михайловский дворец история кратко
Михайловский дворец в Санкт-Петербурге: описание, адрес, фото
XIX век в истории России отличается настоящим взлетом национального самосознания и культуры. Список произведений всемирно известных художников, композиторов, архитекторов, скульпторов, работавших в это время, огромен. Одним из таких выдающихся творений архитектурного искусства является Михайловский дворец в Санкт-Петербурге.
Проект Карла Росси
Решение о строительстве дворца Павел I принял вскоре после рождения своего четвертого сына — Михаила. Задумка требовала немалых денег, поэтому была отложена – при жизни этого императора дворец даже не начали проектировать.
Но после дворцового переворота и убийства Павла взошедший на престол Александр I посчитал необходимым выполнить волю отца. В 1817 году он поручил заняться строительством уже известному в то время архитектору Карлу Росси, который и спроектировал Михайловский дворец в Санкт-Петербурге.
В качестве места для будущей резиденции великого князя был выбран удачно сохранившийся еще с петровских времен пустырь в самом центре города. Росси отнесся к поручению императора ответственно и не только создал проект дворцового комплекса, но и спланировал две новые улицы (Михайловскую и Инженерную), а также дворцовую площадь, известную сегодня как площадь Искусств. А со стороны Марсова поля было решено разбить Михайловский сад.
Архитектурные особенности
С точки зрения архитектуры, Михайловский дворец в Санкт-Петербурге не совсем обычный. Росси построил его в виде русской дворянской усадьбы. Центральный корпус соединен с двумя боковыми флигелями, которые выполняли функции хозяйственных построек. В одном из корпусов располагалась кухня и прислуга, в другом – конюшня и арсенал.
В то время в моде был архитектурный стиль ампир, в нем-то и построен Михайловский дворец в Санкт-Петербурге. Фото позволяет оценить все богатство внешней отделки.
Центральный корпус украшен портиком с колоннами коринфского ордера и лепниной в виде голов львов, скульптуры этих же животных застыли и у центрального входа. Один из шедевров декора Михайловского дворца – фриз, на котором расположено 44 многофигурных барельефа.
Дворец поражал не только внешней отделкой, но и внутренним убранством. И это не удивительно. Из 7,5 млн рублей, потраченных на строительство, четыре ушло на отделку.
Интерьеры дворца
Великолепные дворцовые интерьеры под руководством К. Росси создавали выдающиеся художники, резчики и скульптуры. К сожалению, при перепланировке дворца в конце XIX века от них почти ничего не осталось. Некоторое представление о первоначальной отделке могут дать лишь Белый зал и вестибюль Михайловского дворца.
Но, судя по воспоминаниям современников, в том числе посетивших дворец иностранцев, роскошь внутреннего убранства и искусство оформления превосходит отделку самых известных дворцов Европы.
История Михайловского дворца в Санкт-Петербурге
Строительство и отделка этого сооружения завершились только в 1825 году, и после его освящения туда прибыл великий князь Михаил с семьей. Дворец сразу же стал центром светской жизни столицы – великолепные интерьеры как нельзя лучше подходили для пышных балов и приемов.
После смерти Михаила Павловича хозяйкой дворца стала его жена Елена Павловна. Она, несмотря на то что была принцессой Вюртембергской, не только отличалась либеральными взглядами, но и заботилась о развитии русской культуры и искусства. С этого времени дворец стал культурным центром столицы, в котором проходили поэтические вечера и встречи писателей и ученых.
Когда Елена Павловна скончалась, Михайловский дворец в Санкт-Петербурге перешел к ее детям и внукам, но они были немецкими подданными, и Александр III решил выкупить творение великого Росси. Это уже осуществил Николай II, и по его же указу в 1895 году в Михайловском дворце был организован Русский музей.
Новый этап в истории
Для размещения масштабных экспозиций были не только перестроены многие внутренние помещения, но и спроектирован еще один корпус с фасадом, выходящим на канал Грибоедова. Этим занимался архитектор Л. Бенуа, а строительство корпуса завершилось уже после окончания Первой мировой войны. Хотя открытие музея состоялось раньше – в марте 1898-го.
В коллекцию Русского музея вошли экспонаты из залов Зимнего дворца, Эрмитажа и частных хранилищ княгини М. К. Тенишевой, князя А. Б. Лобанова-Ростовского и других.
