михайловский сад история кратко
История
Михайловский сад — один из редчайших памятников ландшафтной архитектуры XVIII — первой трети XIX вв., представляющий собой уникальное сочетание двух разных стилей ландшафтного искусства на одной территории — регулярного или «французского» и пейзажного или «английского». Это также яркий пример архитектурного единства здания (Михайловского дворца) и природного ландшафта (Михайловского сада), созданный по замыслу великого зодчего Карла Росси.
Михайловский сад входит в комплекс объемно-пространственной композиции центральной части Санкт-Петербурга, включающей Летний сад и Марсово поле. За длительный период своего существования сад неоднократно менял свою планировку в соответствии с веяниями моды и вкусами новых владельцев.
Первоначально на территориях нынешних Летнего и Михайловского садов, сада вокруг Инженерного замка и Инженерного сквера располагались сельские поселения, а также поместье и охотничьи угодья шведского ротмистра Конау — об этом свидетельствует план 1698 г. В 1716-1717 гг. архитектор Ж.-Б. Леблон по заказу Петра I выполнил Генеральный план трех Летних садов. Первый и второй сады находились на территории ныне существующего Летнего сада. Третьим был сад, где находился дворец Екатерины I. Территория, на которой теперь располагается Михайловский сад, входила в состав третьего Летнего сада и называлась «шведским садом».
План Леблона был, по существу, проектом создания единого грандиозного дворцово-паркового ансамбля. Леблон включил в него все планировки, которые были лично утверждены Петром Великим. Cеверо-восточная часть территории, где находился дворец Екатерины I, была парадной. Изображение дворца в плане почти полностью повторяет план центральной части верхних палат Петра I в Петергофе. Вблизи дворца росли пирамидально подстриженные ели. Аллея каштановых деревьев вела к большому партеру с трельяжной беседкой, фигурным бассейном с фонтаном и скульптурой. Юго-западная половина сада изначально имела планировку регулярного плодового сада — сада русского императорского Двора с плантацией фруктовых деревьев, душистых трав, кореньев, где находились оранжереи, парники, теплицы и погреба, в которых выращивались различные экзотические растения и фрукты. Во времена правления Анны Иоанновны на территории «Шведского» сада имелись участки с «запасными» кленовыми деревьями, т. е. с питомником. Там же был устроен «ягдгартен» — небольшой охотничий участок, где содержались в особо огороженных местах зайцы и олени для придворной охоты.
В 1741 г. императрица Елизавета Петровна предложила Растрелли выполнить проект нового Летнего дворца на месте дворца Екатерины I и сада при нем. В апреле 1743 г. Растрелли представил проект сада-лабиринта, украшенного скульптурой и фонтанами. За дворцом был распланирован еще один парадный участок с двумя фигурными прудами, фонтаном и узорным кружевным цветником. «Шведский сад» был несколько изменен. Территория была разбита на геометрические участки пересечением продольных и поперечных аллей, в центре были выкопаны пять прямоугольных прудов. Таким образом, можно сказать, что Третий Летний и «Шведский» сады стали еще одним образцом русского садово-паркового искусства XVIII в.
По указанию Павла I дворец Елизаветы Петровны снесли, и на его фундаменте в 1787-1801 гг. выстроили Михайловский замок. Территория, прилегающая к замку, полностью включает оба сада — растреллиевский и «шведский». Проект замкового комплекса предусматривал сохранение двух фигурных прудов с линейной посадкой деревьев по их периметру. В «Шведском саду», согласно проекту, вместо пяти сохранилось четыре пруда, которые соединялись между собой подземным каналом, продолженным до западного фигурного пруда. Здесь надо особо отметить проектирование уникальной водной системы прудов и каналов.
Михайловский замок строился как неприступная крепость с разводными мостами, окруженная водой. Каналы (Воскресенский, Церковный и Обводные), окаймляющие замок и парадную площадь перед ним с конной статуей Петра I — грандиозный архитектурный ансамбль ХVIII в., не имеющий аналогов в мировой архитектуре. Третий Летний сад стали называть Верхним Летним и Михайловским. Планировка «Шведского» сада и его назначение как плодового сада (в западной части) и прогулочного парадного сада (в восточной части) не меняется. К сожалению, в таком виде уникальный ансамбль Михайловского замка просуществовал очень короткое время. После убийства Павла I замок перестает существовать как резиденция императорской семьи. Царская семья выезжает из замка, а парк и каналы постепенно приходят в запустение. В 1822 г. замок был передан Главному Инженерному училищу.
