мифологические животные древней руси
Славянский хоррор: самые страшные существа мифов и легенд
Некогда забытый отечественный фольклор сегодня возрождается в литературе и кинематографе. На экраны уже вышло несколько фильмов о русалках, домовых и прочей нечисти, а в сюжеты романов проникли кикиморы, черти и лесные духи. И то ли еще будет! Мы решили вспомнить, кого боялись наши предки и их соседи.
А если вам некогда читать, то посмотрите короткое видео по теме этого материала.
Полудница и Нощница
Два женских демона-антагониста, персонифицированные выражения переломного времени суток как периода, опасного для человека. Как видно из имен, одна появлялась в середине дня, другая — в середине ночи.
Род деятельности. Полудница наказывает тех, кто работает в полдень. Нарушителю может отрезать голову, а беременных женщин и детей, вышедших в поле, замучить до смерти. Оставленного без присмотра младенца обязательно заменит своим собственным.
Издевается над детьми и нощница, из-за которой, судя по поверьям, малыши не спят по ночам.
Внешность. Полудница и Нощница разные не только по времени появления, но и по внешности. Если первая появляется в образе красивой девушки или даже юноши в прозрачных одеждах (реже — косматой старухи), то вторая — в виде уродливой когтистой бабы в черном. Жители Польши представляли себе Нощницу как птицу или летучую мышь, а белорусам она казалась черным мохнатым червяком.
Способ защиты. Спасти от обоих демонов могут только заговоры и обереги. Охотиться бессмысленно, только проблем наживете.
Баба Яга
Фольклорно-сказочный персонаж, встречающийся у западных, южных и восточных славян. Несмотря на то, что в адаптированных сказках для детей Яга оказывается почти комическим героем, изначально — это демон, служащий проводником в мир мертвых. Отсюда и костяная нога, помогающая ей переходить в «тридевятое царство».
Род деятельности. Ворует детей и пытается зажарить их в печке или поджидает добрых молодцев в избушке на курьих ножках. Образ самой избушки связывают с домовинами, в которых хоронили умерших многие северные народы, — этим и объясняется то, что у Бабы Яги «нос в потолок, губы на притолоке висят». Часто персонаж выступает волшебным дарителем, но только после того, как герой пройдет испытание в ее избе. «Добры молодцы», приходящие к ней за помощью, проходят своеобразный обряд, который исследователи связывают с погребальным. Они парятся в бане (омовение умершего) и едят приготовленную Ягой стряпню (поминальная трапеза). Таким образом они временно умирают и перерождаются уже в другом качестве и с другими способностями.
Внешность. Как мы уже сказали, главным атрибутом Бабы Яги является костяная нога. Также известно, что это горбатая старуха с большим крючковатым носом, вечно растрепанная и не подпоясанная (верх неприличия!). На лубочных картинках она изображается в зеленом платье, лаптях и брюках.
Способ защиты. Его нет! Единственный совет — не соваться на опушку темного леса и бежать сломя голову от избушки на курьих ножках.
Стржига
От лат. strix, др.-греч. στρίξ, στρίγξ «сова-вампир»), мужской эквивалент strzigůń (стржигун) — персонаж силезских, хорватских, сербских, а также молдавских и румынских мифов.
В одних регионах — это демон, в которого превращаются повешенные (чаще такое существо называется стригоем), в других — стржигами рождаются. Известны случаи, когда за них принимали младенцев, появившихся на свет с прорезавшимися зубами.
Род деятельности. Обычно стржиги пили кровь, но, если были не очень голодны, могли просто наслать на людей кошмары. Считалось, что после собственной смерти они морили всю семью, а также вставали из гроба и убивали односельчан. Укушенный стржигой человек превращался в такого же демона.
Внешность. Согласно некоторым легендам эти существа были рыжими и голубоглазыми. По другой версии, они могли принимать любую внешность. В албанской мифологии, куда проникла история о стржигах или стригоях, подобную нечисть вообще сложно выследить, так как визуально она ничем не отличалась от остальных. У стржиг два сердца и две души, одна из которых остается в теле после смерти.
