михайло васильевич ломоносов история медицины
Ломоносов и медицина
В научном творчестве Ломоносова важное место занимают самые разные вопросы, связанные с областью медицины. Это – и проблемы этиологии болезней и сохранения здоровья населения, рассмотренные с различных позиций (демографических, безопасности труда, экстремальных условий и др.), и обеспечение страны медицинской помощью, и развитие медицинского образования в России. Труды Ломоносова, затрагивающие медицинские проблемы, были полны свежих идей и оригинальных подходов к решению задач.
Учёный понимал и отмечал в своих трудах, что медицина как наука о болезнях и их лечении основана на знании строения и жизнедеятельности организма в его нормальном состоянии. Без этого знания не может быть достигнута основная цель медицины – исцеление болезней. Для излечения болезней необходимо понять их непосредственную причину, а «причины нарушенного здравия», по словам Ломоносова, медицина «чрез познание свойств тела человеческого достигает».
Во многих своих трудах великий естествоиспытатель касался этиологии болезней и, усматривая в них материальную причину, в отличие от господствующих в середине XVIII века взглядов, обращал внимание на влияние различных климатических факторов на возникновение нарушений в человеческом организме.
Уже в 1741 году Ломоносов писал, что «первейшая причина [болезней] есть воздух. Ибо искусство показывает довольно, что при влажной к дождю склонной и туманной погоде тело тяжело и дряхло бывает, от безмерно студеной нервы очень вредятся; и иные сим подобные неспособства случаются. Потом едение и питие, которое немочи причиною быть может, ежели кто оного чрез меру примет…». Роли воздуха в происхождении болезней Ломоносов касался неоднократно, придавая большое значение его температуре. Если от стужи «нервы вредятся», то ещё хуже для здоровья зной, который, по мнению Ломоносова, расслабляет человека, а главное, способствует гниению воды и пищевых продуктов и появлению эпидемических болезней. Холод же, особенно для привычных к нему русских людей, оказывается более полезным, так как он предотвращает возникающие в знойном климате опасности.
Обобщая опыт предшественников и свой личный, Ломоносов стремился найти средства, помогающие сохранить здоровье людей в экстремальных условиях. Так, в инструкции для членов экспедиции, посланной на поиски Северного морского пути, Ломоносов говорит о необходимости снабдить экспедицию запасами продуктов для предупреждения цинги, напоминая о таких проверенных опытом противоцинготных средствах, как северные ягоды (морошка) и свежее мясо.
Много внимания Ломоносов уделял профилактике болезней. В частности, в работе «Первые основания металлургии или рудных дел» (1741) он предлагал конкретные меры для облегчения тяжёлых условий труда в шахтах. Например, считал необходимым создать искусственную вентиляцию, разработал систему естественной вентиляции и ряд приспособлений для безопасного труда, придумал специальную защитную одежду, предлагал создать места отдыха в шахтах, ввести семичасовой рабочий день и запретить труд детей.
Исторически сложилось так, что у истоков медицинского образования в России стояли иноземные лекари. Ломоносов понимал, что обеспечение страны медицинской помощью – это основное средство в борьбе со знахарством и шарлатанством, которым следует противопоставить лечение по правилам медицинской науки. Россия того времени испытывала острую нужду во врачах. Ломоносов считал, что нужно расширить все практиковавшиеся способы подготовки медиков: и учёбу в иностранных университетах, и прикрепление русских юношей к иностранным врачам с требованием учить их «с великим прилежанием, ничего не тая». «Медицинской канцелярии, – писал Ломоносов, – подтвердить накрепко, чтобы как в аптеках, так и при лекарях было довольное число учеников российских, коих бы они в определенное время своему искусству обучали и сенату представляли». Но и этого было недостаточно. Нужно было учить врачей в России в специальных учебных заведениях. Поэтому Ломоносов настойчиво добивался создания университета с медицинским факультетом.
Не случайно медицинский был одним из трёх факультетов (наряду с философским и юридическим), с которых, по проекту Ломоносова, и начался Московский университет.