В 1819 г. начался новый этап формирования садов. В этот период значительный вклад в преобразование садов внес архитектор К.И. Росси. На месте старых оранжерей, примыкавших с юга к Верхнему Летнему саду, Росси по заказу Александра I выполняет один из самых масштабных проектов — комплекс Михайловского дворца для Великого князя Михаила Павловича, перепланировку Михайловского сада и благоустройство площади перед южным фасадом нового дворца. Это был, по существу, последний дворцовый ансамбль, построенный в черте города. Окончательный проект перепланировки сада у Михайловского дворца, над которым Росси работал вместе с архитектором А. А. Менеласом, был утвержден императором в апреле 1822 г.
В 1823 г. император Александр I утвердил проекты Росси по перепланировке участка вокруг Михайловского замка. По проекту засыпается Церковный канал, уменьшаются размеры восточного фигурного пруда в Михайловском саду. Остается только Воскресенский канал вдоль южного фасада замка. Но при этом Росси сохраняет уникальную водную систему (пруды Михайловского сада — каналы Михайловского замка), дополняя ее строительством подземного коллектора, соединившего большой пруд с рекой Мойкой, обеспечив тем самым дополнительную циркуляцию воды. Вокруг Михайловского замка по проекту Росси высаживается каре из двух рядов стриженых деревьев.
Характерной особенностью композиции Михайловского сада в проекте Росси было сохранение планировки отдельных его участков по проектам Леблона и Растрелли.
К. Росси создал образцовый «английский» сад, в котором с большой выразительностью использованы все основные планировочные приемы пейзажного стиля, взятые из английской ландшафтной архитектуры 1715-1760 гг. Перед садовым фасадом Михайловского дворца Росси расположил обширный луг неправильной овальной формы, обрамленный аллеей и вписанный в сетку регулярной планировки.
Другой типичный прием планировки «английского» сада — использование прудов с неправильно очерченными берегами. Именно поэтому архитектор превратил прежние бассейны геометрической формы в живописные пруды разных размеров, берегам которых он придал извилистые «природные» очертания, а малые прямоугольные пруды в центре сада — убрал. В саду появился еще один традиционный элемент пейзажного парка — павильон с пристанью на берегу реки Мойки. Построенный на месте фундамента первого деревянного дворца Екатерины I, павильон предназначался для романтических встреч летними вечерами за чашкой чая или игрой в карты.
На территории Михайловского сада было много цветников и красиво цветущих кустарников. Самое ценное, что сохранил Росси при перепланировке — это система аллей, составляющая основу композиции. Аллейные посадки были частично сохранены и дополнены живописными группами деревьев. До революции сад являлся дворцовым садом и был закрыт для посещения горожан. Дальнейшая история Михайловского сада трагична, как и судьбы всех исторических территорий.
В 1902 г. малый восточный пруд обмелел и был засыпан. В то же время, в связи с возведением Храма Воскресения Христова по проекту архитектора А. А. Парланда и новой садовой ограды, значительно сократилась западная часть сада.
В 1922 г. сад переименовали в сад МОПРа (Международной организации помощи борцам революции). Бывший Михайловский сад под этим «поэтичным» названием приобрел статус обычного городского парка. Английский луг пересекла поперечная дорожка, были построены площадки под эстраду и павильоны, на которых в 1924 г. организовывались выставки. Позже эти площадки заменили на детские игровые площадки. В начале 1960-х гг. здесь было разрешено строительство теннисного корта и общественного городского туалета. В этот период все посадки деревьев и кустарников проводились хаотично. Разрастающиеся деревья постепенно закрывали садовый фасад Михайловского дворца и перспективу от дворца на Марсово поле. С каждым годом менялись черты когда-то великолепного исторического ландшафта.
Обследования 2000 года показали, что сад находится в критическом состоянии. Работы по реконструкции Михайловского сада были проведены в 2001-2007 гг.