Способ защиты. Самый популярный и, видимо, действенный метод — вбить осиновый или дубовый кол в сердце, но иногда в Румынии находят могилы с железными кольями. Вычислить могилы стржиг довольно просто: надо провести по кладбищу лошадь и там, где она встанет и откажется идти вперед, вы обязательно найдете стржигу.
Лихо (одноглазое)
Воплощение зла и всех бед, которые только могут свалиться на голову человека. Образ этого демона восходит к мифу о циклопах.
Внешность. Лихо имеет общий корень со словом «лишение». У разных народов изображается с физическими недостатками. Самый распространенный вариант Лиха — одноглазое, но есть однорукие и одноногие персонажи. Этимология имени также включает в себя значения «остаточный», «лишний», и в связи с этим Лихо могло оказаться с лишними пальцами или лишними зубами. Считалось, что люди, родившиеся с такими недостатками, приносят несчастье.
Способ защиты. В случае, если Лихо — это глуповатый злой великан, то все советы даны в мифе об Одиссее и Полифеме, а также в русской сказке, удивительно похожей на греческую легенду. Но если это бестелесный демон, то, по поверьям наших предков, помочь могли только амулеты, привлекающие удачу и отпугивающие сглаз.
Водяные русалки и мавки
Мифологические существа, когда-то бывшие людьми, но умершие не своей смертью. Водными русалками (есть еще лесные и полевые) часто именуют девушек-утопленниц, а мавками становятся некрещеные младенцы и дети, проклятые своими матерями.
Внешность. Часто русалки и мавки выглядят как молодые девушки. В северных регионах речные русалки могут быть с рыбьим хвостом. Мавки иногда похожи на детей, впрочем, детские персонажи-демоны в фольклоре редкость, так что они, видимо, вырастали, но не старились.
Способ защиты. Было несколько способов избавиться от русалки. Самый действенный из них — не снимать нательный крестик. Но если это не помогало, то на помощь приходили заговоры. Один из них записан этнографом Павлом Шейном:
«Водяница, лесовица, шальная девица! Отвяжись, откатись, в моем дворе не кажись; тебе тут не век жить, а неделю быть. Ступай в реку глубокую, на осину высокую. Осина трясись, водяница уймись. Я закон принимал, златой крест цаловал; мне с тобой не водиться, не кумиться. Ступай в бор, в чащу, к лесному хозяину, он тебя ждал, на мху постелюшку слал, муравой устилал, в изголовьице колоду клал; с ним тебе спать, а меня крещенного тебе не видать»
Bestiary.us
Быстрый переход
Русская мифология и фольклор
в славянской мифологии райская птица с женским ликом и сладостным голосом
в русских поверьях дух амбара
в восточнославянской мифологии мелкий бес, чертенок с утиными чертами и лысой как у татарчонка головой
в славянской мифологии и фольклоре живущая в лесу старуха-чародейка
у славян страшный старик, которым пугают детей
в русском фольклоре злая старуха, сходный с бабаем женский образ
в русской глубинке одна из страшилок для детей, бабай
по славянской мифологии дух бани, как правило, стоящей на отшибе
в современной русскоязычной среде, озорной домашний дух, которому приписывают действия, связанные с полтергейстом
в русском фольклоре фантастическое страшилище, которым пугают детей, бабай; таинственное существо в пустых постройках, в лесной глухомани
в восточно-славянском фольклоре лесной дух, который сбивает с дороги путников, заставляет их плутать по лесу, заводит в болото или чащу
таинственные природные явления или мифологические существа, наблюдаемые по ночам на болотах, полях и кладбищах
по русским поверьям большеголовый и неуклюжий дух леса, живущий в ягодных местах, норовящий обманом запрыгнуть на шею и голову петлей стянуть
по славянской мифологии сестра русалкам, живущая на болоте, в белоснежном цветке кувшинки с котел величиной
в славянском фольклоре персонаж, которым пугают непослушных детей; бука, бабай
в русском фольклоре страшилище, которым пугают детей, бабай; таинственное существо в лесу, в пустых постройках
в русском фольклоре сказочное страшилище, которым пугают детей, фантастическое существо в доме
в русском фольклоре одна из страшилок для детей, бабай, фантастическое существо вроде домового
в русском фольклоре мифическое существо в подполье дома; страшилище, которым пугают детей
в русском фольклоре нечистая сила неопределенного облика
в восточнославянских сказках чудовищное агрессивное лесное создание, которое убивает объединённая группа людей, животных и предметов
