. Горького, который остался в здании на Тверском бульваре (руководителем театра стала актриса Татьяна Доронина) и Московский художественный театр им. А. П. Чехова, переехавший в отремонтированное здание Художественного театра в Камергерском переулке (его художественным руководителем остался Олег Ефремов).
МХАТ им. А.П. Чехова был образован в 1987 году, после раздела МХАТа. Имя Антона Павловича Чехова театр носит с 1989 года. В 1996 году Указом президента Российской Федерации театр был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
16 июня 1997 года Правительство РФ утвердило устав Московского Художественного академического театра имен А.П. Чехова. Художественным руководителем театра был назначен Олег Ефремов.
В составе труппы в разные годы были: Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Анастасия Вертинская, Елена Проклова, Петр Щербаков, Олег Борисов, Юрий Богатырев, Ангелина Степанова, Софья Пилявская, Екатерина Васильева, Всеволод Давыдов, Роман Козак, Стансилав Любшин, Олег Табаков, Михаил Ефремов, Анатолий Жарков, Александр Калягин, Татьяна Лаврова, Ирина Мирошниченко, Андрей Мягков, Вячеслав Невинный, Нина Гуляева, Ия Саввина, Наталья Тенякова, Александр Феклистов, Евгений Киндиновв и др.
В 2000 году после смерти Олега Ефремова художественным руководителем театра стал Олег Табаков, взявший курс на обновление репертуара и труппы.
В 2004 году театр вернулся к первоначальному названию – Московский художественный театр (МХТ), исключив из наименования слово Академический.
МХАТ имени М. Горького, образованный в 1987 после раздела МХАТа, сохранил унаследованное от этого театра название в прежнем виде.
В труппе театра в разные годы были: Михаил Болдуман, Всеволод Санаев, Алексей Баталов, Михаил Козаков, Светлана Крючкова, Дмитрий Золотухин, Георгий Бурков, Тамара Акулова, Всеволод Абдулов, Юрий Горобец, Анастасия Георгиевская, Светлана Коркошко, Аристарх Ливанов, Леонид Губанов, Михаил Зимин, Всеволод Шиловский и др.
После разделения театр определил свой путь как «возвращение к Станиславскому», как утверждение классической театральной литературы.
Директор и художественный руководитель театра с 1987 года Татьяна Доронина.
МХАТ им. Горького провел сбор труппы после ухода Боякова
Новый директор МХАТа отменил ближайшие спектакли «Чудесный грузин» с телеведущей Ольгой Бузовой в главной роли. В соцсетях зрители уже просят вернуть спектакль в афишу. Тем не менее о закрытии постановки театр официально не заявлял. Спектакль пока перенесен на неопределенный срок.
Успехи и Эдуарда Боякова, и Владимира Кехмана известны. Оба не новички в театральной среде. О МХАТ им. Горького заговорили после прихода Боякова: спектакль «Лавр» по роману Евгения Водолазкина критики считали большой удачей, зато спектакль с Бузовой, конечно, вызвал скандал и разделил зрителей на тех, кто за трепетное следование традициям в театре, и тех, кто за неожиданные бизнес-решения и карнавальность.
О Михайловском театре так же вспомнили в свое время после прихода туда Владимира Кехмана. Новый директор научил театр зарабатывать, перевел труппу на контракты и организовал масштабные гастроли труппы за рубежом. Зато решения по Новосибирскому театру оперы и балета были менее популярны, в частности, реконструкция здания шла со штрафами и претензиями от вышестоящих инстанций.
Григорий Заславский, ректор ГИТИСа:
Иосиф Райхельгауз, худрук театра «Школа современной пьесы»:
«Энергичные молодые люди»: как одни патриоты отняли у других МХАТ имени М. Горького
Автор фото, Sergei Kiselev/AGN MOSKVA
МХАТ им. М. Горького перед началом театрального сезона
Во главе Московского художественного академического театра имени М. Горького более 30 лет стояла легендарная советская актриса Татьяна Доронина. Бессменным было не только руководство: не менялись ни репертуар, ни труппа, театр словно застыл в советской эпохе. Затем вмешались министерство культуры и администрация президента, их усилиями МХАТ им. М. Горького возглавили Захар Прилепин и Эдуард Бояков. Работники театра в массе своей лояльны власти и называют себя патриотами, но с новыми руководителями, не скрывающими своих националистических взглядов, отношения у них решительно не складываются.