Проект полной реконструкции основан на сохранении в центре сада пейзажного английского стиля, а по периметру — регулярной французской планировки. Он позволил воссоздать один из лучших садов в центральной части Петербурга и возвратил историческое значение комплекса «Михайловский дворец — Михайловский сад».
подробно о Михайловском саде на сайте САДЫ РУССКОГО МУЗЕЯ
Михайловский сад
Территория современного Михайловского сада до основания Санкт-Петербурга входила в состав охотничьих угодий шведского феодала. В 1712 году Петром I эта земля была отдана под устройство резиденции его жены, императрицы Екатерины. На том месте, где сейчас находится павильон Росси, был построен небольшой деревянный дворец, названный «Золотыми хоромами». При дворце был разбит сад, который простирался между реками Кривушей и Ериком (каналом Грибоедова и Фонтанкой) почти до Большой першпективы (Невского проспекта).
Золотые хоромы так были названы не случайно. Их черепичную крышу украшал высокий золотой шпиль. Стены некоторых комнат во всю высоту были оклеены кусками позолоченной кожи.
Сад при Золотых хоромах именовался Царицыным, или садом Её Величества. Окончательно же за садом закрепилось название Третий Летний сад. Для этого сада из Московской, Псковской и Новгородской губерний были привезены по 50 соловьёв. Здесь росли фруктовые деревья и ягодные кусты. Южнее дворца были вырыты пять прямоугольных прудов, в которых разводили рыбу. Восточнее Золотых хором располагались «фряжские итальянские погреба» с заморскими винами и другими съестными припасами для царского стола. 11 июля 1721 года камер-юнкер Берхгольц писал в своём дневнике о Третьем Летнем саде:
Аллеи Третьего Летнего сада вели к хозяйственным постройкам, конюшням, амбарам и домам прислуги. На берегу Мойки и Фонтанки Екатерина I приказала устроить дорожки для пеших прогулок. Во Второй Летний сад царица попадала по наплавному мостику.
В 1718 году для ухода за садом Петром I был приглашён ганноверский садовник Гаспар Фохт. Он работал не только в Третьем Летнем, но и в Первом, Втором Летних и Аптекарском садах.
24 июня 1741 года на месте, где сейчас находится Михайловский замок, архитектор Ф. Б. Растрелли начал строить Летний дворец. В 1745 году в нём поселилась императрица Елизавета Петровна. Территория современного Михайловского сада была перепланирована. Сад получил регулярную планировку. Деревья подстригли в формы геометрических фигур, на аллеях расставили скульптуры, вырыли фигурные пруды, устроили цветники, клумбы и павильоны. На берегу Мойки построили императорскую баню. В центре сада находились качели, карусели, горки для катания.
В 1768 году по повелению Екатерины II «Золотые хоромы» разобрали.
Благоустройством Михайловского сада в 1822-1825 годах занимались архитектор А. А. Менелас, художник Иванов и садовник Шуман. При сохранении элементов регулярной планировки саду был придан пейзажный характер. У северного фасада дворца был устроен английский луг, при этом засыпали прямоугольные пруды.
На месте «Золотых хором» Карлом Росси был спроектирован павильон-пристань, что было ему велено сделать в 1823 году. Первоначально архитектор хотел поставить на берегу Мойки два павильона. Но в итоге он оставил только один, чем нарушил симметрию композиции. Автор книги «Великие зодчие Санкт-Петербурга» Юрий Овсянников пишет, что это было сделано ради нахождения единственной пристани на одной линии с памятником А. В. Суворову. Но разве это помешало бы установить второй павильон западнее первого?
Ограда пристани были изготовлена по рисунку Карла Росси на Александровском чугунолитейном заводе.
Сохранилось описание убранства двух кабинетов павильона-пристани. В одном «по потолку расписаны лимонного цвета фигуры и арабески. Арки над дверью, окнами и зеркалами расписаны под лепную работу. Стены выкрашены жёлтой краской. Мебель красного дерева. обивка голубого ситца с жёлтыми цветами». В другом стены зелёные, «потолок расписан зелёного цвета фигурами и арабесками, мебель красного дерева покрыта зелёным с жёлтыми цветами ситцем».
