миф сказания повествующие нам истории о происхождении вселенной богов человека и всего живого
Мифы о создании Вселенной и человека
Если объединить информацию, данную в мифах, то можно выявить общее в них и отдельное, которое дополняет общее и создает картину Мироздания.
Создание и жизнь Вселенной
Вселенная заключена в скорлупу Яйца Брамы, но за ней бесконечное множество подобных, постоянно погибающих и возрождающих вселенных. Мировое яйцо есть порождение мирового океана. Из него появилось всё сущее: Солнце, Луна, звезды, планеты.
Мировое яйцо – это материальная вселенная. Мировой океан – это все вселенные вместе взятые. Яйцо состоит внутри из двух частей. Получается, что всё возникает от соединения двух начал, то есть Духо-Материи. У яйца есть скорлупа, то есть материальный вселенная отделена от других вселенных определённой границей.
В некоторых мифах рассказывается о пауке, который основал, выткал свет и сплёл мир. Чтобы это значило? По последним научным данным магнитное поле Земли похоже на паутину, в нём есть узлы, в которых оно усиливается. Возможно, и Вселенная имеет такое строение.
В цепи рождения, вначале появляются боги.
Победа богов (над титанами) привела к установлению космического порядка, при котором хаотические силы оказались скованными в мировой бездне, Тартаре, и не могли угрожать Космосу.
Вначале во Вселенной существовало бесконечное время. В нём был Бог и злой дух, их разделяла пустота. Бог творит мир из ничего усилием мысли.
Как понять бесконечное время? Время – это движение. Бесконечность это то, что не имеет ни начала, ни конца. Получаем движение без начала и конца. Хаос. Бог – это порядок, злой дух – это Хаос. Пустота и ничего – что это? Мифы создавались людьми материального мира, поэтому все понятия в них связаны с ним, то есть с видимым миром. Пустота и ничего – это отсутствие физической материи в данном месте пространства.
Создание Земли и Солнца
Вначале Землю покрывала солёная вода и суши не было. Суша создаётся из земли, которую достают со дна. Вода породила огонь, затем появляется земля, воздух, эфир. Вода, огонь, земля, воздух в земном мире разделены, иначе хаос.
Земля держится на воде, вода на камне, камень на четырёх китах, киты на огненной реке, та на вселенском огне, а огонь – на железном дубе, посаженном прежде всего другого, и все корни его опираются на Божью силу.
Четыре кита, думаю, что это стороны света, которые дают представление об объёмности Земли. Огненная река – это лава. Вселенский огонь – это импульс для вращения Земли. Железный дуб – это ядро Земли. Корни его – это поддержка импульса, идущая из высших миров, которые были созданы прежде всего другого.
Солнце создано не людьми, а Разумом, жившем на небе. До этого были уже созданы звёзды и Луна.
Создание разных миров
Вначале была только тьма. Во тьме появились и сплелись во вращающийся клубок красный, белый, синий и коричневый цвета. В этом шаре возникли два зародыша, из которых вышли два существа. Из своих сердец они вытащили ось мира и укрепили с помощью пауков- прядильщиков, которых вытащили из своих сердец. Потом они создали два мира. Так как у одного всё плохо получалось, то возникла преисподняя.
Существует три мира: небесный, земной и подземный.
По Библии человек был создан Богом. На небе жили существа, которые создали человека, дали ему органы чувств. Человек был создан и имел связь с растениями и животными, из которых его создали.
Есть люди, а есть демы (духи). Демы могут превращаться и в людей и в животных, и в растения. Люди происходят от демов (духов). Существует зеркальный мир – загробный.
Отсутствие смерти в начале сотворения. Люди не умирали, а лишь меняли кожу, сбрасывая старую (оболочку).
Переход людей после смерти на небо. Некоторые из них становятся звёздами и планетами.
Явления природы, светила, животные, растения – все были некогда людьми «древнего народа». Они участвуют в сотворении мира – звёзд, млечного пути и так далее, в устройстве земли, её рельефа.