С этого времени Михайловский дворец превратился в крупнейший музей национального искусства. Его организаторами были известные архитекторы, художники, искусствоведы, этнографы и историки. Уже в первые годы после открытия экспозиции располагались в 37 залах. Первоначально, наряду с художественными выставками, существовал отдел, посвященный императору Александру III, и этнографический отдел, просуществовавший в Михайловском дворце до 1934 года.
Михайловский дворец после революции
После 1917 года собрание Русского музея значительно пополнилось за счет произведений искусства, изъятых из многочисленных особняков Санкт-Петербурга в процессе национализации. Михайловский дворец превратился в крупнейший центр не только демонстрации, но и изучения искусства.
Здесь и до сих пор ведется серьезная научно-исследовательская работа, функционируют реставрационные мастерские, а государственное финансирование позволило организовывать этнографические и этно-художественные экспедиции.
Выставки в Михайловском дворце в Санкт-Петербурге всегда привлекали большое внимание не только отечественных любителей искусства, но и зарубежных искусствоведов, историков и этнографов.
В 1926 году коллекция музея пополнилось произведениями художников начала XX века, и сейчас в Михайловском замке находится самая крупная в мире коллекция русского авангарда.
Во время Отечественной войны самые ценные экспонаты музея вывезли в Пермь, а остальная часть коллекции была укрыта в подвалах Михайловского дворца. Сам дворец пострадал от бомбежек, но был отреставрирован и уже в мае 1946 года открылся для посетителей.
Центр русской культуры и искусства
Современный Русский музей является одним из крупнейших хранилищ произведений искусства, в котором более 400 тысяч экспонатов. Наряду с постоянными экспозициями в залах музея проводятся тематические выставки и биеннале, творческие встречи и научные конференции. Он курирует работу более 250 музеев по всей России, культурно-просветительскую, научно-методическую и реставрационную работу в области искусства.
Русский музей сегодня объединяет несколько исторических зданий Северной столицы: собственно Михайловский дворец в Санкт-Петербурге, адрес которого: Инженерная улица, 4; корпус Бенуа на канале Грибоедова, а также Инженерный замок, Строгановский и Мраморный дворцы.
Михайловские дворцы Петербурга
Построек, связанных с именем Михаила, в Северной столице немало, некоторые из них принадлежали членам императорской фамилии, у которой это имя было популярно. Хотя, кроме самого первого Романова, Михаилов среди самодержцев не было, только великие князья.
А вот Михайловский замок, который нередко путают с Михайловским дворцом, своим именем обязан Архангелу Михаилу – покровителю дома Романовых. Построен он был по приказу Павла I на набережной реки Мойки. Видимо, чтобы избежать путаницы, за этим дворцовым комплексом закрепилось еще одно название – Инженерный замок.
Михайловский дворец
Михайловский дворец – очередная архитектурная жемчужина Санкт-Петербурга. Северная столица России – это настоящий сундук с сокровищами, и если турист решиться открыть его, то он увидит несметное количество жемчужин – настоящих архитектурных шедевров. И, в первую очередь, он увидит великолепные дворцы, оставленные грядущим поколениям гениальными зодчими прошлых столетий.
Зимний, Аничков, Юсуповский и, конечно же, Михайловский дворец, о котором и пойдет речь в этой статье, – все они заслуживают пристального внимания.
«Этот дворец является безусловным триумфом всей новейшей архитектуры» – вот как выразил свое восхищение Михайловским дворцом выдающийся британский ученый Гринвиль. Он также отмечает, что не видел ничего подобного в Тюильри, а также в других европейских дворцовых комплексах. Поэтому давайте и мы с вами познакомимся с этим шедевром российской архитектуры, выстроенном в удивительном стиле «ампир».
Особенности архитектуры
Как уже было упомянуто, Михайловский дворец построен в стиле ампира. Более того, он является ярчайшим его представителем.Михайловский дворец – это неотъемлемая часть всего архитектурного ансамбля площади Искусств и ее центральный элемент. Все остальные здания на площади лишь дополняют эту архитектурную жемчужину.