К 1830 году вдоль Михайловского сада была продлена Садовая улица, от которой его оградили художественной оградой.
1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала напротив Михайловского сада участниками организации «Народная воля» был смертельно ранен император Александр II. В этот же день государь скончался. В память об этом событии здесь в 1883-1907 годах был построен собор Воскресения Христова, более известный как «Спас-на-крови». От Михайловского сада собор оградили художественной решёткой стиля модерн, ставшей одной из самых красивых в Петербурге.
После передачи Михайловского дворца для нужд Музея императора Александра III (Русского музея) в 1898 году сад стал общедоступным. При входе на воротах повесили табличку: «Собакам и солдатам гулять воспрещается». В 1900 году территория Михайловского сада сократилась из-за постройки здания Этнографического музея. Тогда был засыпан один из двух искусственных прудов.
К 1920-м годам Михайловский сад пришёл в запустение. В 1924 году чистили пруд, ремонтировали ограду со стороны Садовой улицы, сажали новые деревья. Но уже в ноябре сад пострадал от сильного наводнения.
Михайловский сад стал местом для необычных инсталляций. В 1929 году перед павильоном Росси была установлена деревянная скульптурная композиция авторства А. П. Соловьёва. Скульптор назвал её «Дерево свободы». В течение лета 1929 года Соловьёв вырезал на стволе и ветвях засохшего дуба три этапа жизни русского народа: крепостное право, борьба с угнетателями, торжество добра и справедливости.
В 1939 году в Михайловском саду построили спортивную площадку, установили эстраду и туалет. С запада на восток сквозь сад проложили новую дорожку.
Михайловский сад
Фото Михайловского сада
Время: с 1 мая по 30-е сентября: 10:00-22:00. С 1 окт. по 31 марта – 10:00-20:00.
Михайловский сад считается одним из лучших парков Санкт-Петербурга. Объект расположен в историческом центре города, рядом с Михайловским замком, Михайловским дворцом, музеем этнографии и Корпусом Бенуа, входящим в структуру Русского музея.
Восточная оконечность парка выходит на улицу Садовую, северная – к Мойке и Марсову полю. На западе Михайловский сад упирается в собор Спаса на Крови.
Туристов парк заинтересует своей ухоженностью, исторической значимостью, интересными достопримечательностями в саду и неподалеку от него.
До основания города на Неве участок, занимаемый Михайловским садом, являлся собственностью шведского дворянина. Победив шведов, император Петр I приказал возвести на этом месте дворец и разбить рядом сад.
Замок, получивший название «Золотые хоромы», а также парк вокруг него, царь подарил своей супруге. Именно поэтому первоначальное наименование Михайловского сада было Царицын сад.
Для ублажения слуха императрицы в парке выпустили 50 соловьев, доставленных в Петербург из центральных губерний страны. В восточной части сада были построены подземные хранилища для вина. В искусственных прудах разводили редкие виды рыбы, в оранжереях зрели апельсины, мандарины и даже ананасы.
Ухаживал за Царицыным садом немецкий садовник Г. Фохт. Этот человек заведовал всеми императорскими садами, именно благодаря ему в Петербурге научились выращивать экзотические фрукты к царскому столу.
В 1741 г. на участке, занимаемом сейчас Михайловским замком, развернулось строительство Летнего дворца. Когда здание было готово, царица со свитой переехала в него из «Золотых хором». Именно в этот период сад стал регулярным, его назначение сменилось с практического (выращивание фруктов, ягод, рыбы) на развлекательное и культурное. Вдоль тенистых аллей установили статуи из финского мрамора, кустарники выровняли, деревья подстригли. Берега прудов, до того неровные, получили строго округлую форму.
В саду было установлено множество беседок и павильонов, устроены цветники и клумбы. В центральной части парка появился парк аттракционов и большая баня.
В 1796 г. царь Павел I приказал снести Летний дворец. На освободившемся месте самодержец возвел Михайловский замок. Павел I собирался также построить дворец для своего сына, Михаила Павловича, но этим планам не было суждено сбыться – император был убит заговорщиками в собственной спальне.
Михайловский дворец был построен в 1825 г. архитектором К. Росси. Именно в этот период Царицын сад был переименован в Михайловский.