Из теософии следует, что развитие жизни (уровней сознания) идёт, начиная от кристаллов, через растения, животных к человеку. Те из людей, кто достиг высокого уровня развития сознания, после смерти становятся ангелами, потом богами, а затем логосами планет и звёзд, а так же различными стихиями.
Части тела могли разговаривать и двигаться.
Все, что нас окружает и мы сами – это Единое целое.
Люди и звери, птицы, змеи рождены из Единого. Оно же создало воду, радугу и дождь. После смерти все животные и человек возвращаются к Единому. Если Единое умрёт, то умрёт и все живое. Единое держит нить жизни человека. Когда эта нить отпускается, человек умирает.
Рождение человека из яйца – зарождение человека из яйца оплодотворённого. В действительности человек рождается из яйца. Плод находиться в воде, пока не родится.
Дуальность человека. Дуальность мира, в котором живёт человек. Сатана сотворил тело, Бог вложил в него душу. Тело после смерти остаётся в земле, а душа отправляется к Богу.
Источник информации. Книга В. Петрухина «Мифы о сотворения мира».
2. Мифологический взгляд на происхождение человека
Любой задается вопросами о себе, своей семье, истории происхождения. В разное время нас интересуют различные вопросы, и мы желаем получить на них ответы. Такова наша природа. Желание преодолеть завесу тайн относительно происхождения человека и его природы, породило несколько основных точек зрения: мифологическую, философскую, научную и креационизм. Рассмотрим их в порядке возникновения.
Мифологические представления о появлении человека тесно связаны с идеями о происхождении вселенной. Они существовали на определенных стадиях развития практически у всех народов мира. Это подтверждается как изучением исторических фактов, так и современных малых народов, у каждого из которых существует тот или иной вид мифологии. В антропогонических мифах – мифах о творении человека нет единого взгляда на происхождение человека. Одни народы происходят от мистических сил. Так согласно преданию, первые вьетнамцы были потомками могущественного дракона и бессмертной феи. Другие от животных. Австралийские мифы говорят, что человеческий род произошел от животного-великана. В Северной и Южной Америке некоторые племена индейцев также ведут свой род от Ворона, Медведя, Ягуара или Гремучей Змеи. Третьи от абстрактных существ и духов, заключающих в себе силы природы, свойства окружающей среды. К данной категории относится группа гималайских народов, коренные народы Сибири и др. В некоторых культурах, народах, цивилизациях человек произошел от первой пары прародителей. В некоторых культурах, человек произошел от первой пары прародителей, которые стали отцом и матерью остальных людей: в авраамических религиях – Адам и Ева, в германо-скандинавской мифологии это Аск и Эмбла.
Мифологическое происхождение человека может объясняться как биологическое порождение богами или как изготовление божественными демиургами из земли, глины, дерева и т. п. Другая категория мифов говорит о начале рода человеческого, как результате перемещения неких существ низшего или высшего миров на поверхность земли (срединный мир). Еще одна категория основана на трансформации тотемных животных, отделении человека от других существ. Четвертая категория сформирована как усовершенствование (самопроизвольное или силами богов) неких несовершенных существ. В одних культурах человечество происходит от женщин, в других от мужчин, третьи представлены парой. При этом происхождение женщин иногда описывается иначе, чем происхождение мужчин (из другого материала и т. п.). Первый человек в ряде мифов трактуется как первый смертный, ибо уже существовавшие ранее боги или духи были бессмертны.
Со временем появляются более сложные и организованные представления о происхождении человека. Они связаны с религиозными культами. В качестве прародителя человека они выделяют некоторую центральную суть – божественный пантеон. Как правило, во главе которого находиться некий главный Бог (бог-царь, бог-творец, бог-мир). Цивилизации неолита (8-4 тыс. лет до н.э.), такие как древнеегипетская, ассирийская, вавилонская, китайская, индийская и др. формируют религиозную картину мира. И происхождение человека относят к творению божественных сил. Мифы о происхождении человека и вселенной часто взаимосвязаны, одни и те же боги ответственны как за создание мира, так и за создание человека.