воспетый Гоголем персонаж восточнославянского фольклора, чей смертоносный взгляд скрыт под огромными веками
в славянском фольклоре персонаж, которым пугают непослушных детей, бабай, бука; также покойник, являющийся во сне
в славянской мифологии злой дух, воплощение стихий воды как отрицательного и опасного начала
в славянской мифологии оборотень, чeлoвeк, вынужденный принимать oблик вoлка
в русском фольклоре нечистый дух или черт; змей, который посещает женщин, превращаясь в красивого парня, отсутствующего мужа
в русском фольклоре злой дух, который стрелой мчится по проезжим дорогам за душой умирающего грешника
в русском фольклоре нечистая сила, которой пугают детей; возможно, она сходна с букой
в русском фольклоре (точнее, в пушкинской интерпретации фольклорных текстов) упырь
в поверьях Костромского края тоскующая, «ноющая» душа непогребенных костей
в русском фольклоре разновидность домового, дух, ведающий домашним хозяйством
в белорусской и русской мифологиях дух-хранитель гумна (места и/или помещения для сушки и обмолота зерна)
у славян дух-хранитель двора и хозяйственных построек
понятие народной демонологии, обозначающее различных лесных существ чудесной, «дивной» природы
у славян (а также в ряде других культур) дух-хранитель дома
в фольклоре Терского Берега Белого моря, «хозяин» моря и зверей, предсказывающий каким будет промысел
в русском фольклоре сказочный зверь, питающийся воздухом
в белорусской и русской мифологии проклятые колдуны, обреченные после смерти возвращаться упырями, вредить людям или друг другу
у русских Архангельской области персонаж, которым пугали детей перед Великим постом, персонификация поста
в фольклоре Вологодской области, существо, живущее в гороховом поле, в огороде, персонификация полуденного жара
в фольклоре Русского Севера, живущий в подовине у печки злой дух, который показывается в огненном сиянии
в белорусском фольклоре страшное пугало в облике бабы-жабы с железным крюком, живущее в полях и огородах и хватающее детей, которые без разрешения бегают за горохом
в приграничных с Беларусью районах России старуха-пугало с железными грудьми
персонаж славянской мифологии, нечистая сила, очень длинный и худой дух, бродящий ночью по улицам
по поверьям жителей Урала подземная кошка, охраняющая клады
в русских поверьях дух мертворожденного или умершего до крещения младенца, безрукий и безногий урод
в русском фольклоре разновидность домового, дух, который подшучивает над людьми
по славянской мифологии могучий подвид единорога, способный разгулявшись «всколдыбать» всю вселенную
некое фантастическое существо, неоднократно изображавшееся на русских лубочных картинках, речной ящер неясного происхождения
в славянской мифологии беспокойный домашний дух исключительно женского пола, жена или сестра домового
морское чудовище средневековых бестиариев
в поверьях русского севера водяной дух в обличье женщины с рыбьим хвостом, обитающий в реке Кице
согласно славянских поверий, дух, охраняющий клады
в славянской мифологии фантастическое существо, которым пугают детей
в восточнославянской мифологии помощники ведьмы, колдуна или домового, накапливающие в себе достаток и приносящие его в дом
в русском фольклоре разновидность домового, «хозяин» колодца
в русских сказках маленькая горбатая лошадка со сверхъестественными способностями
персонаж русских волшебных сказок, обладающий волшебным усыпляющим голосом
в мифологии и фольклоре восточных славян злой колдун, омерзительный старик, обитающий в тридевятом царстве на краю света
по поверьям Урала и Пермского края маленький нечистый дух, чертик
в фольклоре жителей Вологодщины водяной чертенок
в русских поверьях дух в облике женщины, обитающий в углу (в куте) дома
согласно славянским поверьям: дух, превращающийся в пса и лаем охраняющий клады
по славянским поверьям дух, который слетает на землю падучей звездой и, принимая знакомый человеческий образ, вступает в связь со своими жертвами
в славянской мифологии дух леса
у восточных славян воплощение злой доли в образе одноглазой старухи
в русском фольклоре демонический персонаж, уродливая старуха, которая бродит по белому свету, разыскивая погубленного ею сына
в русском фольклоре привидение или дух
в ряде культур (как правило северных: скандинавы, финно-угры, балты, славяне) люди, превращающиеся в медведей, и наоборот