Владелицей дворца и парка стала Елена Павловна – супруга Михаила Петровича Романова. В этот период в саду были устроены английские лужайки, созданы дорожки для верховой езды, выкопаны новые пруды.
Весной 1881 г. произошло историческое событие, бросившее тень на Михайловских сад: неподалеку от парка народовольцы убили императора Александра II. В память о царе-освободителе на месте его гибели был построен грандиозный собор Спас на Крови. От парка храм было решено отделить решеткой. Решетка Михайловского сада стала самой известной в Петербурге – это настоящее произведение искусства.
В 1898 г. сад стал публичным: петербуржцы очень полюбили это место и использовали его для прогулок, встреч и отдыха на лоне природы.
В революционные годы за Михайловским садом никто не ухаживал, и он начал быстро приходить в упадок. Лишь в 1924 г. в парке были проведены небольшие реставрационные работы. В 1939 г. в саду построили спортплощадку и летнюю эстраду.
В 1999 г. Михайловский сад был передан в управление Русскому музею. В 2000 г. началась масштабная реконструкция объекта: парк был восстановлен согласно чертежам К. Росси.
В наше время Михайловский сад – идеальное место для туристических прогулок. Здесь невероятно красиво и тихо, каждая аллея, беседка и скамейка дышат историей, напоминают гостям об имперской эпохе в истории России.
Достопримечательности Михайловского сада
Решетка Михайловского сада
Уникальная по способу и качеству исполнения, решетка Михайловского сада, была создана архитектором А. Парландом, чтобы отделить Храм Спаса на Крови от парка. Состоит решетка из переплетенных между собой кованных цветов и листьев, выполненных столь искусно, что они кажутся настоящими.
Каждый сегмент решетки размещен между двумя круглыми колоннами, облицованными красным кирпичом. Всего таких колонн тридцать шесть.
Парланд изготовил решетку в «русском стиле», что поначалу вызвало критику и неприятие в обществе. Впрочем, впоследствии большинство недовольных признали, что такое стилевое решение прекрасно сочетается с архитектурным обликом Спаса на Крови и западной части Михайловского сада.
В советское время решетку частично разобрали: с нее были удалены короны и императорские вензеля. К 90-м годам 20-го в. произведение искусства подошло в печальном состоянии: больше половины деталей были утрачены. Благодаря меценатам решетку удалось полностью восстановить по чертежам Парланда.
Павильон Карла Росси
На месте «Золотых хором» Екатерины I великий архитектор Карл Росси построил красивейший павильон в стиле классицизм, который располагался на берегу реки Мойки и являлся пристанью для лодок.
Строительство продолжалось с 1823 по 1825 гг. Павильон представляет собой два помещения квадратной формы, объединенные в единый ансамбль с помощью крытой колоннады из восьми дорических колонн. У павильона построена небольшая набережная-пристань. При ее возведении Росси использовал редкие породы гранита.
К набережной причаливали лодки императрицы и ее свиты. В помещениях павильона отдыхающих уже ждали накрытые столы с чаем, сладостями и фруктами. Царица и ее фрейлины развлекались здесь, играя в карты и кости.
В 2000-ом г. в центральной части колоннады был установлен бюст К.И. Росси. Оригинальный макет монумента выполнил в середине 19 в. архитектор Н. Пименов.
Короткое видео, снятое в Михайловском саду:
Михайловский сад
В самом сердце Санкт-Петербурга, по соседству со многими всемирно известными достопримечательностями расположен Михайловский сад. На территории в 10 га совмещены регулярный и пейзажный ландшафтный дизайн, что делает сад уникальным и за что ему присвоили статус памятника ландшафтной архитектуры.
История Михайловского сада
Вскоре после основания города император Петр I решил разбить парк на месте нескольких деревенских селений и охотничьих земель, принадлежащих тогда шведу Канау. На Генеральном плане 1716 года, составленного главным архитектором Жан-Батистом Леблоном, значилось три Летних сада. Два из них стали нынешней главной парковой достопримечательностью Петербурга, а вот последний и превратился в Михайловский.