Становление цивилизаций постепенно замещает распространенные представления о происхождении человека на теологические, сужая миропредставление первых людей до божественного творения. Малые народы и локальные этносы, в виду своей отстраненности от глобальных процессов сохранили старые верования в своих легендах, сказках и предании. Как правило, это политеистические религии, в основе творения которых божественные семьи, иерархии и царства. Но и они сохранились до наших дней только в локальных этнических группах. На смену им пришли глобальные монотеистические религии, такие как иудаизм, христианство и ислам. Последователями, которых на 2014 год являются 3,9 млрд. человек (55% населения земли). В современном мире мифы о происхождении человека воспринимаются как древний фольклор, народные сказания, сказки или религиозные догмы. При этом содержание мифа заключает в себе образовательные, ритуальные и сакральные функции. Во многих традициях содержание мифов схоже. Нередко миф воспринимается как реальность. Время происхождения мифологических сюжетов не поддается определению, их образование неразрывно связано с происхождением языка и сознания этноса.
Мифологию изучают такие научные дисциплины как: сравнительная мифология, антропология, этнология, этнография, история, социология, психология, философия и др. В качестве основных исследователей можно выделить: Джамбаттиста Вико, Фридрих Шеллинг, Шарль Дюпюи, братья Гримм, Джеймс Джордж Фрезер, Фридрих Клемм, Эдуард Тайлор, Клод Леви-Строс, Карл Густав Юнг, Эмиль Дюркгейм и др. Следует для примера привести ряд работ, которые могут заинтересовать читателя: «Основания новой науки» (Д. Вико), «Философия Мифологии» (Ф. Шеллинг), «Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии» (Э. Дюркгейм), «Первобытная культура: Исследования развития мифологии, философии, религии, языка, искусства и обычаев» (Э. Тайлор).
Мифологическое сознание характеризуется устойчивостью представлений и трудностью их изменений. Мифология, в некотором роде, приходится матерью религии. На редкость красивые и одухотворенные предания сохранились до наших дней, они отражают моральные и духовные качества этносов в разное время их существования.
Легенды о происхождении человечества. обзор
Мифы древних китайцев. Во II веке до н. э. было записано китайское предание, гласившее, что в глубокой древности существовал лишь мрачный хаос. Вселенная первоначально представляла собой некоторое подобие содержимого куриного яйца. В это время внутри этого яйца родился Пань-Гу. Через 18 тысяч лет светлое начало (ян) образовало небо, а мутное и тяжелое (инь) — землю. Они установили восемь главных направлений мирового пространства, и после этого ян стал управлять небесами, а инь – землей. Когда Пань-Гу умер, из частей его тела произошел мир. Его дыхание стало ветром и облаками, голос — громом. Его левый глаз — солнцем, а правый — луной. Четыре конечности Пань-Гу образовали четыре стороны света, пять частей его тела — пять священных гор. Его кровь стала реками, а жилы и вены — дорогами на земле. Его плоть стала почвой на полях, волосы на голове и усы — созвездиями, волосы на теле — травой и деревьями. Его зубы и кости превратились в золото и камни, костный мозг — в жемчуг и нефрит, его пот стал дождем и росой. паразиты, жившие на его теле, превратились в людей.
Мифы древних индийцев. Прародителем мира был Брахма. Люди же появились из тела Пуруши — первозданного человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Из этой жертвы, родились гимны и напевы, кони, быки, козы и овцы. Из уст его возникли жрецы, руки его стали воинами, из бедер его были созданы земледельцы, а из ног родилось низшее сословие. Из разума Пуруши возник месяц, из ока — солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания — ветер. Воздух произошел из его пупа, из головы произошло небо, а из ушей создались стороны света, ноги же стали землею. Так из великой жертвы вечные боги сотворили мир. От потомков Брахмы стали возникать и другие боги, и всего их стало тридцать три тысячи, тридцать три сотни и еще тридцать три.
По индусским верованиям Вселенная делится на 14 областей, и Земля – седьмая сверху. Вместе с солнцем возник и владыка солнечного диска – бог Вишну, который мог принимать различные формы, начиная от рыбы и черепахи и заканчивая человеческим обликом. В образе вепря Вишну погрузился в пучину и поднял на своих клыках всю землю из глубин. Вскоре земля была заселена животными и птицами.