персонаж славянского фольклора, известный в русских и сербских сказках, получеловек-полумедведь
дух-хозяин мельницы в фольклоре жителей русского севера
в русском фольклоре домашний дух, оставляющий на полу мокрые следы
по славянской мифологии дух мшистых болот, самый маленький из лесных духов
в славянской мифологии чудесная птица с четырьмя ногами
в русском фольклоре зловредный женского пола дух бани
по славянской мифологии один из усадебных духов, охранитель хлебных запасов, живущий в овине
в фольклоре жителей русского севера, полевой дух в образе старухи, прибегающей погреться к кострам на выжигании старой травы при бороновании
по славянской мифологии демон-искуситель и дух-добытчик
дух, обитающий в речных и озерных омутах; водяной
в южносибирских поверьях фантастическое существо, «оплетающее» людей, чудовище, похожее на человека и питающееся его кровью
в фольклоре Беларуси и северо-запада России женский дух поля
в фольклоре Олонецкого края, полевой или лесной дух, обитающий в кустарнике и стерегущий ягоды
ребенок нечистой силы (эльфов, русалок, леших, чертей и других), подброшенный вместо похищенного новорожденного
в славянской мифологии дух поля, маленький старичок с волосами и бородою из колосьев и травы
легендарный богатырь или чудовище-людоед, русский лубочный аналог кентавра
в славянской мифологии дух жаркого полудня, настигающий тех, кто вопреки народному обычаю работает в поле в полдень
духи полуночи; персонификация болезни и бессонницы
в поверьях Нижегородской губернии злой дух, живущий в полях, на земле
в русском фольклоре мелкий бесенок, живущий вблизи людей
в белорусском фольклоре подменыш, созданный колдуном или русалкой из полена или вырезанной из него куклы
зооморфные персонажи, имеющие человеческое тело и голову собаки либо волка, славянская интерпретация кинокефалов
в русском фольклоре нечистый дух в пустом доме; кикимора
в славянском фольклоре фантастическое существо («зверь-женщина»), обитающее в ржаном поле или в коноплях; русалка
в славянской мифологии духи водоемов, в которых превращаются умершие девушки, утопленницы, некрещёные дети
по сказаниям русскоустьинцев, дух-хранитель тундры (от «сендуха» — русское диалектное название тундры)
древнерусское языческое божество, предположительно покровитель семян и корней, охранитель растительности, входившее в пантеон князя Владимира
в славянских мифах райская птица с ликом девичьим, песней своей погубить способная
злобное существо из локальной былички, записанной в деревне Верхополье Брянской области России
в русских поверьях суровый дух-хранитель степи
в русском фольклоре духи, караулящие сено на сенокосе
на Русском Севере и Поволжье колдунья-пережинщица
у литовских русинов опасный лесной божок, под видом тура или оленя с золотыми рогами или копытами заманивающий путников в лес или болото
в фольклоре русских жителях берегов реки Ояти покойник-ератник-упырь, встающий по ночам из могилы и пугающий беременных женщин
согласно распространенным в Архангельской губернии поверьям, подмененный лешим ребенок
в русском фольклоре чудесное существо, похожее на птицу, живущее в воде
в русском фольклоре лесные духи, эхом отзывающиеся на человеческий голос
в русском фольклоре чудесное существо, напоминающее большую рыбу, бегающую утром по росе
в славянском фольклоре маленький чертенок, помощник домового
огромная птица, поедающая людей и скот, обитавшая в окрестностях Семипалатинска
по сказаниям русскоустьинцев, мифическая народность, представители которой впадали в зимнюю спячку и умирали, если до весны ломалась сосулька из их соплей
в славянском фольклоре злые духи
в русском фольклоре чудесный народ белоглазых великанов, обитавших на севере
в поверьях Архангельской губернии нечистые духи, изгоняемые по окончании Святок
в русском фольклоре мелкие пакостные демоны, на Святки выходящие из проруби на свет
русский женский демонический персонаж, дух пустого дома, связанный с прядением и схожий с пустодомкой
10 самых жутких монстров славянской мифологии
Если вы думаете, что в славянской мифологии самыми страшными были Баба-Яга и Змей Горыныч, постоянно появляющиеся в сказках, то вы явно плохо знакомы с древним русским фольклором. В мифологии наших предков встречались по-настоящему страшные и злобные существа, с которыми вы вряд ли захотели бы встретиться. Вот 10 наиболее жутких и интересных монстров славянской мифологии.