Статья студентки факультета фундаментальной медицины Е.Н. Каширской «Ломоносов и медицина», опубликованная в газете «Московский университет», № 26, 2010 год.
Ломоносов и науки
Ломоносов и медицина
Ломоносов и медицина
В научном творчестве Ломоносова важное место занимают самые разные вопросы, связанные с областью медицины. Это – и проблемы этиологии болезней и сохранения здоровья населения, рассмотренные с различных позиций (демографических, безопасности труда, экстремальных условий и др.), и обеспечение страны медицинской помощью, и развитие медицинского образования в России. Труды Ломоносова, затрагивающие медицинские проблемы, были полны свежих идей и оригинальных подходов к решению задач.
Учёный понимал и отмечал в своих трудах, что медицина как наука о болезнях и их лечении основана на знании строения и жизнедеятельности организма в его нормальном состоянии. Без этого знания не может быть достигнута основная цель медицины – исцеление болезней. Для излечения болезней необходимо понять их непосредственную причину, а «причины нарушенного здравия», по словам Ломоносова, медицина «чрез познание свойств тела человеческого достигает».
Во многих своих трудах великий естествоиспытатель касался этиологии болезней и, усматривая в них материальную причину, в отличие от господствующих в середине XVIII века взглядов, обращал внимание на влияние различных климатических факторов на возникновение нарушений в человеческом организме.
«первейшая причина [болезней] есть воздух. Ибо искусство показывает довольно, что при влажной к дождю склонной и туманной погоде тело тяжело и дряхло бывает, от безмерно студеной нервы очень вредятся; и иные сим подобные неспособства случаются. Потом едение и питие, которое немочи причиною быть может, ежели кто оного чрез меру примет…». Роли воздуха в происхождении болезней Ломоносов касался неоднократно, придавая большое значение его температуре. Если от стужи «нервы вредятся», то ещё хуже для здоровья зной, который, по мнению Ломоносова, расслабляет человека, а главное, способствует гниению воды и пищевых продуктов и появлению эпидемических болезней. Холод же, особенно для привычных к нему русских людей, оказывается более полезным, так как он предотвращает возникающие в знойном климате опасности.
Обобщая опыт предшественников и свой личный, Ломоносов стремился найти средства, помогающие сохранить здоровье людей в экстремальных условиях. Так, в инструкции для членов экспедиции, посланной на поиски Северного морского пути, Ломоносов говорит о необходимости снабдить экспедицию запасами продуктов для предупреждения цинги, напоминая о таких проверенных опытом противоцинготных средствах, как северные ягоды (морошка) и свежее мясо.
Много внимания Ломоносов уделял профилактике болезней. В частности, в работе «Первые основания металлургии или рудных дел» (1741) он предлагал конкретные меры для облегчения тяжёлых условий труда в шахтах. Например, считал необходимым создать искусственную вентиляцию, разработал систему естественной вентиляции и ряд приспособлений для безопасного труда, придумал специальную защитную одежду, предлагал создать места отдыха в шахтах, ввести семичасовой рабочий день и запретить труд детей.
– это основное средство в борьбе со знахарством и шарлатанством, которым следует противопоставить лечение по правилам медицинской науки. Россия того времени испытывала острую нужду во врачах. Ломоносов считал, что нужно расширить все практиковавшиеся способы подготовки медиков: и учёбу в иностранных университетах, и прикрепление русских юношей к иностранным врачам с требованием учить их «с великим прилежанием, ничего не тая». «Медицинской канцелярии, – писал Ломоносов, – подтвердить накрепко, чтобы как в аптеках, так и при лекарях было довольное число учеников российских, коих бы они в определенное время своему искусству обучали и сенату представляли». Но и этого было недостаточно. Нужно было учить врачей в России в специальных учебных заведениях. Поэтому Ломоносов настойчиво добивался создания университета с медицинским факультетом.
Не случайно медицинский был одним из трёх факультетов (наряду с философским и юридическим), с которых, по проекту Ломоносова, и начался Московский университет.