Рождение человека. В древнеславянской мифологии люди рождены Богами, и считали своих Богов семьей, родственниками.
Видимо, более позднее заимствование в Греческой мифологии: Людей вылепил из земли и воды Прометей, сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. По некоторым мифам, люди и животные были созданы греческими богами в глубине земли из смеси огня и земли, а Прометею и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними.
В еврейской мифологии существует два варианта сотворения мира. В обоих вариантах мифа человек создается из глины, а жизнь наполняет глину в одном случае кровью Яхве в другом божественным дыханием
У Турков. Человечество родилось на черной горе. В пещере одной
образовалась яма, которая по форме напоминала человеческое тело,
струи дождя увлекли за собой глину и наполнили форму. Глина,
согреваемая солнцем, оставалась в форме девять месяцев. А через
девять месяцев из пещеры вышел первый человек: АЙ АТАМ, которого
зовут отцом Луны.
У Арабов. Существует вариант создания Ветхого Завета. В их космогонии
для того, чтобы человек родился, необходима земля четырех разных цветов:
синего, черного, белого и красного. Бог послал за ней ангела Гавриила,
но, когда тот наклонился для того, чтобы набрать земли, земля заговорила
и спросила, чего он хочет. «Земли, для того чтобы Бог смог создать
человека», – объяснил Гавриил. Земля ответила: «Я не могу тебе этого
позволить, потому что человек будет неуправляем и захочет разрушить меня».
Ангел Гавриил передал ее мнение Богу. Тогда Бог послал ангела Михаила.
Произошла та же история. Точно такая же неудача. Земля вновь воспротивилась
рождению человека. Тогда Бог послал ангела Азраила, чьей особенностью было
то, что он являлся ангелом смерти. Его не убедили аргументы земли. Таким
образом, человек существует благодаря ангелу смерти, и поэтому человек смертен.
Из принесенной земли Бог сотворил Адама. Но тот в течение сорока лет ничего не
делал, просто лежал на земле. Ангел не мог понять, почему человек не двигается.
Он посмотрел Адаму в рот, чтобы узнать, что находится у него внутри, и понял,
почему Адам остается неподвижным. Внутри тело человека было пустым. Тогда ангел
рассказал об этом Богу, и тот решил дать человеку душу. Адам ожил, и Бог, для
того чтобы дать ему преимущество перед землей, природой, растениями и
животными, разрешил ему назвать все, что его окружало. Человек один имеет
право давать имена даже духам (джиннам) и горам. И каждый раз, когда он
произносит имя, он покоряет себе того, кого называет. (Таба ри, арабский
летописец IX века, халифат Абба сидов.)
У Монгол. Человек был создан Богом, который вырыл в земле яму в форме
человеческой фигуры. Потом Бог вызвал бурю, и глина с потоками воды
заполнила яму (очень похоже на Турецкий вариант). Дождь кончился, влага
высохла, и человек, словно пирог из формы, вышел из ямы.
В Алтайской мифологии (Ульгень создаёт первых семь человек из глины и камыша),
Австралийские мифы. Вначале Земля была покрыта морем, а на дне высохшего первобытного океана и на склонах скал, выступающих из волн, находились уже. комки беспомощных существ со склеенными пальцами и зубами, закрытыми ушами и глазами. Другие подобные человеческие «личинки» жили в воде и были похожи на бесформенные шары сырого мяса, в которых только угадывались зачатки частей тела человека. Птица-мухоловка каменным ножом отделила человеческие зародыши друг от друга, прорезала им глаза, уши, рот, нос, пальцы.. Она научила добывать огонь трением, готовить пищу, дала им копье, копьеметалку, бумеранг, каждого снабдила его персональной чурин-гой (хранительницей души).
Разные австралийские племена считают своими предками кенгуру, страуса эму, опоссума, дикую собаку, ящерицу, ворона, летучую мышь.