Огромный парк комплекс, разработанный Леблоном, практически повторял Петергофский. В юго-западной, регулярной, части были высажены фруктовые деревья и лечебные растения, вдобавок были возведены парники для более экзотичных видов. В другой, парковой, стороне были высажены подстриженные под пирамиды ели, проложены прямые аллеи.
При правлении дочери Петра Великого, Елизаветы, знаменитому архитектору Бартоломео Растрелли было поручено возведение Летнего дворца вместо уже существовавшей там резиденции Екатерины I. Весной 1743 года был готов новый сад, содержавший в себе много изумительных деталей. Одна из частей была отдана под растительный лабиринт и расположенными в нём скульптурными композициями и фонтанами. Оставшаяся площадь парка разделялась прямыми аллеями на геометрические фигуры. Пять прудов в виде прямоугольников были вырыты в центре сада, а помимо них, на территории расположились ещё два фигурных, а также цветник и фонтан.
Во время правления Павла I сад изменил свой облик. Император приказал снести старый дворец, а на его месте в 1801 году вырос Михайловский замок – после него Третий Летний сад получил своё современное имя. Согласно новому плану оставались фигурные и 4 прямоугольных пруда, которые теперь соединял подземный канал.
Построенный Михайловский дворец походил на замок, окруженный рвами и оборудованный подвесным мостом. Император спешил поскорее переехать в свою новую резиденцию, однако прожил там всего 40 дней – Павла убили в его собственной спальне.
После этого трагичного события здание несколько лет пустовало, и в 1822 году было переведено под ведомство Инженерного училища, отчего получило своё нынешнее название – Инженерный замок.
Александр I в 1819 году заказал у Карла Ивановича Росси перепланировку Михайловского сада. Проект включал себя засыпку каналов вокруг замка, кроме Воскресенского, уменьшение размеров прудов и создание единой водной системы. Также был построен коллектор, объединивший большой пруд и реку Мойку.
Росси применил модную тогда английскую планировку. Перед Михайловским дворцом раскинулся овальный луг, окаймленный прогулочной аллеей. Строгие геометрические очертания искусственных прудов, оставшихся от задумки Растрелли, были заменены на неправильные, похожие на естественные берега. Прудики в центре сада были убраны совсем. На набережной Мойки была возведена пристань, украшенная павильоном.
От старых проектов Росси оставил ещё и систему аллей, которая создавала основу парка. Их дополнили высадкой новых деревьев, кустарников и цветников.
Строительство Спаса на Крови на набережной канала Грибоедова в начале XX века уменьшило площадь Михайловского сада. В 1902 году один из прудов высох и был засыпан.
До Революции вход в сад для обычных жителей был закрыт. В 1922 году ему было дано название сада Международной организации помощи борцам революции, и он стал открытым для всех парком. Это плачевно сказалось на его состоянии. Через луг была вытоптана тропинка, вместо газонов были возведены сцена и павильоны. В 60-х были построены общественный туалет и корт для игры в теннис. Деревья и кусты высаживались без плана, и выросшие растения закрывали вид на Марсово поле. Во блокады Ленинграда в выкопанных на территории парка траншеях спасали от снарядов экспонаты Русского музея.
Лишь уже в XXI веке власти города увидели, в каком плачевном положении находится сад, и в 2001-2007 годах проводилась реконструкция, которая вернула былое великолепие Михайловскому саду.
Нельзя не отметить восхитительную решётку, украшающую ограду сада со стороны Спаса на Крови. Она, как и храм, была создана по проекту Альфреда Александровича Парланда. По задумке, кованные цветы и лозы должны парить над землей. К сожалению, в течение века ограда неоднократно была деформирована – сначала с неё сняли царские атрибуты, затем стеклянные светильники. Часть была снесена при прокладке трамвайных путей. Лишь к периоду реконструкции сада решётка восстановила свой первоначальный облик благодаря помощи спонсоров.
Михайловский сад окружен достопримечательностями. Кроме ранее упомянутого Спаса на Крови, к которому открыт один из входов, в непосредственной близости находятся Русский и Этнографический музеи, Михайловский театр и Театральная площадь, Марсово поле. После интересных экскурсий можно приятно отдохнуть под кронами деревьев Михайловского сада.
Кинематографический фестиваль братьев Люмьер в Лионе