Сам дворец представлен в виде главного корпуса в два этажа и двух боковых флигелей, которые соединены между собой длинной чугунной оградой. Весь комплекс напоминает собой одну из загородных усадьб какого-то графа.
Первый этаж дворца снаружи украшен рустами. Немного выше находится красивый портик из восьми коринфских колонн, увенчанный сверху массивным фронтоном. Окна и арки украшают головы львов, а по фризу дворца расположено ровно 44 барельефа. Центральную лестницу у главного входа охраняют каменные львы, точно такие же, какие были найдены при раскопках Древнеримской империи.
История создания и строительства дворца
История Михайловского дворца начинается с конца XVIII века, когда в семье императора Павла I родился четвертый по счету сын – будущий князь Михаил Павлович. Случилось это радостное событие 28 января 1798 года, и сразу же после рождения император дал команду собирать средства на строительство пышной резиденции своему младшему сыну.
Однако свою мечту Павел I реализовать так и не сумел – через три года его постигла печальная участь. Император погиб во время дворцового переворота. Но воля погибшего была выполнена его братом – Александром I.
Для проектирования и строительства дворца Александр I пригласил знаменитого Карла Росси, который, кстати, получил за эту работу немалую награду – орден Святого Владимира 3-й степени. В строительстве Михайловского дворца талантливому архитектору помогала целая плеяда не менее умелых мастеров. Это скульпторы С.Пименов и В.Демут-Малиновский, художники П.Скотти, Ф.Брюллов и А.Виги, мраморщик Я.Щенников и резчик В.Захаров. Мебельным оформлением дворцовых интерьеров занимались И.Боуман, В.Боков и А.Тур.
Архитектурный проект заключался не просто в строительство дворцовой резиденции. Архитектор задумал преобразовать и городское пространство вокруг дворца. Поэтому и дворец с боковыми флигелями, и прилегающая площадь, и две улицы (Михайловская и Инженерная) были представлены в едином архитектурном ансамбле и одном стиле ампир.
Работы по возведению ансамбля были начаты лишь в 1817 году. Известна дата закладки первого камня – это 14 июля 1819 года, а уже 26 июля началось и непосредственно строительство.
Четыре года продолжалось строительство Михайловского дворца и закончилось в 1823 году. А вот работы по отделке, в том числе и внутренних помещений, продолжались еще до 1825 года. 30 августа 1825 года Михайловский дворец был освещен, после чего князь, для которого он и возводился, переехал в него вместе со своей семьей.
В 1849 году великий князь Михаил Павлович умер, великая княгиня Елена Павловна сменила феерическую роскошь великосветских балов во дворце, на более утонченную атмосфера артистического салона. Она сумела превратить Михайловский дворец в центр культурной и общественной жизни Петербурга. Здесь проходили встречи писателей и поэтов, известных ученых и прогрессивных политиков, культурных и общественных деятелей города. Именно в этом дворце великие умы обсуждали актуальные вопросы реформ 1860-х годов.
После смерти Елены Павловны, дворец унаследовала великая княгиня Екатерина Михайловна, герцогиня Мекленбург-Стрелицкая, завещавшая впоследствии дворец своим детям — сыновьям, принцам Георгу и Михаилу Мекленбургcким, и дочери, принцессе Елене Саксен-Альтенбургской. В одном из флигелей дворца для нее была оборудована квартира на восемь комнат с отдельным входом. Новые владельцы дворца – дети Екатерины Михайловны – стали сдавать залы дворца в аренду.
Но поскольку наследники Михайловского дворца являлись германскими поданными, а дворец был принадлежностью дома Романовых, Александр III счел необходимым выкупить дворец в казну. Осуществил это молодой император Николай II, Императорским Указом от 20 января 1895 года, через некоторое время после кончины Александра III. Выкуп Михайловского дворца с принадлежащими ему флигелями, садом и службами за 4 миллиона рублей серебром.
После этого в биографии Михайловского дворца начинается новый этап. 13 апреля 1895 года Именным Высочайшим Указом императора Николая II здесь был учреждён Русский музей императора Александра III.
Было принято решение, совместить дворцовое великолепие с задачами музейной экспозиции. Это не простая задача легла на молодого архитектора Академии художеств Свиньина (1865-1939). Переделка большинства интерьеров и перестройка производилась в течении первых трех лет со дня основания музея.