1. Аспид.
2. Волот.
Волоты — малочисленная раса могучих великанов, населявшая территорию древней Руси. Некогда волоты были одной из самых распространенных рас, но к началу исторической эпохи практически вымерли, вытесненные людьми.
3. Злыдень.
Злыдень — злой дух, приносящий нищету дому, в котором поселился. Данные духи находятся в подчинении у навьи. Злыдень невидим, но его можно услышать, иногда он даже разговаривает с людьми, в чьем доме поселился. Злому духу тяжело попасть в дом, так как его туда не пускает домовой, но если уж ему удалось проскользнуть в жилище, то избавится от него очень непросто. Если злыдень пробрался в дом, то он проявляет большую активность, помимо разговоров дух может залезать на обитателей дома и ездить на них. Часто злыдни селятся группами, так что в одном доме их может быть до 12 существ. Злыдни предпочитают селиться в человеческих домах за печкой, в сундуках или шкафах. Иногда, если они не могут найти для себя подходящий дом, то селятся в лесу возле водоема, где поджидают пока мимо пройдет подходящий человек, чтобы увязаться за ним и попасть к путнику домой.
4. Упырь.
Упырь – живой мертвец, восставший из могилы. Внешне упыри практически ничем не отличаются от человека, единственное их отличие — это острые зубы, так все зубы упыря заострены и больше напоминают акулью пасть, нежели человеческую. Обычно в упырей после смерти превращаются колдуны и волколаки, однако живым мертвецом может стать и живой человек, ставший жертвой проклятья. Обычно живые мертвецы селятся на кладбищах и не отходят далеко от своих могил, но иногда в поисках пищи или, спасаясь от преследователей, упыри могут поселиться в лесу или даже в селениях, там для жилья они выбирают темные места, куда не проникает солнечный свет.
5. Волколак.
6. Анчутка.
Анчутка – маленький злой дух. Рост анчуток составляет всего несколько сантиметров, их тела покрыты шерстью и имеют черную окраску, а головы у этих злых духов лысые. Характерной особенностью анчутки является отсутствие пяток. Считается, что нельзя произносить вслух название этого злого духа, так как анчутка сразу же на него откликнется и окажется прямо перед тем, кто произнес. Обитать анчутка может почти везде: чаще всего духа можно встретить в поле, в бане или на водоеме, так же он предпочитает селиться поближе к людям, но избегает встреч с более сильными существами. Впрочем, различная среда обитания накладывает особенности на внешний вид и поведение злых духов, так можно выделить три основных подвида анчуток: банные, полевые, водяные или болотные. Полевые анчутки самые мирные, не являются людям, если те сами не позвали их. Банные и болотные анчутки любят попроказничать, но шутки у них злые и опасные, нередко приводящие к смерти человека, так, болотный анчутка может схватить пловца за ногу и утащить его на дно. Банные анчутки часто пугают людей стонами, являются им в различных обликах, да и просто могут заставить человека уснуть или потерять сознание.
7. Лихо.