Жили некогда два брата, два близнеца — Бунджиль и Палиан. Бунджиль мог превращаться в сокола, а Палиан — в ворона. Один брат деревянным мечом сделал на земле горы и реки, а другой — соленую воду и рыб, обитающих в море. Однажды взял Бунджиль два куска коры, положил на них глины и стал ножом мять ее, вылепив ноги, туловище, руки и голову, — так он создал мужчину. Сделал он и второго. Был он доволен своей работой и от радости исполнил танец. С тех пор существуют люди, с тех пор от радости исполняют танцы. Одному мужчине он прикрепил древесные волокна как волосы, и другому тоже — у первого волосы были курчавые, у второго — прямые. С тех пор у мужчин одних родов волосы курчавые, а у других — прямые.
PS/ Предварительный вариант. Краткий неполный обзор по мифологии народов Мира, материалам научно-исследовательских работ, многочисленным статьям инета
Мифология античного мира о возникновении жизни и Вселенной.
Фантастические и полуфантастические повествования предшествуют современной истории. По-гречески «historia» — это расспросы, исследования, разведка, рассказы о событиях, последующие пересказы и в современном понимании летопись прошлых событий. Зачастую легенды из мира прошлого представляют не только мифических существ — боги и демоны, ангелы и земные существа, но также открывают представления наших предков о создании и развитии вселенной.
Фаэтон, мифические персонажи Греции /клик по снимку ведет на страницу сказки о Фаэтоне/
Фантастические повествования о формировании мира, появлении богов и возникновении людей на земле, о предтечах культуры — навыки применения и добывания огня, о взаимоотношениях людей и животных, о всяческих чудесах.
Записи обо всем «сверхъестественном» — это и есть мифы, которые в своей совокупности и комплексности составляют мифологию. Когда речь идет о первоначальном, донаучном миропонимании далеких предков сегодняшнего человечества, то это миропонимание можно назвать «мифологическим».
Между поэтическим и мифологическим мировосприятием много общего, где характерны метафоры. Однако, если в поэзии метафора является проявлением образного мышления, сближением явлений по каким-то общим признаками, то в мифологии похожие явления не сближаются, а отождествляются. Например, среди ночи на безоблачном небе четко вырисовывается Молочный, или Млечный, путь. Уже в самих названиях данных людьми проявляется метафора.
Гномы, мифические существа нашего мира/клик по снимку ведет на страницу о гномах/
Древнегреческий миф объясняет суть: когда у Алкмены, женщины тиринфского властелина Амфитриона, родились близнецы — Ификл от амфитриона и Геракл от самого Зевса — героя, божественная жена Зевса хотела накормить грудью детей Алкмены, но, узнав об измене мужа, оторвала маленького Геракла от груди и ее молоко потекло небом с Олимпа на землю. Это было возникновение Молочного пути (по-гречески галаксиас, а отсюда и название Галактика). Но как же здорово это звучит, не так ли?
Морские волны не просто уподобляются живым существам, а становятся морскими божествами — нереидами, дочерями одного из богов моря — Нерея, или океанидами, дочерями другого морского бога — Океана (по представлению древних греков, Океан — это большая река, которая обтекает всю землю и всю сушу).
КАК ПОЯВИЛАСЬ ЖИВАЯ ВСЕЛЕННАЯ.
Птицы вылупляются из яиц… У античных людей появляется теория: всё живое — из яйца. Пожалуй, и вся вселенная могла появиться из начального яйца? Во многих космогонических мифах именно так рассказывается о начале возникновения мира. У сторонников религии Орфея (орфиков) существовал миф о рождении из мирового яйца, плавающего в море создателя мира Фанеса, который сиял, как солнце.
Надо заметить, что все известные нам этносы имели мифы о начале мира, возникновении и рождении. К счастью далеко не все мифы говорят о возможном конце света, о какой-то конечной катастрофе. Однако многие мифы у древних германцев, ацтеков, индийцев, сообщают о некоем дне, хорошо знакомом нам по христианской религии — Суд Белого Престола. У древних греков и римлян таких мифов не было, хотя существовали мифы о мировых катастрофах («катаклизм», или «всемирный потоп»).