Архитектор Леонтий Бенуа спроектировал новый корпус, который выходил своим фасадом на канал Грибоедова. Однако строительство нового корпуса дворцового комплекса было закончено лишь после завершения Первой Мировой войны.
Интересные факты о Михайловском дворце
Михайловский дворец обошелся государственной казне очень дорого. На его возведение и отделку потратили 7,6 миллионов рублей. При этом 4 миллиона из этих баснословных денег ушло на оформление и украшение дворца.
Внутренняя отделка Михайловского дворца обошлась намного дороже, чем само строительство. Внутри дворца можно увидеть различные скульптуры, произведения живописи, дорогую резную мебель и очень ценный паркет. Над внутренним оформлением дворца работали такие известные мастера, как Ф.Брюллов, Б.Медичи, С.Пименов, Дж.Скотти, А.Виги и другие. Из первоначальных интерьеров сегодня сохранился вестибюль, Белый Зал и парадная лестница.
Когда владельцем дворца была Елена Павловна, он превратился в центр притяжения для всей культурной жизни Петербурга. Сюда любила захаживать вся творческая богема города, во дворце часто устраивались балы и пышные приемы, заседали ученые комиссии. В свое время, здесь бывал Пушкин, Тютчев, Жуковский и даже знаменитый немецкий канцлер Бисмарк.
Здание Михайловского дворца очень пострадало во времена Великой Отечественной войны. Лишь после ее окончания дворцовый комплекс был полностью восстановлен.
Адрес: Россия, 191186, Санкт-Петербург, Инженерная ул., 4
Транспорт: Станции метро: «Невский Проспект», «Гостиный двор»
Режим работы Русского музея:
Телефон для справок: 595-42-48
Автоответчик: 314-83-68
Заказ экскурсий: 314-34-48
История
Сокровищница отечественного искусства Русский музей занимает одно из красивейших зданий в центре Петербурга — бывший великокняжеский Михайловский дворец. Архитектурному гению Карло Росси мы обязаны тем, что в 1820 — гг. в центре Российской столицы появился ампирный ансамбль: дворец, площадь и улица, связанные с именем младшего сына императора Павла I великого князя Михаила Павловича. Строительство дворца началось в 1819 г. по повелению Александра I вблизи Михайловского замка, на месте построек прилегавшего к нему сада. В этом были удобство и близость сообщения с Зимним и Аничковым дворцами, Невским проспектом, возможность иметь собственный сад.
Согласно проекту, центральное место в ансамбле принадлежало дворцу. К нему примыкали два симметричных служебных флигеля-каре Западный — Фрейлинский, восточный — Манежный, в один ряд с Манежным флигелем шел Конюшенный корпус, за ним на углу Инженерной и Садовой улиц — Прачечный дом; в просторном саду — павильон, пристань на реке Мойке и мостик на прудах. Закладка состоялась 26 июня.
За 1819 — 1820 гг. был возведен главный корпус. В 1821 г. дворец достроен и поставлены оба примыкающие к нему флигеля. К концу сезона 1822 г. общестроительные работы были завершены (работы каменных дел мастеров Ф.Адамини, Д.Адамини и И.Бернадаци). В 1823 г. для проведения отделочных работ Строительная Комиссия заключила договоры на конкурсной основе с лучшими декораторами. Реконструкцию Михайловского сада производил архитектор А.Менелас.
В 1824 г. внутренняя отделка дворца шла полным ходом. В феврале того же года великий князь Михаил Павлович женился на принцессе Шарлотте Вюртембергской, при переходе в православие получившей новое имя и титул великая княгиня Елена Павловна. К середине августа 1825 г. работы были в целом завершены.Александр I, осмотрев дворец, остался чрезвычайно доволен. Он наградил Росси орденом Св. Владимира степени и бриллиантовым перстнем. 30 августа 1825 г. построенный дворец был освящен и пожалован Императором младшему брату в вечное потомственное владение. В итоге на сооружение дворца ушло 6 лет и сумма, выплаченная казной, составила 7.875.000 руб.