Татьяна Доронина, народная артистка СССР и полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», 31 год единолично руководившая театром и до сих пор остающаяся его президентом, не переступала порога здания на Тверском бульваре с 26 января 2019 года.
Разлом
«Мхатовские старики», служившие еще при Станиславском и Немировиче-Данченко Ангелина Степанова и Марк Прудкин, прижимая руки к груди, умоляют не рушить театр и найти компромисс. Главный режиссер театра Олег Ефремов молчит и нервно курит одну сигарету за одной. Театр, который его прислали спасать в 1970 году, очевидно идет ко дну.
В итоге он и перестал существовать: труппа разделилась, часть осталась на Камергерском вместе с Олегом Ефремовым и стала называться МХАТ им. А.П. Чехова, а часть сохранила историческое название МХАТ им. М. Горького и переехала в новое здание в советском модернистском стиле на Тверском бульваре с залом на 1345 человек.
Автор фото, Vasily Yegorov/TASS
Спектакль «Дульсинея Тобосская» по пьесе Александра Володина на сцене МХАТ имени А.М.Горького (постановка Олега Ефремова). Татьяна Доронина в роли Альдонсы и Олег Ефремов в роли Луиса де Карраскиля
В своих воспоминаниях Доронина рассказывала, что взялась за новую и непривычную роль руководителя, в первую очередь чтобы «спасти людей»: она опасалась, что большая часть труппы в результате раздела потеряет работу.
Коллектив пронизывали дрязги и слухи о том, кого «возьмет» Ефремов в новую труппу, а кто останется без работы и перспектив. Заключались коалиции, писались коллективные письма, каждый искал выходы на партийное руководство, которому в тот момент было принципиально не до этого.
«Места на хорошем кладбище»
Практически все звезды «отошли» Ефремову, а горьковский МХАТ постепенно забывался, хотя, по словам людей, служивших тогда в этом театре, Доронина «по советской привычке делала все, чтобы у актеров были важные в советском понимании блага: выбивала звания, надбавки за премьеры, места на хорошем кладбище».
Автор фото, Robert Netelev/ITAR-TASS
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов и актриса Татьяна Доронина в 1996 году
Критик считает, что выдержать художественный уровень у Дорониной не вышло, «потому что они этот русский психологический театр делать не умели, не учитывали, что меняется представление о достоверности и жизнеподобии, они сами не играли по правилам, которые для себя выдумали».
Автор фото, AGN MOSKVA
Галина Ореханова, бывшая заведующая литературной частью МХАТа им. Горького, во время пресс-конференции об уходе народной артистки России Татьяны Дорониной из театра
Ореханова сейчас вспоминает это как большую проплаченную кампанию, ответом на которую было организовано письмо в минкульт от писателей Валентина Распутина и Василия Белова, директора Пушкинского дома академика Николая Скатова и других общественных деятелей.
Антон Красовский 19 лет спустя на вопрос, почему он тогда написал эту статью, лаконично отвечает: «Потому что я был критиком ежедневной газеты. Писать нужно было каждый день!». На вопрос о «срежессированной кампании» он говорит: «Увы, нет! Мы с Должанским даже за свои бабки билеты брали, нас же бесплатно в этот театр, как в остальные, не пускали!»
Энергичные молодые люди
27 октября 2018 года МХАТ имени Горького праздновал 120-летие. Ореханова вспоминает это как триумф: полный зал, сцены из «Трех сестер», Доронина в синем платье царственно сидит в кресле на сцене с букетом алых роз, председатель Следственного комитета Бастрыкин выступает с музыкальным номером, приветствие зачитывает министр культуры Владимир Мединский.
Автор фото, Вечер, посвященный 120-летию МХАТ им. М.Горького.
Вечер, посвященный 120-летию МХАТа им. М.Горького. Председатель СК РФ Александр Бастрыкин читает стихи. Министр культуры Владимир Мединский дарит цветы Татьяне Дорониной
Действительно, всего лишь через месяц после юбилея, 4 декабря, Татьяну Доронину вызвали в министерство культуры. По слухам, разговор, в котором участвовали советник президента России по вопросам культуры Владимир Толстой, министр культуры Владимир Мединский, писатель и драматург Юрий Поляков и ученик и приближенный Татьяны Дорониной народный артист Валентин Клементьев, продлился восемь часов.