28. М В Ломоносов и его учение
28. М В Ломоносов и его учение
М В Ломоносов – гениальный ученый, философ, поэт, географ, естествоиспытатель.
В 1723 г. по указу Петра I была учреждена Академия наук и всяческих искусств. Открытие этой академии состоялось в 1725 г. Столпом академии был М. В. Ломоносов (несмотря на большое количество иностранных медиков) и его ученики, известные врачи того периода (А. П. Протасов, С. Зыбелин, Н. М. Амбодик-Максимович, Д. С. Самойлович и т. д.).
Ломоносов обладал поистине огромным талантом. Ему очень близки и интересны были проблемы медицины. Он считал, что медицина – одна из самых полезнейших для человека наук, она «через познания свойств тела… достигает причины».
Надо сказать, что Ломоносов относил медицину к области физики: «Великая часто физики и полезнейшая роду человеческому наука есть медицина.» Дело в том, что физика в те времена имела широкое значение – естествознание в общем. Так, М. В. Ломоносов, вводил медицину в круг естественных наук.
В 1751 г. в своей знаменитой речи «О пользе химии» сделал много ярких высказываний относительно медицины. Ломоносов тщательно изучал анатомию, физику, физиологию, а также другие науки, которые бы могли стать полезными для медицины. Ломоносов был уверен, что просто невозможно «рассуждать о теле человеческом, не зная ни сложения костей и суставов для его укрепления, ни союза, ни положения мышцей для движения, ни распространения нервов для чувствования, ни расположения внутренностей для приготовления питательных соков, ни протяжения жил для обращения крови, ни прочих органов его чудного строения».
Ломоносов считал необходимым изучение химии для познания медицинской науки; он пишет, что «медик без довольного познания химии совершенен быть не может. Ею познается натуральное смешение крови и питательных соков, ею открывается сложение здоровых и вредных пищей. Ею не только из разных трав, но и из ядра земного взятых материалов приготовляются полезные лекарства». В 1761 г. М. В. Ломоносов написал письмо графу И. И. Шувалову «О размножении и сохранении российского народа». Это письмо имеет большое значение, в нем он убедительно и ярко обрисовал тяжелое положение медицины в стране, заболеваемость, высокую смертность, особенно высокую детскую смертность. Ломоносов призывал вести борьбу с вредными привычками, повысить качество подготовки врачей, улучшить уровень оказания медицинской помощи. Надо сказать, что письмо И. И. Шувалову можно оценить как своего рода программу возрождения здоровья россиян, однако она не была опубликована. Нужно отметить, однако, что прогрессивные врачи того периода следовали заветам Ломоносова.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
7. «Прогностика и учение о темпераментах»
7. «Прогностика и учение о темпераментах» Одно из произведение «Гиппократова сборника», которое стало основой диагностики заболеваний, – это «Прогностика» (от греч. prognosis – «начальное знание»). Это первый труд по древнегреческой терапии. В книге даются подробные
34. М. Я. Мудров и его учение
34. М. Я. Мудров и его учение Матвей Яковлевич Мудров (1776–1831 гг.) – декан медицинского факультета Московского университета, один из самых выдающихся терапевтов того времени. Педагогические и научные взгляды Мудрова базировались на характерной для русской медицины
40. И М Сеченов Учение о рефлексах
40. И М Сеченов Учение о рефлексах Иван Михайлович Сеченов (1829–1905 гг.) окончил военно-инженерное училище, а после него – Московский университет. После этого он преподавал в Московском, Одесском, Петербургском университетах. Из Петербургского университета Сеченов был
42. И. И. Мечников и его учение
42. И. И. Мечников и его учение Илья Ильич Мечников (1845–1916 гг.) сыграл одну из главных ролей в развитии как отечественной, так и мировой микробиологии, иммунологии и эпидемиологии.И. И. Мечников был выдающимся ученым в различных областях знаний: это и зоология, и эмбриология,