Архитектура и интерьеры
Дворец имеет четыре этажа. Высота центрального помещения — парадного вестибюля — ок.25 м. Нижний этаж предназначался для повседневного пользования: личные комнаты владельцев, детские, резервные для гостей. В бельэтаже залы располагались анфиладой: на западной и северной сторонах — бальные, на восточной — парадные покои великой княгини и великого князя. В юго-восточном углу антресольного этажа был поставлен домовый храм св. Архистратига Михаила, цокольном этаже размещались кухни.
Внутреннее убранство поражало великолепием и выдержанностью стиля не меньше, чем внешний вид. Все было продумано изобретательным гением России и исполнено в сотрудничестве с лучшими мастерами. В каждом зале дворца Росси создал свой ансамбль из элементов, сосуществующих в единой гармонии. Особое впечатление оставляет сохранившийся доныне грандиозный Вестибюль — широкая входная арка, торжественные марши парадной лестницы, венчающая ее коринфская колоннада в бельэтаже, богато украшенный росписью плафон с верхним просветом (работы Джованни-Батиста Скотти), а по стенам — ряды прекрасно исполненных барельефов.
В большую Столовую бельэтажа вела изысканно декорированная Голубая галерея, двери которой поныне фланкируют скульптуры кариатид работы С.С.Пименова. Большая Столовая была перекрыта сводом с гризайлевой росписью кессонами и вакхическими сюжетами у его основания. Стены украшали 32 золотистого цвета мраморные пилястры, от карниза до высоких окон, дверей и зеркал шли пояса лепных и живописных орнаментов (Д.-Б.Скотти и С.С.Пименов). В облицованной мрамором Танцевальной на фоне белых стен выступали 28 трехчетвертных голубых колонн. Голубой свод, разделенный на панели, изображал группы античных танцовщиц и арабески, Высокие зеркала, вызолоченные люстры и торшеры дополняли убранство. Белая гостиная сохранилась. Росси проявил виртуозное мастерство в архитектурной композиции, акцентируя выразительность коринфского ордера. Он поделил пространство двумя парами свободно стоящих колонн на три части. Это членение подчеркнуто самостоятельным решением перекрытий каждой части. Тонко сгармонированы также высоты колонн, антаблемента и плафона с падугой. В таком исполнении зал обрел идеальные пропорции. При этом каждая архитектурная деталь, ожившая под рукой декоратора, воспринимается уже не как элемент конструкции, а как произведение искусства. Совершенная архитектурная композиция, выстроенная Росси, стала основой для создания уникального художественного ансамбля.
Следующие за гостиными парадные покои Елены Павловны на северо-восточной стороне бельэтажа отличались особым изяществом и роскошью отделки. Остались фрагменты отделки Парадной Спальни и Маленького кабинета: камин с зеркалом и цветной паркет, изысканная живопись плафонов и пилястр.
Сам Михаил Павлович не затевал никаких перестроек, зато великая княгиня чутко реагировала на новые художественные вкусы эпохи. Так в середине гг., с перестройки Андреем Штакеншнейдером двух комнат Елены Павловны началось внедрение новой архитектурной моды в интерьеры классического дворца. В целом можно сказать, что, не были затронуты лишь большие парадные залы. Сегодня в общих чертах можно представить объем и динамику перестроек. После А.Штакеншнейдера работали известные архитекторы: Гаральд Боссе 1840-50-е гг. (две гостиных и два кабинета на половине великой княгини; Людвиг Бонштедт 1850 г. (покои для Екатерины Михайловны), Александр Юркевич 1857 г. (Верхний храм), Роберт Гедике 1863 г. (Музыкальная). В 1859 г. штатным архитектором дворца стал Георг Прейс. Отдельные заказы выполняли И.Иогансон и В.Стуккей (нач.1870-х). В 1865 г. для Екатерины Михайловны и ее дочери Г.Прейс построил личные покои в Манежном флигеле, здесь великая княгиня жила до своей кончины в 1894 г. По смерти Елены Павловны Г.Прейс вел перестройки во Фрейлинском флигеле, обновлял отделку парадных комнат Екатерины Михайловны на парадной половине в нижнем этаже дворца. В 1888 г. архитектор ушел в отставку, передав свои обязанности сыну, Константину Прейсу, последнему архитектору великокняжеской резиденции. К началу гг. семья великой княгини постепенно расселилась на периферии дворца и во флигелях, опустевшие дворцовые залы постепенно ветшали.