В большинстве космогонических мифов о возникновении мира — этот процесс представляется в следующем порядке: сначала был «Хаос» (мировая бездна), где не было ни одного строя, но впоследствии образовались небо и земля. Затем появилось Солнце («свет»), месяц и звезды, после них — растения и животные, наконец первые люди и все, что они создали, их материальная культура. В греческой мифологии космогония связывается с теогонией, с мифом о рождении или происхождении богов и других сверхъестественных существ.
Вместе с ними появляется Эрос, «прекраснейший из бессмертных богов, который освобождает от грусти всех богов и всех людей», а кроме того, «порождает в груди и ум, и здравомыслящий совет». Его появление необходимо для преобразования предвечного Хаоса в Космос, мировой порядок, для введения гармонии в еще беспорядочном мире. Эрос разделяет стихии на мужские и женские, зажигает их любовью друг к другу. Возникает любовь как залог жизненного творчества мировых стихий.
Первоначальный Хаос дает начало Эребу и Никте (олицетворение ночи, богиня ночи). Эреб и Никта — стихии тьмы, которые возникли до появления Света, должны отступить перед ним. От брака Эреба и Никты рождаются Эфир (по-гречески Айтер, чистый верхний воздух, который поднимается над Аэром, туманным нижним воздухом, смешанным с испарениями воды и земли), и Гемера (олицетворение дня, дневного света). Мощная Гея родила Урана (Уранос — по-гречески небо, а в мифе — Бог неба), который стал ее мужем.
Кто такой Бука — мифический обитатель болот /клик по снимку ведет на страницу о Буке/
Следует отметить, что в результате антропоморфического восприятия явлений природы в мифотворческую эпоху развития человечества их представляли, как живых существ, способных давать потомство, и в то же время как собственно природные явления без качеств живых существ.
Кроме титанов, они дали жизнь циклопам (Арг, Бронт, Стероп), кузнецам, которые выковали для Зевса «громы и молнии», и сторуким великанам гекатонхейрам. Отец Уран не был удовлетворен рождением таких детей, как гекатонхейры, которые своей неизмеримой силой угрожали лишить его власти над миром.
От отрубленной части Уранового тела всколыхнулось море, родились эринии — богини, которые наказывают убийц, великаны со змеями вместо ног — гиганты и «мелийские» (Мелиа — по-гречески ясень) нимфы, а из пены, образовавшейся в море у побережья острова Кипр, вышла прекрасная богиня Афродита (Киприда).
Никто сегодня не возражает по поводу сходства мифических сюжетов античного мира с мифическими сюжетами других эпох и других народов. Однако известные нам еще с детских лет истории древних греков и римлян значительно отличаются от мифологии аборигенов Австралии, племен Новой Гвинеи, зулусов Южной Африки, индейцев Бразилия и Британской Колумбии, инуитов Гренландии и маорийцев Новой Зеландии. Разница между древнегреческими и римскими мифами и легендами названых племен, очевидно, объясняется не только географическим фактором, но чем-то еще очень важным, что мы пока не можем выявить для точного понимания.
Давайте сравним: Мифы о сотворении Мира у разных народов
Славяне.
У славян существовало несколько легенд о том, откуда произошел мир и его обитатели. У многих народов (древних греков, иранцев, китайцев) существовали мифы о том, что мир возник из яйца. Подобные легенды и сказки можно найти и у славян. В сказке о трех царствах герой отправляется на поиски трех царевен в подземный мир. Сначала он попадает в медное царство, затем — в серебряное и золотое. Каждая царевна дает герою по яйцу, в которое он по очереди сворачивает, заключает каждое царство. Выбравшись на белый свет, он бросает яйца на землю и разворачивает все три царства.
Одна из старинных легенд гласит: «Вначале, когда в мире не было ничего, кроме безбрежного моря, утка, летая над ним, уронила яйцо в водную пучину.
Яйцо раскололось, и из его нижней части вышла мать-сыра земля, а из верхней встал высокий свод небесный».