Александр Михайлович Ломоносов (солист государственного академического большого театра, народный артист России)
Александр Михайлович Ломоносов (солист государственного академического большого театра, народный артист России) Любовь к пению у меня была всегда. Служа в армии, был ротным запевалой и даже немного играл на баяне. У меня был школьный товарищ, баянист. Он учился на
Учение о стрессе И.А.Аршавского
Учение о стрессе И.А.Аршавского Кроме стрессовых реакций, изучены реакции организма на более слабые раздражители. Оказывается, что если раздражитель не сильный, не стрессовый, то при постоянном воздействии и постепенном увеличении его силы иммунитет возрастает и
Учение Порфирия Иванова
Учение Порфирия Иванова Мне хочется поговорить об Учении П. Иванова и разобрать рекомендации, данные им в «Детке». На основании этого разбора я покажу сильные и слабые стороны этого учения.Два раза в день купайся в холодной природной воде, чтобы тебе было хорошо. Купайся,
Учение о психологической поддержке
Учение о психологической поддержке Психологическая поддержка не подходит ни под какое определение метода, способа или чего-либо другого в медицине. То, что понимают в медицине под методом лечения, не может быть панацеей от всех болезней. А психологическая поддержка
Учение о духовной материи
Учение о духовной материи Во Вселенной существует духовная материя, которая является высшей формой материи. Духовная материя Вселенной представляет собой Высший источник разума, является личностью, Богом Вселенной.Духовная материя пронизывает всю физическую материю и
Учение у-син
Учение у-син Этот термин чаще переводится как «пять элементов» (первоэлементов), хотя правильнее говорить о пяти фазах удлинения, пяти движениях (син – буквально движение). Концепция у-син возникла из общей концепции «инь – ян». По мнению древневосточных ученых
Учение о меридианах
Учение о меридианах С учением о жизненной энергии тесно связано учение о меридианах (каналах), так как оно отражает представление о путях, связывающих структруры и функции организма как в норме, так и в патологии. Считается, что тело человека имеет особую систему, которая
Учение об энергии ци
Учение об энергии ци Сугубо материалистически мыслящим людям необходимо смириться с тем, что в европейской философии и науке адекватного этому понятия не имеется, и такой вид «энергии» не рассматривается. Как мы уже упоминали выше, ци — это не совсем то, что мы понимаем
Учение об инь и ян
Учение об инь и ян Мир состоит из единства противоположностей инь и ян, представляющих собой взаимодополняющие части одного целого. Это положительный и отрицательный элементы, без которых ничто и никто не может существовать. Согласно традиционной китайской медицине,
Учение Иисуса Христа
Учение Иисуса Христа Сам Иисус Христос, по данным наиболее древних из сохранившихся Евангелий, пропагандирует отказ от животной пищи и употребление свежих плодов и семян. Интересно, что многие слова Иисуса в ранних Евангелиях существенно отличаются от современных,
Учение об Инь и Ян
Учение об Инь и Ян Основной моделью мировоззрения медицины Древнего Китая и современной традиционной китайской медицины было и есть учение об инь и ян. Это две взаимодополняющие части единого целого, своего рода двойной код, посредством комбинации которого можно
Учение о Божественном самопреображении
Учение о Божественном самопреображении Я создаю долголетнее молодое здоровое физическое тело Моя жизнь содержит в себе Божественное самопреображение. Божественное самопреображение базируется на Законе Вселенной о духовной
История медицины.
28. М В Ломоносов и его учение.
М В Ломоносов – гениальный ученый, философ, поэт, географ, естествоиспытатель.
В 1723 г. по указу Петра I была учреждена Академия наук и всяческих искусств. Открытие этой академии состоялось в 1725 г. Столпом академии был М. В. Ломоносов (несмотря на большое количество иностранных медиков) и его ученики, известные врачи того периода (А. П. Протасов, С. Зыбелин, Н. М. Амбодик-Максимович, Д. С. Самойлович и т. д.).