После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 г., наследники решил продать дворец. Он был выкуплен казной в январе 1895 г. Николаем II для устройства в нем Русского музея в память императора Александра III (14 апреля). Управляющим музеем стал великий князь Георгий Михайлович. Строительную комиссию возглавил профессор М. П.Боткин. Производителем работ назначен архитектор АХ Василий Федорович Свиньин. Комиссия осмотрела помещения дворца и предложила оставить лишь те детали дворцового убранства, которые не входили бы в противоречие с характером будущих музейных экспозиций, но подчеркивали бы их выразительность.
В нижнем этаже решено было увеличить низкие дверные проемы и проходы между залами, убрать проходные двери, печи, камины и зеркала, на сводах живопись сохранить, заложить двери из лицевых комнат во внутренние помещения; со стен убрать живопись и лепку, лепные потолки сохранить, объединить малые комнаты в экспозиционные залы, убрать все деревянные антресоли, устроить новый входной тамбур; на верхней площадке вестибюля барельефы реставрировать, в бывших россиевских гостиных, в целом сохранить старую отделку; по всему бельэтажу оставить все живописные и лепные потолки, художественные двери, паркеты, кое-где камины. Самые значительные переделки ожидали Танцевальную и Большой Театр. Эти залы должны были сохранить только прежние объемы и расположение дверных проемов. Необходимость устройства верхнего света влекла за собой закладку всех окон.
Неоклассический стиль новой отделки больших музейных залов обуславливался задачей связать их с россиевской анфиладой. План технической реконструкции, принятый Комиссией, свидетельствовал о взятом направление на коренную реконструкцию здания:
Весной 1896 г. по мере по окончании строительного ремонта, распределились подряды на отделочные работы. Интерьеры восстанавливали и создавали архитектор В.Свиньин, живописцы Н.И.Блинов, А.Боравский, Н.Будаков, лепщики Н.И.Савин, Н.А.Попов, мраморщик К.Гвиди, паркетчики И.Тарасов, П.Беляев, А.Циффер, скульпторы А.Адамсон, столяр-краснодеревщик С. Волковиский и др.
28 февраля 1898 г. Комиссия произвела генеральный осмотр всех работ, найдя их исполненными удовлетворительно и во всем согласными с целями музея.
Владельцы
Август 1825 г. — август 1849 г. Великий князь Михаил Павлович Со дня рождения носивший звание генерал-фельдцейхмейстера, вступил в должность в 1819 г. В 1819 г. С декабря 1825 г. — генерал-инспектор инженерных войск. В 1831 г. назначен Главным начальником пажеского и всех сухопутных военно-учебных заведений и дворянского полка. В 1844г. — Главнокомандующий гвардейским и гренадерским корпусами. Шеф 18 гвардейских полков. Член Сената, почетный председатель Военной академии. Участник военных кампаний и 1831 гг. В браке с Еленой Павловной имел пятерых дочерей; Марию Елизавету Екатерину Александру Анну Прожил жизнь, отданную в жертву своим служебным и фамильным обязанностям. Скончался в Варшаве. Погребен в Петропавловском соборе.
Август 1849 г. — январь 1873 г. Великая княгиня Елена Павловна родилась в Штутгарте. В России ее салон в Петербурге был самым европейским. Отличалась размахом и красотой устраиваемых в дворце праздников, по смерти мужа посвятила себя делам государственной важности. В годы Севастопольской войны для организации женской помощи на поле брани создала Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия. Учредительница первой в России Консерватории и председательница Русского музыкального общества. Постоянный интерес Елены Павловны к внешней и внутренней политике России нашел выход в ее участии в великом деле осуществления крестьянской реформы Александра II. Последний замысел — учреждение института усовершенствования врачей и покровительство этому заведению — уже после смерти Елены Павловны осуществила ее дочь великая княгиня Екатерина Михайловна. Известная меценатка. Погребена в Петропавловском соборе.
Апрель 1894 г. — январь 1895 г. Дети великой княгини Екатерины Михайловны: герцоги Мекленбург-Стрелицкие Георгий Георгиевич Михаил Георгиевич и Елена Георгиевна, в замужестве принцесса Саксен-Альтенбургская