Лихо — злое человекоподобное существо, встречаются как мужские, так и женские особи. Отличается лихо высоким ростом и худощавым телосложением, у него всего один глаз, поэтому видит оно в узком диапазоне. Питается лихо плотью и страданиями людей и животных, обычно оно старается не появляться в крупных поселениях, а большую часть жизни обитает в лесу, питаясь местным зверьем и птицами, чем часто злит лешего. Но если лихо попадется одинокий человек или небольшая группа людей, то тут оно свой шанс не упустит. Пристав к одному человеку оно ввергает того в уныние и питается негативными эмоциями. Такой рацион делает существо еще сильнее, и чем больше негативных эмоций испытывает «носитель» тем сильнее лихо. Если же ему не удается справиться с волей человека, то существо предпочтет съесть жертву, нежели отпустить. Когда попадается группа людей, лихо выбирает себе одного, а остальных убивает прямо у него на глазах, опять же чтобы сломить волю человека. Если лихо овладело человеком, то избавиться от него практически невозможно. Оно будет следовать за жертвой повсюду, попутно нападая на тех, кто оказывается рядом с «носителем» и так пока несчастный не умрет, что в принципе наступает довольно скоро, после чего лихо начнет искать себе новую жертву.
8. Вий.
9. Алконост.
Алконост – полуптица-получеловек. Тело у алконоста птичье, с красивым радужным опереньем. Голова у него человеческая, часто на нее надета корона или венок, также алконост имеет человеческие руки. Существу покровительствует славянский бог Хорс. Почти всю свою жизнь алконост проводит в Ирии, и лишь девушки-алконосты раз в год спускаются на землю, чтобы отложить яйца, потому в мифологии алконостов изображают именно с женским лицом. Яйца алконост откладывает в воду на самое дно, чаще всего выбирает берег моря, но также подходят и крупные реки. На дне яйца пребывают в течение 7 дней, после чего они всплывают и вылупляются птенцы. Все это время вокруг гнездовья стоит ясная, безветренная погода, а алконост-мать поет свои чудесные песни, находясь неподалеку, скрываясь в лесной чаще. Когда птенцы вылупляются, алконост забирает их и еще 7 дней находится с потомством на земле, пока молодняк не наберется достаточно сил для полета в Ирий. Нет четкого указания в какое именно время года алконосты покидают Ирий и спускаются на землю: в одних источниках указывают период зимнего солнцестояния, в других осенние месяцы.
По природе своей алконост не агрессивен и не представляет прямой опасности для человека, но, все же, может невзначай навредить ему, если тот подойдет слишком близко к гнездовью, или будет находиться рядом, когда птица поет свою песнь. Защищая себя или своих птенцов, полуптица-получеловек способна погрузить всех окружающих в беспамятство.
10. Кикимора.
Кикимора — злой дух, насылающая кошмары на человека. На вид кикимора очень худая и маленькая: голова у нее с наперсток, а тело тонкое как тростинка, она не носит ни обуви, ни одежды и большую часть времени остается невидимой. Днем кикиморы неактивны, а по ночам начинают шалить. По большей части они не причиняют серьезного вреда человеку, в основном лишь устраивают небольшие проказы: то стучат чем-то по ночам, то скрипеть начинают. Но если кикимора невзлюбила кого из членов семьи, то проказы станут куда серьезнее: дух начнет ломать мебель, бить посуду, изводить домашнюю скотину. Любимое занятие кикиморы – прясть пряжу: порой сядет ночью в углу и начинает работать, и так до утра, но толку от этой работы нет, лишь спутает нитки, да пряжу порвет.
В качестве места обитания кикиморы предпочитают человеческие дома, выбирая для проживания укромные места: за печкой, под порогом, на чердаке, за сундуком, в углу. Часто кикимор берут в жены домовые. Иногда кикиморы показываются на глаза людям, предвещая скорые несчастья: так если она плачет, то скоро случится беда, а если прядет, то значит, вскоре кто-то из обитателей дома умрет. Предсказание можно уточнить, спросив кикимору, тогда она обязательно ответит, но только стуком.