Ломоносов обладал поистине огромным талантом. Ему очень близки и интересны были проблемы медицины. Он считал, что медицина – одна из самых полезнейших для человека наук, она «через познания свойств тела… достигает причины».
Надо сказать, что Ломоносов относил медицину к области физики: «Великая часто физики и полезнейшая роду человеческому наука есть медицина.» Дело в том, что физика в те времена имела широкое значение – естествознание в общем. Так, М. В. Ломоносов, вводил медицину в круг естественных наук.
В 1751 г. в своей знаменитой речи «О пользе химии» сделал много ярких высказываний относительно медицины. Ломоносов тщательно изучал анатомию, физику, физиологию, а также другие науки, которые бы могли стать полезными для медицины. Ломоносов был уверен, что просто невозможно «рассуждать о теле человеческом, не зная ни сложения костей и суставов для его укрепления, ни союза, ни положения мышцей для движения, ни распространения нервов для чувствования, ни расположения внутренностей для приготовления питательных соков, ни протяжения жил для обращения крови, ни прочих органов его чудного строения».
Ломоносов считал необходимым изучение химии для познания медицинской науки; он пишет, что «медик без довольного познания химии совершенен быть не может. Ею познается натуральное смешение крови и питательных соков, ею открывается сложение здоровых и вредных пищей. Ею не только из разных трав, но и из ядра земного взятых материалов приготовляются полезные лекарства». В 1761 г. М. В. Ломоносов написал письмо графу И. И. Шувалову «О размножении и сохранении российского народа». Это письмо имеет большое значение, в нем он убедительно и ярко обрисовал тяжелое положение медицины в стране, заболеваемость, высокую смертность, особенно высокую детскую смертность. Ломоносов призывал вести борьбу с вредными привычками, повысить качество подготовки врачей, улучшить уровень оказания медицинской помощи. Надо сказать, что письмо И. И. Шувалову можно оценить как своего рода программу возрождения здоровья россиян, однако она не была опубликована. Нужно отметить, однако, что прогрессивные врачи того периода следовали заветам Ломоносова.
В. Ломоносова в развитии медицины и фармации
В. Ломоносова в развитии медицины и фармации
студентки III курса специальности 060301«Фармация»
Руководитель Борнякова Светлана Юрьевна,
преподаватель химии, КОГБОУ СПО «Кировский медицинский колледж»
«Великая часть физики и полезнейшая роду человеческому наука есть медицина», — такое мнение высказывал Ломоносов ещё в 18 веке.
В настоящее время развитие медицины и в частности фармации находится на достаточно высоком уровне.
Улучшение качества медицинской помощи и уровня обслуживания населения – основная задача нашего здравоохранения.
В наше время аптечное дело (на Вятской земле) процветает, о чем говорит всё та же бесстрастная статистика: сегодня лекарствами Кировскую область обеспечивают 72 государственные аптеки и более 200 негосударственных фармацевтических предприятий, где работают специалисты высокой квалификации. Подготовкой кадров в России занимаются более 60 медицинских и фармацевтических ВУЗов.
Широкий ассортимент лекарственных средств позволяет фармацевтической отрасли успешно развиваться.
Современная медицина вооружена богатейшим арсеналом лечебных и профилактических средств. Практически все ЛПУ г. Кирова оснащены современным мед оборудованием.
В развитии современной медицины есть и заслуга замечательного ученого, поэта, просветителя Михаил Васильевича Ломоносова. Могучий, многогранный, самобытный талант Ломоносова коснулся всех сторон науки, и культуры своего времени.
Его широкий ум охватывал почти все стороны государственного строя России, и в своих раздумьях об улучшении общественного устройства М. В. Ломоносов неизбежно сталкивался и с вопросами организации медицинской помощи населению.
В своём письме к Шувалову Ломоносов писал о недостатке квалифицированных докторов, лекарей и аптек. Он понимал, что обеспечение страны медицинской помощью – это основное средство в борьбе со знахарством и шарлатанством, которым следует противопоставить лечение по правилам медицинской науки. Ведь именно неправильное лечение уносило тысячи жизней.