А вот как рассказывали о рождении мира карпатские славяне:
Когда было начало света,
Тогда не было ни неба, ни земли, только синее море,
А среди моря — дуб высокий,
Сели на дуб два дивных голубя,
Стали думать, как свет основать?
Спустимся мы на дно морское,
Вынесем мелкого песку,
Мелкого песку, золотого камня.
Мелкий песок посеем мы,
Золотой камень подунем мы.
С мелкого песку — черная землица,
Студена водица, зелена трава.
С золотого камня — синее небо, Синее небо, светлое солнце,
Ясен месяц и все звезды.
Шумеры.
Египтяне.
Китайцы.
Скандинавы.
Как считают скандинавы, вначале была пустота Гинунгагап. К северу от нее был замерзший мир мрака Нифльхейм, а на юге лежала огненная раскаленная страна Муспелльхейм. От такого соседства постепенно мировая пустота Гинунгагап заполнилась ядовитым инеем, который стал таять и превратился в злого инеистого великана Имира. Имир был предком всех великанов-морозов.
Затем Имир заснул. Пока он спал, пот, капающий у него из-под мышек, превратился в мужчину и женщину, а пот, капающий с ног, еще в одного мужчину. Когда же растаяло много льда, из образовавшейся воды возникла корова Аудумла. Имир стал пить ее молоко, а ей понравилось лизать соленый лед. Слизав лед, она обнаружила под ним мужчину, его звали Бури.
У Бури был сын Борё Бор женился на инеистой великанше Бестле и у них родились три сына: Один, Вили и Ве. Сыновья Бури ненавидели Имира и убили его. Из тела убитого Имира натекло так много крови, что она потопила всех великанов, кроме Бергельмира, внука Имира, и его жены. Им удалось спастись от наводнения в лодке, сделанной из ствола дерева.
Один и его братья принесли тело Имира в центр Гинунгагапы и создали из него мир. Из плоти Имира сделали землю, из крови- океан Из черепа получилось небо. А мозг разбросали в небо, получились облака.
Боги оставили без внимания только ту часть, в которой обитали великаны. Она называлась Етунхейм. Лучшую часть этого мира они отгородили ресницами Имира и поселили там людей, назвав ее Мидгардом.
Напоследок боги создали людей. Из двух древесных сучков получились мужчина и женщина, Аск и Эмбля. Все остальные люди произошли от них.
Последней построили неприступную крепость Асгард, которая поднялась высоко над Мидгардом. Эти две части соединялись радужным мостом Биврестом. Среди богов, покровителей людей, было 12 богов и 14 богинь (их называли асы), а также целая компания других божеств, помельче (ванов). Весь этот сонм богов пересек радужный мост и поселился в Асгарде.
Над этим многослойным миром вырос ясень Иггдрасиль. Его корни проросли в Асгард, Етунхейм и Нифльхейм. На ветвях Иггдрасиля сидели орел и ястреб, по стволу вверх и вниз носилась белка, у корней обитали олени, а ниже всех сидел змей Нидхегг, который хотел все съесть. Иггдрасиль- это то, что всегда было, есть и будет.
Греки.
Зороастрийцы.
В далеком прошлом до творения мира ничего не было: ни тепла, ни света, никаких живых существ на земле и на небе. В необъятном пространстве существовал только один Зерван – бесконечная вечность. Пусто было и одиноко, и тогда у Него появился замысел о творении мира. Он восхотел, чтобы родился у него сын. Желание было чрезвычайно велико, что Зерван стал совершать жертвоприношения в течение тысячи лет. И зародились в его чреве двое сыновей – Ормузд и Ариман. Зерван решил, что отдаст Он своему перворожденному сыну Ормузду власть над всем миром. Ормузд прочел мысли Отца и рассказал о них Ахриману. Однако зло уже тогда являлось сутью Аримана, и он, чтобы родиться первым, спешно разодрав оболочку Отца, явился на свет. Злобный Ариман заявил отцу: «Я сын твой, Ормузд». Взглянул Зерван на безобразного, наполненного Тьмой Аримана и зарыдал: не этого Он ждал. Сразу же за Ариманом из чрева показался Ормузд, излучающий Свет. Ахриман, жаждущий власти над миром, был младшим братом, но хитростью первым появился на свет. Поэтому он дерзко напомнил Зервану, что именно ему надлежит править миром, как и было обещано. Зерван ответил Ариману: «Сгинь, Нечистый! Я сделаю тебя царем, но только на девять тысяч лет, но Ормузд будет иметь власть над тобой, а после окончания отведенного времени царство будет отдано Ормузду и Он все исправит согласно своей воле».