Россия в то время действительно испытывала острую нужду во врачах. Количество врачей было совершенно недостаточно. Обучение медицине проводилось в нескольких госпитальных школах, но число русских врачей было очень небольшим. Приглашение врачей из-за границы обходилось слишком дорого и часто они не оправдывали возлагавшихся на них надежд, поэтому это не было широко распространено.
В 1737г предписывалось, чтобы в больших городах – Пскове, Новгороде, Твери, Ярославле и др. – было по лекарю, и по сведениям Главного магистрата, в 60-х годах XVIII века лекари находились уже “почти во всех губернских и провинциальных городах”, но эти сведения были явно преувеличены.
Нужны были русские врачи, подготовленные в русских учебных заведениях. М. В. Ломоносов считал, что стране нужны не только узкие специалисты-лекари, но и дипломированные врачи, облеченные почетным званием доктора медицины. Поэтому наряду с требованием усилить существовавшую подготовку врачей, он настойчиво добивался создания нового источника их подготовки – университета с медицинским факультетом.
При Петербургской академии наук существовал университет, основанный еще в 1725 г. Но он влачил жалкое существование, и до того, как был передан в ведение М. В. Ломоносова (1758), дал стране лишь незначительное число специалистов.
И поэтому в проекте 1764 г. М. В. Ломоносов выделил практическую медицину как специальный предмет.
Стремясь к увеличению числа врачей, М. В. Ломоносов требовал открыть доступ в науку разночинцам.
Он прекрасно понимал, что дворянские дети стремятся к чинам и знатности – к тому, чего врачебная и научная деятельность в то время не давала.
Представители же народа, нарождающейся разночинной интеллигенции, такие, как он сам и его ближайшие помощники, и ученики – С. П. Крашенинников, А. П. Протасов Семён Герасимович Зыбелин, бескорыстно тянулись к знанию.
Крупные успехи в развитии естественных наук во второй половине XVIII и XIX веке оказали значительное влияние на фармацию и медицину. Работы в области синтеза и анализа ряда веществ, изучение лекарственной флоры России тесным образом связаны с лекарствоведением. Открытие новых законов в химии и физике способствовало развитию науки, в том числе и фармации.
Немало исследований в тот период было выполнено в аптеках, что положительно сказывалось на развитии аналитических работ, разработке новых методов анализа, внедрении новых приборов и аппаратов в практику аптечного дела.
Ломоносов касался вопроса о недостатке медикаментов и аптек и в письме к И. И. Шувалову указывал, что “требуется по всем городам довольное число аптек”, тогда как “у нас аптеками так скудно, что не токмо в каждом городе, но и в знатных великих городах поныне не устроены…”.
Он настаивал на развитии отечественного лекарственного растениеводства и вменял в обязанность профессору ботаники в Академии наук разводить ботанический сад и “стараться о познании здешних медицинских трав для удовольствия здешних аптек домашними материалами. ”
Большую роль в развитии фармацевтической химии сыграли разнообразные химические промыслы, которые доставляли различные продукты, применяемые с медицинской целью.
К тому времени М. В. Ломоносов уже положил начало количественному анализу в аналитической химии, развитию физической химии, указал на значение математики и физики для химических исследований, открыл закон сохранения массы, создал кинетическую теорию тепла и т. д., поэтому в своей работе «Слово о пользе химии» он проводит мысль о ведущей роли химии для развития медицины и фармации.
М. В. Ломоносов был создателем первой в России научной химической лаборатории (1748), в которой он проводил экспериментальные работы и обучал студентов химическому эксперименту.
М. В. Ломоносов понимал значение физики и химии для развития многих наук, в том числе медицины и фармации. Он писал: «Медик без довольного познания химии совершен быть не может».
Это был яркий и независимый ум, взгляды которого во многом опередили эпоху. Ему не удалось полностью реализовать свои обширные научные замыслы, но того, что он сделал, оказалось достаточно, чтобы обеспечить ему почетное место в пантеоне науки.