Так, после творения мира, он разделился на две части. Место пребывания Ормузда, постоянного и безграничного во времени, исполненного всеведения и добродетелей, пронзает бесконечный свет. Область же, подвластная Ариману, находящемуся во тьме, невежестве и страсти разрушения, который был, есть, но не будет существовать всегда, называется Бездной. Между Светом и Темной Бездной существовала пустота, в которой смешались бесконечный свет и бесконечная тьма. Ормузд начал творение совершенного мира, пролив частицу своего чистого света в бездну, отделявшую его от Ахримана. Но из Мрака поднялся Ариман, как и было предсказано. Коварный младший брат, не обладающий всеведением, не знал о существовании Ормузда, и настолько пришел в ярость от увиденного творения мира, что объявил войну всему Творению. Ормузд пытался убедить Аримана, что нет пользы от такой войны, и Он не держит никакого зла на своего брата. Однако не послушал Ариман, так как решил: «Если Всеведущий Ормузд пытается решить дело мирно, то Он бессилен». Не знал Ахриман, что не в состоянии он причинить вреда брату своему, но может только причинить вред сущему, – знал об этом только Всеведущий Ормузд.
Братьям отведено девять тысяч лет от начала творения мира: первые три тысячи лет события будут происходить по воле Ормузда, следующие три тысячи лет – воля Ормузда и Аримана смешаются, а в последние три тысячи лет злой Ариман будет обессилен и их противостояние из-за Творения прекратится. Показал Ормузд Ахриману свою победу в конце истории: бессилие Злого духа и уничтожение дивов, воскрешение мертвых, конечное воплощение и будущее успокоение творений навечно. И бежал в страхе Ариман назад во Тьму. И хотя он бежал, но продолжил безумную борьбу против Творения – создал дивов и демонов, которые поднялись для устрашения. Первое, что создал Ариман – Ложь, которая подтачивает мир. Ормузд же, создал себе вечных бессмертных спутников: Благую Мысль, Истину, Послушание, Преданность, Целостность и Бессмертие. Затем Он сотворил прекрасных ангелов, ставших вестниками Ормузда и защитниками добра. Продолжил Ормузд творение мира: Он создал Небо и Землю, а между ними сотворил свет, звезды, луну и солнце. Определил Всеведущий места для всех, чтобы они были всегда готовы к сражению со злом и спаслись.
Индейцы Арикара.
Индейцы Гурон.
Вначале ничего, кроме воды, не было. Только широкое-широкое море. Единственными обитателями его были животные. Они жили на воде, под водой или летали по воздуху.
Потом с неба упала женщина.
Две полярные гагары пролетали мимо и успели подхватить ее на свои крылья. Однако ноша была слишком тяжела. Гагары испугались, что уронят женщину и она утонет. Громко воззвали они о помощи. На их зов прилетели и приплыли все твари.
Великая Морская Черепаха сказала:
— Опустите небожительницу мне на спину. Никуда она с моей широкой спины не денется.
Гагары так и сделали.
Затем совет зверей стал думать, как быть дальше. Мудрая Морская Черепаха сказала, что женщине для жизни нужна земля.
Все звери по очереди стали нырять на дно морское, но никто так и не достиг дна. Наконец, нырнула Жаба. Прошло много времени, прежде чем она появилась снова и принесла горсточку земли. Эту землю она отдала женщине. Женщина разровняла ее на спине Черепахи. Так возникла суша.
Со временем выросли на ней деревья, потекли реки.
Стали жить дети самой первой женщины.
И по сей день земля покоится на спине Великой Морской Черепахи.
Индейцы Майя.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов